Домой

Мороз Людмила Николаевна Тема. Анна Ахматова. Жизнь и творчество Тип урок




Скачать 245.03 Kb.
НазваниеМороз Людмила Николаевна Тема. Анна Ахматова. Жизнь и творчество Тип урок
Дата02.04.2013
Размер245.03 Kb.
ТипУрок
Содержание
Ход урока
Где пропасти налево и направо
У озерных бродил берегов
5.слайд. Учащийся. «Я умею любить...»6.слайд
Таким невыразимым горем.
Это было не раз, это будет не раз.
Он любил три вещи на свете
9-11 слайды.
12 - 13 слайды.
Человек в чёрном
Человек в чёрном
Человек в черном
Человек в черном
Человек в черном
Человек в черном
Кидалась в ноги палачу
Человек в черном
Муж в могиле, сын в тюрьме
А туда, где молча Мать стояла
Меня забывали сто раз
...
Полное содержание
Подобные работы:

«И все-таки узнают голос мой...»

(Штрихи к литературному портрету Анны Ахматовой).

Учитель русского языка и литературы Мороз Людмила Николаевна

Тема. Анна Ахматова. Жизнь и творчество

Тип урока: урок-обозрение.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Анна Ахматова», портрет А.Ахматовой, выставка книг.

Цель урока: раскрыть глубину творческой личности Анны Ахматовой; познакомить учащихся с ее произведениями; пробудить интерес к поэзии Анны Ахматовой.

Задачи:

  • помочь учащимся осмыслить жизненный и творческий путь А.Ахматовой;

  • проанализировать лирику поэтессы, услышать своеобразие авторского голоса, проникнуть в поэтический мир Анны Ахмато­вой;

  • совершенствовать умение выразительно читать и анализиро­вать стихи;

  • воспитывать чувство ответственности перед временем и людьми.



Эпиграф:

Ведь просто быть не может

двух Россий,

Как быть и двух Ахматовых

не может.

Е. Евтушенко.

^ Ход урока

I. Введение.

Слово учителя: Анна Ахматова…К какой крупной проблеме не обратим мы взор : поэт – и история, и власть, и культура, и классика Х1Х в., и серебряный век, и советская литература, и т. д.,- всюду приложимы биография и творчество великой поэтессы. Ахматова по многим номинациям была первой: « научила женщин говорить», однако настаивала на том , что она –поэт, а не поэтесса ;показала , как можно оставаться русским поэтом в советскую эпоху, соединила женскую эмоциональность со способностью к строгому художественному анализу, довела до совершенства искусство «тайнописи». Кто она такая, Анна Ахматова? Почему так долго в нашей стране умалчивали о ней, какова ее поэзия, как она относилась к своему народу, стране? Кто виноват в том, что вокруг ее

имени было столько споров, разных точек зрения?

1 слайд.

Ведущий 3. (Звучит музыка.)

От странной лирики, где каждый шаг - секрет,

^ Где пропасти налево и направо,

Где под ногой, как лист увядший, слава,

По-видимому, мне спасенья нет

Сегодня собрались любители творче­ства А.Ахматовой и те, кому ещё предстоит познакомиться с ней и её стихами.

Для того чтобы любить поэзию, нужно интересоваться Челове­ком, Личностью. Так какой была она ... Анна Ахматова?

Ведущий 2. Имя АННА библейского происхождения и означает «благодать». БЛАГОДАТЬ - по словарю В. Даля - любовь, ми­лость, благодеяние, благотворение.

А сколько прекрасных, умных строк написано ею!

(Чтение стихов из сборника «Вечер», «Чётки» по 2-4 строки)

  • «Так беспомощно грудь холодела...»

  • «Сжала руки под тёмной вуалью...»

  • «Столько просьб у любимой всегда...»

  • «Я научилась просто, мудро жить...»

  • «Есть в близости людей заветная черта...»

  • «Широк и жёлт вечерний свет...»

II. Страницы жизни.

2 слайд.

«Блистательный пролог». (1 группа уча­щихся)

Ведущий 1. На рубеже XX века в России впервые духовная энер­гия женской души нашла выход в поэзии женщины под скромным именем Анны Горенко.

Ведущий 2. Одесса! Одна из жемчужин бывшей России. Город у Черного моря. Город ,где 11 июня 1889 года родилась Аня Горенко– девочка , которой была суждена слава великой русской поэтессы Х1Х века .

Ведущий 1. Она родилась в один год с Чарли Чаплиным, «Крейцеровой сонатой», Эйфелевой башней. В то лето Париж праздновал 100-летие падения Бастилии, а в ночь рождения справлялась и справ­ляется знаменитая древняя «Иванова ночь»...Назвали девочку Ан­ной в честь прабабушки Анны Егоровны Мотовиловой.

Ведущий 3. Её мать была татарской княжной, чью фамилию Анна, не сообразив, что собира­ется стать русским поэтом, сделала своим литературным именем и относилась к нему болезненно.

«Татарское, дремучее, пришло из никуда, к любой беде липучее,оно сама беда».

Ведущий 2. Годовалым ребёнком ее увезли на Север - в Царское Село. Там и прожила до 16 лет. Читать училась по азбуке Л. Толстого. В 5 лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она научилась говорить по-французски. Училась в Царскосельской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.


3слайд.

Ведущий 3: «Мои первые воспоминания – царскосельский: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки».

«По аллеям проводят лошадок,

Длинны волны расчесанных грив.

О, пленительный город загадок,

Я печальна, тебя полюбив...»

«Показать бы тебе, насмешнице

И любимице всех друзей,

Царскосельской весёлой грешнице,

Что случится с жизнью твоей»

Звучит стихотворение «Летний сад» с голосом Ахматовой

4слайд.

Ведущий 1. Отец её, Андрей Антонович Горенко, был отставной инженер-механик флота, мать - Инна Эразмовна Стогова (по женской линии Ахматова) была причастна к деятельности «Народной воли». Очень образованная, религиозная, она много внимания уделяла воспитанию детей.

Ведущий 3. И женщина с прозрачными глазами

И добротой, которую в наследство

Я от нее как будто получила...» - вспоминала А. Ахматова.

Ведущий 2. В 1905 году родители развелись, и мать с детьми временно уезжает на юг. Позднее Анна вспоминает, что тосковала по комнатке в царскосельском доме. Там она любила все: и огром­ные парки, и статуи античных богов, дворцы, а также казармы, пыль­ные улочки. Солнцем Царского Села был для Ахматовой Пушкин. Ей порой казалось, что его тень мелькает на дальних дорожках пар­ка.

Ведущий 1.

«Смуглый отрок бродил по аллеям

^ У озерных бродил берегов

И столетия мы лелеем.

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни».

Ведущий 2. Училась Анна сначала в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. Последний курс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии. В 1907 году стала студенткой юридического факультета Высших женских курсов в Киеве, а затем слушательницей Высших истори­ко-литературных курсов Раева.

На фоне « Мессы си минор» И. С. Баха.

^ 5.слайд.

Учащийся. «Я умею любить...»


6.слайд.

Ведущий 1. К Анне приходит любовь. Несколько лет знакомы она с молодым человеком, уже несколько раз просившим ее руки. Каковы эти чувства?

Чувство Анны Горенко к будущему мужу, поэту Гумилеву, было сильным и глубоким. В одном из писем родным она делилась радостью:

«Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже 3 года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Я безумно счастлива. Он пишет мне непонятные слова, и я хожу с письмом к знакомым и спрашиваю объяснений. Он так любит меня, что даже страшно. Как вы думаете, что скажет папа, когда узнает о моем решении? Если он будет против брака, я убегу, тайно обвенчаюсь с Николя».

Она. «Звенела музыка в саду

^ Таким невыразимым горем.

Свежо и остро пахли морем

На блюде устрицы в льду.


Он мне сказал: « Я верный друг!»

И моего коснулся платья.

Как не похожи на объятья

Прикосновенье этих рук.


Так гладят кошек или птиц,

Так на наездниц смотрят стройных…

Лишь смех в глазах его спокойных

Под легким золотом ресниц.


А скорбных скрипок голоса

Поют за стелющимся дымом:

«Благослови же небеса –

Ты первый раз одна с любимым».

Ведущий 2. 26 ноября 1909 года Николай Гумилев делает очередное предложение Анне Горенко, на этот раз она отвечает согласием. 5 апреля Гумилев подает прошение ректору университета о разрешении вступить в брак с Анной Горенко.

Ведущий 1. 25 апреля в Николаевской церкви села Никольская Слободка молодые обвенчались.

7 слайд.

Ведущий 1. В 1912 у Гумилёвых родился сын Лёва.

Она: Загорелись иглы венчика

Вкруг безоблачного лба.

Ах! Улыбчивого птенчика

Подарила мне судьба.

Ведущий 2.Но любовь супругов дает трещину. О их браке подруга Анны Ва­лерия Срезневская пишет: «Оба они были слишком свободными и большими людьми для пары воркующих голубков».

Он: ^ Это было не раз, это будет не раз.

В нашей битве глухой и упорной:

Как всегда, от меня ты теперь отреклась,

Завтра, знаю, вернешься покорной.

Она: Тебе покорной! Ты сошел с ума!

Покорна я одной господней воле,

Я не хочу ни трепета, ни боли,

Мне муж – палач, а дом его – тюрьма.

Но, видишь ли! Ведь я пришла сама…

Он: С тобой мы связаны одною цепью,

Но я доволен и пою,

Я небывалому великолепью

Живую душу отдаю.

А ты поглядываешь исподлобья

На Солнце на меня, на всех,

Для девичьего твоего незлобья

Вселенная - пустой орех.

И все-то споришь ты, и взоры строги,

И неудачней с каждым днем

Замысловатые твои предлоги,

Чтобы не быть со мной вдвоем.

Она: А ты думал – я тоже такая,

Что можно забыть и меня,

И что брошусь, моля и рыдая,

Под копыта гнедого коня…

Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом

Окаянной души не коснусь.

Но клянусь тебе ангельским садом,

Чудотворной иконой клянусь,

И ночей наших пламенным чадом –

Я к тебе никогда не вернусь.

Он: Перед ночью северной, короткой –

И за нею зори, словно кровь, -

Подошла неслышною походкой,

Посмотрела на меня любовь.

Отравила взглядом и дыханьем,

Слаще роз дыханьем – и ушла

В белый май с его очарованьем,

В невские слепые зеркала.

У кого я попрошу совета ,

Как до легкой осени дожить,

Чтобы это огненное лето

Не могло меня испепелить?

Она: Не будем пить из одного стакана

Ни воду мы, ни сладкое вино,

Не поцелуемся мы утром рано,

А ввечеру не поглядим в окно.

Ты дышишь солнцем, я дышу луною,

Но живы мы любовию одной.

Со мной всегда мой верный, нежный друг,

С тобой твоя веселая подруга.

Но мне понятен серых глаз испуг,

И ты виновник моего недуга.

Коротких мы не учащаем встреч.

Так наш покой нам суждено беречь.

Лишь голос твой поет в моих стихах,

В твоих стихах мое дыханье веет.

О, есть костер, которого не смеет

Коснуться ни забвение, ни страх.

И если б знал ты, как сейчас мне любы

Твои сухие, розовые губы!

Ведущий 1. Каждый из них был слишком велик и талантлив по-своему, быт усложнял их жизнь.

Она: ^ Он любил три вещи на свете:

За вечерней пенье, белых павлинов

И стертые карты Америки.

Не любил, кода плачут дети,

Не любил чай с малиной

И женской истерики.

А я была его женой.

8 слайд.

Ведущий 2. Судьба наградила Ахматову счастливым даром: ее внешний облик красноречиво выражал богатство и духовность личности. Современники восхищались ее стройной фигурой, лёгкой, почти летящей походкой. Дар беспощадного самонаблюде­ния воплотился в раннем автопортрете поэтессы.

Учащийся. «На шее мелких чёток ряд…»

Ведущий 1. Анна отличалась необычайной добротой, была очень начитан­ной. Пушкина всего знала наизусть и в дальнейшем сделала ряд немаловажных открытий в постижении его жизни и творчества.

^ 9-11 слайды.

Ведущий 2. Многие художники создавали порт­реты Ахматовой: Альтман Н. И., Петров-Водкин К.С., Верейский, Данько Е.,Тиме М., Осмеркин А.. О ней писали поэты.

Ведущий 1. Сама Ахматова начала писать стихи с 11 лет. В печати впервые выступила в 1907 году в журнале «Сириус», который в Париже изда­вал Н.Гумилев. А затем в 1911 г. вышел ее поэтический сборник «Вечер». Сразу после опубликования сборника Ахматова встала в один ряд с Брюсовым, Бальмонтом, Волошиным, Белым, Сологу­бом, а позднее и с Мандельштамом, Цветаевой, Есениным.

Учащийся. «Молюсь оконному лучу...»

Эти строки характерны для всей её последующей лирики.

^ 12 - 13 слайды.

Учащийся. Начало её творческого пути совпало с развитием АКМЕИЗМА, поэтического течения возникшего около 1910 года. Основоположниками акмеизма били Гумилев и Городецкий. Они поставили своей целью реформировать символизм. Акмеисты считали, что мир должен предстать таким каков он есть, - зримым, вещным, плотским, живым и смертным, красочным и звучащим. Слово должно было означать то, что оно означает на реальном языке реальных людей, - конкретные предметы и конкретные свойства. Ахматова до последних дней своей жизни очень высоко оценивала роль акмеизма и в своей собственной жизни, и в литературе той эпохи. Она не переставала называть себя акмеисткой и нашла в этой группе поддержку важнейшей стороне своего таланта- реализму, научилась точности поэтического слова и ограненности своего стиха.

14 слайд.

Ведущий 2. Литературно-богемному Петербургу противопоставляется в ее стихах мир Слепнева (Тверское имение, принадлежащее матери Гумилева), где она проводила каждое лето с 1911 по 1917 год. Там же написаны многие стихи сборника «Четки», появившегося в 1914 г., и «Белой стаи» - 1917 г. Отсюда уходит на фронт Н.Гумилев.

Учащийся. «Ты знаешь, я томлюсь в неволе...»

15 слайд.

Ведущий 1. В своей юной поэзии она тяготела к темам сиротства, скитальчества.

К.И. Чуковский пишет: «Особенно она облюбовала одну муку - муку безнадёжной любви». Вся эта тема в дальнейшем будет оправдана жизнью. Трагическая её биография не могла не найти отражение в лирике.

Ведущий 3. « Не любишь, не хочешь смотреть?

О, как ты красив, проклятый!

И я не могу взлететь,

А с детства была крылатой.

Мне очи застит туман,

Сливаются вещи и лица,

И только красный тюльпан,

Тюльпан у тебя в петлице».

Ведущий 2. Ахматова рано, как и ее героиня, осознала свою по этическую судьбу. Сочетание женственности, хрупкой нежности с волевым жестом, прямым и низким словом - одна из примет ее лирики. В этом она похожа на М. Цветаеву:

«От ангела и от орла

В ней что-то было...»

16 слайд.

Ведущий 1. Вывод по раннему периоду творчества.

Раннее творчество Ахматовой не отличалось тематическим разнообразием. Душа оживает «Не для страсти, не для забавы, для великой земной любви».

«Великая земная любовь» - вот движущее начало всей ранней лирики. В состоянии любви мир видится заново. И открывается необычность обычного. Но любовь в стихах Ахматовой отнюдь не только любовь – счастье, часто это – страдание, пытка, мучительный излом души, она почти никогда не предстает в спокойном пребывании. Образ такой «больной любви» у ранней Ахматовой был образом больного предреволюционного времени 10-х годов 20 века.

Клип с чтением стихов о любви

III. «Собственно судьба».

17 слайды.

Ведущий 2. Мотив совести, появившийся в стихах Ахматовой уже в предреволюционные годы, проходит через всё ее творчество. Чувство какой-то вины всегда мучает ее душу. Так в ее любовную лирику входит эпоха, вносившая печаль и тревогу. Эпоха революции ...

18 слайд.

Учащийся. « Все расхищено, предано, продано...»

19 слайд.

Ведущий 2. Трагическим переломом оказался 1921 год: в августе умер Блок, в сентябре расстрелян Гумилев. Блока Ахматова считала не только величайшим поэтом 20 века, но и человеком –эпохой. Именно от образа Блока во многом идет герой ахматовской лирики. Блок на подаренных Ахматовой книгах писал просто «Ахматовой – Блок», равный – равному.

Анализ стихотворения « Я пришла к поэту в гости…»

20 слайд.

Учащийся. С началом эммиграции в поэзию Ахматовой вошла еще одна любовь – к родной земле, к Родине, к России. Будет любовь – будет жизнь, дети, стихи..

«Мне голос был...»

Ведущий 1. Это стихотворение разделило Ахматову с эмигрантами. Она не приняла революцию, отказалась делить людей на красных и белых. Но не смогла бросить Родину. Она предпочла скорбеть о тех и о Других. Ахматова отвергает мысль не только о невозможности внешней, но и внутренней эмиграции.

Учащийся. «Не с теми я ...»

21 слайд.

Ведущий 2. С середины 20-х годов она поселилась и Фонтанном доме в Ленинграде, в квартире профессора-искусствоведа Н.Пунина. Работала в библиотеке Агрономического института. В 1922 г. она пишет:

«И ты мне всё простишь...»

Ведущий 1. В начале 1920-х годов появились две книги Ахматовой «Подорожник» и «Аnnо Domini».

22 слайд.

Чтение стихов из этих сборников по 2-4 строки, появляется ^ ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ

  • «Я спросила у кукушки

Сколько лет я проживу…

Сосен дрогнули верхушки,

Желтый луч упал в траву».

  • «О нет, я не тебя любила,

Полима сладостным огнем,

Так объясни, какая сила

В печальном имени твоем».

  • «Сказал, что у меня соперниц нет.

Я для него не женщина земная,

А солнца зимнего утешный свет

И песня дикого родного края.»

  • «Долгим взглядом твоим истомленная,

И сама научилась томить.

Из ребра твоего сотворенная,

Как могу я тебя не любить?»

  • «Не повторяй – душа твоя богата –

  • Того, что было сказано когда-то,

  • Но, может быть, поэзия сама –

  • Одна великолепная цитата.»

^ ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ: «Запретить!»

Ведущий 3. Весной 1925 года вышло постановление ЦК ВКП(б) о политике партии в области художественной литературы, в котором было сказано о прекращении литературной деятельности Ахматовой. С 1925 по 1939 г.г. Ахматову не печатали, долгие 14 лет.


«Меня, как реку, суровая эпоха повернула,

Мне подменили жизнь...»

Ведущий 3. Из речи тов. Жданова секретаря ЦК на Первом Всесоюзном съезде советских писателей.

^ ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ:

«...Анна Ахматова является одним из представителей ... бе­зыдейного реакционного литературного болота».

23 слайд.

Ведущий 3. И это о ней, которая в одном из своих стихов назвала любовь пятым временем года. Из этого пятого времени увидены все остальные заново.

^ ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ:

«...Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии - поэзии взбесившей­ся барыньки...»

Ведущий 3. Пример «взбесившейся барыньки»? Пожалуйста...

«Перед этим горем гнутся горы,

Не течёт великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы

И смертельная тоска».

^ ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ:

«...Основное у ней - это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, мистики, обреченнос­ти».

Ведущий 3. Обреченности? Да...

«Звёзды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами чёрных Марусь»

^ ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ:

«...Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой. Такова Ахмато­ва с ее маленькой, узкой личной жизнью, ничтожными пере­живаниями и религиозно-мистической эротикой...»

Ведущий 3. «Блуд», «эротика», «молитва»? Впрочем, да Молит­ва, совсем особая молитва - мольба, которая исходила кровью в каждой ее строке.

«17 месяцев кричу,

Зову тебя домой.

^ Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой»

24 слайд.

Ведущий 3. В 1933 г. арестовали сына Ахматовой Льва Гумилева. Потом его арестовывали ив 1935, и в 1938, и в 1945 годах. Много месяцев проводит она в очередях ленинградских тюрем с передачей для сына.


«Как трехсотая, с передачею

Под Крестами будешь стоять

И своею слезою горючею

Новогодний лед прожигать.»

^ ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ:

«...Ахматовская поэзия совершенно далека от народа...»

25 слайд.

Ведущий 3. В обстановке террора и репрессий, тайком, боясь оставить на бумаге автограф, она пишет «Реквием». Поэму о своей судьбе, судьбе сына, судьбе всего народа.

«Эта женщина больна

Эта женщина одна

^ Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне»

26 слайд.

Ведущий 1. Для описания событий поэтесса выбирает библейские мотивы, подчеркивая святость судьбы невинно страдающих, а образ Матери поднимает до образа Богоматери

«Магдалина билась и рыдал,

Ученик любимый каменел,

^ А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел».

Ведущий 2. В страшные годы ежовщины арестовывают Пунина, Мандельштама и еще многих друзей Ахматовой. Поэтесса в это суровое время была похожа на кочевницу: жила у разных людей, постоянным ее спутником был потертый чемоданчик, стоявший наготове, да несколько самых любимых книг.

«Никого нет в мире бесприютней

И безумнее, наверно, нет...» -

напишет она о себе впоследствии.

27 слайд.

Учащийся1. В 40-е годы после 15-летнего молчания, очень просеянный, выходит сборник «Из шести книг».

Учащийся2. 1941 год застает Ахматову в Ленинграде. В ее стихах военного времени намечается подъем гражданской темы.

Учащийся. «Мужество», «Клятва»

28 слайд.

Ведущий 2. До мая 1944 года жила в Ташкенте, как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В 1943 году в Ташкенте опубликовывают сборник стихов, посвященный Вале Смирнову, ее маленькому соседу по ленинградской квартире, погибшему в блокадном городе.

Учащийся. «Постучись кулачком - я открою...»


29 слайд.

Ведущий 1. Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, поэта Гумилева, на много лет она была разлучена с несправедливо осужденным сыном, известным ученым, историком и географом, Львом Гумилевым.

Ведущий 2. Ее стихи не издавали. Ахматова была лишена хлебных карточек, испытала многолетнюю бедность и бездомность.

Учащийся. «Забудут? - вот чем удивили!

^ Меня забывали сто раз,

Сто раз я лежала в могиле,

Где, может быть, я и сейчас

А Муза и глохла и слепла,

В земле истлевала зерном,

Чтоб после, как Феникс из пепла,

В эфире восстать голубом».

Ведущий 1. Но время и история все расставили по своим местам. В 1953 году А. Ахматова была восстановлена в Союз писа­телей СССР.

30 слайд.

IV. Эпилог. «Победа над судьбою»

Ведущий 1. Последние 25 лет своей жизни она работала над « Поэмой без героя». Это одно из самых зашифрованных произведений. Это раздумье над судьбой своего поколения. Величие поэмы - в обреченности зла вообще, в каком бы облике оно ни было.

31 слайд.

Ведущий 2. Многолетняя дружба связывала Ахматову с Б.Пастернаком.

« Он, сам себя сравнивший с конским глазом,

Коситься, смотрит, видит, узнает,

^ И вот уже расплавленным алмазом

Сияют лужи, изнывает лед…


Он награжден каким-то вечным детством,

Той щедростью и зоркостью светил,

^ И вся земля была его наследством,

А он ее со всеми разделил».

32 слайд.

Ведущий 3. В 1964 году Ахматовой была присуждена Международная литературная премия «Этна-Таормина», а в 1965 г. Оксфордский университет присвоил ей почетную степень доктора литературы.

33 слайд.

Ведущий 4. «С каждым годом Ахматова становилась величественнее», - вспоминает К.И. Чуковский. Всякий, знавший ее, чувствовал ее спокойную важность и относился к ней с особым уважением, хотя она и держалась со всеми очень просто и дружественно. В эти годы А. Ахматова посетила Италию, затем Францию.

34 слайд.

Ведущий 1. Чем старше становилась поэтесса, тем сильнее влекло её к истории, живописи, архитектуре. Однако среди них первенство принадлежит музыке. Даже предчувствие смерти ассоциируется у Ахматовой с музыкой:

«^ А как музыка зазвучала,

Я очнулась – вокруг зима;

Стало ясно, что у причала

Государыня – смерть сама».

Ведущий 2. Это четверостишие было написано в 1965 году, возможно, в ноябре, когда у нее случился очередной инфаркт. Именно инфаркт и стал причиной ее смерти.

35 слайд.

Ведущий 3. 5 марта 1966 года Ахматова умерла. Ее похоронили под Ленинградом, на тихом сельском кладбище посел­ка Комарово, где она часто проводила летние месяцы в последние годы жизни. Со всей России приехали люди, чтобы проводить в пос­ледний путь и поклониться праху поэта, признанного классиком рус­ской литературы.

36 слайд.

Ведущий 4. Поэзия Ахматовой трепетная, порой трагичная, но всегда высокая, облагораживает чувства, очищает душу. Ее твор­ческая судьба не найдет равнодушных. «Я счастлива, что жила в эти годы и видела собы­тия, которым не было равных», - скажет она в конце жизни.

И если я умру, то кто же

Мои стихи напишет вам

^ Кто стать звенящими поможет

Еще не сказанным словам


Звучит песня на слова А. Ахматовой «Путник милый, ты далече...» в исполнении Светланы Сургановой.

37 слайд. V. Рефлексия.

Ребята, вы высказали слова любви и уважения в адрес Анны Андреевны Ахматовой. А любимому человеку, а тем более женщине, дарят в таких случаях цветы. Давайте вместе попробуем составить для нее букет (на каждом столике список цветов и их значений). Выберите из списка те цветы, которые подходят Анне Ахматовой. Аргументируйте свой выбор.

На этом наше первое знакомство с Анной Ахматовой закончено. И я рада, если оно оставило след в ваших душах. На следующих уроках будем читать ее стихи, чтобы еще глубже понять внутренний мир этой великой поэтессы.


Домашнее задание

1 группа – из сборника «Вечер»

2 группа – из сборника «Четки»

Выборочно прочесть 5-6 стихов, определить тематику, подготовить выразительное чтение двух стихотворений и попробовать их проанализировать.

Ведущий4. Дорогие друзья! Спасибо, что вы пришли на встречу с замечательной поэтессой!

Примите на память маленькую искорку творчества А.Ахматовой.

Можно предложить присутствующим высказать свои впечатления.

Скачать 245.03 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты