Домой

Задачи : Изучить и проанализировать систему воспитания в Афинах; Изучить и проанализировать систему требований к спартанскому воспитанию




Скачать 194.43 Kb.
НазваниеЗадачи : Изучить и проанализировать систему воспитания в Афинах; Изучить и проанализировать систему требований к спартанскому воспитанию
Дата30.03.2013
Размер194.43 Kb.
ТипРеферат
Содержание
Возникновение воспитания.
Система воспитания и образования в Афинах
Образование и воспитание в Спарте.
Педагогическая мысль в Древней Греции
Список литературы
Подобные работы:


Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………3

  2. Возникновение воспитания………………………………………………4

  3. Система образования и воспитания в Афинах…………………………6

  4. Образование и воспитание в Спарте……………………………………11

  5. Педагогическая мысль в древней Греции……………………………..14

  6. Заключение……………………………………………………………….19

  7. Список литературы………………………………………………………20



Введение


Воспитание- неотъемлемая часть становления общества, так как именно воспитательная система подрастающего поколения воплощает в себе те требования, которые жизнь ставит перед обществом. Поэтому изучение становления процесса воспитания не только помогает глубже понять и осмыслить исторический процесс, но и скорректировать систему современного воспитания, внести в него необходимые изменения.

Целью данной реферативной работы является выявить те требования к воспитательному процессу, которые ставила эпоха перед лицом античного человека.

Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать систему воспитания в Афинах;

  2. Изучить и проанализировать систему требований к спартанскому воспитанию;

  3. Сравнить и выявить закономерности и отличия афинского и спартанского воспитания;

  4. Ознакомиться с выдающимися философами античности и с теми требованиями, которые они выдвигали к воспитанию идеального гражданина государства.

Данная работа основывается на анализе множества литературных источников справочного характера, а также художественных произведениях античных авторов, таких как Аристотель и Платон.



  1. ^ Возникновение воспитания.


Человек современного физического типа (кроманьонец) повсеместно появился около 40 тыс. лет назад. Именно тогда произошел качественный сдвиг, которым завершился процесс выделения человека из животного мира. Примитивные орудия труда не позволяли первобытным людям жить и бороться с силами природы в одиночку, вынуждали их трудиться сообща. Коллективный труд порождал общую собственность на средства производства и продукты потребления, уравнительное распределение этих продуктов, что являлось результатом слабости отдельной личности, а не обобществлением процесса производства.

«Зарождение воспитания происходит на самой ранней ступени общественного развития. Вопрос о его возникновении по-разному рассматривается учеными в зависимости от их методологических позиций. Основное различие при этом составляет признание или игнорирование связи между экономической жизнью, трудовой деятельностью первобытных людей и практикой воспитания детей. Наиболее распространенными и широко известными являются следующие концепции происхождения воспитания.»1

Биологическая- в основе воспитания представители данной концепции (Ш. летурно, А. Эспинас) рассматривают стремление человека к продолжению рода и закон естественного отбора. Они отрицают сознательный характер воспитания, представляют его как стихийно-естественное явление. Воспитательная практика отождествляется с инстинктивными действиями животных, птиц и даже насекомых по заботе о своем потомстве.

Психологическая- основывается на бессознательном подражании детей старшим, на утверждении, что воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей. П. Монро, один из представителей психологической концепции, писал, что мир первобытного человека сосредоточен в настоящем, что у него почти нет сознания прошлого и будущего, а его воспитание лишь приспособление к среде.

Социально-экономическая- в качестве основного условия возникновения воспитания выделяет трудовую деятельность людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Биологические предпосылки рассматриваются как основа переходя от животного состояния к человеческому благодаря труду. Большую роль в становлении и распространении этой концепции сыграла работа Ф.Энгельса «Диалектика природы. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

В настоящее время целый ряд историков придерживаются концепции антропосоциогенеза, в которой органически соединяются эволюционно-биологическое, психологическое и социально-экономическое основания.

Основная задача воспитания во всех формациях- целенаправленная передача подрастающим поколениям социально-исторического опыта: знаний, умений и навыков.

Безусловно, наиболее яркой и значимой для всех поколений является система воспитания и образования Античной Греции, послужившая основанием становления последующих теоретических положений воспитательного процесса. Среди важных центров античной эпохи выделяют Афины и Спарту.



  1. ^ Система воспитания и образования в Афинах


«Классические народы много сделали для образования и воспитания человечества. Европейское просвещение берет свое начало в классической, греко-римской древности. В последовательном ходе истории грекам принадлежит первенство относительно римлян».2 Одним из основных греческих государств, являющимся очагом многосторонней духовной культуры, по праву считаются Афины.

К цивилизации и культуре у древних греков были приобщены только привилегированные сословия, то есть совершенно свободные и полноправные граждане. Такое резкое разграничение сословий устанавливалось сразу после завоевания страны тем или иным греческим племенем. Завоеватели становились господами, владельцами земель, гражданами. Остальное население выполняло роль рабов.

В Афинах воспитание было индивидуальным и свободным, семье было предоставлено право воспитания: по описанию Аристотеля, родители могли воспитывать своих детей как угодно и как позволяли им средства. Афинское воспитание требовало только, чтобы родители дали детям образование. По законам Солона, отец не мог претендовать на поддержку сына в старости, если не давал ему надлежащего образования. Законы Солона обязывали каждого афинского гражданина непременно получить музыкальное образование и грамотность и знать какое-либо ремесло, которое бы обеспечило ему средства к существованию. Правительство следило за нравственностью и порядком во всех собраниях молодежи посредством софронистов, особых должностных лиц. Государство само заменяло собой родителей и воспитывало детей граждан, чьи родители погибли за отечество.

Воспитание в Афинах состояло не только в развитии телесной выносливости и мощи, хотя афиняне ценили красоту и мощь тела, но еще больше они ценили силу и красоту души. Поэтому на первом месте стояло воспитание духа, дарований человека: ума, художественного вкуса, нравственных стремлений и чувств. У афинян в почете было музыкальное образование, в самом широком смысле оно включало умственное наставление, что способствовало развитию души.

«Школы в Афинах появились около 7 в. До н.э., они были частными, вследствие необеспеченности средствами, имели самое непритязательно устройство, помещались где-нибудь в лавках, даже на открытой улице и на рынках»3.

В семь лет няню сменял педагог, нечто вроде «дядьки», из домашних, преданных рабов. Обязанность педагога заключалась в том, чтобы следить за своим питомцем, играть с ним, внушать ему делом и словом начала добродетели и приличия, охранять от дурных впечатлений со стороны, провожать его в школу, безотлучно наблюдать за его занятиями и поведением.

С 7 лет ребенок посещал школу грамматиста, начального учителя, где учился читать, писать, считать, рассказывать, декламировать стихи. Чтению учили по буквам и складам; писать по прописям. Для начального письма служили вощаные дощечки и стиль. Пособием для чтения и начальной грамматики служили антологические сочинения с литературными образцами нравоучительного характера. Лучшие места заучивались наизусть, декламировались и перелагались с целью развития изящной, красивой речи и подвижной мысли. При чтении предпочитали меньше прочитывать, но лучше прорабатывать и усваивать, как по содержанию, так и языку, стилю. По окончании грамматического курса или одновременно с ним мальчик проходил еще общий музыкальный курс, посещая школу кифариста, где учились пению и музыке. Этот курс имел назначение облагородить нрав, развить изящный вкус и дать музыкальные навыки, чтобы всякий ученик мог играть на струнном инструменте, петь в хоре при различных богослужебных и праздничных обрядах. В состав музыкального курса входило и изучение стихосложения, ритмики и мелодики стиха.

Музыка играла большую роль в общественной жизни греков. Законы объяснялись при пении, при исполнении религиозных обрядов необходимо было петь. По мысли пифагорейцев музыка глубоко воздействует на душу и разум человека, прививают ему гармонию и чувство прекрасного. Кроме того, они дают возможность душе человека наслаждаться гармонией и красотой природы уже тогда, когда разум еще не окреп, когда человек еще не может самостоятельно мыслить, принимать решения, анализировать те или иные события. Кроме того, музыка являлась отличнейшим досугом, многие люди в Афинах проводили свое свободное время играя на музыкальных инструментах, слушая исполнение выдающихся музыкантов того времени. Впрочем, музыкальное образование у греков не подразумевало под собой воспитание музыкантов- специалистов своего дела.

По мере укрепления организма мальчики 12-14 лет начинали заниматься гимнастикой в палестре- школе состязаний. Руководил занятиями гимнастикой специальный учитель- педотриб. Занятия начинались с легких упражнений, потом переходили к более трудным. Преимущественное внимание обращалось на развитие не столь мускульной силы, сколько движений, которыми вырабатывается пластическая красота и изящная стройность тела. Заканчивалось обучение военными упражнениями, когда мальчики становились юношами. В 18 лет их объявляли вступившими в юношеский возраст, называли эфебами, в 20 лет они получали звание совершенных граждан с правом голоса в народных собраниях. В храме афины Паллады они принимали присягу на верную службу отечеству, на защиту закона, религии и военной чести государства.

После обучения в палестре более состоятельные юноши продолжали посещать гимнасии. Греческие гимнасии- обширные огорожденные пространства, с аллеями, рощами, крытыми и открытыми галереями, купальнями. Военно-гимнастическими упражнениями занимались в большом размере, чем в палестре. Большое значение имели общественно-политические беседы, философские занятия. Взрослое население афин тоже могло удовлетворить свои интеллектуальные потребности, посещая такие занятия.

На всех ступенях афинское воспитание было обращено к нравственности. Как только мальчик начинал понимать вещи, родители и воспитатели не пропускали случая раскрыть понятие прекрасного и доброго. Поэтому афинян отличала искренняя религиозность, глубокое почтение к родителям, любовь к добродетели, чувство чести, обдуманность поступков, изящная вежливость и внимание в обращении со всеми.

Дисциплина, в которой воспитывался ребенок, была довольно суровой, использовались телесные наказания. Целый ряд правил был направлен на то, чтобы воспитать в детях и даже юношах за 18 лет сдержанность, скромность, здравомыслие: за столом нельзя приниматься за пищу раньше родителей; нельзя сидеть за столом, закинув ногу за ногу; по улицам следует ходить спокойно, прилично. Протагор в беседе с Сократом писал: «Известно, что афиняне сыновей своих, с самого их малолетства, учат и вразумляют до конца своей жизни. Они учат его каждым делом и словом, что вот то справедливо, то не справедливо, это похвально, а то постыдно, это свято, а то нечестиво, и если дитя охотно повинуется, хорошо, а когда не повинуется, исправляют его угрозами и ферулою, как искривившееся и худое дерево». Поэтому афинян отличала искренняя религиозность, глубокое почтение к родителям, любовь к добродетели, чувство чести, обдуманность поступков, изящная вежливость и внимание в обращении со всеми.

С конца 5 в. До н.э. образование греков постепенно усложняется. В содержание школьного обучения входят новые предметы- прежде всего грамматика и риторика. Стали изучать мифологию и историю, арифметику и геометрию, астрономию, естественные науки, философию. Потребность в аргументациях и убеждениях потребовала нового предмета- диалектики.

В дополнение к учителям грамоты появились софисты, которые за хорошее вознаграждение давали сыновьям богатых людей образование более высокого уровня. Эти уроки были зародышем высшего образования.

Также планомерно начинает развиваться наука, создается устойчивый круг учебных предметов: грамматика, риторика и диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки,- который под именем семи свободных искусств пережил свой расцвет и перешел в средневековое образование под названием тривиум (первые три предмета) и квадривиум (остальные четыре предмета).

Женское воспитание значительно отличалось от мужского. Девушки должны были мало есть, чтобы не утратить легкости и стройности фигуры, избегать солнца. Женщина была прикована к гинекею, она редко показывалась на улице, постоянно была с детьми и рабынями, жила без вольной гимнастики, с детства зашнурованная, имела тонкую талию, узкие плечи, слабый, бледный вид. Учение афинянок было крайне ограниченное; не все умели читать и писать, петь и играть на лире и кифаре, но усердно учились всем женским рукоделиям: прясть, шить, ткать, вязать. Привлекательными в женском воспитании были нравственные качества афинянки: честность, кротость, нравственная чистота, кроме того, она была бережливой и умелой хозяйкой.

Многие сочинения греческих поэтов и философов имели глубокое воспитательное значение не только для греков, но и для тех народов, которые наследовали эллинскую культуру.



  1. ^ Образование и воспитание в Спарте.


Спарта как возникла из военного лагеря, так и осталась военным лагерем навсегда. Поэтому все было подчинено строгой дисциплине, весь уклад жизни был определен обязательными правилами. Человеческая личность, ее интересы приносились в жертву государству.

Воспитание у спартанцев было направлено на то, чтобы в каждом свободном человеке выработать твердую опору для государства. Каждый гражданин принадлежал государству и воспитывался сообразно его целям: он должен был защитить государство при нападении врагов. Маленькому государству нужны были сильные, выносливые патриоты. Право на жизнь определялось советом старейшин, новорожденного осматривали и если в нем находили физические недостатки и слабое здоровье, то его бросали в пропасть.

До 7 лет ребенок воспитывался дома под руководством матери, в семье создавали такую обстановку, в которой у ребенка не могли бы развиться трусливость и изнеженность, детям позволяли одним бегать на свободе, не одевали их, оставляли одних в темноте, пищи давали мало, от крика и плача по возможности удерживали.

С 7 лет мальчики уже воспитывались за счет государства в особых заведениях. В «политике» Аристотеля говорится, что в Спарте «дети богатых живут в такой же обстановке, что и дети бедных, и получают то же самое воспитание, какое могут получать и дети бедных. То же самое продолжается и в юношеском возрасте, и в зрелом». Один только наследник престола освобождался от обязанности воспитываться в общественном заведении. В этих учреждениях весь обиход жизни, начиная с платья и стрижки волос, был строго определен согласно обычаям. Здесь мальчик оставался до 18 лет. Высший надзор над питомцами поручался одному из храбрейших и умнейших граждан- педоному, который в помощь себе имел распорядителей. Кроме того, спартанские юноши находились под присмотром всего общества. Каждый полноправный гражданин мог содействовать воспитанию, при всяком удобном случае он должен был наставлять юношей, мог порицать и даже наказывать.

По своему содержанию воспитание в Спарте было военно-гимнастическим. Оно имело в виду закаливать, приготовлять тело и дух для войны, для военного господства. С этой целью дети приучались к перенесению всевозможных трудностей: холода, голода, жажды. Ежедневно прописывалась холодная ванна. Пища была скудная и простая. Развитию ловкости и силы служил ряд телесных упражнений: бег, прыжки, борьба, метание диска и копья. В юношеском возрасте прибавлялись упражнения с оружием, охота, танцы, изображавшие нападение и защиту.

Духовное образование приобретали посредством музыки: пели богослужебные гимны, хвалебные песни в честь граждан, погибших в сражении за отечество, участвовали в военных танцах. Знаниями не интересовались, даже чтение и письмо не считали нужными, и стали их признавать только с времен персидских войн. Ораторское искусство не уважали, так как считали его искусством красиво болтать и лгать. Спартанцы предпочитали высказывать свою мысль в немногих словах, отчетливо и выразительно.

С 18-20 лет спартанцы жили уже отдельно от мальчиков, в казармах, и занимались, кроме гимнастики, еще специальными военными упражнениями, исполняли обязанности военной службы. Военная дисциплина царила повсюду, и поддерживалась она телесными наказаниями. Кроме того, каждый старший имел не только право, но и обязанность указать мальчику и юноше на его проступок и даже тростью наказать его на месте преступления.

Женское воспитание в Спарте ничем не отличалось от мужского. Спартанки выходили с гимнастических курсов рослыми, сильными, и ничем не уступали мужчинам в мощи и выносливости. В заботах домашнего хозяйства они были не сведущи. Кухня, пряжа, ткацкое дело не составляли обязанность домашних рабынь. Зато женщина сама вскармливала своих детей, сама их воспитывала, энергично и умно управляла домом. Она очень хорошо разбиралась в общественных и государственных делах, обсуждала их вместе с гражданами. Как супруга и мать оказывала глубокое влияние на своего мужа и отпрысков. Женщина в Спарте пользовалась широким авторитетом.

Продолжительное и строго выдержанное военное воспитание, которое поддерживалось соответствующим духом, нравами и законами Спарты, всегда достигало своей цели. Оно давало Спарте военное превосходство над другими государствами Греции. Ш. Летурно считал, что в Спарте «выработался человеческий тип, единственный в мире в отношении патриотического воодушевления, физической силы и энергии воли» (Степашко, с.338). Но такое воспитание не могло обеспечить повсеместного превосходства Спарты, а также внутреннего процветания такого мощного государства в мирное время. По выражению Аристотеля, в Спарте «вся система была рассчитана только на часть добродетели, именно на относящуюся к войне добродетель»4 .



  1. ^ Педагогическая мысль в Древней Греции


В Древней Греции педагогика зарождалась как особая отрасль философии, которая занималась проблемами воспитания. Утверждалась мысль: «Кто не философ, да не войдет в педагогику» (Арлова Г.П. , с. 33). Наиболее видными философами, в трудах которых поднимались и обсуждались вопросы воспитания, были Сократ, Демокрит, Аристотель и Платон.

Сократ считал, что назначение педагогической деятельности состоит в освобождении интеллекта учащегося от всех дурных внешних влияний, в создании гармонии жизненных потребностей и способностей каждого живущего человека. Сократ впервые поставил вопрос о роли общих понятий в познании окружающего мира.

Педагогическими принципами Сократа были отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством. Впервые он применил метод собеседования, который состоял из наводящих вопросов. Собеседник, отвечая на вопросы, постепенно убеждался в неверности ранее высказанных им же положений.

Сократ первым указал, что образование должно исходить и строиться на познании человека и его души. Истинное образование, которое может усовершенствовать человека, должно исходить изнутри человека, иметь своей основой самопереработку имеющихся в душе впечатлений и знаний. Истинно образующее обучение, которое возбуждает к самодеятельному размышлению. Воспитывающее к мудрости обучение должно помогать человеку самому формировать свои знания. Лучший метод для этого эвристический или вопросный, с обращением к нравственному сознанию детей, побуждающий людей все находить в самих себе, идти путем самопознания и самоуглубления.

Сократ ничего не давал слушателям от себя в готовом виде, а побуждал их все находить в себе. От примеров к правилу, от вещей и конкретных отношений к понятию- этим путем он вел своих собеседников.

Платон считал первичным мир идей, вторичным- мир чувственных вещей. По Платону: идеи вечны, неизменны, вещи- тени мира идей; душа человека живет до своего вселения в тело в мире идей, вселившись в него, она определяет возможности развития и место человека в обществе. Те люди, которые обладают душой с преобладанием разумной ее части- станут правителями, философами, с преобладанием волевой части- воинами, чувственной- ремесленниками, земледельцами. Философию тесно связывал с политикой и педагогикой.

Платон задачу воспитания видел в укреплении разумной части души путем передачи потомству принципов добродетели.

В сочинениях «Государство» и «Законы» Платон представил проект идеального государственного строя и воспитания и образования. Браки в этом государстве возможны только между гражданами этого государства одного сословия, рождение детей регламентировано. По убеждению философа, воспитание должно быть организовано государством и соответствовать интересам философов и воинов. Дети богатых раньше всех начинают образование и позже всех его заканчивают. Новорожденные с самых первых дней жизни отдаются в специальные учебные и воспитательные учреждения. Большое значение в формировании человека Платон придавал эмоциям, подчеркивая, что первые ощущения- это наслаждение и страдание, именно они окрашивают детские представления о добродетели и благе. Особое внимание он уделял играм, песням, танцам, чтению и пересказу. Предлагал законодательно установить перечень книг, которые обязаны прочитать дети дошкольного возраста. Настоятельно советовал педагогам следить за выполнением детьми правил игры с тем, чтобы они не вносили в них никаких новшеств. В противном случае дети, став взрослыми, захотят внести изменения в законы общественного устройства, а это в идеальном государстве недопустимо.

Платон подчеркивал, что все науки надо преподавать не насильно, а играючи, ибо человек не должен учиться науке рабски. Философ был не только теоретиком, но и практиком науки: в Афинах он был основателем авторской школы, которая носила название Академия. Система его воспитания соединяла в себе черты спартанской и афинской систем воспитания и образования.

Демокрит был крупнейшим материалистом античного мира. Он был всесторонне и широко образован. Враждебно относясь к рабовладельческой знати, в качестве образца выдвигал передовых купцов и промышленников, но выступал против участия неимущих слоев населения в политическом управлении страной. Он считал рабов простыми орудиями.

Первоосновой мира Демокрит считал атомы и пустоту, в которой они вечно движутся. Утверждал, что внешний мир познаваем, так как человек состоит из тех же атомов, что и окружающая среда.

Демокрит первым высказал мысль о природосообразности воспитания. По его мнению, первоначально люди жили, как дикие звери, и лишь позднее, благодаря подражанию природе, человечество достигло совершенной культуры. Сопоставляя важность сообщения детям разнообразных знаний и развития у них мышления, он отдает предпочтение последнему.

Демокрит считал, что мудрого человека можно распознать не по его представлению о самом себе, а по характеру его деятельности: умению правильно принимать решения, говорить безошибочно и действовать правильно.

Демокрит высоко ценил роль упражнения в воспитании и обучении. Исключительно большое значение в воспитании отводил труду, требовал их соединения. В отличие от Платона, Демокрит был приверженцем семейного воспитания, отводя высокую роль при этом непосредственно родителям.

Аристотель обобщил научные достижения своих предшественников, взяв у них все, что казалось ему положительным, и беспощадно раскритиковал то, что считал ошибочным и неверным.

В философии Аристотель различал три вещи: теоретическую- учение о бытие, его составных, причинах и началах; практическую- о человеческой деятельности; поэтическую- о творчестве. Огромное значение имела основанная им формальная логика- наука, изучающая формы мысли: понятия, суждения, умозаключения, доказательства. В Афинах даже действовала авторская школа философа под названием Лицей.

На основании концепции о трех видах души, определяющих уровни жизни, он разработал теорию воспитания свободнорожденных граждан, создал первую в мире возрастную периодизацию. Это три периода по семь лет в каждом из них. Каждому виду души соответствует свой определенный вид воспитания: растительной- физическое воспитание; животной (волевой)- нравственное, а разумной- умственное воспитание.

Аристотель целью воспитания ставил развитие высших сторон души (разумной и животной). Основные факторы воспитания: природные задатки, привычки, развитие способности к рассуждению. Исходя из идеи развития, он считал, что от природы у человека имеются лишь зародыши способностей, которые развиваются в процессе воспитания.

Аристотель отметил особенности каждого возраста, обозначил цели и содержание работы в определенный период. До 7 лет в детях преобладает растительная жизнь, поэтому в первую очередь необходимо развивать детский организм. Главное при этом- питание, движение, закаливание. С 5 лет детей надо готовить к школе. С 7 лет мальчики должны посещать школу (женщинам давать образование считал ненужным). Период начального обучения заполнен занятиями гимнастикой, чтением, письмом, грамматикой, счетом, рисованием и пением.

Второй возрастной период- от 7 до 14 лет (наступление половой зрелости) направлен на укрепление нравственных начал.

Третий период- от 14 до 21 года посвящен серьезному освоению наук.

Аристотель рассматривал воспитание как укрепление государственного строя, поэтому школы, по его убеждению, должны быть исключительно государственными. Однако семья должна заботиться о нравственном воспитании, которое основывается на моральных поступках, развитии активности, дееспособности, волевого начала.


Заключение


Изучив научную литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу, что воспитание являлось неотъемлемой частью в обществе древней Греции. Причем внимание уделялось не только умственному, но и морально-нравственному, военно-патриотическому и эстетическому аспектам воспитания.

Хотя Древняя Греция представляет собой общность государств, воспитание в двух ее главных полисах- Афинах и Спарте- преследовало собой разные цели, которые имели под собой базис, на котором основывались эти два полиса. Например, Спарта повсеместно вела военные действия, поэтому вся система воспитания была направлена на поддержание военного духа и военные умения и навыки.

Афины же дали все миру самых выдающихся философов, поэтов, музыкантов, так как воспитание в данном полисе включало прежде всего нравственное развитие человека, привитие ему тонкого вкуса, изящных манер, гибкости мысли.

Несомненно эти два города дали всему миру ценные направления в воспитании подрастающего поколения, которые впоследствии были заложены в основу средневекового просвещения. И даже сейчас, в такую трудную эпоху, можно многое почерпнуть из принципов античного воспитания. Это прежде всего патриотизм и нравственное развитие души.


^ Список литературы


  1. Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики / Под ред. Э.Д. Днепрова, О.Е. Кошелевой.- М., 1986, 346 с.

  2. Антология педагогической мысли/ Сост. П.А. Лебедев.- М., 1987.

  3. Арлова Г.П. Белорусская народная педагогика. Мн., 1993

  4. Варенова Т. В. Краткая история педагогики: Учеб. пособие.- Мн.: ООО «Асар», 2009.- 256 с.

  5. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. Учеб. заведений/ И. Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др., Под. ред. З.И. Васильевой.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-416 с.

  6. История педагогики как учебный предмет/ Под ред. К.И. Салимовой. М., 1996, 234 с.

  7. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов/ Н.А. Константинов, Е.И. Медынский, М.Ф. Шабаева.- 5-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1982.- 447 с., ил.

  8. Латышина Д.И. история педагогики: Учебное пособие.- М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1998.-584 с.

  9. Марру А.-И. История образования в Античности.- Издательство «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина.- М., 1998, 560 с.

  10. Степашко Л.А. Философия и история образования: Учеб. пособие.- М., 1999, 346 с.




1 Антология педагогической мысли/ Сост. П.А. Лебедев.- М., 1987, 12 с.

22 История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. Учеб. заведений/ И. Н. Андреева.- М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 42

33 История педагогики как учебный предмет/ Под ред. К.И. Салимовой. М., 1996, с. 199

44 Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики / Под ред. Э.Д. Днепрова, О.Е. Кошелевой.- М., 1986, с. 22


Скачать 194.43 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты