Домой

Урок-семинар




Скачать 53.23 Kb.
НазваниеУрок-семинар
Дата15.04.2013
Размер53.23 Kb.
ТипУрок
Содержание
Ход урока
Ученик: доклад на тему «Прав ли Герцен, настаивая на близости Базарова и Онегиным и Печориным?»Учитель
Ученик: доклад «Рудин и Базаров» (с романом «Рудин» ученики должны были познакомиться летом).Учитель
Ученики: выступления на тему «Мое отношение к Евгению Базарову».Учитель
Ученик: доклад «Идеал Тургенева в романе «Отцы и дети» и в стихотворении в прозе «Порог».Учитель
Подобные работы:


Воскресенская Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 3 г. Климовска


УРОК-СЕМИНАР

«ПРОБЛЕМА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ

В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Х1Х ВЕКА»


Пояснительная записка

Урок-семинар – активная форма познания. Учащиеся самостоятельно изучают материал, выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной деятельности под руководством учителя. Благодаря такой активной форме деятельности, формируются умение работать с литературой, творчески мыслить и действовать, что необходимо молодому человеку в современной жизни. Особенность проблемного семинара состоит в коллективном обсуждении и решении проблемы.

Цель семинара – формирование навыков постановки и решения теоретических и практических проблем, «проблемного стиля мышления». Формой организации образовательного процесса является модель группового обсуждения проблем с элементами фронтальных форм работы (выбор темы, подведение итогов и др.).

Предложенный урок завершает изучение романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». На предыдущем уроке класс был разделен на 5 групп с учетом подготовленности и межличностных отношений, каждая группа получила задание, расширяющее знания учащихся, полученные на уроке, список рекомендованной литературы. На подготовку к семинару было отведено 7 дней, в течение которые ученики могли получить консультацию учителя. Учащиеся уже знакомы с таким видом работы, знают порядок проведения занятия, имеют памятку по рецензированию доклада:

  1. достоверность использованных источников;

  2. полнота рассказа;

  3. убедительность аргументов;

  4. связность изложения, умение владеть речью и удерживать внимание слушателей.

Учащиеся также знают, что по ходу выступления товарищей нужно делать записи. Оценивая доклад, нужно отметить достоинства и недостатки. В классном уголке – список групп учащихся и закрепленные за ними темы, памятка по рецензированию доклада

Задача учителя – предварительная ориентация учащихся в круге проблем и источников, консультация учеников, направление обсуждения на уроке в русло конструктивного анализа проблем с опорой на изученную литературу и собственный опыт учеников.


^ ХОД УРОКА


1. Организационный этап (2 мин) На доске записана тема урока, вопросы для обсуждения, 2. Основной этап урока.

Учитель: Сегодня часто можно слышать упреки в бездуховности молодого поколения и общества в целом, в отсутствии национальной идеи и идеала. В связи с этим возникают вопросы: куда же исчез идеал? А был ли он вообще? Если был, то какой? От кого зависит формирование идеала?

Сегодня мы постараемся разобраться с тем, каким был идеал человека в 19 веке, который многие исследователи считают «золотым» для России по степени расцвета культуры. Какой же идеал предлагает нам литература 19 века? Онегин носит по свету свое разочарование, Печорину все наскучило, и он ищет новых впечатлений, Обломов видит и чувствует недостатки и критикует, но не способен найти применение своим силам. Нужен новый герой, способный не только отрицать, но и действовать. Общественная жизнь уже показала такой тип человека: это Белинский, Чернышевский, Писарев. Кроме того, 60-е годы – время развития естественных наук, когда появилось целое созвездие естествоиспытателей: Сеченов, Бутлеров, Менделеев, Боткин, Мечников. Эти люди покорили Тургенева, их черты нашли отражение в образе Евгения Базарова.

С появлением романа в печати поднялась буря различных мнений. Критики и читатели сравнивали нового героя с уже известными литературными героями, в частности с Онегиным и Печориным. В чью пользу делались такие сравнения?


^ Ученик: доклад на тему «Прав ли Герцен, настаивая на близости Базарова и Онегиным и Печориным?»


Учитель: Есть ли вопросы к докладчику? Подведем итоги: Что общего у Базарова с Онегиным и Печориным, в чем существенные различия? (ученики делают записи в тетрадях). (Возможно использование интерактивной доски. В этом случае группа конспективно оформляет выводы из своего выступления).


Учитель: Шло время, на смену скучающему Онегину, скептику Печорину приходит «новый человек» - герой одноименного романа Тургенева Дмитрий Рудин. Чем вызвано появление в литературе подобного героя? Что общего у него с Базаровым и в чем их отличия?


^ Ученик: доклад «Рудин и Базаров» (с романом «Рудин» ученики должны были познакомиться летом).


Учитель: Есть вопросы к докладчику? Оформите в тетрадях вывод по этому выступлению.

Выход романа «Отцы и дети» в свет всколыхнул общественную мысль. Одни критики называли Базарова «карикатурой на молодое поколение» (Антонович «Асмодей нашего времени»), другие видели в нем идеал. Наиболее полно рассмотрели этот вопрос критики Писарев в статьях «Базаров», «Реалисты» и «Новый тип» и Герцен в статье «Еще раз Базаров». В чем же причина и сущность их разногласий?


Ученики: доклад на тему «Спор Герцена и Писарева о Базарове».


Учитель: Есть вопросы к докладчикам? Ваше мнение об их выступлениях. Оформите в тетради основные положения докладов.

Теперь, когда мы познакомились с мнением критиков и современников, попробуйте сформулировать свое мнение об этом литературном герое. Чем вам близок этот образ? С чем вы не согласны? В чем причина противоречий в характере Базарова?


^ Ученики: выступления на тему «Мое отношение к Евгению Базарову».


Учитель: Вы отметили, что образ Базарова противоречив, со всеми сильными и слабыми сторонами он вошел в русскую литературу как тип «нового человека» 60-х годов 19 века.

Сам Тургенев напряженно ищет этот тип и обращается к нему на склоне лет в стихотворении в прозе «Порог». Послушайте эти замечательные страницы (читает учитель или звучит аудиозапись).

Что общего у Евгения Базарова с героиней рассказа?


^ Ученик: доклад «Идеал Тургенева в романе «Отцы и дети» и в стихотворении в прозе «Порог».


Учитель: Есть вопросы к докладчику? Подведем итоги. Какой тип людей стал для Тургенева идеалом человека? Ученики записали в тетрадях черты характера: тяга к поиску, бескорыстие, мужество, готовность жертвовать собой, верность долгу, ненависть к рутине, искренность слов и поступков. В каких произведениях мы встречали подобный образ? Ученики называют произведения Некрасова, рассказы Горького.

Итак, русская литература второй половины 19 века сформировала идеал человека. Она не приемлет фразеров типа грибоедовского Репетилова и лермонтовского Грушницкого, мнимых учеников Базарова. От критически мыслящего интеллигента типа Онегина, Печорина, Рудина она прошла путь к труженику и бойцу Базарову, Рахметову, Добросклонову. «Единство знания и воли, мысли и дела – вот идеал, сформированный литературой. Таково требование времени. Базаровские черты можно без труда найти во многих героях лучших произведений советской литературы: Павле Корчагине из романа Островского «Как закалялась сталь», Володе Устименко из трилогии Германа «Дело, которому ты служишь», Крылове из романа Д. Гранина «Иду на грозу» и многих других. Сегодняшний читатель найдет для себя в этих произведениях много интересного и полезного, недаром они неоднократно экранизированы. Целое предвоенное поколение мальчишек воспитано на героях базаровского типа. Философия этого поколения, ушедшего со школьной и студенческой скамьи защищать Родину, со страстью и непримиримостью звучит в строках Павла Когана:

Я с детства не любил овал,

Я с детства угол рисовал.

Они говорили: «Жить только так. Никаких овалов. Никаких компромиссов, никакой жалости к самому себе». Чувствуете здесь знакомые интонации? Да, это Евгений Базаров.

Значит, можно говорить о бессмертии этого образа, и с его помощью было воспитано поколение победителей.

Задание на дом: в ком из героев русской литературы начиная с 70 годов 20 века мы находим черты базаровского типа? Актуальны ли они для современной жизни и литературы?


3. Подведение итогов:

Учитель: пользуясь своими записями оцените доклады товарищей по классу. Прошу начинать с положительных моментов.

Ученики оценивают выступления одноклассников.

Выставление оценок за урок, проверка записей в тетрадях, запись домашнего задания в дневник.

Скачать 53.23 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты