Домой

Учебно-методический комплекс по курсу «методы психологической саморегуляции состояний»




Скачать 276.24 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по курсу «методы психологической саморегуляции состояний»
Дата26.03.2013
Размер276.24 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
Содержание
Программа курса
Пояснительная записка
Задачи курса
Связь курса с основными дисциплинами блока и специализации
Ключевые слова
2. Темы и краткое содержание
Тема 1.2. Психологическая саморегуляция функционального состояния
Тема 2.2. Методы и способы психопрофилактики стрессовых состояний в профессиональной деятельности.
Тема 3.2. Характеристика состояния релаксации как основ­ного действующего фактора при использовании ме­тодов психологической сам
Тема 4.2. Аутогенная тренировка (АТ).
Тема 4.3. Идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция образов.
Тема 4.4. Сравнительная эффективность методов психологической саморегуляции
Тема 5.2. Комплексы психологической релаксации и саморегуляции (КПР) – базовые центры по обучению и применению методов ПСР в орг
3. Список литературы
Наименование тем и разделов
В том числе
Темы для самостоятельного изучения
Количество часов.
III.Вопросы к зачету
Подобные работы:


Институт Психоанализа

Факультет психологии

Кафедра организационной психологии


Утверждено

на заседании кафедры организационной психологии

от 23 октября2009 г. протокол №1

Зав.кафедрой организационной психологии

К.пс.н Чернова О.Н. ______________


Учебно-методический комплекс по курсу

« МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЙ »


Автор:

канд. психол. наук,

доцент

Кузнецова А.С..


Москва

2009

Печатается по решению кафедры организационной психологии НОУ ВПО «Институт психоанализа»


Кузнецова А.С. Методы психологической саморегуляции состояний. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 20 с.


© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© Кузнецова А.С. 2009 г.

1. СОДЕРЖАНИЕ


Содержание 2

I. Программа курса 4

1. Пояснительная записка 4

2. Содержание курса 5

3. Список литературы 7

II. Распределение часов курса по темам и видам работ 9

III. Организация самостоятельной работы студентов 10

IV. Темы рефератов и курсовых работ 13

V. Вопросы к экзамену 14



  1. ^ Программа курса

Выписка из государственного образовательного стандарта.

УМК подготовлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология».

    1. ^ Пояснительная записка

Цели курса: развитие у слушателей представлений о психологической саморегуляции (ПСР) функционального состояния как системном явлении, о методах саморегуляции/самоуправления состоянием; практическое освоение методических приемов и технологий обучения навыкам психологической саморегуляции состояния в целях профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний.


^ Задачи курса: предоставить слушателям научную информацию по проблеме разработки и применения методов психологической саморегуляции как способов профилактики неблагоприятных состояний в трудовой деятельности; обеспечить необходимую основу для практического освоения методических приемов обучения навыку саморегуляции состояния и базовых схем построения тренинговых программ, предназначенных для обучения ПСР.


По результатам изучения данного курса студент должен:

иметь системное представление:

  • о принципах психопрофилактического подхода к оптимизации функциональных состояний человека и профилактике профессионального стресса в трудовой деятельности;

  • о круге методов психологической саморегуляции функционального состояния;

  • об истории, современном состоянии и перспективных направлениях развития психологических исследований и прикладного применения методов психологической саморегуляции как направления стресс-менеджмента;

  • о специфике профессиональной деятельности методиста-психолога в области прикладной разработки, адаптации и организационных особенностей внедрения методов ПСР в структуру службы психологической поддержки персонала организаций;

знать:

  • понятийный аппарат в области психологических исследований и разработки методов самоуправления и саморегуляции функционального состояния;

  • методические приемы, тип упражнений и характерные особенности каждого из методов ПСР;

  • закономерности динамики ФС в процессе применения средств психологической саморегуляции;

  • основные этапы программы обучения ПСР;

  • задачи, выполняемые психологом-методистом при подготовке и проведении тренинга по обучению ПСР;

  • основные организационные формы внедрения прикладных программ ПСР;

  • принципы разработки проектов организации центров психологической саморегуляции и релаксации.

уметь:

  • планировать и реализовывать эмпирические исследования по изучению причин снижения работоспособности, динамики функционального состояния и развития стрессовых состояний в труде;

  • обосновать необходимость применения психопрофилактических методов и средств с целью оптимизации функционального состояния;

  • ориентироваться в области психопрофилактических и психокоррекционных методов, применяемых с целью самоуправления функциональным состоянием человека;

  • оценивать эффективность психопрофилактических программ саморегуляции состояния.



^ Связь курса с основными дисциплинами блока и специализации: поскольку курс рассчитан на студентов старших курсов специализации, он разработан с опорой на знания, полученные при изучении общей, возрастной, социальной, клинической психологии, психологии труда. Программа спецкурса взаимосвязана с общей программой подготовки организационных психологов и предполагает обязательное прослушивание базовых курсов специализации.


^ Ключевые слова: психологическая саморегуляция состояния (ПСР), самоуправление состоянием; методы и средства оптимизации состояния; методы и приемы саморегуляции; функциональное состояние; состояние релаксации; целевое состояние; нервно-мышечная релаксация; идеомоторная тренировка; сенсорная репродукция образов; аутогенная тренировка; диагностические технологии.

2. Содержание курса

1. Разделы курса


  1. Понятие о психологической саморегуляции функционального состояния человека.

  2. Основы психопрофилактики и психокоррекции неблагоприятных состояний человека по типу профессионального стресса.

  3. Общая характеристика методов психологической саморегуляции функциональных состояний человека.

  4. Методы психологической саморегуляции в профессионально-прикладной сфере.

  5. Организационные формы внедрения методов психологической саморегуляции функционального состояния.


^ 2. Темы и краткое содержание


Раздел 1. Понятие о психологической (психической) саморегуляции (ПСР) функционального состояния человека

Тема 1.1. Общее понятие о психологической саморегуляции как одном из уровней регуляции активности живых существ. Использование психических средств отражения и моделирования реальности как отличительный признак психологической регуляции. Основные типы психической саморегуляции: саморегуляция деятельности (поведения) субъекта и саморегуляция актуального состояния субъекта.

^ Тема 1.2. Психологическая саморегуляция функционального состояния. Определения психологической (психической) саморегуляции состояния человека. Различия в терминах «психическая саморегуляция» и «психологическая саморегуляция». Психологическая саморегуляция функционального состояния субъекта труда как условие осуществления трудовой деятельности.


Раздел 2. Основы психопрофилактики и психокоррекции неблагоприятных состояний по типу профессионального стресса

Тема 2.1. Общие основы психопрофилактики как направления исследовательской и прикладной работы. Оптимизация функционального состояния и работоспособности работающего человека как раздел психопрофилактического направления. Соотношение понятий «психопрофилактика» и «психокоррекция». Психопрофилактика прпофессионального стресса, основные направления стресс-менеджмента.

^ Тема 2.2. Методы и способы психопрофилактики стрессовых состояний в профессиональной деятельности. Основные классификации методов непос­редственного воздействия на состояние человека. Понятие о формировании психологических навыков самоуправления своим состоянием. Методы внешнего воздействия на функциональное состояние и методы психологической саморегуляции.


Раздел 3. Общая характеристика методов психологической саморегуляции функциональных состояний человека

Тема 3.1. Общая целевая направленность методов психологической саморегуляции состояния. Использование методов психологической саморегуляции с целью оптимизации функционального состояния и работоспособности человека. Формирование внутренних средств самоуправления своим состоянием как основная особенность методов психологической саморегуляции. Активность субъекта по отношению к оказываемому воздействию - необходимое условие эффективного использования методов психологической саморегуляции.

^ Тема 3.2. Характеристика состояния релаксации как основ­ного действующего фактора при использовании ме­тодов психологической саморегуляции. Формирование специфического состояния сниженного бодрствования - состояния релаксации - в ка­честве основного фактора изменения функционального состояния при использовании методов ПСР. Ха­рактеристика специфических черт состояния релаксации, определяющих его принципиальное отличие от других состояний сниженного бодр­ствования. Анализ состояния релаксации как энергетического «антипода» стресса. Основные особенности состояния релаксации и возможности их использования для психопрофилактики профессионального стресса.


Раздел 4. Методы психологической саморегуляции в профессионально-прикладной сфере

Тема 4.1. Нервно-мышечная релаксация (НМР). История возникновения и фор­мирования метода. Принципы построения упражнений и непосредс­твенные эффекты их использования. Характеристика процесса обу­чения навыкам нервно-мышечной релаксации. Многовариантность использования методов НМР, его сочетание с другими методами психологической саморегуляции. Профессионально-прикладное при­менение нервно-мышечной релаксации.

^ Тема 4.2. Аутогенная тренировка (АТ). Содержание и история становления метода. Усвоение вербальных формулировок (формул самовнушения) в виде самоприказов как основная характеристика метода. Меха­низм действия аутогенной тренировки: формирование устойчивых связей между словесными формулировками («самоприказами») и возникновением определенных состояний в различных психофизио­логических системах. Современные модификации аутогенной трени­ровки и направления их использования в профессионально-прик­ладной практике. Разработка новых методик аутогенной тренировки: модификации классического варианта АТ, расширение набора соответствующих приемов саморегуляции.

^ Тема 4.3. Идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция образов. Экспериментальные исследования мысленного воспроизведения дви­жений. Основные феномены, сходство эффектов реального и мыслен­ного воспроизведения движений. Пути применения идеомоторной тренировки в профессионально-прикладной практике: использова­ние техники как относительно самостоятельного метода снижения мышечного тонуса и достижения состояния релаксации, и как тех­ники мысленного самопрограммирования. Использование образов и «сюжетных картин» как средства оптимизации функционального состояния.

^ Тема 4.4. Сравнительная эффективность методов психологической саморегуляции. Данные о преимуществе восстановительных эффектов при применении методов ПСР (нервно-мышечной релак­сации, аутогенной тренировки) по сравнению с пассивным отды­хом (пребыванием в спокойном нерабочем состоянии в течение неко­торого времени, равного по времени использованию процедур ПСР). Профессионально-прикладное направление адаптации программ ПСР.


Раздел 5. Организационные формы внедрения методов психологической саморегуляции функционального состояния

Тема 5.1. Особенности построения программ обучения приемам психоло­гической саморегуляции. Понятие о сеансе психологической само­регуляции. Центральные и вспомога­тельные средства и приемы самоуправления состоянием. Типы обучающих программ: использование принципиально разных приемов самовоздействия на каждом сеансе психологической саморегуля­ции; последовательное обучение разным типам приемов. Принцип комплексного построения обучающих/тренинговых программ ПСР. Проблема оценки эффективности процесса обучения приемам саморегуляции. Понятие об актуальной, пролонгированной и отсроченной эффективности обуче­ния. Методы диагностики и оценки навыков психологической само­регуляции.

^ Тема 5.2. Комплексы психологической релаксации и саморегуляции (КПР) – базовые центры по обучению и применению методов ПСР в организациях. Принципы проектирования и организации КПР в современных условиях функционирования организаций разных форм собственности, типа и уровня развития. Методическое обеспечение работы КПР. Технология обучения навыкам ПСР и организации тренингов ПСР. Принципы подготовки инструкторов, методистов-психологов для работы в КПР. Требования к функциональному дизайну КПР. Анализ опыта работы реально действующих КПР.


^ 3. Список литературы

Основная литература:

  1. Барабанщикова В.В. Модальность образной сферы как фактор оптимизации функционального состояния профессионалов в процессе психологической саморегуляции. Дисс… канд. психол. наук. М.: МГУ, 2005.

  2. Барабанщикова В.В., Кузнецова А.С. Психологическая саморегуляция функционального состояния человека: направления профессиональной и индивидуальной адаптации // Психологические и психоаналитические исследования (под ред. В.А.Барабанщикова, С.Н.Зимовца). М.: Гнозис, 2008. С. 181-199.

  3. Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. Казань, 1981.

  4. Гиссен Л.Д. Время стрессов. М., 1991.

  5. Гройсман А.Л. Клиническая психология, психосоматика и психопрофилактика. М., 2002.

  6. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М.: ИП РАН, 2003.

  7. Дикая Л.Г., Семикин В.В. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях деятельности // Психологический журнал, 1991, т.12, № 1, с.55-65.

  8. Злоказова Т.А., Кузнецова А.С. Приемы психологической саморегуляции как средство оптимизации функционального состояния в режиме бизнес-тренингов – преемственность и развитие некоторых идей научной школы В.М. Бехтерева // В.М. Бехтерев и современная психология. К 120-летию открытия первой психологической лаборатории. Казань, Казанский государственный университет, 29-30 сентября 2005 года. Вып.3. Т.1. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005, с. 202 – 211.

  9. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.

  10. Кузнецова А.С. Психологическая саморегуляция функционального состояния человека: ресурсы профессионального развития // О.А.Прохоров (ред.). Психология психических состояний / Казань: Центр инновационных технологий, 2004, с. 329-358.

  11. Кузнецова А.С., Леонова А.Б. Методы и прикладные программы психологической саморегуляции функциональных состояний // Ю.К.Стрелков (ред.). Практикум по инженерной психологии и эргономике. М.: Академия, 2003, с. 167 – 196.

  12. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984.

  13. Леонова А.Б. Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний // Психологический журнал. 1988. Т. 10. N. 3. С. 43-52.

  14. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М., 2007.

  15. Лобзина В.С. (ред.). Теория и практика аутогенной тренировки / Л., 1980.

  16. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. М., 1986.

  17. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Сентябрь, 2001.

  18. Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пиккенхайн Л., Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. М., 1985.

  19. Никифоров Г.С. (ред.) Психология здоровья: Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2003.

  20. Никифоров Г.С., Филимоненко Ю.И., Васильев В.К. Релаксационный тренинг как фактор нормализации нервно-психического состояния человека // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань, 1982. С. 53-54.

  21. Обознов А.А. Психическая регуляция операторской деятельности (в особых условиях рабочей среды) М.: ИП РАН, 2003. – 182с.

  22. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М.: «ПЕР СЭ», 2005. – 352 с.

  23. Филимоненко Ю.И. Релаксационное состояние как психофизиологическая основа психической саморегуляции // Проблемы диагностики и управления состоянием человека-оператора. Л., 1984. С. 183-185.

  24. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка. М., 1985.

  25. Эверли Дж. С., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. М., 1985.


Дополнительная литература

  1. Алексеев А.В. Психомышечная тренировка - метод психической саморегуляции. М., 1979.

  2. Алексеев А.В. Себя преодолеть. М., 1978.

  3. Алякринский Б.С. Основы научной организации труда и отдыха космонавтов. М., 1975.

  4. Бурно М.Е. Самовнушение и аутогенная тренировка. М., 1975.

  5. Водейко Р.И., Мазо Г.Е. Как управлять собой (психофизиологическая саморегуляция). Минск, 1983.

  6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб: Питер, 2008.

  7. Габдреева Г.Ш. Состояние тревоги и процессы самоуправления // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань, 1982. С. 63-65.

  8. Габдреева Г.Ш. Основы самоуправления психическим состоянием // Проблемы самоуправления в системе психологической службы ВУЗов. Казань, 1983. С. 135-191.

  9. Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний. М.: Магистр, 1998.

  10. Дикая Л.Г., Семикин В.В. Произвольная саморегуляция состояния человека-оператора как вид психической деятельности // Проблемы диагностики и управления состоянием человека-оператора. Л., 1984. С. 124-126.

  11. Забродин Ю.М. Методологические проблемы исследования и моделирования функциональных состояний человека-оператора // Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. М., 1983. С. 3-27.

  12. Завалова Н.Д., Пономаренко В.А. Психические состояния человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. 1983. Т. 4. N. 6. С. 92-105.

  13. Занковский А.Н. Проблема управления психофизиологическим состоянием в зарубежной психологии // Проблемы диагностики и управления состоянием человека-оператора. Л., 1984. С.126-128.

  14. Кузнецова А.С., Тихонов О.И. Методы психологической саморегуляции как средства оптимизации состояния студентов. Самара, 1996.

  1. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., 1987.

  2. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стресса. М., 1993.

  1. Малкин В.Р., Отман А.Л. Психическая саморегуляция в учебной деятельности студентов // Психическая саморегуляция. М., 1983. Вып. 3. С. 193-194.

  2. Марьин М.И. (ред.). Организация психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. – 270 с.

  3. Морган У.П., Эликсон К.А. Ситуативная тревога и результативность деятельности // Вопросы психологии. 1990. №.3.С. 155-161.

  1. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука, 2001. – 192 с.

  1. Мюллер-Хегеманн Д. К теории и практике аутогенной тренировки // Журнал невропатологии и психиатрии. 1962. Т. 62. Вып. 10. С. 1517-1522.

  2. Никифоров Г.С. (ред.) Психология профессионального здоровья. СПб: Питер, 2006.

  3. Никифоров Г.С., Филимоненко Ю.И., Польшин А.К. Психологические аспекты саморегуляции состояний. Л., 1986.

  4. Пейсахов Н.М. Система понятий теории психического самоуправления // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань, 1982. С.5-8.

  5. Репин А.А. Психология, психогигиена и психопрофилактика труда плавсостава. М., 1979.

  6. Свядощ А.М. Аутогенная тренировка // Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979. С. 176-192.

  7. Семикин В.В. Возможности произвольной регуляции психофизиологических функций и состояний // Категории, принципы и методы психологии. Тезисы научных сообщений к 6 Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. М., 1983. Ч. 3. С. 480-482.

  8. Сингер М.Т., Лалич Д. Культы среди нас // Журнал практического психолога, 2004, № 6, с. 11 – 71.

  9. Филимоненко Ю.И. Показатели успешности психической саморегуляции // Вестник ЛГУ. Экономика. Философия. Право. 1982. N. 23. С. 78-80.


II Распределение часов курса по темам и видам работ






^ Наименование тем и разделов


ВСЕГО (часов)

Аудиторные занятия (час.)

Самосто-ятельная работа
^

В том числе


Лекции

Семинары/

Тренинги

Раздел 1.

Понятие о психологической (психической) саморегуляции функционального состояния человека

1.1.

Общее понятие о психологической само-регуляции как одном из уровней регуляции активности живых существ

5

1

-

4

1.2.

Психологическая саморегуляция функционального состояния

5

1

-

4

Раздел 2.

Основы психопрофилактики и психокоррекции неблагоприятных состояний по типу профессионального стресса

2.1.

Общие основы психопрофилактики как направления исследовательской и прикладной работы

5

1

1

3

2.2.

Методы и способы психопрофилактики стрессовых состояний в профессиональной деятельности

5

-

1

4

Раздел 3.

Общая характеристика методов психологической саморегуляции функциональных состояний человека

3.1.

Общая целевая направленность методов психологической саморегуляции состояния

5

1

1

3

3.2.

Характеристика состояния релаксации как основного действующего фактора при использовании методов психологической саморегуляции

5

-

1

4

Раздел 4.

Методы психологической саморегуляции в профессионально-прикладной сфере

4.1.

Нервно-мышечная релаксация (НМР)

7

-

1

6

4.2.

Аутогенная тренировка (АТ)

7

-

1

6

4.3.

Идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция образов

7

-

1

6

4.4.

Сравнительная эффективность методов психологической саморегуляции

8

-

2

6

Раздел 5.

Организационные формы внедрения методов психологической саморегуляции функционального состояния

5.1.

Особенности построения программ обучения приемам психологической саморегуляции

5

-

1

4

5.2.

Комплексы психологической релаксации (КПР) – базовые центры по обучению и применению методов ПСР в организациях

6

1

1

4




ИТОГО:

70

5

11

54




  1. Организация самостоятельной работы студентов




^ Темы для самостоятельного изучения

Изучаемые вопросы

Форма самосто-ятельной работы

Литература


^ Количество часов.

Форма отчетности

д/о (з/о)

1. Общее понятие о психологической саморегуляции как одном из уровней регуляции активности живых существ

Основные типы психической саморегуляции: саморегуляция деятельности (поведения) субъекта и саморегуляция актуального состояния субъекта.

Анализ учебной литературы

Гройсман А.Л. Клиническая психология, психосоматика и психопрофилактика. М., 2002.

Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М.: ИП РАН, 2003.

Никифоров Г.С. (ред.) Психология здоровья: Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2003.

Обознов А.А. Психическая регуляция операторской деятельности (в особых условиях рабочей среды) М.: ИП РАН, 2003. – 182с.

Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.

Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука, 2001. – 192 с.

4

Доклад (реферат)

2. Психологическая саморегуляция функционального состояния

Различия в терминах «психическая саморегуляция» и «психологическая саморегуляция». Психологическая саморегуляция функционального состояния субъекта труда как условие осуществления трудовой деятельности.

Анализ учебной литературы

Леонова А.Б. Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний // Психологический журнал. 1988. Т. 10. N. 3. С. 43-52.

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М., 2007.

Барабанщикова В.В. Модальность образной сферы как фактор оптимизации функционального состояния профессионалов в процессе психологической саморегуляции. Дисс… канд. психол. наук. М.: МГУ, 2005.

Барабанщикова В.В., Кузнецова А.С. Психологическая саморегуляция функционального состояния человека: направления профессиональной и индивидуальной адаптации // Психологические и психоаналитические исследования (под ред. В.А.Барабанщикова, С.Н.Зимовца). М.: Гнозис, 2008. С. 181-199.

Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. Казань, 1981.

Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М.: «ПЕР СЭ», 2005. – 352 с.


4

Доклад (реферат)

3. Общие основы психопрофилактики как направления исследовательской и прикладной работы

Соотношение понятий «психопрофилактика» и «психокоррекция». Психопрофилактика прпофессионального стресса, основные направления стресс-менеджмента.

Анализ учебной литературы

Гиссен Л.Д. Время стрессов. М., 1991.

Леонова А.Б. Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний // Психологический журнал. 1988. Т. 10. N. 3. С. 43-52.

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М., 2007.

Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Сентябрь, 2001.


3

Доклад (реферат)

4. Методы и способы психопрофилактики стрессовых состояний в профессиональной деятельности

Методы внешнего воздействия на функциональное состояние и методы психологической саморегуляции.

Анализ учебной литературы

Леонова А.Б. Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний // Психологический журнал. 1988. Т. 10. N. 3. С. 43-52.

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М., 2007.

Злоказова Т.А., Кузнецова А.С. Приемы психологической саморегуляции как средство оптимизации функционального состояния в режиме бизнес-тренингов – преемственность и развитие некоторых идей научной школы В.М. Бехтерева // В.М. Бехтерев и современная психология. К 120-летию открытия первой психологической лаборатории. Казань, Казанский государственный университет, 29-30 сентября 2005 года. Вып.3. Т.1. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005, с. 202 – 211.

4

Доклад (реферат)

5. Общая целевая направленность методов психологической саморегуляции состояния

Формирование внутренних средств самоуправления своим состоянием как основная особенность методов психологической саморегуляции. Активность субъекта по отношению к оказываемому воздействию - необходимое условие эффективного использования методов психологической саморегуляции.

Анализ учебной литературы

Кузнецова А.С. Психологическая саморегуляция функционального состояния человека: ресурсы профессионального развития // О.А.Прохоров (ред.). Психология психических состояний / Казань: Центр инновационных технологий, 2004, с. 329-358.

Леонова А.Б. Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний // Психологический журнал. 1988. Т. 10. N. 3. С. 43-52.

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М., 2007.

3

Доклад (реферат)

6. Характеристика состояния релаксации как основного действующего фактора при использовании методов психологической саморегуляции

Терминологические особенности описания состояний релакса­ции: понятия «трофотропное состояние», «аутогенное состояние», «аутогенное смещение», «аутогенное погружение». Различные под­ходы к изучению состояний релаксации: анализ уровней проявле­ния, анализ причин формирования. Экспериментальные исследования восстановительных эффектов при переживании состояний релаксации. Профессионально-приклад­ные возможности использования феномена повышенной внушаемости и самовнушаемости в процессе переживания состояний релаксации.

Анализ учебной литературы, работа с методиками

Дикая Л.Г., Семикин В.В. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях деятельности // Психологический журнал, 1991, т.12, № 1, с.55-65.

Никифоров Г.С., Филимоненко Ю.И., Васильев В.К. Релаксационный тренинг как фактор нормализации нервно-психического состояния человека // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань, 1982. С. 53-54.

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М., 2007.

Филимоненко Ю.И. Релаксационное состояние как психофизиологическая основа психической саморегуляции // Проблемы диагностики и управления состоянием человека-оператора. Л., 1984. С. 183-185.

4

Доклад (реферат)

7. Нервно-мышечная релаксация (НМР)

Многовариантность использования методов НМР, его сочетание с другими методами психологической саморегуляции. Профессионально-прикладное при­менение нервно-мышечной релаксации.

Анализ учебной литературы, работа с методиками

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М., 2007.

Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984.

Кузнецова А.С., Леонова А.Б. Методы и прикладные программы психологической саморегуляции функциональных состояний // Ю.К.Стрелков (ред.). Практикум по инженерной психологии и эргономике. М.: Академия, 2003, с. 167 – 196.

Эверли Дж. С., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. М., 1985.

6

Доклад (реферат)

8. Аутогенная тренировка (АТ)

Содержание и история становления метода. Современные модификации аутогенной трени­ровки и направления их использования в профессионально-прик­ладной практике. Разработка новых методик аутогенной тренировки: модификации классического варианта АТ, расширение набора соответствующих приемов саморегуляции.


Анализ учебной литературы, работа с методиками

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М., 2007.

Кузнецова А.С., Леонова А.Б. Методы и прикладные программы психологической саморегуляции функциональных состояний // Ю.К.Стрелков (ред.). Практикум по инженерной психологии и эргономике. М.: Академия, 2003, с. 167 – 196.

Лобзина В.С. (ред.). Теория и практика аутогенной тренировки / Л., 1980.

Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. М., 1986.

Шульц И.Г. Аутогенная тренировка. М., 1985.

6

Доклад (реферат)

9. Идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция образов

Пути применения идеомоторной тренировки и сенсорной репродукции в профессионально-прикладной практике. Использование образов и «сюжетных картин» как средства оптимизации функционального состояния.


Анализ учебной литературы, работа с методиками

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М., 2007.

Кузнецова А.С., Леонова А.Б. Методы и прикладные программы психологической саморегуляции функциональных состояний // Ю.К.Стрелков (ред.). Практикум по инженерной психологии и эргономике. М.: Академия, 2003, с. 167 – 196.

Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пиккенхайн Л., Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. М., 1985.

6

Доклад (реферат)

10. Сравнительная эффективность методов психологической саморегуляции

Данные о преимуществе восстановительных эффектов при применении методов ПСР (нервно-мышечной релак­сации, аутогенной тренировки) по сравнению с пассивным отды­хом (пребыванием в спокойном нерабочем состоянии в течение неко­торого времени, равного по времени использованию процедур ПСР).


Анализ учебной литературы, работа с методиками

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М., 2007.

Барабанщикова В.В. Модальность образной сферы как фактор оптимизации функционального состояния профессионалов в процессе психологической саморегуляции. Дисс… канд. психол. наук. М.: МГУ, 2005.

Барабанщикова В.В., Кузнецова А.С. Психологическая саморегуляция функционального состояния человека: направления профессиональной и индивидуальной адаптации // Психологические и психоаналитические исследования (под ред. В.А.Барабанщикова, С.Н.Зимовца). М.: Гнозис, 2008. С. 181-199.

Кузнецова А.С. Психологическая саморегуляция функционального состояния человека: ресурсы профессионального развития // О.А.Прохоров (ред.). Психология психических состояний / Казань: Центр инновационных технологий, 2004, с. 329-358.

6

Доклад (реферат)

11. Особенности построения программ обучения приемам психологической саморегуляции

Проблема оценки эффективности процесса обучения приемам саморегуляции. Понятие об актуальной, пролонгированной и отсроченной эффективности обуче­ния. Методы диагностики и оценки навыков психологической само­регуляции. Особенности динамики функциональ­ного состояния как результат обучения навыкам психологической саморегуляции. Примеры прикладных программ обучения методам психологи­ческой саморегуляции для представителей различных видов про­фессиональной деятельности.

Анализ учебной литературы, работа с

кейсами

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М., 2007.

Кузнецова А.С., Леонова А.Б. Методы и прикладные программы психологической саморегуляции функциональных состояний // Ю.К.Стрелков (ред.). Практикум по инженерной психологии и эргономике. М.: Академия, 2003, с. 167 – 196.

Леонова А.Б. Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний // Психологический журнал. 1988. Т. 10. N. 3. С. 43-52.

4

Доклад (реферат)

12. Комплексы психологической релаксации (КПР) – базовые центры по обучению и применению методов ПСР в организациях

История внедрения кабинетов психологической разгрузки в производственных условиях в России и за рубежом (опыт Франции, Японии, США). Методическое обеспечение работы КПР. Технология обучения навыкам ПСР и организации тренингов ПСР. Требования к функциональному дизайну КПР. Анализ опыта работы реально действующих КПР.

Анализ учебной литературы, работа с

кейсами

Леонова А.Б. Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний // Психологический журнал. 1988. Т. 10. N. 3. С. 43-52.

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М., 2007.


4

Доклад (реферат)




  1. Темы рефератов и курсовых работ




  • Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний.

  • Оптимизация функционального состояния в режиме рабочих перерывов.

  • Возрастные особенности обучения навыкам психологической саморегуляции.

  • Возможности и ограничения разных методов ПСР как способов стресс-менеджмента.

  • Принципы подбора приемов ПСР для разных профессиональных контингентов.

  • Психологические методы оценки эффективности тренингов ПСР.

  • Кабинеты психологической разгрузки (релаксации): направления функционирования, основные задачи.



^

III.Вопросы к зачету





  1. Психопрофилактический подход к проблеме стресс-менеджмента и оптимизации функционального состояния.

  2. Общая характеристика методов психологической саморегуляции как направления профилактики и коррекции профессионального стресса.

  3. Классификации методов непосредственного воздействия на функциональное состояние человека.

  4. Формирование внутренних средств самоуправления своим состоянием как основная особенность методов психологической саморегуляции.

  5. Характеристика специфических черт состояния релаксации. Гипотезы о характере связи данного состояния с переходными фазами от сна к бодрствованию.

  6. Терминологические особенности описания состояний релаксации.

  7. Возможности использования релаксационных состояний для оптимизации неблагоприятных функциональных состояний в стрессовых условиях труда.

  8. Профессионально-прикладные возможности использования феномена повышенной внушаемости и самовнушаемости в процессе переживания состояний релаксации.

  9. Нервно-мышечная релаксация. История возникновения и формирования метода.

  10. Принципы построения упражнений по методике нервно-мышечной релаксации и непосредственные эффекты их использования.

  11. Аутогенная тренировка. Содержание и история становления метода.

  12. Механизм действия аутогенной тренировки.

  13. Направления разработки новых методик аутогенной тренировки.

  14. Идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция образов.

  15. Пути применения идеомоторной тренировки в профессионально-прикладной практике.

  16. Использование образов и «сюжетных картин» как средства оптимизации функционального состояния.

  17. Общие особенности и принципиальные различия методов ПСР.

  18. Принципы построения комплексных программ обучения приемам психологической саморегуляции.

  19. Рекомендации по индивидуализации приемов ПСР с целью повышения эффективности обучения навыкам психологической саморегуляции.

  20. Понятие о сеансе психологической саморегуляции функционального состояния.

  21. Проблема оценки эффективности процесса обучения приемам саморегуляции.

  22. Методы диагностики и оценки навыков психологической саморегуляции.

  23. Роль ведущего тренинги ПСР в процессе обучения навыкам саморегуляции состояния.

  24. Соотношение уровней оценки эффективности комплексных программ обучения навыкам ПСР. Актуальный, пролонгированный, отсроченный эффекты тренинга ПСР.

  25. Сравнительная эффективность методов ПСР в оптимизации функционального состояния.

  26. Примеры эмпирических исследований по обучению навыкам самоуправления состоянием с использованием различных методов психологической саморегуляции у представителей разных профессий.

  27. Комплексы психологической релаксации (КПР): основные принципы проектирования и функционирования.

  28. Задачи и направления психологической работы на базе КПР.

  29. Психологические требования к оформлению КПР в зависимости от задач функционирования КПР.

  30. Вспомогательные средства в составе тренингов ПСР: функциональная музыка, аудио-визуальные воздействия.



Скачать 276.24 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты