Домой

Юрий Николаевич Караулов, Алла Сергеевна Белоусова




Скачать 428.82 Kb.
НазваниеЮрий Николаевич Караулов, Алла Сергеевна Белоусова
страница1/4
Дата29.03.2013
Размер428.82 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Аннотация, авторы-составители
Словарная статья
Даль). Противоп.
III. Каков.
IV. Какой.
VI. Действие. Состояние. Отнесённость (связанность)
Необходимость. Должность. Возможность. Желаемость.
VIII. Каково.
Капнист). И за помощию Божиею управился путь наш в Мальту добро (П. А. Толстой
X. Сколько
XI. Насколько
XII. Который (среди подобного).
Пушкин). Нам юноша, стремящийся к добру, / Смешон восторженностью странной, / А зрелый муж, поверженный в хандру, / Смешон тоско
XV. От – До (в пространстве).
XVI. Когда
XVII. От – До (во времени).
Пантеон иностр. словесности
XVIII. Зачем.
Первое учение отрокам
Подобные работы:
  1   2   3   4

Юрий Николаевич Караулов, Алла Сергеевна Белоусова

Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН

Москва, Россия



О «РУССКОМ ИДЕОГРАФИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ» Н.Ю. ШВЕДОВОЙ

Принято считать, что Сократ закрыл дорогу познанию, поставив знание в зависимость от добродетели. Платон снял заклятие, выделив сословие мудрецов. Он разделил людей на тех, кто знает и кто не знает. Полуторатысячестраничная рукопись идеографического словаря разрешает парадокс добродетели и знания (как, впрочем, и многие другие парадоксы) путем выстраивания иерархически организованной системы взаимодействия основополагающих понятий (идей, обобщений, концептов), запечатленных в языке и отражающих «мир» русского человека. Я не буду говорить об актуальности этого направления в лексикографии, о глубине проработки теории и практики составления идеографических словарей и их типологии. Это вещи общеизвестные. Скажу о той оригинальности и новизне, которые характеризуют представленный материал на фоне современной мировой идеографической лексикографии. Кстати, этот фон – практически исчерпывающим образом – очерчен в библиографическом списке использованной литературы и идеографических источников на разных языках.

«Русский идеографический словарь», созданный научной школой Н.Ю. Шведовой, завершает и одновременно открывает: он завершает определенный этап в изучении русской лексики, знаменуя переход от семантического уровня ее описания к уровню знаний о мире; он открывает идеографический уровень ее словарного представления. Я вижу три ступени последовательного движения творческой мысли в этом направлении – постоянно совершенствующийся толковый словарь Ожегова-Шведовой, шеститомный Русский семантический словарь и, наконец, опыт создания лексикона нового жанра – идеографического словаря концептов, который опирается на разработанные Н.Ю. Шведовой теоретические основания и вырастает из главного тезиса, согласно которому все идеи и обобщения извлекаются из самого языка, составляют его организующие и скрепляющие его внутреннее строение параметры. Именно таким путем выделены языковые средства концептуального членения мира и показано, что такое членение диктуется лексической системой языка и находится в непосредственной связи с его смысловым строем.

Решающее значение имеет разработанное Н.Ю. Шведовой учение о дейктической системе русского языка, ее устройстве и функционировании. Я считаю, что увидеть в системе русских местоимений основу смыслового строения языка и сконструировать из этих двухсот указующих слов набор глобальных смыслов (бытия, действия, состояния, количества, места, времени, цели, причины) равноценно научному открытию. Я не имею в виду монографию «Местоимение и смысл», в которой осуществлено размещение местоимений по трехступенчатым полям глубины знания (а именно, знание – неполное знание, т. е. знание с некоторой степенью неопределенности – незнание, или отсутствие знания) и тем самым зафиксирована сетевая организация дейктической системы русского языка. Самое главное, что эти построения не замирают в своей квалифицирующей неподвижности, а, пронизывая все уровни идеографической иерархии, решают и задачу строения словарной статьи, которая составляется из 19 универсальных зон, причем каждая из них отвечает одному из глобальных смыслов, одному из «миров» и т. д.

Теперь, продолжая, как было сказано в начале, характеризовать методологические основы идеографического словаря, рискну представить для простоты сам процесс идеографизации лексики как процесс переливания исходной дейктической системы в новые формы: из состояния sache für sich в состояние sache für uns. На этом пути осуществляются необходимые преобразования и выстраивается идеографическая вертикаль взаимозависимых форм, в исходе которой – местоимение, а в итоге – словарная статья и совокупность статей в данном словаре. Выглядит в моем понимании идеографическая вертикаль следующим образом:

  • дейктическая система (местоимения);

  • миры (мир, воспринимаемый человеком как нечто высшее, мир как условия существования, собственно мир человека: он сам…);

  • глобальные смыслы;

  • концепты (как «исторически сложившаяся понятийно-языковая целостность, отлившаяся в слово»);

  • зоны внутри словарной статьи (быть; кто, что; какой, чей и т. д. – всего 19);

  • словарная статья как апофеоз идеографизации, включающая словосочетания, пословицы и поговорки, крылатые фразы, афоризмы, речения, цитаты.

Мой вывод таков: перед нами ценное в культурном, лингвистическом, филологическом и философском отношении произведение, которое построено на оригинальной, не имеющей аналогов научно-теоретической базе. Словарь дает широкое и разностороннее представление о русском мире и русском человеке, о духовной, ментальной и материальной сферах русской жизни.

Приложения

^ АННОТАЦИЯ, АВТОРЫ-СОСТАВИТЕЛИ

Ответственный редактор

академик Российской академии наук Н.Ю. Шведова


Заместитель ответственного редактора

канд. филол. наук А.С. Белоусова


Авторы-составители словаря

Н.Ю. Шведова, А.С. Белоусова, Н.Н. Занегина, Е.А. Смирнова, В.К. Юношева


В создании базы данных для словаря принимали участие М.С. Михайлова, Ю.С. Капитанова, М.А. Шведова


Авторская работа над словарём осуществлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 05-04-04277а)


Русский идеографический словарь: Мир человека и человек в окружающем его мире (80 концептов, относящихся к духовной, ментальной и материальной сферам жизни человека) // Отв. ред. акад. РАН Н.Ю. Шведова; РАН, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. М., 2011.


Словарь – последний крупный научный проект, над которым работала акад. РАН Н.Ю. Шведова (1916–2009): ею разработаны теоретические основы словаря, его структура, строение и состав словарной статьи, написано и отредактировано более половины словарных статей. Словарь – опыт создания лексикона нового жанра – идеографического словаря концептов, который опирается на идеи (обобщения), заключённые в самом языке, его организующие и скрепляющие его внутреннее строение. Методами идео-лексикографии здесь представлены языковые средства концептуального членения мира и показано, что такое членение, во-первых, первично диктуется лексической системой языка и, во-вторых, находится в непосредственной связи со смысловым строем языка. В словаре описано 80 основных концептов и тех единиц, которые образуют ближайшее лексическое окружение концепта.

^ СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ ДОБРО

ДОБРО


I. Быть. Существует ли добро как действующая сила жизни? Добро живёт рядом со злом. Добро существует как отвлечённое понятие, как идея, как вечное общечеловеческое нравственное понятие. Есть в жизни добро: это и добрые люди, и добрые дела. Нет, видно, добра на свете. Кругом одно зло, добра не видно. «В ком добра нет, в том и правды мало» (Даль).


▲ «Скажи же: кто отец мой? / Когда не скажешь, на себя / Я руку (sic!) наложу, / Да и тебе добра не будет» (Жуковский). Во всяком народе есть добро и зло: это участь человечества... Будем же стараться общими силами уменьшить зло в любезной нашей России и умножать добро. Вот истинный патриотизм (Булгарин). Прощайте, мои светлые и тёмные образы, мои добрые и недобрые люди, или, лучше сказать, образы, в которых есть и светлые и тёмные стороны, люди, в которых есть и доброе и худое! (С. Аксаков). [Архип] <…> А в миру-то, Афоня, добро со злом рядом живёт, об руку ходит. Ну и нагрешишь грехов-то больше песка морского (Островский). – Ох, грустно, голубушка! – отвечает с тяжким вздохом гостья. – Прогневали мы Господа Бога, окаянные. Не бывать добру (Гончаров). Сущность добра даётся действием Божиим, но энергия его проявления в человеке может быть лишь превращением осиленной, перешедшей в потенциальное состояние силы самоутверждающейся личной воли (Соловьёв). Для нас, с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды (Л. Толстой). Жизнь становилась всё более тусклой и однообразной. Даже злодейство носило какой-то будничный, унылый характер. Добро перерождалось в безучастность (Довлатов).


II. Кто. Что.

А

  1   2   3   4

Скачать 428.82 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты