Домой

Программа разработана в соответствии с: фгос стандартом «Политология»




Скачать 279.11 Kb.
НазваниеПрограмма разработана в соответствии с: фгос стандартом «Политология»
Дата14.04.2013
Размер279.11 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Цель освоения дисциплины
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Формы контроля знаний студентов
Формы текущего контроля
Суммарная оценка
Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной системе.
Лекция 4. Введение в количественные методы анализа данных.
Лекция 5. Количественные методы анализа данных.
Лекция 6. Введение в качественные методы. Междисциплинарные исследования политики. Дискурсивные исследования политики.
Семинар 7. «Методики анализа текстовой информации»
Семинар 9. «Процедура проведения прикладного моделирования (когнитивное картирование и метафорическое моделирование)»
Образовательные технологии
Порядок формирования оценок по дисциплине
Оитоговый = ·Оэкзамен + ·Отекущий
Учебно-методическое обеспечение программы
Подобные работы:





  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.68 «Политология», обучающихся по магистерской программе «Политические институты и инновации» изучающих дисциплину «Теория и методология политических исследований».

Программа разработана в соответствии с:

  • ФГОС стандартом «Политология»

  • Образовательной программой 030200.68 Политология

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ Для специальности 030200.68 «Политология» для магистерской программы «Политические институты и инновации, утвержденным в 2011г.



  1. ^

    Цель освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Теория и методология политических исследований» является стремление – расширить знания студентов о методах, используемых при проведении политических исследований, дать понимание необходимости выбора того или иного набора методов для решения стоящих перед исследователем-политологом задач.

Курс логически разбит на несколько частей. Вводная часть курса посвящена изучению основных понятий необходимых для построения стратегии и выбора дизайна исследования. Вторая часть курса направлена на ознакомление с основными методами, используемыми при проведении политических исследований. Особое внимание уделяется количественным методам, которые требуют использования компьютерных технологий. Третья часть курса нацелена на объяснение зависимости выбора методов от задач стоящих перед исследователем-политологом, что включает обзор форм и видов политических исследований. Финальная часть посвящена знакомству с лучшими примерами проведения политических исследований, как зарубежных, так и отечественных.

  1. ^

    Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести:

знание

основных методологических подходов к изучению политических процессов;


умение

использовать основные методы политической науки для проведения политических исследований;

использовать компьютерные технологии при проведении политических исследований;

выбирать набор методов, соответствующий целям и задачам проводимого исследования;

наличие представлений

об основных формах и видах политических исследований, как научного, так и научно-прикладного характера;

о лучших практиках проведения политических исследований.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

ОК-1

- готовит доклады и сообщения на семинарских занятиях

- участвует в обсуждении докладов и сообщений

- готовит эссе (рецензия на книгу)

- пишет заявку на исследование (письменный экзамен)



- подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях

- участие в обсуждении докладов и сообщений

- подготовка эссе (рецензии)

- подготовка и сдача письменного экзамена (заявка на исследование)

способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности

ОК-2

- использует данные социологических и социально-психологических исследований

- оценивает соотношение экономических и социальных факторов в политических процессах

- знакомится с основными методами, используемыми в политической науке

- подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях

- участие в обсуждении докладов и сообщений

- подготовка эссе (рецензии)

- написание контрольной работы

способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения; способностью к активной социальной мобильности


ОК-4

- читает литературу на иностранных языках

- работает с данными, записанными на иностранном языке

- написание контрольной работы

- подготовка к семинарам

- самоподготовка

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение

ОК-11

- знакомится с ключевыми эмпирическими базами данных, как на русском, так и на иностранных языках

- использует данные из этих эмпирических баз для написания работ

- работа с информацией, представленной в сети Интернет

- подготовка и сдача письменного экзамена (заявка на исследование)

способность ориентироваться в постановке задачи и определять средства ее решения

ОК-15

- знакомится с основными методами, используемыми в политической науке

- читает литературу на иностранных языках

- работает с данными, записанными на иностранном языке

- пишет заявку на исследование (письменный экзамен)

- работа с информацией, представленной в сети Интернет

- написание контрольной работы

- подготовка и сдача письменного экзамена (заявка на исследование)

способность и готовность применять знания о современных методах исследования



ОК-16

- знакомится с ключевыми эмпирическими базами данных, как на русском, так и на иностранных языках

- пишет контрольную работу

- знакомится с основными методами, используемыми в политической науке

- пишет заявку на исследование (письменный экзамен)

- разбирает примеры лучших практик отечественных и зарубежных политических исследований


- работа с информацией, представленной в сети Интернет

- написание контрольной работы

- подготовка и сдача письменного экзамена (заявка на исследование)

- читает литературу к курсу

способность и готовностью проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований


ОК-17

- пишет контрольную работу

- знакомится с основными методами, используемыми в политической науке

- пишет заявку на исследование (письменный экзамен)


- написание контрольной работы

- подготовка и сдача письменного экзамена (заявка на исследование)

способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию


ОК-18

- пишет рецензию на книгу (промежуточная работа)

- пишет заявку на исследование (письменный экзамен)



- написание рецензии

- подготовка и сдача письменного экзамена (заявка на исследование)

способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры)


ОК-19

- готовит доклады и сообщения на семинарских занятиях с использованием PowerPoint

- знакомится с ключевыми эмпирическими базами данных, как на русском, так и на иностранных языках, в т.ч. в сети Интернет

- анализирует данные с помощью современного компьютерного ПО (программа SPSS)

- написание рецензии

- подготовка и сдача письменного экзамена (заявка на исследование)

- написание рецензии

- подготовка и сдача письменного экзамена (заявка на исследование)

способность оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы


ОК-20

- готовит доклады и сообщения на семинарских занятиях

- участвует в обсуждении докладов и сообщений

- готовит эссе (рецензия на книгу)

- пишет заявку на исследование (письменный экзамен)


- подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях

- участие в обсуждении докладов и сообщений

- подготовка эссе (рецензии)

- подготовка и сдача письменного экзамена (заявка на исследование)

способность и умение использовать на уровне требований, предъявляемых к выпускнику магистратуры, полученные знания и навыки по политической философии, новейшим тенденциям и направлениям современной политологии, философии и методологии политической науки; в научных исследованиях политических процессов и отношений, в анализе и интерпретации представлений о политике, государстве и власти

ПК-1

- пишет контрольную работу

- пишет заявку на исследование (письменный экзамен)


- написание контрольной работы

- подготовка и сдача письменного экзамена (заявка на исследование)

способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области политической науки (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) и решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта

ПК-2

- пишет контрольную работу

- пишет заявку на исследование (письменный экзамен)


- написание контрольной работы

- подготовка и сдача письменного экзамена (заявка на исследование)

способность и готовность профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, обзоры, доклады и статьи (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры)

ПК-3

- пишет контрольную работу

- готовит эссе (рецензия на книгу)

- пишет заявку на исследование (письменный экзамен)


- написание контрольной работы

-подготовка эссе (рецензии)

- подготовка и сдача письменного экзамена (заявка на исследование)



  1. ^

    Место дисциплины в структуре образовательной программы


Курс «Теория и методология политических исследований» предназначен для студентов магистерской программы «Политические институты и инновации» первого года обучения.


Для ФГОС по направлению 030200.68 "Политология" квалификации магистр:

Настоящая дисциплина относится к основным дисциплинам направления 030200.68 «Политология».


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • «Введение в политологию»

  • «Введение в политический анализ»

  • «Технология научной деятельности»

  • «Логика и методология науки»

  • «Политический анализ и прогнозирование»


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Предполагается, что студенты владеют английским языком на уровне, позволяющем им свободно читать академические работы, публикуемые в периодических изданиях, и монографии по темам курса.



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «Региональная политика»

  • Научно-исследовательский семинар

  • «Политические институты и общественные движения»

  • «Партии и выборы»

  • «Политическое управление»

  • «Математические методы социологических исследований»


Курс призван дать студентам углубленные знания в области методов анализа в политических науках, в т.ч. используя компьютерные технологии, построения стратегии и дизайна политического исследования, в том числе исходя из задач, стоящих перед исследователем, а также продемонстрировать лучшие практики проведения политических исследований, как научного, так и научно-прикладного характера.

  1. ^

    Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4




Текущий

(неделя)

Посещаемость













Еженедельно
















Доклады и обсуждения на семинарах













Еженедельно

Контрольная работа




*







письменная работа 90 минут

Коллоквиум на основе письменной рецензии на книгу

*










2 тыс. слов

Итоговый

Письменный экзамен в виде написания заявки на исследование







*




2,5-3 тыс. слов



^ Формы текущего контроля

Текущий контроль – ответы и доклады на практических/ семинарских занятиях, контрольная письменная работа в середине семестра (как вариант, написание рецензии на научную книгу или статью).

^ Суммарная оценка - складывается из суммы оценок на семинаре (15%), оценки за промежуточную контрольную работу (10%), оценки за коллоквиум на основе рецензии на книгу (25%) и итоговый контроль в виде финальной письменной работы (50%).

Коллоквиум представляет собой обсуждение написанной студентом рецензии на одну из книг по теме исследования студента. Книга выбирается студентом и согласовывается преподавателем.

Финальная письменная работа (экзамен) представляет собой написание заявки на проведение политического исследования. Данная заявка должна включать все необходимые разделы: обоснование проблемы, обзор литературы, описание данных методов, выдвижение исследовательских гипотез, ожидаемых результатов, практической значимости, сроков проведения исследования. Объем –2500-3000 слов, шрифт 12 Times Roman, полуторный интервал.

Оценка в 5-тибалльной и 10-тибалльной шкале выставляется в ведомость и зачетную книжку студента.


^ Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной системе.

По десятибалльной шкале

По пятибалльной шкале

  1. весьма неудовлетворительно

  2. очень плохо

  3. Плохо

2- неудовлетворительно

  1. удовлетворительно

  2. весьма удовлетворительно

3- удовлетворительно

  1. хорошо

  2. очень хорошо

4- хорошо

  1. почти отлично

  2. отлично

  3. блестяще

5- отлично




  1. Тематический план курса


Программа курса рассчитана на 162 учебных часа, в т.ч. 24 часа лекций и 24 часа практических занятий. Каждая лекция (всего 12 тем) является основой для проведения одного семинарского занятия.

Самостоятельная работа студентов состоит в изучении рекомендуемой литературы для подготовки к семинарским занятиям, и написанию работы на основе лекций, семинарских занятий, рекомендованной литературы.


(содержание дисциплины, структурирование по видам учебных занятий с указанием их объемов)



Наименование разделов и тем




Самостоятельная работа

Всего часов

лекции

практические занятия

всего

1

Введение. Общий дизайн исследования

2

2

4

8

12

2

Стратегия проведения исследования. Проведение эмпирического исследования

2

2

4

8

12

3

Базы данных и работа с ними. Использование компьютерных технологий

2

2

4

8

12

4

Введение в количественные методы. Использование компьютерных технологий

2

2

4

10

14

5

Введение в количественные методы. Использование компьютерных технологий

2

2

4

10

14

6

Введение в качественные методы. Междисциплинарные исследования политики. Дискурсивные исследования политики.

2

2

4

10

14

7

Введение в качественные методы. Методики анализа текстовой информации

2

2

4

10

14

8

Моделирование в политической науке

2

2

4

10

14

9

Моделирование в политической науке

2

2

4

10

14

10

Научные фундаментальные и прикладные политические исследования: обзор основных видов

2

2

4

10

14

11

Написание заявки на проведение исследования

2

2

4

10

14

12

Практикум. Разбор исследования (зарубежное)

2

2

4

10

14

Всего

24

24

48

114

162

Автор программы __________________________________

  1. Основное содержание курса


Раздел 1. Проведение исследования в политологии: основные понятия.


Лекция 1. Введение. Общий дизайн исследования. Постановка проблемы. Отличие социальной и научной проблемы. Выбор темы исследования. Постановка целей и задач исследования. Рамки и ограничения исследования. Практическая значимость политического исследования.


Семинар 1.


Семинар проходит в виде обсуждения исследовательских интересов слушателей курса, соотношения их с базовыми понятиями и элементами в дизайне исследования. В ходе семинара слушатели обязаны продемонстрировать знание литературы к занятию.


(2 часа лекций + 2 часа семинаров + 8 часов самостоятельной работы)


Литература:


Мангейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997.

Ядов В. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1998.


Раздел 2. Методы проведения политических исследований.


Лекция 2. Стратегия проведения политического исследования. Проведение эмпирического исследования. Обработка первичных данных. Проблема искажения информации и потери данных. Основные понятия. Теория, методы, данные. Где брать и как выбирать? «Теоретические» и «эмпирические» исследования. Значимость теории: проверка или построение. Выбор метода: качественные и количественные методы. В чем разница? Описательные исследования. Case study. Сравнительные исследования. Прикладные исследования.

Первичные и вторичные данные: в чем разница? Вторичные источники. Базы данных, мониторинги, статистические архивы, рейтинги/ индексы. Обработка вторичных данных. Первичные данные. Индивидуальные и коллективные стратегии сбора. Доступ к полю.


Семинар 2.


Семинар проходит в виде обсуждения проблем, которые могут возникнуть у слушателей как при планировании, так и проведении исследования. В ходе семинара слушатели обязаны продемонстрировать знание литературы к занятию.


(2 часа лекций + 2 часа семинаров + 8 часов самостоятельной работы)


Литература:


Мангейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997.

Ядов В. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1998

Политическая наука: новые направления. Под ред. Е.Шестопал. М., 1999.

.


Лекция 3. Эмпирические базы данных и работа с ними. Обзор основных баз данных. Росстат. Мировой банк. ООН. CIA Factbook. Основные рейтинги и индексы. Поиск данных и составление рабочих файлов. Подготовка информации для работы.


Семинар 3.

Семинар проходит в форме обсуждения различных эмпирических баз данных, которые слушатели должны найти к семинару в Интернете. Несколько слушателей (3-4) делают индивидуальные презентации по выбранным базам данным и рассказывают, как они могут/ могли бы использовать их в своем исследовании.


Семинар проходит в компьютерном классе.


(2 часа лекций + 2 часа семинаров + 8 часов самостоятельной работы)


Литература:


Понарин Э. Введение в анализ данных. СПб, Борей-принт, 2001.


^ Лекция 4. Введение в количественные методы анализа данных. Проблема валидности. Классификация методов сбора данных. Уровни измерения. Выборка и распределение. Нормальное распределение. Исследование зависимостей. T-тест.


Семинар 4.


Семинар проходит в компьютерном классе в форме ознакомления с использованием на практике количественных методов на базе программы SPSS. Участники самостоятельно выполняют предлагаемые задания по закрепление понимания использования данных методов.


(2 часа лекций + 2 часа семинаров + 10 часов самостоятельной работы)


Литература:


Понарин Э. Введение в анализ данных. СПб, Борей-принт, 2001.


^ Лекция 5. Количественные методы анализа данных. Корреляции. Корреляция и каузальность. Проблема «ложной каузальности». Ковариация и понятие о простой линейной зависимости. Модель простой линейной регрессии. Множественная регрессия. Проблема коллинеарности.


Семинар 5.


Семинар проходит в компьютерном классе в форме ознакомления с использованием на практике количественных методов на базе программы SPSS. Участники самостоятельно выполняют предлагаемые задания по закрепление понимания использования данных методов.


(2 часа лекций + 2часа семинаров + 10 часов самостоятельной работы)


Литература:


Понарин Э. Введение в анализ данных. СПб, Борей-принт, 2001.


^ Лекция 6. Введение в качественные методы. Междисциплинарные исследования политики. Дискурсивные исследования политики. Анкетирование и опросы. Мониторинг. Включенное наблюдение. Интервьюирование и его виды. Интервью: типы, выборка, организация, путеводитель проведение, расшифровка интервью. Фокус группы. Кейс-стади. Анализ документов. Дискурс-анализ. Контент-анализ. Интерпретация полученных данных. Соотношение качественных и количественных методов.

Определение понятий «дискурс», «политический дискурс». Дискурсивный анализ. Национальные школы дискурсивного анализа.

Ориентация научного исследования на решение социальных проблем в новом междисциплинарном направлении – критическом дискурс-анализе. Роль дискурса в становлении и воспроизводстве гендерного неравенства. Критические работы о роли дискурса в воспроизводстве этнического неравенства (этноцентризм, национализм, расизм). Критические исследования о злоупотреблении властью конкретными социальными группами в различных социальных сферах. Особенности критических исследований в различных странах мира (Австралия, Австрия, Великобритания, Германия, Голландия, Латинская Америка, США, Франция).


Семинар 6. «Возможности и перспективы применения дискурс-анализа для исследования политики»


Вопросы для обсуждения


  1. Назовите основные подходы к определению понятия «дискурс»?

  2. Какова структура дискурса?

  3. Что такое политический дискурс в широком и узком понимании?

  4. Каковы отличительные признаки политического дискурса?

  5. Как понимается контекст в дискурс-анализе?

  6. Каковы этапы дискурс-анализа?

  7. Что такое критический дискурс-анализ?

  8. Как понимается дискурс в рамках критического дискурс-анализа?

  9. Какова специфика критических исследований политического дискурса?



Литература:


Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. - М., 2004. - С.

Дополнительная литература

Гаврилова М.В. Критический дискурс-анализ в современной зарубежной лингвистике. СПб., 2001.

Fairclough N. L. Discourse and Social Change. Cambridge, 1992.


(2 часа лекций + 2 часа семинаров + 10 часов самостоятельной работы)


Литература:


Батыгин Г., Девятко И. Миф о качественной социологии//Социологический журнал. 1994. № 2.

Ньюман Л. Полевое исследование//Социологические исследования. 1999. № 4.

Пилкингтон Х., Омельченко Е. «Зачем мне врать»? Опыт применения интервью к изучению русскоязычной миграции//Рубеж. 1997. № 10–11.

Ньюман Л. Анализ качественных данных//Социологические исследования. 1998. № 12.


Лекция 7. Введение качественные методы. Методики анализа текстовой информации.

Текст как основная форма представления информации. Политический текст. Язык как инструмент социальной власти. Политическая корректность. Теория речевого воздействия. Теория управления истиной. Теория аргументации. Понятийное направление. Концептуальный анализ. Политическая лингвистика.


^ Семинар 7. «Методики анализа текстовой информации»


Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение понятиям «текст», «коммуникация», «политическая коммуникация», «политическая информация».

2. Назовите факторы, способствующие возникновению современного политического текста.

3. Каковы отличительные особенности политического текста?


Литература:


Боришполец К.П. Методы политических исследований: Учебное пособие для студентов вузов (рекомендовано УМО вузов РФ). М., 2005.

Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М., 2004.

Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.

Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. М., 2002.

Van Dijk, T.A. Ideolody. A Multidisciplinary Study. London, 1998.

Левин Ю.И. Способы искажения истины//Левин Ю.И. Поэтика. Семиотика. Избранные труды. М., 1998.


(2 часа лекций + 2часа семинаров + 10 часов самостоятельной работы)


Лекция 8. Моделирование в политической науке

Моделирование как категория познания. Модель и моделирование. Моделирование и системность в изучении политики. Виды моделирования.

Моделирование политического и переговорного процессов. Переговоры как взаимодействие различных структур знания. Национальные стили ведения переговоров.

Когнитивное картирование. Применение когнитивного картирования для установления особенностей мышления индивидуальных и групповых субъектов.

Операционный код. Значимость выявления устойчивых представлений о природе политики.


Семинар 8. «Моделирование в сфере политических исследований»


Вопросы для обсуждения

  1. Что такое модель и моделирование?

  2. Каковы основные методические условия применения моделирования?

  3. Сравните возможности логико-интуитивного и формализованного моделирования.

  4. Каковы основные характеристики эмпирического и нормативного моделирования?

  5. Каковы направления моделирования переговорного процесса?


Литература:


Боришполец К.П. Методы политических исследований: Учебное пособие для студентов вузов (рекомендовано УМО вузов РФ). М., 2005.

Плотинский Ю.М. Моделирование социальных процессов. М., 2001.

Сергеев В.М., Цымбурский В.Л. Когнитивные механизмы принятия решений: модель и приложения в политологии и истории. М., 1990.


Лекция 9. Моделирование в политической науке


Метафорическое моделирование. Политическая метафора как способ познания, структурирования и объяснения мира. Метафора как признак кризисного состояния общества. Формула вычисления «метафорической силы» текста К. де Ландшер. Роль метафоры в принятии политических решений. Метафора как «проект действий по изменению нашей жизни». Классификация метафор по степени активности субъекта в принятии решений (А.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов).


^ Семинар 9. «Процедура проведения прикладного моделирования (когнитивное картирование и метафорическое моделирование)»

Чтение научной литературы:


Боришполец К.П. Методы политических исследований: Учебное пособие для студентов вузов (рекомендовано УМО вузов РФ). М., 2005. С. 75-86.


Вопросы для обсуждения

  1. Каковы основные понятия когнитивного картирования?

  2. Какова процедура применения когнитивного картирования?

  3. Каковы основные требования к проведению когнитивного картирования? Каковы возможности применения компьютерных программ при проведении когнитивного картирования?

  4. Подберите образцы материалов для проведения когнитивного картирования.

  5. Практическое задание. Составьте когнитивную карту текста.

  6. Роль метафоры в принятии политических решений. Метафора как «проект действий по изменению нашей жизни». Классификация метафор по степени активности субъекта в принятии решений (А.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов).


Практическое задание. Выявите метафоры в выступлении политиков, определите функции политической метафоры и способы концептуализации действительности, обращая внимание на их согласованность или рассогласование. Сделайте вывод об особенностях системы представлений политика.


(2 часа лекций + 2 часа семинаров + 10 часов самостоятельной работы)


Раздел 3. Политическое исследование: виды и задачи.


Лекция 10. Научные фундаментальные и прикладные политические исследования: обзор основных видов Аналитическая записка. Аналитический отчет. Электоральные исследования. Policy memo. Публицистическая статья. Политический блог. «Стратегии развития». Соотношение формы и содержания.

Статья в журнале. Глава в книге. Монография. Рецензия. Научный доклад. Диссертация как особый научный жанр, ее задачи. Магистерская, кандидатская и докторская диссертации: формальные и содержательные требования.


Семинар 10.


Семинар проходит в форме обсуждения заданных к нему текстов-примеров прикладных исследований. Упор делается не на содержание данных текстов, а на разбор самого жанра. Слушатели делают индивидуальные или коллективные презентации по двум текстам на выбор. В ходе семинара все слушатели обязаны продемонстрировать знание литературы к занятию.

(2 часа лекций + 2 часа семинаров + 8 часов самостоятельной работы)


Литература:


Волков В.В., Панеях Э.Л., Титаев К.Д. Ущерб от «копеечных дел», инициируемых государством в арбитражном суде (Серия «Аналитические записки по проблемам правоприменения», Февраль 2010) СПб: ИПП ЕУ СПб, 2010. Эл. Доступ: http://www.enforce.spb.ru/wp-content/uploads/arbitr_poicy_memo_8th_draft_site1.pdf


К.И. Головщинский, С.А. Пархоменко, В.Л. Римский, Г.А. Сатаров. Бизнес и коррупция: проблемы противодействия: итоговый отчет /; Регион. обществ. фонд “Информатика для демократии (Фонд ИНДЕМ)”. - М.: ИНДЕМ, 2004.


«Выборы в Законодательные собрания субъектов РФ – весна 2006». Краткий аналитический отчет по результатам экспертного прогнозирования итогов голосования. М., Исследовательская группа Циркон, 2006. Эл. Доступ: http://www.zircon.ru/upload/File/russian/publication/1/060320.pdf


Региональный мониторинг Московского Центра Карнеги. Эл. Доступ: http://monitoring.carnegie.ru/


Батыгин Г. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект-Пресс, 1995, гл. 7-8.

Пантин В.И. Рецензия на монографию: Первый электоральный цикл в России (1993-1996) / Под ред. В.Я.Гельмана, Г.В.Голосова, Е.Ю.Мелешкиной. М.: Весь мир, 2000. Эл. Доступ: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/66878.html


«Ресурсное проклятье»: Нефть, газ, модернизация общества / под общ. ред. Н. А. Добронравина, О. Л. Маргания — СПб: «Экономическая школа» ГУ ВШЭ, 2008. Любые две главы: из Части 1 и Части 2. Эл. Доступ: http://www.seinstitute.ru/Oil.htm


Лекция 11. Написание заявки на проведение исследования. Структура заявки, ее логика. Объем заявки. Почему заявка? Постановка проблемы, обзор литературы. Описание данных и обоснование метода. Выдвижение гипотез. Проверка гипотез. Ожидаемые результаты. Практическая значимость.


Семинар 11.


Семинар проходит в формате консультации по написанию заявки. Предполагается, что участники приходят на семинар, уже начав готовить свою заявку.


(2 часа лекций + 2 часа семинаров + 10 часов самостоятельной работы)


Раздел 4. Лучшие практики проведения политических исследований.


Лекция 12. Практикум. Разбор исследования (зарубежное).


Литература:


Levitt S., Dubner S. Freakonomics. A rogue economist explores the hidden side of everything. NY, HarperCollins Publishers, 2006. Ch. 3, 4.

Dahl R. Who Governs? Democracy and Power in an American City// New Haven: Yale University Press, 1961.


(2 часа лекций + 2 часа семинаров + 10 часов самостоятельной работы)


Лекция 12. Практикум. Разбор исследования (отечественное).


Литература:


Гельман В., Рыженков С., Белокурова, Е. и Борисова, Н., Автономия или контроль? Реформа местной власти в городах России. 1991 – 2001. СПб-М.: Летний сад, 2002.

Гельман B., Рыженков С., Бри М. (ред.). Россия регионов: трансформация политических режимов. М.: Весь мир, Berliner Debatte Wissenschaftsverlag, 2000.


(2 часа лекций + 2 часа семинаров + 8 часов самостоятельной работы)


Семинар 12.


Семинар проходит в форме разбора и обсуждения зарубежного исследования.
  1. ^

    Образовательные технологии



При реализации различных видов учебной работы в рамках дисциплины используются различные образовательные технологии:

- активные и интерактивные формы проведения занятий – семинары, дискуссии, рассмотрение кейсов;

- самостоятельная работа, поиск необходимых материалов, подготовка докладов и сообщений, подготовка и написание эссе;

- самостоятельный поиск студентами информации в сети Интернет

- самостоятельные работы в классе (решение задач) с использованием количественных методов и соответствующего ПО

По возможности проводятся мастер-классы отечественных и зарубежных экспертов и специалистов.
  1. ^

    Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: посещаемость, активность работы студентов на семинарах, их самостоятельную подготовку. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Студенты обязаны посещать занятия. В случае пропуска занятия по любой причине, студент обязан предоставить отработку – письменное изложение пройденного на занятии материала, на основании прочитанной литературе по теме занятия, в объеме 2 страниц (500-750 слов) - Оаудиторная..

Студенты пишут контрольную работу, которая может им принести до 1 балла в накопительную оценку.

Студенты имеют возможность сделать доклад/ сообщение, которое повышает их оценку за работу на семинарах.


Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = n1·Опос + n2·Ок/р + n3·Оауд+ n4·Околлоквиум


Коллоквиум проходит в форме предоставления студентами в письменном виде рецензии на заявленную ими книгу по теме их магистерского исследования (и согласованную с преподавателем) и коллоквиума на ее основе Околлоквиум.


Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за итоговую письменную работу (заявка на исследование)

^ Оитоговый = ·Оэкзамен + ·Отекущий


Где Оэкзамен =0,5,·Отекущий =0,5,·включая Околлоквиум= 0,25

и ∑ni = 1



  1. ^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ



Базовый учебник:


Мангейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997.


Литература ко всему курсу (основная):


Мангейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997.

Политическая наука: новые направления. Под ред. Е.Шестопал. М., 1999.

Понарин Э. Введение в анализ данных. СПб, Борей-принт, 2001.

Ядов В. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 1998.


Дополнительная литература:


Гельман B., Рыженков С., Бри М. (ред.). Россия регионов: трансформация политических режимов. М.: Весь мир, Berliner Debatte Wissenschaftsverlag, 2000.

Ньюман Л. Анализ качественных данных//Социологические исследования. 1998. № 12.

Ньюман Л. Полевое исследование//Социологические исследования. 1999. № 4.

Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. Сборник учебных материалов / Под ред. Мелешкиной Е.Ю. – М.: Издательский Дом «ИНФРА-М», Издетельство «Весь мир», 2001.

Пшеворский А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. М., РОССПЭН, 1999.


Dahl R. Who Governs? Democracy and Power in an American City// New Haven: Yale University Press, 1961.

Levitt S., Dubner S. Freakonomics. A rogue economist explores the hidden side of everything. NY, HarperCollins Publishers, 2006. Ch. 3, 4.


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для практических занятий или других занятий используются профессиональная аудио и видео аппаратура, проектор (для лекций или семинаров), другие вспомогательные материалы.

Материально-техническое обеспечение дисциплины включает в себя также наличие доступного для самостоятельной работы студента выхода в Интернет в компьютерном классе, учебном кабинете кафедры, а также (по возможности) по месту проживания.



Скачать 279.11 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты