Домой

Залилова Гульназ Ильсуровна Адрес учреждения: Республика Татарстан, Муслюмовский район, село Муслюмово, улица Тукая, дом 21. e-mail: gzalilova@yandex ru Муслюмово 2010 Содержание I. пояснительная записка




Скачать 256.21 Kb.
НазваниеЗалилова Гульназ Ильсуровна Адрес учреждения: Республика Татарстан, Муслюмовский район, село Муслюмово, улица Тукая, дом 21. e-mail: gzalilova@yandex ru Муслюмово 2010 Содержание I. пояснительная записка
Дата05.04.2013
Размер256.21 Kb.
ТипПояснительная записка
Содержание
Муслюмово - 2010
Первый этап.
Второй этап.
Третий этап. (Третий год обучения.)
Бети – в народной среде татар-мусульман Среднего Поволжья и Приуралья миниатюрно выполненный коранический текст-оберег. Кааба
Куфи, насталик, насх, рика, сульс, та’лиг
Накыш – рисунок, украшение, резная надпись, резьба. Тугра
Шаджара – изображение родословной в виде дерева или растения. Шахада
Подобные работы:



I Всероссийский заочный открытый конкурс
«Мастерская учителя»

Номинация ТЕХНОЛОГИЯ

(техническое, изобразительное, эстетическое творчество, профориентация)


“Тайные письмена”

Авторская программа кружковых занятий


Возраст учащихся: 11- 16 лет.

Продолжительность курса: 3 года.


Автор программы:

педагог дополнительного образования,

учитель татарского языка и литературы

Муслюмовской средней

общеобразовательной школы № 2

Муслюмовского муниципального района

Республики Татарстан

Залилова Гульназ Ильсуровна


Адрес учреждения: Республика Татарстан, Муслюмовский район, село Муслюмово, улица Тукая, дом 21.


e-mail: gzalilova@yandex.ru


^ Муслюмово - 2010


Содержание


I. Пояснительная записка ........................................................................... 3


II.Содержание программы.


1. Первый этап..................................................................................... 4

2. Второй этап ..................................................................................... 5

3. Третий этап .................................................................................... 6


III. Условия реализации программы .......................................................... 7


IV. Краткий словарь терминов ................................................................... 8


V. Список литературы ..................................................................................8


VI. Ожидаемые результаты .......................................................................... 9


I. Пояснительная записка


Письмо – уникальное творение человечества. Это главное средство в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, формирующее сознание и самосознание человека, служащее материалом и формой художественного творчества, тесно переплетённого с событиями прошлого и настоящего. Письменность — это интеллектуальный ресурс культуры любого народа. В одной из своих работ Абрар Калимуллин писал: “У каждого мастера есть свои рабочие инструменты, характерные только для его дела. Но есть и такие, которые способны объединить людей различных интересов. Одним из таких средств является “письмо”, протягивающее ниточку между великим прошлым и настоящим, раскрывающее смысл мироздания и служащее основным средством межнационального общения.”

Развитие культуры татарского народа неразрывно связано с арабским языком и мусульманской культурой, оказавших прогрессивное влияние на развитие языка, письменности, образования. Татары почти тысячу лет (до 1927 г.) пользовались арабской письменностью.

Первые арабские надписи сохранились на предметах декоративно-прикладного искусства, изготовленных еще в середине VIIIв. булгарскими мастерами. Сохранились арабские графемы, нанесенные как на ювелирные украшения (перстни, браслеты), так и на предметы бытового назначения (замки, посуда и т.д.), выполнявшие не только эстетические функции, но и предохранявшие их владельцев от злых сил и дурных помыслов.

Искусство арабской каллиграфии в работах татарских народных мастеров и профессиональных каллиграфов - переписчиков книг - составляло неотъемлемую часть их религиозного сознания. Каноны религии охватывали все стороны жизни, в том числе и искусство. Стремление к красоте написания арабских графем, развитие искусства каллиграфии исходило из внутренних, духовных потребностей человека. В современном мировосприятии каллиграфические произведения превратились в символ, связанный с культурными традициями и историческим наследием татарского народа.

К такому великому историческому наследию относятся и шамаили – станковые картины, основанные на искусстве арабской каллиграфии, с текстами религиозного содержания или изображениями культовых сооружений.

С целью изучения культурного наследия и приобщения учащихся к истории татарского народа были организованы кружковые занятия “Тайные письмена”. Оформление шамаилей – это способность создавать истинную красоту, процесс, обогащающий внутренний мир учащегося, развивающий его как личность.

Актуальность программы обусловлена целью современного образования, включающего в себя воспитание у школьников положительного отношения к различным языкам, включение школьников в диалог культур, знакомство с достижениями национальных культур и развитие общечеловеческой культуры, осознание роли родного языка в зеркале культуры родного народа.

Были определены следующие задачи:

  • формирование знаний о развитии искусства арабской каллиграфии;

  • формирование знаний о возникновении и развитии татарского языка;

  • развитие навыков самостоятельного оформления шамаилей;

  • творческое развитие личности;

  • эстетическое воспитание учащихся;

  • воспитание уважения, любви к Родине, её историческому прошлому;

  • воспитание чувства уважения у учащихся к великому наследию своего народа.

Материал кружковых занятий включает в себя следующие вопросы:

  • ознакомление с отличительными особенностями арабской графики;

  • формирование знаний о возникновении и развитии арабского и персидского языков;

  • знакомство с основами Ислама, историей Корана;

  • обучение технике нанесения рисунка на стекло;

  • изучение творчества профессиональных художников, создающих шамаили.

Тематика занятий, направления его познавательной, творческой и других форм работы складывались в течение нескольких лет и определялись интересами самих ребят, что дополнительно создавало условия для формирования у них активности.

Данная программа рассчитана для детей и подростков в возрасте от 11 до 16 лет. При изъявлении желания могут участвовать люди старшего возраста.

В зависимости от уровня подготовленности и от возрастных особенностей учащихся работа дифференцирована. Она реализуется через использование материалов различного уровня трудности, использования опор различной степени развёрнутости (рисунки, ключевые слова, выражения предлагаются учащимся с низким и средним уровнем).

Для лучшего освоения содержания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения. Особое внимание уделяется посещению краеведческого музея и выставок декоративно-прикладного творчества, участию со своими работами в конкурсах, фестивалях, праздниках, исследовательских и научно-практических конференциях, выполнению коллективных и самостоятельных проектов.

Структура занятий традиционная: организационный момент, актуализация, изучение нового материала, применение, обобщение.

Содержание работы реализуется в различных формах: экскурсии, беседы, игры — путешествия, организация кружковой деятельности.

Программа предполагает проведение практических занятий, на которых будут прививаться навыки оформления шамаилей.

Кружок проводится по 2 занятия в неделю.

Программа рассчитана на 3 года (28 недель) и разделена на три этапа.




Этапы

Количество занятий

Из них

Теория

Практикум

1

Первый

56

20

36

2

Второй

56

18

38

3

Третий

56

12

44



II. Содержание программы


^ Первый этап.

(Первый год обучения.)


На первом этапе обучающиеся знакомятся с арабской графикой, изучают особенности её написания, переносят простые примеры каллиграфического письма на бумагу, учатся работать пером и чернилами, обучаются технике создания шамаиля.




Тема

Кол-во занятий

Из них

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

0

2

Возникновение и распространение искусства каллиграфии у татар.

1

1

0

3

Арабские графемы, нанесенные на ювелирные украшения и на предметы бытового назначения.

2

1

1

4

Татарский алфавит на основе арабской графики.

1

1

0

5

Особенности написания букв и арабских чисел.

10

1

9

6

Упражнение в написании букв и слов.

3

0

3

7

Типы начертания персидских букв.

3

1

2

8

Способы начертания букв Солнца и Луны.

2

1

1

9

Арабские числа.

2

1

1

10

Порядковые числительные.

1

0

0

11

Названия календарных дней на персидском языке.

1

1

0

12

Названия календарных дней на арабском языке.

1

1

0

13

Специфика применения на письме букв, обозначающих гласные звуки.

2

1

1

14

Надстрочные и подстрочные знаки.

4

2

2

15

Арабские и персидские заимствования.

3

1

2

16

Специфика написания букв “Нового письма”.

2

1

1

17

Употребление разновидностей арабского письма в татарском языке.

Практическая работа: переписывание текстов.

4

1

3

18

Знакомство с каллиграфическим наследием Баки Урманче.

1

1

0

19

Переписывание образцов каллиграфических текстов Баки Урманче.

2

0

2

20

Своеобразные формы Тугры.

1

1

0

21

Знакомство с творчеством художников, обращавшихся к искусству Тугры.

2

2

0

22

Проектная работа: создание Тугры.

5

5

0

23

Подведение итогов. Оформление и проведение виртуальной экскурсии.

2

0

2




Всего

56

25

31



^ Второй этап.

(Второй год обучения.)


На втором этапе обучения формируются знания об истории возникновения и развития искусства создания шамаилей; развиваются навыки нанесения основного рисунка на стекло; учащиеся знакомятся с основами Ислама, историей и содержанием Корана; углубляют знания о различных видах орнамента; учатся создавать шамаили; формирование духовности, нравственно-патриотических чувств.





Тема

Кол-во занятий

Из них

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж.

1

1

0

2

Просхождение термина “шамаиль”. Предпосылки возникновения шамаиля.

1

1

0

3

Техника живописи на стекле.

1

0

1

4

Искусство арабской каллиграфии у татар на рубеже XIX-XX вв.

1

1

0

5

Орнамент.

2

1

1

6

Цветочно-растительный орнамент.

4

1

3

7

Символика света.

2

1

1

8

Шамаиль как модель мира.

1

1

0

9

Коммуникативные функции знаковой системы шамаиля.

1

1

0

10

Типы шамаилей. Понятие о индексальном типе.

1

1

0

11

Понятие о жанровых особенностях текстов.

1

1

0

12

Заговоры, молитвы, мунаджаты, посвящения.

1

0

1

13

Календари, поговорки, баиты, стихотворные строки.

1

0

1

14

Тексты с описаниями пророка Мухаммада. Тексты с хадисами.

2

1

1

15

Шамаили с текстом айата “Аль-Курси”.

5

1

4

16

Шамаили с религиозными высказываниями и айатами.

5

3

2

17

Проектная работа: изготовление шамаиля с религиозными высказываниями и айатами.

15

0

15

18

Шамаили с текстами нерелигиозного содержания.

1

1

0

19

Проектная работа: шамаиль с текстом нерелигиозного содержания.

9

0

9

20

Организация выставки. Подведение итогов.

1

0

1




Всего

56

16

40



^ Третий этап. (Третий год обучения.)

На третьем этапе обучения формируются знания о комбинаторных и изобразительных типах шамаилей; углубляются знания о Исламе; развиваются навыки создания шамаилей комбинаторного типа; формирование духовности, нравственно-патриотических чувств.





Тема

Кол-во занятий

Из них

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж.

1

1

0

2

Повторение: типы шамаилей, жанровые особенности текстов. Понятие о текстах исторического и назидательного содержания.

1

1

0

3

Культовые сооружения мусульман. Изобразительный тип шамаилей.

1

1

0

4

Шамаили с изображениями Каабы, Булгар, Казани.

Другие иллюстрации памятников культового зодчества.

3

1

2

5

Понятие о комбинаторном типе шамаилей.

1

1

0

6

Шамаили с изображениями мусульманских головных уборов.

4

1

3

7

Изображение пейзажей.

1

0

1

8

Образ пророка Мухаммада. Священные вещи пророка.

1

1

0

9

Образ мироздания. Изготовление (копирование) шамаиля с образом мироздания.

7

1

6

10

Образ Древа. Проектная работа (индивидуальная или групповая): изготовление шамаиля с образом Древа.

7

1

6

11

Шамаили с изображением Ковчега.

1

1

0

12

Шамаили с изображением полумесяца.

1

1

0

13

Проектная работа (индивидуальная или групповая): изготовление шамаиля с образом Ковчега.

4

0

4

14

Проектная работа: шамаиль комбинаторного типа. Защита проектной работы.

18

1

17

15

Знакомство с творчеством профессиональных художников-каллиграфистов.

2

0

2

16

Посещение выставок, экскурсии.

2

0

2

17

Организация выставки. Подведение итогов.

1

0

1




Всего

56

12

44



III. Условия реализации программы


Кружковые занятия создают условия для реализации творческих возможностей и максимального развития учащихся с разными способностями.

Отслеживается уровень приобретенных умений, навыков учащихся занятий через выставки, конкурсы.

Программа требует от педагога дополнительного образования квалифицированной научно-педагогической подготовленности. Учитель должен обладать глубокими знаниями по истории, филологии, теологии, мировой художественной культуре и живописи.

Опыт работы показал, что теоретические материалы занятий должны сопровождаться практическими работами. Учащиеся должны самостоятельно, собственными руками создавать шамаили. Практические занятия пробуждают интерес к изучаемому, растёт стремление к творчеству.

В процессе работы учащимся потребуются: карандаш, перо, тушь, фольга, стекло в рамке, специальные краски, кисточки, фломастер, калька, канцелярский нож, цветная плёнка. Чтобы стекло не трескнуло в процессе оформления, работы с ним проводятся на ровной поверхности.

Учащиеся должны быть ознакомлены с Правилами безопасности, заверить своей подписью в журнале “Инструктаж учащися”. На каждом занятии необходимо напоминать учащимся Правила безопасности, предусмотренные для данного вида деятельности. Должны соблюдаться Правила гигиены.

Содержание программы предусматривает использование на занятиях ИКТ, мультимедийных средств. Составление презентаций, составление виртуальных выставок усиливает интерес учащихся к занятиям, а значит, и к творчеству.


  1. Краткий словарь терминов


Посвящениеособый текст или стихотворение, либо отдельные строки, посвященные какому-либо лицу, либо важному событию.

^ Бети – в народной среде татар-мусульман Среднего Поволжья и Приуралья миниатюрно выполненный коранический текст-оберег.

Кааба – по мусульманскому преданию первое здание аль-Каабы в Мекке Адам построил по приказу Аллаха. С неба ему был послан прозрачный камень, на котором Адам сидел. Потом этот камень потемнел из-за грехов людей и стал Черным камнем, главной мекканской святыней.

^ Куфи, насталик, насх, рика, сульс, та’лиг – названия разновидностей арабского письма.

Ляуха – вид шамаиля, вышитого на ткани.

Мунаджат – стихотворные восхваления Всевышнему.

^ Накыш рисунок, украшение, резная надпись, резьба.

Тугра – монограмма, выполненная на основе арабской каллиграфии.

Хадис (хәдис шәриф) – высказывания пророка Мухаммада.

^ Шаджара – изображение родословной в виде дерева или растения.

Шахада – исповедание веры, содержащее в себе два основных догмата ислама: исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада.


V. Литература

  1. Абзалина Р. Изге сүз нәкыше. Шәмаил – татарларның рухи үрнәге// Казан. - 1997. №8-9. 46-49 б.

  2. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Шагеева Р.Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. - Москва.: Советский художник. 1990.

  3. Йосыпова Г. Җанга якын сәнгать// Татарстан. - 1997. №4. 24-30б.

  4. Курбатов Х.Р. Татар әдәби теленең алфавит һәм орфография тарихы.-Казан: Татар. кит. нәшр. 1999.

  5. Нурлыйдыр күзләрне шәмаил...//Сөембикә. - 1997. №2.

  6. Рәми И.Г., Даутов Р.Н. Әдәби сүзлек. - Казан: Татар. кит. нәшр. 2001.

  7. Шаһиева Р. Шәмаилләр// Казан утлары. - 1998. №12. 192 б.

  8. Шәмаилләр// Сөембикә. - 1997. №1. 12б.

  9. Шиһапова К. Гарәп язуын өйрәнү// Мәгариф. - 1991. №8, 11. 1992. №2.

  10. Шаһиева Р. Таҗлы шәмаил// Казан утлары. - 1989. №5. 1992.

  11. Галләмов Р. Әссәләмегаләйкем, Сергей!// Татарстан. - 1997. №4. 24-30б.

  12. Зәйнуллин Җ. Әссәләмүгаләйкүм. - Казан: Татар. кит. нәшр. 1993.

  13. Зәйнуллин Җ. Гарәп язуы нигезендә татарча әлифба (Үзлегеннән өйрәнүчеләр өчен). - Казан: Татар. кит. нәшр. 1989.

  14. Күңел нуры: методик ярдәмлек. Төзүчесе: М.Әхмәтҗанов. - Чаллы: “КамАЗ” нәшр. 1994.

  15. Әхмәтҗанов М. Гарәп графикасы нигезендә элекке татар язуы. - Мөслим. 2001.

  16. Фәхретдин Р. Җәвамигуль – кәлим” шәрехе. - Казан: “Рухият” нәшр. 2005.

  17. Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. - Казань: Татар. кн. изд- во, 1969.

  18. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. - Казань: Татар. кн. изд- во, 1984.

  19. Шамсутдинов Р.И. Слово и образ в татарском шамаиле от прошлого до настоящего. - Татар. кн. изд- во, 2003.

  20. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. - Казань: Татар. кн. изд- во, 1969.

  21. Валеева Д.К. Шамаили// Из истории татарского народного искусства. - Казань. 1995.

  22. Червонная С.М. Искусство Татарии. - Москва: Искусство. 1987.

  23. Терминологический словарь. Традиционное искусство Востока (Виноградова Н., Каптерева Т., Стародуб Т.) – Москва, 1997.

  24. Шукуров Ш.М. Искусство и тайна.- М., 1999.

  25. Сибгатуллина Ә. Суфичылык серләре. К., 1998.

  26. Бертельс А.Е. Художественный образ в искусстве Ирана .- IX – XV веков. - М: Восточная литература, 1997.

  27. Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура.- Казань: Татар.кн.изд., 1990.

  28. Ислам. Энциклопедический словарь.- М., 1972.

  29. Завьялова М.К. Неиссякшие родники// К., 1997.

  30. Новицкий А. Баки Урманче. - Казань, 1994.

  31. Нәккаш Н. Оста. Каллиграфия сәнгате // Ватаным Татарстан. - 1999.

  32. Әхмәтҗанов М. Тарихи чыганаклар // Идел. - 1994. №2. 64-65 б.

  33. Әхмәтҗанов М. Татар кулъязма китабы. - Казан, 2000.

  34. Арабско-татарско-русский словарь заимствований. - Казань: Иман, 1993.

  35. Зәйнуллин Җ.Г. Шәрык алынмалары сүзлеге. - Казан: Мәгариф, 1994.

  36. Рәми И.Г., Даутов Р.Н. Әдәби сүзлек. - Казан: Татар. кит. нәшр., 2001.

  37. Харисова Л.А. Иминлек һәм игелек дине: укучыларга ислам турында: факультатив дәресләр өчен уку китабы. – Казан: Мәгариф, 2001.

  38. Морозова В.С., Цвигун О.Н. Арабская графика: учебное пособие.- Ч.1.- Теория., Ч.2.- Прописи. – Москва., АСТ: Восток – Запад, 2007.



VI. Ожидаемые результаты

Занятия в этих кружковых занятиях развивают ассоциативность мышления, формируют навыки художественного обобщения, учат многообразному видению реальности, формируют способность творческого познания мира.

При эффективной работе программы предполагается формирование у учащихся следующих знаний, умений и навыков:

  • понимать значение арабских букв; оформлять тексты татарского языка арабскими буквами на основе арабской каллиграфии;

  • знать и понимать основные заповеди Корана;

  • знать о развитии искусства арабской каллиграфии, о возникновении и развитии татарского языка;

  • уметь самостоятельно оформлять шамаили; наносить рисунок на стеклянную поверхность;

  • различать жанры шамаилей; при оформлении шамаилей правильно использовать орнаменты;

  • уметь работать пером, тушью;

  • интересоваться творчеством профессиональных художников XIX – XX вв.;

  • знать и соблюдать основные положения Закона об авторских правах;

  • бережно относиться к культурному наследию своего народа.


Скачать 256.21 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты