Домой

Г. Б. Добрецов. Тема Разработка тз на оказание образовательных услуг




Скачать 339.25 Kb.
НазваниеГ. Б. Добрецов. Тема Разработка тз на оказание образовательных услуг
Дата15.03.2013
Размер339.25 Kb.
ТипЛитература
Содержание
1. Понятие дополнительного профессионального образования
Формы получения образования.
Дополнительное образование.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации
Государственные требование к учебному заведению.
Выводы по 1 вопросу
2. Государственные требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ и минимуму содержания отдель
2.1. Государственные требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.
1. Общие положения
Общие положения
2. Базовые требования к содержанию ДПО-программ
Организация повышения квалификации
III. Требования к повышению квалификации госслужащих
Организация стажировки
IV. Требования к стажировке
Организация профессиональной переподготовки
II. Требования к профессиональной переподготовке госслужащих
2.1. Государственные требования к минимуму содержания отдельных дополнительных профессиональных образовательных программ
Выводы по 2 вопросу
3. Особенности разработки ТЗ на оказание образовательных услуг
...
Полное содержание
Подобные работы:

Г.Б. Добрецов. Тема Разработка ТЗ на оказание образовательных услуг

Тема. Разработка технического задания на оказание образовательных услуг

1. Понятие дополнительного профессионального образования

2. Государственные требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ и минимуму содержания отдельных программ

3. Особенности разработки ТЗ на оказание образовательных услуг

Литература

1. Содружество независимых государств. Модельный образовательный кодекс для государств-участников содружества независимых государств (общая часть) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Международные правовые акты. Версия Международное право.

2. Российская Федерация. Законы. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд от 21 июля 2005 года № 94-фз (в ред. от 27.12.2009) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Международные правовые акты. Версия Международное право.

3. Российская Федерация. Законы. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (в ред. от 29.01.2010) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

4. Российская Федерация. Законы. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон РФ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (в ред. от 21.12.2009) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

5. Российская Федерация. Законы. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 (в ред. от 27.12.2009) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

6. Российская Федерация. Правительство РФ. Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года № 277 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

7. Российская Федерация. Правительство РФ. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций Утверждено Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 года № 522 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

8. Российская Федерация. Правительство РФ. Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 года № 362 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

9. Российская Федерация. Минобрнауки. Требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы «Управление государственными и муниципальными заказами» Утв. Минобрнауки 2 октября 2006 года [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

10. Российская Федерация. Минобрнауки. Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ: Приказ Минобрнауки от 18 июня 1997 года № 1221 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.


Анализ практики размещения заказов на оказание образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования в субъектах Федерации свидетельствует о наличии существенных недостатков и нарушений законодательства при выборе исполнителей образовательных услуг для государственных и муниципальных нужд. В ряде случаев их причины имеют коррупционную составляющую, в иных – кроются в непрофессионализме лиц, организующих образовательный процесс. Нередко выбор исполнителя осуществляется посредством аукциона, исполнителем становится лицо, предложившее самую низкую цену образования. Естественно при этом страдает качество: дешевые услуги – услуги среднего или низкого уровня.

По нашему мнению, образовательные услуги в сфере дополнительного профессионального образования относятся к продукции, которую невозможно сопоставить по одной только цене, отсюда следует, что заказ на ее размещение следует размещать путем конкурса (при стоимости свыше 100 тысяч рублей).


^ 1. Понятие дополнительного профессионального образования


Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.1


Законом Об образовании дается определение образовательной программы и виды образовательных программ. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности.

В РФ реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).2


^ Формы получения образования. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.3


^ Дополнительное образование. Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.4


Дополнительное профессиональное образование - образование в пределах соответствующих уровней профессионального образования, осуществляемое в целях совершенствования компетентности или повышения уровня квалификации по той или иной профессии [1]. Дополнительным профессиональным образованием государственных гражданских служащих РФ является образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также непосредственно в государственных органах или иных организациях, направленное на непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих РФ [8; п.1].


^ Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями [3, ст. 62, ч. 6].


^ Государственные требование к учебному заведению. В соответствии с этими требованиями [10, п. 1.4; 8, п. 3.5] образовательное учреждение должно иметь лицензию [6] на право ведения образовательной деятельности по соответствующей программе и государственную аккредитацию [7] по этой программе. Следует обратить внимание на то, что лицензия – документ на право ведения образовательной деятельности, а государственная аккредитация – выдачу документа государственного образца лицам, успешно освоившим образовательную программу [10, п. 1.4].

Для отдельных программ законодательством могут устанавливаться дополнительные требования к учебному заведению. Так, образовательное учреждение, реализующее Программу «Управление государственными и муниципальными заказами» в соответствии с государственными требованиями [9, п.3.5] должно иметь:

а) соответствующие Требованиям учебные планы, условия реализации Программы, перечень учебно-методических материалов, используемых при реализации Программы, необходимую для ведения образовательного процесса учебную и научно-методическую литературу (в том числе нормативную базу по размещению заказов для государственных и муниципальных нужд) и обеспечить наличие для всех слушателей комплектов обязательных и дополнительных учебно-методических материалов по каждой дисциплине учебного плана Программы, в том числе на электронных носителях;

б) профессорско-преподавательский состав, удовлетворяющий следующим условиям: не менее 50% преподавателей, ведущих обучение по Программе, должны пройти обучение по Программе; не менее 60% преподавателей должны иметь ученую степень доктора или кандидата наук; руководитель Программы должен являться штатным сотрудником образовательного учреждения, иметь ученую степень, опыт руководящей или методической работы и пройти обучение по Программе;

в) соответствующее материально-техническое обеспечение учебного процесса (собственный или арендованный специально оборудованный аудиторный фонд, оборудованный для проведения лекций и семинаров с использованием активных методов и современных аудиовизуальных средств; компьютерные классы с выходом в Интернет; оргтехнику, копировальные аппараты);

г) в образовательном учреждении должна быть создана постоянно действующая система научно-методической оценки учебных курсов по Программе, активно проводиться планомерная работа по формированию и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава.

^ Выводы по 1 вопросу:

1.___________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


^ 2. Государственные требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ и минимуму содержания отдельных программ

Дополнительная профессиональная образовательная программа разрабатывается с учетом требований, установленных к ее содержанию: общих и конкретных - путем установления минимальных требований к содержанию отдельных дополнительных образовательных программ.

^ 2.1. Государственные требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.

Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ установлены Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 18 июня 1997 г. № 1221.

Государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ - Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 362.

Сравним требования этих двух нормативных правовых актов.



Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ: Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 18 июня 1997 г. № 1221

Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 362

Требования к содержанию образования и к образовательным программам, т. е. общие требования – распространяются на организации обучения специалистов - не госслужащих, а в части оформления программ и на обучение государственных служащих

Государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ – обязательны только для государственных служащих

^ 1. Общие положения

1.1. Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ (далее – Требования, ДПО-программ) разработаны в целях осуществления единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования (далее – ДПО), направленной на удовлетворение профессиональных потребностей специалистов в интересах развития их личности и творческих способностей.

1.4. Образовательное учреждение для проведения обучения по ДПО-программам должно иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности. Аккредитованные образовательные учреждения выдают слушателям после успешного окончания обучения документы государственного образца о повышении квалификации, профессиональной переподготовке, стажировке.


^ Общие положения


1. Дополнительным профессиональным образованием (далее – ДПО) государственных гражданских служащих РФ является образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и ДПО, а также непосредственно в государственных органах или иных организациях, направленное на непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих РФ (далее - госслужащие).





1.2. Разработанные Требования призваны способствовать повышению качества ДПО, обеспечению формирования компетентности специалистов на всем протяжении их активной профессиональной деятельности.

1.3. Настоящие Требования основываются на положениях Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ, Типового положения об образовательном учреждении ДПО (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610.

1.5. Разработанные Требования способствуют унификации ДПО-программ с сохранением возможности для образовательных учреждений самостоятельного создания вариативных учебных программ, отражающих запросы в соответствующих образовательных услугах, в том числе с учетом отраслевых и региональных способностей.

1.6. Требования используются образовательными учреждениями (подразделениями) ДПО и органами управления образованием на всей территории РФ наряду с другими нормативными документами при лицензировании, аттестации и аккредитации образовательных учреждений (подразделений) ДПО.

^ 2. Базовые требования к содержанию ДПО-программ

2.1. ДПО-программы разрабатываются, принимаются и реализуются образовательным учреждением самостоятельно.

2.2. Базовыми требованиями к содержанию ДПО-программ являются:

соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям;

преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования;

ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения;

совместимость ДПО-программ по видам и срокам;

соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам;

соответствие принятым правилам оформления программ;

соответствие содержания программ видам ДПО.

2.3. Соответствие образовательных программ квалификационным требованиям к профессиям и должностям определяется составом профессиональных задач, включенных в цели конкретной образовательной программы.

2.4. Преемственность ДПО-программ по отношению к государственным образовательным стандартам обеспечивается учетом в ДПО-программах требований профессиональной части стандартов.

2.5. Ориентация на современные образовательные технологии реализуется путем отражения в программах новаций:

в принципах обучения (модульность, обучение "до результата", вариативность сроков обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности слушателей, индивидуализация, обучение с профессиональным подбором претендентов на различные роли и др.);

в формах и методах обучения (активные методы, дистанционное обучение, дифференцированное обучение, оптимизация обязательных аудиторных занятий);

в методах контроля и управления образовательным процессом (распределенный контроль по модулям, использование тестирования и рейтингов, корректировка индивидуальных программ по результатам контроля, переход к автоматизированным системам управления, обеспечение профориентации в процессе обучения и т.д.);

в средствах обучения (компьютерные программы, интегральные и персональные базы данных, многосредные средства, тренажеры).

2.6. Обеспечение совместимости программ различных видов ДПО реализуется путем соотнесения целей и содержания программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки.

В зависимости от целей и сроков обучения в программах может варьироваться соотношение между теоретической подготовкой и практическим обучением решению профессиональных задач.

2.7. Содержание ДПО-программ определяется следующими учебно - методическими документами: учебный план, учебно - тематический план, учебная программа.

Учебные планы и программы должны быть составлены с учетом исходного образовательного уровня и профессиональной подготовленности специалиста.


Примерный Учебный план отражает:

цель обучения;

категорию обучаемых (занимаемая должность);

продолжительность обучения (согласно нормативным документам);

форму обучения (с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы);

режим занятий (количество часов в день);

перечень разделов и дисциплин;

количество часов по разделам и дисциплинам;

виды учебных занятий;

формы аттестации и контроля знаний.


Примерный Учебно - тематический план конкретизирует учебный план и включает:

описание тем, разделов;

виды учебных занятий (лекции, практические, игровые занятия и др.);

количество часов, отводимых на различные виды занятий;

формы и виды контроля.


Примерная Учебная программа предусматривает:

введение;

перечень тем;

реферативное описание тем или разделов (изложение основных вопросов в заданной последовательности);

наименование видов занятий по каждой теме;

методические рекомендации по реализации учебной программы;

список литературы (основной и дополнительной), а также других видов учебно - методических материалов и пособий, необходимых для изучения (конспектов лекций, видеолекций, лазерных дисков и др.).

2.8. Содержание программ должно отражать установленные положения и нормативы по организации различных видов ДПО

Образовательные учреждения, реализующие программы ДПО для госслужащих, самостоятельно определяют их содержание и технологию обучения.

ДПО госслужащих включает их профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

2. Профессиональная переподготовка (далее – профпереподготовка) и повышение квалификации госслужащих осуществляются с отрывом, с частичным отрывом (до 3 рабочих дней в неделю) или без отрыва (вечерние группы) от госслужбы РФ и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы.

Профпереподготовка и повышение квалификации госслужащих вне пределов нормальной продолжительности служебного времени осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

Профпереподготовка и повышение квалификации госслужащих за пределами территории РФ осуществляются с отрывом от гражданской службы.

Стажировка госслужащих на территории РФ и за ее пределами (далее - стажировка) осуществляется с отрывом от гражданской службы.

3. Общий объем аудиторной учебной нагрузки госслужащих в неделю составляет:

при обучении с отрывом от госслужбы - не более 41 часа с учетом объема учебной нагрузки не более 54 часов;

при обучении без отрыва или с частичным отрывом от госслужбы - не менее 12 часов.

4. Количество госслужащих в учебных группах при проведении практических и семинарских занятий должно составлять не более 6 человек. При проведении лекционных занятий возможно объединение групп в потоки.

5. При проведении образовательными учреждениями профпереподготовки и повышения квалификации госслужащих объем лекционных занятий не должен превышать 30 процентов общего объема аудиторных занятий.

6. Освоение госслужащими образовательных программ ДПО завершается обязательной государственной итоговой аттестацией.

Госслужащим, успешно освоившим программы ДПО, выдаются документы государственного образца.

7. Положения настоящих государственных требований обязательны для всех образовательных учреждений высшего, среднего и ДПО, расположенных на территории РФ и осуществляющих обучение госслужащих.

8. Профпереподготовка и повышение квалификации госслужащих проводятся по дополнительным профессиональным образовательным программам (далее – ДПО-программа), формируемым в соответствии с федеральными государственными требованиями, устанавливаемыми ФОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

^ Организация повышения квалификации

Повышение квалификации проводится в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

Повышение квалификации может осуществляться как краткосрочное тематическое обучение, тематические и проблемные семинары, длительное обучение для углубленного изучения актуальных проблем или приобретения профессиональных навыков, самостоятельное обучение, обучение по индивидуальным программам.

Повышение квалификации заканчивается сдачей соответствующего зачета, экзамена, защитой реферата или итоговой работы. Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, получают соответствующий документ (удостоверение или свидетельство о повышении квалификации).


^ III. Требования к повышению квалификации госслужащих

17. Повышением квалификации госслужащих является обновление знаний и совершенствование навыков госслужащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.

18. Повышение квалификации осуществляется в целях:

а) освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности госслужащих (тематические и проблемные конференции и семинары) - объемом от 18 до 72 аудиторных часов (краткосрочное повышение квалификации);

б) комплексного обновления знаний госслужащих по ряду вопросов в установленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответствующих профессиональных задач - объемом от 73 до 144 аудиторных часов.

19. При освоении программы повышения квалификации объемом более 72 часов госслужащему в качестве ее разделов могут быть зачтены программы краткосрочного повышения квалификации, освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее 3 лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.

20. Освоение госслужащими образовательных программ повышения квалификации завершается обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей следующие виды аттестационных испытаний:

а) по краткосрочным программам повышения квалификации - экзамен в форме тестирования;

б) по программам повышения квалификации объемом свыше 72 часов - экзамен в форме тестирования и защита итоговой работы.

21. По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдаются документы государственного образца:

удостоверение о краткосрочном повышении квалификации - госслужащим, прошедшим обучение по программам объемом от 18 до 72 часов;

свидетельство о повышении квалификации - госслужащим, прошедшим обучение по программам объемом от 73 до 144 часов.

^ Организация стажировки

Организация стажировки регулируется работодателем (периодичность, продолжительность, содержание). Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации или учреждения, где она проводится.

Стажировка носит индивидуальный характер и может предусматривать:

самостоятельную теоретическую подготовку;

приобретение профессиональных и организаторских навыков;

изучение организации и технологии производства, работ;

непосредственное участие в планировании работы организации;

работу с технической, нормативной и другой документацией;

выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

участие в совещаниях, деловых встречах и др.

Примерная форма программы стажировки приводится в Приложении N 4.

По результатам прохождения стажировки стажеру выдается документ о краткосрочном или длительном повышении квалификации в зависимости от сроков обучения.

^ IV. Требования к стажировке

22. Стажировкой является изучение госслужащим передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных госслужащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.

Программа стажировки разрабатывается образовательным учреждением совместно с государственным органом, госслужащие которого направляются для прохождения стажировки, и государственным органом или иной организацией, принимающим стажеров.

23. Продолжительность стажировки, являющейся самостоятельным видом ДПО госслужащих, - от 2 до 4 месяцев.

Продолжительность стажировки, являющейся составной частью программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, определяется учебным планом соответствующих программ.

24. Освоение госслужащими программы стажировки, являющейся самостоятельным видом ДПО госслужащих, завершается отчетом о стажировке и обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу.

25. По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдается документ государственного образца - свидетельство о прохождении стажировки

^ Организация профессиональной переподготовки

Профпереподготовка проводится как длительное обучение по учебным программам, необходимым специалисту для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Форма и сроки обучения устанавливаются в соответствии с целями обучения.

Уровень образования специалистов, проходящих профпереподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности.

Освоение программ профпереподготовки специалистов завершается обязательной итоговой аттестацией (выпускная квалификационная работа, итоговый экзамен, междисциплинарный экзамен и т.п.).

Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, по решению аттестационной комиссии получают диплом о профессиональной переподготовке.


^ II. Требования к профессиональной переподготовке госслужащих

9. Профпереподготовкой госслужащих является приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления госслужащими нового вида профессиональной служебной деятельности.

10. Профпереподготовка осуществляется в целях:

а) совершенствования знаний госслужащих или получения ими дополнительных знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности;

б) получения дополнительной квалификации.

11. Необходимость в прохождении профпереподготовки госслужащими, замещающими должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется руководителем государственного органа, лицом, замещающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо представителем указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ (далее - представитель нанимателя).

12. Для профпереподготовки устанавливаются следующие сроки освоения образовательных программ:

а) нормативный срок прохождения профпереподготовки для выполнения госслужащими нового вида профессиональной деятельности должен составлять более 500 аудиторных часов;

б) нормативный срок прохождения профпереподготовки для получения госслужащими дополнительной квалификации должен составлять более 1000 часов, в том числе более 75 процентов аудиторных часов.

13. При освоении программы профпереподготовки госслужащему в качестве ее разделов могут быть зачтены программы повышения квалификации (стажировки), освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее 3 лет до начала обучения по соответствующей программе профессиональной переподготовки.

14. Освоение госслужащими образовательных программ профпереподготовки завершается обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу и экзамен.

15. По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдаются следующие документы государственного образца:

а) диплом о профпереподготовке - лицам, прошедшим обучение по программе объемом более 500 аудиторных часов;

б) диплом о дополнительном (к высшему) образовании - лицам, прошедшим обучение по ДПО-программе для получения дополнительной квалификации объемом более 1000 часов.

16. Диплом о дополнительном (к высшему) образовании дает госслужащему право претендовать на замещение должностей гражданской службы, квалификационными требованиями по которым предусмотрено наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля.


^ 2.1. Государственные требования к минимуму содержания отдельных дополнительных профессиональных образовательных программ

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 213 «О внесении изменений и дополнений в типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов было предусмотрено определение минимальных требований к содержанию отдельных дополнительных образовательных программ. Требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ и уровню профессиональной переподготовки устанавливаются ФОИВ, осуществляющим проведение единой государственной политики в области ДПО, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

В 2007 году был уточнен порядок установления указанного минимума содержания. В статью 9 Федерального закона РФ «Об образовании» 01.12.2007 года был введен пункт 9, согласно которому к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы (выделено автором) и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могут устанавливаться федеральные государственные требования в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 9 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ).

Письмом от 5 августа 2009 года №ИК-1059/03 «О некоторых вопросах регулирования дополнительного профессионального образования» Минобрнауки РФ информировал Федеральные органы исполнительной власти о том, что не принимает к рассмотрению не соответствующие указанной норме проекты федеральных государственных требований и предложения по изменению ранее утвержденных государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам.

Письмом Рособрнадзора от 16 декабря 2009 г. № 01-357/11-01 «О лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений по дополнительной профессиональной образовательной программе «Управление государственными и муниципальными заказами» отменено действие порядка лицензирования учреждений по дополнительной профессиональной образовательной программе «Управление государственными и муниципальными заказами». Как указано в Письме, в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», установившего порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, а также научных организаций, реализующих в соответствии с законодательством РФ основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки, письмо Рособрнадзора от 22.01.2007 № 01-19/05-01 «О лицензировании учреждений по дополнительной профессиональной образовательной программе «Управление государственными и муниципальными заказами» с 15 декабря 2009 года не применяется.

На основании вышеизложенного, Требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы «Управление государственными и муниципальными заказами» утвержденные Минобрнауки 2 октября 2006 года имеют, по нашему мнению, недостаточно определенный правовой статус, ссылки на них по тексту настоящей статьи даны курсивом.

^ Выводы по 2 вопросу:

1.___________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


^ 3. Особенности разработки ТЗ на оказание образовательных услуг

Требования к качеству и техническим характеристикам дополнительных образовательных услуг, а также иные показатели, связанные с определением соответствия услуг требованиям заказчика формируются с учетом ограничений части 3 статьи 22 Закона [2] на основании нормативных правовых актов в области образования.

3.1. Требования законодательства, на основании которых формируется техническое задание

В соответствии с частью 1 статьи 22; частью 1 статьи 34 Закона документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.


В извещении о проведении открытого конкурса, аукциона (статья 21, часть 4. пункт 4) объявляется предмет Г(М)К с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. Несомненно указанные параметры должны быть в составе технического задания, хотя о них не говорится в перечне содержания документации.

Часть 2 статьи 22, частью 2 статьи 34, часть 4 статьи 41.6 определяют объем ТЗ: документация должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемой продукции потребностям заказчика.


В соответствии с частью 2.1 статьи 22, 2.1 статьи 34, не допускается включать в документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к УРЗ (в том числе требования к квалификации УРЗ, включая наличие у участника опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у УРЗ производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику предусмотрена Законом.


Часть 4 статьи 41.6 к числу требований к иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемой продукции потребностям заказчика добавляет требование указания используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальных и (или) минимальных значений таких показателей и показателей, значения которых не могут изменяться;


Требования к содержанию ТЗ при запросе котировок установлены статьей 43 Закона:

- наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемой продукции потребностям заказчика;

- место доставки поставляемых товаров, место выполнения работ, место оказания услуг;

- сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.


Таким образом, при размещении заказа на оказание услуг содержание ТЗ может быть представлено, как указано в таблице 1. Табл. 1.

Содержание ТЗ








конкурс

Аукцион

ОАЭФ

Котировки

1

Наименование, характеристики и объем оказываемых услуг

Ст. 21, ч.4,п.4

Ст. 21, ч.4,п.4

Ст. 41.5, ч.4,п.4




2

Требования к качеству услуг,













3

Требования к техническим характеристикам услуг













4

Требования к безопасности услуг













5

Иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика:













6

Место оказания услуг













7

Сроки оказания услуг













8

Исполнитель услуги













9

Должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика к использованию при оказании услуг максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться














3.2. Содержание ТЗ на оказание образовательных услуг


Название ДПО-программы. С учетом требований раздела 2 «Базовые требования к содержанию ДПО-программ» Приказа Министерства общего и профессионального образования от 18 июня 1997 г. № 1221 названия программ ДПО, по нашему мнению, должны соответствовать основным образовательным программам и квалификационным требованиям к профессиям и должностям


Требования к учебной программе. Повышение квалификации осуществляется в целях комплексного обновления знаний гражданских служащих в области размещения заказов [8, п. 18].

Программа формируется в соответствии с федеральными государственными требованиями, которые обязательны для всех образовательных учреждений осуществляющих обучение гражданских служащих [8, п. 7, 8]. Программа разрабатывается, принимается и реализуются образовательным учреждением (далее: исполнитель услуги, исполнитель) самостоятельно [10, п. 2.1]. Исполнитель определяет содержание программы и технологию обучения [8].


Рассмотрим на примере подготовки ТЗ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами»


^ Государственные требования к образовательным услугам. [8; 10]. Пример: ДПО-программа «Управление государственными и муниципальными заказами» (базовый уровень, 120 часов), (требования к организации учебного процесса, учебной программе, итоговым испытаниям, оценке Программы, уровню подготовки лиц, успешно освоивших Программу) [9].

При составлении технического задания на обучение по Программе заказчиком включаются следующие требования к образовательным услугам:

Нормативный срок прохождения повышения квалификации (в рамках единой Программы) вне зависимости от используемых технологий обучения должен составлять не менее 120 аудиторных часов для базового уровня [9, п. 1.6].

Формирование программы. Программа должна соответствовать примерному содержанию учебной программы базового уровня, приведенной в Требованиях к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы «УГМЗ» [9, п. 3.6].

^ В основу Программы кладется принцип модульности [9, п. 1.7]. Конкретное название и содержание учебных модулей по разделам специализации, а также содержание и длительность базовых дисциплин определяются исполнителем самостоятельно [8, п. 5]. Программа должна носить междисциплинарный характер и позволять обучать слушателей в соответствии с действующей нормативной базой, применяя современные образовательные методики и технологии, формировать у слушателей знания и практический опыт в области размещения государственных и муниципальных заказов [9, п. 1.7]. В структуру программы должны входить общепрофессиональные, специальные, вспомогательные дисциплины (модули), а также дисциплины (модули) по выбору [9, п. 1.10].

Объем теоретических занятий должен быть не менее 60% от общего объема учебного времени. Объем лекционных занятий не должен превышать 30% общего объема аудиторных занятий [8, п. 5]. Программа должна предусматривать практические занятия, деловые игры, семинары и консультации [9, п. 1.7].

^ Исполнитель имеет право изменять до 30% содержания программы при сохранении базового минимума содержания, установленного Требованиями [9, п. 1.15].

Базовыми требованиями к содержанию программы являются:

- соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям;

- преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования;

- ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения;

- совместимость ДПО-программ по видам и срокам;

- соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам;

- соответствие принятым правилам оформления программ;

- соответствие содержания программы виду ДПО [10, п. 2.2].

Ориентация на современные образовательные технологии реализуется исполнителем путем отражения в программе новаций:

а) в принципах обучения (модульность, обучение «до результата», вариативность сроков обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности слушателей, индивидуализация, обучение с профессиональным подбором претендентов на различные роли и др.);

б) в формах и методах обучения (активные методы, дистанционное обучение, дифференцированное обучение, оптимизация обязательных аудиторных занятий);

в) в методах контроля и управления образовательным процессом (распределенный контроль по модулям, использование тестирования и рейтингов, корректировка индивидуальных программ по результатам контроля, переход к автоматизированным системам управления, обеспечение профориентации в процессе обучения и т.д.);

г) в средствах обучения (компьютерные программы, интегральные и персональные базы данных, многосредные средства, тренажеры) [10, п. 2.5].


^ Требования к организации учебного процесса. С целью выявления исходной подготовки слушателей, прием лиц на обучение по Программе должен осуществляться на основе вступительного анкетирования или собеседования, форму, порядок и содержание которого исполнитель определяет самостоятельно в соответствии с целью Программы [9. п. 3.2].


Форма обучения:

а) с отрывом от работы (госслужбы);

б) с частичным отрывом (до 3 рабочих дней в неделю) от работы (госслужбы);

в) без отрыва (вечерние группы) от работы (госслужбы);

г) с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий

^ Лекционная работа проводится в учебном потоке (курсе) Для проведения практических занятий исполнитель разбирает поток на группы, численностью не более 25 человек. [9, п. 3.3; 8, п. 4]. Количество слушателей в учебных подгруппах при проведении практических и семинарских занятий должно составлять не более 6 человек. [8, п. 4].

Исполнитель имеет право осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных занятий, заданий и семинаров по программам, обеспечивающим реализацию определяемого Требованиями минимума содержания [9, п.1.17].

^ Не допускается замена предусмотренных учебным планом аудиторных занятий на работу над прикладными проектами [9, п. 1.17].

Общий объем аудиторной учебной нагрузки слушателей в неделю составляет при обучении с отрывом от госслужбы не более 41 часа с учетом объема учебной нагрузки не более 54 часов, при обучении без отрыва или с частичным отрывом от госслужбы - не менее 12 часов [8, п. 3].


Требования к итоговым испытаниям. Освоение программы завершается обязательной государственной итоговой аттестацией, которая направлена на определение теоретической и практической подготовленности слушателя к выполнению профессиональных задач, установленных государственными требованиями [9. п. 2.1; 8, п. 6].

Аттестация предусматривает экзамен в форме тестирования и защиту итоговой работы [3, п. 20]. В случае неудовлетворительного результата итоговой аттестации допускается повторное тестирование с заменой варианта тестового материала. Лица, выполнившие все требования учебного плана, успешно освоившие программу и прошедшие итоговую аттестацию, получают свидетельство о повышении квалификации государственного образца [9, п. 2.2; 8, п. 6; 8, п. 21].


Требования к оценке программы слушателями. По итогам обучения по каждому выпуску должна осуществляться оценка слушателями программы в целом [9. п. 3.4].


Требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших программу.

Специалисты, прошедшие обучение, должны знать:

- основные положения законодательства РФ в области размещения заказов;

- полномочия комиссий по размещению заказoв;

- способы размещения заказoв;

- процедуры различных способов размещения заказов, их содержание,

- специфику размещения заказoв;

- условия и порядок заключения и исполнения Г(М)К;

уметь:

- применять на практике положения законов и нормативных актов РФ о размещении государственных и муниципальных заказов;

- разрабатывать пакет документации, необходимый при размещении заказoв;

- готовить проекты государственных (муниципальных) контрактов на поставку продукции для казенных нужд;

- применять информационные технологии при размещении заказов;

- пользоваться информационными технологиями при размещении заказов, в том числе работать с электронными базами данных, официальными сайтами [9, п. 4].


^ Выводы по 3 вопросу:

1.___________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


^ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

1.___________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1 Об образовании: Федеральный закон РФ 10 июля 1992 года №3266-1.

2 Закон. Статья 9.

3 Закон. Статья 10.

4 Закон. Статья 26.



Для заметок: ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________



Скачать 339.25 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты