Домой

Ликутурнова Ольга Борисовна пояснительная записка




НазваниеЛикутурнова Ольга Борисовна пояснительная записка
страница1/4
Дата02.04.2013
Размер0.58 Mb.
ТипПояснительная записка
Содержание
Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей
Основная задача: заложить основы систематического изучения историко-литературного курса.
Формы организации учебного процесса
Формы контроля
Место предмета в базисном плане
Рабочая программа рассчитана на 102 часов.
Содержание тем учебного курса
Беседа о древнерусской литературе. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». Художественные особенности произвед
Художественное и тематическое своеобразие русской литературы 18 века
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы 19 века. 19 век в русской критике, публицистике, мемуарной литер
Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет
Художественное своеобразие поэзии Серебряного века
Герои и проблемы современной прозы
Используемый умк
Календарно-тематический план литература 9 класс
Тема урока
Дата проведения
Прочитать «Слово о полку Игореве»
Проблемная лекция, беседа
Лекция, беседа
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4


МОУ «Шуманская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»


Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю

при директоре Зам. директора по УР Директор школы

Протокол №_______ _____/О.Б.Ликутурнова _______/Р.А.Абдулхаева

От «____»_________г. «____»_______________г. «_____»______________г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ


НА 2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД


Учитель: Ликутурнова Ольга Борисовна


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: 1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010-2011 учебный год: Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации №379 от 09.12. 2008 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2010-2011 учебный год». 3. Учебный план МОУ «Шуманская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» на 2010-2011 учебный год. 4.Примерные программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией Э.Д.Днепрова (М. «Дрофа», 2006г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.).


^ Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:


  1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

  2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся.

  3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

  4. Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


^ Основная задача: заложить основы систематического изучения историко-литературного курса.


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.


Учащиеся должны знать:


  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.

  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).



Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

  2. Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.

  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

  9. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему ( по одному источнику).

  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

  12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.



^ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


- индивидуальные;

- групповые;

-индивидуально-групповые;

-фронтальные;

-практикумы.


^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


-наблюдение

-беседа

-фронтальный опрос

-опрос в парах

-практикум

-устные сообщения учащихся

-тесты

-зачёты

-сочинения различных жанров


^ Место предмета в базисном плане


В настоящем курс литературы изучается в объёме 102 часов, 3 часа в неделю. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.


^ Рабочая программа рассчитана на 102 часов.

Количество часов:

Всего – 102; в неделю – 3 часа.

Сочинений – 6

Зачётов – 2

Контрольное тестирование – 1

Семинарских занятий – 5

^ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА




Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Вводный. «Шедевры русской литературы»

Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Литература как искусство слова.

1

2

Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»

^ Беседа о древнерусской литературе. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». Художественные особенности произведения

2

3

Русская литература 18 века.

Характеристика литературы 18 века.

Гражданский пафос русского классицизма. Обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя и учащихся).

Эпоха классицизма в зарубежной литературе. Жан-Батист Мольер.

Пьеса Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве». 18 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии.

Д.И.Фонвизин.

Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Основные каноны классицизма.

М.В.Ломоносов.

Слово о поэте. «Вечернее размышление», «Ода на день восшествия…». Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка. Прославление родины, мира, науки и просвещения.

Г.Р.Державин.

Слово о поэте. «Властителям и судиям». Обличение несправедливости

Н.М.Карамзин.

Слово о писателе. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Сентиментализм. Нравственность и безнравственность. Внимание писателя к внутреннему миру героини

^ Художественное и тематическое своеобразие русской литературы 18 века

Систематизация изученного материала. Составление итоговой таблицы «Русская литература 18 века». Тест или творческое задание

13

(1)


(2)


(3)


(2)


(2)


(3)


(1)

4

Русская литература 19 века

Поэзия, проза, драматургия 19 века. «Золотой век» русской литературы

^ Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы 19 века. 19 век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Романтизм.

А.С.Грибоедов

Слово о драматурге. «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»

А.С.Пушкин.

Жизненный и творческий путь поэта. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев. Понятие о реализме. Лирика. Одухотворённость, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

М.Ю.Лермонтов

Слово о поэте. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности. Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувства одиночества, темы любви, поэта и поэзии.

Н.В.Гоголь

Слово о писателе. «Шинель». Образ « маленького человека»в литературе. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении. «Мёртвые души». Смысл названия поэмы. Система образов. Развитие понятий об образе – символе, литературном типе, о сатире.

^ Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет

Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Обогащение понятий о видах (жанрах) лирических произведений

И.С.Тургенев

Слово о писателе. «Первая любовь» - психологический характер конфликта в повести. Композиция, особенности сюжета. Система образов. «Тургеневская» девушка в повести. Образ героя-повествователя, лиризм рассказа. Роль пейзажа.

А.Н.Островский

Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Комедия как жанр драматургии

Ф.М.Достоевский

Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного до жизни, одновременно нежного, доброго,несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. «Сентиментальности» в понимании Достоевского

Л.Н.Толстой

Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики : психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя

А.П.Чехов

Слово о писателе. «Анна на шее». Особенности сюжета рассказа. Двуплановость системы образов. Тема брака по расчёту. Истинные и ложные ценности героев рассказа. Жанровые особенности рассказа


57

(4)


(8)


(10)


(10)


(6)


(3)


(4)


(3)


(3)


(4)


(2)

5

Русская литература 20 века

Пути русской литературы 20 века

Беседа о ведущих прозаиках России и о разнообразии жанров прозаических произведений 20 века

М.Горький

Слово о писателе. «Макар Чудра». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов

М.А.Булгаков

Слово о писателе. «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Приём гротеска в повести.

^ Художественное своеобразие поэзии Серебряного века

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского.

А.А.Блок

Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины

С.А.Есенин

Слово о поэте. Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа лирики поэта. Сквозные образы в лирике Есенина

В.В.Маяковский

Слово о поэте. Сатирические стихи, стихи о любви. Особенности стиха Маяковского

А.А.Ахматова

Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник» и др. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой

М.И.Цветаева

Слово о поэте. Стихотворения о поэзии и любви. Особенности поэтики Цветаевой

Н.А.Заболоцкий

Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе», «О красоте человеческих лиц». Стихотворения о природе и человеке

М.А.Шолохов

Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия повести. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова. Сказовая манера повествования.

А.Т.Твардовский

Слово о поэте. Стихотворения о Родине, о природе. «Я убит подо Ржевом»: реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения

^ Герои и проблемы современной прозы

Произведения о Великой Отечественной войне. Жанровое богатство. Рассказы и повести В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, В.Г.Распутина ( по выбору). Нравственная проблематика современной прозы. Особенности сюжета, языка и героев


29

(1)


(3)


(4)


(3)


(2)


(2)


(2)


(1)


(1)


(1)


(1)


(2)


(2)


6

Обобщающий урок по программе 9 класса

Тест по произведениям, литературным направлениям и теоретическим понятиям, изученным за учебный год

2

7

Из зарубежной литературы. Уильям Шекспир

«Гамлет». Образ Гамлета. Конфликт. Мастерство Шекспира-драматурга

2
  1   2   3   4

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты