Домой

Казачество сибири от ермака до наших дней: история, язык, культура материалы Всероссийской научно-практической конференции (28-29 октября 2010 года) Тюмень 2010




НазваниеКазачество сибири от ермака до наших дней: история, язык, культура материалы Всероссийской научно-практической конференции (28-29 октября 2010 года) Тюмень 2010
страница1/22
Дата14.04.2013
Размер4.3 Mb.
ТипДокументы
Содержание
Евсеев В.Н
Одежда донских казаков
Фольклор и традиции сибирских казаков как элемент
Диалектное картографирование
Сибирские казаки по обе стороны фронта
Казачество на ямале. краткие зарисовки
Современное казачество сибири как этнополитический институт: вопросы возрождения, итоги и перспективы
Бренд «ермак / ermak»
Доклады и статьи
Жена принесла ему двойню: мальчика и девочку. Подошел он к сыну. Тот плачет-заливается. Махнул рукой — не в его породу, а на доч
У всех дети как дети, а мой сынок заполошенный
Терпеть тебя ненавижу как!
И за себя казаку стыдно — невысока его любовь
Говорили люди, объявились в дальней станице муж и жена, очень схожие собою на Ларьку и Катерину
В одной станице жила-была девица по имени Полина. До чего ж красовитая! И гордейка такая, что свет не видывал. А во всякой гордо
А у самого душа заныла. «И что ж такое делается на белом свете? Ну погоди, бабья порода! Я тебя плеточкой, ишо мозги прочищу»
Жена не сапог, с ноги не снимешь
Роль сибирского казачества в хозяйственном освоении зауралья в конце хy1-х1х вв.
Вопросы возрождения: итоги и перспективы
История казачьей формы, одежды
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22



ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

Институт гуманитарных исследований

Комитет по делам национальности Правительства Тюменской области

Обско-Полярная казачья линия СКВ Союза казаков России (ЯНАО)

Фонд имени Ермака Тимофеевича


КАЗАЧЕСТВО СИБИРИ ОТ ЕРМАКА ДО НАШИХ ДНЕЙ: ИСТОРИЯ, ЯЗЫК, КУЛЬТУРА


Материалы Всероссийской научно-практической конференции

(28-29 октября 2010 года)


Тюмень

2010


УДК 94: 811.161.1: 008 (571.12)

ББК Т3(253.35) – 283.31+Ш 141.2

К 144


Печатается по решению Ученого совета Института гуманитарных исследований Тюменского государственного университета.


Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции / Составители И.С. Карабулатова, Г.С. Зайцев, Г.К. Чаукерова. – Тюмень: ООО «Печатник», 2010. – 257с.


Сборник содержит материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», состоявшейся 28-29 октября 2010 г. (г. Тюмень, Институт гуманитарных исследований Тюменского государственного университета).

В докладах и статьях сборника рассматриваются вопросы истории, духовной и материальной культуры, языка, литературы и фольклора казаков Сибири и сопредельных территорий, а также актуальные проблемы возрождения и становления казачества России.


ISBN


Ответственность за аутентичность и точность цитат, имён, названий, иных сведений, а также за соблюдение законов об нидивидуальной собственности несут авторы публикуемых материалов. Материалы публикуются в авторской редакции.


© Коллектив авторов, 2010

© Институт гуманитарных исследований Тюменского государственного университета, 2010

© ООО «Печатник», 2010


СОДЕРЖАНИЕ


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО………………………………………….……………………………………….……..

ПРИВЕТСТВИЯ………………………………………………………………………………


ДОКЛАДЫ И СТАТЬИ

Алещенко Е.И.

КОНЦЕПТ «ЖЕНЩИНА» В КАЗАЧЬИХ СКАЗКАХ…………………………………..….

Балюк Н.А.

РОЛЬ СИБИРСКОГО КАЗАЧЕСТВА В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ОСВОЕНИИ ЗАУРАЛЬЯ В КОНЦЕ ХY1-Х1Х ВВ…………………………………………………………………………

Белоногов И.А.

ВОПРОСЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ………………………………

Бондарева Л.М.

ИСТОРИЯ КАЗАЧЬЕЙ ФОРМЫ, ОДЕЖДЫ………………………………………………..

Бородина Е.М.

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ФОЛЬКЛОРЕ КАЗАЧЕСТВА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ………………………………………………………………………………………

Брысина Е.В.

КАЗАЧЕСТВО ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДИАЛЕКТНОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ…………………..

Вологодский О.Ю.

О КАЗАЧЬЕМ РОДЕ ВОЛОГОДСКИХ……………………………………………………

Воропанов В.А.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЮРИСДИКЦИИ В ОТНОШЕНИИ КАЗАЧЬЕГО НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В…………………………………..

Гучко И.В.

ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОТРАЖЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА…………………………………………………………………………………

Демина Л.В.

ЖАНРЫ ЗИМНЕГО КАЛЕНДАРНОГО ОБРЯДОВОГО ФОЛЬКЛОРА КАЗАКОВ ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ЗАУРАЛЬЯ……………………………………………………

^ Евсеев В.Н.

СПЕЦИФИКА ИЗОБРАЖЕНИЯ КАЗАЧЬЕЙ ДРУЖИНЫ

В ЕСИПОВСКОЙ ЛЕТОПИСИ……………………………………………………………

Жигунова М.А.

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРСКОГО КАЗАЧЕСТВА……………

Зайцев Г.С.

КАЗАЧЕСТВО ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА В КОНЦЕ XX - НАЧ. XXI вв: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ…………………………………………………………………………….

Исакова А.А.

ЯЗЫК КАЗАКОВ: ПРАВДА ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?.................................................................

Кабин В.Н.

КАЗАЧЬИ КОРНИ ПРИТОМЬЯ…………………………………………………………….

Калинина М.В.

^ ОДЕЖДА ДОНСКИХ КАЗАКОВ

(ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ)……………………………………..

Карабулатова И.С.

О СПЕЦИФИКЕ ИМЕН СИБИРСКИХ КАЗАКОВ……………………………………….

Кичиков С. В.

ИСТОРИЯ СТАНИЦЫ «МАЛЬКОВСКАЯ»……………………………………………….

Кныш И.П.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН КАЗАЧЕСТВА РОССИИ………………………

Кокунько Г.В.

КАЗАЧЕСТВО СЕГОДНЯ…………………………………………………………

Капошко О.

^ ФОЛЬКЛОР И ТРАДИЦИИ СИБИРСКИХ КАЗАКОВ КАК ЭЛЕМЕНТ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………….

Кортунов А.И.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КАЗАЧИЙ ДУХ»……………………………………….

Костко О.Ю.

ОБРАЗ КАЗАКА В РУССКОЙ ПЛАСТИКЕ 2-ОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х ВЕКА………..

Кузнецова Е.В.

^ ДИАЛЕКТНОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ

КАК СПОСОБ МНОГОАСПЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКИ СОВРЕМЕННЫХ ГОВОРОВ (на материале говоров Волгоградской области)………

Зайцев Г.С., Маркдорф Н.М., Ярков А.П.

^ СИБИРСКИЕ КАЗАКИ ПО ОБЕ СТОРОНЫ ФРОНТА

(о значении опыта 1940-х гг. для современности)………………………………………..

Маркдорф Н.М.

К ВОПРОСУ ОБ ОПЕРАТИВНОЙ И СЛЕДСТВЕННОЙ РАБОТЕ СРЕДИ ВЛАСОВЦЕВ И КАЗАКОВ - ЭМИГРАНТОВ В ЛАГЕРЯХ

НКВД-МВД СССР В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1944-1955)………………………………..

Оборкин А.И.

ЧИСЛЕННОСТЬ БЕРДСКОГО ГАРНИЗОНА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ

ЕГО КАЗАЧЬИХ ДЕТЕЙ (ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XVIII ВЕКА)………………………….

Оборкин А.И.

ПРОБЛЕМЫ ДАТИРОВКИ БЕРДСКОГО ОСТРОГА И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЕГО СЛУЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ……………………………………………………………………….

Павлов А.А.

РОДОМ ИЗ КАЗАКОВ……………………………………………………………………….

Пачережцев Н.И.

РЕЕСТРОВЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ КАЗАЧЬИ СТРУКТУРЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ……………………….

Преображенская Г.А.

ЖЕНЩИНА – МАТЬ, ЖЕНА И ЗАСТУПНИЦА КАЗАКА………………………………

Сафронов А.В.

РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОГО ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА «РУССКАЯ РАТЬ» В ПРОПАГАНДЕ НАСЛЕДИЯ КАЗАЧЕСТВА В РОССИИ………

Семендяев В. П.

ПОД СТЯГАМИ ВОЛЫНЦА……………………………………………………………….

Смирнов С.Б.

СОВРЕМЕННОЕ КАЗАЧЕСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ВОПРОСЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ, ИТОГОИ И ПЕРСПЕКТИВЫ……………………………………….

Сороколетов А.Н.

ПОТЕРЯ ИЛИ НАУКА НА БУДУЩЕЕ?............................................................................

Статьев И.А.

ПОКЛОННЫЙ КРЕСТ «ЕРМАКУ ВАСИЛИЮ ТИМОФЕЕВИЧУ С ТОВАРИЩАМИ» Г. ТЮМЕНИ…………………………………………………………………………………..

Степанченко Л.А.

КРАТКИЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ У КАЗАКОВ И НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА………………………….

Степанченко В.И.

^ КАЗАЧЕСТВО НА ЯМАЛЕ. КРАТКИЕ ЗАРИСОВКИ

(Конец прошлого века, начало нынешнего)……………………………………………….

Степанченко В.И.

МЫСЛИ, КОТОРЫЕ БУДОРАЖАТ ДУШУ!.....................................................................

Сулимов В.С.

ОБУЧЕНИЕ КАЗАКОВ В ШКОЛАХ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА……………………………………………………………………

Тарасевич И.А.

КАЗАЧЕСТВО КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……………………………………….

Токманцева Т. М.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И КАЗАЧЕСТВО…………………………….

Толкачев А.А.

^ СОВРЕМЕННОЕ КАЗАЧЕСТВО СИБИРИ КАК ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ: ВОПРОСЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ, ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

(Оглядываясь на прошлое)…………………………………………………………………..

Толмачев С.М.

МОРАЛЬНО - ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ КАЗАКОВ В 21 ВЕКЕ………..

Тычинских З.А.

О РОЛИ СЛУЖИЛЫХ ТАТАР В СТРОИТЕЛЬСТВЕ СИБИРСКИХ ГОРОДОВ В XVII-XVIII ВВ……………………………………………………………………………………….

Фадичева А. Ш.

ВОСПИТАНИЕ КАЗАЧАТ………………………………………………………………….

Шитов С.В.

Наше сибирское казачье наследие………………………………………..…..

Шулдяков В.А.

СИБИРСКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ КАЗАЧЬЕЙ ПОЭТЕССЫ МАРИИ ВОЛКОВОЙ.…

Эрдниева А.А.

ОБРАЗ ЖИЗНИ КАЗАЧЕСТВА………………………………………………………………

Ярков А.П.

^ БРЕНД «ЕРМАК / ERMAK»

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ В РЕГИОНЕ...............................


Вступительное слово

Всероссийская научно-практическая конференция «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», можно с уверенностью сказать, становится доброй традицией.

За прошедший год была проделана работа по реализации положений резолюции, принятой на первой Международной научно-практической конференции. Важно то, что конференция проходит в городе Тюмени, откуда многонациональная дружина Ермака положила начало освоению восточных земель России. Сегодня казаки и общественность делают всё, чтобы атаман Ермак стал брендом Тюменского региона, а проводимая конференция стала новым символом Тюменского государственного университета по отработке алгоритма тесных взаимосвязей науки и общественности, как элемента гражданского общества. И это должно работать на возрождение патриотизма, казачьего духа и взаимопонимания людей разных национальностей, населяющих Тюменский регион.

Сегодняшняя конференция финансировалась из разных источников: Тюменский государственный университет, комитет по делам национальностей Тюменской области. Свои личные деньги внесли казаки ОПКЛ СКР – В. Степанченко, С. Кришталь, А. Конашев, В. Пашковский, Г Зайцев, и казаки ТЛКВ Союза казаков России (Походный атаман Афанасьев), а так же предприниматели с Ямала – К. Кугаевский, и др.. Необходимо отметить, что проект по казачеству практически из бюджета регионов не финансируется, а выполняется за счёт личных средств казаков и спонсоров. Вместе с тем, в этом году по заказу правительства Тюменской области была написана и издана коллективная монография «Казаки Тюменского региона от Ермака до наших дней». Монография является первым исследованием истории казачества Тюменского региона. В её подготовке принимали участие доктора и кандидаты наук. Казачьи структуры Тюменской области, ЯНАО и ХМАО продолжили работу по формированию казачьих архивов. В целом положения резолюции предыдущей конференции были выполнены более чем на 70%, остальные пункты реализуются. Всероссийская конференция проходит в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, 80-летия образования Тюменского государственного университета и 20-летия возрождения современного казачества России. Вопросы конференции отражают различные направления деятельности казачества и основаны на федеральном законодательстве в отношении казачества и положениях «Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», утверждённой Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 2 июля 2008 года, № Пр-1355. Существенной стороной конференции является её научно-практическая направленность, обусловленная активным участием не только научных работников, но и представителей казачьих структур, занимающихся практическим возрождением и становлением казачества как в Сибири и других регионах России, так и за её пределами. 52% от общего числа заявленных докладов представили доктора и кандидаты наук. 48% - это студенты, аспиранты, преподаватели средних учебных заведений, учителя школ, историки, казаки и краеведы. В докладах и выступлениях на конференции нашли отражение такие вопросы исследований как:

1. «Современное казачество Сибири как этнополитический институт: вопросы возрождения, итоги и перспективы»

2. «История и этнография казаков Сибири»

3. «Казачество в годы ВОВ и его вклад в Победу»

4. «Язык казачества: история и современное состояние»

5. «Фольклор сибирских казаков и художественная литература о казачестве как элемент духовно-нравственного воспитания».

Данные направления охватили практически весь спектр исторического, культурологического, социально-политического и правового положения казачества не только в России и в частности в Тюменском регионе, но и за её пределами.

Оргкомитет


ПОЗДРАВЛЕНИЯ


Уважаемые участники конференции!

Поздравляю Вас с открытием второй научно-практической конференции, которая становится важным элементом в становлении и развитии казачества не только Сибири, но и далеко за её пределами.

В текущем году исполнилось 20 лет с момента начала современного возрождения казачества и образования Союза казаков России.

За эти годы казачество проявило себя серьезной силой, которая стабилизирует общество, способствует порядку и в деле воспитания подрастающего поколения, и в сфере общественной безопасности, и во многих других общественных начинаниях, которые, на мой взгляд, только усиливают роль казачьих сообществ и укрепляют интерес к историческому, культурному и духовному наследию россиян!

Нас могут разделять границы, но дух и традиции казачества всегда остаются незыблемыми.

Желаю организаторам, сотрудникам института гуманитарных исследований Тюменского государственного университета и всем участникам конференции дальнейшей плодотворной деятельности во благо, во славу Отечества и российского казачества!


С уважением, первый заместитель атамана Союза сибирских, уральских, семиреченских и оренбургских казаков, атаман Обско-Полярной казачьей линии полковник Союза казаков России, председатель регионального общества краеведов ЯНАО «Обдория», депутат Законодательного Собрания ЯНАО


В.И.Степанченко


  1. октября 2010 года, г. Салехард



Правление, Совет атаманов и казаки столицы Донского Российского и Зарубежного казачества – города Новочеркасска приветствуют участников традиционной научно-практической конференции, собравшихся в юбилейный год Победы в Великой Отечественной войне подвести итоги и отметить лучших историков, публицистов и всех неравнодушных к нашей великой истории, активно способствующих сохранению духовных и культурных традиций гоударства Российского.

Уверены, что результаты Вашей кропотливой работы послужат великой цели служения России, сохранению и открытию неизвестных исторических страниц истории нашего народа. Желаем участникам конференции здоровья, бодрости духа и настойчивости в достижении целей! Пусть Господь Бог всегда направляет ваши дела и помыслы на благо России и казачества.


Атаман округа, казачий полковник А.В. Демченко

Секретарь Совета атаманов округа, войсковой старшина А.А. Алейников

14 октября 2010 года, г. Новочеркасск


^ ДОКЛАДЫ И СТАТЬИ

Алещенко Е.И.

Волгоградский государственный педагогический университет

г. Волгоград

КОНЦЕПТ «ЖЕНЩИНА» В КАЗАЧЬИХ СКАЗКАХ

Образ донской казачки привлекал многих писателей. Блестяще изображена она в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон», запоминающиеся примеры можно встретить в романе Н. Сухова «Казачка», обращались к этой героине и современные авторы. Казачка привлекает своей силой и независимостью, безоглядностью и жертвенностью в любви. Она, как правило, хорошая хозяйка, на которой держится дом и семья. Однако, несмотря на то, что казачка могла в особых случаях высказываться на круге, получать поддержку от самого атамана, была в состоянии управляться со всем хозяйством, так как казаки большую часть времени пребывали в военных походах, она нередко подвергалась унижениям и побоям со стороны собственного мужа. Представляется весьма существенным рассмотреть черты, которые приписываются казачке сказкой, поскольку она создается совокупной языковой личностью, а значит, отражает сложившиеся в социуме стереотипы.

Сказка ценит в казачке не только внешнюю красоту, но и веселый нрав, отчаянность: В той же станице жила дочка атамана Дарья. И личиком бела, и с очей весела. Огонь-девка, живому черту глаза колет. Отцова любимица. Вздыхал атаман: «Эх, жаль, что девка. Такой бы казак вышел». Сватов отгонял, свою дочку высоко ставил. Хотел мужа ей найти, чтоб по ней был («Горе-злосчастие).

Тем не менее, сына иметь лучше, чем дочь: ^ Жена принесла ему двойню: мальчика и девочку. Подошел он к сыну. Тот плачет-заливается. Махнул рукой — не в его породу, а на дочку и смотреть не стал («Митяй – казак бесстрашный»).

Мать Миньки вздыхала горестно: — ^ У всех дети как дети, а мой сынок заполошенный. — Опять заялдычила, — досадовал отец, — ты на своих дочек возлюбленных посмотри («Жогша»).

В казачке ценят верность и умение хранить любовь, несмотря ни на что: — Где Татьяна?— Дома. Обморок ее накрыл. Еле оттрясли. Говорила я тебе: не связывайся с Жогшей. Махнул рукой Минька, что, мол, теперича рассуждать, встал, оделся и к Татьяне пошел. А та, как его завидела, прочь со двора погнала:

^ Терпеть тебя ненавижу как!

«Знать, любовь твоя невысокая была», — подумал Минька и поплелся восвояси («Жогша»).

Казачка даже после смерти своей может помогать любимому.

Вернулся назад Ларька. Какой уж тут сон! Одни муки. ^ И за себя казаку стыдно — невысока его любовь. Целый день промаялся, обтомился душой. Решил Катерину ждать.

В полночь приходит она к нему. И за собой манит. Встал Ларька молча, чтобы словом ее не спугнуть и пошел за ней. К озеру подошли. Ларька за руку ее взял, и они вместе в воду ступили. Идут-идут. Друг на дружку смотрят. Вода уж до пояса дошла. Вот уже грудь холодит. Не страшно Ларьке. Хорошо ему на душе, спокойно...

^ ...Говорили люди, объявились в дальней станице муж и жена, очень схожие собою на Ларьку и Катерину </b>(«Лебедь»).

Есть в казачьем фольклоре традиционные сказки о своенравной жене, которые характеризуют не только жену, но и мужа-казака, который сумел справиться с ней не силой, а смекалкой. Сказка «Своенравная жена» имеет сюжет, аналогичный русской народной сказке «Брито – стрижено», героиня ее успела побывать в пекле, откуда ее умоляли забрать обратно сами черти, но весьма примечателен финал сказки: Подумал Игнат. Ус потеребил. И говорит: — Этому горю только жена моя поможет. Счас, — говорит, я с ней словом обмолвлюсь, только в разговор не влипай. Жена, — кричит, — кум приехал, в гости зовет, да мне что-то не больно хочется. А та в ответ: — Еще чего! Надо поехать, если зовет. Не чужие-ть. — Ладно, — соглашается Игнат, — тогда я один поеду. А ты останешься. За хозяйством присмотришь. — Еще чего. Вместе поедем. За хозяйством соседка присмотрит. Слушает кум, удивляется («Своенравная жена»).

Ради любви казачка готова многим пожертвовать. В сказке «Огненный змей» она отдает молодость и красоту взамен на воскрешение любимого мужа, погибшего на войне. Побирушка спрашивает: — Ну как, ни о чем не жалеешь? — Да о чем жалеть, — отвечает Аксинья, — дело сделано. Залезла побирушка на лошадь и поехала прочь. А Аксинья обмыла раны Петру мертвой водой. Заросли раны, будто их не было. Окропила его живой водой. Вздохнул казак. Глаза открыл. Видит, сидит перед ним старуха, страшная уродина. Сдержал себя Петр. — Спасибо, мать, что разбудила. С земли вскочил. Говорит: — Легко-то как! И засмеялся. — Домой пора. Жена меня заждалась. Свистнул своего боевого коня. Вскочил на него одним махом. Видит, у старухи слезы льются. — Ты что, мать, закручинилась, слезы льешь? Може, чем подсобить? А та в ответ:
— Мне от этой жизни ничего не надо. Всем я довольна. А слезы от старости сами льются. — Ну, тогда, — говорит Петр, — прощевай. Не поминай лихом. — Прощевай, — говорит Аксинья. И рукой ему махнула, поезжай, мол, с Богом, не до тебя тут. И поехал казак в одну сторону, а старуха пошла в другую.


В этой же сказке приводится плач Аксиньи над погибшим мужем, который также может многое поведать о характере казачки, ее самоотверженности в любви: — Друг ты мой милый, любимый! Болечка кровный, привалил ты мое сердечушко гробовым камнем тяжелым. Засохну я без тебя, желанный мой, как былинка одинокая! Запекутся, поприсохнут губы мои, не целуючи тебя, ненаглядный мой! И змеей тоска сосет сердечушко мое! Так бы и лег в сыру землю, так бы и расшибся о камень в степи немой! Горькая я кукушка в зеленом садочке... («Огненный змей»)

Излишняя гордость казачки осуждается, даже если та красива и может позволить себе отвергать женихов: ^ В одной станице жила-была девица по имени Полина. До чего ж красовитая! И гордейка такая, что свет не видывал. А во всякой гордости черту много радости («Виноградная лоза»). А Полина новые каверзы придумывает. Одна хлеще другой. Откель они ей в голову приходили. Вот такая была девица: черта слопает да лешаком закусит и не поперхнется («Виноградная лоза»).

Примечательно, что сами казачки покорны женской судьбе – выходить замуж и рожать детей, даже если это приводит к потере былой красоты. Раз встречает Полину подружка. Вместе когда-то хороводили да венками менялись. Та уж замужем давно. Сын ее, Афоня, у подола вертится. Подружка говорит: — И старость тебя не берет. Смотри, как я усохла. Засмеялась Полина, собой довольна. — Шелк не рвется, булат не сечется, красно золото не ржавеет. — Все до поры, — говорит подруга, — вянет и красный цвет. Нечего капризы выставлять. Наше дело — детей рожать. Пора тебе и преклониться к кому-нибудь («Виноградная лоза»).

При этом первенство отдается сказкой, разумеется, мужчине, казаку.

^ А у самого душа заныла. «И что ж такое делается на белом свете? Ну погоди, бабья порода! Я тебя плеточкой, ишо мозги прочищу» («Лихо Одноглазое»).

Выбор невесты почитается серьезным делом. ^ Жена не сапог, с ноги не снимешь – такая пословица приводится в сказке «Суженая». Правду в народе говорят:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты