Домой

Тема урока Тип урока




Скачать 199.56 Kb.
НазваниеТема урока Тип урока
Дата06.04.2013
Размер199.56 Kb.
ТипУрок
Содержание
Введение в курс общей биологии (5 часов)
Биосферный уровень жизни (8 часов)
Устанавливать взаимосвязь
Приводить примеры
Биогеоценотический уровень организации жизни (9 часов)
Популяционно-видовой уровень жизни (12 часов)
Подобные работы:


10 класс

дата

Тема урока

Тип урока

Основное содержание

оборудование

Требования к знаниям и умениям обучающихся

Домашнее задание

Контроль знаний

^ Введение в курс общей биологии (5 часов)

1

Содержание и построение курса общей биологии

(лекция)

Система биологических наук

Объект изучения биологии, методы познания живой природы, этапы познания, роль биологии.




Называть:

Естественные науки, составляющие биологию

Объяснить:

Роль биологии в формировании научного мировоззрения


§ 1




2

Основные свойства жизни

Урок изучения нового

(лекция)

Отличительные особенности живых организмов от неживых тел. Обмен веществ, процессы синтеза и распада




Называть:

Признаки живых организмов

Описывать: проявление свойств живого

Выделять: особенности взаимоотношений со средой

§ 2

О биологии как системе биологических наук, областях ее исследований и значении в жизни человека.

3

Структурные уровни организации жизни.

Урок изучения нового

(лекция)

Основные уровни организации живой природы.

Лабораторная работа № 1




Перечислять: уровни организации живой материи

Характеризовать: проявление свойств живого на различных уровнях организации.

§ 3

Об общих свойствах живого и их характеристиках.

4

Значение практической биологии. Методы биологических исследований.

Урок изучения нового

(лабораторный практикум)

История биологии, достижения современной биологии, методы биологических исследований.

Лабораторная работа № 2




Называть:

Методы исследования живой природы

Объяснить:

Роль биологии в формировании научного мировоззрения


§ 4-5

О многообразии уровней организации живой материи

5

Значение биологических знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний.

(семинар)

Тестирование в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

^ Биосферный уровень жизни (8 часов)

6

Учение о биосфере

Урок изучения нового

(лекция)

Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Распределение живого вещества в биосфере. Биомасса.

Учение В.И. Вернадского.




Называть: структурные компоненты и свойства биосферы, границы биосферы и факторы их обуславливающие.

Характеризовать: живое вещество, костное и биокостное в-во биосферы.

§ 7




7

Происхождение живого вещества

Урок изучения нового

(лекция)

Гипотезы о происхождении жизни




Называть: ранние гипотезы происхождения жизни, этапы возникновения жизни

Знать: современные гипотезы происхождения жизни

§ 8

О биосфере, ее структуре, границах и основной функции.

8

Биологическая эволюция и развитие биосферы

Урок изучения нового

(лекция)

Роль прокариот и эукариот в эволюции жизни на Земле.




Выявлять: черты био прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции.

^ Устанавливать взаимосвязь: закономерностей развития орг. мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.

§ 9

О современных гипотезах происхождения жизни на земле, об этапах физико-химической эволюции

9

Биосфера как глобальная экосистема

Урок изучения нового

(лекция)

Биосфера как биосистема




Характеризовать компоненты биосферы

§ 10

Об основных ароморфозах, о роли прокариот и эукариот в эволюции жизни на Земле.

10

Круговорот веществ в природе

Урок изучения нового

(лекция)

Круговорот углерода, фосфора, воды и т.д. Роль живого вещества в биосфере.




Описывать биохим циклы воды, углерода; проявление физико-хим воздействия организмов на среду.

Характеризовать сущность и значение круговорота веществ, и превращение энергии.

§ 11

О биосистеме биосферы и ее компонентах, о функции живых организмов в биосфере.

11

Человек как житель биосферы

Урок изучения нового

(лекция)

Ноосфера. Этапы и способы воздействия человека на биосферу.




^ Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу

§ 12

О круговороте веществ в биосфере

12

Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле.

Урок изучения нового

(лекция)

Особенности биосферного уровня. Основные структурные элементы уровня. Значение биосферного уровня.

Таблица «Биосфера», кинофильм

Характеризовать высший уровень организации жизни на Земле

Раскрывать значение биосферного уровня.

Развивать убежденность учащихся в необходимости сохранения биосферы и ее разнообразия.

§ 13

Подготовить сообщения о загрязнении среды на глобальном, региональном и местном уровне.

О способах воздействия человека на природу и его отношение к ней в разное историческое время.

13

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

Урок изучения нового

(лекция)

Человек как фактор биосферы. Загрязнение среды. Научная основа сохранения биосферы. Задачи устойчивого развития.

кинофильм

Характеризовать человека как фактор биосферы

Раскрывать значение научных знаний о природе.

Познакомиться с задачами устойчивого развития.

Развивать убежденность учащихся в необходимости сохранения биосферы и ее разнообразия.

§ 14, сообщения о сознанательных и случайных воздействиях человека на природу.

О структурных элементах, основных процессах и организации биосферного уровня

14

Экологические факторы и их значение.

Комбинированный урок

Лабораторная работа № 3

Среды жизни на Земле. Экологические факторы и свойства среды.

Таблица «Среды жизни», «Действия факторов среды на живые организмы», гербарий, комнатные растения.

Расширить знания об экологических факторах.

Формировать знания о среде жизни организмов.

Характеризовать условия обитания организмов.

Раскрывать взаимосвязь условий жизни и приспособлений организмов к ним

§ 15, выписать в тетрадь термины и объяснить их.

О человеке как о факторе биосферы.

15

Урок обобщения по теме: «Биосферный уровень жизни»

Урок обобщения и систематизации знаний (семинар)

Тестирование в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

^ Биогеоценотический уровень организации жизни (9 часов)

16

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

Урок изучения нового

(лекция)

Понятие о биогеоценозе как надвидовой биосистеме.. Структурные элементы биогеоценотического уровня.. Значение биогеоценотического уровня.

Таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Биогеоценоз пруда», «Строение экосистемы», «Типы питания», комнатные растения

Знать о надорганизменных уровнях.

Характеризовать структурные элементы, основные процессы и организацию б-го уровня


§ 16

О средах жизни на Земле, об экологических факторах, о последствиях воздействия на природу.

17

Биогеоценоз как био- и экосистема.

Урок изучения нового

(лекция)

Природные сообщества. Учение о биогеоценозе. Учение об экосистеме.

Таблицы «Строение экосистемы», «Биогеоценоз дубравы», «Биогеоценоз пруда», гербарии, чучела животных.

Давать определение понятиям биосистема, экосистема.

Объяснять основные условия возникновения биогеоценозов.

Характеризовать биологический круговорот веществ.

§ 17

О биогеоценотическом уровне организации, о его структурных элементах, основных процессах и значении.

18

Строение и свойства биогеоценоза.

Урок изучения нового

(лекция)

Трофическая структура биогеоценоза. Пространственные связи в б-зе

Таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Пищевые цепи», «Экологическая пирамида», «Строение экосистемы»

Формулировать понятия «пищевая цепь» и «пищевая сеть».

Раскрывать сущность трофических уровней и правила экологических пирамид.

Показывать ярусное строение наземных биогеоценозов и биотопов.

§ 18

О природных сообществах, о биогеоценозе и экосистеме, об ученых - авторов терминов «биогеоценоз» и «экосистема»

19

Совместная жизнь видов (популяций)

Комбинированный урок

Лабораторная работа №4

Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Взаимные адаптации в биогеоценозе.

Таблицы «Биотические взаимодействия», «Биогеоценоз дубравы», чучела, коллекции, гербарии

Анализировать конкретные примеры взаимоотношений организмов в биогеоценозе,

Иметь представление об экологической нише, жизненных формах и их значении.

§ 19

О трофической структуре экосистем, о пространственных связях в биоценозе, об экологической нише, жизненных формах и их значении.

20

Причины устойчивости биогеоценозов.

Урок изучения нового

(лекция)

Богатство видового состава и функциональное разнообразие. Значение жизненного пространства для поддержания биогеоценоза. Средообразующие свойства видов.

Таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Строение экосистемы» коллекции, гербарии.

Давать определение понятиям «устойчивость экосистемы», «гомеостаз экосистемы»

Раскрывать свойства б-за и факторы, определяющие устойчивость экосистемы.

Знать структурные и функциональные единицы э-мы.

§ 20

О разнообразии биоценотических связей и их значение.

21

Зарождение и смена биогеоценозов.

Урок изучения нового

(лекция)

Понятие системы биогеоценозов. Смена б-за. Типы сукцессионных смен.

таблицы

Объяснять понятия о смене б-зов, конкретном б-зе, факторах, вызывающих смену б-за.

Определять роль человеческой деятельности в смене б-за.


§ 21

Об основах устойчивости б-зов, о причинах смены б-зов, о причинах нарушения устойчивости б-зов.

22

Сохранение разнообразия биогеоценозов.

Урок изучения нового

(лекция)

Антропогенное влияние. Сохранение разнообразия б-зов

Таблицы по общей биологии, портреты ученых, тексты международных соглашений и проектов, карта России и мира.

Понимать значение разнообразия б-зов для устойчивости глобальной экосистемы.

Классифицировать деятельность человека на природу.

§ 22

О смене б-зов, о причинах сукцессионных смен, о типах смен б-зов, о проблеме сохранения б-зов

23

Экологические законы природопользования.

Урок изучения нового

(лекция)

Б-зы как источник благополучия людей. Экологические законы природопользования

Карты мира и России, Красная книга.

Понимать влияние биосоциальной сущность человека на природу.

Знать об охраняемых территориях Земли

§ 23

О влиянии хоз деятельности человека на б-зы, о путях и перспективах сохранения биоразнообразия

24

Урок обобщения и подведения итогов по теме: «Биогеоценотический уровень жизни»

Урок обобщения и систематизации знаний (семинар)

Тестирование в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

^ Популяционно-видовой уровень жизни (12 часов)

25

Вид, его критерии и структура.

Урок изучения нового

(лекция)

Лабораторная работа №5

Вид - основной структурный элемент б-зов. Репродуктивный критерий вида. Современное представление о виде.


таблицы

Давать понятие вида как основной структурной единице в системе организмов и качественном этапе эволюции видов.

Называть критерии вида и их признаки.

Уметь составлять характеристику видов.

§ 24

Об экологических законах природопользования, о стратегии человечества в деле сохранения экосистемного многообразия.

26

Популяция как форма существования вида.

Урок изучения нового

(лекция

Популяция - надорганизменная биосистема. Популяция - компонент б-за. Популяция - генетическая система.

Таблицы по общей биологии

Понимать особенности популяции как надорганизменная биосистема и значении индивидуальных территорий

§ 25

О виде, его основных критериях и их значении, о современном понимании вида.

27

Популяция как основная единица эволюции.

Урок изучения нового

(лекция)

Популяционные основы экологии. Понятие о микроэволюции. Движущие силы и факторы эволюции.

Таблицы «Естественный отбор» «Искусственный отбор», «Мутационная изменчивость», «Борьба за существование»

Объяснять популяционные основы экологии.

Давать определение понятиям «макро и микроэволюция»

§ 26, подготовить сообщения о ведущих причинах вымирания видов в различные периоды истории человечества.

О популяции и виде, о популяции как единице эволюции, о роли популяции в микроэволюции.

28

Видообразование и его способы.

Урок изучения нового

(лекция)

Понятие о видообразовании как о сложнейшем процессе в развитии живой материи. Способы образования видов. Причины вымирания различных групп организмов.

Таблицы «Географическое видообразование» «Экологическое видообразование», гербарий, коллекции насекомых.

Иметь представление о видообразовании как результате эволюции.

Называть причины образования новых видов.

Характеризовать пути видообразования.


§ 27, подготовить сообщения об этапах происхождения человека, «Биосоциальная сущность вида Человек разумный»

О популяционных основах экологии, о микроэволюции и ее результате, о движущих силах и факторах эволюции.

29

Этапы происхождения человека.

Урок изучения нового

(лекция)

Происхождение человека. Антропогенез. Общая закономерность эволюции человека.

Таблицы «Эволюция человека»

Называть стадии антропогенеза.

Понимать действие движущих сил в эволюции человека.

Иметь представление о разнообразии древнейших представителей рода Человек.

§ 28, подготовить с сообщения о человеческих расах.

О процессе видообразования, его причинах и основных способах, о причинах вымирания различных групп организмов

29

Человек как уникальный вид живой природы.

Урок изучения нового

(лекция)

Популяционные основы антропогенеза. Уникальная особенность вида Человек разумный. Расы людей

Таблицы «Человеческие расы»

Иметь представление об особенности эволюции современного человека.

Объяснять полиморфность вида Человек разумный.

Знать о единстве всех рас и их равноценности.

§ 29

Об этапах антропогенеза и их особенностях.

30

История развития эволюционных идей.

Урок изучения нового

(лекция)

Вклад ученых в развитие эволюционных идей. Теория Ч.Дарвина.

Естественный отбор.

Таблицы «Естественный отбор» «Искусственный отбор», «Мутационная изменчивость», «Борьба за существование», портреты ученых

Знать о разнообразии взглядов на эволюцию в разные исторические периоды.

Уметь давать сравнительный анализ эволюционных идей.

§ 30

О популяционных основах антропогенеза, об уникальных особенностях вида Человек разумныйда, о гипотезах происхождения человека.

31

Современное учение об эволюции

Урок изучения нового

(лекция)

Формирование синтетической теории эволюции. Связь современной ТЭ с теорией Ч. Дарвина

Таблицы, иллюстрирующие популяцию и вид, живые экземпляры растений

Иметь представление о современных взглядах на эволюцию животных.

Называть основные положения современного учения об эволюции

Понимать синтетический характер современного эволюционного учения.

§ 31

О сущности и значении основных положений эволюционного учения.

32

Результаты эволюции и ее основные закономерности.

Урок изучения нового

(лекция)

Лабораторная работа №6

Результаты эволюции. основные закономерности эволюции.

Таблицы, иллюстрирующие популяцию и вид, живые экземпляры растений, кинофильм «Вид и видообразование»

Знать основные закономерности эволюции.

Давать определение понятию «коадаптация»

Называть результаты эволюции.

§ 32

О синтетической теории эволюции и ее основных положениях

33

Основные направления эволюции.

Урок изучения нового

(лекция)

Основные направления эволюции. Ароморфоз, идеоадаптация, эволюционный регресс.

Таблицы «Современная система орг мира», «Главные направления эволюции», «Эволюционное дерево»

Иметь представление о современной системе живой природы.

Давать определения понятиям «биологический прогресс и регресс»

Характеризовать три основных направления эволюции.

§ 33

Об эволюции, ее движущих силах, результатах и значении.

34

Особенности популяционно-видового уровня жизни

Урок изучения нового

(лекция)

Двойственное положение популяции в природе. Значение популяционно-видового уровня в природе.

Таблицы по общей биологии.

Уметь объяснять особенности популяции как надорганизменной системы.

Характеризовать популяционно-видовой уровень.


§ 34

Об основных направлениях прогрессивной эволюции организмов, о способах достижения биологического прогресса.

35

Всемирная стратегия охраны природных ресурсов.

Урок обобщения и коррекции знаний

(семинар)

Категории видов по степени угрозы исчезновения таксонов и популяций. Международная охрана природы.

Таблицы по общей биологии., тексты международных соглашений и проектов.

Систематизировать категории видов по степени угрозы исчезновения.

Иметь представление о всемирной стратегии охраны природных видов

§ 35, собрать сведения о редких и вымирающих видах своего края.

Об особенностях популяционно-видового уровня и его значении.



Скачать 199.56 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты