Домой

Рабочая программа курса «Вгостях у сказки» (внеурочная деятельность)




Скачать 97.72 Kb.
НазваниеРабочая программа курса «Вгостях у сказки» (внеурочная деятельность)
Дата30.03.2013
Размер97.72 Kb.
ТипРабочая программа курса
Содержание
Цель программы
Учебно-тематический план по курсу «В гостях у сказки» 1-ый год обучения
4.Родительская любовь и забота.
6.«Ты лети, лети, лепесток!»
7.Волшебный цветок.
Любовь ко всему живому. Ответственность за тех, кого приручили.
9.Подготовка и проведение праздника «Духовный мир русской сказки».
Литература к программе
Подобные работы:



Рабочая программа

курса

« В гостях у сказки »

(внеурочная деятельность)


1 класс «А»

ГОУ СОШ №1652


Классный руководитель:

Гераськина Т. А.


2011 – 2012 уч. г.



Пояснительная записка



Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит — сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители — И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой — видели в сказке отражение души русского народа.
В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки. Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты. Данная инновационная культурно-образовательная программа построена на глубоком, осмысленном прочтении детьми русских народных и авторских сказок с использованием на занятиях краеведческих материалов школьного музея «Теремок» с его выставками, экспозициями, интерьерами, старинными предметами быта и ремесла русского народа.

^ Цель программы:
формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа.

Задачи

 Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русской народной и авторской сказки.

 Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

 Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.
Осознать духовный мир русских народных и авторских сказок детям помогает использование на занятиях таких современных форм и методов, как беседа-диалог, познавательные и сюжетно-ролевые игры, инсценизация и театрализация, музейные экскурсии, а также просмотр видеофильмов с последующим их обсуждением, что способствует формированию у детей способности интерпретировать сказку, извлекая из нее нравственный смысл и накапливая собственный духовный опыт. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность, на самостоятельный творческий поиск детей в различных формах: рисование, аппликация, лепка, сочинительство, шитье, изготовление кукол, декораций, постановка спектаклей.
Программа имеет интегрированный характер. Она может быть использована на уроках чтения, русского языка, основ православной культуры, при проведении классных часов, бесед с участием родителей, школьных праздников. Подведение итогов занятий рекомендуется провести в различных формах общественной презентации: выставка творческих работ и поделок, путешествие в сказку, литературный аукцион, конкурс, спектакль.
Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 7-8 лет (первый класс) в объеме 64 часов в год (по два часу в неделю).
В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.


^ Учебно-тематический план по курсу «В гостях у сказки» 1-ый год обучения





Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Путешествие в сказку

5

2

3

2.

«Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок»

10

4

6

3.

«Доброе слово – что ясный день»

8

3

5

4.

Родительская любовь и забота

8

4

4

5.

«Что за прелесть эти сказки!»

6

2

4

6.

«Ты лети, лети, лепесток!»

8

3

5

7.

Волшебный цветок

6

2

4

8.

Любовь ко всему живому. Ответственность за тех, кого приручили

6

2

4

9.

Подготовка и проведение праздника «Духовный мир русской сказки»

8

2

6

10.

Итого

65

24

41



Содержание курса первого года обучения

  1. Вводное занятие. Путешествие в сказку.
    Знакомство с выставкой народных сказок и иллюстрациями к ним. Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?» Посещение спектакля кукольного театра. Особенности работы кукловода. Технология выкроек кукол. Практическая работа: изготовление кукол для сказки «Теремок», отработка техники движения куклы на руке.

  2. «Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок».
    Сюжетно-ролевая игра по мотивам русской народной сказки «Теремок». Беседа-диалог: «Хвастовство и самонадеянность до добра не доведут». Распределение и пробы ролей в спектакле «Теремок». Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Практическая работа: отработка (тренинг) кукловождения.

  3. «Доброе слово — что ясный день».
    Беседа-диалог: Доброе слово — доброе дерево — добрый плод. Знакомство с русской сказкой «Морозко» и сказкой братьев Гримм «Госпожа Метелица». Игра в «Вежливое слово» (участники передают мячик друг другу, сказав при этом доброе, вежливое слово, не повторяясь). Практическая работа: выписать в рабочую тетрадь вежливые, добрые слова, которые встретились при чтении сказок; выбрать одно (любое) вежливое слово и рассказать историю его происхождения, придумать сказку с этим словом.

^ 4.Родительская любовь и забота.
Беседа-диалог: Что такое семья? Почему люди живут семьями? Что является главным для каждой семьи? О ком в семье заботятся больше всех? Практическая работа: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Солнышко, пригрей!» Выполнение творческих работ и поделок из природного материала и пластилина («Гнездо птиц», «Моя семья» и других)

5. «Что за прелесть эти сказки!» Выставка творческих работ и поделок. Их анализ. Путешествие по пушкинским сказкам. Знакомство с выставкой сказок А. С. Пушкина разных лет изданий с иллюстрациями разных художников. Просмотр и обсуждение «Сказки о рыбаке и рыбке». Беседа-диалог о смирении и гордости, бескорыстии и жадности, послушании и своенравии. Твое понимание поговорок: «Чего нет, того и хочется», «Кто много желает, тот и мало видает». Практическая работа: прочитать любую из сказок А. С. Пушкина, выписать в рабочую тетрадь пушкинские термины, обозначающие чувства: отрицательные и положительные; написать письмо-совет одному из отрицательных героев сказки, после которого ему захотелось бы совершить добрый поступок.

^ 6.«Ты лети, лети, лепесток!»
Выставка творческих работ и поделок. Их анализ. Знакомство со сказкой В. Катаева «Цветик-Семицветик». Выразительное чтение сказки. Просмотр мультфильма «Цветик-Семицветик» с последующим обсуждением. Практическая работа: написать мини-рассказ о том, на что бы ты использовал последний лепесток? Подобрать пословицы, поговорки о взаимовыручке, добром сердце, сострадании.

^ 7.Волшебный цветок.
Знакомство с выставкой сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» разных годов издания. Портрет писателя. Выразительное чтение сказки по ролям. Инсценировка понравившихся отрывков. Практическая работа. Листки активности с заданиями: выписать в рабочую тетрадь добрые, красивые слова из сказки «Аленький цветочек» ; придумать и записать свое продолжение сказки, ответив на вопросы: если бы вместо младшей дочери к Чудищу отправились другие сестры, что было бы? Если бы Чудище превратилось в молодого человека, у которого не было бы богатства и дворца, что было бы?; нарисовать или сделать поделку аленького цветочка.

8.^ Любовь ко всему живому. Ответственность за тех, кого приручили.
Знакомство со сказкой В. Сухомлинского «Девочка и Ромашка» и с нанайской сказкой «Айога». Беседа-диалог: Чему учат эти сказки? Как я помогаю близким дома? Назови свои добрые дела и дела, за которые тебе было стыдно. Пофантазируем вместе: «Если бы Айога не превратилась в гусыню, что было бы…?» Практическая работа: просмотр и обсуждение анимационного фильма «Желтухин» (по одноименному рассказу А. Н. Толстого) Выполнение рисунков, рассказов на тему «Мое представление о дружбе»

^ 9.Подготовка и проведение праздника «Духовный мир русской сказки».
Выставка детских творческих работ и поделок. Представление лучших работ. Награждение. Проведение конкурсов: «Из какой мы сказки?», «Подбери слова к сказке», «Продолжи, что произошло дальше?» Литературный аукцион «Кто больше назовет положительных героев русских сказок?» Инсценирование отрывков из любимых сказок, кукольный спектакль. Практическая работа: проверка знаний, умений, навыков обучающихся, оформление выставки, организация и проведение инсценировок сказок, выступление с кукольным спектаклем.


^ Литература к программе

  1. Атрихалова Е. В., Ксенофонтов И. В. Использование потенциала фильмов духовно-нравственной направленности в современной школе. — Калуга, КГИМО, 2010

  2. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка. — М., 2009

  3. Изготовление реквизита в кукольном театре. — М., 1979

  4. Ильин И. А. Духовный мир сказки. — М., 1982

  5. Народные русские сказки. — М., 1982

  6. Наш школьный кукольный театр. — М., 1978

  7. Пушкин А. С. Сказки. — М., 2002

  8. Русские народные сказки. — М., 1958

  9. Сказки русских писателей. — М., 1977

  10. Стрелкова Л. П. Уроки сказки. — М.. 1989

  11. Тимофеева И. Н. Сто книг вашему ребенку: Беседы для родителей. — М., 1987

  12. Тумина Л. Е. Кружок «Сочини сказку». — М., 1995

Скачать 97.72 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты