Домой

Стихотворение Бориса Климычева «Венера». Стихотворения В. Колыхалова «Осколок», «Память». Стихотворение Александра Казанцева «Память крови». Цели урок




Скачать 116.78 Kb.
НазваниеСтихотворение Бориса Климычева «Венера». Стихотворения В. Колыхалова «Осколок», «Память». Стихотворение Александра Казанцева «Память крови». Цели урок
Дата01.04.2013
Размер116.78 Kb.
ТипУрок
Содержание
1-ый ведущий
2-ой ведущий
3–ий ведущий
1-ый ведущий
2-ой ведущий читает стихотворение.
Звучит песня «Священная война»
3 –ий ведущий
4-ый ведущий
5-ый ведущий
6-ой ведущий
7-ой ведущий
8-ой ведущий
Звучит песня Булата Окуджавы «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала»
Подобные работы:



Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 76»


«Дети военной поры»


Урок – читательская конференция по произведениям томских писателей и поэтов о Великой Отечественной войне

65–летию Победы в Великой Отечественной войне поясвящается





Сценарий разработан заведующей библиотекой школы №76 Стыкалиной О.Ю.


Северск - 2009


Для проведения читательской конференции учащиеся 7-9 классов получили задание прочитать следующие произведения:

1.Повести томского писателя Леонида Гартунга «Нельзя забывать», «Алеша, Алексей».

2.Стихи северских поэтов Михаила Карбышева «Дорога до дому», «Война и любовь», « Хлеб и поля», «Воспоминаний нить», «Друзья мои, сраженные бедою», «Защитная гимнастерка», « Враги», « Я эту землю кровью метил»;

Алоиза Крылова «Довоенные мальчуганы».

3.Рассказ Василия Афонина «Прощание славянки».

4.Стихотворение Бориса Климычева «Венера».

5.Стихотворения В.Колыхалова « Осколок», « Память».

6.Стихотворение Александра Казанцева «Память крови».


Цели урока – читательской конференции:

-Формирование у учащихся патриотических чувств;

-воспитание чувства сыновней верности, преданности и любви к Родине, родному краю;

-воспитание чувства причастности к истории России.


^ 1-ый ведущий: Да, в десять лет мы были дети,

Но –

Жесткий, в горьких складках рот:

Я жил на Волге

В сорок третьем,

Бежал не с фронта,

а на фронт…

Я скорбь свою умело прятал,

Я видел скорбную страну,

И только в мае, в сорок пятом,

Наплакался

За всю войну.

Библиотекарь: Строками стихотворения поэта Кузнецова мы начинаем

разговор о повести томского писателя Леонида Гартунга «Нельзя забывать». Это повесть о военном детстве сибирского мальчишки.

^ 2-ой ведущий: Писатель и учитель Леонид Гартунг родился 13 мая 1919 года, закончил университет в Саратове, затем переехал в Томск, где в годы войны работал сначала столяром на Степановке, а потом учителем истории и

физики в Калтайской сельской школе. Событиям периода Великой Отечественной войны, трудной, полной горя жизни наших земляков – томичей посвящены две повести Леонида Гартунга «Алеша, Алексей» и «Нельзя забывать».

^ 3–ий ведущий: Герой повести «Нельзя забывать» 8-летний мальчик Костя Агеев, томич, как и мы с вами. Война в повести – это не бои на фронтах, взрывы и бомбежки, вой сирен воздушной тревоги, это жизнь маленького томича, проводившего на фронт отца и брата, испытавшего все тяготы военного времени, рано повзрослевшего.

Библиотекарь: Ребята, какой вам представляется война? Какая картина встает перед глазами?

(Ответы учащихся).

Вы прочитали повесть Леонида Гартунга «Нельзя забывать». Как в этой повести описана война?

(Нет сцен боя, грохота и скрежета танков).

^ 1-ый ведущий: Вот как описывает Леонид Гартунг день 22 июня 1941 года в Томске.

« …В тот день мы поднялись раным-рано. О червях я позаботился с вечера…

Город еще спал. Под нашими шагами скрипели деревянные тротуары. На Томи лежала ночная тишина. Я был счастлив – в левой руке я нес Рыжика, а в правой настоящую бамбуковую удочку с красивым поплавком …Было хорошо и тихо. Один только раз прошел большой белый пароход на Томск, да где-то далеко протарахтела моторка… Всего я добыл двух окуней и штук восемь небольших чебаков.

Библиотекарь: В то время как герой повести Костя Агеев проводит воскресный день на рыбалке с отцом и старшим братом, на западных рубежах нашей Родины идут первые бои и защитники Брестской крепости уже проливают кровь.

^ 2-ой ведущий читает стихотворение.

Михаил Карбышев «Воспоминаний нить»:


Наш День Победы стал,

Как день рожденья

Всего народа, всей моей страны.

Ведет нас память в грозные сраженья

Кровавыми дорогами войны.


Проходит через сердце сорок первый,

И кровь, и боль от Бреста до Москвы,

Стальные рельсы гнутся, словно нервы,

Горит земля, и рушатся мосты,


И ты не скажешь памяти: «Довольно!»,

Не оборвешь воспоминаний нить.

Не думал я, что будет очень больно

Всю жизнь друзей погибших хоронить.


Они погибли, выполнив задачу,

Не дав, врагам Россию одолеть.

И, может, зря о них живые плачут,

О них не плакать – надо песни петь,


Слагать стихи, легенды и былины.

Умом я это все осознаю.

И хоть имею голос соловьиный,

О них я чаще плачу, чем пою.


И. как весна раскатистыми громами

Ударит будто пушечной пальбой,

Услышу вновь:

«Вставай, страна огромная,-

В который раз: -

Вставай на смертный бой!»

^ Звучит песня «Священная война»


Библиотекарь: От чьего лица ведется повествование?

(От первого лица, я - Костя Агеев, 8-летний мальчик).


-Что нам известно о Косте Агееве?

«…Семья наша состояла из пяти человек. Отец мой был «сезонник». Работал он только летом, а зимой сидел дома. Но «сидел» - это только говорится – отец не умел бездельничать. Целыми днями он столярничал во дворе. …

Еще совсем маленький я понял, что отец работает не только ради денег – ему нравилось что-нибудь мастерить…Был я самым младшим в семье. Мое появление на свет произошло, как мама говорила, «ни к чему». Обидно, что живешь ни к чему», но что поделаешь…»

- Как изменился Костя за годы войны? Кем он решил стать, когда вырастет и почему?

(«…теперь я совершенно ясно знал, кем быть. Раз не получилось на фронт, значит надо стать хирургом. Как мне это раньше не приходило в голову? Сперва мечты о море, затем стремление стать разведчиком, а теперь хирургом. Нет, это не очередное увлечение…Я твердо надумал – только хирургом.

И с этого дня я решил стать другим человеком. Может быть, именно в эту минуту кончилось мое детство. Теперь я знал, зачем жить на свете. Не было больше мальчика «ни к чему»).


Библиотекарь: Во время войны в Томск эвакуировались многие семьи. И в семье Агеевых, и в других томских семьях жили эвакуированные. Леонид Гартунг рассказал о семье Кирьяковых. Что произошло с Зоей Кирьяковой?

( Ответы учащихся )

^ 3 –ий ведущий (читает стихотворение Алоиза Крылова «Тыл»)

Что гадать да ворожить,

Да былое ворошить?

Было, да уплыло-

Вам бы так пожить!

В доме хлеба - кот наплакал

С почты - злая весть.

Кабы семеро по лавкам

Не просили есть!

И опять не до обеда

Выживет ли зять?

Будет, нет еще победа –

Надвое сказать.


И подполье, и кладовка

Потеряли сыть.

Поджимает голодовка

Нечего носить.

(Рядом война и любовь: Коллективный сборник рассказов и стихов томских писателей о Великой Отечественной войне. - Томск, 1994.)

Библиотекарь: Алоиз Крылов – наш земляк, северчанин очень точно описал положение семьи в тылу.

- Расскажите, как проходил обычно день Кости.

«Мое утро обычно начиналось с хлебного магазина. По карточкам можно было получить хлеб на три дня: за вчерашний день, на сегодня и на завтра. Мы почему-то всегда ели за завтрашний день. По правде сказать, хлеба больше всего доставалось мне. А мама часто отказывалась от своей

« пайки». Она отвечала:

- А я и есть не хочу, потому что - какая у меня работа? А ты растешь – тебе нужнее. Я сопротивлялся этой доброте, но мама находила

случай сунуть мне лишний кусок. «…» На завтрак ели всегда одно и то же – хлеб и кипяток».

^ 4-ый ведущий: читает стихотворение Николая Старшинова «Солдатская мать».


Она поседела в разлуке

За годы великой войны.

Ее терпеливые руки

Огнем и трудом крещены.




В те годы пришлось ей несладко:

Ушла вся семья воевать,

А дома она –

И солдатка,

И наша солдатская мать.


Но беды она выносила,

Не хмуря высоких бровей.

Пахала она и косила

За мужа,

За старшего сына,

За младших своих сыновей.


И верил я снова и снова,

Что в каждом конверте найду

Ее материнское слово,

Ее сокровенное:

«Жду!»


Я знал в эти годы крутые,

Что каждую строчку письма

С ней вместе писала Россия,

Россия,

Россия сама!

Библиотекарь: Война и ребенок. Тема детей на войне вызывает только одно чувство - острую душевную боль. Со времен Достоевского мы привыкли мерить свою совесть слезинкой ребенка. А что можно сказать об океане детских слез… Но все войны когда-нибудь заканчиваются, трава пробивается из-под пепла, дети, пережившие войну вырастают и воспитывают своих детей. Жизнь продолжается, но для того, чтобы она была мирной, надо помнить Великую Отечественную войну.

А как война отразилась на судьбе маленького томича Кости Агеева? Вспомним, как Косте пришлось воровать уголь, потому что дрова все сожгли, а зима в Сибири суровая.

(Учащиеся пересказывают эпизод из повести: «Пришло время рассказать о моем третьем свидании с директором…»)

^ 5-ый ведущий: читает стихотворение томского поэта Бориса Климычева «Венера»:

До костей я продрог. За киосками вскоре

Я окурок нашел. Раздобыл и огня.

«Что ты сделал для фронта?!» - плакат на заборе

Тыкал пальцем огромнейшим прямо в меня.


Что я сделал для фронта? Мне было двенадцать,

В кочегарке под домом я спал у котла,

В полшестого велел кочегар выметаться,

А весна по-сибирски колючей была.


Покурил и к картинной побрел галерее.

Там бесплатно пускают, но есть там старик,

Если ноги в грязи, он ругаться скорее,

Поднимает зазря он отчаянный крик.

Ну и пусть! Но зато там картина такая:

Возле моря по склонам сбегают сады,

И лежит под деревьями тетка нагая,

А над ней золотистые зреют плоды.


Я на тетку на эту смотрел без подвоха,

Я об этом не очень-то думал тогда.

Просто сильно устал, просто было мне плохо

И хотелось шагнуть прямо в раму, туда.


Я плодов бы наелся, помылся бы в море,

Попросил бы у тетки рублевку взаймы,

Табаку бы купил и зажил бы без горя

На холмах, где вовек не бывает зимы.


(Печатается по сборнику «Рядом война и любовь», сост.В. Макшеев и Б.Климычев).

Библиотекарь: Расскажите, кто из взрослых сыграл заметную роль в судьбе Кости Агеева. (Учащиеся называют отца Кости, учителя Кирилла Петровича, пристрастившего отца к чтению, старшего брата Гришу, погибшего на фронте, директора школы Ивана Михайловича).

^ 6-ой ведущий: Мальчишки военных лет мечтали защищать родину на фронте, как их отцы и старшие братья. Так и Костя решил бежать на фронт, чтобы стать разведчиком. Вот что из этого получилось. (Зачитывает отрывок из повести со слов: « Ранней весной 44-го года у нас с Серегой появился капитальный план…» до слов «Кто-то схватил меня за ногу и вытащил из соломы» (стр. 57-59 повести «Нельзя забывать», Новосибирск, Зап.- сиб. кн. изд-во, 1985).

^ 7-ой ведущий читает стихотворение Михаила Карбышева «Друзья мои, сраженные бедою».

Да, мы герои были на войне.

Не каждый золотой звездой отмечен,

Но звездочкой на шапке, на ремне,

И звездами, что золотили плечи.

В бою из нас никто не пасовал,

И после боя ротный перед строем,

Коротенькое – выше всех похвал,

Произносил нам:- Молодцы, герои!

Библиотекарь: Вспомните Петю Ростова из романа Л.Н Толстого «Война и мир», Ивана Буслова из повести В.Богомолова «Иван», Ваню Солнцева из повести В.Катаева «Сын полка». Что общего у этих героев? В трудное для Родины время они встают в ряды защитников Отечества. Побег Кости не удался, а его друг Сергей Кирьяков добрался до линии фронта и стал сыном полка.

-Какой эпизод повести вам особенно запомнился?

(Ответы детей).

Библиотекарь: Перед нами прошли 4 года жизни Кости Агеева и его семьи, пережившей со всем русским народом горе военных лет. Судьбы героев повести близки нам еще и потому, что живут они на родной томской земле.

И нам нельзя забывать подвиг солдат, погибших в боях, самоотверженность наших земляков, ковавших победу в тылу.

^ 8-ой ведущий: Мальчикам 40-х посвящается. ( Читает стихотворение Алоиза Крылова «Довоенные мальчуганы»).


Темной ночью в полях неумолчный зов

Оглашает холмы-курганы.

Это мы. Пионеры былых годов.

Довоенные мальчуганы.

И для нас зеленела в лугах трава,

И над нами парили стяги,

И запомнили мы навсегда слова

Пионерской своей присяги.


Но пропела тревогу война-труба –

Нет расчета на вражью милость!

Как война сволочна, как она груба –

Нам зеленым того не снилось.


Где-то в песне увяз боевой нарком-

То-то песня была ершиста!

Даже кто ворошиловским был стрелком-

Не успел застрелить фашиста.


Полыхнул наугад раскаленный клок –

Собирай по степи останки!

На экране порхал голубой клинок,

А на деле – гудели танки.


Не прошли мы вперед ни одной версты –

О, как были шаги чеканны!

Никогда не покинут свои посты

Довоенные мальчуганы.

^ Звучит песня Булата Окуджавы «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала»


Стихотворение В.Соколова «Дети военной поры».


1 чтец: Что делал я тогда? Снопы вязал,

А может быть. Работал на прополке,

Когда ты тоже полем проползал,

Где каждый метр изранили осколки.


2 чтец: Меня поймет, кто был для фронта мал,

Мальчишка, живший на Оби иль Каме.

Он тоже географию сдавал

По карте, сплошь утыканной флажками.


3 чтец: Ни на минуту друга не забыв,

Я жил, ни слова о тебе не зная.

Прошла война. Коль все ж придет другая,

Нам без тебя являться на призыв.


4 чтец: Но как ты жив – не памятью, не тенью,

А так, что кажется: ты здесь вот рядом, сам,

Погибший на московском направленье,

Быть может, самый юный партизан.


5 чтец: А дни бегут скорее и скорее,

Они спешат, они торопят нас.

Не по годам, а по часам стареют

Учебники истории сейчас.


6 чтец: От нас военные года все дальше,

Все глуше громы незабвенных битв.

Но ты спокойно спи, великий мальчик!

Как и они, не будешь ты забыт.


7 чтец: А дни бегут. Большой весною дружной

Украшен мир, насколько видит глаз.

Как дорожить нам нашей жизнью нужно,

Когда она во столько обошлась!


8 чтец: Быть может, долгий век отпущен мне.

Я должен жизнь свою прожить такою,

Чтобы зачлась она моей страною

С твоим коротким веком наравне.

(Дети военной поры. – М.: Политиздат, 1984)


Использованная литература:

1.Дети военной поры. – М.: Политиздат, 1984.

2.Час мужества: Поэзия периода Великой Отечественной войны. – М.: Просвещение.1990.

3.Гартунг Л. Нельзя забывать. – Новосибирск, 1985.

4.Гартунг Л. Алеша, Алексей…

5.Рядом война и любовь: Коллективный сборник рассказов и стихов томских писателей о Великой Отечественной войне. – Томск, 1994.


Скачать 116.78 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты