Домой

Тема урока: «Строки опаленные войной». (Тема войны в современной поэзии)




Скачать 54.72 Kb.
НазваниеТема урока: «Строки опаленные войной». (Тема войны в современной поэзии)
Дата29.03.2013
Размер54.72 Kb.
ТипУрок
Подобные работы:

Открытый урок по теме Современная поэзия. 80-90 ые годы XX века.

Тема урока: «Строки опаленные войной». (Тема войны в современной

поэзии).

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока:

1. Познавательная.

Познакомить учащихся с современной поэзией. Дать представление о военной тематике современных стихов.

2. Воспитательная.

Формировать нравственные понятия о долге, мужестве, героизме, ответственности. Способствовать формированию патриотизма, гуманизма чувства сопричастности к событиям. Показать преемственность поколений.

3. Развивающая.

Развивать самостоятельность, творческую активность, умения выразительно читать. Развивать навыки монологической речи.

Оборудование урока: Стенды 1 «Афганистан» 2. «Чечня»

4. «Боевым награждается орденом».

Материалы музея школы №2 г.Волжска, аудиомагнитофон Межпредметные связи: История Отечества:

Структура урока: 1. Организационный момент Постановка задачи перед учащимися Формулирование темы

I1 .Изучение нового материала.

A) Рассказ о войне в Афганистане

Б) Стихи и песни написанные в 80-ые года XX века.

B) Рассказ о Чечне

Г) Стихи песни написанные в 90-ые годы XX века.

I11 .Итоги урока
Заключительное слово учителя.
Домашнее задание.

Вступительное слово учителя:

Наш сегодняшний урок торжественный и печальный, грустный и возвышенный.

Мы будем говорить о поэзии, в которой так много любви, жажды жить и радоваться миру. Но эти стихи написаны на войне. На войне в Афганистане и в Чечне. (Звучит метроном).

У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этих воин есть свидетели. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны, и опять кому - то для чего- то нужны. Они хотят быть нужными правде. (Звучит стихотворение «Баллада о двадцатилетних»). Война явление жестокое, страшное. Но пока существуют на земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят боевые раны, уносят жизни.

Российским людям свойственна любовь к родному краю, к земле где они родились, выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни за свое отечество.

Мы свято верим,человек и сын Отечества - есть одно и то же. Любовь к Родине - чувство великое, необходимое, прекрасное. (Стихотворение «Родина» К.Симонов). Это стихотворение было написано в 1941 году. Его как молитву повторяли солдаты ВОВ. Солдаты, отстоявшие мир. Они шли в бой и верили, что их дети и внуки будут жить под мирным небом. Могли ли они знать, что всего лишь через 34 года их сыновья будут защищать свою страну. (Стихотворение «Боевым награждается орденом» М.Муромов).

(Звучит песня «Монолог пилота», «Черного тюльпана»), (Стихотворение «Получают мальчики повестки...»).

Эти стихи написаны Людмилой Матвеевной Плятцевой, потерявшей единственного сына в Афганской войне.

Каждая женщина, провожая в армию мужа, сына, брата, любимого, надеется на встречу, но не всем надеждам суждено сбыться. (Рассказ об Афганской войне). (Стихотворение «А мы не исповедовали зло»).

Ребята, прошедшие испытания Афганом, наверное, что-то получили взамен? Человек, заглянувший в лицо смерти, и не дай бог - измене, лучше узнал цену жизни, цену дружбы, любви к Отчизне? «На склоне синих гор» Тех, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде... Мы узнаем их по спокойным и твердым лицам. Это люди, на которых можно всегда положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей. Мы слышим их песни, в них нет места тщеславию, кровожадности или мести. Они поют о Родине, долге, любви и о боевом товариществе.

(Стихотворение «Друг мой верный...», «Афганский вальс», «По жизни своей...»)

Афганистан до сих пор болит в наших душах. 33000 раненых и искалеченных солдат с гордостью и горечью произносят слово «Афган». 13000 наших ребят так и не вернулись домой и не сказали: «Я жив, мама!» Среди них наш земляк, волжанин Игорь Шестаков. (Рассказ об Игоре Шестакове), (Стихотворение «Замполит»)

16 февраля 1989 года, на мосту через реку Кушка, генерал Борис Громов-
командующий 40- ой армией, произнес слова: «За моей спиной нет ни
одного российского солдата». Но, как известно, войны не заканчиваются
тем долгожданным моментом, когда смолкает оружие. Они продолжаются
в душах тех, кто в них участвовал.

Несмотря на переоценку Афганской войны, подвиг российских солдат остается чистым и достойным. Они нравственно безупречны.

17 лет назад отгремела эта война.

Но и сегодня с тревогой и горечью провожают в армию мальчишек. Новая беда стучит в наши сердца, ее не называют войной. У нее свое обжигающее имя «Горячая точка», «Чечня». (Стихотворение «Ищу на карте...») (Рассказ о военных событиях в Чечне) У каждого из нас есть свой долг. Даже если мы очень редко над этим задумываемся. Долг перед своей совестью, долг перед товарищами, долг перед страной. Сегодня мы почти забыли эти слова. Но, именно они, российские парни, возвращающиеся с чеченской войны, принесли с собой обновленную любовь к Родине. Они вернули нам высокие понятия-патриотизм и мужество. «Когда бьют пушки, музы не молчат». Разрывая наш современный эгоизм, лень, сытость, равнодушие врываются в нашу жизнь стихи и песни о современной войне.

Ведь именно в дни отчаяния, в самые трудные минуты, когда хочется сказать: «Остановись мир, я хочу сойти»,- спасительной соломинкой становится любимая мелодия и блокнот с нехитрыми стихами. (Ст-е «Судьба», «У офицеров и солдат», «Награды», «Поговори со мной трава»).

Проходя по улице Ленина, на доме № далеко не каждый прохожий заметит скромный, серый гранитный прямоугольник, с которого смотрит на прохожих 19 летний паренек РФ.

Он родился в нашем городе 29 ноября 1975 года, закончил среднюю школу №2. В1993 г был призван в ряды ВС РФ.

Службу проходил в артиллерийских частях в должности номера расчета самоходной гаубицы.

18 июля 1995 года 2-ой гаубичный дивизион приступил к выполнению боевой задачи, штурмовали сильно укрепленные позиции боевиков в районе населенного пункта Чири-Юрб. В результате загорелась самоходная установка. Получив сильные ожоги Валерий до последнего продолжал борьбу с огнем. Когда рядовой Иванов отгонял установку с огневой позиции, спасая жизни своих товарищей, прогремел взрыв, Военнослужащий до конца выполнил сой военный долг.

(Ст-е «Я убит на чеченской войне», песня «Пацан», ст-е «Память», «Я не

знаю зачем», «Мы хоронили любимых», «Война, война»).

В память всех погибших на Афганской и Чеченской войне объявляется

минута^мрлчания. (Звучит метроном).

Подвиг войн& это подвиг веры, долга, присяги.

Человеческая душа бессмертна. Мы - верим в это.

Пройдут годы. Многое со временем забудется. Канут в небытие нынешние

дискуссии об «афганцах» и «чеченцах». Затянутся раны, напоминая о себе

лишь к непогоде, у солдат вырастут дети. Но эти войны останутся ничем

неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи песни, рожденные на

войне, рассказывая о силе духа и мужестве солдата. (Песня «Русский

парень). ' \

Жизнь как спираль, уходящая вверх, крепче ступай по земле солдат, чтобы

горькие испытания не сбивали тебя с ног. Их будет не мало на твоем пути,

тех испытаний, надо учиться преодолевать их. (Ст-е «Мир прекрасен,

солдат...»)

На этой высокой ноте мы заканчиваем наш урок. Надеюсь стихи и песни

которые вы сегодня услышали, не оставят вас равнодушными. Они

написаны солдатами, парнями, которые чуть постарше вас.

Дома я прошу написать вас небольшое сочинение- рассуждение «Мое

восприятие современных стихов о войне».

Скачать 54.72 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты