Домой

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 декабря 2004 года n 1051. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 января




Скачать 166.76 Kb.
НазваниеПриказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 декабря 2004 года n 1051. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 января
Дата16.03.2013
Размер166.76 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Правила аттестации педагогических работников
2. Аттестационная комиссия и ее состав
3. Порядок проведения аттестации
Сноска. Пункт 17 в редакции – приказом и.о. Министра образования и науки РК от 26 апреля 2005 года № 261.
3. Реализация решений аттестационной комиссии
Приказ Министерства образования и науки РК № 261 от 26 апреля 2005г.
Министерство образования и науки РК
Подобные работы:

Об утверждении Правил аттестации педагогических работников

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 декабря 2004 года N 1051. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 января 2005 года N 3401


В целях реализации подпункта 21-1) статьи 30 Закона Республики Казахстан «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:


1. Утвердить прилагаемые Правила аттестации педагогических работников.

2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Испусинова СБ.) обеспечить в установленном порядке регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

3. Признать утратившим силу приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 октября 2003 года № 688 «Об утверждении Правил об аттестации педагогических работников» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 2538, опубликованный в Бюллетене нормативных правовых актов Республики Казахстан 2003 года № 37-42, статья 879) .

4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на первого вице-министра образования и науки Республики Казахстан Гамарника Г.Н.

5. Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной регистрации.


Министр


Утверждены

приказом Министра образования

и науки Республики Казахстан

от 24 декабря 2004 года N 1051


^ Правила

аттестации педагогических работников


1. Общие положения


1. Правила аттестации педагогических работников (далее - Правила) разработаны в целях реализации подпункта 21-1) статьи 30 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяют порядок аттестации педагогических работников (далее - педагогические работники) организаций дошкольного воспитания и обучения, среднего общего, начального профессионального и среднего профессионального, высшего профессионального, дополнительного общего образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

2. В настоящих Правилах применяются следующие основные термины и определения:

1) (подпункт исключен – приказом и.о. Министра образования и науки РК от 26 апреля 2005 года № 261);

2) аттестация педагогических работников - процедура, проводимая с целью определения соответствия уровня квалификации педагогического работника квалификационным требованиям;

3) квалификационная категория - соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

3. Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет, после истечения срока предыдущей аттестации.

4. Основными принципами аттестации являются открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемому педагогическому работнику; системность и целостность экспертных оценок.

5. Руководители организаций образования, их заместители, руководители начальной военной подготовки и физического воспитания, работники органов управления организаций образования, имеющие педагогическую нагрузку, проходят аттестацию по преподаваемому предмету на установление квалификационной категории на общих основаниях.

6. Аттестация педагогических работников республиканских подведомственных организаций среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования осуществляется Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее - Министерство); организаций дошкольного воспитания и обучения, среднего общего, начального профессионального и среднего профессионального, дополнительного общего образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности - управлениями (департаментами) образования областей, городов Алматы и Астаны, районными (городскими) отделами образования и спорта. <*>

Сноска. В пункте 6 внесены изменения – приказом и.о. Министра образования и науки РК от 26 апреля 2005 года № 261.


^ 2. Аттестационная комиссия и ее состав


7. Аттестационные комиссии создаются в организациях образования, районных, городских отделах (управлениях), областных, городов Астаны, Алматы управлениях (департаментах) образования, центральном исполнительном органе в области образования, отраслевых министерствах (ведомствах) Республики Казахстан, имеющих в своём ведении организации образования, и их территориальных органах.

8. Аттестационные комиссии определяют формы, процедуры, конкретные сроки проведения аттестации, проводят анализ работы аттестуемого, выносят решения по итогам аттестации.

9. Аттестационные комиссии создаются в cлeдvющeм составе: председатель аттестационной комиссии - руководитель (заместитель руководителя) органа управления образованием или организации образования, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии: специалисты органов управления образованием, руководители организаций образования, заместители руководителя высшего учебного заведения, руководители структурных подразделений высшего учебного заведения, работники кадровых, методических служб, научных организаций и местных исполнительных органов, представители профсоюзов, учебно-методических объединений, ведущие педагогические работники организаций образования.

Количество членов аттестационной комиссии не должно превышать семи человек или должно составлять нечетное число.

Работникам системы образования, включённым в состав аттестационных комиссий, сохраняется заработная плата по основному месту работы на период их непосредственной деятельности в составе комиссии.

Персональный состав аттестационной комиссии организации образования и сроки ее полномочий определяются советом организации образования и утверждаются соответствующим приказом руководителя организации образования или органа управления образованием.

10. Для аттестации педагогических работников малокомплектных школ и дошкольных организаций аттестационные комиссии могут создаваться приказом руководителя соответствующего органа управления образованием при базовой школе, дошкольной организации или при соответствующем по подчинённости органе управления организацией образования.


^ 3. Порядок проведения аттестации


11. Аттестация педагогических работников проводится на основе аналитического обобщения итогов их деятельности в форме собеседования, творческих отчетов, защиты авторских разработок; при этом учитываются:

1) владение предметными, психолого-педагогическими, дидактико-методическими знаниями и умениями;

2) участие в учебно-методической, опытно-экспериментальной, научно-исследовательской работах;

3) творческая деятельность аттестуемого;

4) уровень практических навыков и умений обучающихся.

Экспертная оценка практической деятельности педагогического работника также может осуществляться в форме психолого-педагогической диагностики результатов профессиональной деятельности.

12. Основанием для проведения аттестации педагогического работника является его личное заявление по форме (приложение 1 к настоящим Правилам). Прием заявлений аттестационными комиссиями организаций образования осуществляется ежегодно до 1 июня.

13. Аттестация педагогических работников в организациях образования проводится с 10 октября по 30 марта текущего учебного года; в районных, городских отделах (управлениях), областных, городов Астаны, Алматы управлениях (департаментах) образования, Министерстве, отраслевых министерствах (ведомствах) Республики Казахстан, имеющих в своем ведении организации образования, и их территориальных органах с 10 апреля по 10 мая.

14. Аттестация педагогических работников средних профессиональных учебных заведений осуществляется в соответствии с квалификационными характеристиками должностей педагогических работников системы среднего профессионального образования.

15. Аттестация педагогических работников высших учебных заведений осуществляется в соответствии с квалификационными характеристиками должностей научно-педагогических работников.

16. Для повышения категории педагогический работник организаций дошкольного воспитания и обучения, среднего общего, начального профессионального образования наряду со стажем практической работы, наличием профессионального образования, должен иметь ранее присвоенную ему категорию: вторую - для получения первой,

первую - для получения высшей.

17. Педагогические работники (учителя) организаций образования, реализующие образовательные программы среднего общего образования, проходят аттестацию по должности, установленной штатным расписанием, и указанной в индивидуальном трудовом договоре ( приказе о приеме на работу).

В случае если предметы, которые преподает педагогический работник (учитель), соответствуют предметам, указанным в его дипломе как одна квалификация (учитель физики и математики, учитель химии и биологии, учитель казахского языка и литературы и т.д.) аттестация проводится с присвоением единой категории по основной должности с указанием предметов в соответствии с указанной в дипломе квалификацией (учитель физики и математики высшей категории, учитель химии и биологии первой категории и т.д.).

Педагогические работники, преподающие государственный язык, но не имеющие соответствующего профессионального образования, должны проходить аттестацию по предмету "Казахский язык".

Во всех других случаях совмещения должностей педагогический работник (учитель) проходит аттестацию по совмещаемой должности на условиях, указанных в абзаце четвертом подпункта 3) пункта 22 настоящих Правил. <*>

^ Сноска. Пункт 17 в редакции – приказом и.о. Министра образования и науки РК от 26 апреля 2005 года № 261.

18. По каждому педагогическому работнику комиссия выносит одно из следующих заключений:

соответствует требованиям установленного уровня квалификации;

соответствует квалификационным требованиям соответствующей категории;

не соответствует квалификационным требованиям соответствующей категории.

19. Решение о присвоении (снижении) второй категории педагогическим работникам утверждает аттестационная комиссия организации образования.

Решение о присвоении (снижении) первой категории педагогическим работникам утверждает аттестационная комиссия непосредственного органа управления организациями образования.

Решение аттестационной комиссии организации образования о присвоении (снижении) высшей категории педагогическим работникам утверждают аттестационные комиссии областных, городов Астаны и Алматы управления (департаменты) образования.

Решение о присвоении (снижении) высшей, первой категорий педагогическим работникам организаций образования республиканского подчинения утверждает аттестационная комиссия центрального исполнительного органа в области образования.

Решение о присвоении (снижении) высшей, первой категорий педагогическим работникам организаций образования других ведомств утверждают аттестационные комиссии данных ведомств.

20. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом и соответствующей записью в аттестационном листе (приложение 2 к настоящим Правилам).

Протокол и аттестационный лист подписываются председателем, заместителем председателя, секретарём и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

Решение считается действительным, если на заседании комиссии присутствовало не менее 2/3 её членов.

Результаты голосования определяются большинством голосов членов комиссии, принявших участие в итоговом заседании. При равенстве голосов, голос Председателя является решающим.

При аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, педагогический работник в голосовании не участвует.

21. Аттестационная комиссия представляет протокол о решении аттестационной комиссии с результатами аттестации и копии аттестационных листов работников на присвоение высшей и первой категорий в соответствующие органы управления образованием.

22. В соответствии с настоящими Правилами, педагогические работники организаций дошкольного воспитания и обучения, среднего общего, начального профессионального образования могут пройти аттестацию на более высокую квалификационную категорию, до истечения срока действия имеющейся у них квалификационной категории, в следующих случаях;

1) на высшую квалификационную категорию:

лицам, подготовившим по своим предметам (дисциплинам) призеров олимпиад, конкурсов, выставок (республиканского, международного уровней);

победителям профессиональных конкурсов, конференций, семинаров (республиканского, международного уровней);

2) на первую квалификационную категорию:

лица, подготовившие по своему предмету участников олимпиад, конкурсов, выставок (районного, областного (городского) уровней); участников конкурсов, конференций, семинаров (районного, областного (городского) уровней);

лицам, чей опыт обобщался на районном, областном (городском) уровне.

3) на вторую квалификационную категорию:

лица, окончившие высшее профессиональное учебные заведения с "отличием", имеющие стаж педагогической деятельности не менее одного года;

лица, окончившие среднее профессиональное учебное заведение с "отличием" имеющие стаж педагогической деятельности не менее 3 лет;

лицам, не имеющим соответствующего образования по предметам, но защитившим творческие отчеты или учебно-методические разработки и прошедшим курс повышения квалификации при областных (городских), Республиканском институтах повышения квалификации.

Если педагогическому работнику не присвоена заявленная квалификационная категория, то за ним сохраняется имеющаяся до истечения срока ее действия..

23. После истечения срока действия квалификационные категории педагогических работников на основании их заявлений продлеваются, но не более чем на один год, в случаях:

1) временной нетрудоспособности;

2) нахождения в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;

3) нахождения в командировке, на работе по специальности за рубежом;

4) возобновления работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от причин ее прекращения.

В случае истечения срока действия квалификационной категории у

педагогических работников, которым до пенсии по возрасту остается менее 4 лет, имеющиеся у них квалификационные категории сохраняются до наступления пенсионного возраста, если педагогический работник намерен завершить педагогическую деятельность с момента наступления пенсионного возраста, о чем он письменно уведомил аттестационную комиссию.

24. Работнику, не подтвердившему в ходе аттестации имеющуюся у него квалификационную категорию, после истечения срока ее действия решением соответствующей аттестационной комиссии квалификационная категория понижается.

25. В случае несогласия с peшением аттестационной комиссии аттестуемый имеет право обжаловать его в судебном порядке. <*>

Сноска. Пункт 25 в редакции – приказом и.о. Министра образования и науки РК от 26 апреля 2005 года № 261.


^ 3. Реализация решений аттестационной комиссии


26. Руководитель организации образования на основании решения аттестационной комиссии в месячный срок издает приказ о присвоении педагогическим работникам соответствующих квалификационных категорий.

27. По результатам аттестации работникам выдаются удостоверения установленного образца (приложение 3 к настоящим Правилам). Удостоверение подписывается руководителем организации образования и заверяется печатью. Копия удостоверения хранится в личном деле работника. Выдача удостоверения регистрируется в журнале (приложение 4 к настоящим Правилам), страницы которого в установленном порядке прошнуровываются и нумеруются.

Оформленные в установленном порядке удостоверения о присвоении квалификационной категории действуют на всей территории Республики Казахстан.

Педагогическим работникам, которым по результатам аттестации присвоены квалификационные категории, делается соответствующая запись в трудовой книжке.

28. Присвоенная по результатам аттестации квалификационная категория и уровень оплаты труда по соответствующей категории вступает в силу с 1 сентября очередного учебного года.

29. При переходе на иную педагогическую должность или на новое место работы в педагогической отрасли, в том числе объективно связанное с переменой места жительства (в пределах Республики Казахстан), работнику сохраняется уровень оплаты труда в соответствии с квалификационной категорией, присвоенной на педагогической должности по прежнему месту работы.

30. Связанные с аттестацией трудовые споры рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.


^ Приказ

Министерства образования и науки РК № 261 от 26 апреля 2005г.


О внесении изменений и дополнений

В приказ Министра образования и

науки РК от 24 декабря 2004г. № 1051

«Об утверждении Правил аттестации

педагогических работников».


ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Внести в приказ Министра образования и науки РК от 24 декабря 2004г. № 1051 «Об утверждении аттестации педагогических работников, утвержденных указанным приказом:

  1. подпункт 1) пункта 2 исключить;

  2. пункт 6 дополнить словами « районными (городскими) отделами образования и спорта»;

  3. пункт 17 изложить в следующей редакции:

« 17. Педагогические работники ( учителя) организаций образования, реализующие образовательные программы среднего общего образования проходят аттестацию по должности, установленной штатным расписанием, указанной в индивидуальном трудовом договоре ( приказе о приеме на работу).

В случае, если предметы, которые преподает педагогический работник ( учитель), соответствуют предметам, указанным в его дипломе как квалификация ( учитель физики и математики, учитель химии и биологии, учитель казахского языка и литературы и тд.) аттестация проводится присвоением единой категории по основной должности с указанием предметов в соответствии с указанной в дипломе квалификацией ( учитель физики и математики высшей категории, учитель химии и биологии первой категории и тд.)

Педагогические работники, преподающие государственный язык, не имеющие соответствующего профессионального образования, должны проходить аттестацию по предмету «Казахский язык».

Во всех других случаях совмещения должностей педагогический работник ( учитель) проходит аттестацию по совмещенной должности на условиях, указанных в абзаце четвертом подпункта 3) пункта 22 настоящих Правил.

«25. В случае несогласия с решением с аттестационной комиссии аттестуемый имеет право обжаловать его в судебном порядке».

  1. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.

  2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки РК Шамшидинову К.Н.



И.о. Министра Г. Гамарник


На обращение учителей обком профсоюза работников образования и науки разъясняет, что квалификационные характеристики должностей педагогических работников высшего уровня квалификации и среднего уровня квалификации имеют существенные различия, поэтому при получении высшего педагогического образования специалистами, имевшими категории, как специалисты среднего уровня квалификации, им следует пройти аттестацию с целью подтверждения имеющейся категории, как специалисту высшего уровня квалификации.


Главный специалист по правовым

вопросам обком профсоюза работников

образования и науки: А. Смирнов

^ Министерство образования и науки РК в связи с обращениями педагогических работников, дает разъяснения по отдельным положениям Правил педагогических работников, утвержденных приказом Министра образования и науки РК № 1051 от 24 декабря 2004г.

При прохождении аттестации для повышения категории и, соответственно изменения условий оплаты труда ( в случае положительного решения аттестационной комиссии о присвоении очередной категории) путем повышения должностного оклада ( ставки), предусмотренных индивидуальным трудовым договором между работодателем и работником, аттестационная комиссия обязана рассматривать заявление работника на повышение категории по той должности, которая указана в качестве трудовой функции в ИТД.

В случае, если работник, принятый на одну должность, выполняет дополнительную работу по другой должности ( например, учителю по предмету «география» поручают вести преподавание предмета «информатика»), то это называется совмещением должностей и за эту работу производится доплата в размере, согласованном работодателем и работником с учетом требований нормативных правовых актов в этой области. При этом размер доплаты за совмещаемую должность не зависит от категории, присвоенной работнику по основной должности. Например, учителю географии, имеющему 1 категорию, поручают вести преподавание предмета «информатики», по которому у него нет категории. В этом случае, за основную работу – преподавание географии учителю будет исчислен должностной оклад специалиста 1 категории, а за преподавание информатики доплата будет исчислена, исходя из должностного оклада специалиста без категории.

Однако в этом случае при соблюдении требований к квалификации, образованию и стажу работы учитель вправе подать заявление на присвоение категории и по совмещаемой должности, то есть в нашем примере – за преподавание информатики ( учителя начальных классов, учителя – предметники, совмещающие должность воспитателя – за должность воспитателя). При этом необходимо руководствоваться требованиями абзаца 4 подпункта 3 пункта 22 вышеуказанных Правил аттестации педагогических работников.

Что касается таких должностей, как «учитель казахского языка и литературы», « учитель русского языка и литературы», «учитель химии и биологии», указанных в дипломе о профессиональном образовании как одна квалификация, то педагогический работник имеет право пройти аттестацию одновременно по обоим предметам как по одной должности.

Учителям – предметникам, дополнительное ведение кружковой работы или факультативов по своей должности (по своему или смежному предмету) в соответствии с государственным общеобязательным стандартом среднего общего образования РК в рамках базисного учебного плана, оплачивается по той категории, которую он имеет по основной должности.

Положение о том, что учитель проходит аттестацию по основной должности, имело место в Правилах об аттестации педагогических работников, утвержденных приказом Министерства образования и науки РК от 18 октября 2003г. № 688 ( пункт 16). При разработке новых Правил (2004) вторым абзацем в пункт 17 было внесено предложение областных, городских департаментов образования по разъяснению присвоения категорий.

Учитывая обращения педагогической общественности, приказом Министерства образования и науки от 26 апреля 2005г. № 261 внесены соответствующие изменения и дополнения в пункты 2,6,17 вышеназванных Правил.

В соответствии с данным приказом аттестация педагогических работников организаций дошкольного воспитания и обучения, среднего общего, начального профессионального и среднего профессионального, дополнительного общего образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности осуществляется управлениями ( департаментами) образования областей, городов Алматы и Астаны, районными ( городскими) отделами образования и спорта.

При присвоении квалификационных категорий руководствоваться требованиями пункта 22 вышеуказанных Правил аттестации педагогических работников.

Согласно подпункту 1 пункта 22 данных Правил на высшую квалификационную категорию могут претендовать:

лица, подготовившие по своим предметам ( дисциплинам) призеров олимпиад, конкурсов, выставок ( областного, республиканского, международного уровней);

победители конкурсов педагогического мастерства, участники конференций, семинаров ( областного, республиканского, международного уровней);

лица, чей опыт обобщался на областном, республиканском уровнях.


И.о. Министра Г. Гамарник

Скачать 166.76 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты