Домой

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «социальная психология» по специальности 080110. 51 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»




Скачать 140.63 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «социальная психология» по специальности 080110. 51 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Дата17.03.2013
Размер140.63 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
Содержание
Денисова О.В.
Пояснительная записка
Содержание дисциплины
Программа курса
Тема 2. Типология и социально-психологические характеристики личности.
Тема 3. Социализация личности.
Тема 4. Характеристика межличностных отношений
Тема 5. Психология общения.
Тема 6. Группа как социально-психологический феномен.
Виды групп
Проблема эффективности групповой деятельности
Тема 7. Природа конфликтов и пути их разрешения.
Тема 8. Человек и труд.
Человек как субъект труда
Тема 9. Психология профессий.
Тема 2. Типология и социально-психологические характеристики личности.
Составление тематического кроссворда.
Тема 5. Психология общения.
Тема 9. Психология профессий.
Составление тематического кроссворда.
...
Полное содержание
Подобные работы:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



ОДОБРЕНО

на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин

(протокол №1 от 5 сентября 2011 года)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной
и воспитательной работе

____________О.В. Челомбицкая

_____________________2011 год



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

«социальная психология»

по специальности 080110.51

«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) »


Составитель: Денисова О.В.


Ростов-на-Дону

2011


^ Денисова О.В.

Социальная психология: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во РСЭИ, 2011.


Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для подготовки к экзамену, список основной и дополнительной литературы, тесты и глоссарий.

Предназначен для студентов специальности 080110.51 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»



  1. ^ Пояснительная записка


Развитие современного общества, появление все более усложняющейся структуры межличностных отношений в обществе диктует определенные нормы поведения в различных сферах жизнедеятельности человека.

Цели изучения «Социальной психологии»:

  1. овладение современными представлениями о социальных явлениях и процессах, механизмами саморегуляции и саморазвития общества, о проблемах взаимодействия общества и культуры, общества и личности;

  2. формирование у студентов системы знаний о социальной психологии как науке, изучающей закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Знания, умения, навыки, которые получает студент, изучая «Социальную психологию» помогут студенту ориентироваться в окружающем мире, продуктивнее строить и вступать во взаимоотношения с другими, оказывать социальную помощь и поддержку детям и взрослым.

Методика преподавания курса строится на сочетании лекций и семинарских занятий.

Форма итогового контроля знаний студентов:

в третьем семестре – зачет.

  1. ^ Содержание дисциплины

Распределение фонда времени по специальностям, темам и видам занятий.

Наименование тем

Количество

аудиторных часов


Самостоятельная работа

Всего

лекции

семинары

2

3

4

5

6

Тема 1. Социальная психология как наука, ее предмет и метод.

2

-

1

3

Тема 2. Типология и социально-психологические характеристики личности.

2

-

2

4

Тема 3. Социализация личности.

2

-

1

3

Тема 4. Характеристика межличностных отношений.

2

-

1

3

Тема 5. Психология общения.

4

2

1

7

Тема 6. Группа как социально-психологический феномен.

6

2

2

10

Тема 7. Природа конфликтов и пути их разрешения.

4

-

1

3

Тема 8. Человек и труд.

2

1

1

6

Тема 9. Психология профессий

2

1

1

4

ВСЕГО

26

6

11

43



  1. ^ ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Социальная психология как наука, ее предмет и метод.


Место социальной психологии в системе научного знания, взаимосвязь социальной психологии с социологией и психологией. Определение предмета социальной психологии. Основные проблемы, теоретические и прикладные задачи социальной психологи.

Типология методов, используемых в социальной психологии. Методы феноменологизации и концептуализации (выделение социально-психологических явлений и соотнесение их с имеющимися моделями и теориями). Методы исследования и диагностики (наблюдение, опрос, эксперимент, контент-анализ, моделирование, социометрия, референтометрии и др.).

Взаимосвязь и взаимодополняемость методов социальной психологии. Роль социальной психологии как науки в жизни общества. История становления социальной психологии.


^ Тема 2. Типология и социально-психологические характеристики личности.


Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Теории рассмотрения структуры личности в социальной психологии (К. К. Платонов, А. Н. Леонтьев, Б. Д. Парыгин), Я – концепция личности и ее компоненты, самосознание личности.

Характеристика индивидуально-психологических свойств личности.

Понятие и характеристика социальной установки личности.

Взаимосвязь личности и деятельности, проблема мотивации личности, характеристика потребностей и интересов.


^ Тема 3. Социализация личности.


Понятие социализации как двустороннего процесса, содержание процесса социализации. Теории социализации и развития личности.

Сферы социализации – деятельность, общение, сознание. Стадии процесса социализации, стадии развития личности в процессе социализации: адаптация, индивидуализация, интерация.

Институты социализации.


^ Тема 4. Характеристика межличностных отношений


Понятие общественных отношений, понятие межличностных отношений.

Социальная роль, виды и характеристики социальных ролей. Понятие социальной и психологической дистанции, межличностная совместимость и межличностная привлекательность. Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений. Процесс формирования межличностных отношений. Понятие эмпатии.

Отклонения социального поведения, социальная детерминированность отклоняющегося поведения. Виды отклоняющегося поведения: девиантное, делинквентное. Понятие аддикции.


^ Тема 5. Психология общения.


Понятия общения и коммуникации, структура общения. Функции общения. Общение – интерсубъективный процесс: понимание, влияние, единая система кодификации и декодификации. Коммуникативные барьеры в общении. Приемы управления вниманием. Средства коммуникации, речь как средство коммуникации, невербальная коммуникация. Стили общения.

Общение как взаимодействие. Организация совместной деятельности, ступени развития взаимодействия. Транзактный анализ Э. Берна (позиции общения: родитель, ребенок, взрослый).

Общение как восприятие людьми друг друга. Понятие социальной перцепции, механизмы взаимопонимания (идентификация, эмпатия, рефлексия). Эффекты межличностного восприятия (эффект ореола, новизны и первичности, стереотипизации). Межличностная аттракция.


^ Тема 6. Группа как социально-психологический феномен.


Понятие группы. Параметры группы: композиция (состав), структура, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций.

Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания.

^ Виды групп и их характеристика. Большие социальные группы и массовые движения.

Понятие и виды малых групп, границы малой группы. Структура малой группы (коммуникативная, ролевая, структура власти и влияния). Групповая динамика. Формирование и развитие малой группы. Феномен группового давления, явление конформизма в группе. Понятие групповой сплоченности.

Лидерство и руководство в малой группе. Стили лидерства и руководства.

Процесс принятия группового решения. ^ Проблема эффективности групповой деятельности, значение психологической совместимости членов группы, каналов коммуникации и стиля лидерства для эффективности деятельности группы.

Понятие социально-психологического климата группы.


^ Тема 7. Природа конфликтов и пути их разрешения.


Понятие конфликта. Основные элементы структуры конфликта: стороны (участники, субъекты) конфликта, предмет конфликта, условия протекания, мотивы участников, их действия, исход конфликтной ситуации.

Типология конфликтов. Социально-психологическая характеристика видов конфликтов (внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой). Функции и динамика конфликта. Причины конфликтов.

Стили поведения в конфликте. Методы разрешения конфликтов.


^ Тема 8. Человек и труд.


Понятие психологии труда, предмет и задачи психологии труда. Место психологии труда в системе наук. Психология труда как область знания. Понятие «эргономика».

^ Человек как субъект труда: когнитивные и регулятивные процессы в структуре профессиональной деятельности.

Мотивы трудовой деятельности. Профессионально важные качества личности.


^ Тема 9. Психология профессий.


Понятие профессиональной деятельности, специальности, должности. Понятие трудового поста. Психологическая структура профессиональной деятельности.

Основные типы и виды профессиональной деятельности.

Понятие метода профессиографии, принципы профессиографирования.

Понятие профориентации. Профессиональное консультирование. Психологические основы профотбора. Проблема аттестации персонала.


    1. Перечень лабораторных работ


Учебным планом лабораторные работы не предусмотрены.


    1. Содержание практических (семинарских) занятий


Семинар 1. Психология общения.


  1. Понятие общения и коммуникации.

  2. Функции общения.

  3. Средства коммуникации.

  4. Речь как средство коммуникации.

  5. Невербальная коммуникация.

  6. Организация совместной деятельности.

  7. Понятие социальной перцепции.

Проведение психологического тренинга.


Семинар 2. Группа как социально-психологический феномен.


      1. Понятие групп.

      2. Виды групп их характеристика.

      3. Лидерство и руководство в группе.

      4. Авторитарный стиль лидерства.

      5. Демократический стиль лидерства.

Проведение психологического тренинга.


Семинар 3. Психология профессий.


      1. Понятие профессиональной деятельности.

      2. Понятие трудового поста.

      3. Основные типы и виды профессиональной деятельности.

      4. Понятие профориентации.




    1. Содержание самостоятельной работы

(самостоятельная работа оформляется в виде доклада перед аудиторией)

Тема 1. Социальная психология как наука, ее предмет и метод.


Место социальной психологии в системе научного знания.

Взаимосвязь и взаимодополняемость методов социальной психологии.


^ Тема 2. Типология и социально-психологические характеристики личности.


Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.

Теории рассмотрения структуры личности в социальной психологии.

^ Составление тематического кроссворда.*


Тема 3. Социализация личности.


Институты социализации.

Составление тематического кроссворда.


Тема 4. Характеристика межличностных отношений.


Социальная роль, виды и характеристики социальных ролей.

Отклонения социального поведения.


^ Тема 5. Психология общения.


Коммуникативные барьеры в общении.

Стили общения.

Транзактный анализ Э. Берна (позиции общения: родитель, ребенок, взрослый).

Эффекты межличностного восприятия (эффект ореола, новизны и первичности, стереотипизации).

Межличностная аттракция.


Тема 6. Группа как социально-психологический феномен.


Параметры группы:

  • Композиция (состав)

  • Структура

  • Групповые процессы

  • Групповые нормы и ценности

  • Система санкций

Индивид в группе.

Теории происхождения лидерства.

Составление тематического кроссворда.


Тема 7. Природа конфликтов и пути их разрешения.


Типы конфликтов.

Функции конфликтов.

Составление тематического кроссворда.


Тема 8. Человек и труд.


Понятие «эргономика».

Профессионально важные качества личности.


^ Тема 9. Психология профессий.

Основные типы и виды профессиональной деятельности.

Понятие профориентации.

Профессиональное консультирование.

Психологические основы профотбора.

Проблема аттестации персонала.

^ Составление тематического кроссворда.


* Кроссворд составляется на основе понятий по заданной теме и оформляется соответствующим образом (15-20 понятий).



  1. Тематика курсовых работ.



Учебным планом курсовые работы по курсу не предусмотрены.



  1. Вопросы к зачету.

      1. Предмет и задачи социальной психологии.

      2. Место социальной психологии в системе других наук. Структура отечественной социальной психологии.

      3. Методы социально-психологического исследования и их характеристика.

      4. Проблема личности в социальной психологии. Взаимосвязь личность-группа-общество.

      5. Характеристика индивидуально-психологических свойств личности.

      6. Социализация личности.

      7. Этапы вхождения личности в группу.

      8. Социальная установка, ее структура и изменение.

      9. Социальная психология общения. Структура и функции общения.

      10. Коммуникативная сторона общения, ее характеристика.

      11. Перцептивная сторона общения, механизмы социальной перцепции.

      12. Эффекты восприятия социальных объектов и их влияние на процесс общения.

      13. Интерактивная сторона общения, ее характеристика.

      14. Конфликт. Структура социально-психологического конфликта.

      15. Функции конфликтов, пути их разрешения.

      16. Транзактный анализ Э. Берна.

      17. Проблема группы в социальной психологии. Классификация групп.

      18. Характеристика малой группы, ее границы, классификация.

      19. Динамические процессы малой группы – групповая сплоченность.

      20. Динамические процессы малой группы – конформизм.

      21. Динамические процессы малой группы – принятие групповых решений.

      22. Лидерство и руководство в малых группах. Теории происхождения лидерства.

      23. Стили лидерства.

      24. Предмет и задачи психологии труда. Понятие «эргономика».

      25. Место психологии труда в системе наук. Психология труда как область знания.

      26. Человек как субъект труда – когнитивные процессы в структуре профессиональной деятельности.

      27. Человек как субъект труда – регулятивные процессы в структуре профессиональной деятельности.

      28. Проблема мотивации в трудовой деятельности.

      29. Профессионально важные качества личности.

      30. Типы и виды профессиональной деятельности.

      31. Характеристика метода профессиографии.

      32. Понятия профориентации и профотбора. Критерии профотбора.




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001.

  2. Битянова М. Р. Социальная психология. – М., 2002.

  3. Парыгин Б. Д. Социальная психология. – М., 1999.

  4. Социальная психология/ Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – М., 2001.

Дополнительная литература:


  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: Инфра-М, 2002.

  2. Буртовая Е. В. Конфликтология. Учебное пособие.

  3. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. - СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК; ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: МГУ, 1999.

  5. Дмитриев А.В. Конфликтология.- М.: Гардарика, 2000.

  6. Психология / Под ред. В.Д. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.

  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д., 1996.

Скачать 140.63 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты