Домой

Урок литературы (экскурсия) в 7 классе. Тема: «Летописец истории и мужества»




Скачать 43.92 Kb.
НазваниеУрок литературы (экскурсия) в 7 классе. Тема: «Летописец истории и мужества»
Дата01.04.2013
Размер43.92 Kb.
ТипУрок
Подобные работы:

Урок литературы (экскурсия) в 7 классе.

Тема: «Летописец истории и мужества». (Жизнь и творческая деятельность башкирского поэта и писателя Ахияра Хакима).


Цели: - познакомить с жизнью и творчеством башкирского поэта, нашего земляка Ахияра Хасановича Хакимова;

- продолжить работу по формированию умения находить соответствующие отрывки из произведений писателя как ответы на вопросы учителя;

  • пробудить у учащихся гордость за национальную литературу.


Ход урока: /На интерактивной доске записаны число и тема урока/


1.Звучит мелодия курая.


Чтец.: Люблю тебя, периферия,

Где я родился и окреп,

И где попробовал в первые

Чем пахнет он, крестьянский хлеб.


Учитель: На невысоком берегу Уршак, притока Демы, раскинулась деревня Ново-Янбеково, родина замечательного башкирского поэта и писателя Ахияра Хасановича Хакимова. И сегодня мы совершим экскурсию в жизнь и творческую деятельность нашего Земляка.

Ахияр Хаким – литературное имя Ахияра Хакимова. /Запись на доске/


2.Просмотр компьютерной работы «Биография Ахияра Хакимова». / Подготовленный ученик/


3. Поэзия Ахияра Хакимова – лучшее выражение его души и характера. /Запись на доске/


Учитель: Когда мы говорим «Поэзия Хакима» невольно оказываемся в живописном и стремительном мире его творчества. Герои поэта – натуры приметные, по-своему духовно-одаренные и искрение.

Много стихотворений Ахияра Хаким посвятил подлинным хозяевам земли – людям труда. Он делил с ними радости и горести, жил их работами.


Звучит стихотворение «Зрелище». / Стихотворение читает подготовленный ученик/.


Учитель: Понравилось ли вам стихотворение? Какую картину вы представили при чтении?.

/Ответы учащихся/.

А какие вы стихи поэта читали?

/Ответы учащихся/.


Ученица: Интересны его стихи. Вроде повествуется о весне или осени, лете или зиме, и автор описывает красоту времени года, но в то же время его лирический герой размышляет о жизни и смерти, о человеческой памяти, о том, как порой невозможно найти ответы на жизненные вопросы.

/Читает стихотворение «Весна»/.


Учитель просит еще раз прочитать стихотворение «Весна».

Так о чем же стихотворение «Весна»?

/предполагаемые ответы учащихся/

а) человеческая жизнь сравнивается с весной;

б) человек благодарит судьбу за то, что она не обошла его вниманьем, дала все, что нужно: любовь, счастье, уважение окружающих его людей.


Ученик: Давно известно, что поэзия любого народа – лучше выражение его души и характера. Ахияр Хаким доносит до нас шуршание колосьев пшеницы, запах хлеба, волнующий шелест листьев; зажег для нас звезды того неба, которому удивлялся сам.

/Звучит стихотворение «Широки, красивы наши степи»/.


Учитель: Первый сборник стихов поэта вышел в 1971 году и сразу же полюбился читателю.

/Демонстрируются сборники стихов А. Хакима, представленные на книжной полке/.


Ученица: В лирических миниатюрах поэт говорит о своей любви к родному краю. Он хочет, чтобы и мы любили землю, на которой живем. Много лирических раздумий у поэта на родном языке.

/Звучит стихотворение на башкирском языке/.


4. Проза Ахияра Хакима – летопись башкирского народа.


Учитель: Ахияр Хаким известен и как прозаик. Небольшие по объему повести тоже привлекают внимание читателей. Писатель сумел разглядеть в таких вроде бы незначительных событиях психологические процессы целого явления. Он правдиво рисует быт народа, смело показывает, как сложно, а порой противоречиво формируются нравственные принципы, как нелегок путь к добру и справедливости. Но надо отметить, в этих книгах прямо или далеким отсветом присутствует война. «Байга», «Хромая волчица», «Сплохи», «Птицы перелетные», «Радуга», «Алтынсас». /На доске показаны обложки этих книг/.


Ученик: Эти и многие другие произведения писателя показывают разные периоды Великой Отечественной Войны, активным участником которой был он сам .

/Звучит отрывок из воспоминаний писателя о войне, положенных в основу некоторых произведений/.


Учитель: В ходе подготовки к внеклассному чтению вы получили задание прочесть любое произведение Ахияра Хакима.

Какое впечатление осталось у вас от прочитанного?

Какие эпизоды вам особенно понравились, запомнились?

Я вижу, что эти впечатление вы выразили в своих рисунках.

а) Работа с иллюстрациями учащихся к произведениям Ахияра Хакима.

б) Чтение отрывка из сочинения – отзыва ученицы по роману «Ураган».

в) Инсценирование эпизода из романа «Плач домбры».

г) Выразительное чтение отрывка из романа «Млечный путь».


Ученица: О творчестве Ахияра Хакима можно говорить долго. Я думаю, этот разговор нужно обязательно продолжить. Его романы «Плач домбры», « Кожаная шкатулка», « Караван», «Млечный путь», « Ураган» по праву можно назвать летописью башкирского народа.


Учитель: 27 декабря 2003 года перестало биться сердце отважного солдата Великой отечественной войны и народного писателя РБ. Его богатое творческое наследие вошло в сокровищницу башкирской литературы.

Прошу почтить его память минутой молчания.


Ученица: Ахияр Хаким жил и работал в Москве . Но он всегда по возможности приезжал в родные края , встречался с земляками. Жители Давлеканосвкого района и города Давлеканово всегда оказывали ему теплый прием, искреннее гостеприимство. Построив дом-музей писателя, земляки воздали должное его литературным достижениям.

/ Звучит песня «Не забуду». Слова и музыка О. Митяева/.


Учитель: Никто на эту землю не пришел навечно. Рано или поздно все уходят в мир иной. Однако важно то, какой след человек оставит после себя, чтобы потомки и соотечественники говорили о тебе с гордостью, вспоминали добрые дела. У известных артистов, у композиторов остаются песни, музыка; у великих художников - удивительные картины, у поэтов - вдохновляющие стихи, которые восхищают многие поколения. А наш земляк, народный писатель. Башкортостана, лауреат Государственных премий РФ имени М. Горького, республиканских премий имени Салавата Юлаева и премий Саляма, Ахияр Хасанович Хакимов оставил после себя большое наследие не только башкирской литературе, но и литературе народов мира, заняв в ней особую ступень.


5. Фото экспозиция «В доме – музее Ахияра Хакима».


Итоги урока. Выставление оценок учащимся за работу.

Скачать 43.92 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты