Домой

Материалы межрегиональной научно-практической конференции Екатеринбург, 2009 ббк 63. 5 Н 28 Редакционная коллегия




НазваниеМатериалы межрегиональной научно-практической конференции Екатеринбург, 2009 ббк 63. 5 Н 28 Редакционная коллегия
страница1/5
Дата02.04.2013
Размер1.02 Mb.
ТипДокументы
Содержание
Народы Урала: исторический опыт, традиции и проблемы современности
Ответственный за выпуск: Т. Х. Новопашина
Надеемся, что они будут полезны и востребованы в вашей работе с полиэтническим населением.
Бобрихин Андрей Анатольевич
Задачи проекта
Социологический аспект миграции в Свердловскую область иностранных граждан из стран СНГ и прибывших для осуществления трудовой д
Василюк Евгений Альбертович
Низкую исполнительскую дисциплину
Заработать деньги и вернуться на Родину
Вторая тема
Искусство жить вместе
Гаркунова Татьяна Валерьевна
Расскажу о нескольких эпизодах из нашей работы.
Свердловской областной межнациональной библиотекой
Праздничный Пасхальный концерт
Религиозный ландшафт Урала:феномен, проблемы реконструкции, методы исследования.
Главацкая Елена Михайловна
Культурный ландшафт»: история идеи и метода в зарубежных публикациях
От культурного ландшафта к религиозному
Проблемы и методы реконструкции
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5

Министерство культуры Свердловской области

ГУК СО «Свердловская областная межнациональная библиотека»


Народы Урала


исторический опыт, традиции и проблемы современности


Екатеринбург, 2009


Министерство культуры Свердловской области

ГУК СО «Свердловская областная межнациональная библиотека»


Народы Урала:

исторический опыт, традиции и проблемы современности


материалы межрегиональной

научно-практической конференции


Екатеринбург, 2009

ББК 63.5

Н 28


Редакционная коллегия:

Гапошкина Н. В.

Козырина Е. А.

Колосов Е.С.

Косович С. А.

Кошкина Е. Н.


^ Народы Урала: исторический опыт, традиции и проблемы современности: материалы научно-практической конференции (27 апреля 2009 г.). – Екатеринбург: СОМБ, 2009. – 80 с.


^ Ответственный за выпуск: Т. Х. Новопашина


Вступление


В современной России проводится государственная политика культурного плюрализма, основанная на принципах равноправия и свободы в национально-этническом, культурном самоопределении народов, сохранения целостности и укрепления единства многонационального государства. Эти важнейшие принципы лежат в основе культурной политики, в реализации которой участвуют библиотеки, музеи и другие учреждения культуры. По своей природе они интернациональны, общедоступны, и как государственные учреждения культуры призваны активно содействовать реализации национально-культурной политики.

Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Народы Урала: исторический опыт, традиции и проблемы современности», состоявшейся в Свердловской областной межнациональной библиотеке 27 апреля 2009 г. предоставляют возможность познакомиться с интереснейшими выступлениями ученых, а также опытом работы различных учреждений культуры.

^ Надеемся, что они будут полезны и востребованы в вашей работе с полиэтническим населением.


Этническая идентичность и проблемы межнационального мира

^ Бобрихин Андрей Анатольевич,

Директор Свердловского областного

дома фольклора,

г. Екатеринбург


Свердловский областной Дом фольклора завершил работу над фольклорно-этнографическим паспортом Свердловской области. Это емкое и лаконичное описание этнокультурной карты области, составленное на основе экспедиционных коллекций Дома фольклора по результатам ста шестидесяти экспедиций за двадцать лет.

В 2001 году ЮНЕСКО утвердило первый список Шедевров устного и нематериального наследия человечества, в который вошли 19 шедевров. На мировом фоне традиционная культура в нашем регионе выглядит достойно, а перспективы ее сохранения, при условии выполнения Поручений президента и реализации региональной программы, внушают оптимизм. В культурном отношении регион Среднего Урала является уникальной территорией, в которой традиционная культура разных народов сосуществует в течение столетий, претерпела разнообразные этнические, конфессиональные и цивилизационные воздействия. В результате сложилась неповторимая по своему культурному разнообразию среда, представляющая интерес для широкого круга специалистов - фольклористов, этнографов, историков, искусствоведов и практиков культуры.

Организационной составляющей программ сохранения и развития традиционной культуры уральцев является разработка и реализация комплекса нормативных, административных, научных и организационных мер, направленных на выявление, описание и обнародование традиций, представляющих такую непреходящую культурную ценность как нематериальное наследие народов Урала, подлежащее охране.

В связи с этим проект «фольклорно-этнографическая паспортизация» направлен на создание заповедных мест, включающих поселения, проживающее в них население и его культурное наследие. При этом очевидно, что традиции каждой территории должны быть представлены не в застывшем виде, а в динамичных и развивающихся формах при сохранении исторической достоверности. Эти своего рода заповедники традиционной культуры или этнопарки призваны достойно и достоверно представлять самобытность культурного наследия различных этнических и субконфессиональных групп региона Среднего Урала (около семи различных локальных традиций),

Созданию и приданию статуса «охраняемого нематериального наследия» предшествует выявление и определение научного, правового, культурно-просветительского и рекреационного статуса локальной традиции, а функционирование такой областной площадки непременно сопровождается постоянным мониторингом.

Именно этой цели и сложит работа, проведенная Свердловским областным Домом фольклора, результаты которой представлены в «Фольклорно-этнографическом паспорте Свердловской области».


^ Задачи проекта:


  • реализация конституционного права граждан Свердловской области на доступ и пользование национальным достоянием – нематериальным наследием народов Урала;

  • выполнение поручений Президента, Постановления Правительства рекомендаций и программ ЮНЕСКО о сохранении нематериального наследия;

  • создание центров и комплексов охраны нематериального наследия;

  • разработка комплексных и целевых образовательных программ подготовки кадров для выполнения работ по сохранению нематериального наследия;

  • создание благоприятной атмосферы в обществе, способствующей признанию, выявлению и сохранению памятников нематериального наследия.

Паспортизация памятников нематериальной культуры Свердловской области состоит из следующих этапов и направлений:

Изучение международного опыта и методологии выявления и описания памятников нематериальной культуры.

Разработка методики и инструментария выявления и описания памятников нематериальной культуры.

Экспедиционные выезды и фиксация актуального состояния локальной традиции.

Сравнительный синхронический и диахронический анализ локальных традиций, рассмотрение перспектив придания статуса охраняемого наследия.

Разработка кадастра локальных традиций региона, публикация его в СМИ, Интернете, распространение по региону.

Определение круга тем и вопросом, доведение которых до руководителей, служащих и специалистов органов муниципальной власти и учреждений является непременным условием реализации программы сохранения нематериального наследия народов Урала.

Значимость проекта связана с уникальной этнокультурной ситуацией Среднего Урала и необходимостью защиты памятников нематериального наследия народов Урала. Самобытные традиционные культуры народов, населяющих Свердловскую область, придают всей культуре региона своеобразие и неповторимость. Их достойное и достоверное использование, являясь несомненной данью памяти предков, в то же время решает задачи воспитания подрастающих поколений и достойного представления Урала в ряду культур других территорий России.

Предпринятое исследование, результаты которого представлены в издании «Фольклорно-этнографический паспорт», по нашему мнению, не имеет аналогов в современной России. Это изложение наиболее значительных явлений традиционной культуры уральцев и возможных «точек роста», важных очагов сохранения национального наследия. В этом значении сборник адресован руководителям административных органов, ученым, руководителям и специалистам органов культуры, педагогам, туристическим операторам, педагогам.

В то же время, материалы, представленные в сборнике, давая полное видение этнокультурной карты Урала, не являются исчерпывающими. Это объясняется ограниченностью ресурсов Дома фольклора в прежние годы, а также тем, что территория региона, как экспедиционное «поле» было распределено между различными структурами, результаты работы которых, не вполне могло удовлетворить содержанию настоящего сборника.

Работа по фольклорно-этнографической паспортизации области явилась своего рода подведением итогов и неким рубежом. Мы пришли к такому этапу, когда требуется осмысление этнокультурных процессов в регионе в контексте меняющегося общества, социальной и экономической модернизации и связанного с ними разрушения традиционного уклада. Одним из признаков модернизации являются такие этносоциальные процессы, когда в регионе меняется доля населения с ярко выраженным этническим самосознанием. Иными словами, значительным фактором социальной жизни и взаимодействия людей вновь становится этническая идентичность; национальная и/или конфессиональная принадлежность индивида в какой-то степени определяет его тактику взаимоотношения с иноэтничными представителями. И наоборот: от того, кем признается партнер по взаимодействию зависят манера, способ и цели этого взаимодействия.

Таким образом, на наш взгляд, актуальным направлением дальнейших исследований Дома фольклора становятся процессы этнической идентификации, условий и способов, в которых она происходит, обостряется или нивелируется.

Для того, чтобы набросать программу на следующий этап работы Дома фольклора, нужно правильно поставить вопросы.

Вопрос первый: действительно ли в регионе царит межнациональный мир, согласие и взаимопонимание? Если судить по официальным мероприятиям, посвященным этой теме, то – да. Если же анализировать позиции, которые занимают и отстаивают лидеры национально-культурных обществ и автономий, то дискуссионное поле выглядит достаточно конфликтогенным. Но наиболее интересным и важным в контексте нашей работы является понимание того, как выстраиваются и чем мотивируются межнациональные взаимодействия в повседневной жизни людей, является ли повседневность той средой, где актуализируется этничность. Судя по нашим наблюдениям, межэтнические отношения, в основном, характеризуются терминами «равнодушие» и «безразличие». В пору стабильного общества такое положение вещей не вызывает тревоги, во времена перемен безразличие может смениться настороженностью, опасливым отношением к соседу-иноплеменнику.

Вопрос второй: существует ли в стране национальная политика – комплексная и непротиворечивая? На наш взгляд – нет! Вопросы, касающиеся национальной политики существуют ч разных, разрозненных и иногда противоречащих друг другу программах. Таких как программа поддержки народов Севера; программы, направленные на возрождение репрессированных народов; есть отношение к депрессивные регионам, где социально-экономические отношения часто имеют этническую окраску. В республиках, которые являются национальными, но считаются процветающими, – другие этнические проблемы. Есть у нас «горячие» регионы – там проблемы тушат другим способом. Есть у нас программы, связанные с миграцией из стран СНГ. Есть направления возможной национальной политики, связанные со странами бывшего СССР, откуда нет миграции, но там живут наши соотечественники.

Самое главное, что эти программы – разрозненные. Есть три крупные программы, которое обязано выполнять каждое бюджетное учреждение: «Программа антитеррористической деятельности», «Программа борьбы с экстремизмом» и «Программа толерантности». И эти программы плохо взаимосвязаны между собой.

На мой взгляд, одна из основных проблем у этих обрывочных программ по межнациональному взаимодействию нет глубокой исторической, культур-антропологической основы, обоснования, объяснения, понимания. То есть, в области межнациональных отношений действуют различные специалисты МВД, ФСБ, образования, культуры, административные органы и они действуют из своих ведомственных интересов, не понимая того, как особенности – культурные, исторические, языковые, особенности менталитета – действуют в основе этих отношений.

Длительные культурно-исторические традиции приводят к определенному образу деятельности, определенным нормам поведения, – взаимоотношениям в общине, со старшими, женщин с мужчинами, которые заставляют человека вести себя так или иначе.

Мне кажется, что если вести работу по координации программ межнационального взаимодействия, нужно понять как формируется и в каких формах реализуется этническая идентичность. Где в условиях современного уральского мегаполиса есть место и время для формирования этнической идентичности, и какие эти формы?

Место и время, где актуализируется этничность, и что соответственно программирует поведение представителей разных народов – разные: где-то это семья, где-то это более крупные образования, община, где-то это мечеть, где-то это определенные хозяйственные занятия.

Есть еще один аспект: национальные лидеры формулируют национальную идентичность как болезненную, часто через национальную травму. «Геноцид», «депортация», «взятие Казани», «коллективизация – пришли русские и все отобрали» – успешно используются для поддержания сплоченности этнической группы, народа, который пострадал. Спектр самочувствия человека в этих ситуациях – от вины до ненависти. В национальной идентичности русских отсутствует крупная национальная драма, этнически окрашенная. Вопрос: является ли слабая этническая идентичность русских следствием того, что слабо артикулируется какая-либо национальная драма? И не является ли попыткой сегодняшних националистов сформулировать национальную идентичность как результат или как поиск национальной травмы? Возможны в современности ли другие формы национальной идентификации, не через травму?

Хотелось бы сказать два слова о толерантности. Понятие толерантности возникло в структуралистском дискурсе «подавления» и «власти», который предлагает бинарные модели, где есть дискриминируемый – геи, инвалиды, нацменьшинства, женщины, другие категории, и, с другой стороны – подавляющее сообщество. Толерантность в этом понимании является привитием чувства вины доминирующей группе. В этой модели существуют обида и вина, обида у репрессированной группы, вина – у доминирующей; в этой модели и должна быть толерантность.

Особенность русской этнической идентичности состояла в том, что национальная драма и самоопределение народа проходили в противостоянии не другому этносу, а другой группе внутри одного этноса – просвещенному классу и властной элите, в рамках «внутренней колонизации» русских русскими.

Таким образом, исследовательская задача состоит в изучении форм и сред, где вызревает этническая идентичность уральцев, а также степень ее открытости и конструктивности. Это важно в условиях, когда всё большее экономическое и социальное влияние имеют сообщества, обладающие отчетливым этническим самосознанием.


^ Социологический аспект миграции в Свердловскую область иностранных граждан из стран СНГ и прибывших для осуществления трудовой деятельности




^ Василюк Евгений Альбертович,

исполнительный директор

Некоммерческого партнерства

«Миграция и Интеграция»,

г. Екатеринбург


Уважаемые участники конференции, мне очень приятно принимать участие в работе конференции, благодарю организаторов за приглашение и возможность выступить. Тема конференции позволяет мне с полным правом обсудить тему миграции представителей иностранных государств на Урал. После дезинтеграции Советского Союза, бывшие республики СССР стали для нас иностранными государствами. Не смотря на сохраняющийся с большинством государств безвизовый режим – это иностранные государства и это мы должны принимать независимо от своих эмоциональных оценок. В силу специфики совей работы, я связан с вопросами трудовой миграции, поэтому посвящу выступление этому сегменту современного состояния народонаселения на Урале.

Уже не первый год Россия является второй державой в мире по количеству прибывших въезжающих в нее иностранных граждан, после США. Согласно данным озвученным директором Федеральной миграционной службы РФ (ФМС РФ) в прошлом году в России находилось 14 миллионов иностранных граждан. При этом по его словам для работы въехали около 9 миллионов. Естественно, что Урал, тоже является регионом, в который осуществляется въезд иностранных граждан прибывающих с целью осуществления трудовой деятельности. Среди стран исхода мигрантов прибывших в 2008 году в РФ с целью трудоустройства лидируют Украина 3,6 млн. человек, около 2 млн. из Узбекистана, порядка 1,5 млн. граждан Казахстана, 1 млн. граждан Таджикистана и более 0,5 млн. человек из Киргизии, то на Урале. Ситуация на Урале несколько иная, я возьму за основу Свердловскую и Челябинскую области, как наиболее миграционно привлекательные регионы. Я понимаю, что когда мы говорим о народонаселении Урала, мы обязаны говорить обо всех областях и республиках, включая Предуралье и Зауралье, но мне сложно анализировать такое количество регионов с различными этническими, религиозными и экономическими показателями.

Я работаю в направлении организации трудовой миграции более двух лет и считаю, что могу высказать несколько тезисов. Они базируются на основе информации, которую я получил в ходе участия и проведения, круглых столов, общения с официальными органами, изучения законодательства и главное – результатах социологических исследований, которые были организованы ООО «Международная служба миграции» и Некоммерческим партнерством «Миграция и Интеграция». Исследование состояло из двух частей: опрос компаний, которые привлекали или планируют привлечь иностранных граждан и опрос мигрантов из безвизовых стран + Китая.

Согласно социологии 49,1% мигрантов вполне удовлетворены жизнью в регионе, а вместе с теми, кто скорее удовлетворен, чем нет - 30,4% получается 79,5%. Отмечают значительное улучшение материального положения 50,9 % .


Результаты исследования по многим параметрам были предсказуемыми, например «Портрет идеального трудового мигранта» или проблемы мигрантов, но некоторые результаты отличались от рабочей гипотезы. Например, высокой оказалась готовность к привлечению иностранцев штат сроком от года до 3 лет - 60,3%. Высокой оказалась готовность работодателей предоставлять жилье для мигрантов - 15,9%.

77,1% работодателей удовлетворены трудом мигрантов. Остальные в причинах неудовлетворенности указывают: ^ Низкую исполнительскую дисциплину - 31,3%, Социо-культурные особенности мигрантов – 21,9%, Негативное отношение сотрудников – 16,8%.

Для оценки перспектив миграции из безвизовых стран важными являются результаты оценки эмиграционных настроений:


^ Заработать деньги и вернуться на Родину

70,0%

Обосноваться в России

25,2%


Эти цифры кардинально отличают миграцию в Россию, от миграции в США или страны Европейского Союза, где преобладает второй элемент. Желающие обосноваться в России, выделяют фактор - «желание дать детям российское образование». Министерство экономики Свердловской области заявляет о необходимости привлечения мигрантов в инновационные сектора, но отсутствие комплексного подхода не позволяет это сделать. Лично для меня было неожиданностью то, что 24 % мигрантов из безвизовых стран имеют высшее и среднетехническое образование. При опросе выяснилось, что они стесняются об этом говорить т.к. заняты неквалифицированным трудом.

С момента прибытия иностранные граждане из безвизовых стран, попадают в условия, которые ставят их в неравное положение с резидентами страны. Причем обществом это воспринимается как норма. Мы честно должны сказать что мигрант, находящийся в Российской Федерации дискриминируется. Это начинается с того, что он ОБЯЗАН с собой ПОСТОЯННО иметь целый пакет документов, которые надзирающие органы проверяют по поводу и без повода. А заканчивается тем, что законопослушный мигрант, официально получивший полис ОМС и который платит налоги в бюджет РФ, не решается обратиться за медицинской помощью, так как (мягко скажем) медучреждения морально к этому не готовы. Мне не известно ни одного случая, чтобы налоговая инспекция, выполняя свою функцию вернула мигранту удержанные налоги при изменении его статуса «резидент - не резидент» после 182 дня его пребывания в РФ.

Уполномоченный по правам человека считает, что сократилось количество поборов со стороны сотрудников МВД, по каждому обращению проводится разбирательство, виновников наказывают, но официальных извинений никто не приносит, не говоря о публичности или компенсации морального вреда. В ходе исследования 29,3% указывало на придирки, грубость и др. проблемы с правоохранительными органами. Приведу данные о проблемах для мигранта в порядке убывания:


проблема с жильем

75,2%

проблема с трудоустройством

48,8%

проблемы, связанные с привыканием к новым условиям жизни

37,0%

проблемы с органами власти

29,3%

взаимоотношения с местным население

16,1%

отсутствие медицинского страхования

10,3%

проблемы с выплатами заработной платы

5,2%

проблема с перечислением заработанных денег на Родину

1,9%

нет проблем

1,7%



Позвольте напомнить цифру 16,8% - негативное отношение сотрудников предприятий и 16,1% проблемы в отношениях с местным населением. Я понимаю, что это разные показатели в абсолютных цифрах их сравнивать нельзя, но заметно, что показатели близки.

Далее, получение разрешительных документов для работы у 59,5% составило от 1 до 2 месяцев, а у 16,9 % более 2х месяцев, вместо 10 дней.

Пользуясь, случаем, озвучу две темы, которые обсуждаются среди участников процесса трудовой миграции.

Первая - абсолютно формальная процедура, необходимость выезда мигранта за пределы РФ после года пребывания. Все понимают что выехать на 20 минут и въехать обратно, легче чем доказать, что данная норма миграционного законодательства весьма сомнительна. (Но мы знаем, что это новый круг оформлений, медосмотров, очередей, в коррупционно емком сегменте).

^ Вторая тема - это разрешение на работу. Этот документ можно сделать более доступным, возобновляемым, гибким, как по сроку его действия, так и учитывающим сезонный характер пребывания мигранта в стране.

В рамках темы конференции обращаю внимание на менее заметную сторону защиты прав мигрантов - внутренние диаспоральные отношения. Мы должны об этом сказать открыто – что здесь не все в порядке! а не уходить от обсуждения этой темы, с формулировкой, что это их внутренние проблемы, свой менталитет. Это зона высокой социальной напряженности.

О возможности работы в Свердловской области 92,9 % людей узнают от родственников, соседей и знакомых, бывших или пребывающих в РФ. Через них организуется приезд и трудоустройство. Мигранты, имеющие опыт пребывания в РФ фактически занимаются прямыми поборами со своих сограждан, впервые прибывающих в Россию. Это заключается в посредничестве при оформлении разрешений на работу, помощи в легализации, часто не законном оформлении на работу в сомнительные кооперативы. В счет погашения долга за оформление документов, арендной платы, питания, др. поборов работник вместо 15 тысяч от работодателя через старшего получает 6 тысяч рублей. Все это является результатом отсутствия у мигранта знания и возможности безбоязненного обращения за правовой помощью в госорганы или сервисные структуры. ФМС в глазах мигранта является скорее карающей организацией в погонах, а не структурой, которая должна обеспечивать экономическое процветание России путем умелого управления трудовой миграцией.

Новая концепция управления трудовой миграцией должна учитывать обозначенные вопросы дискриминации мигрантов и быть привязанной не к федеральному центру, а учитывать региональную специфику. Считаю, что в Свердловской области есть все предпосылки создания комплексной программы содействия трудовой миграции. Считаю необходимым провести обобщение лучших практик работы с трудовыми мигрантами в регионе и применять их максимально широко. Безусловно, я считаю, что базовым элементом в регулировании трудовой миграции является инфраструктура, обеспечивающая трудовую миграцию. Важно реализовать формирование инфраструктуры основанной на принципах государственно частного партнерства. При внедрении системы электронного учета и взаимодействия участников мы существенно можем сократить коррупционный риск и устранить стереотипы, сложившиеся в обществе и у работников СМИ.

^ Искусство жить вместе:

опыт работы Отдела литературы на иностранных языках Центральной публичной библиотеки с полиэтническим населением г. Новоуральска.




^ Гаркунова Татьяна Валерьевна

зав. Отделом литературы

на иностранных языка

Центральной публичной библиотеки,

г. Новоуральск, Свердловская область


Новоуральск – город молодой, в 2009-м году город празднует свой 55-летний юбилей. За короткий по историческим меркам срок на Среднем Урале вырос красивейший город с населением около 100 тысяч человек.

В Закрытом административно-территориальном образовании «Новоуральского городского округа» проживают более 60 национальностей. Действует несколько религиозных конфессий.

В городе накоплен определенный позитивный опыт реализации национальной политики. Свой вклад в укрепление межнационального, межэтнического и межконфессионального диалога вносит и Центральная публичная библиотека Новоуральского городского округа. Два года назад Отдел литературы на иностранных языках начал культурно-просветительскую работу с горожанами, основная цель которой – воспитание толерантного отношения к чужим взглядам, убеждениям, духовным, этническим и национальным ценностям. Эти вопросы рассматриваются на тематических встречах, презентациях, «круглых столах», детских праздниках.

^ Расскажу о нескольких эпизодах из нашей работы.

Первым шагом в нашей работе с новоуральцами разных национальностей стала акция «Хоровод культур», приуроченная ко дню народов Среднего Урала.

Мы обратились к жителям города с просьбой принести предметы национальной культуры и быта, просили своих знакомых, читателей библиотеки и, в конце концов, у нас получилась необычная и очень интересная интернациональная выставка. Свои экспонаты представила еврейская община. С благодарностью принимали мы предметы быта и от татарской диаспоры. Среди них и посуда с национальным орнаментом, и календари, и книги на татарском языке. Был даже костюм, которому более ста лет, сохранившийся в фамильном сундуке. Такая выставка была организована в городе впервые и вызвала большой интерес у горожан.

Продолжая традицию празднования Дня народов Среднего Урала, в апреле этого года мы организовали праздник «Дерево дружбы».

Название было выбрано в честь реально существующего в городе Сочи дерева. Оно является своеобразным символом мира, дружбы и братства между народами, уникальным памятником научных достижений. Ветви этого дерева выросли из почек, привитых руками людей разных стран и национальностей.

На нашем празднике были азербайджане, армяне, татары, удмурты и т.д. Программа праздника начиналась с поэтической композиции, гости читали стихи национальных поэтов на родных языках. В центре внимания оказался Георгий Абулян – новоуральский поэт, режиссер поэтического театра «Сонет». Он читал свои стихи, поделился размышлениями о своем творчестве. Сюрпризом явился его дар библиотеке - несколько книг поэтов разных национальностей.

Интерес вызвала беседа и электронная презентация «Традиции и обычаи народов Среднего Урала». Присутствующие комментировали увиденное, дополняли друг друга. Именно так завязался диалог культур.

Резонанс вызвал рассказ пятиклассницы Ани Клешневой о соединении русских и удмуртских традиций в своей семье, об истории народного удмуртского костюма, представила электронную презентацию «Удмуртский «глянец» в современной моде» (об этнических мотивах в современной одежде). Украшением ее выступления стала народная песня на удмуртском языке.

В ходе праздника звучали музыкальные номера вокальной студии «Канцона» (Центр Внешкольной Работы), которые исполняли народные песни, а ребята из молодежного объединения «Новое поколение» порадовали гостей танцем «Дружба».

Конечно же, в программе были и народные игры, и познавательные викторины.

День народов Среднего Урала позволил наладить более тесные связи с национальными организациями города.

По численности татаро-башкирское население Урала занимает второе место после русскоязычного. Такое же соотношение и в Новоуральске. Активно в нашем городе действует Новоуральская общественная (татаро-башкирская) организация «Дуслык», с ними мы установили дружеские, партнерские отношения. Первым совместным проектом стало проведение в ЦПБ в апреле 2008 года «Дней татарской культуры».

На открытие этих Дней пришло более 60 человек. Собравшиеся были разного возраста - от почтенного до самого маленького.

Каждого входящего в библиотеку приветствовали на татарском языке, а звучащая национальная музыка поднимала настроение.

Собравшихся со знаменательным днем поздравила Светлана Федоровна Бартова, директор библиотеки.

Концерт из произведений татарского композитора Р. М. Яхина и песни на национальном языке исполнила давний друг и читательница библиотеки Ляузя Хайдаршина и это очень украсило праздник.

Зинатулла Гайфуллович Сайфуллин, председатель общины поделился планами о дальнейшей работе «Дуслык».

Специально для этого мероприятия было подготовлено слайд-шоу «Прогулки по Казани» о достопримечательностях столицы Татарстана. С детьми разучивали татарские народные игры, а в викторине, посвященной истории и современности Татарстана, с удовольствием приняли участие и дети, и взрослые. Это придало нашей встрече особую семейную атмосферу.

Люди не спешили расходиться после окончания праздника, благодарили, делились впечатлениями и высказывали пожелания на будущие встречи.

Хотелось бы отметить, что в Днях татарской культуры приняла участие вся библиотека. Для дошкольников провели игровую программу «В гостях у Сабантуя». Выпустили аннотированный указатель интернет-ресурсов «Татарский мир». Подготовили рекомендательный список литературы «Движение сквозь времена: татарский народ». В разных отделах были оформлены тематические выставки.

Работа с татаро-башкирской организацией продолжается, пополняется тематическое досье, материалы его используются для проведения, к примеру, традиционного городского праздника «Сабантуй».

С 2002 года в городе зарегистрирована и успешно работает местная иудейская религиозная организация «Еврейская община г. Новоуральска».

Наше сотрудничество началось в прошлом году с подготовки юбилея Исаака Константиновича Кикоина советского физика, почетного гражданина нашего города. Сотрудниками Отдела литературы на иностранных языках было создано
  1   2   3   4   5

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты