Муниципальное образовательное учреждение «Староромашкинская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района РТ
«Рассмотрено» Согласовано Утверждено и введено в действие на заседании ШМО зам.директора по УР приказ №_____ протокол № _____/ «____» _________ 2010г. от «___»__________2010 г. от «___» _______ 2010 г. ____________________ Директор МОУ «Староромашкинская СОШ» ____________________ /Гизатуллина Р.Р./ ____________/Сабитов Р.Ш./ /Давлетшина Р.Г./
Рабочая программа по учебному курсу биологии для 11 класса
Составитель: учитель биологии первой квалификационной категории Сабитов Роберт Шафигуллович
2010 – 2011 учебный год
^
Преподавание курса «Общая биология» в 11 классе ведётся по Программе среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Авторы: И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов ( Базовый уровень), опубликованной в сборнике нормативных документов Министерства образования РФ, - М : Дрофа, 2006г. Программа определяет базовый уровень содержания образования по биологии. По своей структуре она концентрическая, т.к. полностью включает в себя вопросы общей биологии программы для 9 класса. Тематическое планирование составлено в соответствии с вышеназванной программой; примерной программой по биологии для средней (полной) школы; Базисным учебным планом, который устанавливает нормативную продолжительность изучения биологии в 11 классе 1 час в неделю; Обязательным минимумом содержания и требованиями к уровню подготовки выпускников, содержащихся в структуре Федерального компонента государственного стандарта общего образования. При составлении планирования использованы методические рекомендации авторов программы Последовательность изучения тем в планировании не изменена. Незначительно изменено количество часов, отводимое программой на изучение отдельных тем. Это связано с тем, что программа предусматривает 35 часов учебного времени. Практическая часть заложена в тематическое планирование строго в соответствии с программой. Проведение лабораторных работ предусматривает подробный инструктаж и ознакомление учащихся с установленными правилами техники безопасности. Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся предусмотрены демонстрации. Планированием предусмотрены уроки обобщающего повторения, которые проводятся с целью систематизации знаний по теме, для достижения результатов уровня обученности, для осуществления тематического контроля. Тематический контроль проводится с использованием мониторингового инструментария, заложенного в содержание УМК. Преподавание курса «Общая биология» в 11 классе ведётся на основе учебно-методического комплекса, составленного на основе обязательного федерального перечня учебников и методических пособий.
^ Учебник: Общая биология:Учебник для 10-11классов общеобразовательных учреждений Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под редакцией Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица.- 4-е изд.; перераб.- М.: Просвещение,2004. Перевод на татарский: Издательство «Магариф», 2004г.
^ «Дарвинизм», А.А.Попов. 2000г. «Педагогические мастерские» Салахова Ф.Н., ИПКРО, г. Казань, 2003г. «Информационные технологии» Салахова Ф.Н., ИПКРО, г. Казань, 2003г. «Биология. 6-11 классы. Конспекты уроков» О.А.Пустохина, Волгоград. Изд. «Учитель», 2009г. «Биология. 6-11 классы. Модульное обучение» В.В.Гаевая, Волгоград. Изд. «Учитель», 2009г. «Тесты по биологии» М.А. Кривошеева М.В. Кислицкая Изд.центр Москва — Ростов на Дону, 2004г. «Готовимся к экзамену. Биология.» Г.И.Лернер, Москва «Олма-пресс», 2000г «Тестовые задания по общей биологии» А.В.Теремов. Тв. Центр. Москва, 2001г. «Общая биология. Технологические карты уроков. 11-класс» А.В. Кулев, «Паритет» Санкт-Петербург, 2002г.
^ «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» «Биология. Весь школьный курс» «1С» «Экология. 10-11 класс» «Дрофа» «Экология» Московский Государственный институт электроники и математики, 2004г.
^ В классе 5 учеников. Усвоение опорных знаний хорошего уровня. Но ученики больше склонны к изучению предметов гуманитарного цикла. Поэтому изучение биологии на базовом уровне достаточно.
^
Учащиеся должны называть: движущие силы и результаты эволюции, основные направления эволюции, основные ароморфозы в мире растений и животных, критерии вида, формы борьбы за существование, движущие силы антропогенеза, стадии эволюции человека, доказательства происхождения человека и животных; Характеризовать: вклад Ч. Дарвина в разработку теории эволюции, движущие силы эволюции, популяцию как единицу эволюции, понятия сорта, породы, движущие силы антропогенеза, древнейших, древних, ископаемых людей современного типа, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз, численность популяции и причины ее изменения, экологические факторы, пищевые и генетические связи, правило экологической пирамиды, понятие биосферы, круговорот веществ. Приводить примеры: видов, сортов, пород, ароморфозов, идиоадаптаций цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих, биологического прогресса и регресса, биогеоценозов, агроцензов, круговорота веществ. Обосновывать: роль наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции, происхождение человека от животных, значение социальных и биологических факторов в эволюции человека, роль организмов-производителей, роль солнечной энергии и растений в круговороте веществ, влияние хозяйственной деятельности на биосферу и меры ее охраны, границы биосферы. Выявлять: относительный характер приспособленности организмов, последствия деятельности человека на биосферу, морфологический критерий вида, родство человеческих рас. Сравнивать: особей одного и разных видов, биогеоценозы и агроценозы, растения разных отделов, классы позвоночных животных и делать выводы.
Межпредметные связи.
Неорганическая химия. O, H, C, N, S, P и другие элементы ПСХЭ Д.И. Менделеева, их основные свойства. ПСХЭ. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Органическая химия. Основные группы органических соединений. Физическая география. История континентов. Климат Земли, климатическая зональность. Экономическая география. Население мира. География населения мира. Физика. Понятие о дозе излучения и биологическая защита.
^
По общей биологии
Класс_______________11____________________
Учитель_ Сабитов Роберт Шафигуллович. Количество часов Всего _________________35____; в неделю 1 час. Плановых контрольных_____2________, зачетов_________________,тестов____4__________ ч. Административных контрольных уроков________________ ч. ^ Базисным учебным планом, который устанавливает нормативную продолжительность изучения биологии в 11 классе 1 час в неделю; Обязательным минимумом содержания и требованиями к уровню подготовки выпускников, содержащихся в структуре Федерального компонента государственного стандарта общего образования . ____________________________________________________ Учебник : Общая биология, 10-11 класс. Учебник базового уровня.М.:Просвещение,2004 Дополнительная литература____Воронцов Н.Н.,Сухорукова Л.Н.Эволюция органического мира:учебное пособие для 10-11 классов средней школы._________________________________________________________
^
№ п/п | Тема | Содержание учебного материала | Тип урока | Вид деятельности учителя и учащихся | Форма контроля | Дом. зад. | Дата поплану | Факт. | ^ | 1 | Возникновение и развитие эволюционных представлений. | Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. | Урок формирования новых знаний | лекция |
| 41 |
|
| 2 | Ч.Дарвин и его теория происхождения видов. | Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. | Урок формирования новых знаний | лекция |
| 42 |
|
| 3. | Доказательства эволюции. | ^ |
| Лекция с элементами беседы |
| 43 |
|
| 4 | Вид. Критерии вида. Популяция. | ^
| Урок формирования новых знаний | беседа |
| 44 |
|
| 5 | Роль изменчивости в эволюционном процессе. | ^ |
| Фронтальная беседа | Устный опрос | 45 |
|
| 6 | Борьба за выживание и естественный отбор | Естественный отбор- направляющий фактор эволюции. | комбинированный урок | Фронтальная беседа |
| 46 |
|
| 7 | Формы естественного отбора в популяциях | Формы естественного отбора в популяциях |
|
|
| 47 |
|
| 8 | Дрейф генов, изоляция- факторы эволюции | Дрейф генов и изоляция как эволюционные факторы. | Урок формирования новых знаний | Работа с учебником | Устный опрос | 48,49 |
|
| 9 | Приспособленность – результат действия факторов эволюции. | Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. ^ | комбинированный урок | Работа с учебником, самостоятельная работа, СД-диск. |
| 50 |
|
| 10 | Видообразование. | Видообразование.
| комбинированный урок | Лекция и беседа |
| 51 |
|
| 11 | Основные направления эволюции. | ^ Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции. | Урок формирования новых знаний | Фронтальный опрос | тестирование | 52 |
|
| 12 | Обобщение: Вид. Эволюционное учение. | ^ | Урок проверки и оценки знаний | Тест и самостоятельная работа |
| Повт. 10-11 раздел |
|
| 13 | Развитие представлений о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. | Развитие представлений о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.
| Урок формирования новых знаний | Работа с учебником |
| 53,54 |
|
| 14 | Развитие жизни в криптозое и палеозое, мезозое | Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни в палеозойскую эру. Эволюция Растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. ^ Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся.. ^ | комбинированный урок | Работа с учебником, беседа. СД-диск | Устный опрос | 55-57 |
|
| 15 | Развитие жизни в мезозое | Развитие жизни в мезозое |
|
|
| 58 |
|
| 16 | Развитие жизни в кайнозое. Современная классификация живых организмов | Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция).Появление хищных млекопитающих. Появление приматов. Четвертичный период. Направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян | комбинированный урок | Фронтальный опрос, работа с СД-ДИСК. |
| 59,61 |
|
| 17 | Экскурсия на тему «История развития жизни на Земле» | Экскурсия на тему «История развития жизни на Земле» |
|
|
|
|
|
| ^ | 18 | Ближайшие родственники человека среди животных | Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного вида. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. ^ | Урок формирования новых знаний. | Лекция с элементами беседы. | Устный опрос | 62 |
|
| 19 | Основные этапы эволюции приматов. | ^
| Урок изучения нового материала | Самостоятельная работа | Устный опрос | 63 |
|
| 20 | Первые представители рода Человек. | Первые представители рода Человек. | Урок формирования новых знаний | Лекция. Работа с таблицами. |
| 64 |
|
| 21 | Появление человека разумного. | ^ |
| Самостоятельная работа. | тестирование | 65. |
|
| 22 | Факторы эволюции человека. | Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека | Урок формирования новых знаний | Работа с учебником. |
| 66 |
|
| 23 | Обобщающий урок по теме «Происхождение жизни на Земле. Происхождение человека». | Обобщение и повторение вопросов темы «Развитие органического мира». Проверочная работа. | Урок проверки и оценки знаний | Самостоятельная работа. | тестирование | Повт.14 раздел |
|
| ^ |
| 24 | Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды. | Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды. | комбинированный урок. | Лекция с элементами беседы. |
| 67 |
|
| 25 | Абиотические факторы среды. | Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. | | Урок формирования новых знаний | Работа с учебником. | тестирование | 67 |
|
| 26 | Биотические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. | Биотические факторы среды. Конкуренция, хищничество, паразитизм, комменсализм, нейтрализм |
| Применение знаний на практике | Сообщение учащихся. | Устный опрос | 68 |
|
| 27 | Сообщества. Экосистемы. | ^
| Урок формирования новых знаний | Лекция –беседа. |
| 69 |
|
| 28 | Поток энергии и цепи питания. | ^ |
|
|
| 70 |
|
| 29 | Свойства экосистем. Смена экосистем | ^ Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. |
|
| Устный опрос | 71, 72 |
|
| 30. | Агроценозы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека. | ^ | Урок формирования новых знаний | Лекция с элементами беседы. |
| 73,74 |
|
| ^
| 31 | Состав и функции биосферы. | Состав и функции биосферы. | Урок формирования новых знаний | Работа с учебником. |
| 75 |
|
| 32 | Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере. | Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере | Урок усвоения новых знаний | Фронтальный опрос, сообщения учащихся. |
| 76, 77 |
|
| 33 | Глобальные экологические проблемы. | Глобальные экологические проблемы. | Применение знаний на практике | Самостоятельная работа. |
| 78 |
|
| 34 | Общество и окружающая среда. | Общество и окружающая среда. |
| Лекция с элементами беседы. |
| 79 |
|
| 35 | Итоговый урок. Экскурсия на тему «Естественные( лес, водоем) и искусственные (парк, сад, сквер) экосистемы». |
|
| Фронтальный опрос, беседа. |
|
|
|
| ^ № | ^ | № ур | Цель использования НРК | Содержание | Литература, источник информации | 1 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. | 1 | Дополнение информации об искусственном отборе конкретными фактами регионального содержания | Использование информации о состоянии селекционной работы в Татарстане | 1). Материалы периодической печати, проспекты с выставки.
2). Коллекции, гербарий, живые растения.
3). Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.
4). Репродукции фотографий мест исторических находок на территории археологического комплекса.
5). Репродукции картин природы края, фотоальбомы.
6). CD-ROM. Красная книга Татарстан.
7). Карты заповедных территорий Татарстан. 8). ГеографияТатарстан: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы.
9). Татарстан Краткий справочник:
| 2 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. ^ | 5 | На объектах местного природного материала (живые растения, гербарии и коллекции) показать индивидуальную изменчивость и результаты видообразования.
| Изучение объектов местной флоры. | 3 | Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. ^ | 7 | На объектах местного природного материала (живые растения, гербарии и коллекции) закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания. | Демонстрация живых растительных объектов и коллекций – природные материалыТатарстан. | 4 | Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся. | 12 | Расширить представление о многообразии биологических видов прошлых исторических эпох. | Демонстрация объектов местного геологического материала (коллекции). Материалы палеонтологического музея | 5 | Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного вида. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. | 15 | Расширить представление о стадиях эволюционного развития человека. | Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных. Информация о находках на территории археологического комплекса. | 6 | Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов. Биоценозы. ^ | 25
| Дополнить информацию о многообразии природных сообществ. Формировать бережное отношение к природе родного края. | Демонстрации фотографий и иллюстраций картин природы области | 7 | Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. | 31
| Посредством краеведческого материала помочь осознать роль биологии в решении глобальных проблем современности. | Примеры природоохранной деятельности на территории Татарстан. Демонстрация карт области. |
|