Домой

Бахтиярова Светлана Наримановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения




Скачать 99.42 Kb.
НазваниеБахтиярова Светлана Наримановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения
Дата01.04.2013
Размер99.42 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Корреспондент: Белла Ахатовна, чем вызвана эта поездка?
Чтец. «Мазурка Шопена»
Чтец. Сны о Грузии
Чтец. Пейзаж.
Справка о поэте.
Подобные работы:

Бахтиярова Светлана Наримановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения


Литературная гостиная « …Дочь и внучка московских дворов…», посвященная Белле Ахмадуллиной


Учитель. Есть имена, настолько включенные в активный словарный запас русской культуры, что их национальные особенности забываются. Как сами они воспринимают национальное переплетение культур внутри себя? Об этом беседует с Беллой Ахмадулиной корреспондент "СО" Владимир Лилипин. Они встретились в унылом провинциальном городе Саранске. Белла Ахатовна приехала туда с творческим вечером. Она сидела в театральной гримерке, заваленной цветами.

^ Корреспондент: Белла Ахатовна, чем вызвана эта поездка?

1 ведущая. В монастыре живет известный прозорливый старец Иероним. Кроме того, к поездке меня подтолкнули слова поэтессы Ирины Ратушинской. Недавно я позвонила ей в Лондон, и когда она узнала, что я собираюсь в Мордовию, то призналась, что скучает по тем местам. И я решила поехать по тюрьмам, ощутить эту энергетику.

Чтец. Не уделяй мне много времени,

Вопросов мне не задавай.

Глазами добрыми и верными

Руки моей не задевай.


Не проходи весной по лужицам

По следу следа моего.

Я знаю – снова не получится

Из этой встречи ничего.


Ты думаешь, что я из гордости

Хожу, с тобою не дружу?

Я не из гордости – из горести

Так прямо голову держу

2 ведущая. Мой отец татарин, а мать русская, хотя у нее итальянские корни, но они уже давным-давно обрусели. Татарская кровь, безусловно, во мне присутствует. Но случилось так, что мой отец рано уехал из Казани в Москву и больше в Татарии никогда не был. Я родилась в Москве, выросла здесь под чутким присмотром русской бабушки, поэтому с моей стороны было бы уловкой говорить, что я абсолютная татарка. Я была в Казани и хотела бы полюбить те места, но московское во мне очень сильно. А имя у меня вообще из рук вон. Если бы меня назвали, например, Фарида - это было бы объяснимо. Но я Белла, а по паспорту вообще Изабелла. Моя мама увлекалась Испанией и испанской культурой, отсюда и имя.

3 ведущая. Первые мои годы я проживала в доме, где без конца арестовывали людей. А мне велели играть в песочек. Я не могла знать, не могла понимать, что происходит, но некий след во мне остался.. Я была беспечной, благополучной девочкой, однако ощущение зловещей сени, несомненно присутствовало. Наш дом, старинная усадьба на углу Садового кольца и Делегатской улицы, назывался почему-то "Третий Дом Советов". Самые обреченные, мы знаем, жили в Доме на набережной, да? А наш предназначался для мелких, о которых поначалу как бы забыли ради более важных. Слава богу, моей семьи это впрямую не коснулось. Но ближайший друг писатель Феликс Светов – чистейший, добрейший, нежнейший, никогда не затаивший на белый свет никакой обиды и, как потом выяснилось, живший со мной в одном доме (только он на десять лет старше), был ребенком "врагов народа". У него всех посадили. Позднее мы всё собирались туда, где, проходя мимо, подростком, он видел,  как я, маленькая, важно лепила куличики.


 ^ Чтец. «Мазурка Шопена»

Какая участь нас постигла,

как повезло нам в этот час,

когда бегущая пластинка

одна лишь разделяла нас.


Сначала тоненько шипела,

как уж, изъятый из камней,

но очертания Шопена

приобретала все слышней.


И, тоненькая, как мензурка

внутри с водицей голубой,

стояла девушка – мазурка,

покачивая головой.


Как эта с бледными плечами,

по-польски личиком бела,

разведала мои печали

и на себя их приняла.


Она протягивала руки

и исчезала вдалеке,

сосредоточив эти звуки

в иглой расчерченном кружке.



Корреспондент: У вас есть строки: "Это я – человек-невеличка, /всем, кто есть, прихожусь близнецом, /сплю, покуда идет электричка, /пав на сумку невзрачным лицом".  И тут же – строптиво противоположное: "Лбом и певческим выгибом шеи, /о, как я не похожа на всех". Конечно, вы не такая, как все, и знаете это. Каково это быть другой, нести на себе "мету несходства"?

1ведущая. Я понимаю и замечаю свое отличие от всех или многих. Другого устройства растение. Вероятно, я отличаюсь в плохую сторону. Но среди мною в себе одобряемых качеств – дерзость по отношению к власти. Нужно было себя так настроить, чтобы не бояться. И не утратить достоинства. Власти же как-то со мной пыталась соотноситься. Могли награждать. Или пугать. Или угнетать. А самым примитивным способом наказывать или развращать являлась заграница. Однако я смолоду решила, что никогда не надо думать: поедешь – не поедешь? Такого искушения для меня быть не может. А ведь на этом многие рушились. Понимаете, человеку, действительно, тесно. У него нечто вроде клаустрофобии начинается. Почему – нельзя? У меня этого не было. Я же беспрерывно за кого-то заступалась. И сразу: "Никуда, никогда…" Ну и ладно. Страна большая. Страна большая. В ней хватит места. И Франция без меня обойдется. И я без неё. Верно?

Корреспондент: Какие чувства вы испытываете к нынешнему времени? Что в нем принимаете? Что вызывает отторжение?

2 ведущая: Сознание, что позади по-настоящему жуткие времена, делает взгляд на сегодняшний день менее драматичным. Однако истребление духа, культуры, светлого разума, которое педантично совершалось в России с семнадцатого года, бесследно не проходит. Я радуюсь, когда вижу невинную раскрепощенную молодежь, очаровательных мальчиков и девочек на роликах. Счастье, что они не знают прежнего устройства. Но чтобы возродить нацию, нужно огромное время. Дух, разум, грамотность души быстро не восстанавливаются.

Чтец.

О, мой застенчивый герой,

ты ловко избежал позора.

Как долго я играла роль,

не опираясь на партнёра!


К проклятой помощи твоей

я не прибегнула ни разу.

Среди кулис, среди теней

ты спасся, незаметный глазу.


Но в этом сраме и бреду

я шла пред публикой жестокой -

всё на беду, всё на виду,

всё в этой роли одинокой.


О, как ты гоготал, партер!

Ты не прощал мне очевидность

бесстыжую моих потерь,

моей улыбки безобидность.


И жадно шли твои стада

напиться из моей печали.

Одна, одна - среди стыда

стою с упавшими плечами.


Но опрометчивой толпе

герой действительный не виден.

Герой, как боязно тебе!

Не бойся, я тебя не выдам.





Вся наша роль - моя лишь роль.

Я проиграла в ней жестоко.

Вся наша боль - моя лишь боль.

Но сколько боли. Сколько. Сколько

Что же до экономического неравенства, то если в человеке разум светлый, он на богатстве зацикливаться не станет. Он будет стихи писать, картины рисовать… Или выдумывать какое-нибудь такое хитроумное устройство. Всякое художественное состояние личности избавляет её от близости к преступлению. Я называю это "скованность культурой".  Скованность культурой – это дисциплина цивилизации.

Корреспондент: В вашей душе и стихах особое место всегда занимала  Грузия.

3 ведущая. Я часто думаю о Грузии, и по ночам мне снится грузинская речь. Соблазн чужого и милого языка так увлекает, так дразнит немые губы, но как примирить в славянской гортани бурное несогласие согласных звуков и издать тот глубокий клекот, который все нарастает в горле, пока не станет пением. Я вечность не была в Тбилиси, который некогда любила как ни одно другое место на земле. И ни с одной чужой речью не общалась так близко, как с грузинской. Грузинский язык очень труден для славянской гортани, но он податлив  к каламбурам, как русский, и мы с моими друзьями нередко шутили, используя вступающие в игру слова непохожих лексик. Вы знаете, грузины меня не забыли, как и я о них…

^ Чтец. Сны о Грузии

Сны о Грузии – вот радость,

и под утро так чиста

виноградиновая сладость,

напоившая уста.

Ни о чем я не жалею,

ничего я не хочу,

в золотом Свети-Цховели

ставлю тихую свечу.

Малым камушкам во Мцхета

воздаю хвалу и честь.

господи, пусть это будет

вечно так, как ныне есть.

Пусть всегда мне будут в новость

и колдуют надо мной

милой родины суровость,

нежной родины чужой.

Корреспондент: Поговорим о ваших товарищах, друзьях…

1 ведущая. Мы были современниками великих поэтов. Это время оказалось переломным в общественной жизни, люди были встревожены, обнадежены, пребывали в смятении чувств. Тогда казалось, что поэты возьмут на себя миссию что-то объяснить людям, провозгласить какие-то новые идеи. Очевидно, поэтому количество слушателей было столь велико, что не поддавалось исчислению. Мне часто приходилось говорить людям, что поэзия не может рассчитывать на такой успех, она должна быть тем сверчком, который должен знать свой шесток (пусть этот шесток и выше земной суеты). Этот сверчок не должен тягаться по популярности ни с футбольными клубами, ни с эстрадными кумирами, должен рассчитывать только на тех, кому дано услышать его тихую музыку. Эти люди и есть его спасители, его надежда в этом мире.

Корреспондент: Много, по-вашему, осталось таких людей?

2 ведущая. Нет, не много. Но тем они мне и дороги. Восприятие стихов - это напряжение и труд, даже жертвенность. Эмоциональная реакция на стихи становится прибылью поэта. И эта прибыль слаще всего. Мандельштам очень любил сладкое, ему казалось, что это питает изнуренный мозг, чтобы писать. А у него порой не было даже куска хлеба.

А напоследок я скажу:

прощай, любить не обязуйся.

С ума схожу. Иль восхожу

к высокой степени безумства.


Как ты любил? - ты пригубил

погибели. Не в этом дело.

Как ты любил? - ты погубил,

но погубил так неумело.


Жестокость промаха... О, нет

тебе прощенья. Живо тело

и бродит, видит белый свет,

но тело моё опустело.

Работу малую висок

ещё вершит. Но пали руки,

и стайкою, наискосок,

уходят запахи и звуки.

Корреспондент. Вы ведь были знакомы со многими, как теперь говорят, знаковыми фигурами уходящего века...

3 ведущая. У меня много посвящений Ахматовой, Цветаевой, Высоцкому и многим другим. Я всегда была потрясена трагичным сюжетом их судеб. "Всех обожание - бедствие огромное". Эта строчка пришла ко мне на могиле Анны Андреевны в Комарове. Я долго сидела возле ее креста и вдруг в напряженном состоянии нервов, в прозрачном дне и близости Финского залива я ощутила ее жизнь и бессмертие.

Моим ближайшим другом был Булат. Я не могу смириться с тем, что его нет, и мысленно часто советуюсь. Такая дружба – награда человеку, если он ведет себя прилично. Мне очень не хватает Володи Высоцкого, Жоры Владимова. Но у меня остались Войнович, Аксенов, которые все чаще здесь. И, конечно, счастливейшая из дружб – с Андреем Битовым. Мы неимоверно близки. Родились почти в одно время – в 37-ом году, что своеобразно объединяет. У него совершенно пушкинский склад ума. Он чудесно мыслит, по-пушкински игриво. И одновременно точно, здраво. И это ненавязчиво и не заунывно.

Корреспондент: Вы часто перечитываете письма Высоцкого?

1 ведущая. Нет, но храню как зеницу ока. Они греют меня в трудные времена. Я очень любила получать от него письма. И была рада, когда Володя с Мариной уезжали на автомобиле в Париж. Тогда я сидела возле окна и думала: как здорово, что они сейчас едут в этом автомобиле. И им хорошо вдвоем. Володя всегда мог написать строчку, после которой было хорошо несколько дней. Вроде бы пустяк, какая-то простенькая фраза, но столько в нее всегда было вложено сердца, любви. Я всегда задумывалась, откуда в нем, исстрадавшемся, столько любви. Володя был очень раним, несмотря на всенародное обожание, которое, кстати, было и поддержкой, и докукой. (Звучит песня на стихи Б.Ахмадуллиной из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром» «По улице моей…»)

Корреспондент: Будучи Мастером, кого из современных поэтов вы выделяете?

2 ведущая. Я не всё читаю из-за зрения, поэтому не берусь быть судьей. Но никто ничего не знает. Возьмите начало 19 века. Есть знаменитый поэт Василий Львович Пушкин. Есть, разумеется, Державин. Жуковский. А какой-то мальчик ходит себе. Какой-то мальчик ходит. Настоящий Пушкин. И всё счастье состоит в нем. Сегодня, думаю, тоже кто-то ходит. Надо претерпеть некоторое время. И это будет чудо.

Корреспондент: На ваш взгляд, большой поэт может жить в мире с самим собой, испытывать стабильное душевное равновесие?

3 ведущая: Я полагаю, такое невозможно. Хотя это самое желанное для поэта.

Корреспондент: Но на свете счастье есть?

1 ведущая. "…нет воли, нет покоя, а счастье – точно есть". Я не спорю с Пушкиным. Просто играю с его словами. Счастье – это такая малость. Осознанное мгновение бытия. Не больше. Я написала эти строки в Тарусе, стоя над Окой и глядя, как светает. "Любовь души моей,  вдруг твой ослушник – здесь/ и смеет говорить: нет воли, нет покоя, / а счастье – точно есть. Это оно и есть".

^ Чтец. Пейзаж.

Ещё ноябрь, а благодать

уж сыплется, уж смотрит с неба.

Иду и хоронюсь от света,

чтоб тенью снег не утруждать.


О стеклодув, что смысл дутья

так выразил в сосульках этих!

И, запрокинув свой беретик,

на вкус их пробует дитя.


И я, такая молодая,

со сладкой льдинкою во рту,

оскальзываясь, приседая,

по снегу белому иду.

^ Справка о поэте. Родилась 10 апреля 1937 в Москве. Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец». Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е.Винокурова. В 1955 в газете «Комсомольская правда» было опубликовано ее стихотворение Родина. По окончании школы поступила в Литературный институт им. А.М.Горького. Во время учебы в Литинституте Ахмадулина публиковала стихи в литературных журналах и в рукописном журнале «Синтаксис». Занималась журналистикой, писала очерки. Живет в Москве.

Б. Ахмадулина – лауреат Государственной премии СССР (1989) и РФ (2005), премии Президента России (1998), независимой премии «Триумф» (1993), международной поэтической премии «Носсиде» (Италия, 1992), Пушкинской премии (Германия, 1994), международной поэтической премии «Брианца» (Италия, 1998). Награждена орденами Дружбы народов (1984) и «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997). Б. Ахмадулина является почетным членом Американской академии искусств и литературы (1977).

Скачать 99.42 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты