Домой

Темы и содержание лекций Раздел Социальная психология как наука. Тема Предмет социальной психологии, ее задачи и место в системе наук




НазваниеТемы и содержание лекций Раздел Социальная психология как наука. Тема Предмет социальной психологии, ее задачи и место в системе наук
Дата17.03.2013
Размер48.8 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Тема 2. История развития социальной психологии.
Тема 3. Методология и методы социально - психологических исследований.
Раздел 2. Психология общения.
Тема 5. Общение как социальная перцепция.
Тема 6. Механизмы социальной стереотипизации.
Тема 7.Коммуникативная и интерактивная характеристики общения.
Тема 8. Категория понимания в социальной психологии.
Тема 9. Проблема межличностных отношений.
Раздел 3. Психология групп.
Тема 11. Понятие малой группы. Их классификация.
Тема 12. Групповая динамика.
Тема 13. Структура малой группы.
Тема 14. Общение и взаимодействие в малой группе.
Тема 15. Личность в малой группе.
Тема 16. Эффективность групповой деятельности.
Раздел 4. Социальная психология личности.
Тема 18. Социально-психологические аспекты процесса социализации.
Подобные работы:

Разделы курса

Раздел 1. Социальная психология как наука.

Раздел 2. Психология общения.

Раздел 3. Психология групп.

Раздел 4. Социальная психология личности.


2.2. Темы и содержание лекций

Раздел 1. Социальная психология как наука.

Тема 1. Предмет социальной психологии, ее задачи и место в системе наук.

Положение социальной психологии в системе наук. Социальная психология и социология. Социальная психология в системе психологического знания. Актуальные проблемы социально-психологических исследований. Представления о предмете социальной психологии.

^ Тема 2. История развития социальной психологии.

Этапы развития социальной психологии. Основные направления в современной науке. Теоретические и прикладные аспекты социальной психологии.

^ Тема 3. Методология и методы социально - психологических исследований.

Специфика социально-психологических исследований.

Проблема соотношения теоретических оснований исследования и эмпирического материала. Программа исследования. Основные методы сбора социально-психологических данных. Специальные социально – психологические методы (рейтинг, экспертная оценка, метод биполярных шкал, социометрия). Качественные методы в решении практических социально-психологических задач.

^ Раздел 2. Психология общения.

Тема 4. Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия.

Характеристика подходов, определяющих сущность общения (Бодалев А.А., Леонтьев А.А., Парыгин Б.Д. и др.). Аспекты изучения общения и его функции. Структура общения. Общение как взаимодействие социальных субъектов.

^ Тема 5. Общение как социальная перцепция.

Специфика социальной перцепции. Основные теоретические направления в исследовании социальной перцепции. Теория каузальной атрибуции. Факторы, влияющие на восприятие и оценку человека человеком. Понятие о межличностной аттракции. Типовые схемы формирования первого впечатления. Проблема самоподачи личности в процессе общения.

Формирование у студентов способности к самопредъявлению в общении.

^ Тема 6. Механизмы социальной стереотипизации.

Содержание и функции социальных стереотипов. Социальные стереотипы и социальное поведение личности. Механизмы социального восприятия. Эффекты социального восприятия. Половые, профессиональные, и этнические стереотипы как социальные стереотипы.

^ Тема 7.Коммуникативная и интерактивная характеристики общения.

Общение как коммуникативная деятельность. Ее основные структурные компоненты (Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф.). Виды коммуникации. Понятие коммуникативного барьера. Техника и приемы организации коммуникации. Место взаимодействия в структуре общения. Типы и стратегии взаимодействия. Подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма (Дж Мид). Психологические механизмы и приемы влияния и воздействия в общении.

^ Тема 8. Категория понимания в социальной психологии.

Социально-психологический подход в исследовании проблемы понимания. Понимание как компонент социального восприятия и общения. Взаимопонимание как взаимодействие субъектов. Механизмы взаимопонимания в межличностном взаимодействии.

^ Тема 9. Проблема межличностных отношений.

Связь общения и отношений. Теоретические представления о межличностных отношениях. Виды, типы и параметры межличностных отношений. Трудности в межличностных отношениях. Социально- психологическая характеристика конфликта, виды, структура. Основные причины межличностных конфликтов. Формирование установок на партнера как на субъекта взаимодействия.

^ Раздел 3. Психология групп.

Тема 10. Группа как социально-психологический феномен.

Социальная группа как объект исследования социологии и социальной психологии. Классификация групп по различным основаниям. Органнзация как социальная группа. Проблематика больших социальных групп, история их изучения, психологические характеристики. Теоретические концепции толпы (З.Фрейд, Г.Лебон, Сигеле). Социально-психологические исследования толпы (виды, структура, форма, слухи в толпе). Заражение, подражание как способы воздействия. Объективные и субъективные условия внушения в толпе (В.М.Бехтерев). Поведение личности в толпе. Средства повышения внушающего воздействия лидера.

^ Тема 11. Понятие малой группы. Их классификация.

Социальные и гносеологические причины интереса к исследованию малой группы. Различные подходы к определению понятия малой группы. Возможные основания для классификации: первичные и вторичные, формальные и неформальные, референтные группы, развивающиеся группы и коллективы. Границы малой группы.

^ Тема 12. Групповая динамика.

Понятие групповой динамики. Этапы развития малой группы. Модели группообразования. Механизмы групповой динамики. Особенности подхода к исследованию процессов групповой динамики в школе К.Левина. Формирование у студентов социальной пластичности.

^ Тема 13. Структура малой группы.

Структура предпочтений в малой группе. Понятие социометрического статуса в концепции Дж. Морено. Метод социометрии. Структура социальной власти в группе. Лидерство и руководство. Проблема лидерства в социальной психологии.

^ Тема 14. Общение и взаимодействие в малой группе.

Малая группа как совокупный субъект общения. Межличностные отношения в группе. Групповые конфликты, их причины. Совместимость и сплоченность как характеристики межличностных отношений в малой группе.

^ Тема 15. Личность в малой группе.

Влияние группы на личность (фасилитация, ингибиция) Исследование нормативного влияния группового большинства. Феномен группового давления. Возможные интерпретации понятия «конформность». Исследования нормативного влияния меньшинства в группе. Понятие групповой идентичности.

^ Тема 16. Эффективность групповой деятельности.

Понятие и критерии эффективности групповой деятельности. Зависимость эффективности групповой деятельности от структурных параметров группы (величина, каналы коммуникации, тип групповой задачи и др.) Социально-психологические характеристики группы, оказывающие влияние на групповую деятельность (межличностные отношения, стиль лидерства).

^ Раздел 4. Социальная психология личности.

Тема 17. Социально-психологические проблемы личности.

Необходимость социально-психологического подхода в исследовании личности. Основные социально-психологические теории личности. Представления о регуляции социального поведения личности (диспозиционная теория) Проблема взаимосвязи социальных установок (аттитюдов) и социального поведения личности.

^ Тема 18. Социально-психологические аспекты процесса социализации.

Теоретические концепции социализации. Специфика социально-психологического подхода к определению понятия социализации. Механизмы социализации. Институты социализации. Актуальность проблемы социального самоопределения личности. Общие принципы социально-психологического подхода к развитию личности в онтогенезе.

Тема 19. Основные направления прикладной социальной психологии.

Теоретические аспекты прикладной социальной психологии. Особенности социально-психологической диагностики и прогностики. Социально-психологическое консультирование.

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты