Домой

Бюро по правам человека и соблюдению законности (обзор деятельности за 2008 год) Бюро по правам человека и соблюдению законности Консультант Нигина Бахриева Январь 2009 г




НазваниеБюро по правам человека и соблюдению законности (обзор деятельности за 2008 год) Бюро по правам человека и соблюдению законности Консультант Нигина Бахриева Январь 2009 г
страница1/3
Дата13.04.2013
Размер0.51 Mb.
ТипЗакон
Содержание
I. программа «доступ к правосудию»
Ii. мониторинг выполнения обязательств в области прав человека
Iii. образование в сфере прав человека
Подобные работы:
  1   2   3

БЮРО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОННОСТИ

(обзор деятельности за 2008 год)


Бюро по правам человека и соблюдению законности

Консультант - Нигина Бахриева

Январь 2009 г.


Введение


Бюро по правам человека и соблюдению законности было зарегистрировано в апреле 2000 года и прошло перерегистрацию в декабре 2007 года.


Бюро имеет основной офис в Душанбе, филиалы - в Худжанде и Хороге, юридические приемные - в Истаравшане и Турсунзаде. В 2008 году филиалы в Худжанде и Хороге прошли учетную регистрацию в соответствующих управлениях юстиции.


Бюро имеет два информационно-аналитических сайта. Сайт «Права человека в Таджикистане» (www.hrt.tj) является единственным информационным порталом в стране, в котором собрано максимальное количество информации о ситуации с правами человека в Таджикистане. Сайт «Журналистская правозащитная сеть» (www.hrjn.tj) является специализированным сайтом по вопросам свободы слова и доступа к информации в Таджикистане.


Для гармонизации работы Бюро были созданы Центры по правам человека:

1. Информационно-аналитический центр по правам человека

2. Центр правовой помощи

3. Центр образования по правам человека

4. Центр мониторинга прав человека


Учитывая тот факт, что функции Центра мониторинга прав человека и Информационно-аналитического центра пересекаются и дублируются, в ноябре 2008 года было принято решение об упразднении Центра мониторинга прав человека.


Основной задачей центров является разработка механизмов эффективной реализации отдельных видов деятельности в защиту общественных интересов: образования и просвещения, правовой помощи, политических и общественных действий.


Центры также призваны анализировать деятельность Бюро и разрабатывать программы институционального и кадрового развития Бюро по отдельным направлениям.


Руководящий состав организации:


Примечание: Руководящий состав был изменен согласно перевыборам на Общем собрании членов организации от 27 ноября 2008 года.


Руководящий орган Состояние на 2008 год Состояние на 2009 год

Председатель Наблюдательного Совета Азиз Диноршоев Азиз Диноршоев

Член Наблюдательного Совета Нигина Бахриева Галина Деревенченко

Член Наблюдательного Совета Мадина Усманова Мадина Усманова

Директор Наргис Зокирова Наргис Зокирова

Директор Худжанского филиала Зафар Ахмедов Зафар Ахмедов

Директор Хорогского филиала Манучехр Холикназаров Манучехр Холикназаров

Руководитель Информационно – аналитического центра Галина Деревенченко Галина Деревенченко

Руководитель Центра правовой помощи Мадина Усманова Мадина Усманова

Руководитель Центра образования Кахрамон Сангинов

Азиз Диноршоев Наргис Каримова

Руководитель Центра мониторинга Сергей Романов Центр упразднен


Деятельность Бюро осуществляется на программной основе. На 2008 год в Бюро действовало 3 программы:

1. Мониторинг выполнения Таджикистаном международных обязательств в области прав человека

2. Доступ к правосудию

3. Повышение потенциала НПО Таджикистана в осуществлении деятельности в защиту общественных интересов.

При разработке проектов особое внимание уделяется тому, что все проекты в рамках одной программы должны быть взаимодополняющие, а также исключать любую возможность дублирования деятельности. В последующем, руководители Центров при подготовке квартальных и полугодовых отчетов также обращают внимание на отсутствие дублирования деятельности. Немаловажным является и то, насколько все проекты составляют целостность программы. В случае возникновения пробелов, делаются рекомендации для разработки новых проектов.


В настоящий момент организация переживает стадию институционального роста. В 2007 году были приняты различные внутренние документы, такие как Правила внутреннего распорядка, пакет документов в области административно-финансового регулирования деятельности. В 2008 году наблюдается фаза внедрения документов в деятельность организации. Для разработки эффективного стратегического плана развития организации, а также для анализа текущей деятельности организации была проведена внешняя оценка нужд Бюро. По завершению оценки было составлено стратегическое планирование деятельности организации. В настоящий момент сотрудниками Бюро разрабатывается стратегический план развития организации на последующие годы. Так как количество сотрудников организации (штатных и контрактных) увеличивается, в ноябре 2008 года для сотрудников Бюро был проведен семинар по вопросам эффективного управления персоналом.


За 2008 год в Бюро были осуществлены следующие проекты:

№ Название проекта Донор Период Сумма

1. Юридические приемные и мониторинг прав человека Национальный фонд в поддержку демократии 1 апреля 2008 –1 апреля 2009 $ 56,700,00

2. Юридическая помощь для малоимущего населения Институт Открытого общества (Budapest) 1 января 2008 –1 января 2010 $ 109,178,00

3. Доступ к правосудию Новиб Оксфам 1 января 2008 –1 января 2010 $ 102,679,00

4. Оказание юридической помощи по делам о выселении из жилого помещения Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека (OHCHR) 1 декабря 2007 – 1 июнь 2008

5. Центр юридической консультации и тренингов для малого бизнеса (в Худжанде) Центр ОБСЕ в Душанбе 1 июнь 2008 – 31 декабря 2008 Euro 4,687,00

6. Курсы по правам человека для студентов (Летние школы) Центр ОБСЕ в Душанбе, ШОРС, УВКБ ООН 1 марта 2008 – 30 ноября 2008 Euro 46,000,00

7. Правозащитная журналистская сеть

Делегация Европейской комиссии в Таджикистане 1 марта 2008 – 1 февраля 2009 Euro 89,854,00

8. Содействие в подготовке альтернативного доклада по правам ребенка в Таджикистане Act Central Asia 1 марта 2008– 30 марта 2009 $ 25,000,00

9. Информационный портал «Права человека в Таджикистане» Институт Открытого общества Таджикистан 1 апреля – 30 марта 2008 $ 15,198,00

10. Содействие Конституционному суду РТ в рамках реализации Программы судебно-правовой реформы в РТ Институт Открытого общества Таджикистан 1 июня 2008 – 31 декабря 2009 $150,000,00

11. Борьба с пытками в Центральной Азии Делегация Европейской Комиссии в Центральной Азии 1 февраля 2007 – 1 февраля 2009 Euro 90,412,00


Примечание: Проект «Содействие Конституционному суду РТ в рамках реализации Программы судебно-правовой реформы в РТ» является партнерским проектом и все выплаты осуществляются непосредственно Институтом Открытое Общество – Фонд Содействие, Таджикистан.

Более подробную информацию о деятельности по каждому проекту Вы можете найти в приложении 1.


В 2008 году фактические расходы на программную и проектную деятельность Бюро составили 379 770, 26 долларов США.


Ниже приведена информация о деятельности Бюро за 2008 год. Информация была собрана и обобщена руководителями Центров по результатам отчетов координаторов проектов, а также ежемесячных отчетов сотрудников организации.


^ I. ПРОГРАММА «ДОСТУП К ПРАВОСУДИЮ»

(по результатам деятельности Центра правовой помощи Бюро).


1. Общая информация.


Деятельность Центра правовой помощи охватывается программой «Доступ к правосудию»


Цели Центра правовой помощи:

• обеспечение доступа к правосудию малоимущих граждан и уязвимых групп, а также рассмотрение дел о нарушении прав человека через оказание юридической помощи гражданам в национальных и международных органах по правам человека;

• анализ и лоббирование имплементации международных стандартов по вопросам доступа к правосудию в национальное законодательство;

• содействие в проведении реформ в области права и правосудия.


Основные задачи и деятельность:

Задачи и деятельность центра направлены на:

1. Внутреннее регулирование правовой основы деятельности организации:

• Разработка локальных правовых документов Бюро;

• Разработка типовых документов внутренней политики и стратегии Бюро в сфере оказания бесплатной правовой помощи.

2. Регулирование деятельности Юридических приемных Бюро и проектов, имеющих компонент правовой помощи.

• Разработка типовых документов для налаживания работы Юридических приемных и документов для работы с клиентами Юридических приемных.

• Обобщение и анализ всей деятельности организации, имеющей компонент правовой помощи.

• Составление квартальных, полугодовых и годовых аналитических и статистических отчетов в рамках Центра.

3. Выработка стратегии, направленной на системные изменения в области доступа к правосудию.


Виды деятельности в защиту общественных интересов в рамках программы «Доступ к правосудию» (осуществляемые и планируемые):


Юридические приемные.

Бюро оказывает юридическую помощь малоимущим и уязвимым лицам, а также жертвам нарушения прав человека. В случаях необходимости Бюро открывает специализированные юридические приемные (например, по проблемам принудительного выселения). Также деятельность приемных направлена на организацию групповых и выездных консультаций по правовым вопросам.


Стратегические судебные тяжбы по делам о нарушениях прав человека.


Образовательные мероприятия: проведение различных семинаров и тренингов по вопросам прав человека и механизмам защиты прав человека для представителей юридических профессий (студентов-юристов, адвокатов, представителей правоохранительных органов, судей и т.д.), представителей общественных организаций, журналистов.


Информирование: подготовка карманных книжек по правовым вопросам, правовые консультации через СМИ, работа с журналистами по распространению информации по проблемам доступа к правосудию.


Мониторинг – проведение мониторинга по различным аспектам права на справедливое судебное разбирательство (гласности судопроизводства, доступа к информации в судах, доступа к правосудию по бесплатной юридической помощи, наблюдение за отдельными судебными процессами, которые носят политический характер или общественный интерес).


Эдвокаси: участие в обсуждении законопроектов по вопросам доступа к правосудию, членство со стороны сотрудников организации в рабочих группах и экспертных советах по вопросам доступа к правосудию, выступление на международных и местных конференциях с докладами о проблемах доступа к правосудию.


Стратегия работы Программы доступа к правосудию и, в частности, деятельности Центра правовой помощи заключается в том, что программа включает в себя различные компоненты деятельности НПО: сервисные услуги (оказание адресной помощи гражданам) и деятельность, направленная на системные изменения.


2. Юридические приемные для малоимущих граждан –

предоставляют юридические консультации малоимущим гражданам и уязвимым группам, а также обеспечивают участие юриста в государственных органах по делам о нарушении прав человека.


Основными задачами данного вида деятельности является:


• предоставление сервисных юридических услуг гражданам, которые не имеют возможности получить платные юридические услуги;

• поиск потенциальных дел о предполагаемых нарушениях прав человека;

• поиск потенциальных дел для проведения стратегических судебных тяжб;

• общий обзор и анализ обращений граждан для выявления тенденций практики предоставления бесплатных юридических услуг;

• включение обобщенной информации в различные отчеты о ситуации по доступу к правосудию в Таджикистане для дальнейшего лоббирования системных изменений в этой области.

Виды предоставляемых услуг:


• Юридические консультации (устные, письменные, он-лайн консультации).

• Оформление письменных правовых документов.

• Представительство в судах и других государственных органах по делам, в которых имеется серьезное нарушение прав клиента со стороны государственных органов.

• Подготовка индивидуальных сообщений в Комитет ООН по правам человека.

• Выездные и групповые консультации


В настоящий момент в Бюро действует 5 Юридических Приемных


Юридическая приемная в г. Душанбе - правовые консультации, подготовка письменных правовых документов, представительство в суде по делам о нарушении прав человека, подготовка индивидуальных сообщений в КПЧ ООН, предоставление он-лайн консультаций посредством сайта www.hrt.tj, а также консультации юриста через СМИ. В Душанбе также действует специализированная приемная по делам о принудительных выселениях.


Юридическая Приемная в г. Худжанде - правовые консультации, групповые правовые консультации, подготовка письменных правовых документов, выявление нарушений прав человека, в необходимых случаях - представительство в судах. В Худжанде действовал ресурсный центр для предпринимателей.


Юридическая Приемная в г. Хороге - правовые консультации, представительство в суде, подготовка письменных правовых документов, выездные индивидуальные и групповые консультации в трех районах ГБАО.


Юридические приемные в г. Истаравшане (Согдийская область) и г. Турсунзаде (РРП) - правовые консультации, подготовка письменных правовых документов, представительство в суде.


Статистическая информация об обращениях граждан


№ Правовая проблема Всего обращ. по отраслям


Душанбе Худжанд Хорог Истаравшан

Турсун-заде

1 Гражданские вопросы


Регистрация НПО

445


27 20


1

102


1 128


24 115


1

80


---

2 Жилищные 234 81 28 35 24 66


3.


Семейные 278 10 84 19 38 127

4.

Трудовые 195 7 24 137 6 21

5. Уголовные 152

19 45 15 53 20

6. Социальное обеспечение 29 8 12 1 --- 8

7. Налоговые 55

10 31 4 10

8. Земельные 194

4 13 109 43 25

9. Уголовно-процессуальные

37 5 10 4 10 8

10. Гражданско-процессуальные

47 2 13 1 24 7

11 Хозяйственные

3 1 1 1

12. Права человека

24 1 1 1 21

13. Предпринимательство 12 12

13. Иные

158 38 47 9 39 25

Всего обращений

1890

196

403

514

358

419


Количество клиентов приемных за 2008 год (разбивка по половому признаку)


Всего клиентов

Мужчин Женщин

Душанбе

190 115 75

Худжанд

381 222 159

Хорог

486 289 197

Истаравшан

336 219 117

Турсунзаде

419 176 243

Всего 1812 1021 791


2.2. Статистический обзор и анализ обращений граждан


Приемная в г. Душанбе - по сравнению с прошлым годом значительно увеличилось количество обращений. Это связано с тем, что в Душанбе действует специализированная приемная по вопросам принудительных выселений, что является очень актуальным для столицы страны. В связи с этим в Душанбе наблюдается наибольшее число обращений именно по жилищным вопросам, но фиксируются обращения и по другим вопросам (гражданским, уголовным, семейным). Многие клиенты, получившие правовую помощь, обращаются в приемную повторно по другим вновь возникшим правовым вопросам.


Приемная в г. Худжанде - в 2008 году из-за повышения цен на недвижимость участились споры о признании сделок купли-продажи недвижимости недействительными. Посетители также интересовались последствиями признания сделок недействительными. Обращения, связанные с гражданским законодательством, касаются, преимущественно, порядка оформления договоров, а также наследственных правоотношений – порядка оформления завещания имущества и порядка принятия наследства. Женщины зачастую обращаются по вопросам расторжения брака и раздела имущества.


По жилищным вопросам практически все вопросы связаны с выселением и вселением в жилые помещения бывших членов семьи или лиц, самоуправно занявших жилое помещение. В то же время, анализ обращений показал, что проблемы клиентов, связанные с семейными спорами, не связаны ни с пробелами в законе, ни с правоприменительной практикой и носят внутрисемейный (бытовой) характер, причем такие обращения фиксируются ежемесячно.


Из уголовных вопросов преобладают вопросы погашения судимости, санкций за то или иное преступление, а также вопросы возмещения вреда, причиненного уголовным преступлением.


Фиксируются единичные обращения по земельному, уголовно-процессуальному, гражданско-процессуальному законодательству и иным вопросам. За отчетный период фиксировались случаи обращений, связанных с претензиями граждан к работе различных городских служб – «Худжандводоканал», «Электросеть», ЖКХ и др. При этом в зимний период времени фиксируется наибольшее количество обращений, связанных с подачей электроэнергии и недовольством людей тем, что электричество практически не подается в дома, хотя плата регулярно взимается.


В период призыва граждан на военную службу отмечены случаи жалоб посетителей худжандской приемной на злоупотребление со стороны работников военкомата, на случаи «облав» на улицах и в общественных местах.


Наблюдается тенденция к повышению информированности граждан о своих потребительских правах, так как в приемную начали обращаться клиенты, выражающие недовольство качеством обслуживания (к примеру, со стороны водителей автобусов и маршрутных такси).


Приемная в г. Истаравшане - посетители, в основном обращались по гражданским, семейным и земельным правоотношениям. Участились обращения, связанные с вопросами трудовой миграции. Почти все клиенты жалуются на незаконные поборы со стороны правоохранительных органов, тотальную коррупцию и отсутствие реальной возможности добиться справедливости.


Приемная в г. Турсунзаде - жители г. Турсунзаде в 2008 году обращались за консультациями по вопросам порядка и процедуры проведения митинга и выражения протеста против повышения налоговой ставки для предпринимателей, так как ранее вместе с другими представителями малого бизнеса они организовали стихийный митинг, за что были привлечены к административной ответственности.


По гражданским вопросам в указанных регионах, в основном, преобладали вопросы права собственности, истребования долга, получения кредита и т.д. В то же время обращения касались также жилищного и семейного законодательства.


Юристами приемной также составляются письменные обращения в правоохранительные органы с целью принятия необходимых мер к ответственным лицам, превышающим свои должностные полномочия.

Приемная в г. Хороге - правовая помощь оказывалась преимущественно по вопросам земельного и трудового законодательства. Так, в приемную Хорога поступало много обращений по трудовым вопросам: трудовые отпуска, рабочее время, прекращение трудового договора, ограничения работы по совместительству, налоги с заработной платы, вопросы выплаты заработной платы.


Граждане обращались также за консультацией по вопросам уголовного, гражданского, жилищного и налогового законодательства, а также по вопросу процедуры регистрации НПО. Следует отметить, что вопросы, связанные с деятельностью НПО, характерны только для ГБАО, такие обращения практически отсутствуют в других приемных Бюро.


По налоговым правоотношениям вопросы касались уплаты налога на добавленную стоимость, земельный налог, виды налогов, подлежащих уплате при осуществлении деятельности общественных объединений.


Заметно увеличился поток обращений, связанных с неправомерными действиями со стороны представителей государственных органов. Граждане, сталкиваясь с проблемами в области права, охотней стали идти на контакт с юристами приемной. Большая часть обращений связана с судопроизводством и задержкой рассмотрения дел.


В настоящее время юристом приемной проводится анализ проблем в земельной сфере, на основании которого планируется проведение семинаров для представителей хукуматов и джамоатов Шугнанского, Рушанского и Рошткалинского районов по земельному законодательству.


По результатам анализа обращений граждан в 2007 году было принято решение о проведении выездных консультаций в отдаленные регионы ГБАО. В 2008 году началась пилотная фаза данного вида деятельности. Выездные консультации осуществлялись в три района ГБАО – Шугнан, Рушан, Рошткала. Выездные консультации представляют собой проведение групповых консультаций и/или мини-тренингов для населения. По завершении групповых консультаций проводится индивидуальный прием клиентов и консультирование каждого обратившегося персонально. Такой способ консультирования проводится по просьбе жителей указанных районов.


Выездные консультации проводились, чаще всего, по вопросам трудового и земельного законодательства по просьбам представителей джамоатов указанных районов ГБАО и исходя из предыдущего анализа обращений клиентов в приемную Хорога.

Практика выездных консультаций является очень эффективным и востребованным видом правовой помощи для такого региона, как ГБАО. Необходимость в таких выездных консультациях особенно чувствуется в районах области, где отсутствуют правозащитные НПО, различные юридические приемные и даже платные юридические конторы. Большая часть населения этих районов не имеет возможности приехать из районов в город Хорог для получения юридической консультации, так как стоимость в один конец пути составляет от 15 до 60 сомони.


Анализ обращений граждан выявил следующие основные проблемы:


Судопроизводство – анализ деятельности Приемных показывает, что судебная система в исполнительном производстве является слабой, по некоторым делам судебные исполнители не исполняют судебные решения месяцами. Судьи, вынесшие решение, не всегда контролируют исполнение своих решений, возлагая все на судебных исполнителей, а судебные исполнители поставили свою деятельность так, что с ними надо «договариваться», просить и т.д., чтобы добиться исполнения решения.

Проблемой также является неявка одной из сторон на судебное заседание. Данная проблема чаще всего возникает потому, что судьи должным образом не уведомляют участников процесса, не требуют подтверждающих документов, обосновывающих уважительность причин неявки на судебное заседание. В связи с этим дела необоснованно затягиваются. Не используются штрафные санкции, а если используются, то они символические и не имеют особого эффекта.


Низкая правовая грамотность - следует отметить, что в большинстве случаев проблема заключалась не только в законодательной либо правоприменительной практике, но и в незнании законодательства со стороны частных лиц. К примеру, по некоторым обращениям граждан в суд, им было отказано в иске в связи с пропуском срока исковой давности, предусмотренного процессуальным законодательством. Юристы приемной объясняли клиентам то, что судом было вынесено верное решение, клиенты не хотели с этим соглашаться, не желая понимать сути исковой давности. В то же время наблюдаются проблемы, связанные с неквалифицированной правовой консультацией, составлении письменных правовых документов адвокатами. Например, там, где следовало составить исковое заявление в суд, составлялось заявление в прокуратуру; там, где следовало составить исковое заявление о взыскании соответствующей доли в совместном имуществе, составлялось исковое заявление о разделе совместного имущества, при этом имущество, которое требовалось разделить, никоим образом не являлось совместной собственностью и т.д.


В области наследственных правоотношений основная проблема заключается в том, что гражданами в установленный гражданским законодательством 6-месячный срок не принимается наследство, вовремя не обращается внимание на сроки принятия наследства или налицо незнание об этих сроках, до возникновения какой-либо проблемы или спора. После того, как выясняется, что срок пропущен, приходится обращаться в суд, чтобы продлить срок для принятия наследства. Гражданским законодательством предусмотрена норма о фактическом принятии наследства. В случае, если гражданин фактически вступил во владение наследством (к примеру, начал или продолжил проживать в наследственном домовладении), то считается, что он фактически принял наследство. Зачастую нотариусы игнорируют данное положение закона, отказывая таким наследникам в выдаче свидетельства о праве на наследство, и предлагают им обращаться в суд с заявлением о продлении срока принятия наследства. Норма, имеющаяся в законе, на практике не действует, а при попытке воспользоваться данной нормой граждане сталкиваются с вышеуказанной проблемой.


После расторжения брака у многих женщин с бывшими супругами возникают проблемы, связанные с разделом имущества. В основном, многие супруги при покупке недвижимости оформляют ее не на себя, а на родственников, чтобы избежать в будущем раздела имущества. В результате второй супруг, требующий раздела (как показывает практика, в основном, это женщина), сталкивается с проблемами.


В Хороге многие земельные вопросы связаны с незаконными или произвольными действиями хукумата, к примеру, когда власти без разрешения и уведомления пользователя земельным участком выносят решение о разделении земельного участка с посторонним человеком, либо передают право пользования земельным участком без всяких оснований других лицам, либо выносят решение об отмене права пользования участком.


Анализ обращений граждан показывает, что во времена СССР на территории ГБАО пахотная земля находилась в пользовании колхозов и совхозов, а после распада СССР появились различные хозяйства. Не все хозяйства смогли себя реализовать из-за экономических проблем, отсутствия нормальной коммуникации в области и районах, и других проблем. В результате, большинство пахотных земельных участков было распределено среди населения кишлаков районов. Сейчас в области реализовываются различные проекты хукумата и международных организаций по освоению и орошению новых земельных участков для населения и различных хозяйств. Проблема возникает в юридическом оформлении земельных участков, оформлении сертификатов, договоров на аренду земельных участков, вопросах совместного пользования земельными участками, оплаты налогов на землю. Проблемой также является распределение этих земель населению, так как земельные участки на территории области очень ограничены, население недовольно таким распределением земельных участков и отсюда у населения возникают вопросы.


В 2008 году был принят новый гражданско-процессуальный кодекс, который имеет множество нововведений. В настоящий момент большинство адвокатов не имеют достаточных знаний о новых процедурах и нововведениях, используют процедуры старого процессуального законодательства. Такие действия имеют явно негативные последствия для ответчиков.


Принудительное выселение граждан из жилых помещений. В настоящий момент вопросы принудительного выселения являются одними из преобладающих среди обращений граждан. Таким образом, создание Приемной по выселению и продолжение ее деятельности явилось очень своевременным и необходимым. В основном, обращения граждан связаны с незаконным выселением. Часто граждане обращаются по вопросам обжалования Решений местных органов исполнительной власти об изъятии земельного участка для государственных и общественных нужд в связи с несоразмерной компенсацией взамен изымаемого или сносимого жилого строения. Такие решения принимаются на основании генерального плана города.


Обращения также касались вопросов самовольного захвата земли и самовольных построек, вызвавших принудительное выселение. Участились случаи мошенничества с недвижимостью. Это обстоятельство также приводит к вынужденному выселению. Были обращения по поводу порядка легализации имущества. Как выяснилось, многие граждане осведомлены о принятии Закона РТ «Об амнистии физических и юридических лиц в связи с легализацией имущества». Были и обращения, связанные с правом землепользования и семейно-жилищные вопросы, когда шла речь о разделе жилого помещения, являющегося совместной собственностью.


Правовые проблемы малого и среднего бизнеса

Анализ обращений граждан в Ресурсный Центр для предпринимателей показал, что у представителей бизнеса имеются очень слабые знания о законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность в Таджикистане. Речь, в частности, идёт о налоговом законодательстве. Для индивидуальных предпринимателей предусмотрена упрощенная система налогообложения, но многие из них не имеют об этом представления. Предприниматели платят налоги, не вникая, какие именно виды налогов они оплачивают, т.е. они приходят в налоговый орган, там им указывают сумму, которую необходимо заплатить, и они выплачивают эту сумму.


Не все индивидуальные предприниматели знают порядок выдачи патента, свидетельства и перечень видов предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе патента. Подобная ситуация и с лицензированием. Предприниматели не знают, на какие виды деятельности должны получать лицензию.


31 июля 2008 года был издан указ президента РТ «Об объявлении моратория на все виды проверок субъектов малого и среднего предпринимательства» (№ 92 (21449). Целью данной инициативы является поддержка и дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства, а также создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. С объявлением моратория предприниматели «свободны» от обилия проверок в течение двух лет. Однако нарушение законодательства, регулирующего правоотношения в сфере предпринимательской деятельности, приводит к серьезным проблемам.


В Истаравшане и Турсунзаде наблюдается практика превышения своих полномочий со стороны отдельных должностных лиц; правоохранительных, а также властно – распорядительных органов. В регионе существует проблема в искусственном создании «барьеров» со стороны органов исполнительной власти, земельного комитета и отдела архитектуры в получении гражданами земельных участков. По отдельным правоотношениям заявления и жалобы граждан либо вообще не рассматриваются (зачастую не регистрируются), либо рассматриваются односторонне со стороны суда, органов прокуратуры и милиции и органов исполнительных органов власти. Некоторые факты, изложенные в заявлении/жалобе, не проверяются. Юрист приемной в Истаравшане отмечает также факты коррупции в регионе и случаи незаконных поборов с граждан со стороны чиновников.


Практика применения пыток в Республике Таджикистан


Согласно полученным жалобам и зарегистрированной информации, а также по результатам проведенного мониторинга, можно констатировать, что пытки и жестокое обращение практикуются со стороны сотрудников правоохранительных и силовых органов (МВД, ГКНБ) и пенитенциарных учреждений. Различные проблемы, препятствующие нормальной работе правоохранительных органов, приводят к тому, что сотрудники милиции видят в подозреваемом основной источник информации о преступлении. Такая информация существенно «облегчает» сотрудникам милиции процесс работы по раскрытию и расследованию конкретных преступлений: отпадает необходимость отрабатывать несколько версий происшедшего, вместо поиска доказательств нужно совершить только процедуры по их закреплению и т.п.


Проблемой также является отсутствие в законодательстве страны отдельной статьи по пыткам, и отсутствие официальной статистики о масштабах применяемых пыток в стране. Органы прокуратуры и другие компетентные ведомства, ответственные за статистический учет преступлений, ведут регистрацию на основании статей УК РТ, описывающих те или иные преступления. Из-за отсутствия в УК РТ специальной статьи, посвященной применению пыток со стороны должностных лиц, указанные регистрирующие ведомства оказываются не в состоянии вести статистику по пыткам.


Одной из причин существования в стране практики пыток является отсутствие эффективного расследования подобных случаев. В республике существует ряд нормативных актов, которые устанавливают порядок работы правоохранительных органов с сообщениями о преступлениях, но эти нормативные акты не учитывают специфику такого преступления как пытка, а специальных инструкций, касающихся приема и рассмотрения сообщений о пытках, в стране не разработано.


3. Он-лайн консультации (Душанбе)


В Душанбе на страничке информационного сайта «Права человека в Таджикистане» www.hrt.tj существует рубрика «Консультация юриста» (он-лайн консультации). По наиболее часто встречающимся вопросам граждан юрист составляет информационный обзор, который размещается в данной рубрике.


4. Карманные книжки:

В 2008 году были отредактированы и опубликованы следующие карманные книжки:

1. «Право на доступ к информации и гласности судопроизводства».

2. «Право на жилище в аспекте права собственности» на русском и таджикском языках.

3. «Право на неприкосновенность личной (частной) жизни».


  1   2   3

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты