Домой

Правительства Республики Беларусь, Министерство образования Республики Беларусь постановляет:   Утвердить прилагаемую Инструкцию об общих требованиях к учебным планам, учебным программа




НазваниеПравительства Республики Беларусь, Министерство образования Республики Беларусь постановляет:   Утвердить прилагаемую Инструкцию об общих требованиях к учебным планам, учебным программа
страница1/3
Дата16.03.2013
Размер0.67 Mb.
ТипПрограмма
Содержание
5. Учебные планы подразделяются на учебные планы повышения квалификации, типовые учебные планы переподготовки, учебные планы пер
13. Учебный план повышения квалификации разрабатывается по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции. 14. 
15. Учебно-тематический план повышения квалификации разрабатывается по форме согласно приложению 3 к настоящей Инструкции. 16. 
31. Учреждение образования может самостоятельно разработать и направить в РИВШ проект типового учебного плана переподготовки. 32
34. Утвержденные типовые учебные планы переподготовки регистрируются и хранятся в РИВШ. 35. 
44. Учебно-тематический план переподготовки разрабатывается по форме согласно приложению 7 к настоящей Инструкции. 45. 
46. График учебного процесса переподготовки разрабатывается по форме согласно приложению 8 к настоящей Инструкции. 47. 
Учебная программа повышения квалификации
Учебный план
Учебно-тематический план
Типовой учебный план переподготовки
Учебный план переподготовки
I. Структура учебного процесса
II. План учебного процесса
Учебная программа по дисциплине
Учебно-тематический план переподготовки
График учебного процесса переподготовки
Подобные работы:
  1   2   3


Об утверждении Инструкции об общих требованиях к учебным планам, учебным программам, учебно-тематическим планам, на основании которых осуществляются повышение квалификации и переподготовка руководителей и специалистов, о порядке их разработки и утверждения

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

9 ноября 2009 г. № 70

На основании пункта 28 Положения о порядке осуществления повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 марта 2008 г. № 379 «Об утверждении Положения о порядке осуществления повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь», Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об общих требованиях к учебным планам, учебным программам, учебно-тематическим планам, на основании которых осуществляются повышение квалификации и переподготовка руководителей и специалистов, о порядке их разработки и утверждения.

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.



Министр

А.М.Радьков







УТВЕРЖДЕНО

Постановление Министерства образования Республики Беларусь

09.11.2009 № 70

ИНСТРУКЦИЯ
об общих требованиях к учебным планам, учебным программам, учебно-тематическим планам, на основании которых осуществляются повышение квалификации и переподготовка руководителей и специалистов, о порядке их разработки и утверждения


1. Инструкция об общих требованиях к учебным планам, учебным программам, учебно-тематическим планам, на основании которых осуществляются повышение квалификации и переподготовка руководителей и специалистов, о порядке их разработки и утверждения (далее – Инструкция) устанавливает общие требования к структуре, содержанию и оформлению, порядок разработки и утверждения учебных планов, учебных программ и учебно-тематических планов учреждений образования (подразделений учреждений образования), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров, независимо от формы собственности и подчиненности (далее – учреждение образования).

2. Для целей настоящей Инструкции применяются следующие термины и их определения:

  • аудиторные занятия – это занятия, проводимые под руководством преподавателя в группе (подгруппе) слушателей в учебных (производственных) аудиториях;

  • самостоятельная работа – это работа, осуществляемая слушателем в рамках учебных программ по дисциплинам специальности переподготовки без непосредственного руководства преподавателя при самостоятельном выборе места и времени обучения.

3. При разработке учебных планов, учебных программ и учебно-тематических планов учреждений образования предусматривается проведение аудиторных занятий или аудиторных занятий в сочетании с самостоятельной работой слушателей.

4. Планирование аудиторных занятий необходимо осуществлять из расчета:

6–10 учебных часов1 в день при очной (дневной) и заочной формах получения образования;

4–6 учебных часов в день при очной (вечерней) форме получения образования.

1Учебный час как единица измерения учебного процесса повышения квалификации и переподготовки кадров составляет 40–45 минут.

^ 5. Учебные планы подразделяются на учебные планы повышения квалификации, типовые учебные планы переподготовки, учебные планы переподготовки.

6. Учебные программы подразделяются на учебные программы повышения квалификации и учебные программы по дисциплинам специальности переподготовки.

7. Учебно-тематические планы подразделяются на учебно-тематические планы повышения квалификации и учебно-тематические планы переподготовки.

8. Учебная программа повышения квалификации, учебный план повышения квалификации, учебно-тематический план повышения квалификации разрабатываются и утверждаются учреждением образования в рамках профилей и направлений образования, которые установлены Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации», утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 36 (далее – ОКСК).

9. Учебная программа повышения квалификации устанавливает цели и задачи, основные требования к содержанию каждого раздела учебного плана повышения квалификации.

10. Учебная программа повышения квалификации включает: титульный лист, введение, содержание программы, материалы для итоговой аттестации слушателей, список рекомендуемой литературы.

11. При оформлении учебной программы повышения квалификации учитываются следующие требования:

  • титульный лист оформляется по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции и содержит наименование учебной программы, наименования категорий работников, для которых она предназначена, сведения о рекомендациях к утверждению, грифы согласования (при необходимости) и утверждения учебной программы повышения квалификации;

  • во введении указываются цели, задачи, методы и средства повышения квалификации;

  • в содержании программы раскрываются основные вопросы каждой темы, вопросы круглых столов, тематических дискуссий, сценарии деловых игр, тренингов;

  • в материалы для итоговой аттестации слушателей включаются вопросы для проведения зачета, билеты для экзамена, примерная тематика выпускных работ или рефератов в зависимости от формы итоговой аттестации;

  • в список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) включаются источники информации, рекомендуемые слушателям, с указанием объемов для самостоятельного изучения при необходимости по каждой теме раздела.

12. Учебный план повышения квалификации в соответствии с учебной программой повышения квалификации определяет название изучаемых разделов и распределение количества учебных часов по видам занятий с указанием формы итоговой аттестации.

^ 13. Учебный план повышения квалификации разрабатывается по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции.

14. Учебно-тематический план повышения квалификации разрабатывается в соответствии с учебной программой и учебным планом повышения квалификации, раскрывает содержание разделов и распределяет соответствующее им количество учебных часов по темам с указанием формы итоговой аттестации.

^ 15. Учебно-тематический план повышения квалификации разрабатывается по форме согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.

16. Учебная программа повышения квалификации рассматривается и рекомендуется к утверждению кафедрой (цикловой комиссией), ответственной за повышение квалификации, или советом факультета (отделения) учреждения образования, а также научно-методическим (методическим) советом учреждения образования.

17. Учебная программа и учебный план повышения квалификации утверждаются не позднее чем за 2 недели до начала учебных занятий. При необходимости учреждение образования может осуществлять их согласование с организациями, заинтересованными в повышении квалификации.

18. Учебная программа, учебный и учебно-тематический планы повышения квалификации пересматриваются по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 года.

19. Типовой учебный план переподготовки, учебный план переподготовки, учебная программа по дисциплине специальности переподготовки, учебно-тематический план переподготовки разрабатываются по каждой специальности переподготовки, включенной в ОКСК.

20. При разработке документов по конкретной специальности переподготовки, указанных в пункте 19 настоящей Инструкции, необходимо устанавливать единое суммарное количество учебных часов для всех форм получения образования, а также определенное соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы слушателей в зависимости от формы получения образования.

Планирование самостоятельной работы слушателя необходимо осуществлять из расчета:

  • 6–10 учебных часов в день при очной (дневной) форме получения образования без совмещения с аудиторными занятиями в этот день;

  • 2–4 учебных часа в день при очной (дневной) и заочной формах получения образования при совмещении с аудиторными занятиями в этот день. При этом общее количество учебных часов аудиторных занятий и самостоятельной работы слушателей – не более 12 учебных часов в день;

  • 4–6 учебных часов в день при очной (вечерней) и заочной формах получения образования без совмещения с аудиторными занятиями в этот день.

21. Цели и содержание образования по конкретной специальности переподготовки должны соответствовать квалификации, установленной ОКСК.

Разработку типовых учебных планов переподготовки, учебных планов переподготовки, учебных программ по дисциплинам специальности переподготовки, учебно-тематических планов переподготовки необходимо осуществлять с учетом требований:

  • нормативных правовых актов, определяющих особенности профессиональной деятельности в рамках специальности переподготовки и присваиваемой квалификации;

  • квалификационных характеристик должностей служащих, соответствующих квалификации и специальности переподготовки;

  • образовательных стандартов по специальности высшего или среднего специального образования одноименной (родственной) специальности переподготовки.

22. Типовой учебный план переподготовки определяет формы получения образования, продолжительность обучения, содержание образования, соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы слушателей в зависимости от формы получения образования, формы текущей и итоговой аттестации, распределяет учебное время в соответствии с содержанием образования.

23. В типовом учебном плане переподготовки выделяются следующие компоненты:

  • гуманитарные и социально-экономические дисциплины – компонент, включающий дисциплины, содействующие личностному интеллектуальному развитию слушателей, совершенствованию их политической, правовой и нравственной культуры;

  • общепрофессиональные дисциплины – компонент, включающий дисциплины, необходимые для усвоения дисциплин специальности;

  • дисциплины специальности – компонент, включающий дисциплины, обеспечивающие формирование специальных знаний и навыков слушателей в соответствии с квалификацией, установленной ОКСК в рамках определенной специальности;

  • стажировка (при необходимости) – компонент, нацеленный на освоение слушателем новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности, иных достижений в соответствии с квалификацией, установленной ОКСК в рамках определенной специальности;

  • компонент учреждения образования – резерв часов, используемый учреждением образования для увеличения количества часов по отдельным дисциплинам или для введения новых(ой) дисциплин(ы) относительно типового учебного плана переподготовки, исходя из целей проектирования учебного процесса в соответствии с квалификацией, установленной ОКСК в рамках определенной специальности.

24. При разработке типового учебного плана переподготовки необходимо учитывать следующие процентные соотношения учебных часов, распределенных по компонентам, относительно их суммарного количества:

  • гуманитарные и социально-экономические дисциплины – 2–6 %;

  • общепрофессиональные дисциплины и дисциплины специальности – 70–85 %;

  • стажировка – до 10 %;

  • компонент учреждения образования – до 10 %.

25. В типовом учебном плане переподготовки в зависимости от формы получения образования необходимо учитывать рекомендуемые соотношения количества учебных часов аудиторных занятий к количеству учебных часов самостоятельной работы слушателей в интервалах:

  • при очной (дневной) форме получения образования – от 70:30 до 80:20;

  • при очной (вечерней) форме получения образования – от 60:40 до 70:30;

  • при заочной форме получения образования – от 50:50 до 60:40.

26. Типовой учебный план переподготовки разрабатывается по форме согласно приложению 4 к настоящей Инструкции.

27. По каждой специальности переподготовки при необходимости могут быть разработаны типовые учебные планы переподготовки в двух или в одном из двух возможных вариантов, когда:

  • общее количество учебных часов по плану составляет не менее 1000 (для слушателей с высшим образованием) и не менее 600 (для слушателей со средним специальным образованием);

  • общее количество учебных часов по плану составляет не менее 500 (для слушателей с высшим образованием) и не менее 300 (для слушателей со средним специальным образованием) при условии, что слушатели имеют основное образование по специальности одного и того же направления образования со специальностью переподготовки.

28. Типовой учебный план переподготовки разрабатывается и утверждается в трехмесячный срок со дня введения в действие изменения ОКСК, предусматривающего внесение новой специальности переподготовки, изменение квалификации или наименования специальности переподготовки.

29. Разработка типовых учебных планов переподготовки обеспечивается Министерством образования Республики Беларусь (далее – Министерство образования).

30. Организационно-методическое сопровождение работ по подготовке к утверждению проектов типовых учебных планов переподготовки, включая их согласование с заинтересованными, осуществляется государственным учреждением образования «Республиканский институт высшей школы» (далее – РИВШ).

^ 31. Учреждение образования может самостоятельно разработать и направить в РИВШ проект типового учебного плана переподготовки.

32. Типовой учебный план переподготовки визируется ректором РИВШ, руководителем структурного подразделения Министерства образования, ответственным за его разработку, и утверждается заместителем Министра образования Республики Беларусь, курирующим данное направление работы.

33. По каждой специальности переподготовки утверждается один типовой учебный план переподготовки в одном из двух возможных вариантов или при необходимости – два типовых учебных плана в соответствии с пунктом 27 настоящей Инструкции.

Типовой учебный план переподготовки пересматривается по мере необходимости, но не реже 1 раза в 4 года.

^ 34. Утвержденные типовые учебные планы переподготовки регистрируются и хранятся в РИВШ.

35. Учебный план переподготовки и учебно-тематический план переподготовки разрабатываются учреждением образования на основании типового учебного плана переподготовки с соблюдением требований, установленных пунктами 4, 20, 21, 23–25 настоящей Инструкции, а учебные программы по дисциплинам специальности переподготовки – с соблюдением требований, установленных пунктами 4, 20, 21, 23, 24 настоящей Инструкции.

36. Учебный план переподготовки устанавливает содержание образования по конкретной специальности переподготовки и распределение суммарного количества учебных часов по видам занятий и этапам обучения при определенной форме получения образования, включая компонент учреждения образования.

37. Учебный план переподготовки состоит из двух частей: структуры учебного процесса и плана учебного процесса.

Структура учебного процесса представляет собой последовательное в течение каждого учебного года распределение недель учебного времени, отводимого на аудиторные занятия, самостоятельную работу, текущую аттестацию, стажировку, дипломное проектирование, итоговую аттестацию слушателей. В учебном плане переподготовки учреждением образования могут быть предусмотрены каникулы.

План учебного процесса отражает формы текущей аттестации по дисциплинам, а также распределение учебных часов по видам занятий и этапам обучения. Этапы обучения вводятся при сквозной их нумерации в учебном плане переподготовки, если это необходимо для организации учебного процесса. Принцип деления учебного процесса на этапы, количество этапов обучения (их отсутствие) определяются учреждением образования.

38. Количество учебных часов лекционных занятий в учебном плане переподготовки не должно превышать 15–60 % от суммарного количества учебных часов аудиторных занятий и самостоятельной работы.

39. Учебный план переподготовки разрабатывается по форме согласно приложению 5 к настоящей Инструкции.

40. Учебная программа по дисциплине специальности переподготовки (далее – программа) устанавливает цели и задачи, основные требования к содержанию каждого раздела и каждой темы дисциплины для всех форм получения образования по определенной специальности переподготовки, включая самостоятельную работу слушателей.

41. Программа включает: титульный лист, введение, содержание программы, материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей, список рекомендуемой литературы.

42. При оформлении программы учитываются следующие требования:

  • титульный лист оформляется по форме согласно приложению 6 к настоящей Инструкции и содержит наименование программы, код и наименование специальности переподготовки согласно ОКСК, дату утверждения и регистрационный номер типового учебного плана переподготовки, на основании которого программа разработана, сведения о рекомендациях к утверждению, гриф утверждения программы;

  • во введении указываются цели, задачи, методы, средства и основные требования к результатам обучения в рамках программы;

  • в содержании программы раскрываются основные вопросы каждого раздела и каждой темы дисциплины специальности переподготовки, вопросы круглых столов (тематических дискуссий), сценарии деловых игр, тренингов, формы текущей аттестации, включая требования к проверке результатов самостоятельной работы;

  • в материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей включаются вопросы для проведения зачета и (или) экзамена, примерная тематика контрольных работ, рефератов, курсовых работ в зависимости от форм текущей аттестации;

  • в список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) включаются источники информации, рекомендуемые слушателям, с указанием объемов для самостоятельного изучения при необходимости по каждой теме дисциплины.

43. Учебно-тематический план переподготовки на основе учебного плана переподготовки и учебных программ по дисциплинам специальности переподготовки при определенной форме получения образования устанавливает последовательность учебного процесса по этапам обучения с распределением учебных часов аудиторных занятий и самостоятельной работы по темам и видам занятий и указанием всех форм аттестации.

^ 44. Учебно-тематический план переподготовки разрабатывается по форме согласно приложению 7 к настоящей Инструкции.

45. На основании учебно-тематического плана переподготовки разрабатывается график учебного процесса переподготовки для каждой группы слушателей по конкретной форме получения образования, который определяет календарное время проведения всех видов обучения.

^ 46. График учебного процесса переподготовки разрабатывается по форме согласно приложению 8 к настоящей Инструкции.

47. Учебные планы переподготовки, учебные программы по дисциплинам специальности переподготовки, учебно-тематические планы переподготовки пересматриваются по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 года.






Приложение 1

к Инструкции об общих требованиях к учебным планам, учебным программам, учебно-тематическим планам, на основании которых осуществляются повышение квалификации и переподготовка руководителей и специалистов, о порядке их разработки и утверждения

Форма


____________________________________________________________________________

(наименование учреждения образования)



СОГЛАСОВАНО




УТВЕРЖДАЮ

________________________




Руководитель (уполномоченное

(инициалы, фамилия)




им лицо) учреждения образования

________________________




_____________________________

(дата)




(инициалы, фамилия)







_____________________







(дата)

^ Учебная программа повышения квалификации

____________________________________________________________________________

(наименование учебной программы повышения квалификации)

____________________________________________________________________________

(наименование категории работников, для которых
предназначена данная программа)


Минск, 20__

Разработчик(и) программы:

____________________________________________________________________________

(инициалы, фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)

Рецензенты:

____________________________________________________________________________

(инициалы, фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)

Рекомендована к утверждению:

____________________________________________________________________________

(наименование кафедры (цикловой комиссии) или совета факультета (отделения),

рекомендовавших учебную программу повышения квалификации к утверждению)


Протокол заседания от ___________ № ______

____________________________________________________________________________

(наименование научно-методического (методического)
совета учреждения образования,

рекомендовавшего учебную программу повышения квалификации к утверждению)


Протокол заседания от ___________ № ______






Приложение 2

к Инструкции об общих требованиях к учебным планам, учебным программам, учебно-тематическим планам, на основании которых осуществляются повышение квалификации и переподготовка руководителей и специалистов, о порядке их разработки и утверждения

Форма



СОГЛАСОВАНО




УТВЕРЖДАЮ

________________________




Руководитель (уполномоченное

(инициалы, фамилия)




им лицо) учреждения образования

________________________




_____________________________

(дата)




(инициалы, фамилия)







_____________________







(дата)

^ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

повышения квалификации

____________________________________________________________________________

(наименование учебной программы повышения квалификации)


Продолжительность обучения ________________________________________

(недель и часов)

Форма получения образования _______________________________________



№ п/п

Названия разделов

Количество учебных часов

всего

распределение по видам занятий

лекции

практические занятия

семинарские занятия

круглые столы, тематические дискуссии

лабораторные занятия

деловые игры

тренинги

конференции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

I


































































ВСЕГО































Форма итоговой аттестации




Руководитель факультета (отделения) _____________________

(инициалы, фамилия)

Заведующий кафедрой

(председатель цикловой комиссии) _______________________

(инициалы, фамилия)






Приложение 3

к Инструкции об общих требованиях к учебным планам, учебным программам, учебно-тематическим планам, на основании которых осуществляются повышение квалификации и переподготовка руководителей и специалистов, о порядке их разработки и утверждения

Форма






УТВЕРЖДАЮ




Руководитель (уполномоченное




им лицо) учреждения образования




_____________________________




(инициалы, фамилия)




_____________________




(дата)

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

повышения квалификации

____________________________________________________________________________

(наименование учебной программы повышения квалификации)


Продолжительность обучения ____________________________________

(недель и часов)

Форма получения образования ___________________________________




п/п

Названия разделов и тем (дисциплин)

Количество учебных часов

Кафедра (цикловая комиссия)

всего

распределение по видам занятий

лекции

практические занятия

семинарские занятия

круглые столы, тематические дискуссии

лабораторные занятия

деловые игры

тренинги

конференции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I


































1


































...


































II


































1


































...





































ВСЕГО


































Форма итоговой аттестации




Руководитель факультета (отделения) ____________________

(инициалы, фамилия)

Заведующий кафедрой

(председатель цикловой комиссии) _______________________

(инициалы, фамилия)






Приложение 4

к Инструкции об общих требованиях к учебным планам, учебным программам, учебно-тематическим планам, на основании которых осуществляются повышение квалификации и переподготовка руководителей и специалистов, о порядке их разработки и утверждения

Форма


Министерство образования Республики Беларусь


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

______________________________

(инициалы, фамилия)

______________________________

(дата)

  1   2   3

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты