Домой

План-конспект урока «Воздухоплавание»




Скачать 117.38 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока «Воздухоплавание»
Дата04.04.2013
Размер117.38 Kb.
ТипУрок
Содержание
Структура и ход урока
Перечень используемых на данном уроке эор
Форма предъявления информации
Фронтальный опрос
Б.С. Житков. Под водой
А.Р.Беляев. Мертвая голова.
3. Объяснение нового материала.
Неуправляемые аэростаты
Ученик: Для того чтобы аэростат поднялся в воздух, необходимо, чтобы архимедова сила, действующая на него, была больше силы тяже
Ученик: Сила Архимеда зависит от объема аэростата и плотности окружающей среды (воздуха). Учитель
Ученик : После того как архимедова сила достигает значения, равного силе тяжести, подъем аэростата прекращается. Учитель
Учитель: Верно. Чтобы подняться выше, с шара сбрасывают специально взятый для этого балласт
Ученик: Для того чтобы опуститься на землю, силу Архимеда надо уменьшить. Учитель
Демонстрация видеоролика с помощью гиперссылки
Ученик: Подъемная сила - это разность между архимедовой силой и силой тяжести. Учитель
Подобные работы:



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Воздухоплавание»





ФИО Серенькая Елена Владимировна






Место работы МОУ-СОШ село Липовка Марксовского района









Должность учитель









Предмет физика









Класс 7









Тема и номер урока в теме «Воздухоплавание» - урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» №21









Базовый учебник С.В.Громова








Цель урока: формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

Задачи:

- обучающие: рассмотреть физические основы воздухоплавания, используя средства ИКТ, сформировать практические умения определять подъемную силу воздушного шара.

-развивающие: развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке.

-воспитательные: формировать интерес учащихся к изучению физики.

Тип урока : урок формирования новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, авторская презентация к уроку «Воздухоплавание»


Структура и ход урока

Таблица 1.

^ СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

-

Учитель приветствует учеников

Ученики приветствуют учителя

1 мин

2

Мотивация

Электронный тест – контроль (№1)

Учитель создает проблемную ситуацию (проблемный вопрос)

Группа учащихся (в зависимости от количества компьютеров) выполняют тесты в он лайн режиме

10 мин

3

Введение нового материала

Презентация (№2)

Объясняет новый материал, используя материалы ЭУМ как основу для презентации

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

12 мин

4

Физ.минутка

-




Выполняют физические упражнения

1 мин

5

Выполнение заданий учащимися (Решение задач в группах)

Презентация(№3)

Анализирует результаты выполнения учащимися заданий

Выполняют задание

13 мин

6

Релаксация

Слайд – шоу «путешествие на воздушном шаре» (№3)




Учащиеся (по желанию) под музыку зачитывают сочинение на тему «Путешествие на воздушном шаре с моей семьей» (заранее подготовленное дома)

4 мин

7

Формулирование выводов урока




Формулирует выводы

Фиксируют выводы

2 мин

8

Домашнее задание




Учитель объясняет выполнение домашнего задания

Учащиеся записывают дом. Зад в дневник

2 мин



Приложение к плану-конспекту урока

«Воздухоплавание»

Таблица 2.

^ ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

^ Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Давление твердых тел, жидкостей и газов»

практический

тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/06593a88-c528-6d50-1ae8-93d183b1b1c7/73980/?interface=pupil&class=49&subject=30

2

«Воздухоплавание»

информационный

презентация

презентация

3

Решение задач и тестов на тему «Воздухоплаваниен»

контрольный

Тесты (решение задач)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b525b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/sum4.swf



Урок изучения нового материала с компьютерной поддержкой. 7 класс.

Цели урока:

  • Обучающая: рассмотреть физические основы воздухоплавания, используя средства ИКТ, сформировать практические умения определять подъемную силу воздушного шара.

  • Развивающая: развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке.

  • Воспитательная: формировать интерес учащихся к изучению физики.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, авторская презентация к уроку «Воздухоплавание»

План урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивация

  3. Объяснение нового материала

  4. Решение задач

  5. Релаксация

  6. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация (практический ЭОР)

Индивидуальная работа:

1) 1 ученик работает с электронным тест контролем (на компьютере) тема теста «Давление. Единицы давления»;2) работа по карточкам.


^ Фронтальный опрос:


Послушайте внимательно отрывок из рассказа А. П. Чехова “Степь”.

“Егорушка… разбежался и полетел с полутора саженой вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая–то сила, холодная, и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он нырнул и … опять нырнул. Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его вверх”.

О какой силе идет речь в этом отрывке?

Сформулируйте закон Архимеда.

^ Б.С. Житков. Под водой

Подводная лодка не может всплыть со дна залива. “Лейтенант вздрогнул. Минер вопросительно на него взглянул.

– Сели на мель? Так ведь ?– спросил он лейтенанта.

Рули были поставлены на подъем, винт работал, приборы показывали, что лодка на той же глубине. Лейтенант вспомнил, что в порту глинистое, липкое дно”.

Почему подводной лодке иногда бывает трудно оторваться от глинистого дна? Всегда ли на тело, погруженное в жидкость, действует Архимедова сила?

(Между дном и лодкой нет воды, поэтому в этом случае Архимедова сила не действует).

^ А.Р.Беляев. Мертвая голова.

Для своего спасения во время наводнения герой рассказа решил сделать плот из железного дерева.(Железное дерево–вид южного дерева с твердой и прочной древесиной).

“…Плот по– прежнему покоился на дне.

– Но в чем же дело, черт возьми – раздраженно крикнул Марель. Он взял валявшийся на берегу кусок железного дерева, из которого был сделан плот, бросил в воду и тотчас воскликнул:

– Есть ли еще на свете такой осел, как я?…

Тяжелый урок! Опустив голову, Марель смотрел на поверхность реки, в водах которой было погребено столько усилий и труда”.

Почему плот не всплыл?

(Железное дерево имеет плотность больше, чем вода)


На этапе мотивации и формулирования темы – предлагаю фрагмент мультфильма о Вини – пухе. Задаю вопрос: возможен ли полет?
Будьте внимательны – вам придется назвать тему сегодняшнего урока.


(для мотивации используется отрывок из повести К. Болычева « Похищение Тесея»).

Учитель: В повести К. Болычева «Похищение Тесея» агент галактической полиции Кора Орват оказывается в древней Греции, где объясняет мастеру Дедалу принцип воздухоплавания: «Кора нарисовала круг. Под ним нечто вроде светильника.

- Представь себе, Дедал, - сказала она, - ты сошьешь или склеишь из кожи или тонкого материала, сквозь который не может проникнуть воздух, большой шар.

- Насколько большой?

- Может быть, как этот храм. Если в нижней его части сделать отверстие, а под ним поместить сильный светильник, который дает много тепла, то этот шар начнет надуваться. Когда шар начнет рваться вверх, ты должен обмотать его веревками и привязать снизу корзину.

Кора понимала, что не может донести до сознания Дедала даже смысл того, что такое воздух и почему он не должен проникать через оболочку воздушного шара».

А смогли бы вы объяснить мастеру Дедалу, (слайд 1)

  • почему шар должен быть большим, как храм?

  • почему кожа и шелк не годятся для обшивки шара?

  • почему светильник должен быть достаточно мощным?

В ходе обсуждения возникают трудности в решении поставленных вопросов.

Учитель: Чтобы ответить на данные вопросы, рассмотрим условие воздухоплавания (объявляется тема и план урока) слайд №2

^ 3. Объяснение нового материала.

Лекция учителя с использованием презентации (информационный ЭОР):

Воздухоплавание (аэронавтика) – это учение о создании летательных средств легче воздуха.

Летательные аппараты, применяемые в воздухоплавании, называют аэростатами. Различают управляемые, неуправляемые и привязные аэростаты.

^ Неуправляемые аэростаты свободного полета с оболочкой, имеющей форму шара, называют воздушными шарами.

Управляемые аэростаты (имеющие двигатель и воздушные винты) называют дирижаблями.

Привязные аэростаты соединяют с землей тросом, не позволяющим аппарату совершать горизонтальные перелеты (слайд №3).

Учитель: При каком условии аэростат может подняться вверх?

^ Ученик: Для того чтобы аэростат поднялся в воздух, необходимо, чтобы архимедова сила, действующая на него, была больше силы тяжести.

Учитель: От каких величин зависит архимедова сила?

^ Ученик: Сила Архимеда зависит от объема аэростата и плотности окружающей среды (воздуха).

Учитель: Чтобы аэростат поднимался вверх можно не только увеличивать выталкивающую силу, но и уменьшать силу тяжести, для этого аэростат заполняют газом, плотность которого меньше, чем у воздуха. Это может быть, например, водород, гелий или нагретый воздух (слайд № 4).

Наполняя аэростат водородом, следует помнить, что этот газ обладает одним большим недостатком - он горит и вместе с воздухом образует взрывчатую смесь. Поэтому при полетах на воздушных шарах, наполненных водородом, следует соблюдать особую осторожность, иначе такой полет может закончиться трагедией. Негорючим и в то же время легким газом является гелий. Поэтому многие аэростаты в наше время наполняют гелием.

Учитель: Плотность воздуха уменьшается с увеличением высоты. Поэтому по мере поднятия аэростата вверх действующая на него архимедова сила становится меньше.

При каком условии подъем воздушного шара прекратится?

^ Ученик : После того как архимедова сила достигает значения, равного силе тяжести, подъем аэростата прекращается.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы подняться выше?

Ученик: Чтобы подняться выше, надо уменьшить силу тяжести.

^ Учитель: Верно. Чтобы подняться выше, с шара сбрасывают специально взятый для этого балласт (например, высыпают песок из мешков). При этом сила тяжести уменьшается, и выталкивающая сила вновь оказывается преобладающей.

А что нужно сделать, чтобы опуститься на землю?

^ Ученик: Для того чтобы опуститься на землю, силу Архимеда надо уменьшить.

Учитель: Что для этого нужно сделать?

Ученик: Уменьшить объема шара.

Учитель: Верно. В верхней части шара имеется специальный клапан. При открывании этого клапана часть газа из шара выходит, и шар начинает опускаться вниз (слайд № 5).

(^ Демонстрация видеоролика с помощью гиперссылки)

Учитель: Теплый воздух также не утратил своего значения. Он удобен тем, что его температуру (а вместе с ней его плотность и, следовательно, подъемную силу) можно регулировать с помощью газовой горелки, расположенной под отверстием, находящимся в нижней части шара. Увеличивая пламя горелки, можно заставить шар подниматься выше. При уменьшении пламени горелки шар опускается вниз. Можно подобрать такую температуру, при которой сила тяжести, действующая на шар вместе с кабиной, оказывается равной выталкивающей силе. Тогда шар повисает в воздухе, и с него легко проводить наблюдения (слайд № 6) .

Учитель: Воздушный шар не только сам поднимается вверх, но и может поднять некоторый груз: людей, приборы.

Как можно определить подъемную силу аэростата?

^ Ученик: Подъемная сила - это разность между архимедовой силой и силой тяжести.

Учитель: Обратите внимание: чем меньше плотность газа, заполняющего воздушный шар данного объема, тем меньше действующая на него сила тяжести и потому тем больше возникающая подъемная сила (слайд № 7).

По мере развития науки происходили и существенные изменения в воздухоплавательной технике. Появилась возможность для создания новых оболочек для аэростатов, которые стали прочными, морозоустойчивыми и легкими. Достижения в области радиотехники, электроники, автоматики позволили создать беспилотные аэростаты. Эти аэростаты используются для изучения воздушных течений, для географических и медико-биологических исследований в нижних слоях атмосферы. Воздушные шары, предназначенные для полетов в стратосферу (т. е. на высоту более 11 000 м) называют стратостатами. Подъемная сила стратостатов должна быть достаточно велика. Поэтому их наполняют водородом, у которого она максимальна (слайд №8).

Сможете ли вы сейчас объяснить мастеру Дедалу,

  • почему шар должен быть большим, как храм?

  • почему кожа и шелк не годятся для обшивки шара?

  • почему светильник должен быть достаточно мощным?

Ученик: От объема шара зависит величина подъемной силы.

Ученик: Через шелк теплый воздух будет уходить, а кожа слишком тяжела для оболочки.

Ученик: Мощный светильник помогает увеличивать подъемную силу.

4. Решение задач (Контрольный ЭОР) (учащиеся делятся на группы и решают задачи разных уровней по примеру разобранных задач на слайде) (слайды № 9- 14)

5. Релаксация

(слайд-шоу «Путешествие на воздушном шаре»)

Учитель: Приглашаю вас совершить путешествие на воздушном шаре.

6. Домашнее задание (слайд №15)

Творческое задание

Проект «История воздухоплавания»

Скачать 117.38 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты