Домой

Психологическая подготовка баскетболиста




Скачать 42.42 Kb.
НазваниеПсихологическая подготовка баскетболиста
Дата26.03.2013
Размер42.42 Kb.
ТипДокументы
Подобные работы:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТА


Ю.Н. Старовойтов

А.Е. Данилочкин

ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»


Неотъемлемым компонентом учебно-тренировочного процесса баскетболистов является психологическая подготовка, которая, с одной стороны, имеет свои специфические цели и задачи, а с другой, неразрывно включаться в тренировочную деятельность спортсмена, так и осуществляться в виде специально организованных воздействий.

Основное содержание психологической подготовки баскетболистов состоит в следующем:

1) Формирование определенных личностных свойств, способствующих достижению максимально высокого результата в соревновании. К таким свойствам относятся: морально-нравственные качества, волевые качества, обеспечивающие переносимость высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, а также способность к лидерству, индивидуальность, способность к самосовершенствованию и самоконтролю.

2) Формирование мотивации занятий баскетболом, которая позволит сохранить заинтересованность в постоянном совершенствовании и активное творческое отношение к тренировочному процессу на протяжении длительного времени.

3) Совершенствование психических процессов. В баскетболе успех в совершенствовании зависит от уровня развития таких психических процессов как восприятие, пре6дставление, внимание (и таких параметров как объем, концентрация, распределение переключение), оперативная память и мышление, то есть тех процессов, которые обеспечивают быстрый прием и переработку информации, поступающей в процессе игры, и принятие оптимального решения, а также обеспечивают совершенное овладение сложными техническими приемами.

4) Развитие психофизиологических качеств, значимых для игровой соревновательной деятельности баскетболиста. Эффективность игровых действий в баскетболе тесно связанна с показателями сенсомоторного реагирования. Для игроков наиболее прогностичными являются: реакция выбора, антиципирующая реакция, «чувство пространства, ритмо-темповая чувствительность.

5) Развитие психоэмоциональных свойств, которые способствуют оптимизации, которые способствуют оптимизации психическихсостояний, возникающих в процессе соревнований. В данном случае речь идет о формировании у спортсмена способности противостоять эмоциональному стрессу, вызываемому напряженностью соревновательной деятельности. Эта способность проявляется в умении мобилизовывать свои силы или расслабляться в нужный момент, управлять эмоциональными реакциями на успех и неудачу, регулировать свое поведение в процессе соревнований.

7) Формирование межличностных отношений в спортивном коллективе, взаимоотношений в системах «тренер - спортсмен», «спортсмен - спортсмен», «спортсмен - звено», «звено - звено», «спортсмен - команда», «звено - команда»), которые играют исключительно важную роль в достижении высокого результата, особенно в командных видах спорта, к которым относится баскетбол.

Средства психологической подготовки, направленные на развитие определенных психических качеств и функций, на формирование определенного психоэмоционального состояния игрока, можно подразделить на собственно психологические и сопряженные.

К первой группе собственно психологических средств относятся психорегулирующие средства, такие как гипноз, внушение, аутогенная, психорегулирующая тренировка, используемые для регуляции эмоциональных состояний, особенно в тех случаях, когда необходимо предупредить или хотя бы снизить психическое перенапряжение спортсмена; а также психомышечная или идеомоторная тренировка, которая позволяет спортсмену путем мысленного воспроизведения зрительных и мышечно-двигательных представлений совершенствовать специализированные восприятия параметров двигательных действий и внешней среды, регулировать межмышечную координацию, кинематические и динамические характеристики движения.

К сопряженным (психолого-педагогическим) средствам психологической подготовки относятся вербальные и невербальные воздействия тренера на моральную, нравственную, волевую сферы спортсмена, физические упражнения, выполняемые в различных условиях. В данном случае речь идет об определенной «психологизации» основных средствах спортивной подготовки (физической, технической, тактической) и конкретных методических приемах их использования с целью воздействия на психику спортсмена. Например:

- выполнение упражнений на фоне неблагоприятных физических факторов внешней среды, других сбивающих факторов, затрудняющих получение информации (световые, звуковые эффекты и т.п.) с целью развития толерантности к стрессовым воздействиям;

- выполнение упражнений с ограничением деятельности ведущих анализаторов (зрительных, кинестетических, слуховых) для совершенствования специализированных восприятий; развития объема поля зрения, различных параметров внимания;

- выполнение упражнений с максимальной быстротой, требующих проявления быстроты реагирования, причем как простого, так и сложного, антиципирующего;

- применение упражнений, выполнение которых связанно с риском, страхом, что способствует развитию таких волевых качеств, как решительность, смелость, самообладание и др.;

- использование сложных игровых упражнений, требующих проявления нестандартных действий, проведение контрольных матчей без подсказок тренера с целью развития оперативного и тактического мышления, а также самостоятельности и инициативности;

- применение тренировочных ситуаций, жестких противоборств, формирующих правильные реакции на победы и поражения, развивающих способность бороться «до конца»;

- неблагоприятные «отрицательные» оценки деятельности игроков со стороны тренера с целью формирования устойчивости к неблагоприятным эмоциональным воздействиям;

- выполнение упражнений на пределе физических возможностей, вызывающих значительное утомление и болевые ощущения для совершенствования волевых качеств;

- обязательная реализация плана, задания, указания тренера с целью воспитания дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости;

- использование тактических схем с «переключениями», «сюрпризами» для развития тактического мышления;

Психологическая подготовка играет важнейшую роль в формировании состояния готовности спортсмена и команды к успешному выступлению в соревновании и должна быть органически вплетена в учебно-тренировочный процесс на всех этапах спортивного совершенствования баскетболистов.

Скачать 42.42 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты