Домой

Автоматизация планирования учебного процесса в вузе




НазваниеАвтоматизация планирования учебного процесса в вузе
Дата15.04.2013
Размер49.4 Kb.
ТипДокументы
Подобные работы:

ЩЕРБИНИНА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА

г.Астрахань, Астраханский государственный университет

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ.


В настоящее время в условиях социально-экономической реформы, развития рынка труда и сферы образовательных услуг ощущается потребность в формировании единого информационного пространства вуза и на его основе – информационно-управляющей системы, способной в соответствии с современными требованиями успешно решать проблемы обеспечения образовательной и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения. Это позволит повысить качество системы подготовки специалистов, уровень развития организационной структуры вуза, эффективность управления, сделать вуз преуспевающим, экономически выгодным предприятием.

В связи с быстрым обновлением содержания учебного процесса, изменением форм организации и реализации учебного процесса, появлением различных форм дополнительного образования и повышения квалификации, развитием в вузах децентрализации контроля и управления образовательным процессом старые методы ведения делопроизводства не обеспечивают своевременного доступа к достоверной информации по всем аспектам деятельности учебного заведения для принятия управленческих решений, направленных, прежде всего, на повышение качества подготовки специалистов.

Таким образом, создание единой автоматизированной системы управления вузом (АСУ-ВУЗ) на основе проведения комплекса исследовательских и аналитических работ по определению структуры и методов учета первичной информации, анализу данных и формированию экономических показателей деятельности университетского комплекса является актуальной задачей. Наличие общей концепции построения подсистем АСУ-ВУЗ гарантирует их функциональную, техническую, программную и организационную взаимосвязь. В этой связи целесообразно строить АСУ-ВУЗ как открытую распределенную динамическую автоматизированную информационную систему, позволяющую модифицировать, развивать и наращивать функции и ресурсы в соответствии с расширением сфер и задач применения в условиях постоянного изменения процедур организации управления. Реализация АСУ-ВУЗ предполагает:

  • создание единой базы данных, содержащей справочную информацию, информацию о структуре вуза, о контингенте сотрудников и студентов, об учебных планах по всем специальностям, направлениям, данные обо всех видах финансовых потоков, об используемых материальных ресурсах и интеллектуальной собственности;

  • построение ядра системы на основе технологии корпоративных СУБД и хранилищ данных;

  • поддержку единой системы доступа к документам, отчетам и функциям системы;

  • обеспечение многопользовательского доступа;

  • наличие механизмов разграничения прав доступа к информации различных категорий пользователей;

  • обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа на сервере базы данных и при передаче по сети;

  • возможность передачи данных в режимах on-line и off-line;

  • создание программных средств, позволяющих осуществить интеграцию с другими информационными системами;

  • разработку специализированных программных средств сбора, хранения и обработки информации, обеспечивающих формирование различного вида отчетности

Вся информация в системе концентрируется в единой корпоративной базе данных, обеспечивается многопользовательский режим доступа к данным. Корпоративная база данных является основой для построения хранилища данных. Таким образом, модель корпоративной информационной системы АСУ-ВУЗ представляется как множество процессов, связанных информационными потоками.

Так как система должна проектироваться как многопользовательское приложение, где объем хранимых и обрабатываемых данных велик, то целесообразно использовать технологию клиент-сервер, когда запросы клиента обрабатываются сервером базы данных и обратно возвращается только результат выполнения запроса. Такой подход уменьшает поток данных в сети. Кроме того, обработка запросов сервером базы данных осуществляется быстрее, чем клиентской машиной, поскольку в качестве сервера используется, как правило, гораздо более мощный компьютер и СУБД, используемая в качестве сервера базы данных, обладает более совершенными средствами обработки данных.

Так как основой деятельности вуза в первую очередь является обеспечение учебного процесса и планирование деятельности образовательного учреждения в зависимости от изменений экономической ситуации, то наибольший акцент в управлении ложится именно на эти функции.

Образовательный процесс в университете начинается с подготовки учебных планов специальностей (направлений), состав и объем которых регламентируется государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на весь срок подготовки специалиста, поэтому первым шагом построения АСУ-ВУЗ является автоматизация процесса формирования учебных планов, после чего в систему можно подключать решение других задач.

Для каждого вновь набираемого контингента студентов по специальности или направлению составляется учебный план на весь срок обучения. Он идентифицируется названием специальности (направления) и годом поступления, что позволяет отслеживать все внесенные изменения в конкретный учебный план по каждому курсу. Введенная идентификация позволяет гибко корректировать, при необходимости, часть учебного плана, оставляя неизменной его базовую часть в соответствии с государственными стандартами по высшему образованию.

Ежегодно при планировании учебного процесса на следующий учебный год из учебного плана автоматически выбираются дисциплины, которые необходимо включить в учебный процесс — составляются рабочие (семестровые) учебные планы на планируемый учебный год. Затем занятия объединяются в потоки и закрепляются за кафедрами. Полученный набор рабочих учебных планов является основой для расчета штатов профессорско-преподавательского состава (ППС) и определения учебной нагрузки кафедр. При этом могут быть использованы различные методики расчета штатов ППС.

Подсистема «Расчет штатов ППС» обеспечивает получение информации о нагрузке кафедр, ее раскладке по видам, о почасовом фонде и т.п. На основании полученных данных формируется штатный формуляр, который затем используется в подсистемах управления финансово-хозяйственной деятельностью и поддержки принятия решений при составлении и анализе сметы расходов на организацию учебного процесса на планируемый учебный год.

Сведения о студенте поступают из подсистемы «Абитуриент» на основании приказа о его зачислении в вуз, при этом устанавливается связь с учебным планом, в соответствии с которым он будет обучаться. Учебный план определяет список дисциплин, по которым в базу данных заносятся сведения об успеваемости студента. Анкетные данные о студенте и сведения о его успеваемости используются по завершении обучения для формирования и печати приложения к диплому или академической справки. В течение учебного года ведется оперативный учет движения контингента студентов в соответствии с приказами, а также учет текущей (рейтинг) и сессионной успеваемости.

Информация о студентах используется также отделом платных образовательных услуг и бухгалтерией для учета и контроля поступления внебюджетных средств от коммерческого обучения и других платных образовательных услуг, расчета и выплаты стипендий.

Таким образом, подсистема планирования учебного процесса тесно связана с подсистемами управления финансово-хозяйственной деятельностью и поддержки принятия решений, которые формируют базу данных о хозяйственно-договорной деятельности, дифференцируя поступающие внебюджетные средства по видам деятельности и решают задачи планово-финансовой службы, отдела кадров, бухгалтерии и др., а также задачи аналитической системы поддержки принятия решений.

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты