Домой

Предложения по созданию в Российской Федерации музеев-заповедников на основе исторических путей и дорог




Скачать 45.62 Kb.
НазваниеПредложения по созданию в Российской Федерации музеев-заповедников на основе исторических путей и дорог
Дата09.04.2013
Размер45.62 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Субъект федерации, местонахождение
Подобные работы:



Приложение № 7


Предложения по созданию в Российской Федерации

музеев-заповедников на основе исторических путей и дорог




Исторические пути и дороги – это особый тип пространственного (линейного) объекта наследия, который может быть включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Дороги составляют важную часть истории России, образ дороги проходит красной нитью через всю российскую культуру и искусство.


В настоящее время на территории Российской Федерации на базе исторических дорог не создано ни одного музея-заповедника, хотя в мировой практике такие объекты существуют и являются чрезвычайно привлекательными для туристов (например, знаменитая древнеримская Аппиева дорога). Музеи-заповедники такого типа могут быть созданы на основе старинных трактов, горных перевалов, железных дорог, каналов. Для их музеефикации важным является сохранение исторического ландшафта местности, собственно старинных участков дороги, а также сохранившихся инженерных сооружений (мостов, тоннелей, подпорных стенок), почтовых или дорожных станций, придорожных поселений.

Сами старинные дороги или их участки могут использоваться в туристских целях, по ним могут проходить конные или пешие маршруты, поездки в старинных экипажах или на старом поезде. В некоторых из сохранившихся строений целесообразно создание музеев с экспозициями, рассказывающими об истории дорог, истории транспорта, почтового дела.

Могут быть рассмотрены два типа музеев-заповедников на базе исторических дорог и путей.

Первый тип – музеи-заповедники, созданные на основе реально сохранившихся участков исторических дорог (конкретный участок тракта, железнодорожного пути, канала). Сохранению и музеефикации в данном случае подлежит именно этот исторический участок как объект наследия.

Второй тип – музеи-заповедники, созданные на основе крупных цивилизационных путей (путь «из варяг в греки», великий шелковый путь, великий волжский путь и другие). Здесь могут быть выделены отдельные фрагменты бывших транспортных или торговых путей (например, зафиксированные участки волоков; торговые пристани или места торгов, старинные населенные пункты, отмеченные археологическими находками). Совокупность таких мест может стать основой для формирования музея-заповедника.

На основании предложений регионов, рекомендаций учёных и специалистов, занимающихся проектированием в сфере культуры, предлагается перечень перспективных территорий для образования музеев-заповедников на основе исторических путей и дорог.




^ Субъект федерации, местонахождение

Название

Примечание


Свердловская область,

Верхотурский район


Музей-заповедник «Бабиновская дорога».

В окрестностях Верхотурья сохраняются фрагменты дороги XVII века – главного пути из Европейской России в Сибирь. Проложена в 1757 г. соликамским жителем Артемием Бабиновым как новый путь от Соликамска на реку Туру.

Иркутская область

Музей-заповедник «Кругобайкальская железная дорога».

Представляет собой комплекс инженерных сооружений (мосты, тоннели, полотно, опорные стены и пр.), построенных в начале
XX в. Предполагается музеефицировать участок дороги от ст. Байкал до ст. Слюдянка.

Алтайский край, Республика Горный Алтай

Музей-заповедник «Чуйский тракт».

Сохранение участков Чуйского тракта от Бийска до Кош-Агача – основных торговых ворот в Китай.

Московская область,

Смоленская область

Музей-заповедник «Старая Смоленская дорога».

Сохранение участков на территории Можайского района (Московская область), участков возле исторических городов Вязьмы и Дорогобужа (Смоленская область).


Удмуртская Республика

Музей-заповедник «Сибирский тракт».

Участки старинного тракта знаменитой российской дороги в Сибирь. В состав заповедника включаются отдельные участки дороги, сохранившиеся станционные здания, другие архитектурные памятники. Создается на базе «Музея Сибирского тракта» в с. Дебёссы.

Калининградская область

Музей-заповедник «Старые дороги бывшей Восточной Пруссии».

Сохранение традиционной дорожной сети, участков дорог, мощенных брусчаткой или булыжником в ряде районов Калининградской области.

Вологодская область

Музей-заповедник «Северо-Двинская водная система».

Бывший канал герцога Александра Виртембергского, который соединял Шексну и Сухону. Сохранились шлюзы XIX в., другие гидросооружения, деревянные берега канала. Возможно судоходство.

Ямало-Ненецкий национальный округ

Музей-заповедник «Мертвая дорога» (участки строительства железнодорожного пути Салехард-Игарка).

Знаменитая железная дорога за Полярным кругом, строившаяся силами заключенных. Сохранились насыпи, частично железнодорожные пути, остатки лагерей.

Магаданская область

Музей-заповедник «Колымский тракт».

Участки известной дороги, связывающей золотодобывающие прииски и места бывших лагерей. Одновременно может рассматриваться и как памятник политической истории.

Красноярский край

Музей-заповедник

«Обь-Енисейский водный путь».

Водный путь по рекам и озерам между Обью и Енисеем. Действовал до строительства Транссиба. Сохранились шлюзы и каналы, наиболее интересный участок у озера Водораздельное.

Вологодская область

Музей-заповедник

«Путь “из варяг в греки”».

Старинный торговый водный путь из бассейна Балтийского моря в бассейн Черного моря. Сохранились места главных волоков между речными системами. Интересен для музеефикации район между селами Волокославинское и Никольский Торжок.




Скачать 45.62 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты