Домой

Яковлевой Елены Александровны Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год пояснительная записка




Скачать 338.1 Kb.
НазваниеЯковлевой Елены Александровны Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 учебный год пояснительная записка
Дата16.03.2013
Размер338.1 Kb.
ТипПояснительная записка
Содержание
Рабочая программа по истории 5 класс учителя истории и обществознания
Пояснительная записка
Планируемые знания и умения
Тематическое планирование
Наименование раздела программы
Вид контроля. Измерители
Что изучает история.
Первобытное общество.
Древний Восток
Древняя Греция и эллинистический мир.
Древний Рим.
Подобные работы:
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лаишевская средняя общеобразовательная школа № 2

г. Лаишево, Лаишевского района Республики Татарстан


«Согласовано»

«Согласовано»

«Согласовано»

Руководитель МО

Заместитель директора

Директор ЛСШ №2

_______/_____________

по учебной работе

Королев А.Н.

ФИО

Москаленко Л.А.

Приказ №____ от

Протокол №____ от

«____»__________20__г.

«____»__________20___г.

«____»_________20___г.









^




Рабочая программа


по истории 5 класс

учителя истории и обществознания

I I квалификационной категории

Яковлевой Елены Александровны




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №_____ от

«____»____________2011 г.


2011-2012 учебный год


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. История /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004

В основу планирования курса взята авторская программа : А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира».- М. : «Просвещение», 2006г. 5кл.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования че­ловека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «циви­лизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком про­шлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в раз­витии мировой культуры. Исходя из задачи курса — формировать историческое мышление — дается представление об общем и осо­бенном при характеристике древних обществ, а также представле­ние о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической тра­дицией программа предусматривает знакомство с образцами свобо­долюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

В цели курса входит:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные фор­мы социального и политического строя;

  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспо­тическая форма правления, законы, демократия, республика, мо­ральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каж­дый из народов древности оставил позитивный след в истории че­ловечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

  • умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

  • умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;

  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные сужде­ния;

  • умения спорить и отстаивать свои взгляды;

  • умения анализировать исторический источник;

  • умения оперировать историческими датами, в том числе отно­сящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхрон­ность и диахронность событий и явлений;

  • умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.


^ Планируемые знания и умения


В результате изучения истории ученик должен


знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории Древнего мира; выдающихся деятелей этого периода;

  • выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;


уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.



^ Тематическое планирование



^ Наименование раздела программы

Тема урока

(этап проектной или исследовательской деятельности)

 

Количество

часов

 

Тип урока (форма и вид деят-ти обучающихся, форма занятий)

Элементы

содержания

 

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

^ Вид контроля. Измерители

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Д/З

 

 

^ Что изучает история.

10

 

 

 

 

 

 

1

 

Предмет истории.

1

Урок изучения нового

Что изучает история.

Работать со справочным аппаратом книги.

Вопросы.

 

В тетр.

2

 

Счет лет в истории.

1

Комбинированный

Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями.

Уметь определять век по дате; работать с лентой времени.

Схемы, вопросы

Ход времени и способы его измерения.

Глава 3, вопр.с. 27

3

 

Источники знаний о прошлом.

1

Комбинированный

Роль археологических раскопок в изучении истории. Письменные и вещественные источники.

Усвоить понятие «исторический источник».

Задания с кратким ответом

Историческая память.

В тетр.

4

 

Откуда пошли наши имена.

1

Комбинированный

Происхождение имен и фамилий.

Составлять устный рассказ.

Вопросы

 

В тетр.

5-6

 

Символы государств.

2

Комбинированный

Гербы, флаги, гимны, государств.

Знать особенности современной символики государств.

Вопросы.

Генеалогия. Геральдика.

В тетр.

7

 

Страны, города, поселки.

1

Комбинированный

Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

Работать с исторической картой.

Задания с кратким ответом

 

В тетр.

8

 

История разных стран и народов.

1

Комбинированный

Всеобщая история.

Представлять хронологическую цепочку всемирной истории.

Задания с кратким ответом

 

В тетр.

9

 

История нашей страны.

1

Комбинированный

История России – часть всеобщей истории.

Понимать, что история Росси – часть всеобщей истории.

Вопросы

 

В тетр.

10

 

Символика России.

1

Комбинированный

Российская государственная символика.

Знать символику России.

Задания с кратким ответом

Россия – многонациональное государство.

В тетр.

^ Первобытное общество.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

Первобытные охотники и собиратели.

1

Комбинированный

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Пересказывать текст учебника; сравнивать древнейших и современных людей.

Называть признаки родовой общины; составлять рассказ по рисунку.

Задания с развёрнутым ответом.

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края.

§1-3

12

 

Первобытные земледельцы и скотоводы.

 

Комбинированный

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами.

Сравнивать деятельность людей, выделяя сходства и отличия. Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.

Задания с развёрнутым ответом.

Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

§4, 5

^ Древний Восток

18

 

 

 

 

 

 

13

 

Государство на берегах Нила.

1

Комбинированный

Древний Египет: природные условия, население.

Уметь читать историческую карту; пересказывать текст учебника.

Задания с кратким ответом

 

§ 6

14

 

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

Комбинированный

Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни.

Использовать исторические источник знаний; формулировать выводы.

Задания с кратким ответом.

 

§ 7

15

 

Жизнь египетского вельможи.

1

Комбинированный

Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники.

Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

Задания с развёрнутым ответом.

 

§ 8

16

 

Военные походы

фараонов.

1

Комбинированный

Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Уметь читать историческую карту; делать выводы.

Вопросы.

 

§ 9

17

 

Религия древних

египтян.

1

Комбинированный

Религия древних египтян. Обожествление фараонов.

Пересказывать текст учебника; сравнивать религиозные верования первобытных людей и египтян.

Задания с развёрнутым ответом.

Мифы о богах.

§ 10

18

 

Искусство Древнего Египта.

1

 

 

Комбинированный

Храмы и пирамиды. Скульптура, росписи.

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации.

Таблица, тест.

 

§ 11

19

 

Письменность и знания древних египтян.

1

Комбинированный

Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Анализировать исторический источник; пересказывать текст учебника.

Задания с кратким ответом.

 

§ 12

20

 

Древнее Двуречье.

1

Комбинированный

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население.

Сравнивать географическую среду Египта и Двуречья; анализировать исторический документ.

Задания с развёрнутым ответом.

Сказания о героях и богах.

§ 13

21

 

Древневавилонское царство.

1

Комбинированный

Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе, о неравенстве.

Давать самостоятельную оценку законам Хаммурапи.

Задания с кратким ответом.

 

§ 14

22

 

Финикийские мореплаватели.

1

Комбинированный

Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования.

Уметь читать историческую карту; анализировать исторический источник.

Тест.

 

§ 15

23

 

Библейские сказания.

1

Комбинированный

Представление о Библии и Ветхом Завете. Библейские мифы и сказания. Моральные нормы библейских заповедей.

Пересказывать текст учебника; находить сходства и отличия религий.

Задания с развёрнутым ответом.

 

§ 16

24

 

Древнееврейское

царство.

1

Комбинированный

Палестина: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования.

Уметь читать историческую карту.

Задания с кратким ответом.

 

§ 17

25

 

Ассирийская держава.

1

Комбинированный

Новшества в военном деле. Ассирийские завоевания. Царский дворец. Искусство. Библиотека Ашшурбанапала.

Уметь читать историческую карту; пересказывать текст учебника.

Задания с развёрнутым ответом.

 

§ 18

26

 

Персидская держава «царя царей».

1

Комбинированный

Образование Персидской державы. Цари Кир, Дарий Первый. Состав войска.

Уметь читать историческую карту; оперировать датами.

Тест.

Завоевания Персидской державы

§ 19

27

 

Природа и люди Древней Индии.

1

Комбинированный

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Религиозные верования.

Анализировать исторический источник.

Задания с кратким ответом.

 

§ 20

28

 

Индийские касты.

1

Комбинированный

Касты. Религиозные верования. Будда.

Давать самостоятельную оценку явлениям.

Таблица

Легенды и сказания.

§ 21

29

 

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

Комбинированный

Древний Китай: природные условия, население. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций.

Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту.

Задания с развёрнутым ответом.

 

§ 22

30

 

Объединение Китая.

1

Комбинированный

Империя Цинь. Император и его подданные. Научные знания и изобретения. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника; формулировать выводы.

Тест.

Великая Китайская стена.

§ 23

^ Древняя Греция и эллинистический мир.

19

 

 

 

 

 

 

31

 

Древнейшая Греция.

Греки и критяне.

1

Комбинированный

Местоположение и природные условия. Древнейшие города. Критское царство. Греческие мифы критского периода.

Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту.

Задания с кратким ответом.

 

§ 24

32

 

Микены и Троя.

1

Комбинированный

Микенское царство. Каменное строительство. Троянская война.

Характеризовать события и их участников на основе текста учебника.

Задания с развёрнутым ответом.

 

§ 25

33

 

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

2

Комбинированный

Троянская война в поэме Гомера.

Пересказывать текст; анализировать источник.

Задания с кратким ответом.

 

§ 26-

27

34

 

Религия древних греков.

1

Комбинированный

Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях.

Работать с текстом учебника и его иллюстрациями.

Рассказ

Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах.

§ 28

35

 

Древняя Аттика.

1

Комбинированный

Местоположение и природные условия Аттики. Знать и демос. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Уметь читать историческую карту; давать самостоятельную оценку явлениям.

Задания с кратким ответом.

 

§ 29

36

 

Зарождение демократии в Афинах.

1

Комбинированный

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами.

Анализировать исторический источник.

Схема, вопросы.

 

§ 30

37

 

Древняя Спарта.

1

Комбинированный

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Управление Спартой. Спартанское воспитание.

Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту.

Задания с развёрнутым ответом.

 

§ 31

38

 

Греческие колонии.

1

Комбинированный

Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы.

Уметь читать карту; пересказывать текст учебника.

Задания с кратким ответом.

 

§ 32

39

 

Олимпийские игры в древности.

1

Комбинированный

Олимпийские игры - общегреческие празднества. Виды состязаний. Награды победителям.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя

Задания с развёрнутым ответом.

 

§ 33

40

 

Марафонская битва.

1

Комбинированный

Нашествие персов на Элладу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад.

Уметь читать историческую карту.

Задания с кратким ответом.

Пелопонесские войны.

§ 34

41

 

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

Комбинированный

Нашествие Ксеркса на Элладу. Защита Фермопил. Саламинское сражение. Причины победы греков.

Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту.

Задания с развёрнутым ответом.

 

§ 35

42

 

В гаванях афинского порта Пирей.

1

Комбинированный

Афинский морской союз. Военные и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения. Использование труда рабов.

Анализировать исторический источник; делать выводы.

Рассказ.

 

§ 36

43

 

В городе богини Афины.

1

Комбинированный

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Храмы. Скульптуры.

Раскрывать содержание иллюстрации.

Тест

 

§ 37

44

 

В афинских школах

и гимнасиях.

1

Комбинированный

Образование афинян. Рабы – педагоги. Занятия в школах. Посещение палестры. Афинские гимназии.

Пересказывать текст учебника.

Задания с кратким ответом.

 

§ 38

45

 

В театре Диониса.

1

Комбинированный

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Аристофан «Птицы». Софокл «Антигона».

Пересказывать текст учебника.

Задания с развёрнутым ответом.

 

§ 39

46

 

Афинская демократия

при Перикле.

1

Комбинированный

Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин.

Сравнивать особенности управления в Египте и Афинах; делать выводы.

Схема, тест.

 

§ 40

47

 

Македонские завоевания в 4-м веке до н.э.

1

Комбинированный

Междоусобные войны. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Потеря Грецией независимости. Приход к власти Александра.

Уметь читать историческую карту; делать выводы.

Задания с кратким ответом.

 

§ 41

48

 

Поход Александра Македонского на Восток.

1

Комбинированный

Победа на реке Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Основание Александрии.

Уметь читать историческую карту; делать выводы.

Задания с кратким ответом.

Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

§ 42

49

 

В Александрии

Египетской.

1

 

 

Комбинированный урок.

Распад державы Александра Македонского. Александрийский порт. Александрийский музей. Греческие учёные

Пересказывать текст учебника; уметь читать историческую карту.

Задания с развёрнутым ответом.

Архимед. Платон. Аристотель

§43

^ Древний Рим.

17

 

 

 

 

 

 

50

 

Древнейший Рим.

1

Комбинированный

Местоположение и природные условия Италии. Управление Древнейшим Римом. Ликвидация царской власти.

Уметь читать историческую карту; делать выводы.

Задания с кратким ответом.

Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян.

§ 44

51

 

Завоевание Римом Италии.

1

Комбинированный

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией.

Уметь читать историческую карту; оперировать датами.

Вопросы.

 

§ 45

52

 

Устройство Римской республики.

1

Комбинированный

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Выборы консулов и принятие законов. Сенат и его функции. Римское войско.

Сравнивать

исторические явления, выделяя сходства и отличия.

Схема.

 

§ 46

53

 

Войны Рима с Карфагеном.

1

Комбинированный

Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Битва при Каннах. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Уметь читать историческую карту; оперировать датами.

Задания с кратким ответом

 

§ 47

54

 

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

1

Комбинированный

Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена.

Уметь читать историческую карту; оперировать датами; раскрывать содержание иллюстрации

Задания с развёрнутым ответом.

 

§ 48

55

 

Рабство в Древнем Риме.

1

Комбинированный

Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Гладиаторские игры. Римские учёные о рабах.

Раскрывать содержание иллюстрации.

Рассказ.

 

§ 49

56

 

Земельный закон братьев Гракхов.

1

Комбинированный

Разорение земледельцев и его причины. Земельный закон братьев Гракхов. Гибель братьев.

Давать самостоятельную оценку явлениям.

Задания с кратким ответом

 

§ 50

57

 

Восстание Спартака.

1

Комбинированный

Восстание рабов. Победы Спартака. Армия восставших и их походы. Поражение восстания и его причины.

Составлять рассказ, используя текст и иллюстрации.

Рассказ.

Гражданские войны.

§ 51

58

 

Единовластие Цезаря.

1

Комбинированный

Превращение римской армии в наёмную. Возвышение Цезаря. Захват Цезарем власти. Гибель Цезаря.

Пересказывать текст учебника;

делать выводы.

Задания с развёрнутым ответом.

 

§ 52

59

 

Установление империи.

1

Комбинированный

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Единовластие Октавиана Августа.

Давать самостоятельную оценку явлениям.

Задания с кратким ответом

Римское право.

§ 53

60

 

Соседи Римской империи.

1

Комбинированный

Территория империи. Парфянское царство. Германцы. Предки славянских народов.

Уметь читать историческую карту.

Рассказ.

Империя и соседние народы.

§ 54

61

 

В Риме при императоре Нероне.

1

Комбинированный

Обожествление императоров. Нерон. Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Давать самостоятельную оценку явлениям.

Задания с кратким ответом

 

§ 55

62

 

Первые христиане и их учение.

1

Комбинированный

Возникновение христианства. Рассказы о жизни и учении Иисуса. Моральные нормы. Гонения на христиан.

Пересказывать текст учебника;

делать выводы.

Рассказ

Христианские святые мученики.

§ 56

63

 

Расцвет империи во 2-м веке.

1

Комбинированный

Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Строительство в Риме.

Сравнивать

исторические явления; делать выводы.

Задания с кратким ответом

 

§ 57

64

 

«Вечный город»

и его жители.

1

Комбинированный

Рим – столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки и многоэтажные дома.

Пересказывать текст учебника;

делать выводы.

Задания с кратким ответом

 

§ 58

65

 

Римская империя при Константине.

1

Комбинированный

Вторжения варваров. Император Константин. Признание христианства. Константинополь.

Сравнивать

исторические явления; делать выводы.

Задания с развёрнутым ответом.

 

§ 59

66

 

Взятие Рима варварами.

1

Комбинированный

Разделение империи. Восстания в провинциях. Вторжение готов в Галлию. Взятие Рима готами. Падение Западной Римской империи.

Уметь читать историческую карту; оперировать датами; делать выводы.

Задания с кратким ответом

Рим и варвары. Готы и гунны

§ 60

67-68

 

Особенности цивилизации Греции и Рима. Вклад народов древности в мировую культуру.

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Участие граждан в управлении государством. Семь чудес света.

Сравнивать исторические явления; делать выводы.

 

Зачет по теме.

 




69-70

 

Резерв.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать 338.1 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты