Домой

Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100. 62 «Экономика»




НазваниеОсновная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100. 62 «Экономика»
страница1/11
Дата23.03.2013
Размер2.72 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
Содержание
1. Цели и задачи дисциплины
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Содержание дисциплины
Место дисциплины в структуре ООП
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны
Рекомендуемая литература.
Список литературы
Аннотации учебной дисциплины
Рекомендуемая литература
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
1. Основная литература
Цель и задачи дисциплины, её место в учебном процессе
Цель изучения дисциплины
Задачи изучения дисциплины
Цель дисциплины
Задачи дисциплины
Задачи решаемые при освоении дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны
М.: инфра-м 2007
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Основная образовательная программа высшего профессионального образования

по направлению подготовки

080100.62 «Экономика»

ФГОС ВПО утвержден приказом Министерство образования и науки

Российской Федерации № 803 от 22 декабря 2009г.

Профиль подготовки: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Квалификация выпускника - бакалавр Нормативный срок освоения программы - 4 года Форма обучения - очная

Грозный 2011 г.


1. Общие положения

ООП бакалавриата, реализуемая в ЧГУ по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» и профилю подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» для программ бакалавриата представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом требований рынка труда на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает: учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

1. Нормативные документы для разработки ООП

Нормативную правовую базу разработки ООП составляют:

  • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года № 3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ);

Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ);

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71;

  • ФГОС ВПО по направлению подготовки, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 803 от 22 декабря 2009г.;

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

  • Устав ЧГУ

2. Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников


Наименование ООП

Квалификация

Нормативный срок освоения ООП, вклю­чая последип­ломный отпуск

Трудоем­кость (в зачетных единицах)

Код в соот­ветствии с принятой классифи­кацией ООП

Наимено­вание

ООП бакалавриата

62

бакалавр

4 года

240



II. Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

III. Характеристика профессиональной деятельности выпускника

ООП

1. Область профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» включает:

- экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности;

- финансовые, кредитные и страховые учреждения;

- органы государственной и муниципальной власти;

- академические и ведомственные научно-исследовательские организации;

- общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

  1. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы.

  2. Виды профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

-расчетно-экономическая;

- аналитическая, научно-исследовательская;

- организационно-управленческая;

- педагогическая.

4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

Расчетно-экономическая деятельность:

- подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

- проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;

- разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств.

Ааналитическая, научно-исследовательская деятельность:

- поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;

- обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

- построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

- анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;

подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;

- проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;

- участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ.

Организационно - управленческая деятельность:

- участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;

- организация выполнения порученного этапа работы;

- оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;

- участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений.

Педагогическая деятельность:

- преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

IV. Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

4.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

- способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

- владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

- владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);

- владеет средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).

4.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

Расчетно-экономическая деятельность:

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3).

Аналитическая, научно-исследовательская деятельность:

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

- способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

- способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10).

Организационно-управленческая деятельность:

- способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

- способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).

Педагогическая деятельность:

- способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);

- способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).

V. Ресурсное обеспечение ООП

1. Учебно-методическое и информационное обеспечение. Основная образовательная программа обеспечена учебно - методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам ООП. Обучающиеся обеспечены доступом к электронной библиотечной системе содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам (более 25 процентов обучающихся обеспечены возможностью одновременного доступа к системе). Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, система позволяет индивидуальный доступ каждого обучающегося к сети Интернет.

2. Материально-техническое обеспечение Материально - техническая база обеспечивается наличием:

  • зданий и помещений, находящихся у университета на правах оперативного управления, оформленных в соответствии с действующими требованиями;

  • оборудования для оснащения междисциплинарных лабораторий,

VI. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников

В вузе разработана и реализуется программа по проведению воспитательной работы в ЧГУ на 2009-2014 гг., в рамках которой ежегодно разрабатываются планы воспитательной работы университета, факультетов и кафедр.

Основным содержанием воспитательной работы является организация и проведение ряда мероприятий: реализация системы материального поощрения студентов за успехи в учебе и активное участие в общественной жизни института; кураторские часы; общеинститутские и городские субботники; научно- практические студенческие конференции; факультетские, общеинститутские и межвузовские олимпиады; книжные выставки; культурно-массовые мероприятия, посвященные знаменательным событиям и праздникам: День знаний, День защитника Отечества, День Победы, День выпускника, Ярмарка вакансий, фестиваль «Студенческая весна» и др.

Организовывается ряд совместных мероприятий с Комитетом Правительства Чеченской Республики по делам молодежи. Большую роль в решении студенческих проблем и в общественной жизни студенческой молодежи играет профком студентов университета.

Среди множества значимых мероприятий, посвященных духовно- нравственному воспитанию студентов, регулярными становятся: встречи студентов с работниками Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом; лекции, проводимые на каждом факультете работниками службы Госнаркоконтроля.




VII. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества

освоения обучающимися ООП

В соответствии с ФГОС ВПО, Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися ООП включает текущий и рубежный контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.

Нормативно-методическое обеспечение текущего и рубежного контроля успеваемости обучающихся по ООП бакалавриата осуществляется в соответствии с Типовым положение о вузе, а также Положениями ЧГУ "Положение об аттестации студентов ЧГУ", "Положение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов ЧГУ», «Положение о самостоятельной работе студентов ЧГУ», «Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ЧГУ».

VIII. Фонды оценочных средств для проведения текущего и рубежного контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценка качества освоения ООП включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговую государственную аттестацию выпускников. Фонды оценочных средств включают контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, рефераты, тесты, курсовые работы и проекты.

IX. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП

Для ООП бакалавриата в ЧГУ итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, предназначенной для определения практической и теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач установленных ФГОС ВПО. Выпускная квалификационная работа бакалавра выполняется в форме рукописи и иллюстрированного материала (чертежи, графики), раскрывающего знания и умения выпускника, приобретенные им в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин. Отдельные фрагменты выпускной работы могут быть результатом выполнения курсовых проектов по дисциплинам:

  • Бухгалтерский финансовый учет

  • Бухгалтерский управленческий учет

  • Бухгалтерская финансовая отчетность

  • Комплексный экономический анализ

  • Аудит




I. Аннотации рабочих программ дисциплин




Аннотация рабочей программы по дисциплине

«Исламская экономика»

^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Исламская экономика – как учебная и научная дисциплина появилась за последние тридцать лет со своими собственными экономическими категориями, концепциями, аналитическими приемами, учебными и научными учреждениями. Деятельность государства в сфере экономики и финансов должна быть надлежащим образом организована и урегулирована правом. Это в полной мере относится и к финансово-экономической деятельности, осуществляемой в соответствии с номами Ислама. Применение сравнительного метода позволяет ввести в систему экономической науки специальный раздел, посвященный исламской экономике. Целью изучения исламской экономики в светских высших учебных заведениях является формирование у студентов объективных представлений об этой учебной дисциплине как системы хозяйствования в соответствии с нормами и принципами мусульманского права.

Основная информация о курсе и его структуре

Курс включает изучение шестнадцати основных тем:

Перечень основных тем:

Тема 1. Основные элементы и методология Исламской экономики

Основные фундаментальные положения Исламской экономической модели. Элементы и задачи Исламской экономики. Концептуальные начала Исламской экономики. Производственные факторы. Система распределения материальных благ. Социальная направленность Исламской экономики. Экономическое равноправие в Исламе. Ответственность за экономическую деятельность на земле.

Тема 2. Отношения собственности в Исламе

Право частной собственности в Исламе. Источники частной собственности. Принцип неприкосновенности частной собственности. Государственная, общественная и кооперативная формы собственности в Исламе. Запреты Ислама в использовании собственности. Наследственная собственность в Исламе.

Тема 3. Принципы функционирования Исламских фирм

Основы теории и практики функционирования исламских фирм. Экономическая активность и религиозная мораль. Основные характеристики исламской фирмы. Цели производства и виды хозяйственной деятельности.

Тема 4. Организационные формы Исламского предпринимательства

Основные организационные формы предпринимательской деятельности в Исламе. Принципы организации Исламского предпринимательства. Деловое партнерство и его разновидности: общество с ограниченной ответственностью; товарищество с неограниченной ответственностью; соглашение о предоставлении кредита; партнерство, основанное на совместном труде. Особенности финансирования в мусульманском предпринимательстве. Требования к ликвидности инвестируемых средств.

Тема 5. Экономическое поведение, одобренное Исламом

Базовые принципы построения этичного бизнеса в Исламе: свобода предпринимательской деятельности и заключения договоров; справедливость в экономических отношениях между хозяйствующими субъектами; законность бизнеса с точки зрения Ислама; этичное поведение управляющих и управляемых; благотворительность и милосердие. Характеристика качеств бизнесмена-мусульманина.

Тема 6. Экономическое поведение, порицаемое Исламом

Виды деловой активности рассматриваемые в Исламе как запрещенные: ростовщичество; неопределенные сделки с повышенным риском; виды деятельности, несовместимые с моралью Ислама; традиционное коммерческое страхование; производство и торговля запрещенными товарами; установление монополии; нерациональное использование природных ресурсов; коррупция; коммерческий шпионаж, мошенничество, выпуск фальшивых денег и.т.д.

Тема 7. Исламское регулирование торговых отношений

Основные правила Исламской торговли. Второстепенные правила Исламской торговли. Условия сделки купли-продажи. Принципы ценообразования и денежные отношения в Исламе. Этика покупателя. Торговые запреты в Исламской морали.

Тема 8. Договорные отношения в Исламе

Правила оформления договоров. Основные принципы составления договоров и контрактов. Правила расторжения договоров и аннулирования сделок. Правила поведения при банкротстве бизнеса.

Тема 9. Трудовые отношения в Исламе

Труд – основной источник частной собственности. Трудовая концепция в рамках Исламской экономики. Своевременность оплаты труда. Право женщины на труд.

Тема 10. Стимулирование инвестиций в Исламе

Долговременные инвестиции в экономику. Экономическая обоснованность капитальных вложений. Применение научных методов инвестирования. Теория мотивации труда в Исламской экономике. Цель инвестиционной политики в Исламе. Исламские принципы природопользования.

Тема 11. Исламское банковское дело

Ссудный процент в контексте религиозных хозяйственных систем. Ростовщичество в древности. Отношение к ссудному проценту в иудаизме. Отношение к ссудному проценту в христианстве. Отношение к ссудному проценту в Исламе. Исламские банковские операции. Исламские банки на современном этапе.

Тема 12. Исламская налоговая система

Налоговая система как механизм реализации принципов Исламской экономики. Основы налогового законодательства в Исламе. Виды исламских налогов. Особенности налогообложения в Исламе. Контроль за использованием налоговых средств. Налогообложение представителей различных религий. Исламское казначейство как финансовый орган государства. Сравнительный анализ западной и Исламской налоговых систем.

Тема 13. Принципы Исламского страхового дела

Сущность и виды исламского страхования. Основные элементы договора исламского страхования. Правовые предпосылки реализации исламского

страхования в России. Развитие исламского страхования в современном мире.

Тема 14. Исламская система социального обеспечения

Основы построения социальной защиты в Исламе. Социальная политика государства. Социальная защита представителей различных религий. Исламское решение жилищной проблемы.

Тема 15. Исламские принципы в бухучете и аудите

Принципы исламской учетной модели. Налоговый учет в Исламе. Сравнительный анализ исламской и западной учетных моделей. Особенности финансовой отчетности исламских фирм и индивидуальных предпринимателей. Обязательный аудит в Исламской экономике. Пользователи финансовой отчетности в исламе.

Тема 16. Исламская концепция международных экономических отношений

Социально-экономическая характеристика мусульманских стран. Международный исламский банк развития. Международные исламские финансовые и страховые организации. Исламский международный экономический порядок.


В результате изучения дисциплины студент должен:

1. Знать

− теоретические основы исламской экономической модели;

− содержательную сторону исламской экономики, включая применение на практике.

2. Владеть исламскими экономическими методами принятия управленческих решений методами принятия решений, с помощью которых в современных условиях формируются и анализируются варианты решений.

3. Уметь использовать полученные знания для осуществления сравнительного анализа управленческих ситуаций:

4. Иметь представление о путях применения современных исламских экономических инструментов в практике хозяйственной деятельности;

5. Применять на практике основные методы организации бизнеса, построенного на основе Ислама.

Основные виды занятий: лекции, семинарские занятия.


ЛИТЕРАТУРА

а) Основная литература

1. Беккин Р.И. Страхование в мусульманском праве: теория и практика.-М.: Изд –

во «Анкил», 2001.- 152 с.

2. Гезиханов Р.А. Исламская экономика. Учебное пособие: Грозный.: Изд – во

«Инфо», 1999.- 132 с.

3. Исламские финансы в современном мире / Под ред. Беккина Р.И.-Умма,2004

4. Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса.-М.:Умма, 2004.- 112 с.

б) Дополнительная литература

5. Беккин Р. Ссудный процент в контексте религиозно-этических хозяйственных

систем прошлого и современности // Вопросы экономики, 2007.-№ 2

6. Беккин Р. Исламская экономика: между капитализмом и социализмом

//Вопросы экономики,2007.-№ 10

7. Жданов Ю.А. Исламская концепция миропорядка.- М., 2004.- С. 245-347

8. Журавлев А.Ю. Теория и практика Исламского банковского дела.- М.: Изд –во Институт востоковедения РАН, 2002.-182 с.


Разработчик: д.э.н., профессор Гезиханов Р.А.





Аннотация рабочей программы по дисциплине

«Концепции современного естествознания»


Цель дисциплины - дать студентам панорамное, целостное видение картины современного естествознания как одной из фундаментальных частей человеческой культуры и как особого способа общения человека с миром.

Основная задача дисциплины состоит в создании у студентов способности самостоятельно мыслить и принимать решения в области профессиональной деятельности на основании твердого знания фундаментальных принципов естествознания.

Преподавание дисциплины «Концепции современного естествознания» строится исходя из требуемого уровня мировоззренческой подготовки студентов в высшей школе, развития их интеллекта и творческого мышления, общей культуры.

В конце изучения курса «КСЕ» необходимо, чтобы у студентов
сформировалась основа знаний в области естественных наук. Как развивалось научное познание, каково строение мира, как возникла Вселенная, что такое жизнь, каково место человека в мире - вот только несколько вопросов, которые освещают этот курс. Знание и понимание концепций современного естествознания дает человеку свободу ориентации в мире.

Конечная цель изучения дисциплины - формирование и развитие у будущих специалистов знаний по наиболее важным проблемам современного естествознания, способствующим обогащению их мировоззренческое - методологического потенциала и более глубокому усвоению специальных дисциплин.

Задачи изучения дисциплины

Основной задачей изучения дисциплины является реализация требований Государственного стандарта высшего образования в части естественнонаучной подготовки специалистов.

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать объективные законы природы и их значение для организации человеческого общества.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Уметь анализировать реальные ситуации в области профессиональной деятельности и выбирать оптимальные решения из нескольких возможных, используя фундаментальные принципы естествознания.

Студент, освоивший дисциплину «Концепции современного естествознания», должен:

Иметь представление о предмете данной дисциплины и ее роли в формировании научных представлений о природных процессах; теориях физики, биологии и других естественных наук; важнейших школах и направлениях в развитии современного естествознания;

Знать естественнонаучную картину мира, тенденции развития современного естествознания; суть научного метода, его основные характеристики; особенности научного и естественнонаучного познания; взаимодействие естественнонаучной и гуманитарной культур мышления;

Уметь обосновать свою мировоззренческую и методологическую позицию в области естествознания; применять полученные знания при решении профессиональных задач, используя, в том числе, методы естественнонаучного знания.

Взаимосвязь курса КСЕ с дисциплинами, изучаемыми будущими экономистами проявляется в следующем: учебный курс «концепции современного естествознания» дополняет естественнонаучным знанием гуманитарные представления будущих специалистов о мире в целом, месте в нем человека, отношениях человека, в частности к природе, делает эти представления полнее и универсальнее. Эта учебная дисциплина систематизирует знания о человеке как природном существе, способствует углублению понимания единства природности и социальности человека, тем самым выступает как вариант превращения естество- и социально-гуманитарного знания в «одну науку».

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к базовой части гуманитарного цикла. Для изучения курса КСЕ требуются глубокие знания в области физики. Данная дисциплина позволяет получить современную физическую картину мира, что особенно актуально в век информационных нанотехнологий. Изучение данного курса обогащает культуру мышления, способствует объединению естественнонаучной и гуманитарной методологии в мышлении и деятельности человека, осознанию естествознания как части духовной культуры, как объекта анализа таких гуманитарных наук, как философия, социология и др.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

№№ п/п

Вид занятия (лк, ср.)

Наименование необходимой учебной литературы по дисциплине

Автор

Издательство, год издания

Основная литература

1

1

лк, ср

Концепции современного естествознания.

Т.Г.Грущевицкая, А.П.Садохин

Москва 2005г.

22

лк, ср

Концепции современного естествознания.



Под

общей редакцией профессора С.И.Самыги на.

Ростов-на-Дон

«Феникс»


2007г.



33

лк, ср

Концепции современного естествознания.


В.Н.Лавриненко, В.П.Ратниова.


Санкт-Петербург 2004г.

4

4

лк, ср

Концепции современного естествознания

А.А.Г.орелов.

Москва 2006г.


Дополнительная литература

45

лк, ср

Концепции современного естествознания.

В.Н.Михайловский.

Санкт-Петербург 2004г.

6

6

лк, ср

Концепции современного естествознания.


С.Х.Карпен ков


Москва 2007г..

7

7

лк, ср

Концепции современного естествознания.

С.И.Алексеев.


Москва 2004г.


Общая трудоемкость: Дисциплина составляет 1зачетную единицу.

Составитель ст. преподаватель кафедры «Теоретическая физика» Дукаева К. Ю.


Аннотация рабочей программы дисциплины

    «Теория вероятностей и математическая статистика»

    Цель дисциплины

    Дать студентам научное представление о случайных событиях и величинах, а также о методах их исследования. Это необходимо для изучения целого ряда дисциплин: «Эконометрика», «Теория игр», «Основы актуарных расчетов», «Методы оценки финансового риска» и т.д.

    Задачи дисциплины

    В соответствии с целью студенты должны усвоить методы количественной оценки случайных событий и величин. Кроме того, они должны научиться содержательно интерпретировать формальные результаты.

    Связь с другими дисциплинами.

    Курс базируется на дифференциальном и интегральном исчислении, а также на линейной алгебре. В свою очередь, является основой для ряда дисциплин, как развивающих методы ТВ и МС, так и использующих эти методы для решения реальных экономических задач.

Основная информация о курсе и его структуре

Курс включает изучение пяти основных тем:

  • Элементы теории вероятностей

  • Статистическая оценка параметров распределения

  • Проверка статистических гипотез

  • Корреляционный анализ

  • Регрессионный анализ

Перечень основных тем

Тема 1: Элементы теории вероятностей

Изучение этой Темы должно подготовить студентов к пониманию следующих тем данного курса, учебный материал которых включает такие понятия, как случайные события, вероятности событий, случайные величины, числовые характеристики случайных величин. Знание закона больших чисел является необходимым для понимания задач статистического оценивания параметров распределения и проверки статистических гипотез.

Знания, умения, навыки по Теме 1

Изучив Тему 1, студенты должны:

знать:

  • Определение и классификацию событий

  • Определение и способы расчета вероятности событий

  • Теоремы сложения и умножения вероятностей

  • Формулу полной вероятности и формулу Байеса

  • Схему повторных испытаний Бернулли

  • Определение и расчет числовых характеристик для дискретных и непрерывных случайных величин

  • Способы задания законов распределения случайных величин, наиболее часто встречающиеся законы распределения

  • Основные теоремы, составляющие суть закона больших чисел

уметь:

  • Производить расчет вероятности простых и сложных событий

  • Применять для решения практических задач теоремы сложения и умножения вероятностей, формулу полной вероятности и формулу Байеса

  • Определять условия использования схемы повторных испытаний Бернулли

  • Анализировать законы распределения и рассчитывать числовые характеристики дискретных и непрерывных случайных величин

  • Применять для решения практических задач закон больших чисел.

получить навыки обработки статистического материала с использованием знаний Темы 1.


Тема 2: Статистическая оценка параметров распределения

Данная Тема знакомит студентов с понятиями генеральной и выборочной совокупностей, выборочными распределениями и выборочными характеристиками. Изучение данной Темы базируется на знании студентами нормального распределения случайных величин, умении использовать критерий Пирсона.

Изучив Тему 2, студенты должны:

знать:

  • Методы статистического оценивания

  • Законы распределения выборочных характеристик: Пирсона, Стьюдента, Фишера

  • Свойства точечных оценок

  • Формулы расчета интервальных оценок для нормального распределения

уметь:

  • Рассчитывать несмещенные оценки параметров нормального закона распределения

  • Применять для решения задач метод максимального правдоподобия

  • Рассчитывать интервальные оценки для параметров нормального закона распределения

получить навыки применения методов статистического оценивания в профессиональной сфере деятельности.


Тема 3. Проверка статистических гипотез

Статистическая проверка гипотез тесно связана с теорией оценивания параметров распределения. При изучении данной темы следует акцентировать внимание на определении статистической гипотезы, на использовании статистического критерия, на требованиях, предъявляемых к критической области, на уточнении различий между нулевой и конкурирующей гипотезами, критической областью и областью допустимых значений.

Изучив Тему 3, студент должен:

знать:

  • Определение статистической гипотезы и статистического критерия

  • Условия нахождения границ критической области

  • Распределения статистик, используемых при проверке определенных статистических гипотез

  • Алгоритм процедуры проверки статистических гипотез

  • Условия применения критериев Бартлета и Кохрана

  • Алгоритм расчета мощности критерия при проверке различных статистических гипотез

  • Условия применения критерия Пирсона

  • Процедуру проверки гипотезы о виде законов распределения генеральной совокупности

уметь:

  • Рассчитывать наблюдаемые значения статистики критерия

  • Применять для решения задач статистические таблицы

  • Решать задачи с использованием теоретического материала

получить навыки применения теории проверки статистических гипотез в профессиональной деятельности.


Тема 4. Корреляционный анализ

При изучении данной темы следует акцентировать внимание на понимании сути корреляционной зависимости. Изучение корреляционной зависимости между переменными сводится к измерению тесноты связи, отбору факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на результативный признак, обнаружению неизвестных причин связей, построению корреляционной модели и оценке ее параметров, проверке значимости параметров связи и их интервальному оцениванию.

Изучив Тему 4, студент должен:

знать:

  • Какая зависимость между переменными называется корреляционной

  • Задачи корреляционного анализа

  • Применение метода наименьших квадратов для оценки параметров корреляционных моделей

  • Меры тесноты связи в корреляционных моделях

  • Алгоритм проверки значимости параметров связи корреляционных моделей

  • Расчет интервальных оценок для параметров корреляционных моделей

  • Процедуру анализа двумерной и трехмерной моделей

  • Коэффициенты ранговой корреляции

  • Измерение тесноты связи в нелинейных моделях

уметь:

  • Самостоятельно строить и анализировать двумерные и трехмерные корреляционные модели

  • Решать задачи с использованием теоретического материала

  • Использовать статистические пакеты для решения задач корреляционного анализа

получить навыки построения и анализа корреляционных моделей в профессиональной деятельности, использования для этих целей статистических пакетов.


Тема 5. Регрессионный анализ

Понятия корреляции и регрессии тесно связаны между собой, однако существует и четкое различие. В корреляционном анализе оценивается сила стохастической связи, а в регрессионном анализе исследуются ее формы.

Регрессионный анализ, как принято понимать в статистике, - метод стохастического анализа зависимости одной случайной величины от переменных, рассматриваемых как неслучайные величины, независимо от их истинного распределения.

    Изучив Тему 5, студент должен:

    знать:

  • Основные виды уравнений регрессии

  • Алгоритм отбора факторов для построения регрессионной модели

  • Процедуры анализа регрессионных моделей

  • Алгоритм анализа двумерной регрессионной модели

уметь:

  • Применять теорию регрессионного анализа для решения задач

  • Видеть возможности использования регрессионного анализа в профессиональной деятельности

получить навыки использования статистических пакетов для решения задач регрессионного анализа.

Литература



  1. Колемаев В.А., Староверов О.В., Турундаевский В.Б. Теория вероятностей и математическая статистика. – М. Высшая школа, 1990.

  2. Пугачев В.С. Теория вероятностей и математическая статистика. – М. Наука, 1979.

  3. Захаров В.Н., Севастьянов Б.А., Чистяков В.П. Теория вероятностей. – М. Наука, 1983.

  4. Четыркин Е.М., Калихман И.Л. Вероятность и статистика. – М. Финансы и статистика, 1982.

  5. Лозинский…..

  6. Кленин А.Н., Шевченко К.К. Математическая статистика для экономистов-статистиков. – М. МЭСИ, 1990р.

  7. Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Статистическая оценка параметров и проверка гипотез. – М. МЭСИ, 1977.

  8. Иванова В.М. и др. Математическая статистика. – М. Высшая школа, 1981.

  9. Трошин Л.И.,Мхитарян В.С. Теория статистического оценивания, сравнения и связи. М., МЭСИ, 1979

  10. Браунли К.А. Статистическая теория методологии в науке и технике.- М., Наука, 1977

  11. Айвазян С.А., Енюков С.И., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных.- М., Финансы и статистика, 1983

  12. Болч Б., Хуань К.Дж. Многомерные статистические методы для экономики.-М., Статистика, 1979

Глоссарий


Вероятность – количественная мера объективной возможности появления события в условиях данного эксперимента.

Вероятность доверительная – вероятность, признаваемая достаточной для суждения о достоверности характеристик, полученных на основе выборочных наблюдений.

Вероятность события классическая - отношение числа исходов эксперимента, благоприятствующих появлению события, к общему числу исходов.

Дисперсия случайной величины – математическое ожидание квадрата отклонений случайной величины от ее математического ожидания.

Интервальная оценка – числовой интервал, относительно которого с вероятностью близкой к единице можно утверждать, что оцениваемый параметр находится внутри него.

Конкурирующая (альтернативная) гипотеза – гипотеза противоположная нулевой, которая будет верна в том случае, если нулевая гипотеза противоречит опытным данным.

Корреляционная зависимость – зависимость математического ожидания одной случайной величины от вариации других.

Критическая область – подмножество значений выборочной характеристики, составляющей основу статистического критерия, при которых нулевая гипотеза отвергается.

Математическое ожидание – средняя величина возможных значений случайной величины, взвешенных по их вероятности.

Мощность критерия – вероятность не совершить ошибку второго рода, отвергнуть ложную нулевую гипотезу.

Несмещенная оценка – точечная оценка параметра, математическое ожидание которой равно самому параметру.

Нулевая гипотеза – статистическая гипотеза, которую необходимо проверить.

Состоятельная оценка – точечная оценка, которая сходится по вероятности к оцениваемому параметру.

Статистическая гипотеза – любое предположение либо относительно неизвестного закона распределения, либо относительно неизвестных параметров известного закона распределения.

Статистический критерий – однозначно определенное правило, устанавливающее условия, при которых проверяемую гипотезу следует отвергнуть, либо не отвергать. Основу критерия составляет выборочная характеристика, точное или приближенное распределение которой известно при справедливости нулевой гипотезы. Правила проверки гипотезы определяют, при каких условиях гипотеза будет принята.

Точечная оценка – функция результатов наблюдения, значение которой принимается за приближенное значение параметра генеральной совокупности.

Уровень значимости – вероятность не совершить ошибку первого рода, вероятность отвергнуть истинную нулевую гипотезу. С уменьшением вероятности ошибки первого рода увеличивается вероятность ошибки второго рода.

Эффективная оценка – точечная оценка, обладающая наименьшей дисперсией среди всех возможных несмещенных оценок параметра данной генеральной совокупности при фиксированном объеме выборки.

Разработчик: Зав. кафедрой «Математические методы анализа экономики» к.э.н, профессор Магомадов Э.М.


Аннотация рабочей программы дисциплины «Теория игр»

^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Курс является очень важным в обучении экономистов-математиков, т.е. одним из основных в обучении новой категории специалистов – аналитиков в области принятия решений, т.е. специалистов, владеющих методами принятия решений и умеющих использовать автоматизированные системы принятия решений.

Целью преподавания дисциплины «Теория игр» является формирование у студентов теоретических знаний, практических навыков по вопросам, касающимся принятия управленческих решений; обучение студентов основам процесса принятия управленческих решений, применению математических методов в процессе подготовки и принятия управленческих решений в организационно-экономических и производственных системах, т.е. тех инструментов, с помощью которых в современных условиях формируются и анализируются варианты управленческих решений.

Задачей курса является

− ознакомление с основами процесса принятия управленческих решений;

− обучение теории и практике принятия решений в современных условиях хозяйствования;

− рассмотрение широкого круга задач, возникающих в практике менеджмента и связанных с принятием решений, относящихся ко всем областям и уровням управления.

В результате изучения дисциплины студент должен:

1. Знать

− теоретические основы принятия решений;

− содержательную сторону задач, возникающих в практике менеджмента и маркетинга, т.е. уметь идентифицировать проблему.

2. Владеть математическими методами принятия решений, с помощью которых в современных условиях формируются и анализируются варианты управленческих решений.

3. Уметь использовать полученные знания для осуществления анализа управленческих ситуаций:

− уточнять совместно с ЛПР постановку задачи,

− выбирать метод принятия решений,

− собирать необходимую информацию,

− строить модель задачи,

− организовывать обработку информации на ЭВМ,

− Интерпретировать полученные результаты и представлять их ЛПР.

4. Иметь представление о путях совершенствования процесса принятия решений, об особенностях принятия решений в условиях изменения внешней среды;

5. Применять информационные технологии в процессе моделирования и оптимизации управленческих решений.

Основные виды занятий: лекции, практические занятия, занятия в компьютерных классах.

Сфера профессионального использования

Все виды менеджмента, маркетинг, управление проектами, антикризисное управление, логистика, инвестиционная деятельность, банковское дело, оценочная деятельность и др.

Курс требует знания дисциплин «Математический анализ», «Линейная алгебра», «Дискретный анализ», «Методы оптимизации»,»Исследование операций», «Теория вероятностей и Математическая статистика», «Микро- и макроэкономика», дисциплин предметной области, дисциплин, связанных с информационной поддержкой принятия решений.

^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1 Анализ задач и методов принятия решений.

1.1. Постановка задачи принятия решений (ЗПР)

1.2. Схема процесса принятия решений.

1.3. Классификация ЗПР.

1.4. Классификация методов принятия решений (ПР)

1.4.1. Методы ИО

1.4.2. Методы принятия решений, основанные на анализе конфликтных ситуаций

1.4.3. Методы теории полезностей,

1.4.4. Метод анализа иерархий

1.4.5. Методы ПР на основе теории нечетких множеств.

1.5. Сравнительный анализ методов ИО и методов ПР.

1.6. Характеристика методов теории полезностей.

1.7. Автоматизированные системы принятия, планирования, синтеза решений и их классификация.

1.8. Функциональная подсистема принятия решений.

Тема 2 Теория игр и принятие решений (игровой подход к оптимизации управленческих решений).

2.1. Ситуации в практике менеджмента, допускающие игровой подход.

2.2. Основные понятия и определения математической теории игр.

2.3. Основные методы решения.

2.4. Методика решения прикладных задач.

Тема 3 Принятие решений на основе метода анализа иерархий (МАИ).

3.1. Иерархическое представление проблемы.

3.2. Синтез приоритетов на иерархии и оценка ее однородности.

3.3. Многокритериальный выбор на иерархиях с различным числом и составом альтернатив под критериями.

3.4. Методика решения прикладных задач.

Тема 4 Методы принятия решений на основе нечетких множеств.

4.1. Элементы теории нечетких множеств.

4.2. Нечеткие операции, отношения, свойства отношений.

4.3. Многокритериальный выбор альтернатив на основе теории нечетких множеств.

ЛИТЕРАТУРА



  1. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: ФиС, 2000.

  2. Борисов А.Н., Крумберг О.А., Федоров И.П. принятие решений на основе нечетких моделей. Рига: Зинатне, 1990.

  3. В.М. Трояновский. "Математическое моделирование в менеджменте". Русская деловая литература, 1999.

  4. Воробьев Н.Н. Теория игр для экономистов-кибернетиков. М.: Наука, 1985.

  5. Глухов В.В., Медников М.Д., Коробко С.Б. Математические методы и модели для менеджмента. СПб., "Лань", 2000

  6. Глухов В.В., Медников М.Д., Коробко С.Б. Экономико-математические методы и модели в менеджменте. СПб., СПбГТУ, 2000

  7. Дубров А.М., Лагоша Б.А., Хрусталев Е.Ю. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. М.: ФиС, 2000

  8. Жак С.В. Математические модели менеджмента и маркетинга. Ростов-на-Дону, ЛаПО, 1997.

  9. Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М.: МИР, 1976.

  10. Карданская Н.Л. "Основы принятия управленческих решений" М: Русская деловая литература, 1998.

  11. Кини Р.Л., Райфа Х. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. М.: Радио и связь, 1981.

  12. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархии. М.: Радио и связь, 1989

Разработчик: Зав. кафедрой «Математические методы анализа экономики» к.э.н, профессор Магомадов Э.М.


Аннотация примерной программы дисциплины

    «Методы оптимальных решений»

В курсе рассматриваются вопросы, связанные с построением математических моделей ситуаций целенаправленного принятия  решения , исследуются свойства этих моделей, излагаются  методы  и алгоритмы, позволяющие находить  оптимальные  значения отвечающих за рациональный выбор параметров. Значительное внимание уделяется ситуациям, в которых при формировании  оптимального   решения  необходимо учитывать интересы различных сторон, в частности, задачи, связанные с процедурами голосования, дележа и агрегирования предпочтений.

 Дисциплина  имеет прикладную направленность: теоретический материал иллюстрируется достаточно доступными примерами и задачами, имеющими, как правило, экономический и социальный характер. Материалы дисциплины найдут свое конкретное применение в общепрофессиональных и специальных дисциплинах факультета экономики, посвященных микро- и макроэкономике, государственному управлению и экономике общественного сектора, фондовому рынку и финансовому менеджменту, институциональной экономике и ряду других научных областей. Поэтому  дисциплина  является важной составляющей системы фундаментальной подготовки современного экономиста, а также обеспечивает ему профессиональную мобильность.

1.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты