Домой

Методические указания по выполнению контрольной работы для бакалавров заочного отделения всех специальностей Санкт-Петербург




НазваниеМетодические указания по выполнению контрольной работы для бакалавров заочного отделения всех специальностей Санкт-Петербург
страница1/7
Дата03.04.2013
Размер1.23 Mb.
ТипМетодические указания
Содержание
Цели и задачи курса «Русский язык и культура речи»
Задачи курса – научить студентов
Методические рекомендации
Слова–паразиты, или слова–сорняки
Задании № 7 необходимо
Таблица 2 – Языковые особенности функциональных стилей, а также Образец стилистического анализа текста (
Контрольная работа
Задание 2. Прочитайте заимствованные слова. Разделите их на три группы, проверьте себя по словарю.
Задание 9. Образуйте форму Р.п. мн.ч. от данных существительных. Запишите слова парами.
Задание 11. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Задание 12. Перепишите текст, раскрывая скобки. Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте недостающие знаки препинания.
Задание 15. Напишите заявления
Задание 1. Расставьте ударения в словах и словосочетаниях.
Задание 2. Распределите слова на группы. Проверьте себя по словарю.
Задание 8. Определите род следующих существительных.
Задание 9. Оформите адрес на конверте письма.
Задание 12. Перепишите текст, раскрывая скобки. Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте недостающие знаки препинания.
Задание 14. Произведите стилистический анализ текста, указав
Вклады в банках
Задание 15. Напишите объяснительную записку, необходимую в следующих ситуациях: а) Вы не явились на экзамен; б) Вы опоздали на р
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

Кафедра русского языка и культуры речи


Т.В. Сатина


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ


Методические указания по выполнению контрольной работы

для бакалавров заочного отделения всех специальностей


Санкт-Петербург

2011


Одобрено на заседании кафедры русского языка и культуры речи, протокол № 2 от 13.09.2011 г.


Утверждено Научно-методическим Советом СПбГУСЭ, протокол №____ от ___.___.2011 г.


Русский язык и культура речи. Методические указания по выполнению контрольной работы для бакалавров заочного отделения всех специальностей. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. –110 с.


Составитель: канд. филол. наук, доцент Сатина Т.В.


Рецензент: д-р филол.наук, проф. Н.И. Белунова


© Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики 2011 г


Оглавление


Введение


Введение в новые федеральные государственные образовательные стандарты высших учебных заведений дисциплины «Русский язык и культура речи» является закономерным фактом. Сегодня всё большее значение приобретают личностные качества человека, его культурный уровень, духовное развитие. В какой бы области ни работал специалист с высшим образованием, он должен быть интеллигентным человеком, свободно ориентирующимся в быстро меняющемся информационном пространстве. Растёт престиж специалистов с высшим образованием, а следовательно, повышается и уровень требований, предъявляемых к ним. Одним из необходимых компонентов общей культуры специалистов любого профиля, в значительной степени определяющим успех их профессиональной деятельности, является свободное владение русским литературным языком, умение использовать его как инструмент эффективного профессионального и межличностного общения.

Низкая языковая подготовка является серьёзной помехой в выполнении выпускниками своих обязанностей. Специалист, обладающий необходимыми знаниями, но имеющий скудный словарный запас, не способный подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняющийся грамотно изложить полученную информацию, бесспорно, проигрывает перед коллегами, которые получили серьёзную языковую подготовку. А в условиях рыночной экономики это обстоятельство, без сомнения, становится и фактором, отрицательно влияющим на конкурентоспособность специалистов.

Получая высшее образование, студенты должны не только усвоить необходимые знания в области специальных наук, но и уметь реализовывать их в ситуациях устного и письменного делового общения: ясно и точно формулировать задачи, уметь создавать текст, выбирать и осмысливать тему, отбирать и группировать необходимый материал, использовать факты и аргументы для раскрытия главной мысли; выдвигать и отстаивать идеи, гипотезы; владеть основными качествами речи (такими, как правильность, чистота, точность, доказательность, богатство, логичность, коммуникативная целесообразность); знать нормы современного русского литературного языка и применять их на практике. Правильная речь (устная и письменная) должна стать характеризующим признаком специалиста с высшим образованием. Известный лингвист Т.Г. Винокур очень точно определила речевое поведение как «визитную карточку человека в обществе».

Предложенные варианты контрольных работ предназначены для студентов заочного отделения всех специальностей и составлены с учётом требований Государственного образовательного стандарта Российской Федерации. Пособие направлено на качественное повышение уровня речевой культуры студентов, формирование их коммуникативной компетенции.

В пособии даются методические рекомендации по выполнению контрольных работ, списки словарей и справочников, основной и дополнительной литературы, которые необходимы для написания контрольной работы. Тестовые задания помогут студенту проверить прочность усвоенных знаний по русскому языку и культуре речи. В Приложении приводятся акцентологический и орфографический минимумы, справочный материал в виде таблиц, образец стилистического анализа текста, а также образцы некоторых деловых документов.


^ Цели и задачи курса «Русский язык и культура речи»


Цель курса: повышение уровня практического владения современным русским литературным языком (письменным и устным) в разных сферах его функционирования.

^ Задачи курса – научить студентов:

- основным нормам современного русского языка, выработать внимание к нарушениям норм литературного языка;

- основам знаний о качествах речи (правильность, чистота, точность, богатство, логичность, коммуникативная целесообразность);

- анализировать собственную речь;

- созданию профессионально значимых речевых произведений;

- культуре профессиональных и деловых отношений;

- навыкам грамотного составления документации.

В результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студент должен:

знать:

- основные орфоэпические, акцентологические, лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические нормы русского литературного языка;

- функциональные разновидности современного русского литературного языка;

- особенности функционирования языка в различных стилях: научном, официально-деловом, газетно-публицистическом, художественном, разговорном;

- особенности научного стиля речи;

- специфику устной и письменной речи;

- лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи;

- языковые и неязыковые средства выразительности устной речи;

- этические основы культуры речи;

уметь:

- анализировать тексты различных стилей;

- композиционно правильно составлять научный текст, деловую документацию;

- находить и исправлять логические ошибки в устном и письменном текстах;

- составлять тексты с элементами доказательства и опровержения;

- выделять тезис и аргументы в научной статье, докладе, отчете;

- вести научную дискуссию;

получить навыки:

- продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

- участия в диалогах и полилогических ситуациях общения, установления речевого контакта, обмена информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.


^ Методические рекомендации


Студент выбирает один из вариантов и выполняет все задания, данные в контрольной работе. Отсутствие выполненного задания, приводимого в том или ином варианте, расценивается как незнание соответствующего материала.

Прежде чем приступить к выполнению того или иного задания, следует проработать теоретический материал. В методическом пособии приводится список основной и дополнительной литературы, словарей и справочников, необходимых для выполнения контрольной работы.

Задания № 1 и № 2 направлены на овладение акцентологическими и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка. При отработке данных норм необходимо использовать Орфоэпические словари русского языка или Словари ударений, например, такие, как: Иванова, Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т.Ф. Иванова. – М.: Русский язык – Медиа, 2008; Штудинер, М.А. Словарь образцового русского ударения / М.А. Штудинер. – М.: Айрис-пресс, 2009. Окажет помощь также Акцентологический минимум (см. Приложение).

Задание № 3 способствует совершенствованию навыков в области лексических норм. Нарушаться лексические нормы могут по разным причинам: это могут быть трудности выбора слова по значению, трудности употребления паронимов, проблемы многословия, проблемы речевой недостаточности и др.

Серьёзные затруднения вызывают у студентов задания, связанные с паронимами и речевой избыточностью (Задания № 4 и № 5). Паронимы – это слова, близкие по звучанию, но разные по значению, например: одеть – надеть, невежа – невежда, командированный – командировочный и т.д. Выполнить Задание № 4 поможет Толковый словарь паронимов русского языка, либо Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Речевая избыточность (Задание № 5) – это одна из распространённых ошибок, нарушающих точность речи. Существует три вида речевой избыточности (многословия):

1. Плеоназм (от греч. Рleonasmos – переизбыток) – это употребление в речи близких по смыслу и поэтому логически излишних слов. Например: Все гости получили памятные сувениры. Сувенир – подарок на память, поэтому «памятные» в этом предложении – лишнее слово. Странный парадокс, но парадокс – это и есть странное мнение, расходящееся с общепринятыми мнениями. Иногда говорят имеется свободная вакансия, забывая, что слово вакансия означает «свободная, незамещённая должность». Своя автобиография, лично я и т.д.

2. Тавтология (от греч. Tauto – то же самое, logos – слово) – это повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Например, изобразить образ, приблизиться ближе, полностью заполнить, проливной ливень, сгруппировать в группы.

3. ^ Слова–паразиты, или слова–сорняки. Это слова: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, ну, как его, короче говоря и т.д. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки». Это производит очень неприятное впечатление. Слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют её восприятие.

Задание № 6 предполагает работу с лексикой иноязычного происхождения, следовательно, пользоваться в данном случае необходимо Толковым словарем иноязычных слов.

В ^ Задании № 7 необходимо исправить ошибки, связанные с неправильным использованием фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме), либо дать толкование фразеологизмов и прокомментировать их связь с обычаями, суевериями, историческими фактами, поведением человека и животных и т.д. Окажет помощь здесь Историко-этимологический словарь (Бирих, А.К. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь / А.К. Бирих, В.М. Мокиенко, Л.И. Степанова. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007).

Задания № 8 - № 9 должны способствовать усвоению морфологических норм русского языка. К сожалению, не всегда студенты верно определяют родовую принадлежность таких существительных, как: леди, мышь, бандероль, рояль, тюль, мозоль, Тбилиси, Сочи, бра, рельс, какаду и др. Допускаются морфологические ошибки и другого характера (неверное образование формы множественного числа родительного падежа существительных; неправильное склонение фамилий, неправильное образование различных форм глаголов, прилагательных и др.), поэтому на это задание необходимо обратить особое внимание.

Ошибки синтаксического характера (Задание № 10) возникают главным образом при нарушении управления. Не следует забывать, что управление – это такая подчинительная связь слов в предложении, при которой главное слово требует от подчинённого определённого падежа, например: организация (чего?) банды, интересоваться (чем?) детективами, желать (чего?), гордиться (чем?). Ошибки появляются при смешении предложного и беспредложного управления. Например, неверно предложение: Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. Но уделять внимание можно чему-то, а не на что-то, следовательно, верный вариант предложения будет выглядеть следующим образом: Студенты уделяют внимание записям во время лекций. Достаточно распространённой является ошибка, связанная с употреблением предлога согласно (Согласно приказа декана заведующая кафедрой уехала в командировку). Однако предлог согласно требует от зависимого слова дательного падежа, поэтому предложению следует придать следующий вид: Согласно приказу декана заведующая кафедрой уехала в командировку.

Синтаксические ошибки часто связаны и с неправильным употреблением однородных членов. Здесь необходимо помнить о том, что в качестве однородных членов нельзя одновременно использовать: 1) полную и краткую форму прилагательных и причастий; 2) существительное и инфинитив; 3) причастный (или деепричастный) оборот и придаточное предложение.

Выполнение Заданий № 11 - № 12 направлено на повторение правил орфографии и пунктуации и не вызывает, как правило, трудностей у студентов.

Задание № 13 имеет своей целью познакомить будущих специалистов со стилистическим расслоением лексики. Задание направлено как на работу с Толковыми словарями русского языка, так и на употребление разностилевой лексики, немотивированное использование разговорных и просторечных слов, что является довольно распространённой ошибкой. Так, совершенно недопустимо употребление разговорной и просторечной лексики в текстах официально-делового стиля. Возьмём для примера предложение из делового письма: «Вам необходимо выделить сорок человек для погрузки морковки и картошки». Как видим, предложение имеет официально-деловую окраску, и слова «морковка» и «картошка» в данном случае являются неуместными, так как принадлежат к разговорному стилю. Чтобы избежать разностильности, предложение должно иметь следующий вид: «Вам необходимо выделить сорок человек для погрузки моркови и картофеля».

При выполнении Задания № 14 окажет помощь Таблица 1 - Дифференциальные признаки функциональных стилей, ^ Таблица 2 – Языковые особенности функциональных стилей, а также Образец стилистического анализа текста (см. Приложение).

Образцы деловых документов (заявление, объяснительная записка, доверенность, расписка) помогут справиться с Заданием № 15.

Прежде чем приступать к выполнению Задания № 16, необходимо ознакомиться с Таблицей 3 – Средства организации связного текста и Таблицей 4 - Список оценочных конструкций». Важно отметить, что рецензия, в отличие от аннотации, это письменный разбор, предполагающий, во-первых, комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т.п.); во-вторых, обобщённую аргументированную оценку и, в-третьих, выводы о значимости работы.

В конце методического пособия находятся вопросы к зачету по русскому языку и культуре речи. Одним из условий успешной подготовки к зачету является правильная организация умственного труда.

Во-первых, студент должен знать, что в течение дня продуктивность памяти изменяется: между 8 и 12 часами утра она максимальна, после обеда заметно снижается, а затем вновь несколько возрастает для «жаворонков». Для «сов» оптимум приходится на время с 8 до 12 вечера.

Во-вторых, студент может быть уверенным в знании материала лишь тогда, когда сможет пересказать материал своими словами. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, потому что пересказ – это активная, организованная целью умственная работа. Текст необходимо сначала прочитать целиком один или несколько раз, после чего текст разбивается на несколько частей. Каждую часть поочередно необходимо читать и пересказывать. Затем текст читается целиком и пересказывается полностью.

Следуя такой методике запоминания, студент прочно и глубоко усвоит материал по русскому языку и культуре речи.


^ Контрольная работа


Вариант № 1


Задание 1. Расставьте ударения в словах и словосочетаниях.

Каталог, некролог, квартал, диспансер, кладовая, пуловер, закупорить, обеспечение, свекла, христианин, знамение, наголо шашка, наголо постричь, исчерпать, облегчить, языковая колбаса, языковая система, иконопись, газопровод, похороны, похорон, на похоронах, красивее, щавель, украинский, дремота, ломота, бюрократия, гастрономия, вероисповедание, статуя, втридорога, втридешева, пурпур, сабо, жалюзи, оптовый, апостроф, августовский, бронировать билеты, бронировать автомобиль, отзыв о книге, отзыв депутата, грошовый, единовременно, килограммовый.


^ Задание 2. Прочитайте заимствованные слова. Разделите их на три группы, проверьте себя по словарю.


Согласная перед Е

произносится твердо

Согласная перед Е

произносится мягко

Допустимо и твердое, и мягкое произношение согласной перед Е











Агрессия, бартер, сервис, компьютер, академия, музей, бизнес, лазер, Одесса, бутерброд, тест, пресса, прессинг, продюсер, интервью, термин, терминология, кодекс, тезис, дефис, юриспруденция, декан, деканат, сессия, конгресс, патент, свитер, темп, термометр, шинель, рейс, антитеза, диспансер.


Задание 3. Найдите в предложениях лексические ошибки, исправьте их.

1. Иные возможные противопоказания должен предусмотреть врач, ставящий процедуру. 2. Из-за многочисленных гастролей и работы в студии Андрей заметно устал и поэтому собирается в отпуск на 2 недели, чтобы подлечить иммунитет. 3. Есть возможность тяжелых осложнений. 4. Специалисты оказывали экономические консультации правительству страны. 5. В ночь на 24 декабря последовала ответная контратака боевиков. 6. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. 7. Председатель собрания представил слово докладчику. 8. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди.


Задание 4. Вставьте в данные предложения глаголы одеть/надеть.

1. Музыкант _____________чехол на гитару.

2. На мебель были ___________ чехлы.

3. Девочка ____________куклу.

4. Слесарь _____________хомут на трубу.

5. Муж жену___________, как принцессу.

6. Космонавт ___________ скафандр.

7. Сегодня холодно, _____________ шарф!

8. Больной гриппом должен ___________ повязку из марли.


Задание 5. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью.

1. Хронометраж времени был произведен безупречно.

2. В марте месяце открылось совместное предприятие.

3. Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости.

4. Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом.

5. И вот недавно сослуживцы по работе преподнесли сюрприз.

6. И в то же мгновение я почувствовала, что он почувствовал во мне врага.


Задание 6. Объясните значение следующих слов иноязычного происхождения.

Мораторий, менталитет, адекватный, идентичный, индифферентный, адаптация, инсинуация, суверенитет, дестабилизация, анамнез, аннулировать, аккомодация, апелляция, гротеск, депортация, фетиш, турне, гносеология, меркантильный, беспрецедентный.


Задание 7. Исправьте ошибки, связанные с неправильным использованием фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме).

1. Комиссия отмечает, что положение на строительстве чревато и нуждается в немедленном вмешательстве вышестоящих органов. 2. Умение смотреть прямо в глаза фактов приходит с опытом, с уверенностью в своих силах. 3. Бригадир давно махнул на те досадные неполадки, о которых говорили на собрании. 4. Мастер не раз уверял собрание, что делает всё по силе возможности, однако порядки остались прежними. 5. Каждый нарушитель должен твёрдо усвоить, что ему не сойдёт даже малейшее отступление от устава и закона. 6. Писатель идет в ногу со своим временем. 7. Он взял себе львиную часть заработанного. 8. Большое влияние на молодых имеет телевидение. 9. Руководитель просто обязан взять инициативу на себя.


Задание 8. Употребите данные словосочетания в единственном числе.

Эффективные аэрозоли, красивые туфли, черные рояли, домашние тапочки, импортные кроссовки, наши плацкарты, старинные банкноты, большие мозоли, широкие проруби, лесные просеки, молодые жирафы, бриллиантовые колье, большие гризли, справочные бюро, новые шоссе, красивые тюли.


^ Задание 9. Образуйте форму Р.п. мн.ч. от данных существительных. Запишите слова парами.

Образец: абрикосы – абрикосов, блюдце – блюдец.

Барышня, вишня, гостья, кочерга, неделя, гражданин, осетин, армянин, татарин, офицер, партизан, апельсин, помидор, носки, чулки, басня, кухня, свадьба, джинсы, пульт, задача, свеча, груша, платье, гетры, гольфы.


Задание 10. В приведенных предложениях устраните синтаксические и другие речевые недочеты.

1. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 2. Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжелых условиях. 3. Приведенные примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретения. 4. В обязанности начальника над подразделением гражданской обороны входит информирование подчиненных о возникновении чрезвычайной ситуации. 5. Пылкие речи завкафедрой обращены к Совету, которые не хотят и даже боятся изменений. 6. Взобравшись на крышу сарая, крыша едва не провалилась подо мной. 7. Приготовив это блюдо на скорую руку, ваша цель удивить гостей будет обязательно достигнута. 8. Восемьдесят один дипломник отпраздновали в этот день окончание института. 9. После окончания академии в имении великого князя Николая Богомолов возводит церковь. 10. Главным занятием этого племени было выращивание батата (сладкого картофеля) и изготавливать из плодов саговой пальмы муку – вещество, подобное крахмалу.


^ Задание 11. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

Аб..ревиатура, пр…вилегия, интел…ект, дискус..ия, д..кларация, ин..екция, истин..ый, им..унитет, дириж..р, д..летант, д..фицит, кожан..ый, кал..играфия, в…гетарианец, индивиду…м, уча…ствовать, ак…умулятор, ижд…венец, кол..ега, перил..а, пр..оритет, орд..нарный, пр..тензия, сур..огат, эксп..римент, р..цензия, юн..ый, идил..ия, м..мориал, ап…арат.


^ Задание 12. Перепишите текст, раскрывая скобки. Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте недостающие знаки препинания.

Ранним утром

Была (не)из…яснимая радость (не)понимаемая разве заядлым го­родским жителем пр…сыпат…ся ребенком в своей чисто прибра…ой уютной спал…нке в лег…нькой камыш…вой кровати на утре…ей заре от пастушь…го рожка. Тума…ый полог за окном неожида…о падает и первый луч солнца через (не)плотно пр…творе…ые ставни золотит изра…цовую печь свежевыкраше…ые полы недавно краше…ые сте­ны обвеша…ые (не)пр…тязательными картинками на темы детских сказок в лакирова…ых рамках. Низенький стари…ый домишк… с со­ломе…ой крышей беле…ый известью почти уходит в землю а над ним буйно цветет прекрасная растрепа…ая сирень как бы торопясь своей (бело)лиловой роскошью прикрыть его убожество.

По деревя…ым ступенькам балкончика прогнившим от време­ни и кача…щимся под ногами сразу спуска…шься в заброше…ую купальню к расположе…ой близ дома водя…ой мельнице.

Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)большой но быст­рой реч…нки образовав (не)широкий но глубокий затон. В зелено­ватой прозрачной воде (не)принужде…о плавают (на)перегонки стайки серебря…ой рыбешки и на старом (полу)разваливш…мся бочонке у которого (не)хватает дна и (не)достает (не)скольких до­сок сидит какая(то) (презрительно)высокомерная зеленая лягуш­…нка, (не)приязне…о следя за (не)угомо…ыми солнечными зайчика­ми играющими на (пепельно)серых досках.

(А.П. Чехов)


Задание 13. Здесь приводятся фразы, взятые из научных работ, докладов, газетных публикаций, интервью на радио. Учитывая официальный характер речевых ситуаций, укажите случаи «смешения стилей» и исправьте предложения.

1. Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33 (включая Законы, указы и т.п.). 2. Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели. 3. Решение этих задач не осуществить кроме как созданием новых систем хозяйствования. 4. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев. 5. Днями в Кремлевском дворце открывается международный форум “Мировой опыт и экономика России”. 6. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 7. Подвижки могут появиться уже к следующему году. 8. Не убоявшись прессинговой политики, депутаты дали отлуп центру, приняв специальное постановление, подтверждающее суверенизацию субъекта Федерации.


Задание 14. Произведите стилистический анализ текста, указав: 1) стиль текста, подстиль, жанровую разновидность; 2) тему, основную мысль текста; 3) основные функции, задачи текста; 4) стилеобразующие черты; 5) языковые особенности текста: а) лексические, б) фразеологические, в) словообразовательные, г) морфологические, д) синтаксические. Воспользуйтесь Таблицей 1 и Таблицей 2.

Признание функциональной гетерогенности за семейством языков – устойчивая черта, по крайней мере, европейской культуры и языкознания, впервые отмеченная поэтами и писателями, жизнь которых была подчинена поиску адекватного слова, получило теоретическое обоснование в трудах В. Гумбольдта. Сравнительное языкознание как центральная лингвистическая дисциплина, по его замыслу, должно быть подчинено изучению четырех объектов – языка, постигаемых через него целей, человеческого рода и отдельных народов. Его важнейшими задачами предстают выявление различий в строении человеческих языков, их влияния на силу мышления, чувство и мировосприятие говорящих (Denkkraft, Empfindnud und Sinnesart). В работе «Характер языка и характер народа» В. Гумбольдт, задаваясь вопросом о том, каким образом различия в характере языков способны воздействовать на познание (перед этим он констатирует, что многие языки так и не достигли той стадии развития, на которой создаются творения духа, а другие, достигнув этой ступени, не удержались на ней и деградировали), приходит к выводу, что «слова одного языка являют больше чувственной образности, другого – больше духовности, третьего – больше рассудочного отражения понятий и т.п.». Следуя заложенному в этой идее содержанию, естественно предположить наличие подобного явления и в структуре отдельного языка: тяготение определенных поэтических и литературных жанров к определенным диалектам языка. И действительно, такое явление обнаруживает себя в развитых языках: так, эпическая поэзия создана на ионийском диалекте, тогда как лирическая – на дорическом, а высокая проза дает пышный цвет на почве аттического диалекта.

Интимная связь языка и мысли, подчеркиваемая В. Гумбольдтом и представленная в миросозерцании народа как творца и носителя языка, подтверждается и современными лингвистическими исследованиями, выделяющими особый тип ментальной деятельности – лингвокреативное мышление. Именно оно ответственно за порождение новых языковых сущностей посредством трансформации уже имеющихся в языке единиц, и оно же творит образ мира, в каждом языке отображенный по-особому. На основе этого образа, сотворенного и записанного в языке, мы можем членить континуум окружающего мира...

(Волков)

^ Задание 15. Напишите заявления:

а) с просьбой предоставить Вам академический отпуск;

б) с просьбой принять Вас на работу.


Задание 16. Используя средства организации связного текста (Таблица 3) и Таблицу 4, напишите мини–рецензию на статью или учебник по Вашей специальности.


Вариант № 2


^ Задание 1. Расставьте ударения в словах и словосочетаниях.

Водопровод, километр, новорожденный, гербовый, ревень, щавель, дефис, маркетинг, диспансер, квартал, знамение, ломоть, мышление, каталог, втридорога, пролил на скатерть, ходатайство, толика, кровоточить, плодоносить, колосс, недуг, ракурс, заняла денег, узаконение, звонит, созвонимся, вручит, пересечение плоскостей, понял, поняла, туфля, торты, шарфы, банты, зонты, сливовый, с деньгами, о деньгах, танцовщица, балованный, запломбированный, запломбировать, положить, ободрить.


^ Задание 2. Распределите слова на группы. Проверьте себя по словарю.


Е

Ё

Афера

Свёкла


Договоренность, бытие, женоненавистник, безнадежный, осетр, желчь, платежеспособный, маневры, оседлый, головешка, острие, никчемный, житие, белесый, блеклый, опека, затекший, истекший год, затекший кровью, крестный отец, крестный ход, многоженец, незаконнорожденный, осужденный, шофер, щелка, щелкать.


Задание 3. Найдите в предложениях лексические ошибки, исправьте их.

1. Именно такой вид деятельности в сфере строительства сегодня самый положительный. 2. Транспортные издержки при перевозках по железной дороге через Читинскую область многократно меньше, чем при морских и авиационных. 3. Родители отказались от мелкой опеки по отношению к сыну. 4. Цена пребывания в этой больнице стоит 1000 рублей в день. 5. Пасхальным праздникам отводится особое значение в церковном календаре. 6. Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших строителях. 7. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора. 8. Сейчас эти функции сведены в лице одного человека.


Задание 4. Определите значения слов, выступающих в качестве паронимов. Составьте и запишите с каждым из них по одному словосочетанию

Факт – фактор, проблемный – проблематичный, стилевой – стилистический, сытый – сытный, методичный – методический, статичный – статический, командированный – командировочный, одеть – надеть, целый – цельный.


Задание 5. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью.

1. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 2. По два-три раза в день ей приходилось приходить к ее больной матери. 3. У него очень беден словарный запас слов родного языка. 4. Чинезелли то и дело преподносил публике новые цирковые новинки. 5. Каждый из присутствовавших на той памятной встрече был своеобразен по-своему. 6. В нашей телепередаче вас ожидает много неожиданных сюрпризов.


Задание 6. Объясните значение следующих слов иноязычного происхождения.

Адаптация, альянс, альтернатива, антипод, апартеид, беспрецедентный, брифинг, догматизм, доктрина, инсинуация, интеграция, интенсификация, конгломерат, конфронтация, хунта, масс-медиа, меркантильный, паблисити, инвестиции, имидж.


Задание 7. Дайте толкование фразеологизмов, используя Историко-этимологический словарь под редакцией В.М. Мокиенко. Прокомментируйте их связь с обычаями, суевериями, историческими фактами, поведением человека и животных и т.д.

Звонить во все колокола, кивать головой, пялить глаза, дышать на ладан, медвежья услуга, очертя голову, черти принесли, заговаривать зубы, надуть губы, гнуть спину, дурной глаз, как Мамай прошел, нести свой крест, подвести под монастырь, ставить на карту.


^ Задание 8. Определите род следующих существительных.

Имбирь, лосось, боржоми, жюри, кенгуру, пони, штемпель, тюль, шампунь, староста, бра, невежа, плакса, жадина, салями, НЛО, портмоне, хобби, правша, камикадзе, адвокат, библиотекарь, врач, женщина-космонавт, сумка-холодильник, ООН, МИД, юбка-шорты, диван-кровать, мозоль, фламинго.


^ Задание 9. Оформите адрес на конверте письма.

От кого отправлено письмо?

Антон Сквозник-Дмухановский, Петр Газета, Михаил Юрик, Александр Дюма, Жан-Клод вам Дамм, Елена Якубович, Эркюль Пуаро, лейтенант Коломбо, Шерлок Холмс, Элизабет Тейлор, Арнольд Тейлор, Ангелина Вовк.


Задание 10. В приведенных предложениях устраните синтаксические и другие речевые недочеты.

1. Согласно договора при поступлении в вуз абитуриенты будут сдавать только один экзамен. 2. В обсуждении принял участие заведующий кафедры социологии. 3. Античное общество по сравнению с древневосточным было более открытым и несравненно более демократично. 4. Избиратели надеются и верят своему депутату. 5. К счастью, многие проблемы успешно решаются специалистами стоматологического центра, применяя специфические мероприятия по лечению и профилактике стоматологических заболеваний у людей, интенсивно работающих с компьютерными системами. 6. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан. 7. Несколько телевизоров стояли упакованными посредине комнаты. 8. Пять картин висели на стенах, написанные известными художниками-импрессионистами. 9. Нефрит носят как средство от подагры в браслете. 10. Вот уже прошли несколько суток, а весточки от него так и не было.


Задание 11. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

Дириж..р, жест..куляция, дис..ертация, д..прессия, пр..ложить усилия, обсудить пр..дложение, прекл..нение перед авторитетом, старая утв..рь, ан..логия, аф..ризм, ант..гонизм, ар..стократия, альм..нах, б..лл..тень, бр..ш..ра, в..трина, г..пербола, гн..сеология, д..фицит, лег..тимный, л..яльный, продюс..ер, оф..ис, дил..ер, инц…дент, тр..ектория, ульт..матум, ан..отация, апел..яция, с…минар.


^ Задание 12. Перепишите текст, раскрывая скобки. Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте недостающие знаки препинания.

Город

Как мног…ярусные соты дымился и шумел и жил Город пр…красный в м…розе и тумане на г…pax над Днепром. Целыми днями винтами шел из бе…численных труб дым к небу. Улицы ку­рились дымкой и скр…пел гигантский снег. И в пять и в шесть и в семь этажей гром…здились дома. Днем их окна были чер­ны а ночью г…рели рядами в (темно)синей выси. Цепочками сколь­ко хватало глаз как драгоце…ые камни сияли электрические шары высоко подвеше…ые на закорючках серых дли…ых столбов. Днем с приятным ровным гудением бегали трамваи с ж…лтыми соломе…ми пухлыми сиденьями по образцу заграничных. Со ска­та на скат п…крикивая ехали изво…ики и темные воротники дела­ли женские лица загадочными и красивыми.

Сады стояли бе…молвные и спокойные отягче…ые белым (не)тронутым снегом. И было садов в Городе так много как н… в одном городе мира. Они ра…кинулись п…всюду огромными пят­нами с а…еями каштанами оврагами кленами и липами. Сады красовались на пр…красных горах нависших над Днепром и уступами поднимаясь расширяясь порою пестря ми(л, лл)ионами солнечных пятен царствовал вечный Царский сад. Старые сгнившие ч…рные балки парапета не преграждали пути прямо к обрывам на страш­ной высоте. Отвесные стены замете…ые в…югою падали на нижние д…лекие те…асы а те ра…ходились все дальше и шире переходили в береговые рощи над ш…ссе в…ющимся по берегу великой реки и темная скова…ая лента уходила туда в дымку куда даже с городских высот (не)хватает человеческих глаз где седые пороги Запорожская Сечь и Херсонес и дальнее море.

Зимою как н… в одном городе мира упадал покой на улицах и переулках и верхнего Города и Города нижнего ра…кинувшегося в излучине замерзш…го Днепра и весь маши…ый гул уходил (в)нутрь камен…ых зданий смягчался и ворчал довольно глухо. Вся энергия Города, накопле…ая за солнечное и грозовое лето вылива­лась в свете.

(А.П. Чехов)


Задание 13. Познакомьтесь с системой стилистических помет, которые даются во вводной статье к «Толковому словарю современного русского языка» под ред. С.И. Ожегова. Подберите слова (по 4 примера), представляющие стилистические разновидности лексики: нейтральную, книжную, официально-деловую, разговорную, просторечную.


^ Задание 14. Произведите стилистический анализ текста, указав:

1) стиль текста, подстиль, жанровую разновидность;

2) тему, основную мысль текста;

3) основные функции, задачи текста;

4) стилеобразующие черты;

5) языковые особенности текста:

а) лексические,

б) фразеологические,

в) словообразовательные,

г) морфологические,

д) синтаксические.

Воспользуйтесь Таблицей 1 и Таблицей 2.


^ ВКЛАДЫ В БАНКАХ

СТАНУТ НЕСГОРАЕМЫМИ. ЧАСТИЧНО

Правительство одобрило законы о страховании вкладов и валютном регулировании

Семимильный шаг в реформировании банковской системы страны сделало в минувший четверг правительство, одобрив законопроекты о страховании частных вкладов и о валютном регулировании.

После памятного 1998 года народ предпочитает хранить деньги «в чулках». Заначки обесценивает инфляция, да и российской экономике невыгодно, что деньги, которые могли бы работать, лежат мертвым грузом. В правительстве считают, что теперь доверие будет восстановлено. Банки станут ежеквартально отчислять в страховой фонд определенный процент. Чтобы было откуда брать деньги на выплату вкладчикам на случай банкротства.

Правда, быть спокойными смогут лишь те, у кого на счету не более 20 тысяч рублей (таких вкладов в России 95 процентов). В течение двух недель им вернут все до копеечки. Тем, кто внесет до 95 тысяч рублей, страховой фонд отдаст лишь 75 процентов вклада.

– Такое разделение вполне объяснимо, – прокомментировала «КП» аналитик Экономической экспертной группы Виктория Воронина. – Система гарантирования вкладов направлена прежде всего на защиту людей с небольшими доходами. По тому же пути шли, например, в США.

Другой закон – о валютном регулировании – больше коснется не граждан, а предприятий, торгующих с заграницей. Раньше для открытия счета в иностранном банке требовалось разрешение Центробанка России. Теперь планку снизили до 30 процентов, а об открытии счетов за рубежом достаточно просто уведомить. Лишь в пожарных ситуациях правительство и Центробанк сохранят право ужесточать валютный контроль…

Через пять дней оба законопроекта будут внесены на рассмотрение.

(Из газет)


^ Задание 15. Напишите объяснительную записку, необходимую в следующих ситуациях: а) Вы не явились на экзамен; б) Вы опоздали на работу.


Задание 16. Используя средства организации связного текста (Таблица 3) и Таблицу 4, напишите мини–рецензию на статью или учебник по Вашей специальности.


Вариант № 3


Задание 1. Расставьте ударения в словах и словосочетаниях.

Договор, диспансер, дояр, еретик, квартал, усугубить, обеспечение, каталог, нарост, принудить, нувориш, столяр, гражданин, одновременно, христианин, цемент, цыган, шофер, щавель, эксперт, феномен, ходатайство, бередить, нефтепровод, ветеринария, гастрономия, флюорография, рефлексия, симметрия, дремота, ломота, тошнота, красивее, созвонимся, звонит, на похоронах, сосредоточение, упрочение, августовский, баловаться, избалованный, иначе, исчерпать, бижутерия, мускулистый.


^ Задание 2. Выпишите в первый столбик слова с [чн], во второй – с [шн], в третий – с вариативным произношением [чн] как [чн] и [шн].


[чн]

[шн]

[чн] и [шн]

Моло[чн]ый

коне[шн]о

сливо[чн]ый, доп. устар.[шн]


Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, прачечная, ячневая, Ильинична, скворечник, беспорядочный, подсвечник, будничный, селёдочница, Фоминична, девичник, горничная, гречневый, непорядочный, перечница, Никитична, спичечный, веревочный, винтовочный, горчичный, двоечник, командировочный, месячный.


Задание 3. Найдите в предложениях лексические ошибки, исправьте их.

1. Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам. 2. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 3. Во дворе нашего дома возвели наконец-то детские качели. 4. Я дал сообщение в газету о свободных вакансиях. 5. Подростки и тинейджеры – это главные посетители чатовых сайтов. 6. Голодовка поможет вашему организму вывести вредные шлаки, накопившиеся в нём из-за плохого питания. 7. Нами была обезврежена целая плеяда жуликов. 8. Он хотел причинить радость своим родным.


Задание 4. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением паронимов.

1. Руководитель даст вам списки рекомендательной литературы. 2. Он демонстрационно покинул зал заседаний. 3. Молодой депутат сумел сыскать доверие горожан. 4. В конце авторитарному жюри предстоит назвать победителя. 5. Прежде чем приступить к делу, необходимо изучить существо процесса. 6. Приведенные докладчиком факторы никого не убедили. 7. Наконец-то обнаружены остатки царской семьи. 8. Нужна криминальная эксперитиза. 9. Артист завоевал признательность зрителей. 10. Он дал нам настолько дипломатический ответ, что мы даже не рассердились на него.


Задание 5. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью.

1. Я считаю, что все выступающие, которые будут сегодня выступать, должны придерживаться регламента. 2. Неженатый холостяк хочет познакомиться… 3. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени. 4. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. 5. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов. 6. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание.


Задание 6. Найдите в предложениях иноязычные слова, которые без ущерба для смысла можно заменить русскими синонимами.

1. Этот спортсмен выиграл поединок на максимуме человеческих возможностей. 2. Каждый имеет хорошие ресурсы для улучшения своей спортивной формы. 3. Современное законодательство подчас лимитирует возможности развития малого бизнеса. 4. Как и следовало ожидать, сиквел оказался гораздо более слабым, чем первый фильм. 5. Саунд-чек прошел быстро. 6. Гран-при за лучший сайт получил Эрмитаж.


Задание 7. Исправьте ошибки, связанные с неправильным использованием фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме).

1. Не мудрствую долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда. 2. Мы трудились в поте лиц, но, завершив работу, почувствовали облегчение. 3. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. 4. Кроме прививок населению, большое значение в профилактике играет уничтожение грызунов. 5. Особое место должно быть уделено проведению мероприятий, направленных на защиту атомных станций от аварий. 6. Спикеру было рекомендовано не делать напрасных обещаний. 7. После сессии студенты отдыхают с чистым сердцем. 8. Эта прискорбная женщина с первого дня заточила на меня зуб. 9. Премьер-министра хотят сделать яблоком преткновения.


Задание 8. Вставьте пропущенные окончания прилагательных и глаголов.

Красив… Шереметьево; солнечн… Сочи; древн… Баку; широк… Миссисипи; «Таймс» перепечатал… статью из «Комсомольской правды»; знаменит… Бейкер-стрит; многолюдн… «Динамо»; современн… Токио; северн… Хельсинки; многоводн… Конго; живописн… Капри; загазован… Мехико; огромн… Чикаго.


Задание 9. Раскройте скобки, поставив фамилии в нужном падеже.

1. Мне нравятся произведения (Салтыков-Щедрин).

2. На передаче «Поле Чудес» я познакомилась с (Леонид Якубович).

3. Я восхищаюсь не только (Чарли Чаплин), но и его дочерью (Ирэн Чаплин).

4. Письмо было написано рукой (Валентина Фоминых).

5. На презентации с мистером (Стивен Кристин) была его супруга.

6. Заявление было адресовано (Светлана Книга).

7. Я люблю фильмы с участием (Дженнифер Лопес, Арнольд Шварценеггер, Жан-Клод ванн Дамм).

8. Все ждали на церемонию вручения премии «Оскар» (Элизабет Тейлор, Кристина Орбакайте, Катрин Денёв).


Задание 10. В приведенных предложениях устраните синтаксические и другие речевые недочеты.

1. Согласно распоряжения декана вход на факультет производится только при предъявлении студенческого билета. 2. Вследствие запланированной работы, некоторым придется работать сверхурочно. 3. Этому выступлению депутата Госдумы характерны строгость, логичность в изложении. 4. Магазин, ориентированный специально для школьников. 5. С успехом выступали как исполнители главных ролей, а также все остальные участники спектакля. 6. Требуются деловые люди для организации и руководства бизнеса. 7. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон. 8. Проучившись полгода, у Андрея появилось желание вернуться на завод. 9. Несколько специалистов МЧС еще вчера прибыло в зону бедствия. 10. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой. 11. Занятия вел известный профессор Кира Зотова.


Задание 11. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

Мар..онетка, инц..дент, м..раторий, ол..гархия, с..минар, общ..житие, ор..гинал, п..стулат, тр..ектория, ульт..матум, ан..отация, апел..яция, ас..мметрия, ан..улировать, ас..истент, режис..ёр, продюс..ер, оф..ис, дил..ер, компроми…, дилем…а, дис..идент, ком..ентарий, тер..аса, кор..упция, запр..щать, обв..нять, укр..тить, ис…кус…тво, д…градация.


^ Задание 12. Перепишите текст, раскрывая скобки. Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте недостающие знаки препинания.


  1   2   3   4   5   6   7

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты