Домой

Учебный план на 2011/2012 учебный год учебный план на 2011/2012 учебный год. Начальная школа viвид (1 вариант) учебный план на 2011/2012 учебный год. Начальная школа viвид (11




НазваниеУчебный план на 2011/2012 учебный год учебный план на 2011/2012 учебный год. Начальная школа viвид (1 вариант) учебный план на 2011/2012 учебный год. Начальная школа viвид (11
страница1/15
Дата04.04.2013
Размер2.64 Mb.
ТипПояснительная записка
Содержание
3. Учебный план на 2011/2012 учебный год
4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
5.Рабочие программы по отдельным предметам
7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
8.Программа коррекционной работы
9. Система оценки.
1.Группы детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2. Общие и специфические особенности обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
3.Цель и задачи программы .
4.Основные принципы построения программы.
1. Принцип компетенции.
2. Принцип взаимосвязи в работе специалистов
4. Принцип ежедневного учета психофизического состояния ребенка при определении объема и характера проводимых с ним форм организ
5.Принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для успешной социализации. Формирование жизненной компетенции
6. Сочетание работы по развитию нарушенных функций и формированию приемов их компенсации.
Планируемые результаты освоения обучающимися
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала.
Формирование универсальных учебных действий
1. Личностные универсальные учебные действия
Выпускник получит возможность для формирования
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка………………………………………..5-14

2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

…………………………………………………………………….. 15- 22-69

-формирование универсальных учебных действий(личностные и метапредметные результаты)……………………………………..15-22

-чтение. работа с текстом……………………………………….22-25

-русский язык………………..…………………………………...25-31

-литературное чтение………………………………………….. 31-37

-математика……………………………………………………… 37-41

-окружающий мир……………………………………………….41-45

-музыка…………………………………………………………… 45-48

-изобразительное искусство…………………………………… 48-53

-технология……………………………………………………… 53-57

-физическая культура…………………………………………. 58-61

^ 3. Учебный план на 2011/2012 учебный год

- учебный план на 2011/2012 учебный год. Начальная школа VIвид (1 вариант)………………………………………………………………62-66

- учебный план на 2011/2012 учебный год. Начальная школа VIвид (11 вариант)……………………………………………………………..67-70

-учебный план на 2011/2012 учебный год. План внеурочной деятельности…………………………………………………………71-73

^ 4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

-цель, задачи программы…………………………………

-характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий………….77-85

- возможности учебных предметов для формирования универсальных учебных действий…………………………………………………..86-91

- планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий………………………………………………….91-92

-контроль обеспечения реализации УУД на уроке…………..92-95

^ 5.Рабочие программы по отдельным предметам………….96-99.

6.Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования

-пояснительная записка………………………………………….100-101

-цель, задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы…………………………………………………101-103

-ценностные установки воспитания и социализации российских школьников………………………………………………………..103-105

-общие и специальные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания………………………………………….106-108

- содержание духовно-нравственного воспитания и развития учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата……………..109-117

- совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы..118-120

-планируемые результаты духовно-нравственного развития учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата………………..121-125

^ 7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

-пояснительная записка……………………………………….126-127

-анализ условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и обучающихся…………………………….128-133

-цель, задачи программы. Структура системы оздоровительной работы

………………………………………………………………..134-136.

- содержание программы……………………………………..137-150

-мониторинг состояния физического, психического и социального здоровья обучающихся…………………………………….. 151-154

^ 8.Программа коррекционной работы

-пояснительная записка…………………………………… 155-156

-содержание коррекционной работы…………………….1157-160

-деятельность психолого-медико-педагогического консилиума ОУ…………………………………………………………….161-170

-формы, периодичность коррекционных мероприятий…171-172

-программно-методическое обеспечение коррекционного процесса………………………………………………………172-173

^ 9. Система оценки.………………………………………..175-192


Пояснительная записка

Статус специального (коррекционного) образовательного учреждения начальная школа-детский сад предусматривает преемственность программ, методов и форм организации дошкольного и начального общего образования, а также коррекционную направленность образовательного процесса.

^ 1.Группы детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Категория детей с нарушением опорно-двигательного аппарата достаточно разнородна:

    • это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами и парапарезами верхних и нижних конечностей, артрогриппозом, ондрострофией, миопатией);

  • дети, у которых органическое поражение центральной

нервной системы, помимо двигательных расстройств, выражается в

умственной отсталости, легкой и умеренной степени, в задержке

психического развития;

  • дети, у которых помимо двигательных расстройств имеются тяжелые нарушения речи (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия, заикание, общее недоразвитие речи, 1 уровня речевого развития).

Диапазон различий в развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата ОВЗ чрезвычайно велик: от практически

нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно

легко устранимые трудности, до детей с тяжелым поражением центральной нервной системы.

Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и

коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с нарушением опорно-двигательного аппарата к семи годам (началу школьного обучения) достигают близкого к норме уровня психического развития. Наиболее “благополучные” дети с нарушением опорно-двигательного аппарата “уходят” из специального образовательного пространства в

общеобразовательное. Однако, дети с задержкой психического развития органического генеза , дети с сохраняющимися двигательными нарушениями, тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия) продолжают испытывать трудности в усвоении программ, они нуждаются в продолжении коррекционной работы и оказании им необходимой специальной психолого-педагогической помощи.

В группе детей с нарушением опорно-двигательного аппарата растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, не способных осваивать цензовый уровень общего образования.

Итак, в группе детей с нарушением опорно-двигательного аппарата выделяются две подгруппы детей: предполагающих и не предполагающих освоение ребенком цензового образования.

Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в требуемом уровне и содержании школьного образования тоже должен быть достаточно широким, соответствующим возможностям и потребностям всех детей.

^ 2. Общие и специфические особенности обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети,

состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных

программ вне специальных условий обучения и воспитания. (Малофеев Н.Н. и др. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения)

В условиях отсутствия в современной российской образовательной системе специального стандарта образования детей с ОВЗ специальные (коррекционные) образовательные учреждения призваны

гарантировать реализацию права каждого ребенка на образование.

Таким инструментом реализации прав детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на образование может стать основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Важнейшим основанием для разработки образовательной программы начального общего образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является необходимость предусмотреть в структуре образования удовлетворение как общих со здоровыми сверстниками, так и особых образовательных потребностей внутри группы детей с нарушением ОДА.

Дифференциация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом их особенностей и возможностей овладения учебным материалом чрезвычайно сложна, так как необходимо учитывать все факторы, определяющие психическое развитие этих детей, речевые и моторные трудности.

Исходя из выделенных в проекте Концепции Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (1997 г., научный руководитель академик В.И.Лубовский) категорий учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата:

-дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с ортопедическими средствами и имеющие нормальное психическое развитие или задержку психического развития.

-дети, лишенные возможности самостоятельного передвижения и самообслуживания, с задержкой психического развития и разборчивой речью.

- дети с задержкой психического развития при ДЦП , осложненной тяжелыми дизартрическими нарушениями, ОНР, нарушениями слуха.

- дети с ДЦП и умственной отсталостью различной степени тяжести.

целесообразна разработка нескольких вариантов образовательной программы, в том числе возможность разработки индивидуальных учебных планов, учитывающих своеобразие интеллектуальных нарушений при ДЦП, зависимость от состояния моторики, речи, выраженности астенических состояний.

Для двух первых подгрупп обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата предусмотрено усвоение общеобразовательной программы начального образования, они способны к дальнейшему овладению цензовым образованием в условиях специальной (коррекционной) или общеобразовательной школы. (инклюзивное образование).

Третья подгруппа обучающихся имеет затруднения в усвоении общеобразовательной программы, но показывает наличие потенциальных

возможностей для усвоения цензового образования в условиях специальной школы более медленными темпами. (Шипицына Л.М. и др. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с.261) .Содержание образования для данной категории детей должно быть максимально индивидуализированным, но в рамках цензового образования.

Четвертая подгруппа обучающихся не достигает уровня образованности, соответствующего основному ( цензовому ) образованию. Образовательная программа предусматривает для них усвоение программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

^ 3.Цель и задачи программы .

Цели образовательной программы начальной ступени для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата интегрируют цели начального образования, заложенные в ФГОС НОО и цели, определяемые миссией специальной (коррекционной) школы VI вида:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;

  • комплексная коррекция, направленная на формирование и развитие

двигательной сферы обучающихся, воспитанников, их познаватель-ной деятельности и речи;

  • овладение основами грамотности в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом);

  • формирование ключевых компетентностей учащегося( информационно-коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия;

  • формирование жизненной компетенции ребенка с ограниченными возможностями здоровья как условие интеграции ребенка в более сложное социальное окружение

Соответственно, задачами образовательной программы начального образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата являются:


^ 4.Основные принципы построения программы.

Образовательная система учреждения базируется на следующих принципах (Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.-М.,Владос, 2004

^ 1. Принцип компетенции.

Вся работа с учащимися должна проводиться профессионально-грамотно. Развитие познавательной деятельности, коррекцию нарушений речи, занятия по физическому воспитанию осуществляют специалисты.

^ 2. Принцип взаимосвязи в работе специалистов.

Каждый специалист не только осуществляет непосредственно свой раздел работы, но и включает в свои занятия материал, рекомендованный другими специалистами для закрепления их работы. В свою очередь он дает рекомендации по своему разделу работы и контролирует правильность выполнения.

3.Принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы.

Контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата крайне неоднороден. В то же время подготовка учащихся к жизни в обществе предусматривает включение их в коллективную деятельность.

^ 4. Принцип ежедневного учета психофизического состояния ребенка при определении объема и характера проводимых с ним форм организованной деятельности.

Органические поражения ЦНС, имеющие место у многих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто сопровождаются колебаниями внутричерепного давления, повышенной метеочувствительностью и как следствие колебаниями эмоционального состояния, работоспособности, внимания.

Необходимо учитывать и то, что педагогический процесс осуществляется наряду с лечением- лечебные мероприятия требуют значительного времени и сил ребенка, медицинские препараты оказывают различное влияние на психофизическое состояние ребенка.

^ 5.Принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для успешной социализации. Формирование жизненной компетенции.

Весь лечебно-педагогический процесс строится таким образом, чтобы у детей формировалась активная жизненная позиция, коммуникативность,

уверенность в своих силах. В образовании ребенка с ОВЗ особое значение придается развитию его жизненной компетенции. Соотношение компонентов жизненной компетенции и академического отражает специфику разработки каждой содержательной области образования .Это соотношение по сути своей отражает степень активности и независимости жизни, к которой мы готовим ребенка с ОВЗ, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях. Необходима специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду, смыслом которой является поэтапное и

планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

^ 6. Сочетание работы по развитию нарушенных функций и формированию приемов их компенсации.

Необходимость формирования функциональных систем за счет активного развития сохранных функций. Усиленная тренировка нарушенных функций часто приводит к негативному отношению к определенным видам деятельности.


5.. Преемственность общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования обеспечивается по следующим направлениям:

  • развитие произвольной деятельности у дошкольников как основа формирования универсальных учебных действий у младших школьников;

  • формирование и компенсация речевых возможностей детей дошкольного возраста для полноценного овладения учащимися коммуникативной функцией языка;

  • восстановление, формирование и развитие двигательных функций верхних и нижних конечностей дошкольников, как условие формирования физической произвольности младших школьников.





^ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию.

Планируемые результаты:

• обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

• являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

В соответствии с требованиями Стандарта структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

• определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

• определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

• выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.

Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении

Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.

^ Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут

включаться в материалы итогового контроля.

Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

• двух междисциплинарных программ— «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом»;

• программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Родной язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».

^ Формирование универсальных учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

^ 1. Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям

конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание

ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

^ Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

2. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

• выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

^ Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

^ 3. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии;

• владеть рядом общих приёмов решения задач.

^ Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

^ 4. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнеров общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

^ Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходмую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

^ 1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• определять тему и главную мысль текста;

• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);

• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

• понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

^ Выпускник получит возможность научиться:

использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

работать с несколькими источниками информации;

сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

^ 2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;

• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

^ Выпускник получит возможность научиться:

делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

3. Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

^ Выпускник получит возможность научиться:

сопоставлять различные точки зрения;

соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

^ Русский язык. Родной язык

В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускник на ступени начального общего образования:

• научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

• сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;

• получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.

^ Содержательная линия «Система языка»

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты