Домой

Программа элективного курса «Подготовка к сдаче гиа по биологии» для учащихся 9 классов моу г о. Орехово-Зуево




Скачать 128.56 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Подготовка к сдаче гиа по биологии» для учащихся 9 классов моу г о. Орехово-Зуево
Дата17.03.2013
Размер128.56 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Пояснительная записка
Цели курса
Предполагаемый результат
Формы обратной связи
Тематический план
Содержание курса
Биология – наука о живой природе (2 ч)
Клетка как биологическая система (7 ч)
Многообразие организмов ( 11 ч)
Человек и его здоровье ( 8 ч)
Итоговое занятие (3 ч)
Рекомендуемая литература
Подобные работы:

УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО

Директор МОУ СОШ № 26 Первый проректор по УМР МГОГИ

_____________________М.А. Плотицин ___________________Н.Г. Юсупова

« » ________________ 2010 г. « » ________________ 2011 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №26,

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ОРЕХОВО-ЗУЕВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОГРАММА

элективного курса

«Подготовка к сдаче ГИА

по биологии»

для учащихся 9 классов МОУ г.о. Орехово-Зуево




Составитель:

Козлова Н.А., учитель биологии

МОУ СОШ№26;


2011 год


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Реализуя национальный проект «Образование», образовательные учреждения городского округа Орехово-Зуево активно участвуют в работе по подготовке и проведению ГИА по биологии, который должен выровнять возможности учащихся для получения качественного образования при порой неравных исходных образовательных и социальных возможностях. Элективный курс «Подготовка к сдаче ГИА по биологии» поможет решить эту проблему.


За основу разработчиком взята программа элективного курса «Подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии» В.Н.Семенцова (Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Сборник 4/авт.-сост. В.И.Сивоглазов, И.Б.Морзунова.- М.: Дрофа, 2009.). Разработанная программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего общего образования.


Автором-разработчиком программы В.Н.Семенцовым предусматривается, что при соответствующей переработке данный курс может стать основой для подготовки учащихся к экзамену в форме ЕГЭ за курс основной школы, т.е. в 9 классе. По сравнению с базовой программой отмечается сохранение 6 из 9 разделов. Разделы «Организм как биологическая система», «Надорганизменные системы» и «Экосистемы и присущие им закономерности» рассматривают материал 10-11 классов.


Элективный курс включает 6 разделов, два из которых выполняют контролирующую функцию: первый дает исходный анализ знаний и умений учащихся, последний показывает результативность работы и готовность к аттестации.


Блоки курса соответствуют содержанию экзаменационной работы, и отведенные на них часы отвечают степени усвоения учебного материала учащимися. Изученные в 6-7 классах понятия требуют дополнительное время на повторение, что невозможно сделать на уроках. Курс «Человек и его здоровье», изученный в 8 классе, является значимым для каждого человека и имеет большое значение для формирования здорового образа жизни.


Предлагаемый элективный курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю в 9 классе.

Большинство занятий проводится в виде практических работ, собеседований с использованием имеющейся наглядности. Применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) приветствуется, так как помогает быстрее осуществлять анализ выполнения заданий и повышает мотивацию учащихся.


^ ЦЕЛИ КУРСА


  • Определить уровень биологических знаний учащихся и степень овладения ими учебными умениями.

  • На основе системного анализа полученных результатов выполнить комплекс заданий, направленных на углубление и конкретизацию знаний учащихся по биологии в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта для получения позитивных результатов.

  • Закрепить умение учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях.

  • Отработать умения оформлять экзаменационную работу, работы с текстом, тестовыми заданиями разного типа.

  • Поддерживать и развить умения учащихся сосредотачиваться и плодотворно, целенаправленно работать в незнакомой обстановке, в заданном темпе, быть мотивированными на получение запланированных положительных результатов.



^ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


Осознание учащимися ответственности за свой выбор экзамена, повышение уровня знаний по биологии, сформированность учебных умений в соответствии с требованиями к выпускнику основной школы и навыка оформления экзаменационной работы.


^ ФОРМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ


  • Промежуточный контроль: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение отдельных видов тестовых заданий, анализ вступительного теста.

  • Итоговый контроль: тестовые задания по каждому изученному блоку с использованием ИКТ, итоговое тестирование.

  • Использование компьютерных прпограмм по биологии.



^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование разделов и тем

Количество часов

Вид обратной связи

Всего

Лекции

Практика

  1. Введение

  • Задачи элективного курса

  • Вводное тестирование

2





1


1


Инструктаж


Анализ вводного теста


  1. Биология – наука о живой природе

    • Роль биологии в формировании научных представлений о мире.

    • Уровни организации живой материи. Основные свойства живого

2






1


1



Тест



  1. Клетка как биологическая система

  • Химический состав клетки

  • Нахождение соответствия между строением, свойствами и функциями органических веществ в клетке

  • Структурно-функциональная организация прокариотических и эукариотических клеток

  • Метаболизм в клетке

  • Неклеточные формы жизни

  • Подведение итогов. Повторение темы

7





1


1



1


1


1


2



Составление сравнительных таблиц, схем


Составление сравнительных таблиц, схем


Сообщения учащихся

Тест


  1. Многообразие организмов

  • Основные систематические категории

  • Характеристика царства Растения

  • Характеристика царства Животные

  • Характеристика царства Грибы

  • Подведение итогов. Повторение темы

11






1


4

3


1


2



Собеседование

Собеседование


Собеседование


Тест



  1. Человек и его здоровье

  • Бисоциальная природа человека

  • Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов, систем органов человека

  • Личная и общественная гигиена. Вредные привычки. Приемы оказания первой помощи.

  • Подведение итогов. Повторение темы

8


1



4


1


2


Лекция


Составление схем


Выступление


Тест


  1. Итоговое занятие

  • Тестирование

  • Обсуждение выполненной работы




3





2


1





Резерв – 1 час


^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Общее количество часов – 34 часа


Введение (2 ч)

Виды заданий при итоговой аттестации. Инструктаж по заполнению бланков при выполнении тестовых заданий частей А, В, С.

Практическое занятие «Вводное тестирование» (выполнение одной из версий ГИА за предыдущие годы. Проверка выполнения теста, анализ результатов. Рефлексия.


  1. ^ Биология – наука о живой природе (2 ч)


Собеседование «Роль биологии в формировании научных представлений о мире» (1 ч)

Вклад ученых в развитие знаний о живой природе. Развитие представлений о клетке. Р.Гук, Т.Шванн, Т.Шлейден.


Уровни организации живой материи. Основные свойства живого (1 ч)

Уровни организации материи: молекулярный клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Характеристика свойств живого (рост, развитие, раздражимость, размножение, обмен веществ и энергии, саморегуляция, движение, определенный химический состав).


  1. ^ Клетка как биологическая система (7 ч)


Обзорная лекция «Химический состав клетки» (1 ч)

Элементарный состав клетки. Неорганические и органические вещества в клетке.


Практикум «Нахождение соответствия между строением, свойствами и функциями органических веществ в клетке» (1 ч)

Углеводы. Белки. Липиды. Функции: энергетическая, строительная, запасающая, сигнальная и др.


Собеседование «Структурно-функциональная организация прокариотических и эукариотических клеток» (1 ч)

Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток. Сравнение клеток пркариот и эукариот.


Лекция «Метаболизм в клетке» (1 ч)

Понятие обмена веществ. Анаболизм и его признаки. Катаболизм и его признаки. Особенности строения хлоропластов и митохондрий. АТФ и ее роль в клерке.


Собеседование «Неклеточные формы жизни» (1 ч)

Вирусы. Особенности строения и жизнедеятельности. Вирусные заболевания. ВИЧ-инфекция. СПИД.


Подведение итогов. Повторение темы (2 ч)

Тестовые задания типа: выберите правильные ответы (один правильный ответ из четырех, три из шести), установите последовательность, определите по рисунку. Анализ результатов.



  1. ^ Многообразие организмов ( 11 ч)


Практикум «Основные систематические категории» (1 ч)

Предмет систематики. Искусственные и естественные системы. Принципы классификации. Таксоны. Двойные названия видов.


Собеседование «Характеристика царства Растения» (4 ч)

Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Эволюция растений.


Собеседование «Характеристика царства Животные» (3 ч)

Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Эволюция животных.


Собеседование «Характеристика царства Грибы» (1 ч)

Разнообразие организмов. Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Роль в природе и жизни человека. Лишайники.


Подведение итогов. Повторение темы (2 ч)

Тестовые задания типа: выбрать один правильный ответ из четырех, три из шести, определить соответствие, дать краткий свободный ответ.


  1. ^ Человек и его здоровье ( 8 ч)


Бисоциальная природа человека (1 ч)

Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия в строении, поведении и развитии человека и млекопитающих (человекообразных обезьян).


Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов, систем органов человека (5 ч)

Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Обмен веществ и превращение энергии. Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность.


Подведение итогов. Повторение темы (2 ч)

Тестовые задания на разные виды деятельности учащихся: характеризовать и приводить примеры, сравнивать, обобщать, делать выводы, обосновывать и применять знания в повседневной деятельности.


  1. ^ Итоговое занятие (3 ч)


Тестирование по вариантам ГИА (2 ч)

Блоки А, Б, С.


Обсуждение выполненной работы (1 ч)

Анализ типичных ошибок. Рефлексия.


РЕЗЕРВ – 1 час


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Биология. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6-9 кл. (авторская линия В.В.пасечника). – М.: Дрофа, 2008.

  2. Биология. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6-9 кл. (авторская линия «Сферы» Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко).- М.: Просвещение, 2010.

  3. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. – М.: Просвещение, 1994.

  4. Рохлов В.С. биология. 9 класс. – М.: Национальное образование, 2011.

  5. ГИА -2011:Экзамен в новой форме: 9 кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С.Рохлов, Г.И.Лернер и др.- М.: АСТ: Астрель, 2011- ФИПИ.

  6. Электронное приложение к учебнику биологии (авторская линия «Сферы» Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко) 6-9 классы

  7. Мамонтов С.Г. Биология. – М.: Дрофа, 2008

  8. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 1994.

  9. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. – М.: Дрофа, 2004.

  10. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2005

  11. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2005

  12. Демо-версии Министерства образования и науки РФ (начиная с 2006 года), электронные версии www.fipi.ru



РЕЦЕНЗИЯ

на программу элективного курса «Подготовка к сдаче ГИА по биологии» (составитель Козлова Н.А., учитель биологи МОУ СОШ №26 г.о.Орехово-Зуево Московской области)


Использование новой модели экзамена для выпускников основной школы в виде государственной итоговой аттестации по предмету особенно актуально в связи с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Однако при подготовке к итоговой государственной аттестации (ГИА) зачастую нет времени на уроках на повторение материала за 6-8 классы. Решить данную проблему должен помочь данный элективный курс «Подготовка к сдаче ГИА по биологии».

За основу разработчиком взята программа элективного курса «Подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии» В.Н.Семенцова (Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Сборник 4/авт.-сост. В.И.Сивоглазов, И.Б.Морзунова.- М.: Дрофа, 2009.), что рекомендуется самим автором курса В.Н.Семенцовым.

По сравнению с базовой программой отмечается сохранение 6 из 9 разделов. Разделы «Организм как биологическая система», «Надорганизменные системы» и «Экосистемы и присущие им закономерности» рассматривают материал 10-11 классов. Два раздела электива выполняют контролирующую функцию: первый дает исходный анализ знаний и умений учащихся, последний показывает результативность работы и готовность к аттестации.

Предлагаемая программа соответствует структуре курса биологии за основную школу и рассматривает следующие аспекты:

  • «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» или «Живой организм» (6 кл.);

  • «Животные» или «Многообразие живых организмов» (7 кл.);

  • «Человек» или «Человек и его здоровье» (8 кл.);

  • «Биология. Общие закономерности» (9 кл.)

В каждом блоке элективного курса предполагается повторение материала, промежуточное тестирование по теме с включением отдельных тестовых заданий из других, уже проверенных тем, итоговое тестирование по теме на различные виды деятельности учащихся и отработке учебных умений, чаще используемых и более соответствующих данному блоку. Блоки в элективном курсе можно компановать по-разному, в зависимости от конкретных условий. Можно оставить только те темы или блоки, материал которых наименее усвоен учащимися.

Большинство занятий проводится в виде практических работ, собеседований с использованием имеющейся наглядности. Применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) помогает быстрее осуществлять анализ выполнения заданий и повышает мотивацию учащихся.

Очень важно, что УМК, используемый на занятиях, может включать учебники любой авторской линии, утвержденные Федеральным экспертным советом (ФЭС), именно поэтому данную программу возможно использовать в разных МОУ городского округа Орехово-Зуево.


Хотулева О.В.


Скачать 128.56 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты