Домой

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по учебной дисциплине основы коррекционной педагогики




НазваниеМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по учебной дисциплине основы коррекционной педагогики
страница1/11
Дата26.03.2013
Размер1.53 Mb.
ТипМетодические рекомендации
Содержание
Актуальность и цель изучения дисциплины
Общая трудоемкость курса
Текущая и итоговая аттестация качества усвоения знаний
Тематический план курса
Лекц. занят.
I. Теоретические основы коррекционной педагогики и специальной психологии
II. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
Содержание лекционных занятий
Тема 2. Понятие аномального развития
Тема 3. Общие вопросы теории специальной педагогики
Тема 4. Основы дидактики специальной педагогики
II. Педагогические системы обучения
Тема 6. Педагогическая система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития
Тема 7. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме
Тема 8. Коррекционно-педагогическая помощь при дисгармоничном психическом развитии
Тема 9. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
Тема 10. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушением слуха
Тема 12. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Тема 13. Коррекционно-педагогическая помощь детям со сложной структурой дефекта
Содержание семинарских занятий
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

Институт психолого-педагогического образования


Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по учебной дисциплине


ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Составитель: Масленникова Т.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной педагогики и психологии.


Нижний Тагил

2011


СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Актуальность и цель изучения дисциплины

  2. Текущая и итоговая аттестация

  3. Тематический план дисциплины

  4. Содержание лекционных занятий

  5. Содержание семинарских занятий

  6. Организация самостоятельной работы

  7. Программа зачета

  8. Рекомендации к оформлению творческих работ

  9. Тестовые задания для самоподготовки

  10. Рекомендуемая литература

  11. Интернет-ресурсы:

  12. Глоссарий

  13. Приложения к практическим занятиям



^ АКТУАЛЬНОСТЬ И ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Система высшего профессионального образования призвана обеспечить подготовку специалистов, отличающихся не только высоким профессионализмом, но и самостоятельным мышлением, инициативностью и ответственностью в принятии решений и практической их реализации в своей педагогической деятельности.

Курс «Основы коррекционной педагогики и специальной психологии» читается на старших курсах после того, как студенты изучили дисциплины психолого-педагогического цикла.

Цель преподавания дисциплины: создание условий для формирования готовности к осуществлению профессиональной деятельности в области воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.

^ Общая трудоемкость курса – 112 часов. Из них 52 часа отводится на аудиторные занятия: лекции – 26 часов, семинарские занятия – 26 часов. На самостоятельную работу студента отводится 60 часов. Вид итогового контроля – зачет.


^ ТЕКУЩАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

Система текущей аттестации создает условия для определения студентом оптимальных путей подготовки к итоговой аттестации. Оценка качества усвоения знаний проводится в устной и письменной форме в виде:

  • ответов на контрольные вопросы, терминологических диктантов;

  • сообщений и докладов на самостоятельно выбранные темы;

  • дискуссий;

  • творческих заданий, презентаций;

  • реферативных обзоров и др.

В течение семестра отслеживается:

  • понимание основных понятий коррекционной педагогики и специальной психологии,

  • знание видов нарушений в развитии детей,

  • знание категорий детей, подлежащих обучению в коррекционно-образовательных учреждениях,

  • знание особенностей воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии, а также форм, принципов и методов организации коррекционно-образовательного процесса.

Использование различных форм текущего контроля способствует:

  • пониманию самим студентом качества знаний по предмету, позволяет ему учесть свои сильные и слабые стороны при подготовке к итоговой аттестации;

  • планированию и организации самостоятельной работы;

  • сформированию навыков работы с научной и методической литературой;

  • объективно оценить знания и уровень учебной мотивации каждого студента.


Итоговая аттестация состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть аттестации предполагает собеседование по вопросам специальной педагогики и психологии. Практическая часть зачета предполагает решение практикоориентированной задачи или педагогической ситуации, выполнение творческой работы.




^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«Основы коррекционной педагогики и специальной психологии»





Тема

Очное отделение

Заочное отделение

^ Лекц. занят.

Семин.

занят.

Лекц. занят.

Семин.

занят.




^ I. Теоретические основы коррекционной педагогики и специальной психологии



Предмет, задачи и основные категории специальной психологии


2

2

2

-



Понятие аномального развития

2

2

-

-



Общие вопросы теории специальной педагогики

2

2

-

2



Основы дидактики специальной педагогики

2

2

-

-




^ II. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии



Педагогическая система специального образования детей с умственной отсталостью

2

2

1

-



Педагогическая система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития

2

2

-

1



Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме

2

2

-

-



Коррекционно-педагогическая помощь при дисгармоничном психическом развитии

2

2

-

-



Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

2

2

1

-



Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушением слуха

2

2

-

1



Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушением речи

2

2

1

-



Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

2

2

-

1



Коррекционно-педагогическая помощь детям со сложной структурой дефекта

2

2

1

1




ИТОГО:

26

26

6

6



^ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

I. Теоретические основы

коррекционной педагогики и специальной психологии

Тема 1. Предмет, задачи и основные категории специальной психологии

Специальная психология как наука о закономерностях психофизического развития детей с отклонениями в соматической, психической, двигательной, интеллектуальной, сенсорной, речевой и поведенческой сфере, которые ограничивают или затрудняют возможность социализации. Объект, предмет и субъекты специальной психологии. Цели и задачи специальной психологии. Взаимосвязь специальной психологии с другими науками. Основные отрасли специальной психологии: тифлопсихология, сурдопсихология, олигофренопсихология, логопсихология, ортопсихология, психология детей с временными задержками психического развития.

Теоретические основы специальной психологии. Психическое развитие и ведущая деятельность. Зона актуального и ближайшего развития.

Основные категории специальной психологии: дефект, коррекция, компенсация, адаптация. Уровни реализации компенсаторных процессов.

Методы специальной психологии. Принципы проведения исследований в специальной психологии.

Мировая статистика отклонений, нарушений развития человека.


^ Тема 2. Понятие аномального развития

Условия нормального психического развития (А.Р.Лурия). Закономерности психического развития аномальных детей в процессе воспитания и образования. Структура аномального развития: первичный дефект и вторичные нарушения. Соотношение первичного дефекта и вторичных нарушений. Зависимость аномального развития от степени, качества и времени возникновения первичного дефекта. Дизонтогенез. Параметры дизонтогенеза. Основные категории и классификации нарушений в развитии человека. Норма и отклонения в физическом, психическом, моторном и интеллектуальном развитии человека.

Причины аномального развития: врожденные генетические и негенетические; приобретенные природовые и приобретенные послеродовые. Единство биологических и социальных факторов. Факторы риска аномального развития (Л.С. Выготский).


^ Тема 3. Общие вопросы теории специальной педагогики

Специальная педагогика как наука об управлении развитием ребенка в условиях дизонтогенеза.. Объект, предмет, задачи коррекционной педагогики. Социальные потребности общества в коррекционной педагогике. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний. Предметные области современной специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика, тифлосурдопедагогка, ортопедагогика, отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушением эмоционально-волевой сферы. Классификации нарушений развития в коррекционной педагогике. Научные принципы коррекционной педагогики.

Проблемы терминологии в коррекционной педагогике. Основные категории в коррекционной педагогике: коррекция, компенсация, коррекционно-развивающее обучение, профилактика, абилитация, реабилитация.

Научные теории в коррекционной педагогике и пути их развития в отечественной и зарубежной науке (К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, А.С.Макаренко, В.П. Кащенко, и др.). Научные теории отклоняющегося развития и поведения в трудах отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, А.Р. Лурия, З.Фрейд, Д.Б. Эльконин и др.). Аксиологическая концепция гуманизма как философская и нравственно-этическая основа теории и практики специальной педагогики. Гуманистические образовательные системы: педагогика Марии Монтессори, педагогика Рудольфа Штайнера.

Основные ступени развития и социализации детей и подростков при наличии отклонений, задержек развития (медико-биологических, психологических, социально-психологических).

Система социальных институтов для оказания детям, подросткам, молодежи консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, психологической, реабилитационной и другой специализированной помощи. Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями. Школьная система специального образования. Система профессионального образования. Нормативно-правовые основы специального образования. Политика государства в отношении детей с особыми образовательными потребностями.


^ Тема 4. Основы дидактики специальной педагогики

Воспитание и образование детей с особыми образовательными потребностями как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности; передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки к жизни и труду. Цели и задачи воспитания аномального ребенка.

Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации специального обучения. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении. Воспитание как одно из основных понятий специальной педагогики. Содержание, цели и задачи умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Методы воспитания: убеждение, приучение, поощрение, воспитание на личном примере.

Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.

Понятие психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Понятие инклюзивного образования. Проблемы, перспективы и направления развития специального образования.


^ II. Педагогические системы обучения

и воспитания детей с отклонениями в развитии

Тема 5. Педагогическая система специального образования детей с умственной отсталостью

Психическое недоразвитие как вид дизонтогенеза. Понятие умственной отсталости. Олигофрения и деменция. Причины умственной отсталости. Общие признаки умственной отсталости (раннее поражение центральной нервной системы, последующее прекращение заболевания). Центральные определяющие дефекты при умственной отсталости: дефицит любознательности и замедленная, затрудненная восприимчивость к новому. Необратимый характер дефекта при умственной отсталости. Классификация по степени выраженности дефекта: идиотия, имбецильность, дебильность. Психолого-педагогическая характеристика познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с недоразвитием психических функций.

Поврежденное психическое развитие и причины его возникновения. Отличие поврежденного психического развития от других видов патогенеза. Органическая деменция.

Образование как средство реабилитации и достижения независимой жизни лиц с умственной отсталостью. Обучение и воспитание детей с умственной отсталостью в России и за рубежом. Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушением интеллекта. Основные направления коррекционно-развивающего процесса в дошкольном образовательном учреждении. Обучение и воспитание умственно отсталых школьников. Ребенок с нарушением умственного развития в общеобразовательном учреждении: проблемы интеграции.


^ Тема 6. Педагогическая система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития

Понятие задержки психического развития. Причины задержки психического развития. Нарушение темпа психического развития при задержке психического развития (ЗПР): формы и варианты задержки психического развития. Обратимость дефекта. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Типичные особенности детей с ЗПР: несформированность мотивов учебной деятельности, низкая работоспособность и др. Психолого-педагогические особенности дошкольников с ЗПР. Психологические особенности младших школьников с задержкой психического развития.

Система комплексной помощи детям с ЗПР. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с ЗПР. Психологические основы организации и осуществления коррекционной помощи ребенку с ЗПР. Общие принципы коррекционной работы с данной категорией детей. Организация коррекционно-педагогической работы в образовательных учреждениях на дошкольной и школьной ступени образования.


^ Тема 7. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме

Искаженное психическое развитие и причины его возникновения. Общая характеристика синдрома РДА. Структура дефекта. Первичный и вторичный дефект.Признаки раннего детского аутизма. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с РДА. Развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы детей-аутов. Особенности общения детей с диагнозом РДА.

Методы и приемы коррекционной помощи аутичному ребенку. Организация коррекционно-педагогической помощи детям с РДА. Система комплексной медико-психолого-педагогической коррекции РДА (К.С. Лебединская, О.С. Никольская). Работа с семьей аутичного ребенка. Необходимость психологической подготовки и координации усилий различных специалистов в ходе коррекционной работы. Зарубежные методики коррекционной помощи: методика оперантного обучения, ТЕАССН-программа, холдинг-терапия, терапия «ежедневной жизнью».


^ Тема 8. Коррекционно-педагогическая помощь при дисгармоничном психическом развитии

Дисгармония психического развития. Варианты дисгармоничного развития. Причины дисгармоничного развития. Факторы, определяющие нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения. Детско-родительские отношения, их роль в формировании личности. Психотравмирующие ситуации в детском возрасте. Типы кризисных ситуаций, приводящих к реакциям социальной дезадаптации и нарушениям поведения. Депривация.

Патологическое формирование личности (ПФЛ). Факторы, детерминирующие патологическое формирование личности. Механизмы патохарактерологического развития. Типы нарушения поведения Условнопатологическое реагирование детского возраста. Патохарактерологические реакции.

Понятие психопатии, ее причины. Типы психопатий. Психологические особенности детей с разными типами психопатий.

Неврозы и неврозоподобные состояния. Психологические особенности детей, склонных к неврозам. Детская тревожность и страхи.

Понятие и классификация агрессии и агрессивного поведения. Причины и факторы, влияющие на появление агрессии у детей.

Характеристика гиперактивности. Синдром дефицита внимания. Факторы, влияющие на развитие синдрома дефицита внимания.

Психолого-педагогические условия эмоционального благополучия детей. Профилактика дезадаптации. Обеспечение благоприятного психоэмоционального климата в образовательном учреждении. Система психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения. Работа с родителями.


^ Тема 9. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

Дефицитарное развитие. Причины и последствия нарушений зрения и способы компенсации. Профилактика нарушений зрения у детей. Педагогическая классификация лиц с недостатками зрения. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения. Пространственная ориентировка при зрительных нарушениях. Депривационные синдромы при потере зрения.

Реабилитация и интеграция лиц с дефектами зрения. Специальные технические средства для слепых.

Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха. Корекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения. Дошкольное образование детей с нарушениями зрения. Обучение детей с недостатками зрения в школе. Профориентация и профессиональное образование слепых и слабовидящих.


^ Тема 10. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушением слуха

Причины нарушения слуха, их диагностика и медицинская реабилитация. Педагогическая классификация лиц с нарушением слуха. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха. Депривационные синдромы при потере слуха.

Реабилитация и интеграция лиц с дефектами слуха. Специальные технические средства для неслышащих.

Воспитание и обучение детей с нарушением слуха в условиях специальных дошкольных учреждений и школ. Содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением слуха. Организация коррекционного обучения и воспитания в специальных школах для детей с нарушением слуха. Обучение детей с нарушением слуха в общеобразовательной школе: проблемы интеграции. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушением слуха.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты