Домой

«Приоритет»




Скачать 330.94 Kb.
Название«Приоритет»
Дата20.03.2013
Размер330.94 Kb.
ТипДоклад
Содержание
Контролируемые сделки
Новые правила определения взаимозависимости лиц
Права и обязанности налогоплательщиков, совершающих контролируемые сделки
Симметричные корректировки
Большинство норм, регулирующих вопросы защиты персональных данных работников, содержится в положениях главы 14 ТК РФ.
Объем и содержание
Персональные данные могут передаваться без согласия работников
В чем заключается процесс создания системы защиты персональных данных?
Уставный капитал, регистрация и постановка на налоговый учет
Новые правила кассовой дисциплины: что изменилось в 2012 году
Лимит остатка кассы не нужно утверждать в банке
В каких случаях можно превысить лимит
Помещение кассы можно не оборудовать
Оформление кассовых документов
Приказ с перечнем подотчетных лиц теперь не нужен
Проблемы предпринимателей
Компаниям на «упрощенке» придется вести бухучет
Предприниматели на ЕНВД будут сдавать балансы
Унифицированные формы первичных документов можно не использовать
Установлены новые сроки предоставления отчетности
...
Полное содержание
Подобные работы:

Доклад Смирновой Л.Е., генерального директора Общества с ограниченной ответственностью Консультационно-аудиторской фирмы «Приоритет»


Новости законодательства РФ в налоговом учете


Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»


Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ изменил правила, согласно которым налоговые органы проверяют цены сделок на предмет их соответствия рыночным ценам. В связи с этим с 1 января 2012 г. Налоговый кодекс РФ будет дополнен новым разделом V.1, включающим в себя шесть глав.

^ Контролируемые сделки

Закон № 227-ФЗ вводит понятие контролируемых сделок. Это те сделки, цены которых налоговые органы будут вправе проверить на соответствие рыночным. К ним относятся следующие сделки:

Сделки между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

К данным сделкам приравниваются также сделки по реализации товаров (работ, услуг), если эти сделки совершаются с участием лиц, не являющихся взаимозависимыми. То есть перепродажа товаров (работ, услуг) взаимозависимому лицу через посредников будет контролироваться, если последние:

- не выполняют в данной совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи товаров (работ, услуг);

- не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи.

Указанные правила установлены подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ.

Следует отметить, что законодатель из группы сделок между взаимозависимыми лицами, в том числе совершенных через посредников, выделил те сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России. Также выделены сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых являются налоговыми резидентами РФ. Данные сделки признаются контролируемыми при наличии хотя бы одного из следующих условий:

- сумма доходов по данным сделкам за календарный год превышает 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Для этого правила предусмотрены переходные положения. Лимит в 1 млрд руб. будет действовать с 2014 г. В 2012 г. доход по таким сделкам должен составлять 3 млрд руб., в 2013 г. - 2 млрд руб. (п. 3 ст. 4 Закона N 227-ФЗ);

- одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах. Одновременно предметом сделки должно быть добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны объектом обложения НДПИ, при добыче которого применяется ставка, установленная в процентах (подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). При этом сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год должна превышать 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

- среди сторон сделки есть плательщики ЕСХН или ЕНВД и лица, не уплачивающие эти налоги (подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 100 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

- хотя бы одна из сторон сделки - участник проекта "Сколково". Этот участник должен применять освобождение от налога на прибыль или перечислять данный налог по нулевой ставке согласно п. 5.1 ст. 284 НК РФ. Одной из других сторон сделки должно быть лицо, не освобожденное от налога на прибыль и не применяющее указанную ставку (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 60 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

- хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль. Другая сторона сделки не должна быть резидентом такой ОЭЗ (подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год также должна превышать 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Положения подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ применяются с 1 января 2014 г. (п. 4 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).

Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Предметом таких сделок должны являться товары, входящие в состав следующих товарных групп (п. 5 ст. 105.14 НК РФ):

- нефть и товары, выработанные из нефти;

- черные металлы;

- цветные металлы;

- минеральные удобрения;

- драгоценные металлы и драгоценные камни.

Для данной категории сделок законодатель также установил сумму доходов, при превышении которой данные сделки, совершенные с одним лицом, считаются контролируемыми. Эта сумма должна составлять более 60 млн руб. за календарный год (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорах (подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Сумма доходов по таким сделкам также должна превышать 60 млн руб. за календарный год (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Кроме того, есть еще условие, необходимое для признания всех указанных сделок контролируемыми. В результате совершения данных сделок хотя бы одной стороне нужно учесть доходы, расходы или стоимость добытых полезных ископаемых, в результате чего должна увеличиться или уменьшиться база по налогу на прибыль, НДФЛ, НДПИ или НДС (п. 11 ст. 105.14, п. 4, 13 ст. 105.3 НК РФ). Обратите внимание, что полнота уплаты только этих налогов контролируется в ходе проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 4 ст. 105.3 НК РФ).

^ Новые правила определения взаимозависимости лиц

Закон № 227-ФЗ значительно расширил перечень зафиксированных в Налоговом кодексе РФ оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.1 НК РФ). В п. 2 ст. 105.1 НК РФ содержится закрытый перечень оснований, согласно которым налогоплательщики признаются взаимозависимыми. Таких оснований 11. Перечислим некоторые из них. Итак, взаимозависимыми признаются:

1) организации, если одна из них прямо и (или) косвенно участвует в другой. Доля такого участия должна составлять более 25 процентов;

2) физлицо и организация, если физлицо прямо и (или) косвенно участвует в данной организации. Доля участия также должна составлять более 25 процентов;

3) организации, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях. Доля участия в каждой организации должна составлять более 25 процентов;

4) организация и лицо, которое уполномочено назначать или избирать единоличный исполнительный орган этой организации (не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров этой организации).

Порядок определения доли прямого и косвенного участия организации и физических лиц в других организациях регулируется ст. 105.2 НК РФ.

Следует отметить, что организации и физлица вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми по любым другим основаниям, если особенности отношений между ними могут повлиять на какое-либо одно или совокупность следующих обстоятельств:

- условия заключенных ими сделок;

- результаты заключенных ими сделок;

- экономические результаты их деятельности;

- экономические результаты деятельности представляемых ими лиц.

При этом в целях взаимозависимости учитывается такое влияние, которое заключается в возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами (п. п. 1, 6 ст. 105.1 НК РФ). По этим же основаниям признать взаимозависимыми лиц может суд (п. 7 ст. 105.1 НК РФ). Напомним, что аналогичное правило также предусмотрено п. 2 ст. 20 НК РФ.

^ Права и обязанности налогоплательщиков, совершающих контролируемые сделки

Наиболее интересными представляются некоторые права налогоплательщиков, возникающие в связи с заключением сделок с взаимозависимыми лицами по ценам, отклоняющимся от рыночных. В такой ситуации организация или предприниматель вправе:

- уплатить налоги исходя из рыночных цен (п. 3 ст. 105.3 НК РФ);

- уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль (НДФЛ), а также перечислять НДС и НДПИ за налоговые периоды, заканчивающиеся в течение календарного года, исходя из фактических цен сделки (п. 7 ст. 105.3 НК РФ). А по окончании года можно самостоятельно скорректировать налоговую базу и доплатить налоги, если несоответствие цен повлекло занижение указанных налогов (п. 6 ст. 105.3 НК РФ). Такие корректировки производятся одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (НДФЛ). Вместе с этой отчетностью необходимо будет подать уточненные декларации по НДС и НДПИ. Выявленную недоимку по всем обязательным платежам необходимо будет погасить не позднее даты, установленной Налоговым кодексом РФ для перечисления налога на прибыль (НДФЛ). Следует отметить, что до этого момента пени на данную недоимку не начисляются (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

Основная обязанность налогоплательщиков заключается в необходимости сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения обо всех совершенных в течение календарного года контролируемых сделках (п. п. 1, 2 ст. 105.16 НК РФ).

Соответствующее уведомление нужно будет представлять не позднее 20 мая года, следующего за отчетным календарным годом. Его форма будет утверждена ФНС России и должна предусматривать указание следующей информации (п. 3 ст. 105.16 НК РФ):

- отчетный календарный год;

- предметы сделок;

- сведения об участниках сделок;

- суммы полученных доходов и произведенных расходов.

Следует отметить, что, если первоначально представленное уведомление содержит неполные сведения, неточности или ошибки, его можно будет уточнить (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Несвоевременное представление уведомления, а также указание в нем недостоверных сведений о контролируемых сделках влечет штраф в размере 5000 руб. Новый вид ответственности установлен в ст. 129.4 НК РФ.

Новый вид налоговых проверок

Закон № 227-ФЗ вводит новый вид налоговых проверок: проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ). Теперь проверять соответствие цен рыночным в рамках выездной или камеральной проверки нельзя. Такой запрет установлен в п. 1 ст. 105.15 НК РФ. Проводить новый вид проверок будет ФНС России по месту ее нахождения. Соответствующее полномочие зафиксировано в п. 2 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.17 НК РФ.

Решение о проведении проверки правильности применения цен может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения (п. 2 ст. 105.17 НК РФ). При этом в рамках проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения (п. 5 ст. 105.17 НК РФ).

Проведение проверки правильности применения цен не препятствует проведению выездных и камеральных проверок за этот же период.

Следует отметить, что недоимка, установленная в ходе проверки правильности применения цен, может быть взыскана только в судебном порядке (подп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ).

При доначислении налогов за периоды 2012 - 2013 гг. штраф назначаться не будет. В отношении налоговых периодов 2014 - 2015 гг. санкция составит 20 процентов от неуплаченной суммы налога (п. 9 ст. 4 Закона N 227-ФЗ).

Также предусмотрены случаи освобождения налогоплательщика от ответственности (п. 2 ст. 129.3 НК РФ):

- если он представит в ФНС России документацию, обосновывающую рыночный уровень цен. Порядок представления данной документации установлен ст. 105.15 НК РФ;

- если налогоплательщик заключил соглашение о ценообразовании (гл. 14.6 НК РФ).

Соглашение о ценообразовании

Крупнейшие налогоплательщики вправе заключить с ФНС России соглашение о ценообразовании (п. 1 ст. 105.19 НК РФ). Это документ, который регулирует порядок определения цен и порядок применения методов ценообразования в контролируемых сделках.

Следует отметить, что за рассмотрение ФНС России заявления о заключении соглашения о ценообразовании уплачивается госпошлина в размере 1,5 млн руб. (подп. 133 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Если налогоплательщик соблюдает все условия соглашения о ценообразовании, то ФНС России не вправе начислять налоги, пени и штрафы в отношении тех контролируемых сделок, цены по которым согласованы в данном документе (п. 2 ст. 105.23 НК РФ).

^ Симметричные корректировки

Если ФНС России по результатам проверки доначислила одному из участников сделки налоги, другой участник контролируемой сделки вправе скорректировать свои налоговые обязательства (п. 1 ст. 105.18 НК РФ). Например, если продавцу был доначислен налог на прибыль в результате увеличения облагаемых доходов, покупатель вправе уточнить свои обязательства по налогу на прибыль, увеличив свои расходы по данной контролируемой сделке.

Симметричную корректировку можно провести только после того, как лицо, привлеченное к ответственности, исполнило соответствующее решение ФНС России в части недоимки (п. 2 ст. 105.18 НК РФ). Для этого необходимо получить уведомление о возможности симметричных корректировок. Данный документ ФНС России обязана направить в течение одного месяца с момента погашения недоимки. Если же решение ФНС России обжалуется в судебном порядке, уведомление будет направлено только после вступления в силу судебного акта (п. 4 ст. 105.18 НК РФ).

Стоит иметь в виду, что симметричную корректировку отражают в том налоговом периоде, в котором она была произведена. Уточненные декларации не представляются (п. п. 2, 3 ст. 105.18 НК РФ).


До 01.07.2011 все юридические и физические лица, использующие в своей деятельности персональные данные, должны были осуществить необходимые мероприятия по их защите в соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

^ Большинство норм, регулирующих вопросы защиты персональных данных работников, содержится в положениях главы 14 ТК РФ.

Статья 85 ТК РФ. Понятие персональных данных работника. Обработка персональных данных работника

В соответствии со ст. 3 Закона о персональных данных персональные данные - это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в т.ч. его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

К персональным данным работника, подлежащим хранению у работодателя, относятся следующие сведения, содержащиеся в личных делах работников: паспортные данные работника; копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования; копия документа воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу); копия документа об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки); анкетные данные, заполненные работником при поступлении на работу или в процессе работы (в т.ч. автобиография, сведения о семейном положении работника, перемене фамилии, наличии детей и иждивенцев); иные документы, которые с учетом специфики работы и в соответствии с законодательством РФ должны быть предъявлены работником при заключении трудового договора или в период его действия (например, медицинские заключения, предъявляемые работником при прохождении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров); трудовой договор; заключение по данным психологического исследования (если такое имеется); копии приказов о приеме, переводах, увольнении, повышении заработной платы, премировании, поощрениях и взысканиях; личная карточка по форме Т-2; заявления, объяснительные и служебные записки работника; документы о прохождении работником аттестации, собеседования, повышения квалификации; иные документы, содержащие сведения о работнике, нахождение которых в личном деле работника необходимо для корректного документального оформления трудовых правоотношений с работником.

Статья 86 ТК РФ. Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты

Все персональные данные должны быть получены у самого работника. Если их возможно получить только у третьей стороны, работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение.

Данные о частной жизни работника (информация о жизнедеятельности в сфере семейных, бытовых, личных отношений), связанные с вопросами трудовых отношений, могут быть получены и обработаны работодателем только с письменного согласия работника.

^ Объем и содержание обрабатываемой информации, которую может собирать и использовать работодатель, ограничены документами, перечисленными в ст. 65 ТК РФ.

Если работодатель решит получить дополнительную информацию о профессиональной подготовке работника в другой организации, то он должен получить письменное согласие работника на такой запрос, например, даже если организация хочет проверить в университете, есть ли в списке выпускников человек, подавший заявление о приеме на работу.

Работодателю запрещено собирать данные о политических, религиозных и иных убеждениях работника любыми методами, например с помощью анкетного опроса.

Статья 90 ТК РФ предусматривает ответственность за нарушение норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника в виде дисциплинарной, материальной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Однако, как показывает практика, чаще всего операторы, нарушающие законодательство, привлекаются к административной ответственности.

На настоящий момент административная ответственность для операторов предусмотрена за следующие виды нарушений:

- непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (как правило, это непредставление уведомления об обработке ПДн), что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 19.7. КоАП РФ);

- нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ст. 13.11 КоАП РФ);

- нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ст. 13.12 КоАП РФ);

- использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с возможной конфискацией несертифицированных средств защиты информации (п. 2 ст. 13.12 КоАП РФ);

- занятие видами деятельности в области защиты информации без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия), в соответствии с законом, обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с возможной конфискацией несертифицированных средств защиты информации (ст. 13.13 КоАП РФ).

^ Персональные данные могут передаваться без согласия работников:

- обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

- обработка персональных данных производится в целях исполнения договора, одной из сторон которого является работник;

- обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;

- обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно.

Работодатель также обязан предоставить персональные данные работников государственным инспекторам труда при осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности (ст. 357 ТК РФ). В ст. 9 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» указаны случаи, когда работодатель обязан представить указанные данные в Пенсионный фонд РФ.

Федеральными законами могут быть предусмотрены иные случаи передачи персональных данных без согласия работника.

Надзор

С целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы о персональных данных, осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) в рамках своих полномочий.

Предусмотрены плановые и внеплановые проверки, которые могут осуществляться в виде документарной проверки или выездной.

^ В чем заключается процесс создания системы защиты персональных данных?

Для реализации требований Закона № 152-ФЗ требуются создание и внедрение комплексной системы защиты. Работы по созданию системы защиты персональных данных могут выполняться силами самой организации либо при помощи компаний, специализирующихся на оказании такого рода услуг.

^ Уставный капитал, регистрация и постановка на налоговый учет

Постановка на налоговый учет

Заявления и уведомления о постановке на налоговый учет (снятии с учета) теперь можно передавать в электронном виде. В приказе ФНС России от 07.11.11 № ММВ-7-6/735@ определены правила подачи таких документов. Кроме того, по телекоммуникационным каналам связи теперь можно запросить свидетельство или уведомление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе. Передаваемые таким способом документы должны быть заверены квалифицированной электронной подписью.

Уменьшение уставного капитала ООО

При уменьшении уставного капитала ООО не нужно уведомлять каждого кредитора о принятом решении. Вместо этого необходимо в течение трех рабочих дней направить уведомление в налоговую инспекцию. Обязанность публиковать информацию об уменьшении уставного капитала в «Вестнике государственной регистрации» осталась. Причем публикаций должно быть две — с периодичностью раз в месяц. Соответствующие изменения в Закон об ООО внесены Федеральным законом от 18.07.11 № 228-ФЗ (далее — закон № 228-ФЗ).

Стоимость чистых активов

С 2012 года акционерные общества не обязаны представлять в ИФНС сведения о стоимости своих чистых активов, поскольку эти сведения больше не будут содержаться в ЕГРЮЛ. Но уже с 2013 года АО и ООО должны будут вносить сведения о стоимости чистых активов в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (пока этот реестр не создан). Такие изменения предусмотрены законом № 228-ФЗ.

Борьба с «однодневками»

В Уголовном кодексе РФ появились две новые статьи, направленные на борьбу с «фирмами-однодневками» (внесены Федеральным законом от 07.12.11 № 419-ФЗ). В первой — статья 173.1 УК РФ — установлены санкции за незаконное создание компании через подставных лиц. Во второй — статья 173.2 УК РФ — предусмотрена ответственность за незаконное использование документа, удостоверяющего личность, для создания «фирмы-однодневки».


^ Новые правила кассовой дисциплины: что изменилось в 2012 году

 С января вступило в силу Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации (утверждено Банком России 12.10.11 № 373-П). Положение обязывает соблюдать кассовую дисциплину не только организации, но и индивидуальных предпринимателей. Другие нововведения касаются лимита кассы, выдачи подотчетных сумм и оборудования кассовых помещений.


^ Лимит остатка кассы не нужно утверждать в банке

В новом Положении, как и в прежнем Порядке ведения кассовых операций, предусмотрена обязанность по соблюдению лимита остатка наличных денежных средств. Но есть одно существенное новшество. Если раньше максимально допустимую величину утверждал банк, то теперь компании и предприниматели делают это самостоятельно.

Размер лимита закрепляется распорядительным документом, например, приказом руководителя. Этот документ хранится в организации или у ИП в порядке, который они сами для себя установили.

Что касается сотрудников банка, то отныне они не вправе отклонить или одобрить размер лимита. Однако за ними сохранились полномочия по контролю за соблюдением кассовой дисциплины, в том числе, за превышением лимита. Это следует из пункта 2.14 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории российской федерации от 05.01.98 № 14-П**. Банки по-прежнему должны проверять своих клиентов не реже одного раза в два года.

Новые формулы для расчета лимита

Изменились правила расчета величины кассового лимита.

^ В каких случаях можно превысить лимит

Расширен перечень ситуаций, при которых можно превысить лимит кассы.

Согласно прежнему Порядку ведения кассовых операций деньги сверх лимита можно было хранить только в дни выдачи зарплаты, стипендии и социальных пособий.

В новом Положении назван еще один повод. Это ситуация, когда организация или ИП работает и получает наличную выручку в выходные и праздники. Поскольку банки в такие дни закрыты, лимит кассы разрешено превысить.

Кроме того, увеличен предельный срок, в течение которого можно превышать лимит в «зарплатные» дни. Сверхлимитные деньги на зарплату можно хранить до пяти рабочих дней включительно.

Компании и предприниматели могут тратить наличность на любые цели по собственному усмотрению.

^ Помещение кассы можно не оборудовать

Пункт 1.11 гласит: «Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем».

^ Оформление кассовых документов

В новом Положении четко прописано, кто должен вести кассу и подписывать кассовые документы. Этим занимается кассир, наделенный соответствующими должностными правами и обязанностями и ознакомленный с ними под роспись. При наличии нескольких кассиров один из них назначается старшим.

Допускается и другой вариант, при котором кассовые операции совершает сам руководитель.

Кассовые документы можно заполнять одним из двух способов: либо на бумаге, либо с применением технических средств, в частности, компьютера. При «компьютерном» способе получаются электронные кассовые документы, которые необходимо распечатать на бумаге.

По новому Положению у кассира перед глазами должны быть образцы подписей руководителя, главбуха и бухгалтеров, подписывающих приходные и расходные ордеры. Перед каждым принятием денег и перед каждой выдачей кассир обязан сличать подписи на ПКО и РКО с теми, что указаны в образцах.

^ Приказ с перечнем подотчетных лиц теперь не нужен

Изменились правила выдачи подотчетных сумм. Теперь чтобы получить деньги под отчет, работник должен каждый раз писать заявление. Рассмотрев его, руководитель обязан сделать собственноручную надпись о сумме и сроке. Только при наличии такого документа кассир вправе выдать средства. Соответственно, приказ со списком подотчетных лиц издавать не надо.

Как и раньше, выдавать деньги под отчет можно только при условии, что подотчетное лицо полностью погасило задолженность по предыдущим суммам.

^ Проблемы предпринимателей

С принятием нового Положения огромное количество вопросов возникает у индивидуальных предпринимателей. Дело в том, что раньше ИП могли не соблюдать кассовую дисциплину. На эту тему высказывались и Высший арбитражный суд, и Минфин, и ФНС России. Сейчас, когда «индивидуалов» обязали вести кассу наравне с юридическими лицами, практические аспекты вызывают трудности.

К сожалению, четкого представления о том, как нужно поступать предпринимателям, новое Положение не дает. Остается надеяться, что скоро появятся официальные разъяснения, которые внесут ясность.

Проверять соблюдение кассовой дисциплины у ИП, которые работают без расчетных счетов, будут налоговики. В случае нарушений они вправе привлечь предпринимателя к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ.

 * Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.09.93 № 40.

** Положение № 14-П утверждено протоколом совета директоров Центрального банка РФ от 19.12.97 № 47.


Новшества в связи с принятием нового закона о бухучете

Начиная с 1 января 2013 года, вступит в силу комментируемый Закон № 402-ФЗ (далее – новый закон о бухучете). Одновременно с этим закон № 129-ФЗ прекратит свое действие.

^ Компаниям на «упрощенке» придется вести бухучет

Одно из самых значительных нововведений касается организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения. После вступления в силу нового закона, они будут вести бухгалтерский учет, а также предоставлять отчетность в полном объеме. Тогда как действующий закон о бухучете позволяет компаниям на УСН отражать лишь основные средства и нематериальные активы.

^ Предприниматели на ЕНВД будут сдавать балансы

Положения нового закона о бухучете распространяются, в том числе, и на индивидуальных предпринимателей. Но есть одна существенная оговорка: ИП могут не вести бухгалтерский учет, если они отражают доходы (либо доходы и расходы) по нормам налогового законодательства.

Таким образом, от составления балансов освобождены предприниматели, которые применяют общую или упрощенную систему налогообложения, либо перешедшие на уплату единого сельхозналога.

Предприниматели - «вмененщики» будут делать проводки, составлять регистры и проч. Причина в том, что величина ЕНВД не зависит от выручки, в связи с чем, закон не обязывает налогоплательщиков, применяющих данный спецрежим, учитывать доходы и расходы. Значит, им придется вести бухгалтерский учет на общих основаниях.

^ Унифицированные формы первичных документов можно не использовать

Еще одно очень важное изменение – это отмена обязательного использования унифицированных форм «первички». В пункте 2 статьи 9 действующего закона говорится: «первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации». В новом законе подобное правило отсутствует.

Что касается перечня обязательных реквизитов «первички», то он сохранится. В каждом документе по-прежнему должны быть указаны: наименование, дата, название организации или ФИО предпринимателя, величина измерения, количество единиц, должности ответственных лиц и их подписи.

^ Установлены новые сроки предоставления отчетности

Следующая поправка касается сроков сдачи бухгалтерской отчетности.

Согласно действующему закону о бухучете, годовой баланс нужно сдавать в течение 90 дней по окончании года. В новом законе указан иной срок – не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

Промежуточная отчетность не отменена, однако конкретные сроки для ее предоставления не определены. Более того, в новом законе не уточняется, за какой период времени нужно составлять промежуточную отчетность. Говорится лишь, что таким периодом является отрезок времени с 1 января по отчетную дату.

^ Утверждены требования для главных бухгалтеров

Как только новый закон о бухучете начнет действовать, устроиться на должность главного бухгалтера будет сложнее. Это относится не ко всем компаниям, а только к ОАО (за исключением банков, для главбухов которых существуют отдельные критерии), страховым организациям и негосударственным пенсионным фондам. Также в этот список входят акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевых инвестиционных фондов и иные компании, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах. Перечень замыкают органы управления государственными внебюджетными фондами, в том числе территориальными.

Начиная с 2013 года, главный бухгалтер (или другой человек, на которого возложено ведение бухучета) в таких компаниях должен соответствовать трем критериям.

Первый критерий – наличие высшего профессионального образования.

Второй критерий – стаж работы, связанной с бухгалтерией или аудитом, не менее трех лет из последних пяти календарных лет. В случае, если нет образования по специальностям бухучета и аудита, стаж должен быть не менее пяти лет из последних семи календарных лет.

Третий критерий – отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Эти же критерии распространяются и на физических лиц, которые оказывают бухгалтерские услуги на основании гражданско-правовых договоров. Если же договор заключен с аутсорсинговой организацией, то в ее штате должен быть как минимум один работник, отвечающий приведенным выше требованиям.

Однако, для главбухов, принятых в штат до 1 января 2013 года, соблюдение данных критериев не обязательно. Это отдельно прописано в новом законе о бухучете.

^ Как поступать в случае разногласий между директором и главбухом

Законодатели предусмотрели четкий алгоритм действий на случай, если у руководителя и главного бухгалтера разные мнения относительно отражения в учете операций и объектов.
В такой ситуации главный бухгалтер (или иной человек, на которого возложено ведение бухучета) не вправе принять решение самостоятельно. Вместо этого главбух должен получить письменное распоряжение директора с указаниями, как следует поступить, и действовать строго в соответствии с этой инструкцией.

Если руководитель решит, что ту или иную операцию нужно провести, то главбуху ничего не останется кроме как сделать проводки. Если же директор распорядится не показывать в учете объект, то бухгалтеру придется отказаться от проводок и т.д.

Важно, что вся ответственность за принятое решение и его последствия целиком и полностью ложится на руководителя.

^ Появятся отраслевые и федеральные стандарты бухучета

В рамках нового закона будут разработаны стандарты, регламентирующие ведение бухгалтерского учета. Одни стандарты будут федеральными, другие – отраслевыми, и те и другие обязательны для применения.

Федеральные стандарты установят единые для всех отраслей правила, например, план счетов, состав последней и первой отчетности при реорганизации, упрощенные способы бухучета и проч.

Отраслевые стандарты адаптируют общие правила к особенностям отдельных сфер экономической деятельности.

^ ИП простят несданные в ПФР отчеты

ВАС подготовил проект постановления о представлении ИП отчета по страховым взносам в ПФР. С 2012 года такую отчетность предпринимателям разрешили не сдавать. Суд уточняет, что не потребуются материалы и за предыдущие годы.

Высший Арбитражный Суд подготовил постановление, которое ставит точку в вопросе об отчетах ИП по страховым взносам. Он носит название «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ...». С 2012 года индивидуальным предпринимателям разрешили не представлять подобные документы в ПФР. Суд уточняет, что не потребуются также материалы за все предыдущие годы. В связи с вопросами, возникающими у арбитражных судов, решено закрепить соответствующую норму. В результате не сдавшие отчеты бизнесмены смогут избежать ответственности.

^ При совмещении «упрощенки» и «вмененки» можно применять пониженный тариф страховых взносов, даже если основной вид деятельности переведен на ЕНВД

Чиновники Минздравсоцразвития России считают, что организации и предприниматели, занимающиеся льготными видами деятельности и применяющие УСН, если они одновременно являются плательщиками ЕНВД, имеют право уплачивать страховые взносы по пониженному тарифу, независимо от того, уплачивают они ЕНВД по основному виду деятельности или нет (письмо от 14.05.12 № 1320-19). Однако в Минфине России настаивают на том, что пониженную ставку взносов можно применять только в том случае, если основной вид деятельности облагается единым «упрощенным» налогом (письмо от 01.06.12 № 03-11-06/3/39).

Речь идет о льготе для компаний и предпринимателей на УСН, которые занимаются видами деятельности, перечисленными в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ. Такие страхователи в 2012 году могут платить взносы в ПФР по льготной ставке 20% (взносы в ФСС и ФОМС в этом случае вообще не платятся). При этом льготный вид деятельности для плательщика взносов должен быть основным. Он признается таковым, если доля доходов от него составляет не менее 70 процентов общего объема доходов организации (предпринимателя). Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ (ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Как видно, для применения льготного тарифа не требуется, чтобы по основному виду деятельности страхователь обязательно применял «упрощенку». Главное, чтобы основным видом деятельности организации, применяющей УСН (то есть тем видом деятельности, который дает не менее 70% общего дохода) являлся вид деятельности, поименованный в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ. Таким образом, основным видом деятельности организации, применяющей УСН и уплачивающей страховые взносы по льготному тарифу, может являться деятельность, переведенная на «вмененку». При определении доли дохода по данному виду деятельности нужно применять положения статьи 346.15 НК РФ. Такая точка зрения изложена в комментируемом письме Минздравсоцразвития. Аналогичную позицию специалисты этого министерства высказывали в письмах от 14.06.11 № 2010-19, от 19.05 .11 № 1805-19.

Чиновники Минфина считают иначе. По их мнению, плательщик взносов вправе применять пониженный тариф только в том случае, если его основной вид деятельности облагается единым налогом по УСН. При этом использовать льготный тариф можно лишь в отношении деятельности, по которой применяется «упрощенка». Подобная трактовка Закона № 212-ФЗ дана в комментируемом письме финансового ведомства, а ранее была отражена в письме от 24.06.11 № 03-11-06/2/97.

Позиция финансового ведомства является спорной. Более того, Минфин не уполномочен разъяснять порядок применения Закона № 212-ФЗ. Это право принадлежит Минздравсоцразвития (ч. 5 ст. 1 Закона № 212-ФЗ, постановление Правительства РФ от 14.09.09 № 731).

^ ФНС объяснила, кто контролирует перечисление страховых взносов

Управление Федеральной налоговой службы по Москве в своем письме разъяснило некоторые моменты, связанные с уплатой страховых взносов. Ведомство ответило на вопрос налогоплательщика. Специалисты рассказали, куда надо обращаться по вопросу перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В письме отмечается, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды возложен на Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования. Это устанавливает статья 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. В соответствии с документом Пенсионный фонд контролирует перечисления:

  • страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ;

  • страховых взносов, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

Уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством контролирует ФСС РФ и его территориальные органы.

В налоговой службе отметили, что персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования ведет Пенсионный фонд РФ. Этот вопрос регламентирует статья 5 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ.


^ Вступило в силу постановление о новых требованиях к упаковке, хранению и транспортировке пищевых продуктов.

15 июля вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2012 № 33 «Об упаковке, хранении и транспортировке пищевых продуктов» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2012 № 24665). Геннадий Онищенко своим постановлением установил требования к упаковке, хранению и транспортировке пищевых продуктов. Документ разработан в связи со вступлением в силу с 1 июля Технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки».


^ Госдума ввела в законодательство об НКО статус «иностранного агента»


Госдума приняла закон об НКО, обязывающий организации, финансируемые из-за рубежа, получать статус «исполняющих функции иностранного агента». Документ, вызвавший критику правозащитников за то, что он вводит более жесткий контроль со стороны государства за такими НКО, был принят на последнем весеннем заседании Думы сразу во втором и третьем чтениях.


^ ФНС утвердила форму выписки из реестра дисквалифицированных лиц и порядок ее получения 

С 1 января 2012 года Федеральная налоговая служба ведет реестр дисквалифицированных лиц (т.е. лиц, которым по решению суда запрещено на определенный срок занимать руководящие должности; ст. 3.11 КоАП РФ). Порядок предоставления информации из этого реестра и форма выписки утверждены приказом ФНС России от 06.03.12 № ММВ-7-6/141@. Приказ вступает в силу с 10 июня 2012 года.

Срок подготовки сведений – 5 дней с даты получения запроса (п. 7 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.02 № 805). В этом же документе сказано, что плата за получение выписки составляет 100 рублей. Однако если человек запрашивает информацию в отношении себя, то плата за нее не взимается. Об этом ФНС сообщила на своем сайте.

Напомним, что прием на работу в качестве руководителя компании дисквалифицированного лица может повлечь серьезные последствия. Если этот факт выяснится, организации грозит штраф до 100 000 рублей по статье 14.23 КоАП РФ.

Также важно убедиться, что в руководстве компании-контрагента нет дисквалифицированных лиц. В противном случае налоговики могут обвинить компанию в непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагента и, как следствие, в получении необоснованной налоговой выгоды.


^ С 1 января «вмененка» станет добровольной


С будущего года налогоплательщики получат право добровольно переходить на ЕНВД, а также смогут отказаться от этого спецрежима. Такие изменения в Налоговый кодекс внес Федеральный закон от 25.06.12 № 94-ФЗ. Документ вступит в силу с 1 января 2013 года.


^ В кодекс внесены новые поправки про зачет, возврат, блокировку и баланс


С 1 августа 2012 года компании смогут отправлять заявления на зачет и возврат через спецоператоров, разблокировка счетов будет проходить быстрее. А с 1 января 2013 года за несдачу баланса в налоговую проверяющие смогут штрафовать компании. Соответствующие поправки в первую часть Налогового кодекса внес Федеральный закон от 29.06.12 № 97-ФЗ.

^ Получить вычет по НДФЛ можно будет при лечении у частного врача


На вычет НДФЛ по медицинским услугам с 2013 года получат право граждане, которые лечились у доктора - индивидуального предпринимателя. Главное, чтобы он имел лицензию на медицинскую деятельность. Соответствующие поправки в НК РФ Госдума приняла в первом чтении. Пока что вычет возможен только по медицинским услугам, оказанным организацией.


^ Заменять электронную подпись компаниям пока не надо


Предполагалось, что с 1 июля для электронной отчетности нужна будет квалифицированная подпись, но срок отодвинули на год. Так что до 1 июля 2013 года действующие ЭЦП остаются в силе (Федеральный закон от 10.07.12 № 108-ФЗ).


^ Баланс и отчет о прибылях и убытках станут проще


Вслед за отменой обязанности сдавать в инспекцию промежуточную бухгалтерскую отчетность, для организаций упрощают формы баланса и отчета о прибылях и убытках. Соответствующие проекты Минфин обнародовал на сайте www.minfin.ru 14 июня в разделе «Проекты нормативно-правовых актов». Облегченная версия предназначена для компаний, которые соответствуют критериям малого бизнеса, то есть имеют численность персонала до 100 человек и выручку до 400 млн. рублей в год (ст. 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ). По планам Минфина, данное правило будет применяться с отчетности за 2012 год, значит, годовые баланс и отчет о прибылях и убытках надо будет сдавать в упрощенном виде. Но сейчас компании составляют промежуточную отчетность по обычным формам. Тем не менее, особых сложностей при заполнении упрощенных форм за год возникнуть не должно, поскольку речь идет лишь об укрупнении статей - надо будет только просуммировать показатели. Пояснения к сокращенному балансу не требуются.


^ Появился еще один способ проверить, имеет ли учредитель или директор контрагента отношение к однодневкам


На сайте ФНС России можно проверить, не отказывался ли учредитель или директор контрагента в суде от руководства компанией: www.nalog.ru«Электронные услуги» > «Проверь себя и контрагента» > «Cведения о лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвежден) в судебном порядке». ФНС создала новый сервис, чтобы им воспользоваться, надо ввести ИНН или ОГРН потенциального контрагента. Если с ним все в порядке, сервис ответит, что информация не найдена. Если же компания фигурировала в судебном решении, и ее руководитель отрицал, что имеет к организации какое-либо отношение, то сайт выдаст имя этого руководителя. Связываться с такой организацией, а тем более принимать документы, подписанные директором-отказником. будет рискованно. Налоговики посчитают, что компания не проявила осмотрительность. По словам сотрудников ФНС России, сейчас в базе около 5000 судебных решений, и еще больше компаний и руководителей, так как в одном решении могут быть названы несколько однодневок. База будет пополняться постоянно

^ Еще полтора года компании вправе сами решать, принимать оплату карточками или нет


Ранее планировалось обязать компании принимать от покупателей оплату карточками с 2013 года, но Минфин решил отложить это до 2014 года. Правило будет распространяться на компании, у которых выручка превышает выручку микропредприятий (60 млн. рублей).


^ Минфин разрешил списывать капвложения после аренды офиса


Компания, которая купила ранее арендованное имущество вправе продолжать амортизировать сделанные неотделимые улучшения. К такому выгодному выводу впервые пришел Минфин России в письме от 06.06.12 № 03-03-10/61 (ответ на частный запрос).


^ Банки больше не вправе требовать от компаний письма о регистрации в фондах


При открытии счета банки не вправе требовать от компаний извещение об их регистрации в ФСС и ПФР. Такие разъяснения дал ЦБ РФ в письме от 30.05.12 № 75-Т (ответ на частный запрос). В письме Банк России дал выгодные для компаний разъяснения. Перечень обязательных документов для открытия расчетного счета, содержатся в статье 4.1 инструкции ЦБ РФ от 14.09.06 № 28-И. Такого документа как извещение о регистрации в качестве страхователя в этом списке нет. Значит, банки не вправе его запрашивать.

За нелегальных работников подрядчика будет отвечать заказчик


Штраф за привлечение нелегальной иностранной рабочей силы применяется не только к их работодателю, но и к той компании, которая их труд непосредственно использует. К такому выводу пришел Президиум Высшего арбитражного суда на заседании 5 июня, где рассматривался спор ООО «БИМИ» с московским Управлением Федеральной миграционной службы (на момент подписания номера в печать реквизиты постановлению не присвоены).


^ Заявления о переходе на «упрощенку» в этом году можно подавать до 31 декабря включительно


Срок для подачи заявлений о переходе на «упрощенку» с этого года продлевается на месяц. Их можно будет направить не до 30 ноября, а по 31 декабря включительно. Соответствующий закон Госдума приняла в третьем чтении.

^ Данные о дисквалифицированных лицах можно получить в любой инспекции


Запрос о том, является ли руководитель компании-контрагента дисквалифицированным лицом, можно направить в любую ИФНС страны. Запросы принимают и в электронном виде с ЭЦП. Это предусмотрено новым порядком предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц (приказ ФНС России от 06.03.12 № ММВ-7−6/141@, зарегистрирован Минюстом 18 мая).


Материал подготовлен специалистами ООО КАФ «Приоритет».

По всем возникшим вопросам предлагаем обращаться по контактным телефонам: (4852) 74-55-25, 74-55-24, 74-55-23, факс: 74-55-23


Скачать 330.94 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты