Домой

Сабитов Роберт Шафигуллович 2010 2011 учебный год пояснительная записка




Скачать 222.77 Kb.
НазваниеСабитов Роберт Шафигуллович 2010 2011 учебный год пояснительная записка
Дата06.04.2013
Размер222.77 Kb.
ТипПояснительная записка
Содержание
Пояснительная записка к рабочей программе курса «Общая биология» 11 класс.
Учебно-методический комплекс
Пособия для учителя
Электронные учебники
Характеристика класса.
Требования к знаниям и умениям учащихся 11 класса.
Учебно-тематическое планирование
Планирование составлено на основе примерной программой по биологии для средней (полной) школы
Календарно-тематическое планирование курса «Общая биология» 11 класс.
Раздел 1. Эволюционное учение.
Доказательства эволюции.
Вид. Критерии вида. Популяция.
Роль изменчивости в эволюционном процессе.
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биоло
Проверочная работа.
Репродукции картин, отражающих фауну и флору различных эр и периодов.
Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах
Раздел 2. Происхождение человека.
Модели скелетов человека и позвоночных животных.
...
Полное содержание
Подобные работы:


Муниципальное образовательное учреждение

«Староромашкинская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района РТ


«Рассмотрено» Согласовано Утверждено и введено в действие на заседании ШМО зам.директора по УР приказ №_____

протокол № _____/ «____» _________ 2010г. от «___»__________2010 г.

от «___» _______ 2010 г. ____________________ Директор МОУ «Староромашкинская СОШ»

____________________ /Гизатуллина Р.Р./ ____________/Сабитов Р.Ш./

/Давлетшина Р.Г./


Рабочая программа

по учебному курсу биологии для 11 класса


Составитель: учитель биологии

первой квалификационной категории

Сабитов Роберт Шафигуллович


2010 – 2011 учебный год


^ Пояснительная записка к рабочей программе курса «Общая биология» 11 класс.


Преподавание курса «Общая биология» в 11 классе ведётся по Программе среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Авторы: И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов ( Базовый уровень), опубликованной в сборнике нормативных документов Министерства образования РФ, - М : Дрофа, 2006г. Программа определяет базовый уровень содержания образования по биологии. По своей структуре она концентрическая, т.к. полностью включает в себя вопросы общей биологии программы для 9 класса.

Тематическое планирование составлено в соответствии с вышеназванной программой;

  • примерной программой по биологии для средней (полной) школы;

  • Базисным учебным планом, который устанавливает нормативную продолжительность изучения биологии в 11 классе 1 час в неделю;

  • Обязательным минимумом содержания и требованиями к уровню подготовки выпускников, содержащихся в структуре Федерального компонента государственного стандарта общего образования.




  • При составлении планирования использованы методические рекомендации авторов программы Последовательность изучения тем в планировании не изменена. Незначительно изменено количество часов, отводимое программой на изучение отдельных тем. Это связано с тем, что программа предусматривает 35 часов учебного времени.

Практическая часть заложена в тематическое планирование строго в соответствии с программой. Проведение лабораторных работ предусматривает подробный инструктаж и ознакомление учащихся с установленными правилами техники безопасности. Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся предусмотрены демонстрации.

Планированием предусмотрены уроки обобщающего повторения, которые проводятся с целью систематизации знаний по теме, для достижения результатов уровня обученности, для осуществления тематического контроля. Тематический контроль проводится с использованием мониторингового инструментария, заложенного в содержание УМК.

Преподавание курса «Общая биология» в 11 классе ведётся на основе учебно-методического комплекса, составленного на основе обязательного федерального перечня учебников и методических пособий.


^ Учебно-методический комплекс

Учебник: Общая биология:Учебник для 10-11классов общеобразовательных учреждений Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под редакцией Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица.- 4-е изд.; перераб.- М.: Просвещение,2004.

Перевод на татарский: Издательство «Магариф», 2004г.


^ Пособия для учителя:

«Дарвинизм», А.А.Попов. 2000г.

«Педагогические мастерские» Салахова Ф.Н., ИПКРО, г. Казань, 2003г.

«Информационные технологии» Салахова Ф.Н., ИПКРО, г. Казань, 2003г.

«Биология. 6-11 классы. Конспекты уроков» О.А.Пустохина, Волгоград. Изд. «Учитель», 2009г.

«Биология. 6-11 классы. Модульное обучение» В.В.Гаевая, Волгоград. Изд. «Учитель», 2009г.

«Тесты по биологии» М.А. Кривошеева М.В. Кислицкая Изд.центр Москва — Ростов на Дону, 2004г.

«Готовимся к экзамену. Биология.» Г.И.Лернер, Москва «Олма-пресс», 2000г

«Тестовые задания по общей биологии» А.В.Теремов. Тв. Центр. Москва, 2001г.

«Общая биология. Технологические карты уроков. 11-класс» А.В. Кулев, «Паритет» Санкт-Петербург, 2002г.


^ Электронные учебники:

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

«Биология. Весь школьный курс» «1С»

«Экология. 10-11 класс» «Дрофа»

«Экология» Московский Государственный институт электроники и математики, 2004г.


^ Характеристика класса.

В классе 5 учеников. Усвоение опорных знаний хорошего уровня. Но ученики больше склонны к изучению предметов гуманитарного цикла. Поэтому изучение биологии на базовом уровне достаточно.


^ Требования к знаниям и умениям учащихся 11 класса.


Учащиеся должны называть: движущие силы и результаты эволюции, основные направления эволюции, основные ароморфозы в мире растений и животных, критерии вида, формы борьбы за существование, движущие силы антропогенеза, стадии эволюции человека, доказательства происхождения человека и животных;

  • Характеризовать: вклад Ч. Дарвина в разработку теории эволюции, движущие силы эволюции, популяцию как единицу эволюции, понятия сорта, породы, движущие силы антропогенеза, древнейших, древних, ископаемых людей современного типа, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз, численность популяции и причины ее изменения, экологические факторы, пищевые и генетические связи, правило экологической пирамиды, понятие биосферы, круговорот веществ.

  • Приводить примеры: видов, сортов, пород, ароморфозов, идиоадаптаций цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих, биологического прогресса и регресса, биогеоценозов, агроцензов, круговорота веществ.

  • Обосновывать: роль наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции, происхождение человека от животных, значение социальных и биологических факторов в эволюции человека, роль организмов-производителей, роль солнечной энергии и растений в круговороте веществ, влияние хозяйственной деятельности на биосферу и меры ее охраны, границы биосферы.

  • Выявлять: относительный характер приспособленности организмов, последствия деятельности человека на биосферу, морфологический критерий вида, родство человеческих рас.

  • Сравнивать: особей одного и разных видов, биогеоценозы и агроценозы, растения разных отделов, классы позвоночных животных и делать выводы.


Межпредметные связи.


  • Неорганическая химия. O, H, C, N, S, P и другие элементы ПСХЭ Д.И. Менделеева, их основные свойства. ПСХЭ. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

  • Органическая химия. Основные группы органических соединений.

  • Физическая география. История континентов. Климат Земли, климатическая зональность.

  • Экономическая география. Население мира. География населения мира.

  • Физика. Понятие о дозе излучения и биологическая защита.



^ Учебно-тематическое планирование


По общей биологии


Класс_______________11____________________


Учитель_ Сабитов Роберт Шафигуллович.

Количество часов

Всего _________________35____; в неделю 1 час.

Плановых контрольных_____2________, зачетов_________________,тестов____4__________ ч.

Административных контрольных уроков________________ ч.

^ Планирование составлено на основе примерной программой по биологии для средней (полной) школы;

Базисным учебным планом, который устанавливает нормативную продолжительность изучения биологии в 11 классе 1 час в неделю;

Обязательным минимумом содержания и требованиями к уровню подготовки выпускников, содержащихся в структуре Федерального компонента государственного стандарта общего образования .

____________________________________________________

Учебник : Общая биология, 10-11 класс. Учебник базового уровня.М.:Просвещение,2004

Дополнительная литература____Воронцов Н.Н.,Сухорукова Л.Н.Эволюция органического мира:учебное пособие для 10-11 классов средней школы._________________________________________________________


^ Календарно-тематическое планирование курса «Общая биология» 11 класс.


№ п/п

Тема

Содержание учебного материала

Тип урока

Вид деятельности учителя и учащихся

Форма контроля

Дом.

зад.

Дата

поплану

Факт.

^ Раздел 1. Эволюционное учение.

1

Возникновение и развитие эволюционных представлений.

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.

Урок формирования новых знаний

лекция




41







2

Ч.Дарвин и его теория происхождения видов.

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.

Урок формирования новых знаний

лекция




42







3.

Доказательства эволюции.

^ Доказательства эволюции.




Лекция с элементами беседы




43







4

Вид. Критерии вида. Популяция.

^ Вид. Критерии вида. Популяция.


Урок формирования новых знаний

беседа




44







5

Роль изменчивости в эволюционном процессе.

^ Роль изменчивости в эволюционном процессе.




Фронтальная беседа

Устный опрос

45







6

Борьба за выживание и естественный отбор

Естественный отбор- направляющий фактор эволюции.

комбинированный урок

Фронтальная беседа




46







7

Формы естественного отбора в популяциях

Формы естественного отбора в популяциях










47







8

Дрейф генов, изоляция- факторы эволюции

Дрейф генов и изоляция как эволюционные факторы.

Урок формирования новых знаний

Работа с учебником

Устный опрос

48,49







9

Приспособленность – результат действия факторов эволюции.

Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.

^ Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

комбинированный урок

Работа с учебником, самостоятельная работа, СД-диск.




50







10

Видообразование.

Видообразование.



комбинированный урок

Лекция и беседа




51







11

Основные направления эволюции.

^ Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса.

Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции.

Урок формирования новых знаний

Фронтальный опрос

тестирование

52







12

Обобщение: Вид. Эволюционное учение.

^ Проверочная работа.

Урок проверки и оценки знаний

Тест и самостоятельная работа




Повт. 10-11 раздел







13

Развитие представлений о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

Развитие представлений о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.



Урок формирования новых знаний

Работа с учебником




53,54







14

Развитие жизни в криптозое и палеозое, мезозое

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни в палеозойскую эру. Эволюция Растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

^ Репродукции картин, отражающих фауну и флору различных эр и периодов.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся..

^ Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах

комбинированный урок

Работа с учебником, беседа. СД-диск

Устный опрос

55-57







15

Развитие жизни в мезозое

Развитие жизни в мезозое










58







16

Развитие жизни в кайнозое. Современная классификация живых организмов

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция).Появление хищных млекопитающих. Появление приматов. Четвертичный период. Направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян

комбинированный урок

Фронтальный опрос, работа с СД-ДИСК.




59,61







17

Экскурсия на тему «История развития жизни на Земле»

Экскурсия на тему «История развития жизни на Земле»



















^ Раздел 2. Происхождение человека.

18

Ближайшие родственники человека среди животных

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного вида.

Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

^ Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Урок формирования новых знаний.

Лекция с элементами беседы.

Устный опрос

62







19

Основные этапы эволюции приматов.

^ Основные этапы эволюции приматов.



Урок изучения нового материала

Самостоятельная работа

Устный опрос

63







20

Первые представители рода Человек.

Первые представители рода Человек.

Урок формирования новых знаний

Лекция. Работа с таблицами.




64







21

Появление человека разумного.

^ Появление человека разумного.




Самостоятельная работа.

тестирование

65.







22

Факторы эволюции человека.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека

Урок формирования новых знаний

Работа с учебником.




66







23

Обобщающий урок по теме «Происхождение жизни на Земле. Происхождение человека».

Обобщение и повторение вопросов темы «Развитие органического мира». Проверочная работа.

Урок проверки и оценки знаний

Самостоятельная работа.

тестирование

Повт.14 раздел







^ Раздел 3. Экосистемы.




24

Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды.

Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды.

комбинированный урок.

Лекция с элементами беседы.




67







25

Абиотические факторы среды.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.



Урок формирования новых знаний

Работа с учебником.

тестирование

67







26

Биотические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов.

Биотические факторы среды. Конкуренция, хищничество, паразитизм, комменсализм, нейтрализм




Применение знаний на практике

Сообщение учащихся.

Устный опрос

68







27

Сообщества. Экосистемы.

^ Сообщества. Экосистемы.



Урок формирования новых знаний

Лекция –беседа.




69







28

Поток энергии и цепи питания.

^ Биомасса, цепи питания, экологическая пирамида










70







29

Свойства экосистем. Смена экосистем

^ Устойчивость, саморегуляция. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.







Устный опрос

71, 72







30.

Агроценозы. Применение экологических знаний в практической деятельности

человека.

^ Агроценозы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека.

Урок формирования новых знаний

Лекция с элементами беседы.




73,74







^ Раздел 4. Биосфера и человек.


31

Состав и функции биосферы.

Состав и функции биосферы.

Урок формирования новых знаний

Работа с учебником.




75







32

Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.

Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере

Урок усвоения новых знаний

Фронтальный опрос, сообщения учащихся.




76, 77







33

Глобальные экологические проблемы.

Глобальные экологические проблемы.

Применение знаний на практике

Самостоятельная работа.




78







34

Общество и окружающая среда.

Общество и окружающая среда.




Лекция с элементами беседы.




79







35

Итоговый урок.

Экскурсия на тему «Естественные( лес, водоем) и искусственные (парк, сад, сквер) экосистемы».







Фронтальный опрос, беседа.













^ Использование национального регионального компонента.



^ Тема урока

ур

Цель использования НРК

Содержание

Литература, источник информации

1

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

1

Дополнение информации об искусственном отборе конкретными фактами регионального содержания

Использование информации о состоянии селекционной работы в Татарстане

1). Материалы периодической печати, проспекты с выставки.


2). Коллекции, гербарий, живые растения.


3). Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.


4). Репродукции фотографий мест исторических находок на территории археологического комплекса.


5). Репродукции картин природы края, фотоальбомы.


6). CD-ROM. Красная книга Татарстан.


7). Карты заповедных территорий Татарстан.

8). ГеографияТатарстан: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы.


9). Татарстан

Краткий справочник:


2

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

^ Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений (лабораторная работа).

5

На объектах местного природного материала (живые растения, гербарии и коллекции) показать индивидуальную изменчивость и результаты видообразования.


Изучение объектов местной флоры.

3

Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.

^ Изучение приспособленности организмов к среде обитания (лабораторная работа).

7

На объектах местного природного материала (живые растения, гербарии и коллекции) закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

Демонстрация живых растительных объектов и коллекций – природные материалыТатарстан.

4

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся.

12

Расширить представление о многообразии биологических видов прошлых исторических эпох.

Демонстрация объектов местного геологического материала (коллекции). Материалы палеонтологического музея

5

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного вида.

Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

15

Расширить представление о стадиях эволюционного развития человека.

Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных. Информация о находках на территории археологического комплекса.

6

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов. Биоценозы.

^ Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов.

25



Дополнить информацию о многообразии природных сообществ. Формировать бережное отношение к природе родного края.

Демонстрации фотографий и иллюстраций картин природы области

7

Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

31



Посредством краеведческого материала помочь осознать роль биологии в решении глобальных проблем современности.

Примеры природоохранной деятельности на территории Татарстан. Демонстрация карт области.

Скачать 222.77 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты