Домой

Пальгуева Г. М., г. Нижний Новгород




Скачать 158.11 Kb.
НазваниеПальгуева Г. М., г. Нижний Новгород
Дата29.03.2013
Размер158.11 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Встреча II. Чур я – Баба Яга!
Хорошо, что вы дома прочли сказку из сборника Афанасьева. Но даже если не прочли – все равно хорошо, потому что мы сейчас вместе
Сейчас мы поступим таким образом. Я буду читать сказку, а вы будете ее играть.
Сказка начинается обычно с зачина. Зачин во многих сказках повторяется: жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве…
Поиграв, мы продолжаем читать сказку
Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми злыми и добрыми.
Девочка? Скорее всего, добрая. Почему? Она еще маленькая, не успела никакого зла сделать, любила своих маму и папу, дружила с др
Еще один персонаж. А эта тетка злая или добрая? Поскольку родная, - то, наверняка, добрая, во всяком случае, зла девочке не жела
Вот здесь нам пригодится наша сказочная корзинка. Все, что дала девочке родная тетя я в нее уже спрятала.
Здесь уже начинаются действия, которые мы сможем разыграть. Кто из вас будет девочкой, кто Бабой Ягой? Скажите только «Чур я буд
Итак, девочка подходит и говорит
Помните, зачем мачеха послала девочку к своей сестре? Кто вспомнит, тот тоже может исполнить роль девочки
Баба Яга, конечно, сразу поняла, какой подарок прислала ей сестра и говорит
Показываем, как девочка ткет холст.
Работнице нужно показать, как она топит баню. Нужно уложить дрова в печь и поджечь их, чтобы нагрелся котел с водой, а в этой во
Читаем дальше.
Помните, как родная сестра девочки говорила, - что должен сделать с ней кот?
Вот девочка дала коту мясца (показываем)
Что должна здесь сказать девочка?
За воротами – дерево. Какое? Березка, а, может быть, и не одна. Изображающие березку, поднимают руки вверх, качаются и стараются
...
Полное содержание
Подобные работы:


Пальгуева Г.М., г. Нижний Новгород.

Мы идём по лесенке «ЧТЕНИЕ – РАДОСТЬ». Встреча II.

Однажды мне захотелось доставить себе удовольствие, подарив всем желающим радость. И подарок мой не просто книга, а ЧТЕНИЕ. Именно так – все буквы заглавные. Потому что ЧТЕНИЕ - РАДОСТЬ.

Корней Иванович Чуковский мечтал о возведении лестницы, которая приводила бы растущего человека к «Евгению Онегину». Что это значит?

Много книг вам читают вслух родители или бабушки, когда вам совсем мало лет, многие - вы прочли сами в пять, семь, прочтете в десять, двенадцать лет. Пройдут годы, вы будете вспоминать то, что вы когда-то прочли и вспомните не все прочитанное, а только то, что запало в душу. Вот эти пять-шесть, десять – двадцать, тридцать или пятьдесят самых интересных книг и есть та лестница, о которой мечтал писатель Чуковский. Прочтешь их и поймешь про себя, про друзей, про всех людей что-то очень важное. Самое лучшее, что можно вспомнить об этих книгах, то, что они читались свободно и радостно и незаметно для вас помогали подниматься по лестнице литературной культуры, без которой нет культуры душевной.

Конца эта лестница не имеет, и у каждого она – своя. На первых порах лучше, если это будет чуть-чуть знакомая лесенка, напоминающая лесенку друзей, ведь с друзьями шагать всегда веселее.

Поэтому вспомнив свою книжную лесенку, по которой я с радостью поднималась от пяти до двенадцати лет, я хочу подарить вам это радостное чтение.

Символом наших встреч будет вот эта лесенка-стремянка. В библиотеках с большим количеством высоких книжных шкафов такие лесенки использовались для того, чтобы доставать книги с полок. Чем выше полка, тем серьезнее и интереснее на ней книги. Чтобы до них дотянуться приходится становиться сначала на одну, потом на следующую ступеньку лесенки. Такая лесенка будет с нами каждую нашу встречу. На самой первой ступени – сказка. С нее и начнем.

***********************************************************************

^ Встреча II. Чур я – Баба Яга!




Сегодня я подарю вам чтение сказки про бабу Ягу. Я беру с нашей лесенки сборник Афанасьева «Русские детские сказки».

Афанасьев А.Н. Русские детские сказки. /А.Н. Афанасьев / науч. ред. текста, предисл. и примеч. В.П. Аникина; Рис. Л. Непомнящего.- М.: Дет. лит.,1987.- 239 с. (Школьная библиотека)

Александр Николаевич Афанасьев изучал сказки с научной целью. Он их сравнивал, выяснял, как они строятся, о чем рассказывают, какие бывают: волшебные, о животных, бытовые и тд. Все свои выводы ученый печатал в научных сборниках. Вскоре его друзья и знакомые стали просить, чтобы он издал отдельно сказки для детей. Почти сто пятьдесят лет назад они были изданы и с тех пор сказки из сборника Афанасьева издают и переиздают, их читают дети и взрослые. Сначала сказки сказывались взрослыми и для взрослых. В них, как в сегодняшней Википедии, каждый, кто пересказывал сказку добавлял что-то свое, о том, что видит вокруг, высказывая свое мнение и суждение. Поэтому хотя в сказках добро побеждает, но и зло в сказках бывает точно таким, какое оно встречается в жизни.

Все это я узнала много позже, когда училась в старших классах, в институте, а в вашем возрасте, я просто любила читать сказки, потому что в них побеждали смелые и добрые. А еще потому, что в сказки можно было играть.

Была в нашем детстве игра в прятки. В ней нужно было прибежать к определенному месту раньше водящего с закличкой «Чур меня, чур меня». Когда выбирали роли в игре говорили «чур я буду монах в синих штанах», или «чур я буду Бабой-Ягой» Кстати, слово «чур» произошло от слова «пращур – предок» и закличка означает: предки помогите мне.

^ Хорошо, что вы дома прочли сказку из сборника Афанасьева. Но даже если не прочли – все равно хорошо, потому что мы сейчас вместе и прочтем ее, и сыграем.

Чтобы игра была интересной, нам понадобится что-то такое, во что можно сложить необходимые нам сказочные предметы. Что бы это, по-вашему, могло быть? Вашей памяти поможет наша выставка …. (короб, сундучок, пастушья сумка) Поскольку я сама когда-то играла в эту сказку я и взяла то, с чем мы играли в детстве: обыкновенную корзинку. Впрочем, она не совсем обыкновенная, потому, что в ней находятся … но об этом мы узнаем чуть позже.

^ Сейчас мы поступим таким образом. Я буду читать сказку, а вы будете ее играть.

Каждый из нас может играть любую роль и даже несколько ролей и даже несколько человек одну и ту же роль. Главное сказать « чур я буду …» кем? Затем представить себя на месте этих героев, слушать, что я читаю и делать или говорить вместо героев.

^ Сказка начинается обычно с зачина. Зачин во многих сказках повторяется: жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве…

Итак, Жили-были муж с женой, и была у них дочка.

Наверное, хорошо ей жилось с матушкой и батюшкой? Интересно, какая это была девочка? Сколько ей было лет? Как она выглядела? Что она делала, чем занималась? Наверное, целыми днями на улице бегала, играла с подружками. Например, в «Гуси-Лебеди». Очень старинная игра. Попробуем в нее поиграть, чтобы представить себе как жилось девочке с родными людьми.

ИГРА. На одной стороне площадки проводят линию, отделяющую «гусятник», а на другой стороне – линию, за которой находится «пастбище». Из играющих выбирают «пастуха» и «волка». Остальные – «гуси-лебеди». «Пастух» располагается сбоку от «гусей», а «волк» - посередине площадки. «Пастух» говорит: «Гуси-гуси» «Гуси» отвечают: «Га-га-га» - «Пастух»: «Есть хотите?» - «Гуси»: «Да-да-да» - «Пастух»: «Так летите домой, а то волк под горой». Все «гуси» перебегают с «пастбища» в «гусятник», стараясь увернуться от «волка». «Волк» ловит «гусей». Кого поймает – тот становится «волком», а «волк» - «пастухом», пастух становится гусем. А игра начинается снова. Так пока все не побывают «волком» и «пастухом»

^ Поиграв, мы продолжаем читать сказку,

Вскоре жена, мать девочки заболела и умерла. Погоревал-погоревал мужик да и женился на другой. Невзлюбила злая баба девочку, била ее, ругала, только и думала, как бы совсем извести, погубить.

Просто трудно представить какая плохая жизнь началась для девочки. Но тут уж все как в жизни. Иногда жизнь бывает жестокой. Но если бы не было зла, не было бы и добра. А также и этой сказки.

Вот раз уехал отец куда-то, а мачеха и говорит девочке:

— Поди к моей сестре, твоей тетке, попроси у нее иголку да нитку — тебе рубашку сшить.

Что ж, нормальная просьба. Только у меня такое ощущение, что что-то сейчас начинается. ^ Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми злыми и добрыми. В нашей сказке есть уже несколько человек. Отец уехал, его не считаем. Остаются (перечисляем) девочка, мачеха, тетка. Как вы думаете, кто из них будет в сказке злодеем? (обсуждаем)

  • ^ Девочка? Скорее всего, добрая. Почему? Она еще маленькая, не успела никакого зла сделать, любила своих маму и папу, дружила с другими детьми, интересно играла.

  • Мачеха? Скорее всего, злая? В сказках все мачехи злые. А в жизни? Встречались вам настоящие мачехи? Может, совсем неправда, что они злые?

  • Тетка? Пока о ней ничего не известно.

А тетка эта была баба-яга, костяная нога. Не посмела девочка отказаться, пошла, да прежде зашла к своей родной тетке.

  • ^ Еще один персонаж. А эта тетка злая или добрая? Поскольку родная, - то, наверняка, добрая, во всяком случае, зла девочке не желает.

— Здравствуй, тетушка!

— Здравствуй, родимая! Зачем пришла?

— Послала меня мачеха к своей сестре попросить иголку и нитку — хочет мне рубашку сшить.

— Хорошо, племянница, что ты прежде ко мне зашла, — говорит тетка. — Вот тебе ленточка, масло, хлебец да мяса кусок.

^ Вот здесь нам пригодится наша сказочная корзинка. Все, что дала девочке родная тетя я в нее уже спрятала.

Будет там тебя березка в глаза стегать — ты ее ленточкой перевяжи; будут ворота скрипеть да хлопать, тебя удерживать — ты подлей им под пяточки маслица; будут тебя собаки рвать — ты им хлебца брось; будет тебе кот глаза драть — ты ему мясца дай.

Поблагодарила девочка свою тетку и пошла. Шла она, шла и пришла в лес. Стоит в лесу за высоким тыном-забором избушка на курьих ножках, на бараньих рожках, а в избушке сидит баба-яга, костяная нога — холст ткет.

^ Здесь уже начинаются действия, которые мы сможем разыграть. Кто из вас будет девочкой, кто Бабой Ягой? Скажите только «Чур я буду …

Теперь разыграем то, что происходит в сказке.

Баба Яга садится вот сюда, холст ткет. Кстати, а что это такое? Баба Яга сидит за станом, ткацким станком. Это такое сооружение из деревянных рам, одна вертикально, другая горизонтально на них натянуты нитки. У Бабы Яги в руках челнок, на нем тоже намотаны нитки. Челнок протягивают между нитками на стане, они переплетаются, и получается холст – ткань, полотно, из которого потом шьют рубашки, и другую одежду.

^ Итак, девочка подходит и говорит:

— Здравствуй, тетушка! — говорит девочка.

Баба Яга ей отвечает:

— Здравствуй, племянница! — говорит баба-яга. — Что тебе надобно?

^ Помните, зачем мачеха послала девочку к своей сестре? Кто вспомнит, тот тоже может исполнить роль девочки

— Меня мачеха послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.

^ Баба Яга, конечно, сразу поняла, какой подарок прислала ей сестра и говорит:

— Хорошо, племяннушка, дам тебе иголочку да ниточку, а ты садись покуда поработай!

Вот девочка села у окна и стала ткать.

^ Показываем, как девочка ткет холст.

А баба-яга вышла из избушки, и говорит своей работнице:

Нужна еще работница. Кто скажет «Чур я буду работницей»?

Баба Яга говорит:

— Я сейчас спать лягу, а ты ступай, истопи баню и вымой племянницу. Да смотри, хорошенько вымой: проснусь — съем ее!

^ Работнице нужно показать, как она топит баню. Нужно уложить дрова в печь и поджечь их, чтобы нагрелся котел с водой, а в этой воде вымыть девочку.

Девочка услыхала эти слова — сидит ни жива, ни мертва. Как ушла баба-яга, она стала просить работницу:

— Родимая моя! Ты не столько дрова в печи поджигай, сколько водой заливай, а воду решетом носи! — И ей подарила платочек.

Вот и пригодилась моя корзинка с подарочками. Только нужно решить, какой платочек подойдет работнице. Он должен соответствовать ее характеру. Как вы думаете, работница, которая служит у Бабы Яги, сама похожа на Бабу Ягу? Если похожа, я бы подарила ей черный мрачный платок. А если не похожа? Какая она? Какой ей платочек дать?(обсуждаем)

^ Читаем дальше.

Работница баню топит (показываем), а баба-яга проснулась, подошла к окошку (показываем) и спрашивает:

— Ткешь ли ты, племяннушка, ткешь ли, милая?

— Тку, тетушка, тку, милая!

Баба-яга опять спать легла, а девочка дала коту мясца. ^ Помните, как родная сестра девочки говорила, - что должен сделать с ней кот?

Кто у нас скажет: «Чур я буду котом» и начет выцарапывать глазки девочке? Ну, кот, наверняка, злющий? Или какой? Кто собирается играть кота, опишите мне как он, по-вашему, выглядит?

^ Вот девочка дала коту мясца (показываем) и спрашивает:

— Котик-братик, научи, как мне убежать отсюда.

Кот говорит:

— Вон на столе лежит (берет со стола и подает девочке) полотенце да гребешок, возьми их и беги поскорее: не то баба-яга съест! Будет за тобой гнаться баба-яга — ты приложи ухо к земле. Как услышишь, что она близко, брось гребешок — вырастет густой дремучий лес. Пока она будет сквозь лес продираться, ты далеко убежишь. А опять услышишь погоню — брось полотенце: разольется широкая да глубокая река.

^ Что должна здесь сказать девочка?

— Спасибо тебе, котик-братик! — говорит девочка.

Поблагодарила она кота, взяла полотенце и гребешок и побежала.

Помните, кто, еще, по словам родной тети, должен девочку задержать? Собаки. Как вы, думаете, сколько у Бабы Яги было собак? Все желающие изобразить собак, выходят сюда и начинают хватать девочку. А что в это время делает девочка?

Бросились на нее собаки, хотели ее рвать, кусать, — она им хлеба дала. Собаки ее и пропустили.

Дальше, на пути стоят ворота. Их могут изобразить и два, и четыре, и шесть человек. В зависимости от того, какими они вам представляются. Они скрипят, стараются захлопнуться. А что делает девочка? (Изображаем)

Ворота заскрипели, хотели было захлопнуться — а девочка подлила им под пяточки маслица. Они ее и пропустили.

^ За воротами – дерево. Какое? Березка, а, может быть, и не одна. Изображающие березку, поднимают руки вверх, качаются и стараются девочку задержать.

Березка зашумела, хотела ей глаза выстегать, — девочка ее ленточкой перевязала.

Мне, кажется, березке тоже не всякая ленточка подойдет. Тут уж зависит от того, как мы сами относимся к березке. Какой ленточкой можно обозначить отношение русского человека к березке?

Березка ее и пропустила. Выбежала девочка и побежала что было мочи. Бежит и не оглядывается.

^ А что происходит в избе Бабы Яги?

А кот тем временем сел у окна и принялся ткать. Не столько ткет, сколько путает! (показываем)

Проснулась баба-яга и спрашивает:

— Ткешь ли, племяннушка, ткешь ли, милая?

А кот ей в ответ:

— Тку, тетка, тку, милая!

Бросилась баба-яга в избушку и видит — девочки нету, а кот сидит, ткет.(показываем)

Принялась баба-яга бить да ругать кота:

— Ах ты, старый плут! Ах ты, злодей! Зачем выпустил девчонку? Почему глаза ей не выдрал? Почему лицо не поцарапал?..

А кот ей в ответ: ^ Вот тут самое время нам самим догадаться, что ответил ей кот. А самое главное, почему он так сказал, что он при этом чувствовал?

— Я тебе столько лет служу, ты мне косточки обглоданной не бросила, а она мне мясца дала! ^ Видно ли из этих слов, как кот относится к девочке, и как к Бабе Яге?

Выбежала баба-яга из избушки, накинулась на собак:

— Почему девчонку не рвали, почему не кусали?..

В сказках есть такой прием – скандирование – неоднократное повторение слов или действий. Так что вы легко догадаетесь, что ответили Бабе Яге собаки, ворота, березка, работница. Вот эти эпизоды мы сейчас и проиграем.

Собаки ей говорят:

— Мы тебе столько лет служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала!

Подбежала баба-яга к воротам:

— Почему не скрипели, почему не хлопали? Зачем девчонку со двора выпустили?..

Ворота говорят:

— Мы тебе столько лет служим, ты нам и водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица не пожалела!

Подскочила баба-яга к березке:

— Почему девчонке глаза не выстегала?

Березка ей отвечает:

— Я тебе столько лет служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она мне ленточку подарила!

Стала баба-яга ругать работницу:

— Что же ты, такая-сякая, меня не разбудила, не позвала? Почему ее выпустила?..

Работница говорит:

— Я тебе столько лет служу — никогда слова доброго от тебя не слыхала, а она платочек мне подарила, хорошо да ласково со мной разговаривала!

Покричала баба-яга, пошумела, потом села в ступу и помчалась в погоню. Пестом погоняет, помелом след заметает...(прежде чем показывать, скажите, кто знает, что такое ступа, пест и помело? Теперь - изобразим)

^ Дальше в действии будут участвовать девочка и Баба Яга, поэтому я буду читать, а девочка (или на каждое действие разные девочки) изображать, то, что я читаю.

А девочка бежала-бежала, остановилась, приложила ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется — баба-яга гонится, и уж совсем близко...Достала девочка гребень и бросила через правое плечо. (показываем) Вырос тут лес, дремучий да высокий: корни у деревьев на три сажени под землю уходят, вершины облака подпирают.(Показываем)

Примчалась баба-яга, стала грызть да ломать лес.(показываем) Она грызет да ломает, а девочка дальше бежит.

Много ли, мало ли времени прошло, приложила девочка ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется — баба-яга гонится, уж совсем близко. Взяла девочка полотенце и бросила через правое плечо. (показываем) В тот же миг разлилась река — широкая-преширокая, глубокая-преглубокая!

Подскочила баба-яга к реке, от злости зубами заскрипела — не может через реку перебраться.

Воротилась она домой, собрала своих быков и погнала к реке:

— Пейте, мои быки! Выпейте всю реку до дна!

Стали быки пить, а вода в реке не убывает.

Рассердилась баба-яга, (показываем) легла на берег, сама стала воду пить. Пила, пила, пила, пила, до тех пор пила, пока не лопнула.

А девочка тем временем знай бежит да бежит.

Вечером вернулся домой отец и спрашивает у жены:

— А где же моя дочка?

Баба говорит:

— Она к тетушке пошла — иголочку да ниточку попросить, да вот задержалась что-то.

Забеспокоился отец, хотел было идти дочку искать, а дочка домой прибежала, запыхалась, отдышаться не может.

— Где ты была, дочка? — спрашивает отец.

— Ах, батюшка! — отвечает девочка. — Меня мачеха посылала к своей сестре, а сестра ее баба-яга, костяная нога. Она меня съесть хотела. Насилу я от нее убежала!

Как узнал все это отец, рассердился он на злую бабу и выгнал ее грязным помелом вон из дому. И стал он жить вдвоем с дочкой, дружно да хорошо. А я на месте отца еще сказала бы спасибо. Кому? (обсуждаем) В первую очередь родной сестре. За что? (обсуждаем) Подсказала девочке, что благодарность - великое дело, что добро должно быть первым. Сначала ты с добром, а потом и тебе добром. Потом еще кому?

А еще мне хотелось бы поблагодарить Бабу Ягу! Да-да. А как вы думаете, почему? (Обсуждаем) Оттого, что стало явным ее злодейство - желание съесть добрую девочку. Ее слуги: кот, работница, собаки, березка, ворота, поняли, что они не такие злодеи, а способны на честный и мужественный поступок. Ведь это опасно: ослушаться злого хозяина, но они все- таки пересилили себя, преодолели свою привычку служить злу.

Здесь и сказке конец. ^ Ну а кто слушал и на ус наматывал – тот молодец.

Мне кажется, мы очень живо представили себе, как я, или любой из вас не просто читает, а вчитывается в сказку, живет в ней, участвует в ее действиях, проживает жизнь ее героев. А чтобы у нас все это не расплескалось, давайте я прочту сказку еще раз целиком, а вы будете мысленное еще раз проживать ее. Итак...


^ Неимоверно грустно – быть отлученным от книг!

В том числе и от тех, без которых прекрасно обходишься. (Д. Пеннак)

Встреча III. В поисках сокровищ.

Я поднимаюсь в своих воспоминаниях о чтении еще на одну ступеньку литературной лестницы. А чем выше поднимаешься по этой лесенке, тем дальше и глубже видно вокруг. Здесь у меня приготовлен для вас другой подарок.

Что мы обычно делаем с подарками? С некоторыми сразу начинаем играть, пользоваться. Про некоторые думаем, что вполне обойдемся без них и вежливо убираем подальше с глаз долой. Но иногда случается необыкновенное. Спрятанные когда-то и забытые подарки вдруг обнаруживаются, и мы им искренне радуемся. Не зря говорят: не дорог подарок, а дорога любовь. В каждом подарке есть частица любви, того, кто нам сделал подарок, этой любви мы и радуемся.

Так же бывает и с книгами. Каждая книга – это подарок писателя нам читателям. Иногда мы прекрасно себя чувствуем без этих подарков. Могу согласиться, что невозможно и не нужно читать множество книг. Тем более книг, написанных двести, сто, пятьдесят лет назад. Их много и написаны они о чем-то нам совершенно неизвестном. Но вдруг оказывается - давнее прошлое, в чем-то очень похоже на наше настоящее. И тогда мы понимаем, что хорошие книги не стареют. А значит ими можно насладиться в любое время. И подарить себе и другим их чтение.

Сегодня Чтение в подарок я начну с книжной выставки. Наверное, вам пока непонятно почему вы видите пустые стеллажи, и только плакат с расчерченным на 10-ть квадратов полем. Образ этой выставки мне представился в виде игрового поля детской игры в классики.

Согласно правилам детской игры мы должны проскакать на одной ножке по каждому из этих квадратов. Но я игру слегка модернизирую. Обратите внимание: на расчерченном поле непонятно зачем висит ожерелье. Классики-квадратики и ожерелье!? Ожерелье – это сокровища. Классики и сокровища?! Сокровища! Классики! Чтобы это значило? Как вы думаете, что за ребус я вам предлагаю разгадать? (Обсуждаем)

Вообще-то все очень просто: так я предлагаю назвать нашу выставку: «Сокровища классики!» В каждой клеточке этого поля мы поместим сокровища классиков русской литературы 19 века. Впрочем, сначала их надо найти. Ведь с сокровищами бывает так: они лежат на самом виду, но мы их не видим.

Стало быть, мы на время превращаемся в сыщиков. Но не простых, а библиографических. В правом верхнем углу каждой клеточки вы видите цифры и буквы, записанные в две строчки. Любой из вас может догадаться, что это такое (Обсуждаем) ….. Я повторю, это, несомненно, шифр. Посмотрите внимательно, может быть, вы найдете здесь какую-то закономерность? (Обсуждаем)

Верхние строчки шифра в каждой клеточке практически одинаковые, нижние – везде разные. Поскольку, мы находимся в библиотеке, то и ключ к шифру нужно искать здесь же. Оглянитесь внимательно вокруг, рассмотрите каждый сантиметр библиотечного пространства. Вот стеллажи с книгами – это наш библиотечный фонд. Вот шкафы с карточками. Каталоги и картотеки - это справочно-библиографический аппарат (СБА). И в фонде и в СБА вы наверняка, еще встретитесь с этим шифром. (Дается время на осмотр и размышление)

Сравнив шифр в клеточках игрового поля, на карточках СБА и на книгах вы вполне можете догадаться, что цифры и буквы: 84 (2Рос=Рус)1 обозначают тот раздел фонда, где собраны произведения русских писателей 19 века. Тех, кого мы называем классиками. А о чем говорят нижние, везде разные строчки шифра? Об этом узнают десять добровольцев, после внимательных поисков. Я вручаю каждому карточки с копией шифра и предлагаю пройти в соответствующий раздел фонда, найти похожие сочетания и попытаться понять, что же означает вторая часть записей.

А мы с вами в это время послушаем аудио запись стихотворений и отрывков произведений русских классиков. Кстати, это тоже ключ к разгадке шифра.

Внимание! Наши библиографические сыщики, разгадали шифр и достигли результата. Они держат в руках книги. Потому что нижняя строчка в шифре, это – авторский знак, под которым произведения каждого автора хранятся на книжной полке. Я попрошу всех, кто справился с заданием, объяснить ход своих мыслей: как вы догадались, как нашли нужные книги, а сами книги поставить на выставку. Кто не успел справиться с заданием, пожалуйста, найдите в фонде книги, зашифрованные на вашей карточке, и тоже поставьте их на выставку. Таким образом, благодаря нашим сыщикам, мы нашли «классиков». А теперь поищем их сокровища.

Добровольцы, шаг вперед! Вам вручаются такие же карточки с шифром, только здесь еще добавлена запись: стоит буква «С» и цифры. Это номер страницы. Ваша задача: по шифру найти нужную книгу на выставке, открыть указанную страницу, прочитать ее и потом еще раз прочитать вслух для всех отрывок, который вам больше всего понравился или который там отмечен. Пока выполняется это задание, мы еще послушаем актерское исполнение произведений классиков.

^ Добровольцы читают свои отрывки.

Я думаю, что не стоит сильно смущаться того, что наши храбрецы прочли свои отрывки не столь красиво, как мы слышали в аудиозаписи. Просто у актеров было время хорошо подготовиться, прочувствовать все то, что вложили в свои повести и стихи писатели и поэты. Но в наших силах сделать то же самое: почувствовать душу и сердце авторов.

Пушкин, Гончаров, Достоевский, Лермонтов, Тургенев, Чехов, Гоголь, Толстой … у каждого свои сокровища и все вместе это наше богатое духовное ожерелье. Ведь, что это такое – сокровища? Задумывались ли вы, что означает это слово, откуда оно произошло? На мой взгляд, это от слова сокровенное, потаенное, созревшее в твоих мыслях и в душе, то, что доверишь не каждому, но с друзьями с удовольствием поделишься. Классики написали рассказы, повести, романы, вложив в них свои сокровенные думы и чувства, о человеческих делах, характерах, отношениях и поделились ими с нами. Вы имеете право приобщиться к ним, прочитать их, когда придет ваша пора постигать их и размышлять над ними.

А мне хотелось бы подарить вам одну драгоценность из того ожерелья, что мы видим на выставке - чтение небольшого стихотворения одного из величайших классиков - Александра Сергеевича Пушкина. Это тема нашей следующей встречи.

Скачать 158.11 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты