Домой

Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет




Скачать 118.6 Kb.
НазваниеМинистерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет
Дата31.03.2013
Размер118.6 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Программа спецкурса
Цели курса
1.2. Задачи курса
1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Всего аудиторных занятий – 34 часа
Распределение часов курса по темам и видам работы
Обязательная литература
4.2. Активные методы обучения
Подобные работы:

Министерство образования Российской Федерации




Санкт-Петербургский государственный университет




УТВЕРЖДАЮ:

декан философского факультета,

Ю.Н. Солонин


Рассмотрено и рекомендовано:

  1. На заседании кафедры онтологии

и теории познания

протокол от 6 марта 2003 г. № 7

Зав. кафедрой,

Б.И. Липский


  1. На заседании методической

комиссии философского факультета

протокол от __________ № ____

Председатель методической комиссии,

В.С. Никоненко


^ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

«История и аналитика чувственности»


Автор: Савченкова Н.М., канд. филос. наук.


Рецензенты - Липский Б.И., зав. кафедрой, проф., д.ф.н.,

Романенко Ю.М., доц., д.ф.н.


Санкт-Петербург

2003 г.



  1. Организационно-методический раздел




    1. ^ Цели курса

Программа данного курса рассчитана на студентов высших учебных заведений, специализирующихся в области философии, психологии, гендерных исследований. Основной целью курса является ознакомление слушателей с основными формами тематизации чувства в истории культуры, а также создание у слушателей системы знаний, необходимых для анализа современных реальностей переживания.

^ 1.2. Задачи курса

В задачи курса входит ознакомление студентов с базовыми культурными институциями формирования чувственности, таких как античный полис, греческая трагедия, христианская ментальность, искусство Ренессанса и европейский роман.

^ 1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Дисциплина «История и аналитика чувственности» является специальной в подготовке по специальности философия – 020100: специализации «систематическая философия (онтология и теория познания)» - 020102 и служит основой для более глубокого усвоения базовой дисциплины - «Онтология и теория познания».

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса.

В профессиональной подготовке выпускника данный курс занимает важное место, поскольку воспроизводит актуальную ситуацию современного философствования. В целях освоения курса студент обязан регулярно посещать лекции, активно участвовать в практических занятиях (семинарах, коллоквиумах и т.п.), изучать рекомендованную преподавателем литературу.


2. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы контроля

^

Всего аудиторных занятий – 34 часа


Из них лекций - 34 часа

Практические занятия -

Самостоятельная работа студента – 40

Итого (трудоемкость дисциплины) – 74 часа


Форма контроля - зачет.


Изучение дисциплины по семестрам:

^ Распределение часов курса по темам и видам работы




Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия (час)

Самостоятельная работа

1

Тематизация чувственности в психологии и философии

2

2




2

Феноменологическая реконструкция чувственности

2

2




3

Гуссерль и Хайдеггер

2

2




4

Психоаналитическая теория аффекта

2

2




5

Источники греческой аффективности

2

2




6

Аффект в греческой трагедии

2

2




7

Проблема аффекта в античной философии

2

2




8

Телесность и аффективность

2

2




9

Аналитика переживания у Августина Блаженного

2

2




10

Реактивная чувственность

2

2




11

Опыт боли и жестокости

2

2




12

Теория аффектов Б.Спинозы

2

2




13

Чувство в европейском романе (Сервантес, Рабле)

2

2




14

Чувство в европейском романе (Гете, Флобер)

2

2




15

Феноменология чувственности (Пруст, Джойс)

2

2




16

Проблема любви в современном дискурсе

2

2




17

Современная теория чувственности

2

2







ИТОГО

34

34







  1. Содержание курса




  1. Разделы курса




  1. Проблемный горизонт термина “чувственность”.

  2. Производство аффекта в греческой культуре.

  3. Аффективное производство в христианстве

  4. “Аффективные машины” эпохи Ренессанса и европейский роман.

  5. Современные стратегии производства чувства.




  1. Темы и краткое содержание




    1. Проблемный горизонт термина “чувственность” ( 8 часов)




      1. Две крайности психологической интерпретации чувства (2-ая пол. XIX в.). Познание и переживание. Конфликт когнитивной и гуманитарной традиции. Логика и психология: подготовка философской проблематизации чувства. Ф. Брентано и Э.Гуссерль. Понятие интенциональности. Рефлексивная структура переживания. Логическая интерпретация чувства.

      2. Феноменологическая реконструкция чувственности. Понятия «потока», «горизонта», «стилистического единства». Проблема объективной фикциональности чувства. Проект метафизической психологии.

      3. Полемика Гуссерля и Хайдеггера. Вопрос об онтологическом статусе интенциональных объектов. Пространственная интерпретация чувства.

      4. Метафизический реализм З.Фрейда. Персонификация «горизонта» в теории сновидений. Закон желания и форма чувства. Теория аффекта у Фрейда.


^ Обязательная литература:

Гуссерль Э. Размышление IY. // В кн. Гуссерль Э. Картезианские размышления. Спб, 1998.

Слинин Я.А. Возникновение философии Хайдеггера из феноменологии Гуссерля. // В кн. Очерки феноменологической философии. Спб, 1997.

Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван, 1991.


Рекомендуемая литература:

Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени, главы III, IY. Томск, 1998.

Дильтей В. Описательная психология. М., 1996.



    1. Производство аффекта в греческой культуре (6 часов)




      1. Теогонии, поэзия и философия как источники греческой аффективности. «Война» и «странствие» как порождающие матрицы аффекта. Синтез чувства и событийности в понятии «судьбы».

      2. Греческая трагедия как аффективная машина. Первые аффективные определения (hybris, hypocrisi). Событийное целое архаической трагедии и формирование стилей чувственности. Анализ «Орестеи» Эсхила. Анализ фиванского цикла (Софокл). «Склад событий» и структура трагического переживания по Аристотелю.

      3. Проблема аффекта в диалогах Платона. Эротический аффект. Поэтический аффект. Тираническая аффективность. Контроверза Софиста и Философа. Идиосинкратический и аскетический стили чувственности.


Обязательная литература:

Эсхил. Орестея.// В кн. Эсхил. Трагедии. М., 1989.

Софокл. Эдип-царь// В кн. Античная драма. М., 1970.

Платон. Пир. // В кн. Платон. Собрание сочинений, т.2. М., 1993.

Платон. Софист. // В кн. Платон. Собрание сочинений, т.2. М., 1993.

Аристотель. Поэтика. // В кн. Аристотель. Сочинения, т.4. М., 1983.


Рекомендуемая литература:

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1998.

Ярхо В.Н. Трагедия. М., 2000.

Лакан Ж. Ниспровержение субъекта и диалектика желания в бессознательном у Фрейда // В кн. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. М., 1997.


    1. Аффективное производство в христианстве ( 6 часов)




      1. Ветхий Завет и Новый Завет: телесность и «чистая аффективность». Ориентация чувства на опыт внутреннего. Диалектика желания в Посланиях Апостола Павла. Грех и закон. Вера, надежда, любовь как трансцендентальные условия «новой» чувственности.

      2. «Первичная чувственность» Августина Блаженного и процесс истины.

Проблема зрелища и преступления.

      1. Логика нигилистического чувства и понятие ressentiment. Вина, нечистая совесть, аскетический идеал. Реактивные механизмы формирования чувственности. Проблема «филологической точности» и поиск адекватного языка описания чувства (Фр.Ницше).


Обязательная литература:


Апостол Павел. Послание к римлянам.

Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991.

Ницше Фр. К генеалогии морали // В кн. Ницще Фр. Сочинения в 2 тт., т.2. М., 1990.


Рекомендуемая литература:


Бадью А. Апостол Павел. Обоснование универсализма. М.- Спб, 1999.

Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. Спб, 1999.


    1. «Аффективные машины» эпохи Ренессанса и европейский роман (8 часов)




      1. Рецепция классической культуры в эпоху Возрождения и вторичное воздействие греко-римской чувственности. Проблема зрелища и визуализации переживания. Язык и глаз как инструменты чувства. Искусство наслаждения и непосредственность переживания Прекрасного. Жестокость и проблема боли.

      2. Теория аффектов Б.Спинозы. Понятие аффекта. О человеческом рабстве. О человеческой свободе.

      3. Европейский роман как универсальное пространство производства, идентификации и присвоения чувства. Проблема достоверности воображаемого в «Дон Кихоте» Сервантеса. «Новая телесность» Франсуа Рабле.

      4. Патологическая анатомия чувства в романе Гете «Избирательное сродство». Проблема объективности чувства и его индивидуальных носителей в романе Флобера «Мадам Бовари». Дискретность и непрерывность в концепции удовольствия.


Обязательная литература:

Спиноза Б. Этика. // В кн. Спиноза Б. Сочинения, т.1, Спб, 1999.

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1988.

Флобер Г. Госпожа Бовари. М., 1983.


Рекомендуемая литература:

Ортега-и-Гассет Х. Размышления о «Дон Кихоте». Спб, 1997.

Бенвенуто Челлини. Жизнеописание. М., 1996.



    1. Современные стратегии интерпретации и производства чувства (6 часов)




      1. Феноменология чувственности в творчестве Марселя Пруста. Чувство и событийность (М.Пруст, Д.Джойс, французский «новый роман»).

      2. Проблема любви в современном дискурсе (Р.Барт, Ж.Делез, М.Мерло-Понти, Ю.Кристева).

      3. Современная теория чувственности и «концептуальные персонажи» Делеза и Гваттари.


Обязательная литература:

Пруст М. По направлению к Свану. М., 1985.

Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. М., 1999.

Мерло-Понти М. Временность// В кн. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. Спб, 1999.


Рекомендуемая литература:

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.-Спб, 1998.

Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. Спб, 1999.

Бютор М. Роман как исследование. М., 2000.



    1. Темы контрольных работ.


3.2.1. Проблема чувства в философии, психологии и литературе конца XIX - начала XX вв.

      1. Греческий герой в сфере воображаемого.

      2. Теория аффекта в античной философии

      3. Парадоксы христианской чувственности

      4. «Психологическая проблема» в европейском романе.

      5. Аффект в современной культуре.



3.3. Примерные темы курсовых работ.

Раздел 3.3. в данной программе отсутствует.


3. 4. Предлагаемые темы рефератов.


      1. Проблема аффекта в древнегреческой трагедии.

      2. Сравнительный анализ интерпретации аффективности в трагедиях Эсхила, Софокла, Эврипида.

      3. «Эротическое неистовство» в диалогах Платона.

      4. Проблема удовольствия в текстах Аристотеля.

      5. Проблема удовольствия у Платона.

      6. Анализ христианской чувственности в «Генеалогии морали» Ф.Ницше.

      7. Теория чувственности в философии Фр.Ницше.

      8. «Концептуальные персонажи» европейского романа.

      9. Теория аффекта Б.Спинозы.

      10. Проблема эротического в современной культуре.


3.5. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу.


5.2.1. Понятие интенциональности Ф. Брентано.

5.2.2. Раработка концепции интенциональности Гуссерлем.

5.2.3. Феноменологическая аналитика переживания.

5.2.4. Проблема аффекта в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера.

5.2.5. Психоаналитическая теория аффекта.

5.2.6. Интерпретация аффективности в философской антропологии.

5.2.7. Структуры переживания и структуры телесности в философии М.Мерло-Понти.

5.2.8. Эрос и аффективность в интеллектуальном пространстве ХХ века.

5.2.9. Аффект в греческой культуре.

5.2.10. Аффект в контексте христианской ментальности.

5.2.11. Психофизический дуализм и теория аффекта Б.Спинозы.


IY. Учебно-методическое обеспечение курса


4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино и видео-фильмов

Раздел 4.1. в данной программе отсутствует.


^ 4.2. Активные методы обучения

В данном курсе используются классические методы аудиторного обучения. На заключительных занятиях проводятся «круглые столы», где обсуждаются ключевые вопросы тем.


4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля

Стандартно оборудованные лекционные аудитории.



    1. Литература

    2. 1. Основная литература:


Эсхил. Орестея //В кн. Эсхил. Трагедии. М., 1989.

Софокл. Эдип-Царь. Эдип в Колоне. Антигона. //В кн. Софокл. Трагедии. М.,

1988.

Платон. «Пир», «Федр», «Софист», «Государство» // В кн. Платон.

Сочинения, т.2-3, М., 1993-94.

Аристотель. «Поэтика», «Никомахова этика» // В кн. Аристотель.

Сочинения, т.4, М., 1983.

Августин Блаженный. Исповедь. М., 1991.

Ницше Фр. «Рождение трагедии из духа музыки», «Генеалогия морали» //

В кн. Ницше Фр. Сочинения в 2-х тт, М., 1990.

Кьеркегор С. «Понятие страха», «Страх и трепет» // В кн. Кьеркегор С.

Страх и трепет. М., 1993.

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М., Спб, 1998.

Бадью А. Апостол Павел. Обоснование универсализма. М., Спб, 1999.


4.5.2. Рекомендуемая литература:


Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической

философии, т.1, М., 1999. (Раздел 2, гл.2, раздел 3, гл.2)

Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998. (Гл.3)

Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после

Фрейда. М., 1997.

Лакан Ж. Семинары, I-II. М., 1998-99.

Фрейд З. Психоанализ и теория сексуальности. Спб, 1998.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.

Фуко М. «Использование удовольствий» // В кн. Фуко М. Воля к истине.

М., 1996.

Фуко М. Забота о себе. Киев-Москва, 1998.

Ясперс К. «К анализу ложных восприятий» // В кн. Ясперс К. Собрание

Сочинений по психопатологии. М., Спб, 1996.

Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. М., 1999.

Доддс Е. Греки и иррациональное. М., Спб, 2000.

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. Спб, 1999.


Составитель: Савченкова Нина Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии и теории познания, философский факультет, СпбГУ.

Скачать 118.6 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты