Домой

Пособие для студентов Воронеж 2008 ббк 63. 3(2)




НазваниеПособие для студентов Воронеж 2008 ббк 63. 3(2)
страница1/4
Дата04.04.2013
Размер0.51 Mb.
ТипТематика семинарских занятий
Содержание
Тематическая структура курса
Учебно-тематический план лекций
Тематика семинарских занятий и
Методические рекомендации для студентов по подготовке к занятию
Примерная тематика рефератов
Методические рекомендации для студентов
Государственные реформы 60-70-х гг. ХIХ века
Рекомендуемая литература по курсу
Подобные работы:
  1   2   3   4


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный институт физической

культуры»


Симонов К.В.


История Отечества:


Пособие для студентов


Воронеж - 2008


ББК 63.3(2)

С 37


Печатается по решению Учебно-методического Совета Воронежского

государственного института физической культуры


Симонов Константин Викторович, кандидат исторических наук,

доцент кафедры менеджмента и экономики ВГИФК


Рецензент - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Воронежского государственного педагогического университета

В.Д. Березуцкий


История Отечества: Пособие для студентов. - Воронеж: Воронежский государственный институт физической культуры, 2008. - 39 С.


В соответствии с тематической структурой курса «История Отечества» в пособии представлены различные задания для самостоятельной работы, а также сформулированы методические рекомендации студентам по ее эффективной организации и проведению. Рекомендуется первокурсникам ВГИФК всех специальностей и форм обучения.


© К.В. Симонов, 2008


СОДЕРЖАНИЕ


Введение …………………………………………………………………… 4


Тематическая структура курса «История Отечества» ……………………6


Учебно-тематический план лекций ………………………………………. 7


Тематика семинарских занятий и методические рекомендации

студентам по подготовке к семинарам ……………....................................12


Примерная тематика рефератов по «Истории Отечества»……….............32


Методические рекомендации для студентов по написанию рефератов ..33


Рекомендуемая литература по курсу …………………………………….. 37


ВВЕДЕНИЕ


Учебный курс «История Отечества» согласно ныне действующему государственному образовательному стандарту является общеобязательным в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин в высшей школе Российской Федерации. Данная учебная дисциплина входит составной частью в федеральный компонент ГОС.

Материал учебной дисциплины ориентирован на усвоение студентами новейших теоретических достижений в современной исторической науке и овладение разнообразными способами познавательной деятельности, на развитие гуманитарного мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности, которые должны стать основой их профессиональной компетентности.

Преподавание курса «История Отечества» ставит целью показать студентам роль и место народов России в мировом развитии, помочь понять наши исторические корни, оценить формы и характер взаимоотношений россиян с другими странами и народами.

Важнейшими задачами дисциплины являются:

▪ изучение социально-политических процессов, происходивших в стране на различных этапах ее развития;

▪ осмысление таких проблем, как демократия и диктатура, революции и реформы, политика и экономика, социальная структура российского общества, основные направления внешней политики российского государства, анализ альтернативных путей развития России.

Изучение «Истории Отечества» призвано также решить ряд задач воспитательного и просветительского характера, поскольку знание российской истории способствует формированию уверенной гражданской позиции, помогает раскрытию нравственных качеств современного человека, приобщению его к истокам национальной культуры. Обогатившись такого рода знаниями, можно определить место отечественной истории в мировом историческом процессе, оценить вклад российского народа в мировую цивилизацию. Кроме того, курс «Истории Отечества» с успехом готовит студентов к углубленному восприятию других дисциплин гуманитарного цикла (политологии, социологии, правоведения, философии, культурологи и др.), а также предметов профессиональной подготовки.

Содержание дисциплины «История Отечества» опирается на такие вспомогательные исторические дисциплины, как источниковедение, историография, археология, геральдика, нумизматика, топонимика, этнография и другие.

Программа курса определяет конкретное содержание и формы учебной работы. Лекционный материал представлен в 8-ми темах, содержащих основные положения курса, исторические даты, факты и обобщения. Лекции дополняются семинарскими занятиями, в ходе которых студенты имеют возможность овладевать алгоритмами познавательной деятельности и демонстрировать свои творческие способности. При этом представляется весьма важным воспитать у студентов стремление иметь свою обоснованную позицию по вопросам исторического прошлого.

Особое место в структуре семинарского занятия отводится учебным докладам студентов. При их подготовке студенты должны продемонстрировать все свои знания и умения, связанные с творческой деятельностью, в первую очередь – умения читать и правильно понимать учебные и научные тексты, систематизировать содержащиеся в них исторические знания.

В итоге изучения курса «История Отечества» студенты должны усвоить и научиться понимать:

▪ закономерности общественного развития;

▪ особенности развития России;

▪ основные исторические факты и события социально-экономической и политической жизни России на всех этапах ее развития;

▪ историческую роль общественно-политических движений, содержание деятельности политических партий и организаций;

▪ развитие национальных процессов в России;

▪ уроки истории для современности.

В результате освоения дисциплины студенты должны приобрести следующие умения и навыки:

▪ умение определить суть исторической проблемы;

▪ умение подбирать фактический материал и систематизировать полученные знания;

▪ умение выделить и запомнить важнейшие исторические даты;

▪ умение установить закономерности исторического развития;

▪ навыки сравнительно-исторического анализа;

▪ навыки владения историческим материалом;

▪ навыки логичного выстраивания устных и письменных ответов.


^ ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КУРСА

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»


Тема 1. Введение в изучение курса «История Отечества».

Тема 2. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях ХIII-ХV вв.

Тема 3. Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства.

Тема 4. Российская империя в ХVIII – первой половине ХIХ вв.

Тема 5. Российская империя во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.

Тема 6. СССР в 20-х – середине 50-х гг. ХХ в.

Тема 7. СССР в середине 50-х – середине 80-х гг. ХХ в.

Тема 8. Россия на пути перемен (80-90-е гг. ХХ в.).


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ


Тема 1. Ведение в изучение курса «История Отечества».

Лекция № 1.

История Отечества. Предмет и методы изучения курса. Основы периодизации российской истории. Общее понятие об исторических источниках и способах их изучения. Историография российской истории. Роль и место Истории отечества в воспитании гражданина России. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.


Литература:

История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д, 2006. С.3-10.

История России в вопросах и ответах. Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын. Ростов н/Д, 2003. С.8-17.

История России с древнейших времен до конца ХVII века. Под ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. М., 1997. С.5-16.

История России с древнейших времен до 1861 г. Учебник / Под ред. Н.И. Павленко. М., 2004. С. 4-14.


Тема 2. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХV вв.

Лекция № 1.

Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления русской государственности. Политика первых киевских князей. Древняя Русь и кочевники. Русско-византийские связи. Крещение Руси. Особенности социального устройства Древнерусского государства. Эволюция восточнославянской государственности в ХI-ХII вв.

Лекция № 2.

Социально-политические изменения в русских землях ХIII-ХV вв. Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием, ливонской и шведской агрессией.

Специфика формирования единого российского государства. Объединение русских земель вокруг Москвы. Складывание централизованной системы управления.


Литература:

История России с древнейших времен до 1861 г. Учебник / Под ред. Н.И. Павленко. М., 2004. С. 15-77.

История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д, 2006. С.12-119.

Османов А.М. История России IХ-ХХ вв. Учебное пособие. СПб., 2002. С. 18-48, 69-82.


Тема 3. Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства.

Лекция № 1.

Иван IV. Укрепление государственной власти. Реформы 50-х гг. ХVI в. Расширение территории государства. Падение Избранной Рады. Опричнина. Политические итоги правления Ивана Грозного. Результаты социально-экономического развития России в ХVI в. Закрепощение крестьян. Династический кризис. Обострение социальных противоречий в стране.

Лекция № 2.

Начало Смутного времени. Лжедмитрий I. Восстание И.И. Болотникова. Лжедмитрий II. Интервенция Польши и Швеции. Россия на пороге утраты национальной независимости. Народные ополчения. К. Минин и Д. Пожарский. Освобождение Москвы. Воцарение Романовых. Итоги Смуты.

Государственный строй России в ХVII в. Соборное Уложение 1649 г. Экономическое и социально-политическое отставание России от передовых европейских стран.


Литература:

История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д, 2006. С.124-131, 156-177.

История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын. Ростов н/Д, 2004. С.174-183, 187-192.

Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: учебник для студентов высших учебных заведений в 2-х кн. Кн.2. М., 2004. С.162-193.


Тема 4. Российская империя в ХVIII – первой половине ХIХ вв.

Лекция № 1.

Экономическое, политическое и международное положение России накануне петровских реформ. Правление Петра I. Реформы в социально-экономической, политической, военной областях, изменения в сфере культуры и быта. Становление абсолютизма в России. Укрепление феодальной собственности на землю и дальнейшее развитие крепостнических отношений. Подъем мануфактурного производства.

Лекция № 2.

Екатерина II. Начало разложения феодально-крепостнического хозяйства. Дворцовый переворот 1801 г. Приход к власти императора Александра I. Негласный комитет. Министерская реформа. Реформа Сената. М.М. Сперанский и его план государственных преобразований. Самодержавие и крестьянский вопрос. Проекты отмены крепостного права.

Николай I. Кризис феодально-крепостнических отношений. Нарастание противоречий в экономике страны.


Литература:

История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д, 2006. С.218-224, 249-258, 268-279, 281-294, 298-299 .

История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын. Ростов н/Д, 2004. С.205-228.

История России с древнейших времен до 1861 г. Учебник / Под ред. Н.И. Павленко. М., 2004. С. 294-327.


Тема 5. Российская империя во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.

Лекция № 1.

Император Александр II. Отмена крепостного права. Реформы 1860-70- х гг. и их значение. Особенности экономического и социально-политического развития России в пореформенный период. Роль государства в развитии экономики страны второй половины ХIХ в. С.Ю. Витте. Внешняя политика России в 1860-1880-х гг.

Лекция № 2.

Особенности социально-экономического и политического развития России в начале ХХ в. Положение рабочего класса и крестьянства. Земско-либеральное движение. Возникновение первых политических партий в России. Кризис монархии. Революция 1905-1907 гг. Движущие силы и характер революционных выступлений. Аграрная реформа П.А. Столыпина и ее влияние на развитие империи.

Обострение социально-экономической и политической ситуации в России в условиях Первой мировой войны. Февраль 1917 г. Вооруженное выступление против царизма. Отречение Николая II. Двоевластие. Нарастание политических и социально-экономических противоречий. Октябрьское вооруженное восстание. Приход к власти большевиков.

Гражданская война и интервенция, их итоги и последствия.


Литература:

История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д, 2006. С.300-320, 331-336, 362-384, 391-412.

История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын. Ростов н/Д, 2004. С.277-299, 309-312, 318-376.

История России. ХХ век. Под ред. В.П. Дмитриенко. М., 1997. С. 5-23, 42-74.


Тема 6. СССР в 20-х - середине 50-х гг. ХХ в.

Лекция № 1.

Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. Новая экономическая политика, ее сущность, цели и результаты. Идейная борьба в партии по вопросам строительства социализма в СССР. Свертывание НЭПа. Хлебозаготовительные кризисы. Сталинская модель ускоренного экономического развития советского общества. Переход СССР к форсированной индустриализации. Насильственная коллективизация деревни. Усиление режима личной власти И.В. Сталина. Потери советского народа на пути к социализму.

Лекция № 2.

Великая Отечественная война: периодизация, ход, итоги. Роль СССР в разгроме фашизма.

Социально-экономические, политические и демографические последствия войны. Итоги послевоенного восстановления и перспективы дальнейшего развития страны. ХХ съезд КПСС, реабилитация жертв политических репрессий. Начало «холодной войны».


Литература:

История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д, 2006. С.427-449, 450-470, 477-490.

Орлов А.С. и др. История России. Учебник. М., 2006. С. 354-358, 364-370, 400-416.

Отечественная история. ХХ век. М., 2002. С.101-125.


Тема 7. СССР в середине 50-х – 80-х гг. ХХ в.

Лекция № 1.

Социально-экономическое развитие СССР в середине 50 – второй половине 60-х гг. Продовольственные проблемы. Начало освоения целинных земель. Экономические реформы Н.С. Хрущева и их последствия. Незавершенность экономических преобразований второй половины 60-х гг. Обострение внутриполитической обстановки. Смещение Н.С. Хрущева. Внешняя политика СССР в 50-60-х гг. ХХ века.

Лекция № 2.

Политическая стабилизация как этап в развитии советского общества. Свертывание демократических преобразований. Бюрократизация политической системы, партийного и государственного аппарата. Рост негативных тенденций внутри КПСС: взяточничество, коррупция, кумовство. Безвластие Советов. Возникновение «механизма торможения» и его проявление в экономической, социальной и духовной областях.

Политическая система СССР в первой половине 80-х гг.: вызревание в советском обществе понимания необходимости радикальных перемен.


Литература:

История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д, 2006. С.490-497, 508-525.

Орлов А.С. и др. История России. Учебник. М., 2006. С. 431-434, 438-448

Отечественная история. ХХ век. М., 2002. С. 125-141.


Тема 8. Россия на пути перемен.

Лекция № 1.

М.С. Горбачев о причинах и путях реформирования советского общества. Неоправданность концепции ускорения социально-экономического развития страны. Задачи и основные направления реформы политической системы СССР. Либерализация и открытость общества, департизация государственных структур. Противоречия перестройки и политического плюрализма. Просчеты советской дипломатии.

Лекция № 2.

Попытки осуществления экономических реформ и их неудачи. Поиск путей перехода к рынку. Социальная политика и ее результаты.

Общественно-политические процессы. Преобразование структуры государственной власти. Рыночные реформы 1990-х гг.

Внешняя политика России. Отношения с США и НАТО. Контакты со странами «третьего мира».

Россия на крутом переломе: потери, приобретения и перспективы дальнейшего развития.


Литература:

История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д, 2006. С.537-551, 552-589.

Орлов А.С. и др. История России. М., 2006. С.454-467, 468-485.

История России в вопросах и ответах: Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын. Ростов н/Д, 2004. С.438-477, 501-519.


^ ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО

ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРАМ


Семинарское занятие по теме № 1:

Введение в изучение курса «История Отечества».


1. Предмет и методы изучения курса «История Отечества».

2. Источники и значение курса «История Отечества».

3. Отечественная историография в прошлом и настоящем.


Самостоятельная работа студентов


Логические задания:

1. Доказать, что Отечественная история является самостоятельной наукой.

2. Определить роль исторических источников в познании прошлого.

3. Выделить основные подходы к периодизации российской истории.


Литература:

История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д, 2006. С.3-10.

История России в вопросах и ответах. Учебное пособие / Сост. С.А. Кислицын. Ростов н/Д, 2003. С.8-77.

История России с древнейших времен до конца ХVII века. Под ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. М., 1997. С.5-16.

История России с древнейших времен до 1861 г. Учебник / Под ред. Н.И. Павленко. М., 2004. С. 4-14.


Методические рекомендации для студентов по подготовке к занятию

1. Изучение Отечественной истории являет собой важную составную часть гуманитарной подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Грамотный человек, а тем более выпускник высшей школы, обязан иметь соответствующее представление об истории своей Родины.

Поясните, что включает в себя предмет Истории Отечества, каковы его составляющие. Перечислите известные Вам методы исторического исследования, поясните на конкретных примерах, как они используются и какую необходимую информацию могут получить историки с их помощью.

2. Дайте определение понятия «исторический источник». Представьте известную Вам классификацию исторических источников (вещественные, письменные, изобразительные, фонические). Приведите несколько примеров по каждой группе исторических источников.

3. Историография позволяет нам ответить на вопрос о том, как историки в разное время объясняли причины и закономерности развития нашей страны. Расскажите о трудах по русской истории В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. Особое внимание обратите на то, какие факторы, по мнению названных ученых, определяли ход истории. Чья позиция Вам наиболее близка? Будьте готовы аргументировать свой ответ.


Семинарское занятие по теме № 2:

«Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХV вв.».


1. Восточные славяне. Образование и развитие Древнерусского государства.

2. Распад Древнерусского государства в ХII в. Борьба Руси с иноземными захватчиками.

3. Возвышение Москвы. Подъем Руси в ХIV-ХV вв.


Литература:

История России с древнейших времен до 1861 г. Учебник / Под ред. Н.И. Павленко. М., 2004. С. 15-77.

История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д, 2006. С. 12-119.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ-ХII вв.). Курс лекций. М.,1998.

Земцов Б.Н. Общественный строй Киевской Руси ХI-ХII вв. // История государства и права России. 2004. - №5. – С.44-47.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХII-ХIII веков. М., 1982.


Самостоятельная работа студентов


Логические задания:

1. Доказать, что в Х в. на Руси существовало государство.

2. Обосновать закономерный характер феодальной раздробленности, наступившей на Руси в ХII в.

3. Объяснить, почему именно Москва стала центром объединения русских земель.

4. Составить хронологическую таблицу «Русские князья IХ-ХII вв.»

5. Составить хронологическую таблицу «Московские князья ХIII-ХIV вв.»


Доклады:

Особенности Древнерусской цивилизации.

Литература: Древняя Русь и московское государство. У истоков российской цивилизации / Отв. ред. А.В. Лубский. Ростов н/Д., 1998. С.37-38, 47-50.


Происхождение термина «Русь».

Литература: Древняя Русь и Московское государство. У истоков российской цивилизации / Отв. ред. А.В. Лубский. Ростов н/Д., 2003. С.42-44; Культурология в вопросах и ответах / Отв. ред. Г.В. Драч. М., 2001. С.282-286; История Отечества: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В.Н. Шевелев. Ростов н/Д, 2006. С.22-24.


Кем был Рюрик.

Литература: Сахаров А.Д. Рюрик и судьбы российской государственности // Российская газета, 27 сентября 2002, № 183(3051).

  1   2   3   4

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты