Домой

Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области за 2009 год управление в ручном режиме




НазваниеДоклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области за 2009 год управление в ручном режиме
страница1/14
Дата23.03.2013
Размер2.34 Mb.
ТипДоклад
Содержание
Именно право подало сигнал надежды. Наш великий земляк Сергей Сергеевич Алексеев стал лауреатом больших и заслуженных званий.
Говорящие цифры
4088 граждан по вопросам защиты их прав, лично Уполномоченным – 1214
9,1% составляют благодарности граждан.Тематика письменных обращений к Уполномоченному
Хозяин не барин
Количество жалоб на нарушения трудовых прав граждан, поступивших к Уполномоченному по правам человека в 2009 году, возросло на 7
Кризис доверия
Ситуация на Лобвинском биохимическом заводе научила
Особенно беспокоит ситуация с банкротствами предприятий в сфере ЖКХ и сельском хозяйстве.
Вновь приходится констатировать, что предприятие ликвидировано и долг считается погашенным.
Европейский суд неоднократно признавал, что государство отвечает за долги муниципального предприятия
К сожалению, не всегда колокола прав человека оказываются сильнее жажды максимального извлечения прибыли.
Новоселье – праздник со слезами на глазах…
Губернатор при этом отметил, что люди «начали несвоевременно участвовать».
Но приходится констатировать, что передача жилья из областной казны в муниципальную собственность в ряде муниципальных образован
С надеждой на справедливость
В почте Уполномоченного имеются жалобы на нарушения прав лиц, пострадавших в результате политических репрессий.
Длительное время к числу проблемных относятся вопросы, связанные с реализацией прав граждан, пострадавших в результате радиацион
Просто любить россию мало –
С мечтою о собственном уголке…
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Доклад Уполномоченного по правам человека

Свердловской области за 2009 год


УПРАВЛЕНИЕ В РУЧНОМ РЕЖИМЕ


Русская поговорка «год на год не приходится» особенно точна была в 2009 году. Слишком ненужным, неожиданным, несправедливым ударом по экономике, а в итоге по человеку, обрушился кризис. Почта начала года была несопоставима ни с каким иным годом, который переживал наш коллектив вместе с обществом. Растерянность человека, потерявшегося в сложной экономической обстановке, чувствовалась в каждой строчке писем. Почта тяжелая, она шла не от маргиналов, не от молодежи, не переживавшей кризисов, она шла от рабочих и предпринимателей – от тех, на кого опирается общество.

Перевод на неполный рабочий день, на неполную рабочую неделю, снижение оплаты труда, сокращение коллективов, увольнения без выходных пособий, без записей в трудовых книжках, невыплаты в социальные фонды…

Так начинался год. Поначалу была растерянность и у нас – кризис во всем мире, при чем тут права человека. Но, понимая, что человек является высшей ценностью государства, мы избрали единственно верный путь – стараться помочь каждому автору письма, даже если не видели выхода из тупика.

Читая в свое время записки А.А. Громыко о создании ООН и принятии Всеобщей декларации прав человека, была поражена его вниманием к словам одного из президентов США Д. Тафта: «Доллары будут сражаться вместо солдат, доллары будут разить гораздо эффективнее, чем снаряды». Сказанные в 1910 году, слова не раз и не два меняли расклад в мире. Но прошлый год оказался столь тяжелым под влиянием ослабевшего доллара, что, казалось, к нему не готов мир, страна, область.

Уполномоченный по правам человека включился в работу Правительственной комиссии Свердловской области по содействию в обеспечении устойчивой деятельности хозяйствующих субъектов на территории Свердловской области. Эта комиссия позволила, во-первых, четко представить картину происходящего на предприятиях области, во-вторых, благодаря межведомственному участию представителей разных структур, скооперироваться и помочь удержаться на плаву, в-третьих, благодаря участию силовых структур подключить их, в случае вины соб- ственников, менеджеров, иных участников процесса, и нейтрализовать их губительное влияние на коллектив, и в четвертых – по итогам заседания через СМИ, письма-ответы трудовым коллективам доводилась правдивая информация о том, что ждет предприятие.

Деятельность этих комиссий и организация общественных работ позволили не ввергнуть в массовую безработицу, безденежье жителей области. Именно на этих направлениях была сосредоточена деятельность Уполномоченного по правам человека области в прошлом году.

Кризис показал, что только сильным собственникам, управленцам удалось пережить тяжелую ситуацию без ощутимых потерь. Так, посещая ОАО «Святогор», ООО «УГМК-Сталь», удалось убедиться, что предприятия выжили благодаря «подушке», имеющейся на холдинге УГМК. Низкие цены на медь, невостребованность стали, особенно в дорогостоящих производствах, предрекали полную остановку производств. Но выжили, теряя социальные программы, гуманитарные перспективы, выстояли и к концу года начали наращивать объемы.

К сожалению, там, где не было хороших хозяев, дела обстояли куда хуже. И здесь потребовались десятки встреч с трудовыми коллективами, где Уполномоченному доставалось и за нерасторопное государство, и за нерадивого собственника. Впервые по-настоящему оказались востребованными профсоюзы, советы трудового коллектива и иные общественные организации.

Надо отметить как важное достижение уходящего года, что мы обошлись без противостояния государства и общества. Здесь хватило мудрости нашим государственным структурам и терпения, мужества людям. В докладе подробно проанализирована ситуация с трудовыми и экономическими правами на самых сложных предприятиях области.

К сожалению, если промышленно-экономический блок правительства действовал с учетом обстоятельств, связанных с кризисом, то казалось, что социальные ведомства спасали собственные интересы вместо интересов человека. Закрывались одно за другим учреждения на тех территориях, где и без того кризис ударил по больным местам.

Все это происходило без участия общественности и имело, на взгляд Уполномоченного по правам человека, сиюминутный характер без учета долговременных перспектив.

Губернатору и Правительству удалось спасти Баранчинский электромеханический завод, но собственный областной детский дом был закрыт достаточно жестко без особых встреч с коллективом. Такой поселок у нас не один. И важно помнить, что там живут люди. Иначе мы без войн и солдат уже не долларами, а рублем разрушим мир в сотнях небольших поселков области. Очень сильно пострадали наши социальные учреждения от борьбы с пожароопасной ситуацией. Весь год я посещала учреждения, находящиеся на грани закрытия, слушала десятки людей, оставшихся без работы из-за закрытия этих учреждений. Такое впечатление, что каждый пожарный инспектор страховал себя. Да, жить опасно, но не до такой же степени, когда требовали немедленного закрытия одного из лучших домов-интернатов «Уктусский». После трагедии в Перми мне припомнили позицию против поголовного закрытия учреждений.

Но Пермь пострадала как раз от того, что не было честной и ответственной работы пожарных, не говоря уже о ином цинизме, не имеющем ничего общего с правом.

^ Именно право подало сигнал надежды. Наш великий земляк Сергей Сергеевич Алексеев стал лауреатом больших и заслуженных званий. Сначала Губернатор Свердловской области своим Указом сделал Сергея Сергеевича почетным гражданином Свердловской области. Затем, в День юриста, объявленного по Указу Президента Российской Федерации 3 декабря, Ассоциацией юристов России Алексеев назван «Юристом года – 2009». И, наконец, 10 декабря, в Международный день прав человека, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации наградил его высшей правозащитной наградой «Спешите делать добро». Это единодушие вселяет надежду. Если мы будем жить по Алексееву, мы станем сильнее и чище, умнее и добрее, честнее и справедливее.

Цитата из его последней книги, вышедшей в свет в 2009 году, «Тайна и сила права»: «Нет ни одной проблемы в области прав человека (да и любой иной проблемы современности), которая при достаточном овладении механизмами и правовым инструментарием не могла бы найти достойного решения в соответствии с потребностями гражданского общества и логикой права».

Настоящий доклад не был бы столь критичен, если бы все, кто работает на уровне принятия решения, следовали именно этим позициям нашего земляка, ученого-правоведа с мировым именем.

Доклад посвящен анализу ситуаций, сложившихся в силу ненадлежащих действий или бездействия должностных лиц; ситуаций, в которых не нашлось места уважению личности отдельно взятого человека; ситуаций, в которых чиновники просто отмахнулись от заявителя, пренебрегли его весомыми доводами, ссылаясь при этом на закон, прикрывшись макроэкономическими показателями. В докладе уделено внимание и тем ситуациям, в которых чиновники действовали формально законно, «строго по инструкции», но не по-человечески.

В тех случаях, где требуется поправка в закон, принятие закона, Уполномоченный по правам человека обращался к депутатам всех уровней, в течение четырех лет участвует в подготовке Доклада Совета Федерации Федерального собрания РФ «О состоянии законодательства в Российской Федерации». Во всех остальных случаях мы изыскивали различные формы работы с органами власти и населением с одной единственной целью – борьбой с бесправием человека.


^ Говорящие цифры


В 2009 году Уполномоченному по правам человека Свердловской области поступило 4971 письменное заявление и обращение граждан о нарушении их прав и свобод, в 2008 году – 4854 письменных обращения.

В течение года Уполномоченным по правам человека и работниками его аппарата принято ^ 4088 граждан по вопросам защиты их прав, лично Уполномоченным – 1214 граждан, что на 75 больше, чем в 2008 году.

Устных, телефонных обращений, по которым сотрудниками аппарата даны консультации, рекомендации, поступило 8133.

Состоялось 13 выездных приемов Уполномоченного по правам человека в городских округах, муниципальных образованиях и сельских поселениях с посещением социальных объектов, воинских частей, органов внутренних дел, учреждений исполнения наказаний.

Более половины всех поступивших жалоб и заявлений поступило от женщин, они обращаются как за защитой своих прав, так и прав детей и родственников. Большая часть нуждающихся в правовой защите – это социально незащищенные слои населения: пенсионеры, ветераны и инвалиды – их обращения составляют около 16,56%.

Наибольшее число жалоб связано с нарушением социальных прав граждан - около 47,36% от общего числа всех поступивших обращений. Почти треть из них связана с нарушением жилищного законодательства, выселением из общежитий и жилых помещений – 14,35%; по сравнению с 2008 годом количество обращений, связанных с нарушением трудовых прав, выросло почти в 2 раза и составило 7,88%; нарушение прав на охрану здоровья и медицинскую помощь – 4,24%; нарушение прав на социальное обеспечение и меры социальной поддержки и социальных гарантий составило 7,28 %; 6,4% связано с нарушением права на защиту семьи, материнства и детства, 2,55% связано с нарушениями права на образование.

10,08% всех обращений связаны с нарушением личных прав и свобод граждан, большую часть из которых составляют обращения, жалобы и заявления по вопросам приобретения гражданства, выдачи паспортов и регистрации.

3,62% обратившихся заявили о нарушении экономических прав, большую часть из которых составляют обращения по вопросам возврата вкладов и страхованию и вопросам землепользования.

Большее количество обращений от лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, связано с правом на судебную защиту и справедливое разбирательство – 9,2% и нарушением прав обвиняемых и осужденных в местах лишения свободы – 14,04%.

Жалобы на действия правоохранительных органов составляют 9,18%.

^ 9,1% составляют благодарности граждан.


Тематика письменных обращений к Уполномоченному

по правам человека Свердловской области в 2009 году


1. Личные (гражданские) права - 10,08

2. Политические права - 0,3

3. Экономические права - 3,62

4. Социальные права (всего) - 47,36

в т.ч. – право на жилище - 14,35

– право на образование, защиту семьи и детства - 11,96

– трудовые права - 7,88

– право на меры соц. поддержки и на соц. гарантии - 5,36

– право на охрану здоровья - 3,34

– право на соц. обеспечение - 1,92

– иные права - 5,56

5. Права военнослужащих - 2,6

6. Права обвиняемых и осужденных - 8,95

7. Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство - 9,2

8. Жалобы на действия правоохранительных органов - 9,18

9. Обращения и жалобы иной тематики - 7,98


Трудовые права


^ ХОЗЯИН НЕ БАРИН


2009 год был самым сложным для Свердловской области за последнее время – не осталось ни одной сферы, которую бы не затронули последствия мирового экономического кризиса.

Угроза безработицы и невыплата заработной платы – вот что, судя по поступающей почте, больше всего тревожило граждан, если иметь ввиду социально-экономическую сферу. Не случайно произошли кардинальные изменения в почте Уполномоченного – люди просят не льгот, а работу.

На конец 2008 года в области задолженность по заработной плате по данным государственной статистики составляла 20 млн. рублей, и почти вся она приходилась на Лобвинский биохимический завод. С наступлением экономического кризиса ситуация изменилась, и цифры по задолженности стали резко нарастать. Суммарная задолженность по заработной плате в 2009 году значительно превышала уровень суммарной задолженности 2008 года (в среднем за месяц в 8,7 раза) и пик ее пришелся на март 2009 года, когда абсолютная величина ее составила 215,4 млн. рублей.

^ Количество жалоб на нарушения трудовых прав граждан, поступивших к Уполномоченному по правам человека в 2009 году, возросло на 75% по сравнению с предыдущим.

Потребовались последовательные и скоординированные усилия Правительства Свердловской области, министерств и ведомств, прокуратуры Свердловской области, чтобы остановить рост задолженности, а затем и снизить ее. В области не осталось ни одного более-менее крупного проблемного предприятия, ситуация на котором не рассматривалась бы Антикризисной комиссией при Губернаторе Свердловской области или Правительственной комиссией Свердловской области по содействию в обеспечении устойчивой деятельности хозяйствующих субъектов на территории Свердловской области. Почти у каждого из руководителей этих предприятий, как правило, находились объяснения, почему с работниками не рассчитываются вовремя. И, как правило, доводы их не находили понимания у членов комиссий и воспринимались как стремление переложить тяжесть кризисных последствий на плечи работников. Нарушения трудовых прав работников, тем более в кризисных условиях, недопустимы.

Руководители предприятий, не выплачивающие людям зарплату свыше двух месяцев, привлекались в результате прокурорских проверок и к уголовной ответственности. Так, к концу 2009 года, в связи с невыплатой заработной платы по статье 145.1 УК РФ возбуждено 12 уголовных дел, к административной ответственности за нарушение трудового законодательства в части оплаты труда по постановлениям прокуроров привлечено 1345 лиц.

Нацеленность на обеспечение выполнения базовых социальных гарантий, на сохранение рабочих мест принесла свои плоды – задолженность по заработной плате к концу года удалось снизить до 44, 2 млн. рублей (на 1 декабря 2009 г.)

В большинстве своем жалобы граждан на несвоевременную выплату заработной платы, если они не связаны с банкротством, решаются положительно.

В августе к Уполномоченному по правам человека обратилась жительница Нижнего Тагила Х. с жалобой на невыплату заработной платы работодателем – ОАО «Уралкриомаш» (обращение № 09-13/2194). Со слов заявительницы, предприятие не выплачивало заработную плату работникам с мая 2009 года.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный обратился к прокурору Дзержинского района г. Нижнего Тагила. В ходе проведенной проверки установлено, что работодателем ОАО «Уралкриомаш» нарушены требования трудового законодательства в части своевременной и в полном размере выплаты заработной платы. По изложенным фактам нарушений прокуратурой района в интересах Х. было предъявлено исковое заявление о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы за июнь и июль, а также компенсации за задержку выдачи заработной платы.

В июле в адрес Уполномоченного по правам человека поступило заявление работниц ООО«Сосьвинское ЖКХ» С. и Ш. с жалобой на невыплату заработной платы. Им выдавали по 1-2 тысячи рублей в счет задолженности за 2008 год, а за 2009 год зарплату еще не выдавали.

Проверкой, проведенной прокуратурой Серовского района, установлено, что сроки выплаты заработной платы в ООО «Сосьвинское ЖКХ» действительно грубо нарушались: задолженность по заработной плате имелась перед всеми 29 работниками ООО «Сосьвинское ЖКХ» в сумме 522 294, 07 рублей, в том числе перед С. - 30 182,97 руб., Ш. - 30 273, 15 руб.

Учитывая имеющуюся задолженность, Серовским городским прокурором было принято решение о предъявлении в мировой суд Серовского района в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ заявлений на выдачу судебных приказов о взыскании сумм задолженности по заработной плате в интересах всех работников ООО «Сосьвинское ЖКХ», в том числе и в интересах заявителей. Всего в суд было направлено 29 заявлений.

Одновременно прокурором было внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства в адрес генерального директора ООО

«Сосьвинское ЖКХ» A.M. Гиреева. В ходе проверки выяснилось, что он ранее являлся генеральным директором ООО «Теплоснаб». 17.10.2008 г. постановлением мирового судьи Серовского района был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренном ч. 2 ст. 5. 27 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» и ему назначено наказание в виде дисквалификации сроком на один год. Тем не менее, после вступления в законную силу постановления мирового судьи о дисквалификации, он продолжает осуществлять трудовую деятельность по управлению юридическим лицом - ООО «Сосьвинское ЖКХ», являясь генеральным директором и единственным учредителем указанной организации.

В связи с вышеуказанным, Серовским городским прокурором было вынесено постановление о возбуждении в отношении Гиреева дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14. 23 КоАП РФ - осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом. Постановление было направлено для рассмотрения в мировой суд Серовского района. Кроме того, учитывая, что задолженность в ООО «Сосьвинское ЖКХ» составляет свыше двух месяцев, Серовской городской прокуратурой подготовлен материал для направления в следственные органы для проведения проверки в порядке ст. 144-145 УПК РФ по признакам преступления, предусмотренном ст. 145-1 УК РФ (невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат).

В мае на имя Уполномоченного поступила коллективная жалоба работников ООО ПК «Швейка» из г. Североуральска на действия работодателя (обращение № 09-13/1262). Работники жаловались на задержки заработной платы, которая к тому же в ряде случаев ниже минимального размера оплаты труда, отсутствие письменных трудовых договоров, отказ в заключении коллективного договора, заниженные разряды и пр. По результатам проверки, проведенной по просьбе Уполномоченного по правам человека Государственной инспекцией труда в Свердловской области, генеральному директору ООО ПК «Швейка» С.А. Матвееву выдано предписание об устранении целого перечня выявленных нарушений, трудовые права работников восстановлены.

Не теряет своей злободневности проблема взыскания задолженности по заработной плате на стадии исполнения судебных решений. Ситуация осложняется в случаях нахождения должника за пределами Свердловской области.

Так, в ходе выездного приема населения в г. Серове к Уполномоченному по правам человека обратилась группа работников ООО «Энергосервис» с жалобой на неисполнение судебного решения о взыскании заработной платы (обращение № 09-13/2080). Поскольку предприятие зарегистрировано в Москве, исполнительные документы были направлены в отдел судебных приставов по Юго-Западному административному округу УФССП г. Москвы.

На личном приеме заявители выразили тревогу в связи с длительным неполучением ответа из службы судебных приставов. В связи с этим, Уполномоченный по правам человека обратился к прокурору Юго-Западного административного округа г. Москвы с просьбой в порядке осуществления надзора за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», проверить отдел ЮЗАО УФССП на предмет исполнения исполнительных документов, представленных взыскателями – работниками ООО«Энергосервис».

Согласно ответу, полученному из прокуратуры ЮЗАО г. Москвы, в отделе судебных приставов ЮЗАО УФССП по Москве было возбуждено 228 исполнительных производств о взыскании с ООО «Энергосервис» на сумму более 2 млн. рублей. На момент проверки исполнительного производства в ЮЗАО УФССП с должника ООО «Энергосервис» взыскано 1 988 371 руб. 59 коп. Взысканные денежные средства, как сказано в письме, предполагается распределить между взыскателями в соответствии с требованиями статьи 111 ФЗ «Об исполнительном производстве». К сожалению, до конца 2009 года денежные средства взыскателям так и не были перечислены, в связи с чем Уполномоченный вынужден был обратиться к руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве - главному судебному приставу Москвы.

Достойный труд невозможен без соблюдения трудовых прав и уважения интересов работника. В стране, в основном, создана система основополагающих законодательных норм, обеспечивающих регулирование трудовых отношений, защиту трудовых прав и интересов работников, в том числе их право на коллективную защиту, но, тем не менее, проблемы остаются.

Принято считать, что эффективными являются частные собственники, а неэффективным – государство.

Последние события, и Свердловская область не исключение, наглядно показали, что собственниками предприятий стали люди, далекие от понимания реальных экономических отношений. Зачастую это полукриминализированные элементы, не имеющие толкового образования, получившие собственность в результате рейдерских захватов, сомнительных сделок. Опыт показывает, что при наличии неэффективного собственника, менеджмент, директорат предприятий также не заинтересованы в эффективности работы предприятия. Его можно довести «до ручки», спихнуть на него все задолженности по зарплате, активы передать в дочерние фирмы, а проблемы трудового коллектива – массовые сокращения, невыплата заработной платы, со- циальных выплат - повесить на плечи муниципальных и региональных властей. Власти же, не имея зачастую реальных рычагов для устранения такового горе-собственника, вынуждены годами заниматься проблемными предприятиями в ручном режиме.

Один из самых известных таких примеров – ситуация с Лобвинским биохимическим заводом.

В августе 2007 года ко мне обратился трудовой коллектив этого предприятия численностью более 700 человек с требованием погашения многомиллионной задолженности по заработной плате и восстановления производственной деятельности завода.

Выяснилось, что ОАО «Лобвинский биохимический завод», собственником которого является печально известный бизнесмен Ф., было создано на базе имущественного комплекса ОАО «Лобвинский гидролизный завод» в 2000 году. С 2005 года деятельность этого открытого акционерного общества стала убыточной, появилась значительная задолженность по обязательным платежам в бюджеты всех уровней, новую лицензию получить не представлялось возможным. Выпуск основной продукции - технического спирта – был прекращен. Его собственники в 2006 году учредили новое юридическое лицо – ООО «Лобвинский биохимический завод», куда был переведен имущественный комплекс, необходимый для выпуска этилового спирта. Однако 1 мая 2008 года из-за отсутствия лицензии работа ООО «Лобвинский биохимический завод» была остановлена и произведена консервация предприятия. Для сохранения производственного комплекса завода, министерством промышленности и науки Свердловской области был найден эффективный собственник, который приобрел ООО «Лобвинский биохимический завод» и по-гасил задолженность по заработной плате перед его работниками. Но задолженность перед работниками одноименного акционерного общества, которое было признано банкротом, сохранялись.

Коллектив пребывал в состоянии постоянного стресса: акции протеста, голодовки, пикеты - ситуация граничила с социальным взрывом. Долги по зарплате достигали 29 млн. рублей и не выплачивалась более двух лет.

Дальнейшие события, поскольку я была их непосредственным участником, можно описывать долго. Если бы не кропотливая работа различных ветвей органов власти, прежде всего Правительства Свердловской области, тупиковая ситуация сохранялась бы и поныне, либо окончилась плачевно.

Примерно такие же ситуации были на Егоршинском радиозаводе, Баранчинском электромеханическом заводе, где положение осложнялось «войной» внутри директората, и ряде других предприятий. И крайними в этих играх собственников и менеджмента остаются наемные работники. Вот почему считаю необходимым внести изменения в действующее законодательство с тем, чтобы горе-собственник не имел возможности в течение длительного времени держать в стрессовом состоянии трудовые коллективы, чтобы были законодательно введены рычаги для его легитимного отстранения.

Возможно, надо подумать и о повышении роли представителей трудовых коллективов, Советов трудовых коллективов акционерных обществ, ведь судьба предприятия – это и их судьба, полностью отлучать их от участия в управлении производством, особенно в кризисных ситуациях, нельзя. Что касается безработицы, которую Президент Российской Федерации Д.А. Медведев назвал проблемой номер один для России в 2010 году, то и в 2009 году для Свердловской области, как и для всех регионов России, это была одна из самых сложных и серьезных проблем. В полной мере справиться с безработицей в истекшем году не удалось, но темпы ее роста удалось сдержать. На начало 2010 года численность зарегистрированных безработных в области составила более 90 тысяч человек. Это немало, хотя гораздо меньше предполагаемой, а по сравнению с вершиной кризиса менее, чем в три раза.

Могу подтвердить, что Программа поддержки занятости населения области в 2009 году, утвержденная постановлением Правительством Свердловской области от 14.01.2009 г. № 5-ПП в целом была реализована эффективно, не считая некоторых моментов.

Как известно, на поддержку занятости населения в области в 2009 году было выделено более полутора миллиарда рублей, израсходовано около 950 млн. рублей.

Начиная с весны, Уполномоченным была поставлена задача в ходе выездов на места, наряду с прочими вопросами (прием населения, контроль за местами содержания осужденных, учреждениями социального обслуживания и пр.) проверить насколько эффективно используются бюджетные средства, выделенные на эти цели, какие проблемы имеются и самое главное понять, доходит ли помощь до людей, насколько она реальна. В целом впечатление от посещения муниципальных образований (Алапаевск, Серов, Сосьва и др.) положительное. Один из первых таких выездов состоялся в мае в Асбестовский городской округ.

Общественными работами в округе было охвачено около тысячи человек. С некоторыми из них мне довелось побеседовать лично. Все они позитивно отозвались как о самой возможности участия в общественных работах, так и о практической их организации.

За счет поступивших из федерального бюджета средств на организацию оплачиваемых общественных работ, впервые за последнее время полностью укомплектован штат работников загородного детского лагеря «Заря», силами которых выполнены работы по обустройству лагеря, подготовке его к очередному сезону. К получаемому пособию по безработице центр занятости доплачивает около 5 тысяч рублей в месяц, что со слов самих работающих в лагере по программе общественных работ, является весомым подспорьем в преодолении той непростой ситуации, в которой они оказались.

К числу нерешенных вопросов с их точки зрения, которую разделяли и

работники центра занятости, относились следующие:

- необходимость для безработных проходить за свой счет медицинский осмотр при направлении их центром занятости на общественные работы на предприятие, где наличие такой справки обязательно;

– необходимость осуществления за свой счет вакцинации от клещевого

энцефалита при направлении на общественные работы на территории, неблагополучные в этом отношении (тот же лагерь, лесопарки и пр.).

По устной информации Асбестовского центра занятости стоимость прохождения медицинского осмотра, в зависимости от вида предприятия и работ колеблется в пределах 700-2500 руб., прививки от клещевого энцефалита – до 700 руб. Суммы для безработных ощутимые.

Учитывая, что проблема для области носила на тот момент общий характер и касалась наименее защищенной категории граждан, мною было направлено письмо в Правительство области с предложением рассмотреть возможность принятия мер хотя бы по частичному смягчению финансовой нагрузки на безработных граждан, направляемых на общественные работы. В итоге проблема оказалась разрешимой.

Востребованными оказались и средства, выделяемые по программе для создания новых рабочих мест. В Асбесте мне довелось побывать на интересном мероприятии – в Центре занятости населения происходила защита бизнес-проектов, представленных безработными. Размер получаемой безвозмездной субсидии, в случае успешной защиты бизнес-проекта, зависит от размера пособия по безработице и составлял на тот момент от 11700 до 67620 рублей. К общему удовлетворению, две первые соискательницы, при защите проектов которых я присутствовала, защитились успешно. Через некоторое время одна из них, получившая максимальный размер субсидии, позвонила мне и пригласила на презентацию малого предприятия, которое ей удалось создать именно благодаря полученной субсидии.

В 2010 году на реализацию программы поддержки занятости населения

области предполагается выделить около 1,7 млрд. рублей. С учетом обращений от граждан с ограниченными возможностями здоровья, считаю необходимым обратить более пристальное внимание на создание рабочих мест для инвалидов, которые в силу понятных причин находят работу с большим трудом, либо практически не имеют возможности трудоустроиться.

Следует отметить, что правоприменительная практика реализации Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» выявила изъяны, для устранения которых потребовалось обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.

С просьбой о содействии в составлении такой жалобы в мае к Уполномоченному по правам человека обратился гражданин А. (обращение № 09-13/1230).

Как известно, пособие по безработице уволенным из организаций по общему правилу устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.

Государственным учреждением занятости населения области «Артемовский центр занятости» гражданину А., признанному безработным, пособие по безработице было назначено в размере минимальной величины, увеличенной на размер районного коэффициента – 977 рублей 50 коп. Директор данного учреждения в ответе на письменное обращение А. разъяснил, что он как гражданин, расторгнувший трудовой договор с работодателем – физическим лицом, не относится к категории граждан, уволенных из организаций, и, следовательно, пособие по безработице ему не могло быть назначено исходя из среднего заработка.

Аналогичный ответ был дан Государственной службой занятости населения Свердловской области на запрос Уполномоченного по правам человека о порядке начисления А. пособия по безработице.

В материалах проверки имелась также ссылка на письмо правового управления Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) от28.11.2007 г. № 2376 «О порядке начисления пособий по безработице гражданам, расторгнувшим трудовой договор с работодателем – физическим лицом», согласно которому под понятием «организация» следует иметь в виду понятие «юридическое лицо».

В порядке проверки жалобы А. Уполномоченный установил, что в случае, если бы А. был уволен из организации, ему при том же размере заработной платы пособие по безработице начислили бы в значительно большем размере:

- в первые три месяца – 10350 рублей (75% от среднемесячного заработка 13800 рублей);

- в следующие четыре месяца –8280 рублей (60% от среднемесячного заработка):

- в дальнейшем 6210 рублей (45% от среднемесячного заработка).

Таким образом, Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» определил для граждан, признанных в установленном порядке безработными, различные правила начисления пособия по безработице - в зависимости от того, с каким работодателем (организацией или индивидуальным предпринимателем) они состояли в трудовых отношениях непосредственно перед увольнением, что не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости.

Гражданину А. была оказана помощь в составлении заявления в Конституционный суд РФ. 29 октября Конституционным Судом вынесено долгожданное Определение, суть которого заключалось в следующем.

Критерии, избранные законодателем для дифференциации правил определения размера пособия по безработице (в зависимости от того, с организацией или индивидуальным предпринимателем работник состоял в трудовых отношениях до своего увольнения, при том, что иные установленные законом условия, такие как основание увольнения, продолжительность оплачиваемой работы до увольнения, размер среднемесячного заработка и др., в равной мере соблюдены), не являются объективными и не имеют разумного оправдания.

В результате лицам, относящимся к одной и той же категории (граждане, ранее состоявшие в трудовых отношениях, лишившиеся работы в силу обстоятельств, не связанных с совершением ими виновных действий, и признанные безработными), необеспечивается равная социальная защита на период поиска новой работы, что не согласуется с конституционным принципом равенства и целями, ради достижения которых допускается ограничение прав и свобод граждан.

Конституционный Суд Российской Федерации признал оспариваемые нормативные положения не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3), 39 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой ими не обеспечивается начисление пособия по безработице на равных основаниях для граждан, до увольнения работавших по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем, и граждан, уволенных из организаций, при том, что иные определенные законом условия в равной мере соблюдены.

Правоприменительные решения по делу гражданина А. в той части, в

какой они основаны на законоположениях, не соответствующими Конституции Российской Федерации, подлежат, как указал Конституционный Суд, пересмотру в установленном законом порядке.

В дальнейшем, после получения гражданином А. официального текста Определения Конституционного Суда РФ, соответствующим органом занятости населения пособие по безработице ему было пересчитано, его право на защиту от безработицы восстановлено в полном объеме.

Что же касается других работников, оказавшихся в аналогичной ситуации, но не обратившихся в Конституционный Суд, то неконституционные положения закона о занятости, как указал Суд, утрачивают силу с момента введения в действие нового законодательного урегулирования.

Новое же законодательное урегулирование вступает в силу, согласно

внесенным в закон поправкам, с 1 января 2010 года. С этой даты все социальные гарантии закона «О занятости населения в Российской Федерации» распространяются и на работников, уволенных индивидуальными предпринимателями.


Экономические права

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты