Домой

Вильмс Надежда Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, моу «Гимназия №10» Персональный идентификатор: 222-322-868 доклад




Скачать 39.76 Kb.
НазваниеВильмс Надежда Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, моу «Гимназия №10» Персональный идентификатор: 222-322-868 доклад
Дата29.03.2013
Размер39.76 Kb.
ТипДоклад
Содержание
На стоге сена ночью южной
Заря прощается с землею
Какая ночь! На всем какая нега!
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Шепот, робкое дыханье
Подобные работы:

Приложение №2

Вильмс Надежда Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ «Гимназия № 10»

Персональный идентификатор: 222-322-868

Доклад учащихся

Лирика А. А. Фета.

Звучит музыка к. Дебюсси «Лунный свет»

Лирика природы в творчестве Фета занимает первое место. В своих взглядах на природу он опирается в какой-то мере на взгляды философа Артура Шопенгауэра, его волнуют вопросы вечности вселенной и конечности человеческого бытия.

Человек тоскует по вечности и желает быть причастным к ней. Но по его представлениям, в этом нет трагедии. Фет как бы приблизил космос к человечеству. Галактика – это не нечто загадочное и грозное. Поэт обращается к звездам как к родным ему существам, ведь Земля – его колыбель, Вселенная – родная.

В стихотворении «На стоге сена ночью южной» перед человеком открывается бездна мира. Но она не роковая, не пугающая, а скорее торжественно высокая, приближающая человека к своей извечной гармонии:

^ На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный.

Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон, немая

Безвестно уносилась прочь,

И я как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину,

В которой с каждым я мгновеньем

Все невозвратнее тону.

Идея космического согласия находит свое воплощение в мифологическом образе мирового дерева, соединяющего верх и низ, ад и рай, прошлое и будущее. Так в стихотворении «Заря прощается с землею» на первый план выходит образ дерева, уходящего корнями в землю и одновременно купающим «пышный веней» в лучах зари. Они не дают распасться миру, соединяют собой небо и землю.

^ Заря прощается с землею,

Ложится пар на дне долин,

Смотрю на лес, покрытый мглою,

И на огни его вершин.

Как незаметно потухают

Лучи – и гаснут под конец!

С какою негой в них купают

Деревья пышный свой венец!

И все таинственней, безмерней

Их тень растет, растет, как сон:

Как тонко по заре вечерней

Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную

И ей овеяны вдвойне,-

И землю чувствуют родную,

И в небо просятся оне.

Человек ощущает себя единой частью огромного Божьего мира, поэт вдохновляется природой на лирическое творчество.

^ Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд ее убор.

нет, никогда нежней и бестелесней

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной – и последней, может быть.

У Фета природа является средством выражения чувств человека. Поэт создает яркие картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. В стихотворении «Ель мне рукою тропинку завесила..» мы видим слитное изображение пейзажа и чувств.

^ Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

Поэзия Фета не просто соотносит душевные переживания человека и состояние природы, но эти соотношения очень красочны, эмоциональны и одновременно еле уловимы. Именно эти качества ставили в основу своего мировосприятия импрессионисты. В основе стихотворений Фета, как и в картинах импрессионистов, впечатление, фрагментарность, выхваченность мига. (Импрессионисты писали картины отдельными мазками, на их репродукции можно смотреть только издали.) Дается не законченная картина, всегда есть возможность домыслить.

^ Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы.

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!...

Стихотворение построено на одних назывных предложениях. Ни одного глагола. Только предметы и явления. Между тем эти предметы непредметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает у читателя не прямые представления о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны. Главное смысловое поле – между словами, за словами. Каждое выражение здесь стало картиной. Сначала это неброские детали ночного мира, затем в поле зрения попадают более крупные, более обобщенные и туманные предметы. затем и обобщенные и конкретные образы сливаются, образуя огромное целое. И внутреннее состояние человека тоже входит в эту объемную картину.

Скачать 39.76 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты