Домой

Герман Ломов Двенадцать подвигов Геракла: эпический миф или историографическая матрица




Скачать 78.24 Kb.
НазваниеГерман Ломов Двенадцать подвигов Геракла: эпический миф или историографическая матрица
Дата29.03.2013
Размер78.24 Kb.
ТипДокументы
Содержание
10. Кербер / цербер (десятый подвиг, по куну – одиннадцатый) = эра скорпиона
География мифа.
Астрономический аспект мифа.
Астрологический аспект мифа.
Подобные работы:

Герман Ломов «Двенадцать подвигов Геракла: эпический миф или историографическая матрица?»


Далее в «каноническом» повествовании происходит некий сбой. Так, предваряя описание десятого подвига, Кун повествует: «Вскоре после возвращения из похода в страну амазонок Геракл отправился на новый подвиг. Эврисфей поручил ему пригнать в Микены коров великого Гериона, сына Хрисаора и океаниды Каллирои». Таким образом, похищение коров трёхглавого Гериона Кун обозначает десятым подвигом. А укрощение стража Аида – Цербера – соответственно одиннадцатым.

С астрологической точки зрения достаточно пробежать текст этих двух подвигов что называется «по диагонали», чтобы сделать однозначный вывод: коров Гериона и Кербера нужно хронологически поменять местами. После обретения пояса Ипполиты (девятый подвиг) хронологически следует укрощение Цербера (десятый подвиг), а уже затем захват коров Гериона (одиннадцатый). Подробное астрологическое обоснование предлагаемой замены изложено в описаниях астрономических и астрологических аспектов каждого мифа.


^ 10. КЕРБЕР / ЦЕРБЕР (ДЕСЯТЫЙ ПОДВИГ, ПО КУНУ – ОДИННАДЦАТЫЙ) = ЭРА СКОРПИОНА

Описание мифа по Н.А. Куну. Едва Геракл вернулся в Тиринф, как уже снова послал его на подвиг Эврисфей. Это был уже одиннадцатый (?) подвиг, который должен был совершить Геракл на службе у Эврисфея. Невероятные трудности пришлось преодолеть Гераклу во время этого подвига. Он должен был спуститься в мрачное, полное ужасов подземное царство Аида и привести к Эврисфею стража подземного царства, ужасного адского пса Кербера. Три головы было у Кербера, на шее у него извивались змеи, хвост у него оканчивался головой дракона с громадной пастью. Геракл отправился в Лаконию и через мрачную пропасть у Тэнара спустился во мрак подземного царства. У самых врат царства Аида увидал Геракл приросших к скале героев Тесея и Перифоя, царя Фессалии. Их наказали так боги за то, что они хотели похитить у Аида жену его Персефону. Взмолился Тесей к Гераклу:

- О, великий сын Зевса, освободи меня! Ты видишь мои мучения! Один лишь ты в силах избавить меня от них!

Протянул Геракл Тесею руку и освободил его. Когда же он хотел освободить и Перифоя, то дрогнула земля, и понял Геракл, что боги не хотят его освобождения. Геракл покорился воле богов и пошёл дальше во мрак вечной ночи. В подземное царство Геракла ввёл вестник богов Гермес, проводник душ умерших, а спутницей великого героя была сама любимая дочь Зевса, Афина-Паллада. Когда Геракл вступил в царство Аида, в ужасе разлетелись тени умерших. Только не бежала при виде Геракла тень героя Мелеагра. С мольбой обратилась она к великому сыну Зевса:

- О, великий Геракл, об одном молю я тебя в память нашей дружбы, сжалься над осиротевшей сестрой моей, прекрасной Деянирой! Беззащитной осталась она после моей смерти. Возьми её в жены, великий герой! Будь её защитником!

Геракл обещал исполнить просьбу друга и пошёл дальше за Гермесом. Навстречу Гераклу поднялась тень ужасной горгоны Медузы, она грозно протянула свои медные руки и взмахнула золотыми крыльями, на голове её зашевелились змеи. Схватился за меч бесстрашный герой, но Гермес остановил его словами:

- Не хватайся за меч, Геракл! Ведь это лишь бесплотная тень! Она не грозит тебе гибелью!

Много ужасов видел на пути своём Геракл; наконец, он предстал пред троном Аида. С восторгом смотрели властитель царства умерших и жена его Персефона на великого сына громовержца Зевса, бесстрашно спустившегося в царство мрака и печалей. Он, величественный, спокойный, стоял пред троном Аида, опершись на свою громадную палицу, в львиной шкуре, накинутой на плечи, и с луком за плечами. Аид милостиво приветствовал сына своего великого брата Зевса и спросил, что заставило его покинуть свет солнца и спуститься в царство мрака. Склонясь пред Аидом, ответил Геракл:

- О, властитель душ умерших, великий Аид, не гневайся на меня за мою просьбу, всесильный! Ты знаешь ведь, что не по своей воле пришёл я в твое царство, не по своей воле буду я просить тебя. Позволь мне, владыка Аид, отвести в Микены твоего трёхглавого пса Кербера. Велел мне сделать это Эврисфей, которому служу я по повелению светлых богов-олимпийцев.

Аид ответил герою:

- Я исполню, сын Зевса, твою просьбу; но ты должен без оружия укротить Кербера. Если ты укротишь его, то я позволю тебе отвести его к Эврисфею.

Долго искал Геракл Кербера по подземному царству. Наконец, он нашёл его на берегах Ахеронта. Геракл обхватил своими руками, крепкими, как сталь, шею Кербера. Грозно завыл пёс Аида; всё подземное царство наполнилось его воем. Он силился вырваться из объятий Геракла, но только крепче сжимали могучие руки героя шею Кербера. Обвил хвост свой Кербер вокруг ног героя, впилась голова дракона своими зубами ему в тело, но всё напрасно. Могучий Геракл всё сильней и сильней сдавливал ему шею. Наконец, полузадушенный пёс Аида упал к ногам героя. Геракл укротил его и повёл из царства мрака в Микены. Испугался дневного света Кербер; весь покрылся он холодным потом, ядовитая пена капала из трёх его пастей на землю; всюду, куда капнула хоть капля пены, вырастали ядовитые травы.

Геракл привёл к стенам Микен Кербера. В ужас пришел трусливый Эврисфей при одном взгляде на страшного пса. Чуть не на коленях молил он Геракла отвести обратно в царство Аида Кербера. Геракл исполнил его просьбу и вернул Аиду его страшного стража Кербера.

^ География мифа. Лакония – ном Греции. Тэнар, по Куну, мыс, южная оконечность Пелопоннеса.

Боги – герои мифа. Гермес (Меркурий), Афина-Паллада, Аид (Плутон).

^ Астрономический аспект мифа. Согласно современным звёздным картам значительную часть северного небесного полушария занимает созвездие Геркулеса, то есть самого Геракла в греческой традиции. Однако до публикации Яном Гевелием в 1690 году своей «Уранографии» на месте Геркулеса «размещались» иные созвездия, одним из которых являлся Цербер. Стоит ли удивляться, что южнее Геркулеса, на месте которого когда-то «располагался» Цербер, через созвездия Змеи и Змееносца, находится зодиакальный Скорпион – астрологическая аватара мифа о победе над стражем Подземелья.

^ Астрологический аспект мифа. С первых строк повествования читателю рисуются мрачные, ужасающие картины. Это и общие описания подземного царства, и описания внешнего вида его стража: «Три головы было у Кербера, на шее у него извивались змеи, хвост у него оканчивался головой дракона с громадной пастью», и даже ряда обитателей подземелья: «Навстречу Гераклу поднялась тень ужасной горгоны Медузы, она грозно протянула свои медные руки и взмахнула золотыми крыльями, на голове её зашевелились змеи».

Не последнюю роль в астрологических описаниях Скорпиона играют энергетики смерти, секса и наследства с той оговоркой, что наследство не всегда связано с приобретением благ; иногда наследуются и обязанности. Стоит ли удивляться, что и эти тематики находят отражение в мифе? Тесей и царь Фессалии Перифой, по мифу, были «прирощены» к скале в наказание за попытку похищения у Аида его жены, Персефоны. Зачем мужчины похищают женщину, подробно объяснять, вероятно, не надо: явно не для того, чтобы водить с ней хороводы или лузгать семечки на завалинке… В защиту же «наследственных правоотношений» свидетельствует обещание умершему Мелеагру взять в жёны его сестру Деяниру. А смерть, так та вообще по подвигу «красною нитью» проходит: подземное царство, души, тени умерших и обилие прочих «ужасов, виденных Гераклом на своём пути».



Характерна для Скорпиона и «сделка под условием» – «Я исполню, сын Зевса, твою просьбу; но ты должен без оружия (ср. с Удушением Немейского льва, где никакие условия совершения подвига Эврисфеем отдельно не оговаривались) укротить Кербера. Если ты укротишь его, то я позволю тебе отвести его к Эврисфею». Причём условия «под Скорпионом» часто выдвигаются в «порядке бреда» и связаны с чрезвычайными опасностями для здоровья и жизни. Не может Скорпион без «на излом» и «на разрыв», пресно для него иначе, без риска!..

Завершает повествование квинтэссенция энергетики Восьмого Знака, отражённая в поединке. Вой Цербера, голова дракона, впившаяся зубами в тело Геракла, холодный пот и ядовитая пена поверженного пса с ядовитыми травами, произрастающими на месте упавших капель – всё максимально соответствует энергетике зодиакального Скорпиона!

Сам по себе подвиг «одиночный», совершён Гераклом без чьей-либо помощи. Объект подвига также одиночка мужского пола «марсианской» природы → Скорпион – одиночный (не множественный) знак, управляемый Марсом. Единственное несоответствие: Скорпион – женский знак. По времени подвиг исполняется длительное время (общая продолжительность не указывается) со множеством приключений → Скорпион – последний по ходу повествования, завершающий знак фиксированного креста (Лев, Телец и Водолей рассмотрены выше).

Хорошая соотносимость эпизодов мифа наблюдается и с энергиями планет, имеющих достоинства / слабости в Скорпионе. Большинство событий мифа проходят в подземном царстве, кое всегда ассоциировалось с Плутоном. Более того, Аид (Плутон) даже присутствует в мифе лично → Скорпион для Плутона – знак его обители. Аналогично с Марсом, также имеющим ночную обитель в Скорпионе, к «епархии» которого отлично относится «батальная» сцена – битва с Цербером.

Ужасы и страхи мифа, общение с «душами и тенями» мёртвых, а также эпизод удушения Цербера – это от управления Сатурна VIII домом, символическим отражением которого является Скорпион, восьмой знак Зодиака.

«Изгнанная» в Скорпионе Венера легко отождествляется с упоминанием попытки Тесея и Перифоя похитить жену Аида Персефону для вполне прозрачных целей На падение в Скорпионе Луны прозрачно указывают и души / тени (Луна) умерших (Сатурн) (Луна здесь – как антипод Сатурна, управляющего VIII домом и Козерогом, против экзальтации Луны в Тельце (символический II дом) и управлении Раком); и эпизодическое присутствие в мифе горгоны (змееголового чудовища = искажённая энергия Луны!) Медузы (явно указание на Рак, управляемый Луной) (ср. с Лернейской гидрой «под Раком»).

Разве что экзальтирующий в Скорпионе Уран никак не «отметился» в мифе; хотя он, к слову, и другие подвиги своим пребыванием не «жаловал»: в эпосе о подвигах Геракла нет ни одного упоминания об Уране. Вероятно, оттого, что он, по Гомеру (Одиссея VII 243), «Отец богов», пребывание в мифе о «сыне Зевса» - слишком мелко для него…

Иными словами, ни одно описание мифа об укрощении Цербера не соотносится с энергетикой Весов, являющимся одиннадцатым знаком относительно зодиакального Льва, с которого начинается повествование. Посему Цербер – одиннадцатый подвиг, по Куну, вероятнее всего, таковым не является. Это – десятый подвиг, соотносимый с зодиакальным Скорпионом!

Наконец, рассмотрение природы богов, присутствующих в мифе, играет здесь ключевую роль. Судя по повествованию, в описании подвига присутствуют лично Аид (Плутон), к трону которого стремился Геракл в сопровождении Афины-Паллады и Гермеса (Меркурия): «В подземное царство Геракла ввёл вестник богов Гермес, проводник душ умерших, а спутницей великого героя была сама любимая дочь Зевса, Афина-Паллада». Роль Аида (Плутона), имеющего обителью Скорпион, была рассмотрена выше. Роль Афины-Паллады (Менервы) нас интересует постольку – поскольку: адекватных эфемерид последней всё равно «днём с огнём не сыщешь». А вот что в мифе делает Гермес (Меркурий)? Может, в мифологии он и проводник душ умерших, но в астрологии, кроме управления термой с 22 по 27 градусы, никаких иных достоинств в Скорпионе не имеет.

Отметим при этом, что остальные боги присутствовали в мифе, что называется «не с кондачка»; наоборот, их пребывание в определённом подвиге было более чем объяснимо с позиции теории достоинств / слабостей. Впервые появившаяся Афродита (Луна) в Керинейской лани, соответствующей Тельцу, случайно ли, по умыслу ли, но «оказалась» в знаке своей (Луны) экзальтации. Хирон в Эриманфском вепре – знаке своей слабости. Аид (Плутон) здесь, в Цербере (Скорпион) – в знаке обители. Посейдон (Нептун) в Критском быке (Водолей) – в экзальтации. Забегая вперёд, отметим, что даже Гелиос (Солнце) в Коровах Гериона (Весы) – «угодил» в знак своего падения. Почему же так без достоинств и слабостей «заплутал» Гермес (Меркурий) в Скорпионе? Почему не «явил себя» в Стимфалийских птицах (Близнецы – дневная обитель Меркурия), Яблоках Гесперид (Дева – его ночная обитель и экзальтация), в Конюшнях Авгия, наконец (Рыбы – место изгнания и падения Меркурия)? Ответ на эти вопросы попробуем обнаружить в заключительной главе.

Историографический аспект мифа. Предположительный период прохождения оси равноденствий через созвездие Скорпиона 8 600 год – 10 750 год.


Скачать 78.24 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты