Домой

Рабочая программа учебной дисциплины история мировой культуры (наименование учебной дисциплины)




НазваниеРабочая программа учебной дисциплины история мировой культуры (наименование учебной дисциплины)
страница1/3
Дата10.04.2013
Размер0.56 Mb.
ТипРабочая программа
Содержание
Уровень основной образовательной программы
Форма обучения
Председатель методической комиссии факультета
1. Вводная часть
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп университета
1.3 Требования к результатам освоения учебной дисциплины
2. Основная часть
Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)
СРС в период промежуточной аттестации
ИТОГО: Общая трудоемкость
2.2. Содержание учебной дисциплины
Содержание разделав дидактических единицах
2.2.2. Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля
Номер раздела учебной дисциплины
2.3. Самостоятельная работа студента
2.3.2. График самостоятельной работы студента
2.4. Оценочные средства для контроля успеваемости и
Виды контроля и аттестации
2.5. Учебно-методическое и информационное обеспечение
2.5.2. Дополнительная литература
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_________________(_____________________)

«___» __________________________ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

(наименование учебной дисциплины)


^ Уровень основной образовательной программы бакалавриат

(бакалавриат, магистратура, подготовка специалистов)

Направление(я) подготовки Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

Профиль Культурный туризм и экскурсионная деятельность

^ Форма обучения очная

(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)

Срок освоения ООП 4 года

(нормативный или сокращенный срок обучения)

Факультет Исторический

Кафедра археологии, этнографии и музеологии


Барнаул

2011

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:


1) ФГОС ВПО по направлению подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», утвержденный Министерством образования и науки РФ «22» декабря 2009 г.


2) Учебный план профиля

одобрен Ученым советом ГОУ ВПО «АлтГУ» от «___» ________20__г., протокол № ___


Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры

от «___» ________20__г., протокол № ___


Заведующий кафедрой _________________________________________(_______________)


Разработчик:

доцент

(занимаемая должность)

_____________________

(подпись)

Т.Г. Горбунова

(инициалы, фамилия)











^ Председатель методической комиссии факультета:

доцент

(занимаемая должность)

_____________________

(подпись)

И.А. Якимова

(инициалы, фамилия)


^ 1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ


1.1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения учебной дисциплины является формирование в целостном виде представления об истории мировой культуры и демонстрация специфики культурного развития в различные исторические периоды.

Задачи курса:

  освоить знание о культурно-исторических эпохах;

  рассмотреть и осмыслить явления культурного развития стран Востока и Запада в разные периоды времени;

  познакомиться с содержанием историко-культурных понятий;

  сформировать представления об анализе основных источников по истории культуры.


^ 1.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП УНИВЕРСИТЕТА

1.2.1. Учебная дисциплина входит в вариативную часть цикла Б.3. Профессиональный цикл ФГОС ВПО по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»

1.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

  История первобытного общества, История древнего мира и средних веков, История нового и новейшего времени (дисциплины модуля «История»);

  Философия;

  Введение в профессию.

1.2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной. Предваряет изучение других общепрофессиональных дисциплин, связанных с изучением истории культуры и искусства, а также учебную музейно-ознакомительную и производственную музейно-педагогическую практики. Курс тематически связан с такими дисциплинами как «История мировых религий», «Археология», «История зарубежного искусства», «История музеев мира».

1.2.4. Указать связь дисциплины с итоговой государственной аттестацией в виде государственного экзамена


^ 1.3 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

  способность применять основные положения и инструментарий социально-гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-7);

  способность применять теоретические основы и методы историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия (ПК-1);

  готовность к использованию современного знания о культуре и ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе (ПК-3);

  готовность к участию в разработке культурно-образовательных программ в системе музейных учреждений, культурных центров, экскурсионных и туристических фирм (ПК-17).

^ 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2





часов

часов

часов

часов

Аудиторные занятия (всего)

64

64










В том числе:
















Лекции (Л)




28










Практические занятия (ПЗ), Семинары (С)




36










Лабораторные работы (ЛР)
















^ Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)




80










В том числе:
















Доклады




6










Подготовка к коллоквиумам




6










Подготовка к тестам и контрольным работам




14










Подготовка к семинарским занятиям




18










^ СРС в период промежуточной аттестации




36




























Вид промежуточной аттестации

зачет (3), зачет с оценкой (30)
















экзамен (Э)




Э
















^ ИТОГО: Общая трудоемкость

часов




144







зач.ед.




4








^ 2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.2.1. Содержание разделов учебной дисциплины (обязательный раздел)


раздела

Наименование раздела учебной дисциплины

семестра

^ Содержание раздела
в дидактических единицах


1.

Основные проблемы и подходы к изучению истории мировой культуры

2

Понятие, объект и предмет истории мировой культуры. Периодизация истории мировой культуры. Основные подходы к изучению истории культуры: формационный, цивилизационный, циклический и др. Источники по истории мировой культуры, особенности и методы работы с ними. Сравнительно-исторический (компаративный) метод.

Базовые понятия: культура, мировоззрение, менталитет, мифология, религия, картина мира, идеология, парадигма, культурный ареал, культурное наследие, культурные универсалии, культурно-историческая эпоха.


2.

Культура Древнего Египта

2

Основные культурные достижения Древнего Египта. Историко-географическая характеристика и периодизация. Семейные отношения. Культ фараона. Научные знания в Древнем Египте. Иероглифическая письменность. Счет и математические знания. Календарь и астрономические знания. Строительные навыки. Медицина. Исторические знания. Литература и музыка. Система образования египтян.

Мировоззрение древних египтян. «Тексты пирамид» и «Книга мертвых». Космология. Бесконечность Вселенной: представления о пространстве и времени. Идея загробной жизни и загробного суда Осириса. Искусство мумификации. Представления о душе и мироздании. Мумификация и идея воскрешения. Египетская мифология. Боги Египта. Реформа Эхнатона: установление «монотеизма».


3.

Культура Месопотамии, Малой и Передней Азии в Древности

2

Культура древней Месопотамии. Шумеро-аккадская цивилизация. Космологические представления: «Энума Элиш». Клинопись. Мировоззрение шумеро-аккадского населения в «Эпосе о Гильгамеше». Культура Вавилона: письменность, образование и наука. Математические знания. Вавилонская астрономия. Законы Хаммурапи. Особенности культуры Ассирии. Культура Урарту.

Культура народов Малой и Передней Азии в древности. Культуры хеттов и хурритов. Боги, мифология, культы и магия в культуре хурритов. Образ жизни населения Сирии. «Повесть о Синухете». Культура Финикии. Финикийский алфавит и его историко-культурное значение. Культура Палестины. Священные книги иудаизма: Тора и Талмуд. Содержательные линии Талмуда. Вероучение иудаизма. Религиозные праздники.


4.

Культура Древнего Ирана

2

Культурно-географическая характеристика. Древнеиранские верования. Зороастризм. Заратустра: историческая личность и мифологический образ. «Авеста» как культурно-исторический источник: общая характеристика, структура и основное содержание. «История мира» в Авесте: три эры и идея исторической цикличности. Дуальность зороастрийского мировоззрения: Ахура-Мазда (бог добра) и Ангхро-Манью (дух зла). Роль культов огня и воды в зороастризме. Манихейство


5.

Культура Древней Индии и Древнего Китая

2

Религиозная культура Индии Ведической эпохи. Структура Ведической литературы. Божественный пантеон. Представления о мире в Ведах и Упанишадах: варианты космогонических мифов. Древнеиндийские боги: Брахма (Атман), Индра Вишну и Шива. Гимны богам.

Основные культурные достижения Древней Индии в I тыс. до н.э. Религиозно-мифологические и философские течения. Джайнизм. Возникновение буддизма. Гаутама Шакьямуни. Будда и «Четыре благородных истины». Индуизм. Кришнаизм. Культ Камы. «Йога». Научные знания: астрономия, шахматы, мировоззренческие основы индийской математики. Письменность и литература. Поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Образ жизни и менталитет древних индийцев.

Основные культурные достижения Древнего Китая. «Книга Перемен» («И цзин»). Мифология Древнего Китая. Культ Неба и культ предков. Власть императора. Роль даосизма в формировании духовно-нравственных традиций Китая. Лао-цзы. Понятие «дао» («пути»), «инь» и «янь». Великая китайская стена. Технические открытия: изобретение пороха, бумаги и т.д. Научные знания: астрономия, математика, медицина. Литература и исторические знания. Геомантическое учение «фэн-шуй».

Жизненный путь Конфуция. «Беседы и суждения» («Лунь-юй») как воплощение идей конфуцианства. Представления Конфуция о человеке и обществе. «Благородные мужи» и «гуманное правление».


6.

Культура Древней Греции

2

Общая характеристика культуры Древней Греции. «Античность» как культурно-историческое понятие. Периодизация культуры. Образ жизни, психология и быт людей в древнегреческом полисе. Свобода как основа сознания древних греков. Афины и Спарта. Системы воспитания и образования. Канон «семи свободных искусств». Спорт. Олимпийские игры. Принцип агона и его значение для развития греческой культурной традиции.

Древнегреческая наука и философия. Научные достижения. География и карты мира: Анаксимандр, Гекатей, Эратосфен и др. Страбон: «География». Астрономия. Биология. Медицина: Гиппократ. Математика: Евклид, Пифагор. Механика: Архимед. Греческие историки: Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Полибий, Плутарх. Древнегреческая философия. Натурфилософия о происхождении мира. Сократ и «сократический диалог». Платон. Аристотель – универсальная «голова» античности.

Древнегреческая литература и театр. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Гесиод: поэзия, теория происхождения вселенной, поэма «Труды и дни». Эзоп и жанр басни. Античная трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид) и комедия (Аристофан). Формирование греческого театра. Музыка и театр.

Религиозно-мифологические представления древних греков: основные источники и общая характеристика. Жрецы. Представления о космосе и судьбе. Божественный олимпийский пантеон. Основные персонажи и мифы о них. Герои в древнегреческой культуре. Подвиги Геракла.


7.

Культура Древнего Рима

2

Древний Рим: историко-культурная характеристика. Культура этрусков. Жрецы-гаруспики. Кельты и древние германцы. Религиозно-мифологические представления кельтов. Друиды: особенности положения и функции. Источники о мировоззрении древних германцев: Тацит, Прокопий и др. Культура древних германцев в «Записках о галльской войне» Цезаря.

Религиозно-мифологическая система древнеримской культуры. Божественный пантеон. Главные и мелкие боги, божественные пары. Возникновение христианства. Библейская археология. Евангельская история. Историчность Иисуса Христа: точки зрения. Библия. Структура Нового Завета. Миланский эдикт и утверждение христианства.

Основные культурные достижения древнего Рима. Естественно-научные знания. Клавдий Птолемей. Географические знания. Медицина: Асклепиад и Гален. Историческая мысль: Тит Ливий, Плиний Старший, Цезарь. Литература. Древнеримские комедии: Плавт, Гай Луцилий, Гай Валерий Катулл. Публий Овидий Назон и «Наука любви». Философские идеи в литературе. Тит Лукреций Кар: «О природе вещей». Ораторское искусство: Цицерон. Римское классическое право.

Частная и общественная жизнь древних римлян. Школа и обучение. Театральные представления и игры. Семейные отношения: положение мужчин, женщин и детей. Свадьба в древнем Риме. Древнеримский театр. Публичные чтения, массовые зрелища и праздники.


8.

Западноевропейское средневековье как тип культуры

2

Эпоха средневековья: факторы формирования и основные этапы культурного развития. Медиевистика в XX в: Ж. ле Гофф, Ж. Дюби, А.Я. Гуревич. Факторы формирования средневековой культуры. Христианская церковь Догмат о Чистилище. Средневековые ереси. Средневековые монастыри как центры культурного развития. Бенедикт Нурсийский и монашеский устав «Правила». Содержание основных этапов культурного развития. Каролингское Возрождение. Алкуин. Культурный ренессанс Оттона I. «Осень средневековья».

Культура средневекового города. Семейные отношения и положение женщины. Христианская концепция моногамного брака. Свобода нравов. Споры о необходимости образования для женщины. «Женские дома». Повседневная жизнь горожан. Зрелища и праздники. Городские игры. Представления жонглеров. Ваганты.

Картина мира средневекового человека. Космографические и географические представления. Карта мира: соединение географических знаний и христианских воззрений. Представления о пространстве и времени. Родовое, библейское и историческое время. Представления о смерти и загробной жизни. Страх смерти и Страшного Суда «в конце времен». Догмат о Чистилище. Рай и Ад. Вера в чудесное.

Рыцарская культура. Воспитание рыцаря: паж, оруженосец. Посвящение в рыцари. Турниры и их роль в культурной жизни эпохи средневековья. Подготовка и проведение турнира. Нравы и обычаи рыцарей. Кодекс чести. Куртуазная любовь и формирование отношений между полами в Европе.


9.

Образования, наука и художественная культура V–XIV вв.

2

Европейское образование в V–XIV вв. Школьное образование. «Капитулярий о науках» Карла Великого. Канон «семи свободных искусств». Флавий Кассиодор. Дисциплины тривиума и квадривиума. Университетская культура. Первые средневековые университеты: Болонский, Парижский, Кембриджский и др. Устав. Деление на четыре факультета. Система преподавания и ученые степени. Гимн «Gaudeamus». Престиж университетов. Научные знания. Основные области и достижения: математика, механика, медицина. Исторические сочинения.

Западноевропейская литература в V–XIV вв. Эпос. «Песнь о Хильдебранте». «Эдда». Поэма «Беовульф». «Песнь о Нибелунгах». Клерикальная литература. Рыцарский роман. Кретьен де Труа. «Ланселот, или рыцарь телеги». Жанры городской литературы: фаблио, морализаторские произведения, баллады. Драма и первые театральные постановки. «Божественная комедия» Данте Алигьери.


10.

Европейская культура эпохи Позднего Средневековья

2

Понятие «Возрождение» и его роль в культурном развитии Западной Европы. Антропоцентризм. Петрарка. Боккаччо: «Декамерон». Понятие «гуманизм». Идеология Реформации. Мартин Лютер и «95 тезисов». Протестантизм. Течение Контрреформации. Орден иезуитов и Игнатий Лойола.

Европейский театр и низовая культура во второй половине XIV–XVI вв. Понятие «театр». Уильям Шекспир: комедии и трагедии. «Ромео и джульетта». Театр «Глобус». Низовая культура. Магия. Агриппа. Феномен средневекового карнавала.

Идеология Возрождения: революция в европейском мировоззрении. Этические и эстетические идеалы Возрождения. Л. Валла. Л. Б. Альберти. Социально-политическая идеология. Н. Макиавелли: «Государь». Т. Кампанелла: «Город Солнца». Т. Мор: «Утопия». Естественно-научная мысль Возрождения. Л. да Винчи. Н. Коперник: «Об обращении небесных сфер».

Образование и наука в Европе второй половины XIV–XVI вв. Новый комплекс гуманитарных дисциплин. Реформация и «классическое образование». Научные знания. Астрономия. Дж. Бруно. Медицина. Парацельс. Фракасторо. Кардано. Великие географические открытия. Культура американского континента до прибытия европейцев. Индейцы, майя, ацтеки, инки. Португальские и испанские путешественники в Северной Америке. Бартоломеу Диас. Васко да Гамма. Христофор Колумб. Америго Веспуччи. Фернандо Магеллан.


11.

Культура Византии

2

Культура Византии: общая характеристика и научные знания. Концепция христианского императора. Военные трактаты: Лев VI Мудрый. Энциклопедизм ученых: Лев Математик, Метохит, Плифон. Математические знания: Евтокий. Астрономические знания М. Пселла. Биологические знания и «Шестодневы». Медицина. Правила византийских врачей. Государственные больницы.

Литература и повседневная жизнь Византии. Роман Сладкопевец: кондаки. Эпиграммы. Героический эпос. Нищий Продром: «Продромика». Поздневизантийская литература: «Родосские песни любви», «Повесть о четвероногих». Быт и нравы византийцев. Значение семьи. Праздники. Театральные постановки. Представления на ипподроме.

Историческая мысль. Аммиан Марцеллин. Прокопий Кесарийский. Феофан и его «Хронография». Михаил Пселл. Историческая проза эпохи Комнинов: Анна Комнина, Михаил Глик. Географические знания и представления о мире: основные космогонические школы и их идеи. Георгий Писида и «Гексамерон». Юлий Гонорий и «Космография». Козьма Индикоплов: «Христианская топография».

Система образования Византии. Воспитание детей в семье. Школа в византии: античные традиции, дисциплины и источники. Особенности высшего образования в Византии. Высшие учебные заведения: примеры и особенности.


12.

Арабо-мусульманская культура

2

Основные культурные достижения арабо-мусульманского мира в средние века. Доисламская культура. Кочевники-бедуины. Центры мусульманской культуры. Естествознание арабо-исламского мира. Деятельность халифов по развитию науки. Гебер и алхимия. География: Ибн Хосров. Ибн-Сина: «Канон врачебной науки». Рационализм (аль-Фараби) и арабская мистика (суфизм). Аристотель в изложении арабских мыслителей. Литература. Поэзия бедуинов. Омар Хайям и рубаи. «Тысяча и одна ночь»: история создания. Фирдоуси и эпос «Шах-намэ». Мифология мусульман. Джиннология. Роль мусульманства в мировой культуре.

Мусульманская культура: особенности мировоззрения. Политеистическая религия древних арабов. Происхождение ислама. Мухаммед: пророк и его послание. Сущность исламской религии: «пять столпов». Коран и Сунна как источники мусульманского мировоззрения. Структура Корана. Шариат. Социальные и этические принципы ислама: семейная и общественная жизнь, положение женщины, образование.


13.

Культура Индии, Китая и Японии в средние века

2

Культура средневековой Индии. Усиление индуизма. Этические принципы индусов. Сикхизм. Движение бхакти. Научные знания. Исторические сочинения: «Бабур-наме», «Акбар-наме». Литература и драматургия. Языки санскрит, фарси, урду. Бхартрихари и его «шатаки». Поэзия Тируваллувара. Персоязычная поэзия: Амир Хусро Дехлеви. Жанры поэзии: газель и касыд. Кабир и Сурдас.

Культура средневекового Китая Научно-технические достижения и изобретения. Астрономия. И Сина. Географические знания. Историческая наука. Религиозно-философские традиции. Даосизм: основные правила. Буддизм: проникновение и распространение. Чань-буддизм. Неоконфуцианство. Поэзия: жанр «ши». Поэты: Ли Бо, Ду Фу, Су Ши.

Основные культурные достижения средневековой Японии. «Кодзики». Основные идеи синтоизма. Буддизм и его школы: дзедо и дзэн-буддизм. Культы. Литература: проза и поэзия. Поэтические жанры: танка, рэнга, хокку. Театр в Японии: представления саругаку, гигаку и бугаку. Театр Но. Театр Кабуки. Театр марионеток.

Средневековая японская культура: особенности мировосприятия и быта. Мифы о происхождении мира. Боги-ками. Буддийская мифология в Японии. Быт и нравы средневековых японцев. Этика и образ жизни средневековых японских самураев. Бусидо – кодекс поведения самурая. Обычай сэппуку (харакири) и его значение. Особенности организации быта и нравы японцев: семья и положение женщины, чайная церемония и японские сады.


14.

Культура Тибета в эпоху Средневековья

2

Тибет как историко-культурный регион. Религия бон. Проникновение буддизма и ламаизм. Далай-Лама. Реформы Цзонхавы. Ламаистский пантеон богов. Тибетская мифология: источники, мифы о происхождении тибетцев, структура мира, мифы о демонах, великанах и карликах, представления об «аде» и «бардо». Интеллектуальная жизнь в средневековом Тибете. Воспитание и образование, развитие памяти. Духовные ценности тибетцев: йога, обыденные представления о мироздании, «третий глаз», пути духовного самосовершенствования человека. Литературное творчество Тибета. «Тибетский канон». «Книга мертвых».


15.

Культура евразийских степей в эпоху Средневековья

2

Культурно-историческая характеристика кочевых культур Евразии: тюрки, кыргызы, монголы, хазары и др. Легенда о происхождении тюрок. Мировоззрение кочевников. Трехчленная вертикаль мира. Культ Неба. Тюркский пантеон богов. Средневековые письменные источники о культуре кочевников. Руническое письмо. Поэзия тюрок. «Эры». Китайские хроники о культуре тюрок. Культура монголов в «Сокровенном сказании». Сочинениях европейских путешественников (Плано Карпини, Гильом де Рубрук, Марко Поло) о культуре монголов: религия и магия, колдуны и прорицатели, семейные отношения, «хорошие» и «дурные» нравы.


16.

Культура раннего Нового времени: общая характеристика

2

Новые направления и особенности европейской культуры Нового времени. Понятие «Новое время», хронология и периодизация. Усиление светского начала. Утверждение принципов индивидуализма, личного успеха, практицизма и деловитости. Авторитет научного знания. Нравственная культура в Европе Нового времени. Отношения между полами и нравы в Европе XVII–XVIII вв.

Содержание и специфика общенаучной революции XVII – начала XVIII вв.: основные составляющие. Систематизация знаний и формирование методики науки. Новый тип ученого-экспериментатора. Формирование научных учреждений. Книга как форма демонстрации знаний. «Натуральная» философия. Ф. Бэкон. Р. Декарт. Новые основания антропоцентризма в европейской философии. «Мысли» Блеза Паскаля. «Максимы» Франсуа де Ларошфуко. Педагогическая мысль. Я.А. Коменский. И. Кеплер. Исследования Г. Галилея. Деятельность И. Ньютона. Достижения в области математики и химии. Развитие биологии и физиологии. К. Линней и его классификация. Развитие гуманитарного знания. Вклад Бэкона в историческую науку.


17.

Культура европейского Просвещения

2

Просвещение как идеологическое течение в культуре Нового времени. Хронологические рамки Просвещения. Общие характеристики Просвещения: Рационализм, идея равенства, исторический оптимизм, интеллектуальность и появление салонов. Абсолютизм и прославление короля. Течения в католицизме: протестантизм, янсенизм, квиетизм. Основные направления в художественной культуре Просвещения. Классицизм и барокко: общие и отличительные черты.

Феномен энциклопедизма в культуре Просвещения. Энциклопедизм как отличительная характеристика культуры европейского Просвещения. Понятие «энциклопедия», основные виды и их особенности. «Исторический и критический словарь» П. Бейля. Основное содержание: понятие «исторический факт», метод исторической акрибии. Требования Бейля к историку «Философский словарь» Вольтера.

Французская «Энциклопедия»: Д. Дидро, Ж. Д. Аламбер и др. История создания и публикации энциклопедии. Отношение к авторам книги. Оценка роли и значения «Энциклопедии» для исторической науки (по А.Д. Люблинской). Цели и принципы энциклопедии. Трактовка понятия «история» в издании. Описание общих исторических понятий: «факт», «общество», «человек».

Просвещение на Британских островах: основные черты и особенности. Зарождение просветительских идей в период Английской революции середины XVII в. Дж. Лильберн. Дж. Уинстенли и утопическая работа «Закон свободы». Дж. Мильтон и его поэма «Потерянный рай». Разработка в английском Просвещении основ теорий «естественных прав», «общественного договора». Т. Гоббс и книга «Левиафан»: основные идеи. Дж. Локк. Проблемы этики в английском Просвещении. Б. Мандевиль. «Басня о пчелах». Воплощение ценностей Просвещения в литературе и публицистике. Д. Дефо: «Приключения Робинзона Крузо». Дж. Свифт.

Культура Просвещения во Франции. Д.Дидро. Вольтер. Трактовка страны Эльдорадо. Ж.-Ж. Руссо. Монтескье. Литература французского Просвещения. С. де Бержерак. Жанр трагедии. Основные произведения П. Корнеля: «Сид», «Гораций». Классицизм в театре: принцип трех единств. Жанр комедии и Ж.Б. Мольер. Басни де Лафонтена: основные идеи и пути достижения счастья. Сатиры Н. Буало. «Поэтическое искусство»: четыре содержательные части. «Спор о древних и новых».

Особенности формирования культуры Просвещения в германских государствах и Италии. «Плодоносящее общество» в Веймаре. Развитие театрального искусства и драматургии. К. Вейзе. Особенности музыкальной культуры: И.С. Бах. А. Моцарт. Интеллектуальное движение «Бури и натиск»: Ф. Шиллер. И. Гете Проблемы философии истории и философии культуры в немецком Просвещении: И. Кант. Итальянское Просвещение. Философия культуры Дж. Вико. Барокко и классицизм как стили мышления в итальянской художественной культуре.

Просвещение в европейских переселенческих колониях Америки. Особенности складывания культуры просвещения в Новом свете. Разработка проблем этики, государственности, права американскими просветителями XVIII в. Т. Пейн: «Права человека». Идеи Т. Джефферсона об образовании, развитии талантов, религиозной свободе. Б. Франклин и его вклад в культуру Просвещения. «Автобиография» как схема нравственного совершенствования личности.


18.

Художественная культура и интеллектуальная жизнь в Европе в конце XVIII – XIX вв.

2

Философские и историко-социальные концепции в Европы в конце XVIII – XIX вв. Философия истории Г. Гегеля. Ф. Ницше: «Злая мудрость. Афоризмы и изречения», «Так говорил Заратустра». Становление позитивистского мировоззрения: О. Конт. Г. Бокль о влиянии типов ландшафта на человека. Исторические и социальные воззрения К. Маркса и Ф. Энгельса. Историческая мысль. К. Лампрехт: «фазы развития» истории. Новые исторические дисциплины, издание специализированных исторических журналов и серийных сочинений по всемирной истории. Дискуссии о предмете и статусе истории.

Интеллектуальная жизнь Европы и США в XIX в. Образование и просвещение в Европе в XIX в. Английская, французская и немецкая образовательные традиции. Джон Ньюмен. Особенности французской высшей школы XIX в. Фон Гумбольдта о значении науки и образования для развития немецкой нации. Немецкий педагог А. Дистервег. Формирование американской системы образования в XIX в. Американские высшие учебные заведения: особенности. Гарвардский университет.

Развитие европейской науки в XIX в. Национальные академии наук. Естествознание. Ч. Дарвин и эволюционное направление. «Происхождение видов путем естественного отбора». Успехи в области математики, химии (органический синтез), биология (цитология и генетика), астрономии (Каптейн), физиология, микробиологии и медицине (Пастер). Развитие археологической науки. Деятельность А. Эванса и Г. Шлимана. Ориенталистическая археология.

Романтизм как идейное и художественное течение. Критика просветительского рационализма. Основные идеи романтизма. Культура романтизма в германских государствах. Ранний романтизм и Йенская школа. «Фауст» И. Гете. Г. Гейне: особенности и тематика творчества, «Книга песен». Немецкая философия. А. Шопенгауэр. Особенности романтизма в исторической науке: Ф. Савиньи, Л. фон Ранке. Романтизм в немецком музыкальном творчестве: опера Гофмана, Л. ван Бетховен, Р. Вагнер.

Французский романтизм. Деятельность интеллектуальных обществ. Ш. Бодлер и «Цветы зла». Взаимовлияние романтизма и реализма во французской культуре второй трети XIX в. Стендаль и социально-психологический роман. П. Мериме. О. де Бальзак: эпопея «Человеческая комедия», «Евгения Гранде». Особенности исторической мысли романтизма. О. Тьерри: «Письма об истории Франции». Ф. Гизо: «История цивилизации в Европе». Ж. Мишле: «История Франции» и «История Французской революции».

Культура романтизма в Великобритании и США. Поэты «озерной школы». С.Т. Колридж: «Сказание о старом мореходе» и «Поэма Кубла-хан». Поэзия английского романтизма Дж. Байрон. «Паломничество Чайлда Гарольда. Утверждение романтических взглядов в историографии. Т. Карлейль. Исторический роман В. Скотта. Американский романтизм. В. Ирвинг и «История Нью-Йорка». Цикл произведений Ф. Купера: «Зверобой», «Последний из Могикан» и другие. Южная школа романтизма. Э.А. По: теоретическое и художественное наследие.


19.

Особенности развития западной культуры во второй половине XIX в. – начале XX в.

2

Становление культуры досуга как части культуры повседневности. Рождение массовой культуры. Периодические издания. Зрелищные искусства в Европе и США во второй половине XIX – начале XX вв. Появление кинематографа. Э.Ж. Морей и «оживленные рисунки», «оптический театр» Рейно, кинетоскоп Т. Эдисона, синематограф братьев Люмьер. Цирковое искусство. Цирк Франкони. Цирковые жанры. Спорт. Возобновление олимпийских игр. Музыка. Классические произведения: Дж. Верди. Джаз.

Особенности и основные направления в литературном творчестве второй половины XIX – начала XX вв. Реализм как течение в западной литературе. Г. Флобер. Ч. Диккенс. М. Твен. Натурализм: Э. Золя и Ги де Мопассан. Феномен неоромантизма в художественной культуре Запада. Р. Киплинг. Л. Стивенсон. Символизм в литературе. Сказки Л. Кэрролла. Явление декаданса в западной культуре Нового времени: характерные черты мировосприятия. Формирование жанра научной фантастики. Трилогия Ж. Верна. Г. Уэллс. Основные идеи художественной системы модернизма.


20.

Модернизация традиционных культур Востока в Новое время

2

Явление колонизации на традиционном Востоке. Причины и модели восприятия народами Востока европейских культурных элементов. Индийская цивилизация. Африканский регион: особенности развития. Исламский мир в Новое время. Культура Индии в Новое время. Община бхакти: путь «пушти». Брахман Валлабха. Укрепление сикхизма. Взаимоотношения индусов и мусульман. Деятельность Дара Шукохи: «Секрет секретов». Развитие математики, медицинские школы. Литература. Последствия британского влияния: образовательная политика. Новая интеллигенция и религиозная система Рам Мохан Роя.

Культура Китая в Новое время. Проникновение христианства. Особенности китайского театра. Литературное творчество. Роман «Сон в красном тереме»: сюжет, новые идеи. Ослабление позиций буддизма, даосизма и конфуцианства. Движение тайпинов. Хун Сю-Цуань. Восприятие и переработка христианских идей. Роль европейского влияния в развитии традиционных культур Востока.


21.

Мировоззрение и новые явления в западной культуре в XX в.

2

Западная культура XX в.: новые тенденции и характеристики. Рост благосостояния населения. Технический прогресс. Тип «человека-работника». Идеология и новое мышление в европейской культуре первой половины XX в. Фашизм и нацизм. Философское осмысление реалий XX в. в элитарной культуре. Экзистенциализм Ж.П. Сартр. Произведения А. Камю. Контркультура и молодежная субкультура. Битники. Движение хиппи: «Религия ЛСД». «Иисус-революция».

Феминизм в западной культуре XX в.: основные подходы к трактовке понятия. Предпосылки возникновения течения. История развития феминистских направлений. Суфражизм. Либеральный феминизм: Б. Фридан и «Мистика женственности». Социалфеминизм, радикальное и психоаналитическое направления. Симона де Бовуар и ее книга «Второй пол». Понятие «гендер» в современной культурологии: основные подходы. Биологический и социальный пол. Стадии обретения пола по Д. Лорберу.

Массовая культура как социокультурный феномен XX в. Понятие «массовая культура» в социально-гуманитарном знании и обыденном употреблении. Соотношение понятий «народная» и «массовая» культура. Функции массовой культуры. Концепция М. Маклюэна: массовая культура и средства массовой коммуникации («холодные», «горячие»). Содержание и особенности массовой культуры второй половины XX в.: рок- и поп-музыка, «мыльные оперы», роль игрушек, бестселлеры, кич, мода, реклама и т.д. Статистические данные в исследованиях массовой культуры. Массовый человек эпохи информационного общества.

Индустрия красоты в странах Европы и США. Понятие «мода». Первая половина XX в.: Коко Шанель, Макс Фактор, компания «Мэйбеллин Нью-Йорк», марка «Ланком», Эсте Лаудер. Дом «Кристиан Диор»: становление и развитие. Индустрия красоты и массовая культура Запада в последней трети XX – начале XXI вв.: современные дизайнеры, модельный бизнес, конкурсы красоты, идеалы внешности человека, фитнес и культура здорового образа жизни.

Мюзикл как жанр в западном театральном искусстве XX в. Характеристика основных особенностей. История развития центров искусства мюзикла: Уэст-Энд и Бродвей. Мюзикл в западном театре в 70-е–80-е гг. XX в.: «мегамюзикл». «Вестсайдская история», «Иисус-Христос – суперзвезда», «Кошки», «Призрак оперы». Современные западные мюзиклы: «Собор Парижской Богоматери», «Чикаго», «Mama mia» и др. (особенности постановки, вокала, театральные эффекты).

Культурно-ментальные типы людей в обществе конца XX в. Понятия «менталитет», «образ жизни», «вкус» и «стиль». Европейский человек: образ жизни, особенности поведения, стиля и вкуса. Специфика английского, французского, немецкого, испанского и итальянского менталитетов. Американский ментальный тип. Образ жизни: духовные установки и внешние проявления. Праздники.


22.

Киноискусство в США и Европе в XX в.

2

Становление киноискусства в США. Киноцентр Голливуд и его крупнейшие фирмы. Причины становления киноцентра на территории Калифорнии. Система «кинозвезд». Основы режиссуры и Д. Гриффит. Жанры раннего американского кино и их происхождение. Появление звукового кино. Американская киноакадемия: становление и первое публичное награждение. «Оскар». Премия «Золотой глобус». Выдающиеся голливудские киноактеры. Комический жанр. Творчество Чарли Чаплина. Плеяда киноактрис первой половины XX в. Грета Гарбо. Марлен Дитрих. Ава Гарднер. Грейс Келли. Вивьен Ли. «Унесенные ветром» – легенда мирового кино. Мэрилин Монро – кинозвезда 50-х–60-х гг. Одри Хепберн. Рождение американского рисованного кино. Уолт Дисней и Диснейленд.

Европейское киноискусство первой половины – серединыXX в. Звуковые фильмы. Открытие Венецианского кинофестиваля. Кинофестиваль в Каннах и Роббер Фавр Ле Бре. БАФТА. Французский кинематограф. Луи де Фюнес: комическое амплуа и основные киноработы. София Лорен и Марчелло Мастроянни.

Американское и европейское киноискусство во второй половине XX в. Жанры западного кино триллер, научная фантастика, блокбастер, вестерн, боевик, ремейк, комедия, детектив, исторический фильм, сериал и др. Выдающиеся художественные фильмы второй половины XX в.: режиссура и сюжеты. Ф. Феллини, Коппола, М. Скорсезе, С. Спилберг, Л. Бессон. Звездные войны», «Крестный отец» и другие культовые фильмы. Ведущие актеры западного кинематографа второй половины XX в.: биографические данные и основные направления кинотворчества.


23.

Музыкальная культура Запада в XX в.

2

Классическая музыка в западной культуре XX в. Блюз и джаз. Оперные исполнители: Карузо, Доминго, Калласс, Каррерас, Паваротти, Кабалье. Классическая музыка в США. Формирование блюза: источники и особенности. Аккомпанемент. Трактовки понятия «блюз». Билли Холидей. Ведущие джазовые исполнители XX в. Майлз Дэвис и «сборная мира по джазу». Направления в рамках джаза.

Рок-музыка: формирование понятия и отличительные характеристики. Первые рок-исполнители. Творчество Элвиса Пресли: синглы, имидж, баллады. Коммерческий фольк-рок. Боб Дилан. «Битлз»: состав, история творческого пути, интерес к музыке в США, награды, особенности рок-имидж. Рок-коллективы в 1960-е–1980-е гг. «Роллинг Стоун». «Пинк флойд». «Лед зеппелин»: хард-рок и хэви-металл. «Металлика». «Куин»: глэм-рок.

Популярная музыка в 1970-е–1980-е гг. Признаки поп-музыки. Элтон Джон. А. Челентано. Аль Бано и Ромина Пауэр. «Модерн-токинг»: стиль «евродиско». Диско-музыка: творчество группы «Бони-М». Французские шансонье в западной культуре второй половины XX в. Ш. Азнавур: творческий путь. Джо Дассен. Эдит Пиаф. Мирей Матье.

Современная популярная музыка. Музыкальная индустрия (видеоклипы, концерты, музыкальные альбомы). Музыка как предмет потребления. Шлягеры. Шоу-бизнес. Стили популярной музыки Современные западные поп-исполнители: Мадонна, Майкл Джексон, М. Кери, Б. Спирс и др. Современные музыкальные коллективы.


24.

Литературное творчество в культуре Европы и США в XX в.

2

Европейская литература в первой половине XX в. Детективное творчество А.К. Дойла. Ф. Кафка. В. Вулф. Дж. Толкиен и трилогия в жанре «фэнтэзи» «Властелин колец». А. Сент-Экзюпери и сказка «Маленький Принц». Дж. Оруэлл: сатирическое произведение «Скотный двор». Антиутопия Оруэлла «1984».

Европейские писатели второй половины XX в. Джон Фаулз: «Коллекционер», «Женщина французского лейтенанта». У. Эко. «Имя розы». Гипертекстовая литература. Милорад Павич: «Последняя любовь в Константинополе. Пособие по гаданию», «Ящик для письменных принадлежностей».

Американское литературное творчество XX в. Дж Лондон. М.Митчелл и ее единственная книга «Унесенные ветром». Творчество Э. Хемингуэя Ф.С. Фицджеральд: «эпоха джаза» как главная тема. Н. Мейлер: «Американская мечта». Кен Кизи: «Полет над гнездом кукушки». Массовая беллетристика: причины распространения и виды. Дж. Роулинг и серия книг о Гарри Поттере. Латиноамериканская литература: Х.Л. Борхес, Х. Кортасар, Г.Г. Маркес.


25.

Развитие научного знания и образование в Европе и США в XX в.

2

Развитие западного научного знания в XX в.: общая характеристика. Научное открытие и его применение в XX в. Численность ученого сообщества. Естественные, общественные, технические и математические науки. Деятельность современных научных академий. Учреждение и деятельность Нобелевского фонда. Естествознание и технические достижения в западной культуре. Развитие космонавтики. Астрономия: А. Эйнштейн. Компьютерные технологии: этапы развития. Биология, физика, астрономия, химия.

Гуманитарное знание в западной науке XX в. Постпозитивизм: К. Поппер. Т. Кун. «Школа Анналов» в исторической науке: М.Блок и Л. Февр, воссоздание «тотальной истории». «Новая история»: Ф. Бродель. Американская историческая наука: профессиональные ассоциации, периодические издания. Современная западная антропология. Социология: Э Дюркгейм. Й. Хейзенга: игровая концепция культуры. Психоанализ З. Фрейда. Современные психологические трактовки понятия «любовь». Д. Карнеги и его «психологические поучения».

Западное образование в XX в.: основные черты и тенденции развития. Образование как государственная задача. Всеобщее образование. Основные уровни образования. Особенности высшего образования в США: курсы по выбору, научно-исследовательские парки. Ведущие Вузы Европы и США на рубеже XX–XXI вв. Многоступенчатая система высшего образования (бакалавриат и магистратура).

Формирование основных методологических направлений культурно-исторических исследований. Эволюционизм: формирование и развитие. Г. Спенсер, Э. Тайлор, Л. Уайт. Виды эволюции. Течение диффузионизма. Ф. Ратцель. Л. Фробениус и Ф. Гребнер. Понятие культурная «диффузия». Теория миграций. Американский и английский диффузионизм. Функциональное направление (функционализм). Понятие «функция». Б. Малиновский. А. Рэдклифф-Браун.


26.

Культура Востока в XX веке: основные тенденции и особенности развития

2

Основные модели культурно-исторического развития на Востоке в конце XX века: китайская, японская, индийская, арабская и др. Традиционная культура Востока и современная западная культура: основные направления взаимовлияний. Научные знания и техническое развитие стран Восточной Азии. Духовные и религиозные традиции на Востоке в XX – начале XXI вв. Каббала. Основные направления в современном индуизме: учения Рамакришны, Парамахансы Йогананды, Шри Сатьи Саи Бабы, общество Кришны. Учение гуру Ошо. Книги Дипрака Чопры.

Киноиндустрия на Востоке в XX – начале XXI вв. Индийский кинематограф. Радж Капур. Классические элементы индийского кино. Индустрия «Болливуда». Знаменитые индийские фильмы. Современное индийское кино. Кинотворчество Восточной Азии. Режиссер Вон Кар-Вай. «2046». Актеры современного азиатского кино: Чжан Цзыи, Гон Ли, Койуки, Мишель Йео. «Мемуары гейши». Японский и китайский театр в XX в.



  1   2   3

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты