Домой

Программа спецкурса по истории зарубежной культуры «Библейские образы и сюжеты в творчестве западных мастеров художественной культуры» для специальности 020600 Культурология




Скачать 181.28 Kb.
НазваниеПрограмма спецкурса по истории зарубежной культуры «Библейские образы и сюжеты в творчестве западных мастеров художественной культуры» для специальности 020600 Культурология
Дата10.04.2013
Размер181.28 Kb.
ТипПрограмма спецкурса
Содержание
I. организационно-методический раздел
1.2. Задачи спецкурса
1.3. Место спецкурса в системе освоения профессиональной
1.4. Требования к уровню освоения содержания спецкурса
2.1. Разделы спецкурса
Раздел I. Библия как сакральный текст культуры
Тема 4. Образ апостола Петра и его место в христианской культуре
Тема 5. Судьба апостола Павла и его отражение в памятниках культуры
Раздел II. Отражение Новозаветной истории Христа
Тема 7. Благовещение Деве Марии
Тема 9. Царь Ирод и события в Вифлееме.
Тема 13. Чудеса Христа
Тема 14. Страсти Христа. Тайная Вечеря
Тема 15. Суд над Христом
2.3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий
2.4. Примерная тематика контрольных работ
2.5. Примерный перечень вопросов к зачету
Iv. форма итогового контроля
5.2. Перечень обучающих контролирующих компьютерных программ
Подобные работы:

МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО:


проректор по учебной работе зав. кафедрой


« »_________ 2011 г. « »________2011 г.


Программа спецкурса


по истории зарубежной культуры

«Библейские образы и сюжеты в творчестве

западных мастеров художественной культуры»

для специальности




020600 – Культурология




Преподаватель: Амельченко Светлана Николаевна


кандидат философских наук, доцент


МАГНИТОГОРСК – 2011



^ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1.1. Цели спецкурса


Основная цель спецкурса – изучение места и роли библейских образов и сюжетов в истории западной культуры. Сопутствующей целью является знакомство с историей отражения библейской тематики в западной художественной культуре и анализ языка художественной выразительности мастеров западной культуры, посвятивших ей свои произведения.


^ 1.2. Задачи спецкурса:


  • Познакомить бакалавров со структурой библейского текста.

  • Рассмотреть вопрос об исторической и собственно мифологической основе создания Библии.

  • Определить значение личностей апостолов и созданных ими евангелий, как повествований о земной жизни Христа и Богоматери, а также многих других библейских персонажей, образы которых стали основой для отражения библейской темы в искусстве Западной Европы.

  • Раскрыть особенности западноевропейской традиции в художественном осмыслении данных образов.

  • Определить особенно значимые в рамках данного курса шедевры мировой художественной культуры и обеспечить визуальное знакомство студентов с ними (репродукции, слайды, видеоматериалы и т. д.).


^ 1.3. Место спецкурса в системе освоения профессиональной

образовательной программы


Спецкурс по «Истории зарубежной культуры» входит в блок специальных дисциплин профессионально-образовательной подготовки бакалавров, обучающихся по специальности – 020600 – «Культурология». По учебному плану спецкурс по «Истории зарубежной культуры» читается в IV семестре и рассчитан на 38 часов аудиторных занятий, все из которых лекции. Программа спецкурса призвана помочь в укреплении межпредметных связей, систематизации знаний в области гуманитарных и общественных наук.


^ 1.4. Требования к уровню освоения содержания спецкурса


В результате изучения курса бакалавры должны:

1. Совершенствовать владение навыками искусствоведческого анализа.

2. Освоить специфику работы с основными понятиями теории и истории искусства и мировой культуры применительно к искусству Западной Европы.

3. Уметь активно использовать теоретические знания в процессе искусствоведческого анализа.

4. Научиться соотносить процесс эволюции видов и форм художественного творчества со сменой историко-культурных этапов.

5. Знать визуально шедевры западноевропейского изобразительного искусства, отражающие библейскую тематику.


II. Содержание курса


^ 2.1. Разделы спецкурса


Спецкурс «Библейские образы и сюжеты в творчестве западных мастеров художественной культуры» состоит из двух разделов:

1. Библия как сакральный текст культуры.

2. Отражение Новозаветной истории Христа в произведениях мастеров зарубежной художественной культуры.


2.2. Темы и краткое содержание.

^
Раздел I. Библия как сакральный текст культуры


Тема 1. Библия как феномен религиозной культуры


История создания библейского текста. Структура библейского текста. Сущность двух частей Библии: Ветхий и Новый Завет. Отличительные особенности Ветхого и Нового Завета. Основы христианства. История священного Писания. Евангелия.

Тема 2. Вопрос о создании текста Нового Завета: проблема авторства



Проблема появления текстов Нового завета. Структура и последовательность текстов Нового завета. Вопрос о создании текстов Нового Завета: проблема авторства.



Тема 3. Евангелия как сокровища историко-литературной мысли


Евангелия как летописания священной христианской истории. Евангелия – повествования о земной жизни Христа и Богоматери, а также о других библейских персонажах, связанных с судьбой Христа в ее земной период. Роль учеников и последователей Христа в истории христианства. Имена и судьбы наиболее известных апостолов – общий обзор.


^ Тема 4. Образ апостола Петра и его место в христианской культуре


Апостол Петр, его значение для Христа и для христианства в целом. Особенности личности: исторические и легендарные свидетельства. Мученическая смерть Петра и легенды о его захоронении. Собор Св. Петра в Риме.


^ Тема 5. Судьба апостола Павла и его отражение в памятниках культуры


Апостол Павел. Павел как историческая личность, история происхождения и воспитания, принадлежность Павла к фарисеям. Чудесное преображение Павла и принятие им христианства. Павел-проповедник. Пребывание Павла в Риме и его казнь. Кристофер Рен «Собор Святого Павла в Лондоне».


^ Раздел II. Отражение Новозаветной истории Христа

в произведениях мастеров зарубежной художественной культуры

Тема 6. Благовещение Захарии. Встреча Марии и Елисаветы


Бездетность Захарии и Елисаветы. Служение Захарии в храме. Благовещение Захарии и неверие его в благую весть. Немота как наказание за неверие. Встреча Марии и Елисаветы. Рождение сына Захарии и Елисаветы – Иоанна Крестителя.


^ Тема 7. Благовещение Деве Марии


Благовещение Деве Марии. Архангел Гавриил, сообщение им благой вести Марии. Восприятие Марией явления ангела. История христианского праздника Благовещение.

Тема 8. Перепись в Вифлееме. Рождение Иисуса Христа


Причины путешествия Иосифа-плотника и Марии из Назарета на перепись в Вифлеем. Рождение божественного младенца – Иисуса и события, связанные с Рождеством.


^ Тема 9. Царь Ирод и события в Вифлееме.


Бегство Св. семейства в Египет. Избиение младенцев в Вифлееме. Причины данного библейского события.


Тема 10. Сретение. Введение Христа во храм


Первое введение Христа во храм (Сретение). Совершение обряда старцем Симеоном, значение Симеона в контексте евангельской истории.

Тема 11. Образ Иоанна Крестителя и Богоявление


Значение Иоанна Крестителя, его проповедь, крещение Христа. Смерть Иоанна Предтечи в доме Ирода Антипы. Образы Иродиады и Соломеи.
Тема 12. Общественное служение Иисуса Христа


Общественное призвание Иисуса Христа. Его обращение к апостолам для служения. Призвание Петра, Андрея, Иакова, Матфея и Иоанна на апостольский подвиг.


^ Тема 13. Чудеса Христа


Чудеса Христа (воскрешения, хождение по воде, исцеления, чудо со статиром и др.), отношение к ним христиан. Воскрешение дочери Иаира. Воскрешение Лазаря. Христос, идущий по воде. Чудо со статиром.


^ Тема 14. Страсти Христа. Тайная Вечеря


Страсти Христа. Тайная Вечеря. Трапеза Христа с учениками. Предсказание Христом предательства (Иуды). Установление обряда причащения. Омовение Христом ног учеников.


^ Тема 15. Суд над Христом


Взятие Христа под стражу. Допросы Христа и их последовательность. Суд Понтия Пилата.


Тема 16. Распятие Христа


Путь Христа на Голгофу. Поведение толпы и учеников. Поругание и распятие Христа. Снятие с креста и положение во гроб.


Тема 17. Воскресение Христа


Туринская плащаница. Камень гроба господня. Явление ангела женам – мироносицам. Пасхальное яйцо – символ воскрешения Христа. Вознесение Христа.


Тема 18. Что есть Царство Небесное?


Нисхождение Святого духа. Миссионерская деятельность апостолов. Оформление христианства в мировую религию. Отцы христианской церкви.


^ 2.3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы


Тема 1. Библия как феномен религиозной культуры


Следует самостоятельно проработать и закрепить материал следующих разделов:


  1. История создания Библии.

  2. Библия как священная книга иудейства и христианства.

  3. Ветхий и Новый завет.


Вопросы для проверки


  1. Когда появились первые тексты Библии?

  2. Чем была вызвана необходимость создания Библии?

  3. В чем отличие Ветхого завета от Нового?


Тема 2. Вопрос о создании текста Нового Завета: проблема авторства


Следует самостоятельно проработать и закрепить материал следующих разделов:


  1. Структура текстов Нового завета.

  2. Последовательность текстов Нового завета.

  3. Вопрос об авторстве текстов Нового завета.


Вопросы для проверки


  1. Из каких текстов состоит Новый завет?

  2. Чем было вызвано появление текстов Нового завета?

  3. Как выстроена последовательность Новозаветного повествования?


Тема 3. Евангелия как сокровища историко-литературной мысли


Следует самостоятельно проработать и закрепить материал следующих разделов:


  1. Евангелие как сакральное повествование о жизни Христа.

  2. Авторские версии Евангелий.

  3. Образы Христа, Марии, Ирода, апостолов и иных персонажей в Евангелиях.


Вопросы для проверки


  1. В связи с какими событиями появились Евангелия?

  2. Кто был автором Евангелий?

  3. Как объяснить востребованность Евангелий в истории культуры?



Тема 4. Образ апостола Петра и его место в христианской культуре


Следует самостоятельно проработать и закрепить материал следующих разделов:


  1. Апостол Петр как ученик Христа.

  2. Образ Петра в Евангелии.

  3. Христианская миссия апостола Петра.


Вопросы для проверки


  1. Как описывается апостол Петр в Евангелиях?

  2. Каковы достоинства и недостатки образа апостола Петра?

  3. Как изображают апостола Петра в христианском художественном творчестве?


Тема 5. Судьба апостола Павла и его отражение в памятниках культуры


Следует самостоятельно проработать и закрепить материал следующих разделов:


  1. Апостол Павел как последователь Христа.

  2. Образ апостола Павла в Евангелии.

  3. Христианская миссия апостола Павла.


Вопросы для проверки


  1. Как характеризуется апостол Павел в Евангелиях?

  2. Каковы достоинства и недостатки образа апостола Павла?

  3. Как изображают апостола Петра в христианском изобразительном искусстве?


Тема 6. Благовещение Захарии. Встреча Марии и Елисаветы


Следует самостоятельно изучить и проанализировать следующие произведения:


  1. Джотто. Благовестие Захарии (начало XIV века). Флоренция. Церковь Санта Кроче (капелла Перуцци).

  2. Якопо дела Кверча. Благовестие Захарии (1427-1430). Сиена. Баптистерий.

  3. Встреча Марии и Елисаветы. Скульптура собора в Реймсе. 1225-1240 гг.


Вопросы для проверки


  1. Кто был наиболее известным автором произведений, изображающих историю Захарии и Елизаветы?

  2. В каких видах художественной культуры получила отражение судьба Захарии и Елизаветы?

  3. Каковы достоинства скульптурной группы Реймского собора, изображающей встречу Марии и Елизаветы?



Тема 7. Благовещение Деве Марии


Следует самостоятельно изучить и проанализировать следующие произведения:


  1. Франческо дель Коса. Благовещение (вторая половина XV века). Дрезден. Картинная галерея.

  2. Роббер Кампен. Благовещение (Алтарь Мероде). Нью-Йорк. Метрополитен-музей.

  3. Ян и Губерт ван Эйк. Благовещение (1432). Гентский алтарь. Гент. Собор Св. Бавона.

  4. Фра Беато Анджелико. Благовещение (ок. 1434). Картона. Музея Диочезано.


Вопросы для проверки


  1. Кто был наиболее известным автором произведений, изображающих Благовещение Марии?

  2. Кто из библейских персонажей показан в композиции Благовещения?

  3. Чем занимается Мария в сценах Благовещения и что характеризует ее образ?



Тема 8. Перепись в Вифлееме. Рождение Иисуса Христа


Следует самостоятельно изучить и проанализировать следующие произведения:


  1. Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. (1566). Брюссель. Королевский музей изящных искусств.

  2. Гуго Ван дер Гус. Рождение Христа (Алтарь Портинари) (1473-1475). Флоренция. Галерея Уффици.

  3. Робер Кампен. Рождение Христа (1425). Дижон. Городской музей.

  4. Джотто. Рождение Христа (1304-1306). Падуя. Капелла Скровеньи.


Вопросы для проверки


  1. Кто из мастеров зарубежной культуры наиболее выразительно передал сцену Рождества?

  2. Кто из библейских персонажей показан в композиции Рождества?

  3. Где произошло Рождество Христово?

  4. Что характеризует образ Марии в сценах Рождества?


Тема 9. Царь Ирод и события в Вифлееме


Следует самостоятельно изучить и проанализировать следующие произведения:


  1. Джотто. Избиение младенцев. (1304-1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

  2. Питер Брейгель. Избиение младенцев. 1566 г.


Вопросы для проверки


  1. Почему случилось бегство Святого семейства в Египет?

  2. Что произошло в Вифлееме?

  3. Почему царь Ирод преследовал младенца Христа?


Тема 10. Сретение. Введение Христа во храм


Следует самостоятельно изучить и проанализировать следующее произведение:


  1. Рембрандт. Симеон в храме (1627-1628). Гамбург. Художественный зал.


Вопросы для проверки


  1. Какую роль в священной истории выполняет Симеон?

  2. Что произошло в храме, когда Мария и Иосиф принесли туда Христа?

  3. Что означает «сретение»?


Тема 11. Образ Иоанна Крестителя и Богоявление


Следует самостоятельно проработать и закрепить материал следующих разделов:


  1. Образ Иоанна Предтечи в Священной истории и его трагическая гибель.

  2. Значение крещения Христа в Иордани.

  3. Смысл понятия «Богоявление».


Вопросы для проверки

  1. Почему Иоанна Крестителя называют Предтечей?

  2. Какую роль в судьбе Иоанна Крестителя сыграли Иродиада и Соломея?

  3. В чем смысл крещения в христианстве?


Тема 12. Общественное служение Иисуса Христа


Следует самостоятельно изучить и проанализировать следующие произведения:


  1. Доменико Гирландайо. Призвание апостолов Петра и Андрея (1481). Ватикан. Сикстинская капелла.

  2. Караваджо. Призвание Матфея (1597-1599). Рим. Капелла Контарелли в Сан Луиджи Деи Франчези.


Вопросы для проверки


  1. Когда Христос осознал свое призвание?

  2. Кто примкнул к Христу в его служении народу?

  3. Как осуществлялось призвание апостолов?


Тема 13. Чудеса Христа


Следует самостоятельно изучить и проанализировать следующие произведения:


  1. Неизвестный мастер X века. Воскрешение дочери Иаира. Кодекс Эгберта (ок. 980). Трир. Государственная библиотека. Cod. Lat. 24.

  2. Гиберти. Христос, идущий по воде (1404-1424). Флоренция. Баптистерий (вторые двери).

  3. Себастьяно дель Пьомбо. Воскрешение Лазаря (1519). Лондон национальная галерея.

  4. Караваджо. Воскрешение Лазаря (1609). Мессина. Национальный музей.

  5. Рембрандт. Воскрешение Лазаря (ок. 1630). Лос-Анджелес. Музей искусств.

  6. Мазаччо. Чудо со статиром. (ок. 1425). Флоренция. Церковь Санта Мария дель Кармине.


Вопросы для проверки


  1. Какие чудеса совершал Христос, выполняя свою священную миссию?

  2. Кто из художников обратился к передаче чудес, совершаемых Христом?

  3. Почему тема чудес Христовых была так притягательна для мастеров мировой художественной культуры?


Тема 14. Страсти Христа. Тайная Вечеря


Следует самостоятельно изучить и проанализировать следующие произведения:


  1. Леонардо да Винчи. Тайная вечеря.

  2. Сальвадор Дали. Тайная вечеря.


Вопросы для проверки


  1. Кто из художников обратился к изображению последней вечерни Христа?

  2. В чем своеобразие произведения Леонардо да Винчи?

  3. Какова специфика шедевра Сальвадора Дали?


Тема 15. Суд над Христом


Следует самостоятельно изучить и проанализировать следующие произведения:


  1. Альбрехт Дюрер. Пилат, умывающий руки (из серии гравюр «Малые Страсти») (1509-1511).

  2. Рембранд. Христос перед Пилатом (1634). Лондон. Национальная галерея.

  3. Иероним Босх. Несение креста.


Вопросы для проверки


  1. Какую мысль выразил в своем произведении «Пилат, умывающий руки» А. Дюрер?

  2. Какую проблему стремился передать Рембрандт в картине «Христос перед Пилатом»?

  3. Почему мастера Возрождения не обошли вниманием тему Страстей Христовых?


Тема 16. Распятие Христа


Следует самостоятельно изучить и проанализировать следующее произведение:


  1. Матиасс Грюневальд. Распятие. Изенгеймский алтарь (1510-1515 гг.).


Вопросы для проверки


  1. Почему западные художники обращались к изображению распятия?

  2. В чем специфика отображения Страстей Христа и его распятия художниками Северного Возрождения?

  3. В чем смысл Распятия в христианстве?


Тема 17. Воскресение Христа


Следует самостоятельно изучить и проанализировать следующее произведение:


  1. Матиа Грюневальд. Вознесение. Изенгеймский алтарь (1510-1515 гг.)


Вопросы для проверки


  1. Какие чувства несли произведения, изображающие Воскрешение Христа?

  2. Кто из западных художников обращался к этой теме?

  3. Каков смысл Пасхи а христианстве?


Тема 18. Что есть Царство Небесное?


Следует самостоятельно проработать и закрепить материал следующих разделов:


  1. Нисхождение Св. Духа на апостолов.

  2. Историческая миссия апостолов.

  3. Формирование христианства как мировой религии.


Вопросы для проверки


  1. В чем непреходящая ценность христианства?

  2. Какие качества способна воспитать в человеке христианская религиозная культура?

  3. Почему обращение к христианским образам и идеалам прошло через историю мировой культуры?


^ 2.4. Примерная тематика контрольных работ


  1. Образы Адама и Евы в истории мировой культуры.

  2. Образ Иоанна Крестителя и Соломеи в истории мировой художественной культуры.

  3. Тема детства в библейских художественных произведениях.

  4. Образ Св. Марии в истории мировой художественной культуры.

  5. Чудеса и подвиги Иисуса Христа.

  6. Тема предательства в библейской художественной культуре.

  7. Распятие Христа и его Воскрешение.

  8. Смысл нисхождения Святого Духа на апостолов.

  9. Образ Марии Магдалины в истории мировой художественной культуры.

  10. Изображение апостольского подвижничества в произведениях мастеров западной культуры.


^ 2.5. Примерный перечень вопросов к зачету

по спецкурсу «Библейские образы и сюжеты

в творчестве западных мастеров художественной культуры»


  1. История создания библейского текста.

  2. Отличительные особенности Ветхого и Нового Завета.

  3. Евангелия, созданные апостолами. Значение апостолов в истории христианства.

  4. Апостол Петр.

  1. Апостол Павел.

  2. Вопрос о создании текста Нового Завета: проблема авторства.

  3. Благовещение Захарии. Встреча Марии и Елисаветы.

  4. Благовещение Деве Марии.

  5. Перепись в Вифлееме. Рождение Иисуса Христа.

  6. Царь Ирод. Избиение младенцев в Вифлееме.

  7. Введение Христа во храм.

  8. Значение Иоанна Крестителя, его проповедь, крещение Христа. Смерть Иоанна Предтечи в доме Ирода Антипы.

  9. Общественное служение Иисуса Христа. Призвание им апостолов для служения.

  10. Чудеса Христа (воскрешения, хождение по воде, исцеления, чудо со статиром и др.)

  11. Страсти Христа. Тайная Вечеря.

  12. Суд над Христом.

  13. Поругание и распятие Христа.

  14. Снятие с креста и положение во гроб.

  15. Воскресение Христа.

  16. Что есть царство небесное?


III. Распределение часов курса по темам и видам работ




п/п


Наименование разделов курса и тем


Всего (часов)

лекции

I.

Библия как сакральный текст культуры

10

1.

Библия как феномен религиозной культуры

2

2.

Вопрос о создании текста Нового Завета: проблема авторства

2

3.

Евангелия как сокровища историко-литературной мысли

2

4.

Образ апостола Петра и его место в христианской культуре

2

5.

Судьба апостола Павла и его отражение в памятниках культуры.

2

II.

Отражение Новозаветной истории в произведениях мастеров зарубежной художественной культуры

28

6.

Благовещение Захарии. Встреча Марии и Елисаветы

2

7.

Благовещение Деве Марии

2

8.

Перепись в Вифлееме. Рождение Иисуса Христа

2

9.

Царь Ирод и события в Вифлееме

2

10.

Сретение. Введение Христа во храм

2

11.

Образ Иоанна Крестителя и Богоявление

2

12.

Общественное служение Иисуса Христа

2

13.

Чудеса Христа

2

14.

Страсти Христа. Тайная Вечеря

2

15.

Суд над Христом

2

16.

Распятие Христа

4

17.

Воскресение Христа

2

18.

Что есть царство небесное?

2




ИТОГО:

38



^ IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ


IV СЕМЕСТР – ЗАЧЕТ


V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


5.1. Рекомендуемые источники и литература

(основная и дополнительная)

1. Библия.

2. Майкапар А. новый Завет в искусстве: Очерки иконографии западного искусства. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1988. – 352 с. – (Серия «Академия»)

3. Сто великих библейских персонажей/Автор-сост. К. В. Рыжов. – М.: Вече, 2009. – 480 с. – (100 великих).


^ 5.2. Перечень обучающих контролирующих компьютерных программ,

диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.


В учебном процессе предполагается использование следующих видеофильмов:

  • «Кто написал Новый Завет?» (Кассета № 64);

  • «Загадки библии. Апостолы» (Кассета № 49);

  • «Паломничество в Вечный город. Апостол Павел» (Кассета № 52);

  • «Рождество» (Кассета № 4);

  • «Вифлеемская Звезда» (Кассета № 3);

  • «Загадки Библии. Ирод и резня в Вифлееме» (Кассета № 40);

  • «Ирод: по ту сторону мифа» (Кассета № 67);

  • «Соломея. Библейский сюжет» (Кассета № 64);

  • «Тайная вечеря. Леонардо да Винчи» (Кассета № 117);

  • «Загадки Библии. Кто убил Иисуса?» (Кассета № 42);

  • «Страсти Христовы. Мел Гиббсон» (Кассета № 55);

  • «Копье Христа» (Кассета № 5);

  • «Секреты Марии Магдалины» (Кассета № 127);

  • «Иордания библейские святыни» (Кассета № 10);

  • «Туринская плащаница» (Кассета № 41);

  • «Святыни христианского мира. Камень гроба господня» (Кассета № 75);

  • «Что есть царство небесное» (Кассета № 64).

Скачать 181.28 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты