Домой

А. С. Пушкин То, что математики являются не только тонкими ценителями изящной словесности, но и сами зачастую выступают маститыми литераторами, общеизвестно. Достаточно вспомнить профессора математики Оксфордского




Скачать 19.75 Kb.
НазваниеА. С. Пушкин То, что математики являются не только тонкими ценителями изящной словесности, но и сами зачастую выступают маститыми литераторами, общеизвестно. Достаточно вспомнить профессора математики Оксфордского
Дата28.03.2013
Размер19.75 Kb.
ТипДокументы
Подобные работы:

Поэзия


Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии.

А.С. Пушкин


То, что математики являются не только тонкими ценителями изящной словесности, но и сами зачастую выступают маститыми литераторами, общеизвестно. Достаточно вспомнить профессора математики Оксфордского университета Чарлза Латуиджа Доджсона (1832 – 1898), который под псевдонимом Льюиса Кэролла написал знаменитую сказку «Алиса в стране чудес». Можно вспомнить и профессора математики Кембриджского университета Бертрана Рассела (1872 – 1970), начавшего свою научную карьеру с фундаментального труда по математической логике и закончившего Нобелевской премией по литературе, и русского учителя математики Александра Солженицына, ставшего не только гордостью современной русской литературы, но и совестью современной России.

Поэзия отличается от прозы более высоким уровнем организации художественной формы, ну а важнейшие законы построения формы – это принцип симметрии. Помимо структурных законов симметрии, какими являются анафора, эпифора и другие, поэтов давно волнуют чисто геометрические типы симметрии, которые позволяют подчеркнуть содержание стихотворения в его графическом изображении на бумаге.

Еще в III – IV вв. “геометрические стихи” в виде симметричных геометрических фигур были популярны в римской поэзии.

Зеркальную симметрию равнобедренного треугольника мы находим в стихотворении Брюсова «Треугольник»


Я,

еле

качая

веревки

в синели

не различая тонов

и милой головки,

летаю в просторе,

крылатый как птица,

меж лиловых кустов!

но в заманчивом взоре

знаю, блещет, алея, зарница!

и я счастлив ею без слов!

Современный поэт Андрей Вознесенский, закончив Московский архитектурный институт, стал выдающимся архитектором стиха. Для своих геометрических стихов Вознесенский придумал свое название – изопы – изобразительная поэзия. Перед вами один из опытов изобразительной поэзии Вознесенского «Я башня…»


Оказывается, возможен еще один необычный тип стихотворной формы – палиндром (от греческого – бежать назад, возвращаться). Классическим примером палиндрома является известная строка Афанасия Фета:

А роза упала на лапу Азора

Легко убедиться, что в обратном направлении она читается так же, как и в прямом направлении:

Рассмотри далее небольшое стихотворение А.С. Пушкина «Сапожник».


В нем всего 13 строк, объединенных в 2 строфы из 8 и 5 строк. Как видим, стихотворение построено на числах Фибоначчи 5, 8, 13 (8 + 5 = 13), то есть отвечает закону золотого сечения.

Помимо разделительных функций, определяющих границу смысловых частей стихотворения, золотое сечение часто указывает на кульминацию и главную мысль произведения.

Скачать 19.75 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты