Домой

«славянская филология»




Название«славянская филология»
страница1/4
Дата17.03.2013
Размер0.49 Mb.
ТипЗадача
Содержание
Раздел ii. русская литература
ПРОЗА Художественное освоение современности, осмысление революции и гражданской войны в литературе 1920-х гг.
M. ГОРЬКИЙ (А.М. Пешков)
А.н. толстой
Е.и. замятин
М.а. булгаков
А.А. ПЛАТОНОВ (А.А. Климентов)
М. м. зощенко
М.м. пришвин
К.г. паустовский
М.а. шолохов
В.в. маяковский
С.а. есенин
Б.л. пастернак
А.А. АХМАТОВА (Горенко)
О. э. мандельштам
М.и. цветаева
ДАНИИЛ ХАРМС (Д.И. Ювачев)
Художественные тексты
Подобные работы:
  1   2   3   4
Пояснительная записка


История русской литературы ХХ века – составная часть общего курса истории русской литературы, который преподается в высших учебных заведениях Республики Беларусь. В ее периодизации выделяются четыре этапа: I. Русская литература рубежа ХIХ – ХХ вв. (1890-е – начало 1920- х гг.); II. Русская литература 1920-х – середины 1950-х гг.; III. Русская литература второй половины 1950-х – начала 1990 –х гг.; IV. Русская литература конца ХХ  начала  века.

В ее основу положены принципы, утвердившиеся в практике преподавания литературы: связь литературного процесса с социально-историческим развитием общества, учет имманентных закономерностей в развитии литературы (на уровне художественных систем – творческих методов, эстетических направлений и течений), характер взаимоотношений с национальной литературной традицией и мировой литературой.

Учитывая тот факт, что курс истории литературы преподается в вузах Беларуси, подчеркивается связь русской литературы с белорусской, в том числе русскоязычной. Такой подход способствует углублению понимания каждой из них и предоставляет большие возможности для типологического сравнения.

 век рассматривается как историко-культурная эпоха, имеющая свою специфику, эстетические традиции и авангардные тенденции, что отразилось в художественной литературе. Центральное место в ней занимает человек с его духовными и моральными ценностями. В этой связи программа направлена на формирование личности студента, воспитание в ней высоких чувств гуманизма и патриотизма.

Программа включает как историко-литературные и теоретические исследования по проблемам изучаемого курса, так и общие и специальные работы по истории русской литературы и ее критике, а также список художественных текстов.

На третьем курсе специальности «славянская филология» изучается второй этап истории русской литературы ─ «Русская литература 1920-х – середины 1950-х гг».

Задача курса –дать представление об особенностях развития истории русской литературы 1920- 50 – х гг. ХХ века, раскрыть важнейшие закономерностях и тенденциях развития, сформировать у студентов навыки профессионального литературоведческого анализа, научить их разбираться в специфике художественного творчества, активизировать их научный поиск.

Будущему преподавателю русской литературы необходимо знать:

  • литературный процесс и ориентироваться в нем;

  • литературные направления, течения, художественные методы,

жанры и стили, характерные для ХХ ст.;

  • творческое наследие крупнейших русских писателей;

уметь характеризовать:

— литературный этап (период);

— литературное направление;

— творчество писателя.

уметь анализировать:

— художественные произведения;

  • закономерности литературного развития;

Программа курса истории русской литературы ХХ века адресована студентам филологических специальностей Республики Беларусь, составлена в соответствии с требованиями общеобразовательного стандарта (206 а/ч. — по специ­альности I -21 05 02 — Русская филология). Примечание:

Монографические разделы и художественные тексты, обозначенные звездочкой *, даются по выбору.

Творчество М.Зощенко, К.Паустовского, М.Пришвина, Д.Хармса дается в общем обзоре.

^ РАЗДЕЛ II. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1920- х — СЕРЕДИНЫ 1950-х гг.


Литература 1920-х гг. Переломный характер литературного процесса. Возникновение «двух потоков» русской литературы (литература метрополии и русского зарубежья). Судьбы дооктябрьских направлений, школ в литературе СССР и русского зарубежья.

Литературные объединения в СССР и их идейно-эстетические программы: Пролеткульт, «Скифы», ОПОЯЗ, «Комфуты», «Кузница», имажинисты, «Серапионовы братья», «Леф», «Перевал», РАПП, ВОКП, ЛЦК, ОБЭРИУ и др. Характер полемики между ними, их роль в литературном процессе. Позиции журналов («На посту», «На литературном посту», «Красная новь», «Новый мир», «Печать и революция», «Леф» и др.). Политика ВКП (б) в области литературы и искусства.

Приоритетные темы в литературе 1920-х годов: революция и гражданская война, «новый мир» и «новый человек», Родина и чужбина и др.

Реализм и модернизм в литературе 1917 — конца 1920-х гг., их особенности. Революционный романтизм. Становление социалистического реализма, его идейно-эстетические принципы. Синтез разных художественных форм (натурализма, реализма, романтизма, авангардизма).

Общие тенденции в развитии русской и белорусской литератур.

Литература 1930-х гг. Противоречивость социально-исторической и социокультурной ситуации, ее преломление в литературе. Перестройка литературно-художественных организаций и создание Союза советских писателей. Первый съезд советских писателей (1934). Официальное провозглашение социалистического реализма «основным творческим методом советской литературы и литературной критики».

Дискуссии 1930-х гг. о языке, «новом» человеке, формализме, «социальном заказе» и «интуитивности» художественного творчества.

Ведущие темы советской литературы: революция и гражданская война, социалистическое строительство, социалистическая «переделка» личности и др. Усиление эпического начала в прозе, поэзии, драматургии. Развитие жанра романа-эпопеи, «романа воспитания», «производственного» романа.

Критический пафос творчества представителей «внеоктябрьской» литературы. Судьбы писателей периода репрессий 1930-х гг. (Н.Клюев, И.Бабель, М. Булгаков, А. Платонов, О. Мандельштам, А. Ахматова, обэриуты и др.).

Развитие литературы русского зарубежья в 1930-е годы. Россия и эмиграция в творчестве писателей. Присуждение И.А. Бунину Нобелевской премии.

Литература периода Великой Отечественной войны. Патриотизм и народность как основные принципы в освещении войны. Развитие прозы, поэзии, драматургии. Проблема героического характера и его романтическая трактовка («Молодая гвардия» А.Фадеева). Поэма А.Твардовского «Василий Теркин» как энциклопедия Великой Отечественной войны. Человек и война в творчестве А. Толстого, М. Шолохова, К.Симонова и др.

Литература послевоенного десятилетия. Принципы унификации и нормативности в советской литературе. Постановления ЦК ВКП (б) 1946 – 1948 х гг. и их роль в судьбах художников (А. Ахматова, М. Зощенко, А.Тарковский, П.Нилин, А. Яшин и др.). Борьба против «космополитизма» и ее влияние на культуру.

«Теория бесконфликтности» и ее преломление в произведениях ортодоксального соцреализма (С. Бабаевский, М.Бубеннов, А. Чаковский и др.). Проблема «идеального» и «заземленного» героя в литературе. Идейно-художественный вызов схематизму, иллюстративности, лакировке действительности в произведениях Б.Пастернака, Н.Заболоцкого, Л.Мартынова, В. Пановой, В. Некрасова, Л. Леонова, и др. Жанрово-стилевые процессы в прозе, поэзии и драматургии. Второй съезд Союза писателей (1954).

Новые процессы в литературе русского зарубежья. Завершение творческого пути Вяч. Иванова, И. Бунина, Г. Иванова, А. Ремизова. «Вторая волна» литературы русского зарубежья (Н. Нароков, И. Елагин, Б. Филиппов, Д. Кленовский, С. Максимов и др.). Общее и особенное в литературе метрополии и русского зарубежья.

^ ПРОЗА

Художественное освоение современности, осмысление революции и гражданской войны в литературе 1920-х гг. Проблема кризиса гуманизма и культуры в публицистике М. Горького («Несвоевременные мысли»), дневниках И. Бунина и М. Пришвина, письмах В. Короленко.

Реализм и его направления. Модернистская парадигма в русской прозе. Формирование социалистического реализма. Художественный синтез реализма, модернизма и натурализма. Стилевые тенденции (сказ и сказовая форма повествования, орнаментализм, «рубленая проза» и др.). Активизация фольклорных традиций. Влияние древнерусской литературы и классической литературы  века. Стремление к художественной универсализации (неомифологизм, фантастика, гротеск).

Различные пути изображения революционной действительности в прозе 1920-х гг. Отражение хаоса и стихии революции в романе «Голый год» Б. Пильняка. «Кожаные куртки» — эмблема новых людей. Особенности концепции и поэтики романа. Традиции модернизма в романе, экспрессионизм и натурализм. Взгляд на революцию и судьбу России в повести В. Зазубрина «Два мира». «Слово о погибели Русской земли» А.Ремизова  сказово-житийная традиция древнерусской литературы, использование архаичной формы сказа, стилизация. Изображение революции как Апокалипсиса в романе «Солнце мертвых» И.Шмелева. «Антиреволюционная книга» А.Аверченко «Дюжина ножей в спину революции».

Проблема «героя и массы», личности и «множеств» в повестях «Падение Даира» А. Малышкина, «Партизанские повести» Вс. Иванова, «Вольница» А. Веселого. Социально-психологическая мотивация и индивидуализация человеческих характеров в романах Д. Фурманова «Чапаев», А. Серафимовича «Железный поток».

Проблема «стихийности» и «сознательности» в революции и многообразие ее художественных решений в русской прозе 1920-х гг. («Реки огненные», «Страна родная» А. Веселого, «Цветные ветра», «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Разгром» А. Фадеева). Проблема гуманизма и революционного насилия в повести В. Зазубрина «Щепка», «Донских рассказах» М. Шолохова и «Конармии» И. Бабеля.

Пути художественного решения проблемы «интеллигенция и революция» («В тупике» В. Вересаева, «Города и годы» К. Федина, «Вечер у Клэр» Г. Газданова, «Белая гвардия» М. Булгакова, «Ледяной поход» Р.Гуля, «Сивцев Вражек» М. Осоргина, «Сестры» А. Толстого).

Философское осмысление природы и человека в творчестве М.Пришвина. Концепция мира и человека в творчестве А.Платонова.

Освоение действительности в социально-бытовой повести («Андрон Непутевый» А. Неверова, «Виринея» Л. Сейфулиной). Трагизм крушения романтического восприятия революции в повести «Гадюка» А. Толстого. Проблема «нового человека» в романе «Зависть» Ю. Олеши.

Формирование жанра «производственного романа «Цемент» Гладкова, «Время, вперед!» В.Катаева).

Споры о судьбах крестьянской цивилизации («Перегной» Л.Сейфулиной, «Петушихинский пролом» и «Барсуки» Л. Леонова). Мифопоэтические истоки в романах «Чертухинский балакирь» и «Сахарный немец» С. Клычкова.

Сатирическое изображение новой действительности в «Рассказах Назара Ильича господина Синебрюхова» М. Зощенко. Функция и особенности сказа. Герой и рассказчик.

Сатира в повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце» М. Булгакова. Феномен героя-авантюриста в романах «Необычайные похождения Хулио Хуренито» И. Эренбурга и «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова.

Романтическая модель человека и мира в творчестве А. Грина. Нравственно-философское осмысление жизни в повести «Алые паруса», романах «Блистающий мир», «Бегущая по волнам».

Утопия («Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» А. Чаянова) и антиутопия («Мы» Е. Замятина, «Ленинград» М.Козырева, «Грядущий мир» Я. Окунева) в 1920-х гг. «Мы» Е. Замятина как протожанр антиутопии XX века.

Фантастика как способ художественной универсализации мира («Аэлита» А.Толстого, «Человек-амфибия», «Продавец воздуха» А.Беляева и др.).

Человек и время в историческом романе («Одеты камнем» О. Форш, «Разин Степан» А. Чапыгина). Проблема самоопределения личности в романах «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянова.

Метатекстуальность, метаединство художественных миров, созданных М.Булгаковым, А.Платоновым, М.Пришвиным. Архетипы, античные, библейские, историко-культурные мифы и принципы их перекодирования.

Автобиографическая проза («История моего современника» В.Короленко, «Мои университеты» М.Горького). Автобиография как воссоздание универсума субъективного сознания («Шум времени» О.Мандельштама).

Идейные и жанрово-стилевые поиски прозы 1930-х гг., её проблемно-тематическая дифференциация. Роман и его жанровые модификации.

Романы-эпопеи («Тихий Дон» М. Шолохов, «Хождение по мукам» А. Толстого, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького), их новизна.

Жанровые разновидности философской прозы (М. Булгаков, А. Платонов, М. Пришвин, Л. Леонов). Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» как явление неофициальной литературы; его проблемно-тематическое и жанровое своеобразие.

Проза А. Платонова, ее проблематика («Фро», «В прекрасном и яростном мире»).

Тема социалистического строительства в «производственном» романе («Соть» Л. Леонова, «Время, вперед!» В. Катаева, «День второй» И. Эренбурга и др.).

Герой-современник в изображении Ю. Крымова («Танкер «Дербент»), А. Ма­лышкина («Люди из захолустья»), в рассказах И. Катаева («Молоко»).

Особенности авторской концепции человека и мира в романе Л. Добычина «Город Эн».

Деревни и коллективизация в интерпретации М. Шолохова («Поднятая целина»), Ф. Панферова («Бруски»), А. Пла­тонова («Котлован», «Впрок»).

«Роман воспитания» («Как закалялась сталь» Н. Островского, «Педагогическая поэма» А. Макаренко).

Тенденция переоценки прошлого в исторических романах «Петр Первый» А. Толстого, «Цусима» А. Новикова-Прибоя, «Севастопольская страда» С. Сергеева-Ценского, «Емельян Пугачев» Вяч. Шишкова, «Истоки», «Ключ», «Бегство», «Пещера» М. Алданова. Их типологические особенности.

Историко - и мемуарно-биографическая проза («Радищев» О. Форш, «Пушкин» Ю. Тынянова, «Тайному другу» М. Булгакова, «Охранная грамота» Б. Пастернака), ее жанрово-стилевое своеобразие.

Проза Д. Хармса («Случаи», «Старуха») и К. Вагинова («Козлиная песнь» , «Бамбочада»).

Своеобразие содержания и формы произведений К. Паустовского «Кара-Бугаз», «Мещерская сторона», «Черное море», В. Бианки «Лесная газета», М. Пришвина «Жень-шень» и др.

Трагическая судьба человека в условиях тоталитарной действительности в повести Л. Чуковской «Софья Петровна» (1939, 1988).

Художественные особенности малого эпического жанра 1920 — 1930-х гг. Рассказы Б. Лавренева, А. Грина, М. Шолохова, А. Платонова, М. Булгакова, И. Бабеля, М. Зощенко, Ю. Тынянова, их проблематика и жанрово-стилевое своеобразие. Циклизация рассказов (Вс. Иванов, Л. Леонов, К. Федин).

Героико-патриотический пафос литературы периода Великой Отечественной войны. Публицистика И. Эренбурга, А. Толстого, А. Фадеева, Л. Леонова, М. Шолохова и др. Жанрово-стилевое своеобразие прозы военных лет («Народ бессмертен» В. Гроссмана, «Непокоренные» В. Горбатова, «Дни и ночи» К. Симонова). Нравственная природа героического характера в романе А. Фадеева «Молодая гвардия». Человек и война в рассказе М. Шолохова «Наука ненависти». Героическое прошлое в исторических романах военного времени («Порт-Артур» А. Степанова, «Дмитрий Донской» С. Бородина, «Батый» В. Яна).

Отражение человека и будней войны в прозе послевоенного десятилетия («В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Спутники» В. Пановой, «Звезда», «Двое в степи» Э. Казакевича и др.)

«Русский лес» Л. Леонова как социально-философский роман.

Особенности развития исторического романа («Степан Разин» С. Злобина, «Первенцы свободы» О. Форш, «Россия молодая» Ю. Германа, «Хромой Тимур» С. Бородина).

Судьбы деревни в прозе начала 1950-х гг. («Из записок агронома» Г. Троепольского, «Районные будни» В. Овечкина, «Не ко двору» В. Тендрякова).

Послевоенная мемуарно-автобиографическая проза («Повесть о жизни» К. Паустовского, «Кащеева цепь» М. Пришвина).

Мифологизация действительности в романах С. Бабаевского («Кавалер Золотой Звезды»), Г. Николаевой («Жатва»), П. Павленко («Счастье») и др. Развитие малой эпической формы (М. Пришвин, А. Платонов, К. Паустовский и др.). Место очерка в литературном процессе послевоенного десятилетия (К. Паустовский, В. Овечкин, Г. Троепольский и др.).

Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго».

Основные тенденции в развитии прозы русского зарубежья, ее проблемно-тематическое и художественное многообразие («Юность», «Древо жизни, «Дом в Пасси» Б. Зайцева, «Мышкина дудочка», «Огонь вещей» А. Ремизова, «Другие берега» В. Набокова и др.). Антитоталитарная проза представителей «второй волны» («Мнимые величины» Н. Нарокова, «Денис Бушуев» С. Максимова).

^ M. ГОРЬКИЙ (А.М. Пешков)

История изучения жизни и творчества М. Горького. Место писателя в литературе XX в. Романтизм, реализм и социалистический реализм в творчестве М. Горького. Новаторство Горького. Дискуссия о «новом Горьком».

Общественно-литературная позиция писателя в революционные годы. Публицистика 1917-18 гг. «Несвоевременные мысли», их критический пафос. Культурно-организаторская деятельность Горького в первые годы советской власти.

«Зарубежный» период в жизни и творчестве Горького советской эпохи.

Новое и традиционное в концепции личности, типе героя в горьковских «малых» эпических формах начала 1920-х гг: «Заметки из дневника. Воспоминания»; «Рассказы 1922 — 1924 г.г.» и др. Структура повествования. Подтекст. Авторская позиция.

Горький-мемуарист. Литературные портреты 1920-х гг.: «Лев Толстой», «Сергей Есенин», «В. Короленко», «Л. Андреев», «В.И. Ленин», «А.А. Блок» и др. Очерк «В. И. Ленин». Специфика художественно-документального повествования. «Мозаичная» структура образа, свободная композиция.

Проблематика и художественное своеобразие романа «Дело Артамоновых».

Посещение СССР. Очерки конца 1920-х годов.

Роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» — энциклопедия русской жизни предреволюционных десятилетий. Жанр и композиция. Система образов и приёмы характеристики персонажей. Идейные, религиозно-философские, нравственно-эстетические искания русской интеллигенции на рубеже двух исторических эпох. Самгин как художественный тип. Понятие «самгинщина». Место романа в русской и мировой литературе.

Драматургия Горького советского периода. Новое решение проблемы «лишнего человека» в драме «Егор Булычев и другие». Развитие образов «других» в пьесе «Достигаев и другие». Две редакции пьесы «Васса Железнова».

Возвращение писателя на родину. Организаторская и публицистическая деятельность в 30-е годы. Статьи о литературе («О формализме», «О социалистическом реализме», «О языке» и др.) Выступление на I Всесоюзном съезде советских писателей. Традиции Горького в русской и зарубежной литературе. М. Горький и белорусская литература. Произведения писателя на белорусском языке. Постановка горьковских пьес белорусскими театрами. Влияние Горького на становление молодой белорусской литературы (Я. Колас, Я. Купала, М. Богданович, Тетка, З. Бядуля).

^ А.Н. ТОЛСТОЙ

Жизненный и творческий путь писателя. Ранняя поэзия А. Толстого, влияние на неё эстетики и поэтики символистов. Книга «За синими реками». Мотивы русской и славянской мифологии. Ориентация на традиции фольклора («Сорочьи сказки»).

Цикл рассказов «Заволжье», романы «Чудаки» и «Хромой барин» Своеобразие реализма Толстого: историзм, социально-психологический детерминизм характеров и обстоятельств, «вещность» бытописания, сатирическая направленность образов, развитие гоголевских традиций в изображении человека и мира. Идея искупительного страдания как результат влияния Ф. Достоевского.

Первые драматургические опыты (пьесы «Касатка», «Нечистая сила»). Ориентация на реалистический театр. А. Толстой в 1917 году. Попытка «вхождения» в революционную современность через историю. Осуждение революционного насилия и террора в пьесе «Смерть Дантона». История и современность, Россия и Запад, идея революционной ломки и «естественного» развития, проблема национального характера в рассказах и публицистике периода двух революций.

Обращение к историческому прошлому России в рассказах «Наваждение» и «День Петра» . Жизнь и творчество периода эмиграции. Особенности идейно-художественной позиции писателя. Ностальгические мотивы в автобиографической повести «Детство Никиты». Проблема формирования личности. Продолжение классических традиций. Осмысление судеб интеллигенции в первой редакции романа «Сестры». Социальный научно-фантастический роман «Аэлита». Разрыв с эмиграцией. Открытое письмо Н.В. Чайковскому и возвращение на родину в 1923 году. Критика эмиграции в рассказах 1920-х гг., сатирической повести «Похождения Невзорова, или Ибикус», романе «Эмигранты». Проблемы буржуазной морали, власти денег в рассказах «Черная пятница», «Мираж», «Союз пяти», романе «Гиперболоид инженера Гарина». Поиски нового героя в произведениях 1920-х годов. («Голубые города», «Завещание Афанасия Ивановича» и др.). Социально-психологическая повесть «Гадюка».

Трилогия «Хождение по мукам» как свидетельство противоречивой идейно-художественной эволюции писателя. Творческая история произведения. Судьбы России, интеллигенции и народа в трилогии. Тема «потерянной» и «обретенной» Родины. Особенности идеостиля и жанра. «Петр Первый» как «лучший советский исторический роман» (М.Горький). История создания произведения. Дискуссионность принципа «вхождения в историю через современность». Петр I и его эпоха в советской историографии 1930 — 40-х гг. и концепция А.Н. Толстого. Петр как государь и человек. «Птенцы гнезда Петрова». Борьба нового со старым. Восток и Запад в романе. Народ и государство. Способы художественного воссоздания исторической эпохи. Сюжет и композиция. Языковое и стилевое богатство романа.

Патриотическая публицистика А.Н. Толстого периода Великой Отечественной войны («Родина», «Москве угрожает враг» и др.). Отражение лучших качеств национального характера, проявившихся в годы военных испытаний («Рассказы Ивана Сударева»).

Драматургия А.Н. Толстого советского периода. Исторические пьесы о петровской эпохе «На дыбе» (1929) и «Петр I» (редакции 1934 и 1938). Идея централизации государственной власти в дилогии «Иван Грозный». Этическая реабилитация Ивана Грозного и его опричнины как следствие влияния официальной идеологии.

Произведения для детей: литературная обработка русских народных сказок. Книга «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Значение художественного опыта А.Н. Толстого: разработка большой эпической формы, новаторство в области научной фантастики и исторического жанра; мастерское овладение богатствами русского языка.

^ Е.И. ЗАМЯТИН

Творческая судьба Е. Замятина как воплощение судьбы независимого искусства в послеоктябрьскую эпоху.

Гротескный мир провинциального быта в повести «Уездное». Повесть «На куличках» (1914) — сатира на российское офицерство. Философская природа сатирического гротеска в повести «Островитяне».

Рассказы 1918 — 1920-х гг. Жестокий колорит новеллистики Замятина. Бесчеловечность послереволюционной действительности в рассказах «Дракон», «Землемер», «Мамай», «Пещера»; особенности поэтики.

Общественная и культурно-просветительская деятельность Замятина. Замятин и «Серапионовы братья». Роль свободной («еретической») мысли в обществе (эссе «Завтра»). Независимость авторской позиции в литературно-критических статьях («Я боюсь»). Замятин об опасности «нового католицизма» (сб. критических выступлений «Лица»).

Концепция «идеальной несвободы» в романе «Мы». Пародирование пролетарско-коллективистских идей Пролеткульта, идеологии и практики «военного коммунизма». Предостережение об опасности тоталитаризма и «технизации» общественного сознания. «Мы» — образец жанра антиутопии (дневниковая форма повествования; конечность истории, закрытость и драматизм финала; локализация пространства; наличие героя-бунтаря; трагический исход бунта). Роль романа «Мы» в развитии мировой антиутопии (О. Хаксли, Дж. Оруэлл, Р. Брэдбери и др.).

Особенности реализма Замятина. Притча, анекдот, сказ в прозе писателя.

Жанровое многообразие драматургии Замятина. Шуточно-балаганное действо «Блоха». Историческая трагедия «Аттила». Драма «Огни святого Доминика». Пародия, фарс, балаган как элементы поэтики.

Место Е. Замятина в советской литературе конца 1920-х годов. Эмиграция (1931). Работа над сценарием по пьесе Горького «На дне». Неоконченный роман «Бич Божий».
^

М.А. БУЛГАКОВ


Становление творческой индивидуальности. М. Булгакова. Киевский, владикавказский, московский периоды его жизни. Сотрудничество в газетах и журналах («Кавказ», «Гудок», «Литературное приложение» к «Накануне» и др.). Фельетоны и очерки писателя. «Московские хроники» («Сорок сороков», «Москва краснокаменная», «Столица в блокноте» и др.). Булгаков и сменовеховство.

Фантастика и гротеск в сатирической прозе Булгакова 1920-х годов. Традиции Гоголя, Салтыкова-Щедрина, «сатириконцев». Критическое изображение послереволюционной действительности («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»).

Автобиографическое начало в произведениях писателя («Необыкновенные приключения доктора», «Записки на манжетах», «Богема», «Записки юного врача», «Морфий», «Тайному другу» и др.). Переплетение драматического и юмористического.

Изображение революционной истории в творчестве Булгакова. Концепция «Великой Эволюции» и булгаковская позиция «над схваткой», утверждение ценностей христианского гуманизма. Судьба России и русской интеллигенции. Цикл произведений о белом движении: роман «Белая гвардия», пьесы «Дни Турбиных», «Бег». Трактовка гражданской войны как сбывшегося Апокалипсиса. Проблема преступления и наказания. Трагедия личности в условиях социального катаклизма. Идея гражданского мира, национального согласия. Библейский код, традиции Чехова и Достоевского, Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Особенности булгаковского психологизма. Трагическое и комическое в произведениях писателя.

Комедии Булгакова 1920-х годов. «Багровый остров» — памфлет на Главрепертком (цензуру) и курируемое им искусство. Травестия, пародирование, гротеск в трагифарсе «Зойкина квартира». Переплетение в пьесе элементов сатиры, фарса, буффонады.

Кампания «против булгаковщины». Письмо М. Булгакова Советскому правительству (1930) как манифест независимого искусства.

Антиутопия «Адам и Ева». Предупреждение об опасности конфронтации двух миров, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей над идеологическими, классовыми, государственными.

Комедии «Блаженство», «Иван Васильевич».

Загадка пьесы «Батум».

Проблема «художник и общество» в произведениях Булгакова 1930-х гг. Трагедия гения в несвободном обществе. Неприятие деспотии, подлости, косности. «Мольериана» Булгакова: «Кабала святош (Мольер)», «Жизнь господина де Мольера», «Полоумный Журден». Внесценический образ Пушкина в драме «Последние дни (Пушкин)». Просветляющая сила искусства, символика творческого бессмертия.

Проблематика и поэтика «Театрального романа». Автобиографические мотивы в произведении.

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Художественная структура, проблематика, система образов. Реальное и фантастическое в произведении. Жанровая специфика романа.

Булгаковское троемирие. Обращение к образам библейской мифологии и мировой литературы как к культурологемам общечеловеческого характера при осмыслении бытия. Философский скептицизм (Воланд) и христианский этический идеализм (Иешуа) — двуединая основа булгаковской культурфилософии. Добро и зло как вечные начала бытия. Дьяволиада советской эпохи. Природа и функция булгаковского смеха. Поэтизация жертвенного идеализма, любви, творчества. Образы Мастера и Маргариты. Проблема бессмертия. «Покой» и «свет». Тайнопись в романе. Богатство, красочность языка. Роман «Мастер и Маргарита» в критике. Творчество Булгакова — одна из вершин русской литературы XX века.


^ А.А. ПЛАТОНОВ (А.А. Климентов)

Социальные и этико-философские основы творчества А.Платонова. Синтез в его мировоззренческой системе идей марксизма, технократических теорий Пролеткульта, православной этики и концепций русского космизма. «Философия общего дела» Н. Федорова и ее трансформация в творчестве Платонова.

Воронежский период творчества писателя. Публицистика начала 1920-х гг. Влияние социальных идей Н.Богданова.

Отражение веры в единство человека и природы в книге стихов «Голубая глубина». Своеобразие космизма и культ разума в рассказах «Эфирный тракт», «Приключения Баклажанова», «В звездной пустыне», «Лунная бомба».

Поиски универсального принципа взаимоотношений человека и природы. Гармония и стихийность «прекрасного и яростного мира». Концепция творчества как главного предназначения человека на земле. Труд как основа гармонии «очеловеченного мира». Уездная Россия в повести «Ямская слобода». Историческая притча «Епифанские шлюзы». Сатира в повести «Город Градов». Традиции Салтыкова-Щедрина.

Утверждение преобразующей миссии человека в произведениях воронежского периода («Происхождение мастера»). Типология героев: «сокровенный человек» («Сокровенный человек») и «люди с арифметическим рассудком». Формирование собственного стиля. Реализация модели сознания в языке героев; его антипатетичность.

Конкретно-историческая и философская проблематика романа «Чевенгур». Варианты крестьянского социализма. Отражение социальной мифологии конца 1920-х гг.

«Котлован» — повесть-предупреждение. Трагедия энтузиастов пролетарского рая. Стихийное правдоискательство героев Платонова. Торжество абстрактной идеи над жизнью. Метафора «котлован» в идейно-художественной концепции повести.

Проблема «культурного героя» у Платонова. Образ инженера Вермо в повести «Ювенильное море».

Сквозные образы и мотивы в творчестве конца 1920-х — начала 1930-х гг. Трагическая концепция мира и комизм «низового» сознания. Рассказ «Усомнившийся Макар» – предупреждение об опасности формализма и бюрократии.

Сочетание реального и гротескно-фантастического в «бедняцкой хронике» «Впрок». Своеобразие жанра и композиции.

Рапповская критика конца 1920-х — начала 1930-х гг. о Платонове Стихийно-мифологическое мироощущение в «среднеазиатских» рассказах «Такыр» и «Джан». Символика материнского и отцовского начал. Сопряжение исторической и циклической концепций времени. Вера в человека, исторический оптимизм повести «Джан». Преодоление идейно-утопических иллюзий в романе «Счастливая Москва».

Антифашистские рассказы «Мусорный ветер» и «По небу полуночи». Творчество Платонова в годы Великой Отечественной войны.

Драматургия Платонова. Своеобразие жанра и семантика названия пьесы «Высокое напряжение». Сатира и абсурд в пьесе «14 красных избушек». Литературные аллюзии. Сатирический диалог времени в комедии «Шарманка». Изображение идеологического насилия над личностью. Разоблачение «щоевщины» как олицетворения командно-административного абсурда и очковтирательства. Связь с сатирическими традициями Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Сухово-Кобылина.

Послевоенный рассказ «Возвращение».

Сопряжение мира и человека в космосе Платонова.
  1   2   3   4

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты