Домой

Борисова Вера Ивановна программа




Скачать 347.1 Kb.
НазваниеБорисова Вера Ивановна программа
Дата14.04.2013
Размер347.1 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
1 Раздел. объяснительная записка.
Информация, информатика, представление информации
Калькулятор Windows
Дополнительные возможности электронных таблиц
Основы алгоритмизации и программирования
Стандартные средства мультимедиа
Создание базы данных
Компьютерные сети и Интернет
Методическое обеспечение программы
Подобные работы:

МБОУ « Старо-Шигалеевская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан


Утверждена на педагогическом

(методическом) совете УДО.

“___”_______________2011 г.

Директор УДО_____________

В.Н.Фадеева


ПРОГРАММА

занятий объединения (коллектива)

2 года обучения

«Компьютерная азбука»

(название коллектива)

Педагог : Борисова Вера Ивановна


Программа


кружка «Компьютерная азбука»

на 2011-2012 учебный год


Руководитель: Борисова Вера Ивановна


^ 1 РАЗДЕЛ. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1. Общие сведения о объединении (коллективе).

1.1. Вид объединения :

- постоянного состава;

Работает : по микрогруппам и целой группой

- по звеньям;

1.2. Год занятий объединения: 2 -ой

1.3. Количество членов объединения 2 года обучения – 12 учащихся.

1.4. Возраст членов объединения.: 11-17 лет учащиеся МБОУ «Старо-Шигалеевской СОШ»

1.5. Количество часов занятий объединения в неделю. 6 часов (3 занятия в неделю по 2 часа) Всего 204 часа в год

1.6. Место занятий объединения. Компьютерный класс МБОУ «Старо- Шигалеевская СОШ»


Анализ 1 года обучения


Обучаемые освоили программу 1 года обучения кружка «Компьютерная азбука»,активно участвовали в районных и республиканских творческих конкурсах. Участники кружка имеют следующие достижения:

Участник в районом конкурсе рисунков и фотографий «Моя любимая мама», «Моя любимая бабушка» в номинации « Изобразительное искусство» Вагизов Альберт ( 3 класс), диплом за 1 место, МОУ ДОД «ДДТ», 2010 год

Активный участник в районом этапе 7 республиканской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам» в номинации «Школьная газета», Басырова Алина ( 11 класс), грамота, МОУ ДОД «ДДТ», 2010год


Районный конкурс юный программистов «Дерзание» в номинации «Мультимедийные проекты», Фарухшин Адель, 3 класс, 3 место, грамота, начальник образования, приказ № 118 от 24.03.2011 г.


За активное участие в открытом республиканском конкурсе творческих работ с использованием информационных технологий «Мир сегодня и завтра», Самарканова Галия, ученица 7 класса, сертификат

За активное участие в открытом республиканском конкурсе творческих работ с использованием информационных технологий «Мир сегодня и завтра», Халиуллина Аида, ученица 7 класса, сертификат ,май 2011

За активное участие в открытом республиканском конкурсе творческих работ с использованием информационных технологий «Мир сегодня и завтра», Дрожжова Анастасия, ученица 4 класса, сертификат, май 2011


Благодарственное письмо за подготовку учащихся и активное участие в открытом республиканском конкурсе творческих работ с использованием информационных технологий «Мир сегодня и завтра» учитель информатики Борисова В.И., май 2011


Победитель районного этапа республиканского конкурса творческих работ «Космос глазами детей» в номинации « Фотография» в возрастной группе 16-18 лет, Евстафьев Владислав, 11 класс, диплом, МБОУ ДОД «ДДТ» , 25.02.2011 г. руководитель: Борисова В.И.


Районная ученическая конференция по физике, посвященная «50-летию полета человека в космос» в номинации «Газета» кружок «Компьютерная азбука, 1 место, 15.04.2011г


Победитель республиканского конкурса творческих работ «Космос глазами детей» в номинации « Фотография» в возрастной группе 16-18 лет, Евстафьев Владислав, 11 класс, 2011 г.


Цели и задачи

  1. Массовое вовлечение, работа по созданию , обновлению и развитию микроколлектива кружка. Сплотить коллектив из 15 учащихся, добиться постоянного состава обучающихся, решить проблему занятости учащихся в свободное время.

  2. Научить постоянный состав членов основам компьютерной грамотности



    • оформлению стенгазет

    • оформлению выставок творчества учащихся

    • изготовление различных трафаретов




  1. Развитие познавательных интересов и творческих способностей в . Профориентация школьников

  2. Социальное воспитание школьников: общественно-полезная работа по благоустройству (оформлению) школы и ДДТ

  3. Участие в массовых мероприятиях , конкурсах , выставках, праздниках



2. Документы и материалы, с учётом которых составлена программа.

2.1. Положение об учреждении дополнительного образования.

2.2. Программа кружков для внешкольных учреждений и общеобразовательных

школ по профилю.

2.4. Программа общеобразовательных школ, средних специальных и высших

учебных заведений ( соответствующих профилю объединения ).

2.5. Программы кружков учреждения дополнительного образования.

2.6. Перспективный план работы отдела.

2.7. Инструкция по Технике безопасности.

2.8. Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

2.9. Документы и материалы по профилю работы объединения.


3. Совместная работа с организациями, предприятиями, институтами, творческими союзами.

3.1. Форма для оформления:

Название организации

Содержание и формы совместной работы.

1.

2.

МБОУ «Старо-Шигалеевская СОШ»

Содействие в реализации программы «Информатизация школы», «Электронная школа»

Пестречинский Дом детского творчества

Участие в районных и республиканских творческих конкурсах

МДОУ Старо-Шигалеевский детский сад «Солнышко»

Сотрудничество с коллективом учреждения,освоение компьютерной грамотности


Образовательно - воспитательная работа.

1.Развитие познавательных интересов и творческих способностей, профориентация школьников.


2. Социальное воспитание школьников. Общественно - полезная работа, участие в общественных движениях, программах, фондах, проведение дел в помощь ветеранам и пожилым людям, детским домам и школа - интернатам.


3. Работа по созданию и развитию коллектива объединения, самоуправления подростков :

  • организация коллективной творческой деятельности, коллективное планирование, выполнение и подведение итогов работы объединения

(проведение собраний объединения, разработка правил и законов (устав,

заповеди и т.д. );

  • организация работы органов самоуправления ( постоянных и временных)

микроколлективов, дежурств. Проведение совместных дел старших и младших

кружковцев; кружковцев и родителей, шефов, выпускников;

  • ведение дневника дел объединения. Организация досуга.

Сотрудничество с коллективами детских учреждений .


4. Участие в массовых мероприятиях ( конкурсах, праздниках, соревнованиях

и др.)


Актуальность и практическая значимость для обучающихся:


Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Иными словами, информационные технологии предъявляют все более высокие требования к интеллекту работников. Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, споосбность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации ) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Программа кружка «Компьютерная азбука» вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков. Дополнительная образовательная программа кружка «Компьютерная азбука» направлена на создание условий для развития личности ребенка, развития мотивации личности к познанию и творчеству.

На занятиях кружка учащиеся изучают основные устройства компьютера, стандартное программное обеспечение, азы языка программирования BASIC, методы решения практических задач с помощью программы MS Excel в электронных таблицах.

На занятиях кружка учащиеся узнают, что они живут среди множества объектов, вокруг постоянно происходят какие-то процессы, на одни человек может вли­ять, другие человеку не подвластны. Занимаясь какой-либо деятельнос­тью, люди используют разные объекты. Они создают одни объекты и разрушают другие. Некоторые объекты оказывают воздействие на самого человека. Для того чтобы принимать продуманные, а не ско­ропалительные решения, надо научиться анализировать все, что происходит вокруг, и делать выводы. Это возможно только при ус­ловии, что человек умеет работать с информацией об объектах, явлени­ях и процессах окружающего мира, привлекая, если надо, совре­менные технические средства, в том числе и компьютер.

В первую очередь учащиеся изучают, что такое объект, и изучают способы описания его свойств на языке, понятном компьютеру. Любой реальный объект можно описать, пользуясь имеющейся о нем информацией, а затем на этой основе создается упрощенный объект, называемый моделью. С такой моделью ученики прово­дить различные компьютерные эксперименты. Это необходимо для того, чтобы лучше узнать свойства реального объекта и научиться воздействовать на него, улучшать, приспосабливать для своих нужд, то есть уп­равлять реальным объектом.

На занятиях кружка ученики узнают о том, как че­ловек воспринимает информацию об объектах, как он ее преобразовывает, какие устройства ему в этом помогают, какую роль играет при этом компьютер.

Овладение компьютером и основами программирования развивают в учащихся полезные качества, которые помогут ему и в учебе в дальнейшей профессиональной деятельности:

  1. четкость и строгость мышления и делового общения;

  2. умение раскладывать поставленную задачу на подзадачи;

  3. осознание неизбежности расплаты за малейшую допущенную ошибку, неточ­ность или обман;

  4. самое главное — умение четко пла­нировать свои действия и последовательно достигать результата по разработанному плану.

Следующие два качества являются элементами специального развития ребенка с помощью предмета информатики:

  1. понимание принципов обработки информации в компьютере и принципов управления работой компьютера;

  2. умение пользоваться компьютером и периферией в будущей профессиональ­ной деятельности и в быту;

Члены кружкового объединения кроме работы над индивидуальными проектами выполняют работу над совместным проектом . Изучают способы создания и оформления web-страниц, создают выпуски газет о жизни школы, учатся поиску информации в Интернет.

Всем очевид­но, что чрезмерная индивидуализация обу­чения отрицательно сказывается на нрав­ственных качествах ученика. Эффективным противовесом здесь служит коллективное творчество. Умение работать в группе, этика и организация коллективного труда воспитываются работой над совместными проектами, которыми может завершаться изучение очередной большой темы. Под контролем учителя ребята разбивают общий проект на подзадачи, и каждый из них отвечает за какую-нибудь подзадачу. Учитель назначает руководителя проекта, который координирует работу других ребят и отвечает за весь проект. Если подзадачи распределены между школьниками пра­вильно, то даже самые слабые ребята по­лучают достаточный стимул для работы и моральное удовлетворение.

Программа кружка «Компьютерная азбука» разработана с использованием систем программирования , электронных таблиц ,системы управления базами данных который включает учебное пособие и компьютерный практикум. Комплекс является интегрированной обучающей средой, связанной гиперссылками.

Компьютерный практикум обеспечивает необходимую программную и методическую поддержку курса как при работе на компьютере, имеющий удобный Web-интерфейс, содержит программное обеспечение, необходимое для реализации компьютерного практикума

Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Кроме разработки проектов под руководством учителя учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.

При составлении данной программы использовались следующие первоисточники:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 1-11 классы.

  2. Сборник образовательных программ по развитию технического творчества учащихся(для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ)

  3. Примерное содержание курса информатики в начальной школе (из письма Министерства образования Российской Федерации от 17,12,2001 № 957/13



Цели изучения :

1) формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера)

2) развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике ( с применением формальной логики, алгоритмический, систем программирования )

3) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой

4) развитие у учащихся навыков решения задач с помощью компьютера.


Задачи обучения , связанные с

  1. обучением:

  • развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»

  • познакомить школьников с основными свойствами информации

  • научить их приемам организации информации

  • формирование общеучебных умений и навыков

  • прибретение знаний, умений и навыков работы с информацией

  • формирование умения применять теоретичекие знания на практике

  • дать школьникам е представление о компьютере и сферах его применения;

2) развитием:

  • памяти, внимания, наблюдательности

  • абстрактного и логического мышления

  • творческого и рационального подхода к решению задач;

3 ) воспитанием

  • настойчивости, собранности, организованности, аккуратности

  • умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога

  • бережного отношения к школьному имуществу,

  • навыков здорового образа жизни.

Особенности программы (ведущие идеи и основные понятия):

В литературе рассматриваются два аспекта изучения информатики :

  • - технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии - информационные;

  • - общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Так вот данная программа реализует именно второй подход.

Кроме того, выделяют два основных направления обучения информатике:

* обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. В качестве пропедевтических занятий для учащихся начальной школы можно использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т. д.).

* второе направление обучения информатике - это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить, что по утверждению психологов, основные логические структуры мышления формируются в начальной школе и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с этого возрастного этапа.

К основным рассматриваемым понятиям можно отнести:

- описание объектов - атрибуты, структуры, классы;

- описание повеления объектов — процессы и алгоритмы;

- описание логических рассуждений - алгебра высказываний;

- создание информационной модели объектов — приемы формализации и моделирования.

Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.


Основные возрастные особенности школьников

В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобра­зования. Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки как доста­точно надежного механизма саморегуляции. Учащимся, ориенти­рующимся на способ действия, присущи исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлексивность в оценке своих воз­можностей

Мотивация младших школьников с разной успеваемостью. В этом возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы — долга, ответственности и др. Такая социальная установ­ка очень важна для успешного начала учения. Однако многие из этих мотивов могут быть реализованы только в будущем, что сни­жает их побудительную силу.

Обучение развивает школьников прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы усложняющихся учебных задач, формирование необходимых для их решения действий (мыслительных, речевых, перцептивных и т, д.), превращение этих действий в операции более сложных действий, образование обобщений и их применение к новым конкретным ситуациям.

Обучение воздействует на развитие младших школьников и всей своей организацией. Оно является формой их коллективное жизни, общения с учителем и друг с другом. В классном коллективе складываются определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе влияющее на развитие младшего школьника. Через классный коллектив он включаются в разные виды деятельности.

Ставя перед школьниками новые познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, обуче­ние идет впереди развития. Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на потенциальные его возможности.

Обучение тем успешнее ведет за собой развитие, чем более целенаправленно оно побуждает учащихся к анализу их впечат­лений от воспринимаемых объектов, осознанию их отдельных свойств и своих действий с ними, выделению существенных при­знаков объектов, овладению мерами оценки отдельных их пара­метров, выработке способов классификации объектов, образованию обобщений и их конкретизации, осознанию общего в своих дейст­виях при решении различных видов задач и т. п.

Характеристика системы отслеживания и оценивания результата обучения

Исследо­вания показывают, что результативность решения младшими школь­никами учебных задач существенно зависит от организации деятельности. Работа в диадах учащихся оказывается в среднем более продуктивной, чем индивидуальная; работа в режиме со­трудничества партнеров — более эффективной, чем в режиме со­перничества. Организация совместной работы, при которой одному из партнеров поручалась роль консультанта-контролера, положи­тельно влияла на процесс и результаты учебной деятельности. Это: выражалось прежде всего в повышении адекватности выполняе­мых действий, особенно реализующих функции контроля и само­контроля. Однако в том случае, когда дети не обучались предва­рительно способам делового общения, исполнение ролей зачастую носило формальный характер.

Усвоение учащимися элементарных правил делового общения протекает успешно и довольно быстро, если обучение их прово­дится планомерно, включает сравнение и анализ полноценных и неудовлетворительных диалогов, а также упражнения в построе­нии диалогов на заданную тему с учетом изучаемых правил обще­ния. При образовании диад желательно главную роль поручать менее уверенным в себе и менее склонным к лидерству учащимся.

Все эти психологические особенности обучения, развития и воспитания находят реализацию в содержательной части программы и при ее воплощении на практических занятиях.


Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:

• осознавать потребность в дополнительной информации;

• определять возможные источники информации и стратегии их поиска;

• осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библиотеках;

• анализировать полученные из наблюдений сведения;

• обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;

• с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;

• представлять информацию в табличной форме, в виде схем;

• составлять и исполнять несложные алгоритмы;

• создавать свои источники информации — информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы

• организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;

• использовать информацию для принятия решений;

• использовать информацию для построения умозаключений;

• понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни

• работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;

• уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

• создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;

• производить поиск по заданному условию;

• готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

Учащиеся активно участвуют в школьных выставках (рисуют открытки, рисунки в программе Paint, выполняют презентации), помогают учителям в наборе: уроков, карточек, заданий, создании презентаций, поиске интересующей информации, или могут проконсультировать как учителей, так и учеников в меру своих возможностей.


Требования к обязательному уровню подготовки по информатике на этапе обучения

В процессе изучения курса «Компьютерная азбука», обучаемому предоставляется возможность:

знать правила поведения в компьютерном классе;

В результате изучения курса «Компьютерная азбука» должен:

Знать устройство компьютера, программы, интерфейс. Состав компьютерной системы.

приводить формат информации; Понятие о кодировании и декодировании информации. Стандартная кодировка ASCII. Хранение цифровой информации.

Кодирование цветовой информации. Кодирование графической информации.

Понятие формата информации.

Уметь работать с калькулятором; знать режимы работы Калькулятора. Порядок действий. Инициализация Калькулятора. Использование памяти. Правила логической арифметики. знать правила работы с электронными таблицами, системами управления базами данных;

Использовать дополнительные возможности электронных таблиц для решения задач и построения диаграмм и графиков

Знать основы алгоритмизации и программирования;

ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;

применять знания о способах представления, хранения и передачи информации (;

уметь представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки;

иметь навыки работы на компьютере, устанавливать и запуск программы

уметь создавать базы данных : работать в режиме формы, выполнять поиск и сортировку данных, создавать отчеты

знать сетевой этикет и сетевую безопасность. Телеконференции. World Wide Web (WWW).

структуру Web-публикаций, формат HTML. , гипертекстовые ссылки.

В ходе проведения занятий планируется работа по воспитаниею настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в минигруппе, бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.


2-й год




наименование

разделов и тем

общее количество учебных часов

в том числе

теоретических

практических

1

^ Информация, информатика, представление информации

10







1.1

Вводное занятие.Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Рабочее место.Охрана здоровья. Сохранность компьютеров

2

2




1.2

Краткая история информатики Компьютер, программа, интерфейс. Состав компьютерной системы. Хранение цифровой информации.

4

2

2

1.3

Понятие о кодировании и декодировании информации. Стандартная кодировка ASCII.

Кодирование цветовой информации. Кодирование графической информации.

Понятие формата информации.

4

2

2

2

^ Калькулятор Windows

12







2.1

Запуск программ .Режимы работы Калькулятора. Управление Калькулятором. Обычный режим работы Калькулятора.

2

2




2.2

Порядок действий. Инициализация Калькулятора. Использование памяти. Инженерный режим работы Калькулятора

4

2

2

2.3

Правила логической арифметики.

Понятие операнда. Операция AND (И).

Операция OR (ИЛИ). Операция XOR (ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ).

Операция NOT (HE).

6

2

4

3

^ Дополнительные возможности электронных таблиц

54







3.1

Интерфейс и сравнение возможностей электронных таблиц Microsoft Excel.

4

2

2

3.2

Создание таблицы. Редактирование рабочего листа. Ввод формул

6

2

4

3.3

Форматирование таблицы. Печать таблицы

4

2

2

3.4

Обработка данных таблицы

6

2

4

3.5

Работа с несколькими таблицами

8

2

6

3.6

Построение диаграмм и гра­фиков. Подбор параметра.

8

2

6

3.7

Надстройка Поиск решения. Логи­ческие функции

8

2

6

3.8

Решение задач с помощью электронных таблиц.

10

2

8

4

^ Основы алгоритмизации и программирования

30







4.1

Циклы. Операторы цикла. Оператор цикла с известным числом повторений (с параметром). Оператор цикла с логическим условием. Программирование циклических алгоритмов.

8

2

6

4.2

Одномерные массивы. Размерность массива. Ввод и вывод массивов. Двумерные массивы.

10

2

8

4.3

Поиск экстремальных значений величин в одномерных и двумерных массивах чисел. Перестановка элементов массива. Сортировка массива.

12

2

10

5

^ Стандартные средства мультимедиа

16







5.1

Установка и запуск программ Поддержка средств мультимедиа в Windows Программа Регулятор уровня.Настройка программы Регулятор уровня.

4

2

2

5.2

Программа Фонограф.

Редактирование звукозаписи.

4

2

2

5.3

Программа Лазерный проигрыватель.

Настройка программы Лазерный проигрыватель.

4

2

2

5.4

Программа Универсальный проигрыватель.

Вставка мультимедийных объектов в документы.

4

2

2

6

^ Создание базы данных

56







6.1

Создание базы данных

4

2

2

6.2

Редактирование таблицы

10

2

8

6.3

Работа в режиме формы

6

2

4

6.4

Изменение формы

4

2

2

6.5

Свойства элементов формы. Печать формы

4

2

2

6.6

Поиск и сортировка данных

8

2

6

6.7

Связывание таблиц

6

2

4

6.8

Запросы.

8

2

6

6.9

Создание отчетов

6




6

7

^ Компьютерные сети и Интернет

18







7.1

Сетевой этикет и сетевая безопасность. Телеконференции. World Wide Web (WWW).

6

2

4

7.2

Сетевой протокол. Пакетный протокол.

Глобальные компьютерные сети. Структура Web-публикаций.

6

2

4

7.3

Формат HTML. Гипертекстовые ссылки.

6

2

4

8

Защита курсовой работы. Тренировочные тесты.

6




6

9.

Итоговое занятие.

2

2




Итого

204

66

138


Содержание программы:

Второй год обучения (204 ч)


^ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Особенности учебной методики работы с детьми.


Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных и ролевых игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.

Формы обучения.


Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.

На каждом этапе обучения курса «Компьютерная азбука» выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.

Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.

Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления учащимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.


Формы работы.


Программа предусматривает использование следующих форм работы:

  • фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников

  • индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

  • групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.


Примерная структура занятия:

    1. Организационный момент

    2. Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания

    3. Разбор нового материала. Выполнение заданий

    4. Физкультминутка

    5. Работа за компьютером с учетом возрастных особенностей

    6. Подведение итогов занятия


Примерный тематический перечень

электронных средств учебного назначения


Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как:

  • компьютерные азбуки и буквари для ознакомления с работой с текстом;

  • клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы;

  • компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;

  • компьютерные лабиринты для управления объектом;

  • компьютерные мозаики;

  • логические игры на компьютере;

  • компьютерные энциклопедии, путешествия;

  • компьютерные топологические схемы (например, района, метро),

  • компьютерные учебники с иллюстрациями и компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды;

  • игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках;

  • компьютерные среды управления исполнителем.


Используемые средства программной поддержки курса:


Методическое обеспечение: Windous 2000 XP: Paint; Microsoft Office Word 2003; Microsoft Office PowerPoint 2003; ABBYY FineReader 7.0; Adobe Photoshop CS.

Интернет – ресурсы:

1.[Клякс@.net][Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках.]

Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ

2.http://pae-alina.narod.ru/

3.http://children.kulichki.net/

4.http://club112.fastbb.ru/

5.http://www.agakids.ru/games/

6.http://www.agakids.ru/

7.http://sashka.iatp.org.ua/sashka/index.html

8.KINDER.RU - Крупнейший российский каталог детских ресурсов Сети

9.Киндерино - Увлекательный сайт о Киндерсюрпризе

10.Развлекательный детский сайт Интернетёнок

«Информатика» - программа-тренажер для детей

«Мир информатики. 1-2 год обучения»

«Мир информатики. 3-4 год обучения»

«Учимся думать». Сборник игр, развивающих навыки мышления.

«Как решить проблему». Самоучитель для развития творческого мышления.

«Компьютерная грамотность:звездная миссия»

«Волшебные превращения. Основы дизайна»

«Суперинтеллект». Головоломки для любозгательных

«240 логических игр» и другие.

Угринович Н. Д. Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированно­го программирования и электронных таблиц. Учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

Практикум по информатике информационным технологиям под ред Н.Д. Угринович. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

Угринович Н. Д. Компьютерный практикум на СD-RОМ (Содержит программную и методическую поддержку курса.)

Фролов М.И. Учимся работать на компьютере. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.

Симонович С.В. Общая информатика. М: АСТПРЕСС, 2001.

Симонович С. В. Компьютер в вашей школе. М.: АСТ─ПРЕСС:, 2001.

Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. 9 класс. М. БИНОМ 2004.

Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. 10-11 класс. М. БИНОМ 2004

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ, Windows CD-диск.

МАТЕМАТИКА 5─11 Практикум, Windows CD-диск.


Литература для учащихся

«Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2003 год

И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год

Сборник «Задачи для развития логики».


Литература для учителя


Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2000 год

С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов.Санкт-Петербург, 2002 год

Информатика. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. Москва, «Бином. Лаборатория знаний», 2004 год

И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год

Д.В.Клименченко «Задачи по математике для любознательных», Москва, «Просвещение», 1992 год.

Гигиенические требования

по использованию персональных компьютеров

в начальной школе

Режим работы по СанПиНу: для сохранения здоровья учащихся необходимо соблюдать:

Правильную посадку за рабочим столом с ПЭВМ - это способствует нормальному функциони­рованию органов и систем организма, профилактике на­рушения осанки и зрения, сохранению здоровья и хоро­шей работоспособности. Правильная посадка обеспечи­вается подбором стола и стула в соответствии с ростом учащихся в обуви.

При правильной посадке учащиеся должны сидеть прямо, напротив видеомонитора, не сутулясь. Спина должна иметь опору в области нижних углов лопаток, предплечья должны находиться под прямым углом по от­ношению к плечам и опираться на наклонную поверх­ность стола с клавиатурой; тем самым снимается статиче­ское напряжение с мышц плечевого пояса и рук.

Оптимальное расстояние глаз учащихся до экрана мо­нитора должно быть в пределах 60—70 см, допустимое — не менее 50 см. При расстоянии глаз до экрана менее 50 см работать на ПЭВМ не рекомендуется, по­скольку это будет приводить к быстрому развитию уста­лости глаз, их покраснению, рези в глазах и т. п., в даль­нейшем это может сказаться на развитии близорукости у учащихся с нормальным зрением, а у близоруких — к ее прогрессированию.

Непрерывная длительность работы учащихся на ПЭВМ не должна превышать15 минут, затем нужно проводить физкультминутки и физкультпаузы.


В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видео-дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы») для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, |но и та, которая находится в эксплуатации.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных | помещениях недопустимо.

Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.

Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6м2 .

Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.

Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5м и более- Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног.

Необходимо, чтобы размеры учебной мебели (стол и стул) соответствовали росту ребенка: ноги и спина (а еще лучше и предплечья должны иметь опору), а линия взора должна приходиться в центре экрана или немного выше.

Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна не менее 300 лк, а экрана — не более 200 лк.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким, контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.

При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Оптимальные параметры микроклимата в компьютерных классах следующие: температура — 19-21° С, относительная влажность — 55-62%.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдать не только в школе, но и дома.

Для понижения зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:

• оптимальная продолжительность непрерывного занятия за компьютером для учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 мин;

• с целью уменьшения зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.


Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.


Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия—не более 60 мин. После 10-15 мин непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения игр такого рода время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 мин.

Скачать 347.1 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты