Домой

Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования по научной специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология Психология человека




Скачать 214.44 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования по научной специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология Психология человека
Дата05.04.2013
Размер214.44 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Рассмотрена и одобрена
Рабочая программа учебной дисциплины
Психология человека
Общая трудоемкость дисциплины 1 зачетная единица (36 ч.).
Программа разработана
Цель учебной дисциплины
Задачами курса
2. Место и роль дисциплины в структуре ООП
3. Требования к результатам освоения дисциплины
4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Содержание учебной дисциплины
Содержание учебной дисциплины
Содержание курса
Раздел: Личность и деятельность
Раздел: Индивидуально – психологические особенности личности
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины
2. Дополнительная литература
Примерные темы рефератов к зачету
Подобные работы:


Министерство образования и науки Российской Федерации


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»


Кафедра психологии



УТВЕРЖДЕНА

Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГПА»

протокол № ___ от «___» ___________ 2012 года

Ученый секретарь академии __________________М.П.Евдокимова





^ РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании кафедры психологии

« » ___________ 20___ _года

(протокол № ____)

Зав.кафедрой д.психол.н. проф.

_____________С.В.Недбаева





^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по научной специальности 19.00.07 – Педагогическая психология

^ Психология человека


Форма обучения очная/заочная


Составитель:

К.псх.н., доцент

И.В. Арцимович


Армавир

2012 г.

АННОТАЦИЯ

Рабочей программы учебной дисциплины

«Психология человека»


Цель учебной дисциплины - в систематическом виде изложить современные представления о природе человеческой психологии, ее специфике, структуре, феноменологии, динамике развития, анализ современных положений и достижений в общей, возрастной, социальной и педагогический психологии.


Дисциплина «Психология человека» относится к факультативным дисциплинам образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов.

Для освоения дисциплины «Психология человека» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин психологического цикла в системе вузовского образования.

Изучение дисциплины «Психология человека» является необходимой основой для дисциплин: «Актуальные проблемы педагогической психологии», «Методология психологии» и др.


В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен

Знать:

  • сущность полипредметности психологии;

  • роль психологии в структуре современных наук о человеке;

  • основные методологические проблемы и закономерности современной психологической науки;

  • категориальный аппарат современной психологии;

  • теоретико –эмпирические исследования психики в свете системного подхода;



Уметь:

  • использовать методы психологической диагностики обследования психических процессов, свойств, состояний для решения различных профессиональных задач;

  • интерпретировать данные, анализировать их, составлять программы по развитию процессов, свойств, состояний и т.д.

  • использовать в образовательном процессе психологические ресурсы человека как личности, индивида, субъекта;

Владеть:

  • способами самопознания и саморазвития;

  • способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

  • различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.


^ Общая трудоемкость дисциплины 1 зачетная единица (36 ч.).


Основные разделы учебной дисциплины:

Введение в психологию человека.


Личность и деятельность

Индивидуально – психологические особенности личности и здоровье.


^ Программа разработана: к. псх. н., доцентом Арцимович И.В.


СТРУКТУРА

рабочей программы учебной дисциплины


1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины:

^ Цель учебной дисциплины - в систематическом виде изложить современные представления о природе человеческой психологии, о ее специфике, структуре, феноменологии, динамике развития, анализ современных положений и достижений в общей, возрастной, социальной и педагогический психологии.

^ Задачами курса «Психологии человека» является:

  • формирование умения изучать психологические теории и методологию науки;

  • развитие навыков практического применения теоретических знаний в педагогической деятельности;

  • овладение методологическим понятийным аппаратом;

  • развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой;

  • создание целостного образа человеческой психологии;

  • формирование интереса к познанию самого себя и окружающих.


^ 2. Место и роль дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Психология человека» относится к образовательной составляющей и входит в цикл факультативных дисциплин подготовки аспирантов

Утвержденная рабочая программа дисциплины, составлена с учетом требований к подготовке аспирантов в соответствии с учебным планом.


^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен

Знать:

  • сущность полипредметности психологии;

  • роль психологии в структуре современных наук о человеке;

  • основные методологические проблемы и закономерности современной психологической науки;

  • категориальный аппарат современной психологии;

  • теоретико –эмпирические исследования психики в свете системного подхода;

Уметь:

  • использовать методы психологической диагностики обследования психических процессов, свойств, состояний для решения различных профессиональных задач;

  • интерпретировать данные, анализировать их, составлять программы по развитию процессов, свойств, состояний и т.д.

  • использовать в образовательном процессе психологические ресурсы человека как личности, индивида, субъекта;

Владеть:

  • способами самопознания и саморазвития;

  • способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

  • различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.


^ 4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица (36 ч.)

Форма отчетности – зачет.

Форма


обучения

курс

Семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма итогового контроля

Всего часов

Ауд. часов

лекции

семинары

Лабор.

СР

Очная

1

36

30

20

10

6

зачет

Заочная

1

36

12

6

6

24

зачет




Структура и содержание учебной дисциплины (очная форма обучения):


№ п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Введение в психологию человека.





10

4

2




4

зачёт

2.

Личность и деятельность


14

6

6




2

3.

Индивидуально – психологические особенности личности и здоровье.


12

10

2







Итого:

36

20

10




6






Структура и содержание учебной дисциплины (заочная форма обучения):


№ п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Введение в психологию человека.





10

2

2




6

зачёт

2.

Личность и деятельность


14

2

2




10

3.

Индивидуально – психологические особенности личности и здоровье.


12

2

2




8

Итого:

36

6

6




24






^ Содержание учебной дисциплины

(Тематическое планирование – очная форма обучения)

№№

Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма контроля

лекции

семинары

Лабора

торные

1

Введение в психологию человека


  1. Роль сознания, самосознания и бессознательного в психической деятельности человека.

Развитие психики человека в онтогенезе.

10

4

2



4

собеседование на консультации, проверочная работа, экспресс-опрос, конспектирование, аннотирование

2


Личность и деятельность

  1. Эмоционально- волевая сфера человека.

  2. Познавательная сфера личности

  3. Человек среди людей. Психологические характеристики человека как члена группы.

14

6

6




2

собеседование на консультации, проверочная работа, экспресс-опрос, конспектирование, аннотирование

3

Индивидуально – психологические особенности личности и психологическое здоровье


12

10

2






собеседование на консультации, проверочная работа, экспресс-опрос, конспектирование, аннотирование

Итого:


36

20

10




6


^ Содержание учебной дисциплины

(Тематическое планирование – заочная форма обучения)

№№

Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинары

Лабора

торные

1

Введение в психологию человека


  1. Роль сознания, самосознания и бессознательного в психической деятельности человека.

Развитие психики человека в онтогенезе.

10

2

2



6

собеседование на консультации, проверочная работа, экспресс-опрос, конспектирование, аннотирование

2


Личность и деятельность

  1. Эмоционально- волевая сфера человека.

  2. Познавательная сфера личности

  3. Человек среди людей. Психологические характеристики человека как члена группы.

14

2

2




10

собеседование на консультации, проверочная работа, экспресс-опрос, конспектирование, аннотирование

3

Индивидуально – психологические особенности личности и психологическое здоровье


12

2

2




8

собеседование на консультации, проверочная работа, экспресс-опрос, конспектирование, аннотирование

Итого:


36

6

6




24

^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел: Введение в психологию человека.


Методологические основы изучения человека. Науки о человеке и человечестве. Общие принципы познания мира. Подход Б. Г. Ананьева к изучению человека как биосоциального существа. Понятие «индивид», «субъект деятельности», «личность». Первичные и вторичные свойства человека как индивида. Общие характеристики личности. Отличительные черты человека как «субъекта деятельности». Психологические аспекты изучения человека как биологического вида и как социального существа. Психология как наук о психике и психических явлениях. Специфика научно-психологического познания. Предмет психологии. Полипредметность психологии: к истории вопроса Классификация психических явлений, состояний, свойств. Психология в структуре современных наук. Связь психологической теории и практики. Современные проблемы психологической науки.

Сознание как высший уровень психического отражения окружающей действительности и саморегуляции. Активность и интенциональность – основные характеристики сознания. Структура сознания: чувственный образ, личностный смысл, значение, биодинамическая ткань. Рефлексия и мотивационно- ценностный характер сознания. Самосознание его структура и роль на психическую активность личности. «Я»- концепция. Взаимосвязь развития мозга и сознания человека. Гипотеза А. Н. Леонтьева на возникновение сознания человека.. Культурно – историческая концепция развития психики человека. Противоборство «биологического» и «идеального» подходов к решению проблемы происхождения сознания человека. Понятие высших психических функций в концепции Л. С. Выготского. Составные части концепции Л. С. Выготского: человек и природа; человек и его собственная психика; генетические аспекты. Психологические средства в структуре психики и личности по О. И. Моткову.

Развитие психики человека: филогенез и онтогенез. Историография человеческого развития. Развитие как рост, созревание, совершенствование, универсальное изменение, качественное, структурное, количественно-качественное изменение. Теории развития в отчественной и зарубежной психологии. Закономерности и движущие силы психического развития личности. Возрастная периодизация психического развития: новорожденность, детство, подростничество, юность, акмеологический период, период геронтогенеза. Возрастные циклы психического развития. Концепция жизненного мира Ф. М. Василюк. Проблема детерминанты в развитии биологического и социального. Ведущая деятельность, социальная ситуация развития и новообразования как критерии возрастной периодизации. Понятие средненормативного развития, нормы и патологии.

^ Раздел: Личность и деятельность

Содержание и признаки научного понятия личности. Характеристики личности: активность, целостность, устойчивость психического профиля личности. Критерии сформировавшейся личности по Л. И. Божович. Личность как система мотивов; как самосознание; как высшая инстанция регулирования активности. Личность и творческое начало в человеке. Личность и нравственность человека. Основные психологические теории личности: психоанализ, бихевиоризма, гуманистическая психология. Деятельность. Структура деятельности. Потребностно-мотивационная сфера человека ее роль в поведении и деятельности человека. Параметры мотивационной сферы: энергичность, ценностно-предметная направленность, структурированность. Потребности и ценности человека.

Эмоциональный мир человека. Место и роль эмоций в жизни человека и его деятельности. Структура эмоционального процесса. Содержание и характеристики основных эмоций. Эмоциональные качества и эмоциональная зрелость личности. Воля и разновидности волевых проявлений личности: волевое усилие, уровни волевой активности, волевые качества. Воля и характер человека.

Ощущение и восприятие как основа познания окружающего мира. Память и мышление их роль, и взаимосвязь в психической деятельности человека. Познавательная сфера и интеллект человека. Проблема соотношения обучения и развития.

Личность в непосредственном контакте с другими людьми. Роль общения в становлении личности. Человек как участник совместной жизни и деятельности. Участие человека в группе. Внутригрупповой статус личности, социальный ранг, социальные роли. Личность как носитель групповых норм и ценностей. Качества личности, обусловленные членством в группах: национальные, профессиональные, возрастные. Социализация личности: механизмы, факторы, феномены. Обучение и воспитание как основа процесса социализации ее успешности (неуспешности). Социальное поведение как психологический феномен, категория и свойство индивида. Социальная норма в поведении: виды норм, механизмы их регулирования, критерии. Отклоняющееся поведение: критерии, классификации, детерминации. Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение: превентивные психологические аспекты и коррекция отклонений в поведении личности.

^ Раздел: Индивидуально – психологические особенности личности.

Способности и задатки. Виды способностей. Соотношение между способностями личности и предметно-профессиональными деятельностями. Интеллектуальные способности личности.

Характер: его структура и роль в жизни и деятельности человека. Понятие нормального характера. Акцентуированные характеры: норма или патология?

Темперамент. Устойчивость темперамента в ходе психического развития. Проблема изменчивости темперамента. Место темперамента в структуре личности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Здоровье как предмет комплексного междисциплинарного исследования. История изучения и становления научного обоснования здоровья. Адаптационный эталон: здоровье как успешность адаптации индивида к окружающей среде. Адаптационная модель здоровой личности. Виды здоровья их критериальность. Психическое здоровье человека. Здоровье как всесторонняя самоактуализация, раскрытие творческого и духовного потенциала (идеи Э. Фромма, Э. Эриксона, А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта и др.). Самопознание и рефлексия, саморегуляция, самоконтроль, самоопределение, самовоспитание, саморазвитие, самоактуализация. Признаки самоактуализирующейся личности. Самоактуализация как основа психического здоровья личности. Пути самоактуализации. Неврозы как ошибка личностного развития. Основы здорового образа жизни.


^ 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины

1. Основная литература

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

  2. Василюк Н. Ф. Методологические основы психологии. М. 2005.

  3. Васильева О. С . Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека. – М., 2001.

  4. История психологии: идеи, концепции, направления. (Учебное пособие) Абдурахманов Р.А. - 2008, 326с.

  5. Маклаков И.А. «Общая психология курс лекций СПб – 2007., с. 494.

  6. Психология. (Учебник) Под ред. Дружинина В.Н. - 2009, 656с.

  7. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. – М., 2005

  8. Тугушев Р.Х., Гарбер Е.И. Общая психология. Изд-во: Эксмо.,- 2007,с. 560


^ 2. Дополнительная литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.

  2. Адлер А. Понять природу человека. – СПб., 1997.

  3. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

  4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.М., 1977.

  5. Берн Э. Игры, в которые играют люди... – М., 2008.

  6. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

  7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 1997.

  8. Крайг Г. Психология развития. М., 2000.

  9. Когнитивная психология. Учебник для вузов /Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. – М.: ПЭРСЭ, 2002, 480с.

  10. Общая психология: познавательные процессы. (Учебное пособие) Козубовский В.М. - 2008, 368с.

  11. Общая психология. Схемы. (Учебное пособие) Айсмонтас Б.Б. - 2003, 288с.

  12. Общая психология. Тесты. (Учебное пособие) Айсмонтас Б.Б. - 2003, 192с.

  13. Общая психология. Шпаргалки. Дмитриева Н.Ю. - 2008, 32с.

  14. Озеров В. П. Основы здоровой жизнедеятельности. Активизация психофизической работоспособности человека. – М., 2006

  15. Основы общей психологии. (Учебник) Рубинштейн С.Л. -2002, 720с. (Сер. "Мастера психологии")

  16. Основы психологии. (Учебное пособие) Сорокун П.А. - 2005, 312с.

  17. Психология. В 3-х книгах. (Учебник) Немов Р.С. - 1995-2003гг.

  18. Психология в вопросах и ответах. (Учебное пособие) Тертель А.Л. (2005, 176с.)

  19. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. /под ред. А. В. Брушлинского. М., 1997

  20. Психология индивидуальных различий. Ильин Е.П. -2004, 701с. (Сер. "Мастера психологии")

  21. Психология личности. (Учебное пособие) Под ред. Ермакова П.Н., Лабунской В.А. - 2007, 656с.

  22. Психология личности. Конспект лекций. Гусева Т.И., Каратьян Т.В. - 2008, 160с.

  23. Психология индивидуальных различий (тексты) – М., 2000.

  24. Психология ощущений и восприятия (тексты) – М., 1999.

  25. Психология памяти (тексты) – М., 1998.

  26. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.

  27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.

  28. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

  29. Фрейд 3. Введение в психоанализ. – М., 1991.

  30. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

  31. Фромм Эрих. Искусство любви. – Минск: ТПЦ "Полифакт", 1991.

  32. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. – Мн., 1998.

  33. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской. – М.: Издат. группа "Прогресс" – "Универс", 1993.

  34. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

  35. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – Спб., 1997.

  36. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. – М., 1998.

  37. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. – М.: Логос, 2001.

  38. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002.




  1. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

  • учебная аудитория;

  • мультимедийное оборудование


^ ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ К ЗАЧЕТУ

  1. Психологические механизмы формирования субъектных позиций школьников в зависимости от воспитания в семье

  2. Ложь и её психологическое значение в подростковом возрасте.

  3. Особенности социализации детей-инвалидов.

  4. Исследование представлений о любви современной молодежи.

  5. Влияние '' образа '' родителей на формирование стратегии поведения в конфликте.

  6. Детство и власть. Глубинно психологический аспект.

  7. Пути во власть в современном обществе. Биографии выдающихся политиков.

  8. Особенности детства и стиль власти монарха. Биографии царей.

  9. Детство и богатство. Глубинно-психологический аспект:

  10. Особенности детства выдающихся selfmsdeman`ов бизнеса (Билл Гейтс, Сорос и др.);

  11. Особенности детства крупных потомственных бизнесменов (Рокфеллеры, Ротшильды, Крупы и др).

  12. Детство и бедность. Глубинно-психологический аспект.

  13. Детство и искусство. Глубинно-психологический аспект (по работам Д.Фернандеса о Моцарте, Эйзенштейне и Пазолини).

  14. Детство и жизнь после успеха (спортсмены, танцовщики и др.). Глубинно-психологический аспект.

  15. Детские фантазии у детей, растущих в полных, неполных семьях и «домах ребенка».

  16. Внешность как знаковая система.

  17. Представление о норме и патологии у психологов и не психологов.

  18. Соотношение уровня притязаний и конструктивности личности.

  19. Психологическая культура и гармоничность образа жизни школьников.

  20. Акцентуации характера и конструктивность личности (на примере подростково–юношеского возраста).

  21. Анализ проблемы души в психологии.

  22. Религиозность как психологический феномен.

  23. Образ верующего человека в обыденном сознании.

  24. Связь уровня религиозности и уровня агрессивности.

  25. Процесс социализации в условиях социальной нестабильности.

  26. Психологическая депривация пути профилактики и коррекции.

  27. Самореализация детей с ограниченными возможностями пути оказания психологической помощи.

  28. Психолого-педагогическая помощь семье воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.

  29. Психологические проблемы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями.

  30. Психологическое здоровье педагога пути его диагностики и профилактики.

  31. Психолого-педагогические технологии в работе с детьми склонными к отклоняющемуся поведению.

  32. Самопознание как основа саморазвития личности.

  33. Саногенное мышление и пути его развития.

  34. Мотивированное поведение как характеристика личности.

  35. Психические состояния человека в жизни и деятельности.

  36. Психическое здоровье личности

  37. Личностный рост человека: проблема личностного ресурса.

  38. Психологические предпосылки просоциального и асоциального поведения личности.

  39. Проблема развития личности в отечественной и зарубежной психологии.

  40. Современные представления о защитных механизмах личности.

  41. Способы самоутверждения личности.

  42. Самоутверждение и самореализация личности в процессе жизни.

  43. Феномен эмоциональной неустойчивости личности.

  44. Динамика образа - « Я» у личности с выраженной потребностью в самоутверждении.

  45. Модель адаптивной личности.

  46. Адаптационная модель здоровой личности.



Скачать 214.44 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты