Домой

Рабочая программа учебной дисциплины экономика труда цикл




Скачать 171.93 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины экономика труда цикл
Дата19.03.2013
Размер171.93 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Ипээф б324.2
Цели и задачи освоения дисциплины
Место дисциплины в структуре ооп впо
Результаты освоения дисциплины
А также следующими профессиональными компетенциями
В результате освоения учебной дисциплины, обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования
Структура и содержание дисциплины
Образовательные технологии
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
Материально-технические обеспечения дисциплины
Подобные работы:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ


Направление подготовки: 140100 Теплоэнергетика и теплотехника

Профиль(и) подготовки: Экономика и управление на предприятии теплоэнергетики

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Форма обучения: очная


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИКА ТРУДА



Цикл

Профессиональный




Часть цикла

Базовая Б361




№ дисциплины по учебному плану

^ ИПЭЭФ Б324.2




Часов (всего) по учебному плану

108




Трудоемкость в зачетных единицах

4




Лекции

30

8 семестр

Практические занятия

15

8 семестр

Лабораторные работы

-




Расчетные задания, рефераты

30

8 семестр

Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

63

8 семестр

Экзамены

-




Курсовые проекты (работы)

-






Москва 2010

  1. ^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины является формирование системных знаний в области экономики труда на основе которых развивается и совершенствуется отечественная и зарубежная наука и практика.

По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов проводить анализ резервов повышения производительности труда, планированию и эффективному использованию заработной платы на предприятии, при этом учитывать международный опыт регулирования трудовых отношений, проводить технико-экономическое обоснование внедрения прогрессивных форм организации труда.

Задачами дисциплины являются усвоение исходных теоретико-методологических положений экономики труда, формирование общего представления о современной экономической теории труда, а так же экономических методов анализа и управления социально-трудовыми отношениями на уровне организации и рынка в целом, углубление практических навыков, расчеты ключевых показателей по труду, основ их анализа и оценки.



  1. ^ МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла Б36 основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Экономика предприятий и организаций». Направление 080100 «Экономика».

Дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин: микроэкономика, макроэкономика, статистика, менеджмент. Знания, полученные при освоении дисциплины, необходимы при выполнении бакалаврской выпускной квалификационной работы и изучении дисциплин: экономический анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности, планирование на предприятии.



  1. ^ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

  • Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу и восприятию информации, постановке цели и выбору пути ее достижения (ОК-1);

  • Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы (ОК-2);

  • Способен логически верно аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • Готов к операции с коллегами, работе с коллективом (ОК-7);

  • Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

  • Способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

  • Способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

  • Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

  • Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером, как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных информационных сетях (ОК-13).


^ А также следующими профессиональными компетенциями:

  • Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчетов экономических и социально-экономических данных, характеризующих деятельность хозяйственных субъектов (ПК-1);

  • Способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

  • Способен выполнять необходимые для составления экономических разделов, планов, расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

  • Способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных в необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

  • Способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

  • Способен на основе экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

  • Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий, различных форм собственности, организаций, ведомств, и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

  • Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессов и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

  • Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

  • Способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);


^ В результате освоения учебной дисциплины, обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

Как анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий, различных форм собственности, организаций, ведомств, и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

Как анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессов и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

Как на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

Как, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

Уметь:

Собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчетов экономических и социально-экономических данных, характеризующих деятельность хозяйственных субъектов (ПК-1);

Осуществлять сбор, анализ и обработку данных в необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

Выполнять необходимые для составления экономических разделов, планов, расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

Организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

Владеть:

Способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы (ОК-2);

Основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером, как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных информационных сетях (ОК-13);

Навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручения (ОК-9);

Методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей (ПК-5).



  1. ^ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 расчетных часов.




п/п

Раздел дисциплины. Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по разделам)

лк

пр

лаб.

сам




2

3

4

5

6

7

8

9

1

Раздел 1: Трудовой потенциал и социально-трудовые отношения.

36

6

10

5

-

21

Подготовка рефератов

2

Раздел 2: Рынок труда и его регулирование.

36

6

10

5

-

21

Подготовка рефератов

3

Раздел 3: Экономические и социальные компоненты трудового процесса.

34

6

10

5

-

19

Подготовка рефератов




Зачет

2

-

-

-

-

2

Подготовка и защита рефератов




Экзамен не предусмотрен учебным планом

























Итого

108

-

30

15

-

63







    1. Содержание лекционно-практических форм обучения.



4.2.1. Лекции.

Раздел 1. Трудовой потенциал и социально-трудовые отношения.

Трудовые ресурсы и трудовой потенциал, как социально-экономические категории; Количественные и качественные аспекты трудового потенциала;
Формирование и использование трудовых ресурсов на предприятиях теплоэнегетики;

Показатели численности населения и структура трудовых ресурсов;

Качество трудовой жизни, как критерий оценки социально-трудовых отношений;

Уровень жизни;

Формирование и анализ показателей занятости населения.


Раздел 2. Рынок труда и его регулирование.

Экономический механизм формирования и функционирования рынка труда: характер рынка труда, рыночные механизмы координации в сфере труда, спрос и предложение на рынке труда, безработица - виды и критерии классификации, социально-экономические последствия безработицы;

Методы регулирования рынка труда;

Социальное партнерство: содержание, принципы и организация социального партнерства, деятельность объединений предпринимателей в сфере социально-трудовых отношений, государство в системе социального партнерства;

Качество рабочей силы: теория человеческого капитала, требования, предъявляемые к качеству рабочей силы;

Информационное обеспечение и аудит трудовой деятельности: источники информации о занятости и трудовых отношениях, сущность и цель аудита в трудовой сфере.


Раздел 3. Экономические и социальные компоненты трудового процесса.

Производительность и эффективность труда: определение производительности и интенсивности труда, показатели и методы расчета производительности труда, факторы и резервы роста производительности труда, эффективность инвестиций в человеческий капитал;

Организация труда: разделение и кооперация труда на предприятии теплоэнергетики, производственный, технологический и трудовой процессы, рабочее место, структура производственной операции, организация труда, как социо-техническая система;
Методы нормирования труда на предприятии теплоэнергетики: требования к нормативам и основные этапы их разработки, структура нормативов;

Вознаграждение за труд, структура дохода сотрудника предприятия, заработная плата: основные элементы оплаты и организации труда, планирование фонда оплаты труда, регулирование заработной платы на предприятии;

Формы и системы заработной платы, особенности оплаты труда работников бюджетной сферы, особенности организации оплаты труда на малых предприятиях.


4.2.2. Практические занятия.

Формирование и использование трудовых ресурсов;

Показатели численности населения и структура трудовых ресурсов;

Формирование и анализ показателей занятости населения;

Оценка безработицы и ее регулирование;

Качество рабочей силы и квалификация работников труда на предприятии теплоэнергетики;

Показатели и методы расчета производительности труда на предприятии теплоэнергетики;

Методы нормирования труда на предприятии теплоэнергетики;

Расчет заработной платы при использовании различных форм и систем заработной платы.


4.3. Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены.


4.4. Расчетные задания.

В рефератах предусматривается рассмотрение и анализ конкретных показателей на основе проведения соответствующих расчетов.

Темы рефератов, рекомендуемые для самостоятельной работы:

  1. Занятость населения в современных условиях и тенденция ее изменения;

  2. Государственное регулирование занятости;

  3. Программы стимулирования спроса на труд и повышение конкурентоспособности не занятого населения;

  4. Безработица и инфляция;

  5. Качество трудовой жизни: показатели и способы оценки;

  6. Профессиональная ориентация и профотбор;

  7. Кадры и кадровая политика предприятия;

  8. Производственная адаптация работников: структура, факторы, показатели, экономические и социальные последствия;

  9. Факторы и резервы роста производительности труда;
    10. Государственное регулирование доходов населения;

  10. Государственное и договорное регулирование оплаты труда;

  11. Формы и системы оплаты труда: опыт, тенденция развития;

  12. Коллективные системы оплаты труда: опыт, перспективы развития;

  13. Оплата труда и производительность;

  14. Методы измерения разницы в распределении доходов и заработной платы;

  15. Национальные модели регулирования трудовых отношений.


4.5 Курсовые проекты и курсовые работы учебным планом не предусмотрены.


  1. ^ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия проводятся в форме разбора конкретных ситуаций связанных с решением проблем, эффективного использования ресурсов как фактора экономического роста и повышения эффективности деятельности организации.

Практические занятия предусматривают проведение расчетов, связанных с анализом состояния использования трудовых ресурсов предприятия и формирования комплексного подхода при решении конкретных задач по управлению эффективности использования трудовых ресурсов.

Самостоятельная работа включает подготовку ответов на вопросы контроля и обсуждения по темам лекции, сбор и анализ информации для выполнения рефератов с последующим обсуждением, предлагаемых мер по повышению эффективности использования трудовых ресурсов.

Вопросы для контроля и обсуждения тем лекции:

  • Взаимосвязь категории труда, рабочая сила и трудовые ресурсы;

  • Какие факторы влияют на изменение численности трудовых ресурсов?

  • Охарактеризуйте воспроизводство рабочей силы и ее потребление;

  • Дайте качественную и количественную оценку трудовых ресурсов;

  • С помощью каких показателей можно охарактеризовать трудовой потенциал?

  • Особенности социально-трудовых отношений на различных этапах трудовой жизни человека;

  • Разделение и кооперация труда, как факторы формирования и развития социально-трудовых отношений;

  • Неформальные социально-трудовые отношения;

  • Качество трудовой жизни: сущность, показатели, измерения;

  • Прожиточный минимум как критерий и основа определения качества трудовой жизни;

  • Роль социальных нормативов (индикаторов) в анализе, регулирования и прогнозе развития социально-трудовых отношений;

  • Какие категории граждан относятся к занятому населению?

  • Как определяется понятие «миграция рабочей силы» и на основе каких признаков она определяется.

  • Существует ли взаимосвязь между уровнем инфляции и безработицы?

  • Охарактеризуйте роль и политику государства на национальном рынке труда, ориентированном на внутренний рынок.

  • Охарактеризуйте основные понятия и положения концепции качества рабочей силы.

  • Опишите социальный портрет работника нового типа в условиях формирования рынка.

  • Как следует изменить систему подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров, учитывая новое качество рабочей силы?

  • На предприятии (фирме) резко возросла текучесть квалифицированных кадров. Деятельность кадровой службы, занимавшейся данной проблемой оказалась безрезультатной. Вас пригласили в качестве аудитора. Перечислите и охарактеризуйте основные элементы разработанной вами программы аудиторской проверки.

  • Каковы основные препятствия на пути к повышению производительности труда на российских предприятиях. Как можно преодолеть эти препятствия?

  • Раскройте содержание и назовите важнейшие элементы организации труда.

  • Охарактеризуйте основные факторы определяющие динамичность организации труда и тенденции ее изменения под влиянием этих факторов.

  • Какое место занимает разделение труда в системе элементов организации труда и какие виды разделения труда принято выделять.

  • Раскройте экономическую сущность понятия «рабочего времени», структуру фонда рабочего времени и их связь с проблемами совершенствования организации труда.

  • Какие методы установления норм вы знаете?

  • Что является основой нормирования труда?

  • Минимальный потребительский бюджет, его сущность и отличие от бюджета прожиточного минимума.

  • Дифференциация доходов и принцип социальной справедливости.




  1. ^ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.


Для текущего контроля успеваемости используются устные опросы и рефераты.

Аттестация по дисциплине – зачет.

Оценка по дисциплине определяется по формуле: x1a + x2b + x3c = xint

x1 – оценка умения принятия решений

a = 0.5 – весовой коэффициент по x1, при это используется структурная формула, иллюстрирующая процесс принятия и реализации решения: Y0 + ∑Yi = Y1

Y0 – цель, которую необходимо достигнуть на основе анализа ситуации

Yi – набор мероприятий, которые необходимо провести для достижения намеченной цели

Y1 – достигнутый результат в следствии проведения мероприятий для достижения намеченной цели

x2 – оценка развития навыка комплексного мышления, определяется на основе оценки способностей интерпретировать отдельные показатели проводимых комплексных расчетов, связанных с анализом конкретных ситуаций

b = 0.3 - весовой коэффициент по x2

x3 - оценка за ответы на вопросы по темам в течении семестра

c = 0.2 - весовой коэффициент по x3

xint – интегральная оценка качества освоения дисциплины


  1. ^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.


7.1 Литература

а) Основная литература

  1. Адамчук В.В. и др. – Экономика труда: учебник для вузов. – М.: ЗАО «Финстатинформ» 2008

  2. Генкин Б.Г. – Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М. 2006

  3. Экономика труда (социально-трудовые отношения) Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Олегова. – М.: ЭКЗАМЕН 2008

  4. Эренберг Р., Смит Р., Современная экономика труда. Теория и государственная политика. Пер. с англ. под ред. Колосовой Р.П. – М.: Изд-во Моск.Ун-та 2002.


б) Дополнительная литература

  1. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. – Новосибирск НГАЭ и У; М. ИНФРА-М. 2005

  2. Владимирова Л.П. Экономика труда: Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2008

  3. Генкин Б.М. Оплата труда в условиях перехода в крыночной экономике. – Л., 2005

  4. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. – М.: МНЧЧПУ, 2004

  5. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. – М.: Высш. шк. 2002

  6. Егоршин А.П. Управление персоналом – Новгород: НИМБ, 2003

  7. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель. – М., Дело, 2004

  8. Мазманова Б.Г. Управление оплатой труда. – М.: Фиеаесы и статистика, 2005

  9. Поварич И.П., Прошкин Б.Г. Стимулирование труда: системный подход – Новосибирск: Наука, 2006

  10. Парамонова С.В., Мозырева Т.В. Проблемы оценки труда: Учебное пособие. – Красноярск, КГУ 2008

  11. Рофе А.И. Збыщко Б.Г. и др. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учебное пособие. – М.: Изд-во «МИК», 2007

  12. Рофе А.И. Збыщко Б.Г. и др. Экономика труда: Учебник для вузов. – М.: Изд-во «МИК», 2004

  13. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008

  14. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д.В. Валового. – М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтес», Академия труда и социальных отношений, 2005

  15. Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка. – М., Прогресс, 2005

  16. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М., 2006

  17. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации (учебно-практическое пособие). – М., 2007

  18. Яковлев Р.А, Концепция реформирования заработной платы. – М.: НИИтруда 2008

7.2 Электронно-образовательные ресурсы:

а) лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

www.system-labour-norms.ru

www.system-labour-processes.ru

www.system-wages.ru

б) деловые игры, предусматривающие возможность использование ПК.

Деловая игра «Формирование целей и функций системы управления персоналом организации»

Деловая игра «Функциональное разделения труда в аппарате управления организацией»

Деловая игра «Подбор и отбор персонала»

Деловая игра «Оценка кандидатов для выдвижения на вакантную должность»

Деловая игра «Проблемно-ситуационная оценка персонала»


  1. ^ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

При проведении учебных занятий по дисциплине будут задействованы возможности и технические средства учебной аудитории, использующей интерактивные методы обучения кафедрой ЭКО.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки «140100 Теплоэнергетика и теплотехника» и профилю «Экономика и управление на предприятии теплоэнергетики».


Программу составил к.э.н. доцент Павловец В.И.


«СОГЛАСОВАНО»:

ИПЭЭФ д.т.н. профессор Клименко А.В.


«УТВЕРЖДАЮ»:

Зав. кафедрой ЭКО д.т.н., профессор Рогалев Н.Д.


Скачать 171.93 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты