Домой

Практическое занятие. Анализ эпического произведения. Анализ рассказа В. Набокова "Рождество"




НазваниеПрактическое занятие. Анализ эпического произведения. Анализ рассказа В. Набокова "Рождество"
Дата10.04.2013
Размер21.8 Kb.
ТипРассказ
Подобные работы:

Практическое занятие.

Анализ эпического произведения. Анализ рассказа В. Набокова "Рождество"


1. Ответьте на вопросы:


а) какие значения слово "эпос" имеет в современном литературоведении;

б) охарактеризуйте эпос как род литературы, используя известные Вам критерии разграничения литературных родов.


2. Анализ рассказа В. Набокова "Рождество".


  1. Докажите, что рассказ Набокова "Рождество" необходимо должен быть отнесён к эпическому роду.

2. Охарактеризуйте внешнюю композицию рассказа. Определите, чем можно объяснить внешнее деление текста рассказа на 4 части.


3. Проанализируйте актуальные стороны внутренней композиции:

1) назовите главные пространственно-временные характеристики рассказа. Рассмотрите момент выхода Слепцова из дома. Является ли в данном случае пересечение пространственной границы событием или нет? Как воспринимает мир за пределами дома главный герой рассказа? Отличается ли отношение Слепцова к внешнему миру от его отношения к внутреннему пространству дома? Исходя из этого, попытайтесь обрисовать ценностный кругозор героя? Охарактеризуйте пространственные и временные координаты рассказа с точки зрения их символических значений?

2) как организована система персонажей в рассказе;Попытайтесь, исходя из анализа первой главы, охарактеризовать состояние героя - Слепцова, обращая внимание на ценностно значимые для него участки дома, детали предметного мира. Почему Слепцов поселяется в "смежном флигеле", а в комнате садится "в нежилой угол"? На каком основании поведение героя отождествлено с поведением пациента "в приёмной у доктора"? Сравните двух персонажей 1 главы: Ивана и Слепцова. Как детали предметного мира характеризуют ценностный мир персонажа ("сбривший себе усы", сел в "неживой угол"). Какую функцию имеет в данном случае фамилия героя - "Слепцов"?

3) Назовите основные мотивы и образы рассказа. Как реализуются в тексте мотивы жизни и смерти? Проанализируйте подробно эпизод рождения бабочки. Как вы думаете, почему рассказ завершается этим событием, и ничего не сообщается о последующей реакции и оценке героя появления шелкопряда из кокона? Каковы причины того, что "чёрное сморщенное существо величиной с мышь" вылупилось из кокона? Попытайтесь объяснить последовательность именно таких словесных образов, характеризующих рождающуюся бабочку, как "чёрное сморщенное существо" - "комочек" - "громадная ночная бабочка"? Можно ли, исходя из смысловой и сюжетной логики рассказа сказать, изменяет ли созерцание "бабочки" героя или же он остаётся с прежней системой ценностей?

4) Охарактеризуйте сюжет рассказа. Определив его основные мотивы и события, составьте сюжетную схему. С какой целью в рассказе "Рождество" появляются пейзажные зарисовки? Почему сюжетные ситуации, рисующие "замыкание" героя от мира "разбавляются картинами зимнего пейзажа? Чьими глазами (героя, повествователя) увиден зимний пейзаж произведения?


4. На основании сказанного дайте свою интерпретацию рассказа и определите его тему. Почему Набоков выносит в название рассказа слово «Рождество»?


Литература


1. Хализев В.Е. Эпос // Введение в литературоведение. - М., 2000. (под ред. Л.В. Чернец).

2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975, с. 101 - 113.

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты