Домой

Настоящая программа составлена на 136 часов в соответствии с учебным планом лицея и рассчитана на один год обучения. Целью




Скачать 381.65 Kb.
НазваниеНастоящая программа составлена на 136 часов в соответствии с учебным планом лицея и рассчитана на один год обучения. Целью
Дата02.04.2013
Размер381.65 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Содержание программы
Обучающиеся должны знать
Обучающиеся должны уметь
Обучающиеся должны знать
Обучающиеся должны уметь
Обучающиеся должны знать
Обучающиеся должны уметь
Обучающиеся должны знать
Обучающиеся должны уметь
Обучающиеся должны знать
Обучающиеся должны уметь
Обучающиеся должны знать
Обучающиеся должны уметь
Обучающиеся должны знать
Обучающиеся должны уметь
Обучающиеся должны знать
Обучающиеся должны уметь
Обучающиеся должны знать
Обучающиеся должны уметь
Тематический план
...
Полное содержание
Подобные работы:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в связи с увеличением объема часов (на один час.) на литературу в учебном плане школы из регионального компонента.

Она составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федерального базисного учебного плана (2004 г.), реализующего программы общего образования, на основании государственного программы по литературе 9 класса, авт. С.А. Зинин // Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5—11 классы. — М.: Русское слово. 2008, которая обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.

Настоящая программа составлена на 136 часов в соответствии с учебным планом лицея и рассчитана на один год обучения.

Целью настоящего курса является усвоение основ историко-литературного процесса в русской литературе.

В ходе ее достижения данной цели решаются следующие задачи:

- дать представление об историко-литературном процессе на основе постижения системных понятий и категорий;

- усилить исторический аспект изучения литературы;

- рассмотреть художественные произведения, изучаемые в данном курсе, в контексте эпохи;

- раскрыть индивидуальные способности, дарования обучающегося и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор.

Курс состоит из десяти разделов. Кроме основных разделов, предусмотренных программой (авт. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев), в рабочую программу включены разделы «Античная литература», «Литература эпохи средневековья», «Из литературы эпохи Возрождения», «Из европейской литературы эпохи Просвещения» рекомендованные к усвоению примерной программой основного общего образования по литературе, включающие в себя произведения, входящие в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, которых нет в программе для 9 класса данных авторов.

Отличительной особенностью изучения литературы на предпрофильном уровне является то, что совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте осуществляется с помощью: использования понятий языка литературоведения, выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирования умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Контроль достижения обучающимися уровня государственного стандарта осуществляется в виде текущего и итогового контроля в форме тестирования, итогового тестирования, контрольных работ, защиты рефератов, сочинений, исследовательских проектов.


^ Содержание программы

Раздел I. Введение (1 ч.)

В данном разделе обучающиеся знакомятся с такими опорными понятиями как историко-литературный процесс, «сквозные» темы и мотивы, знакомятся с целями и задачами изучения историко-литературного курса в 9 классе. Узнают, что история отечественной литературы – это отражение особенностей культурно-исторического развития нации.

^ Обучающиеся должны знать:

- своеобразие литературных эпох;

- национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир литературы;

- ведущие темы и мотивы;

- основные литературные направления.

^ Обучающиеся должны уметь:

- определять темы и мотивы русской классики;

- определять литературное направление;

- оформлять тезисы;

- обобщать свой читательский опыт.


Раздел II. Античная литература.

В данном разделе происходит знакомство обучающихся с литературными родами, основными направлениями, жанрами, появившимися в античной литературе. Знакомятся с поэзией Катулла, с основными темами его поэзии, с лаконизмом образов и напряженностью чувств в его лирике.

^ Обучающиеся должны знать:

- литературные роды;

- основные жанровые понятия и категории античной литературы;

- основные темы лирики Катулла.

^ Обучающиеся должны уметь:

- определять литературный род;

- определять жанр литературного произведения.


Раздел III. Литература эпохи средневековья.

В этом разделе обучающиеся знакомятся с литературой средневековья, с ее особенностями, с исторической обстановкой того времени, которая наложила свой отпечаток на основные темы и мотивы литературы того периода.


Раздел IV. Из древнерусской литературы.

Данный раздел знакомит с жанровым и тематическим своеобразием древнерусской литературы. Обучающиеся знакомятся с исторической и художественной ценностью памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», его жанром и композицией, фольклорными, языческими и христианскими мотивами и символами в поэме. Обучающиеся узнают опорные понятия: слово как жанр древнерусской литерату­ры, рефрен, психологический параллелизм.

^ Обучающиеся должны знать:

- жанровые понятия и категории древнерусской литературы;

- историческую и художественную ценность «Слова о полку Игореве»;

- значение «Слова» для русской культуры;

- нравственно-патриотическую идею произведения.

^ Обучающиеся должны уметь:

- составить устное сообщение на заданную тему;

- определять идею произведения;

- выявлять психологический параллелизм.

Раздел V. Из литературы эпохи Возрождения.

В данном разделе обучающиеся знакомятся с особенностями литературы эпохи возрождения, ее проблемами, жанровой тематикой. Узнают основные вежи жизни и творчества У. Шекспира. Знакомятся с главным героем трагедии «Гамлет», с трагическим характером конфликта в произведении.

^ Обучающиеся должны знать:

- определение драмы как рода литературы;

- определение трагедии как литературного жанра;

- историческую эпоху литературы средневековья.

^ Обучающиеся должны уметь:

- определять такой жанр произведения как трагедия;

- отличить жанр трагедии от других литературных жанров;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному.

Раздел VI. Из литературы XVIII века

Данный раздел содержит сведения об основных тенденциях развития русской литературы в XVIII столетии, о самобытном характере русского классициз­ма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Знакомит обучающихся с вкладом А.Д, Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии, со значением творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Держави­на для последующего развития русского поэтического слова, со своеобразием художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт класси­цизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями). Дает понятие о теории «трех штилей», классицизме и сен­тиментализме как литературных направлениях.

^ Обучающиеся должны знать:

- литературные направления классицизм и сен­тиментализм;

- теорию «трех штилей»;

- идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения.

^ Обучающиеся должны уметь:

- дать определение классицизму и сентиментализму;

- определять черты данных литературных направлений в произведениях;

- делать письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада или реферата.


Раздел VII. Из европейской литературы эпохи Просвещения.

Данный раздел знакомит обучающихся с представителем европейской литературы эпохи Просвещения И.-В. Гете, с его жизнью и творчеством, с его произведением «Фауст».

^ Обучающиеся должны знать:

- представителей европейской литературы эпохи Просвещения;

- основные направления, жанровые особенности произведений данной эпохи.

^ Обучающиеся должны уметь:

- определять жанр литературного произведения;

- выявлять основной конфликт произведения.


Раздел VIII. Литература первой половины XIX века.

Данный раздел знакомит обучающихся с такими опорными понятиями как романтизм, романтическая элегия, баллада, трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог и др. Показывает становление и развитие русского романтизма в первой чет­верти XIX века, влияние творчества европейских поэтов и писателей на русский романтизм; исторические предпосылки русского романтизма, его на­циональные особенности. Знакомит с важнейшими чертами эстетики роман­тизма в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жу­ковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского, А.В. Кольцова и др. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме. Знакомит с жизнью и творчеством А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

^ Обучающиеся должны знать:

- основные теоретико-литературные понятия, изученные в данном разделе;

- определение романтизма;

- исторические предпосылки русского романтизма;

- жанровое и тематическое своеобразие литературы данного периода.

^ Обучающиеся должны уметь:

- делать самостоятельный комментарий к поэтическому тексту;

- характеризовать особенность сюжета, композиции;

- выделять и формулировать тему, идею произведения;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- характеризовать роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении.


Раздел IX. Литература второй половины XIX века.

В данном разделе обучающиеся прослеживают развитие традиций отечественного реализма в русской ли­тературе 1840—1890-х годов; расцвет социально-психологиче­ской прозы; лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века. Обучающиеся знакомятся с новым этап развития рус­ского национального театра; с А.Н. Толстым и Ф.М. Достоевским как двумя типами художе­ственного сознания; с прозой и драматургией А.П. Чехова в контексте рубежа ве­ков.

^ Обучающиеся должны знать:

- нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия;

- основные этапы жизни и творчества, изученных писателей;

- знать основные теоретико-литературные понятия, изученные в данном разделе.

^ Обучающиеся должны уметь:

- выявлять авторскую позицию;

- владеть различными видами пересказа;

- выделять и формулировать проблематику изученного произведения;

- давать характеристику героям;

- писать отзывы и сочинения на прочитанные произведения.

Раздел X. Литература XX века.

В данном разделе обучающиеся знакомятся со своеобразием русской прозы рубежа веков; с драмой М. Горького; с серебряным веком русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм); с многообразием поэтических голосов эпохи; со своеобразием отечественного романа первой половины XX века. Обучающиеся познакомятся с литературный процессом 50—80-х годов; с но­вейшей русской прозой и поэзией 80—90-х годов. Опорные понятия данного раздела: историко-литературный процесс, лите­ратурное направление, поэтическое течение, традиции и нова­торство.

^ Обучающиеся должны знать:

- литературные направления данного раздела;

- поэтические течения литературы XX века;

- традиции и новаторство этого периода литературы;

- противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

^ Обучающиеся должны уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- определять принадлежность произведения к тому или иному литературному течению;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выявлять авторскую позицию.


^ Тематический план



Название раздела, темы

Количество часов




^ Раздел I. Введение







Раздел II. Античная литература







^ Раздел III. Литература эпохи средневековья







Раздел IV. Из древнерусской литературы







^ Раздел V. Из литературы эпохи Возрождения







Раздел VI. Из литературы XVIII века







^ Раздел VII. Из европейской литературы эпохи Просвещения







Раздел VIII. Литература первой половины XIX века







^ Раздел IX. Литература второй половины XIX века







Раздел X. Литература XX века





^ Календарно-тематическое планирование



Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечания



^ Раздел I. Введение

История литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации

1









^ Раздел II. Античная литература

Литература эпохи античности. Катулл. Жизнь и творчество поэта.

1









^ Раздел III. Литература эпохи средневековья

А. Данте. Слово о поэте. «Божественная комедия»












Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине












^ Раздел IV. Из древнерусской литературы

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы












Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Жанр и композиция «Слова…»












Патриотическое звучание основной идеи по­эмы, ее связь с проблематикой эпохи. Образ Русской земли в «Слове…»












Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности.












Проблема авторства «Слова...»












Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме












Р Сочинение по произведению древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»












Р Сочинение по произведению древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»












^ Раздел V. Из литературы эпохи Возрождения

У. Шекспир. Жизнь и творчество












Трагедия «Гамлет». Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия












^ Раздел VI. Из литературы XVIII века

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии












М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «Ода на день восшествия…»












Г.Р. Державин. Традиции и новаторство поэзии. Проблематика произведений «Фелица», «Памятник»












Расцвет отечественной драматургии. Д.И. Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Герои и события.












Реалистические черты характеров. Классицизм в драматическом произведении. Тема воспитания в комедии












Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Мос­кву» как явление литературной и общественной жизни












Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина, черты сентиментализма и предромантизма в его произведениях












^ Раздел VII. Из европейской литературы эпохи Просвещения

И.-В. Гете. Жизнь и творчество












И.-В. Гете «Фауст». Жажда познания как свойство человеческого духа












^ Раздел VIII. Литература первой половины XIX века

Становление и развитие русского романтизма в первой чет­верти XIX века, его исторические предпосылки и на­циональные особенности












Важнейшие черты эстетики роман­тизма.

Гражданское и психологическое течения в русском романтизме












В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. Черты романтизма в его лирике












Обучение анализу лирического произведения на примере анализа стихотворения Жуковского «Море»












Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова












Творческая история комедии «Горе от ума»












Своеобразие кон­фликта и тема ума в комедии












Идеалы и антиидеалы Чацкого












Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия












Чацкий и Молчалин












Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет












Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох












Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии












И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»)












Р Обучение анализу эпизода драматического произведения ( по комедии «Горе от ума»)












Вн. чт. Байрон. Романтизм поэзии Байрона. Поэма «Корсар»












Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина.












Темы, мо­тивы и жанровое многообразие его лирики. Тема поэта и по­эзии («Арион», «Пророк», «Ан­чар», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг неру­котворный...»)












Лирика любви и дружбы («К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла..,», «Во глубине сибирских руд...», «Я вас любил...», «К***»)












Тема природы («Осень», «Деревня»)












Р Сочинение «Мое любимое стихотворение А.С. Пушкина: восприятие, истолкование, оценка»












Р Сочинение «Мое любимое стихотворение А.С. Пушкина: восприятие, истолкование, оценка»












Романтическая поэма «Кавказский плен­ник», ее художественное своеобразие и проблематика












Реа­лизм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика)












«Моцарт и Сальери». Нравственная проблематика. Позиция автора












Нравственно-философское звуча­ние пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров












Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя












Чув­ства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений












^ Контрольный тест по творчеству А.С. Пушкина












«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в сти­хах












Автор и его герой в образной системе романа












Тема оне­гинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав»












Онегин и Ленский












Образ Татьяны Лариной как «милый иде­ал» автора












Картины жизни русского дворянства в романе.












Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина»












В.Г. Белинский о романе












Р Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

2









Р Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»












Р Публичная защита рефератов по творчеству А.С. Пушкина

2









Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова












Темы и мотивы лермонтовской лирики. Назначение художника, тема поэта и поэзии в стихотворениях: «Нет, я не Байрон...», «Поэт», «Пророк»












Свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения в стихотворениях Лермонтова «Парус», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Моли­тва», «И скучно и грустно», «Дума», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»












Р Подготовка к домашнему сочинению «Стихотворение Лермонтова «Родина». Оценка, восприятие, истолкование»












Р «Пророк» Лермонтова и Пушкина (Сопоставительный анализ)












«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе












Своеобразие композиции и образной системы романа












Автор и его герой












Индивидуализм Печорина, его лич­ностные и социальные истоки












Р Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей












Печорин в ряду других персона­жей романа












Черты романтизма и реализма в поэтике романа












Мастерство психологической обрисовки характеров












«История души человеческой» как главный объект повествования в рома­не












В.Г. Белинский о романе













Р Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»












Р Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»












Вн. чт. К.Н. Батюшков как представитель «легкой поэзии». Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение в дикости лесов…»












Вн. чт. Близость творчества А.В. Кольцова народным песням. Горе и радость сердца человека в его поэзии. Стихотворения: «Не шуми, ты рожь…», «Разлука», «Лес»












Вн. чт. Е.А. Баратынский как представитель «поэзии мысли». Стихотворения: «Мой дар убог и голос мой негромок», «Муза», «Разуверение»












^ Контрольная работа «Лирика первой половины XIX века»












Жизнь и творчество Н.В. Гоголя












Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника












Влияние «Боже­ственной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы












Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ»












Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования












Народная тема в поэме












Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме












Образы помещиков и чиновников и средства их создания












Фигура автора и роль лирических отступлений. Обучение пересказу с элементами цитирвания












Р Анализ эпизода «Приезд Чичикова к Манилову»












Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода












Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть












Р Подготовка к домашнему сочинению «Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова (Коробочки, Собакевича и др. )»












^ Контрольный тест «Литература первой половины XIX века»












Анализ контрольного теста












^ Раздел IX. Литература второй половины XIX века

Развитие традиций отечественного реализма в русской ли­тературе 1840—1890-х годов












Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века. Ф.И. Тютчев - поэт-философ и поэт родной природы. «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…»












А.А. Фета. Жизнь и творчество. Тема «Невыразимого» в лирике Фета. «Как беден наш язык! Хочу и не могу…»












Поэзия Н.А. Некрасова. Своеобразие некрасовской Музы. Анализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом..»












Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа ве­ков












Трансформация темы маленького человека на примере рассказа «Тоска»












Р Анализ рассказа Чехова «Смерть чиновника»












Комическое и трагическое в прозе Чехова












Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия












^ Контрольная работа «Литература XIX века»












Анализ контрольной работы












Защита рефератов на тему: «Литература XVIII-XIX века в восприятии современного читателя»












Защита рефератов на тему: «Литература XVIII-XIX века в восприятии современного читателя»












^ Раздел X. Литература XX века

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, А. Куприн)












Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм)












Многообразие поэтических голосов эпохи. Защита проектов












А. Блок. Жизнь и творчество. Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока.












Художественные средства создания образа России. Стихотворение «Русь»












С.Есенин. Слово о поэте. Поэтизация крестьянской Руси. «Гой ты, Русь, моя родная..»












Человек и природа в художественном мире поэта. «Отговорила роща золотая…»












А.Ахматова. Слово о поэте. Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм на примере стихотворений «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество»












Своеобразие отечественного романа первой половины XX века












Гуманизм шолоховской прозы. Особенности композиции и сюжета рассказа «Судьба человека»












Роль образа повествователя. Особенности реализма писателя, его художественное мастерство












Литературный процесс 50—80-х годов












Вн.чт. В.Г.Распутин «Деньги для Марии»












Автобиографическая основа рассказа А. Солженицына «Матренин двор»












Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственность руководителей за настоящее и будущее страны












Поэзия Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого












Но­вейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов












Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации












^ Контрольная работа «Литература XX века»












Вн.чт. Литература народов России. Г. Тукай. Слово о поэте. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!»












^ Итоговый тест «Литература XVIII-XIX и XX веков»












Анализ итогового теста












Защита исследовательских проектов












Защита исследовательских проектов












Список литературы для учителя

Список литературы для обучающихся

Скачать 381.65 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты