Домой

Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения по специальности 021100 «юриспруденция»




Скачать 259.3 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения по специальности 021100 «юриспруденция»
Дата15.03.2013
Размер259.3 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
Содержание
Учебно-методический комплекс рассмотрен и утвержден на заседании кафедры гуманитарных дисциплин
Рекомендован методической комиссией института для издания и использования в учебном процессе
Учебно-методический комплекс зарегистрирован в методкабинете
1. Учебно-тематическиЙ план
Наименование разделов и тем
2. Учебная программа дисциплины
3. Список литературы
4. Методические указания
ТЕМАТИКА контрольныХ работ
2. Проспрягайте глагол administrare 1 (управлять) в Praesens, Imperfectum, Futurum I действительного залога. Переведите каждую ф
Слова к тексту
1. Просклоняйте словосочетания. Переведите все падежные формы
2. Проспрягайте глагол videre 2 (видеть, смотреть) в Praesens, Imperfectum, Futurum I действительного залога. Переведите каждую
Слова к тексту
1. Просклоняйте словосочетания. Переведите все падежные формы
2. Проспрягайте глагол dividere 3 (разделять) в Praesens, Imperfectum, Futurum I действительного залога. Переведите каждую форму
Слова к тексту
7. Индивидуальные задания
Задания на закрепление крылатых выражений Упражнение №1
3 Sine ira et studio
...
Полное содержание
Подобные работы:


ЗАОЧНАЯ


негосударственное Некоммерческое образовательное

учреждение


Кузбасский институт экономики и права


ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


29


ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

021100 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»


КЕМЕРОВО 2004


Латинский язык: Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения / сост. Л.И. Юрьева; Кузбас. ин-т экон. и права. — Кемерово, 2004. — 26 с.


Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с учебным планом института. В данном комплексе содержатся все необходимые для изучения и преподавания курса латинского языка учебно-методические материалы.

Предназначен для студентов первого курса очной формы обучения на юридическом факультете института.


^ Учебно-методический комплекс рассмотрен и утвержден на заседании кафедры гуманитарных дисциплин

«_6_» сентября 2004 г. протокол № 1__


Зав. кафедрой гуманитарных дисциплин

доцент, к.ф.н. __________________________________________ О.Ф. Гаврилов


^ Рекомендован методической комиссией института для издания и использования в учебном процессе


Председатель методической комиссии нститута

________________________________________ Н.М. Ильдимиров


Утвержден

Проректор по учебной работе


________________________________________ Г.А. Мартынов


«________»_________________________2004 г.


^ Учебно-методический комплекс зарегистрирован в методкабинете


«_______» _____________________ 2004 г. регистрационный номер _________


Зав. методкабинетом ____________________________________И.П. Киселева


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 4


  1. Учебно-тематические планы 5



  1. Учебная программа 6




  1. Список литературы 10




  1. Методические указания к выполнению

контрольных работ для студентов-заочников 11


5. Тематика контрольных работ для студентов- заочников 13

6. Вопросы к зачету по латинскому языку 18

7. Индивидуальные задания 20


Введение


Учебно-методический комплекс по латинскому языку составлен в соответствии с учебным планом Кузбасского института экономики и права и предназначен для студентов первого курса очного и заочного отделения.

Основными целями преподавания латинского языка является

  • приобретение навыков чтения и перевода со словарем учебных латинских текстов средней степени трудности;

  • выработка навыков работы как с латинско-русским словарем, так и со словарями иностранных слов, энциклопедическими, юридическими и т.д.

  • выработка умения объяснять юридическую и общественно-политическую терминологию латинского происхождения, а также устойчивые фразеологизмы, используемые в русском языке без перевода.


Задачи дисциплины:


  1. изучить нормативный курс латинской грамматики;

  2. изучить лексический минимум и минимум крылатых выражений;

  3. выработать умение объяснять специальную терминологию латинского происхождения;

  4. понять роль латинского языка в формировании научной терминологии.

Программа составлена из расчета учебного времени, определенного учебным планом института. Формой итогового контроля является зачет. Для студентов-заочников условием допуска к зачету выступает контрольная работа.


^ 1. Учебно-тематическиЙ план

по курсу

«Латинский язык»

для студентов заочной формы обучения

специальности 021100 – «юриспруденция»





^ Наименование разделов и тем

Всего

Количество часов




практические занятия

Самост. работа

1

2

3

4

5

1.

Краткие сведения из истории латинского языка (латинский язык, его происхождение и место среди других языков. Значение латинского языка для создания современной научной и общественно- политической терминологии).

4

1

3

2.

Фонетика.


6

2

4

3.

Морфология.

Склонение существительных. 1–ое склонение. Глагол «быть» в настоящем времени.

3

1

2

4.

Глагол, основные сведения. Повелительное наклонение. Настоящее время.

8

2

6

5.

2 склонение. Прилагательные 1-2 склонений.


5

2

3

6.

3 склонение. Согласный, гласный, смешанный тип. Прилагательные 3 склонения.


8

2

6

7.

Числительные.

6



6

8.

. 4 и 5 склонения существительных

4



4

9.

Степени сравнения прилагательных


4



4

10.

Предлоги и приставки

6




6

Итого

64

10

54
^




2. Учебная программа дисциплины


«Латинский язык»


Тема № 1.

Краткие сведения из истории латинского языка


Латинский язык, его происхождение и место среди других языков. Апеннинский полуостров и его население в древности. Основание города Рим. Римская экспансия, превращение Рима в крупнейшее рабовладельческое государство. Романизация Западной Европы. Образование литературного латинского языка. Народная латынь. Формирование романских языков. Употребление латинского языка в средние века и эпоху Просвещения. Значение латинского языка для создания современной научной и общественно-политической терминологии.


Тема № 2.

Фонетика.


Алфавит. Произношение гласных звуков, дифтонгов. Произношение согласных звуков и буквосочетаний: а) латинских; б) греческих. Слогораздел. Долгие и краткие звуки. Количество слога. Правила ударения.


Тема № 3.

Морфология. 1 –ое склонение.


Общие сведения о склонении существительных. Категории рода, падежа и числа. Классификация существительных. Пять склонений существительных. 1 –ое склонение. Глагол «быть» в настоящем времени.


Тема № 4.

Глагол.


Общие сведения о глаголе. Инфинитив. Основные формы и основы. Спряжение. Повелительное наклонение. Настоящее время изъявительного наклонения действительного залога глаголов 1, 2 и 4 спряжений.


Тема № 5.

Глагол (продолжение)


Настоящее время изъявительного наклонения действительного залога глаголов 3а и 3б спряжений. Личные и возвратное местоимения. Порядок слов в латинском предложении.


Тема № 6.

2 склонение существительных.


2 склонение существительных. Существительные мужского и среднего рода. Особая форма звательного падежа. Правило среднего рода.


Тема № 7.

Прилагательные 1 и 2 склонений.


Склонение прилагательных мужского, женского и среднего рода (1 и 2 склонения). Притяжательные местоимения. Согласование прилагательных и местоимений с существительными.


Тема № 8.

Причастия.


Страдательные причастия прошедшего времени. Действительные причастиябудущего времени. Образование и склонение. Согласование причастий с существительными.


Тема № 9.

Страдательный залог.


Настоящее время изъявительного наклонения страдательного залога. Личные окончания страдательного залога. Инфинитив страдательного залога. Синтаксис падежей в страдательной конструкции.


Тема № 10.

Времена системы инфекта.


Настоящее, прошедшее несовершенное, будущее первое изъявительного наклонения действительного и страдательного залогов). Глагол «быть» во временах системы инфекта.


Тема № 11.

3 склонение.


Два типа номинатива существительных 3 –го склонения: сигматический и асигматический номинатив. Согласный тип 3 склонения. Гласный тип 3 склонения. Прилагательные 3-х, 2-х и 1-го окончания. Действительное причастие настоящего времени. Смешанный тип 3 склонения. Правила рода. Некоторые важнейшие исключения.


Тема№ 12

Степени сравнения прилагательных.


Образование форм сравнительной и превосходной степеней прилагательных. Склонение прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Образование описательных степеней сравнения. Супплетивные степени сравнения. Синтаксис падежей при степенях сравнения.


Тема № 13.

Наречия.


Наречия непроизводные и производные. Степени сравнения наречий. Супплетивные степени сравнения.


Тема № 14.

Времена системы перфекта изъявительного наклонения

Времена системы перфекта изъявительного наклонения действительного залога (перфект, плюсквамперфект, будущее второе). Личные окончания перфекта. Значение и перевод форм перфекта, плюсквамперфекта, будущего второго.


Тема № 15.

Времена системы перфекта изъявительного наклонения

(продолжение)

Времена системы перфекта изъявительного наклонения страдательного залога (перфект, плюсквамперфект, будущее второе). Значение и перевод форм перфекта, плюсквамперфекта, будущего второго.


Тема № 16.

Числительные.


Числительные количественные и порядковые. Склонение числительных. Производные слова от названий числительных в современном русском языке. Римские цифры. Римский календарь. Название месяцев в современных западноевропейских языках. Юлианский и григорианский календарь.


Тема № 17.

4 и 5 склонения существительных.


Существительные мужского и среднего рода 4-го склонения. Существительные женского рода. Правило среднего рода. Существительные 5-го склонения. Существительное RES.


Тема № 18.

Предлоги и приставки.


Предлоги, употребляемые с аблативом; Предлоги, употребляемые с аккузативом; предлоги, употребляемые с аблативом и аккузативом. Важнейшие латинские приставки. Латинские приставки, употребляемые в русском языке.


^ 3. Список литературы

Основная литература


Скорина Л.П., Чуракова Л.П. Латинский язык для юристов: Учеб. пособие под ред. Проф. С.В. Семчинского. – Минск, 000 Новое знание, 1999, 498 с.


Дополнительная литература


  1. Ахтерова О.А., Иваненко Т.В. Латинский язык и основы юридической терминологии. М.: Спарк, 2001. – 309 с.




  1. Бабичев Н.Т., Боровский Я.М. Словарь латинских крылатых слов. М.: Русский яхык, 1982. – 959 с.




  1. Глушанин Е.П., Зиновьева В. Л. Учебник. латинского языка для юридических факультетов: Барнаул, 1994, 137 с.



  1. Латинский язык: учебник для студентов пед. ин-тов / под общ. ред. .В. Н. Ярхо и В.И. Лободы. – 7 –е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2002. -319 с.




  1. Латинские юридические выражения. Сост. Темнов Е.Н. – М.: Юристъ, 1996. – 400 с.




  1. Мирошенкова В.Н., Федоров Н.А. Учебник латинского языка. М.: Изд-во МГУ, 1994. – 288 с.




  1. Нисенбаум М.Е. Via Latina ad ius. – М.: Юристъ, 1996. – 560 с.




  1. Подосинов А.В., Щавелев Н.И. Lingua Latina/ Введение в латинский язык и античную культуру (в 4-х томах). – М.: Прогресс, 1994.



^ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО отделения

К зачету необходимо написать контрольную работу.

Студенты, чьи фамилии начинаются с букв:

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З ― выполняют первый вариант работы;

И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, - второй вариант;

Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я, - третий вариант.

При выполнении контрольной работы особое внимание рекомендуется обратить на третье задание (перевод текста на русский язык). Перевод латинского предложения должен быть связан с его грамматическим анализом.

Нельзя переводить предложение слово за словом, по порядку. Т.к. порядок слов в латинском языке свободный, нет гарантий, что первое слово в предложении является подлежащим. Более того, подлежащее в латинском предложении может вообще отсутствовать. Поэтому в первую очередь следует найти сказуемое, которое определяется по окончанию.

Например, в предложении Libros bonos legere debetis по окончанию–tis определяем, что сказуемое здесь слово debetis. Судя по форме, это 2-ое лицо множественного числа, настоящего времени, действительного залога. Посмотрев в словарь, мы находим значение глагола debeo –“быть должным”. 2-ое лицо множественного числа настоящего времени переводится «вы должны». Подлежащее “вы” добавляется исходя из глагольной формы debetis (2-ое лицо множ. числа). Мысль не закончена, поэтому мы задаем вопрос – “что делать?”. Рядом находится слово legere. Судя по окончанию –re это форма инфинитива. Посмотрев в словарь, мы находим глагол lego – «читать». Следовательно, главные члены предложения нужно перевести: «вы должны читать». Глагол legere, как и русский глагол “читать”, - переходный, значит, он требует винительного падежа (accusativus). В нашем предложении два оставшихся слова libros bonos стоят в accusativus, об этом свидетельствует окончание –os –признак асс. рl. II склонения. Заглянув в словарь, мы находим слова: liber, bri –книга и bonus, a, um – хороший. Значит, прилагательное bonos является определением к существительному libros. Итак, перевод предложения: “Вы должны читать хорошие книги”.

Примечание: если слова нет в контрольной работе, значит, оно входит в лексический минимум, который нужно выучить наизусть.

Кроме контрольной работы на зачете студент должен сдать лексический минимум и минимум крылатых выражений.

При заучивании слов следует произносить формы именительного (nominativus), родительного (genetivus) падежей и род – для имен существительных; родовые формы – для имен прилагательных; четыре основные формы и спряжение – для глаголов. При этом обязательно заучиваются производные слова в русском языке, образованные от латинского корня.

Например:


  1. filia, filiae (женский род) – дочь; в русском языке «филиал».

  2. libero, liberavi, liberatum, liberare – освождать, в русском языке – «либерализация», «либерал».

  3. privatus, privata, privatum – частный, личный; в русском языке – «приватизация».

Если значение слова в русском языке неизвестно или не совсем понятно, рекомендуется его проверить по любому толковому словарю («Словарь русского языка», «Словарь иностранных слов», «Энциклопедический юридический словарь» и др.).

Слова подобраны по грамматическим темам, также их рекомендуется заучивать и сдавать.

^




  1. ТЕМАТИКА контрольныХ работ



Вариант 1

1. Просклоняйте словосочетания. Переведите все падежные формы:

а) mea causa prima – мое первое дело

б) judex justus – справедливый судья

в) res publica – общее дело


^ 2. Проспрягайте глагол administrare 1 (управлять) в Praesens, Imperfectum, Futurum I действительного залога. Переведите каждую форму.


  1. Переведите текст «De familia Romana».


De familia Romana ex libris scriptorum Romanorum cognoscimus. Primum locum in familia dominus obtinebat. In familia Romana dominus et domina erant, filii et filiae, sed etiam servi erant. Servorum officia varia erant. Multi servi, praecipue Graeci, viri docti erant, ei erant medici et magistri. Servi vitam miseram agebant et contra dominos armis pugnabant.


^ Слова к тексту:


de (предлог с abl.)

О, об

liber, libri m

Книга

scriptor, oris m

Писатель

cognosco, ere

Узнавать

Locus, i m

Место, положение

Obtineo, ere

Занимать

Dominus, i m

Господин, хозяин

Domina, ae f

Госпожа, хозяйка

Erat, erant

Имперфект глагола “быть” в ед. и мн.ч.

Filius, i m

Сын

Sed etiam

Но и , а также

Servus, i m

Раб

Varius, a , um

Различный

Multus, a, um

Многочисленный

Praecipue

Особенно

Graecus, i m

Грек

Vir, viri m

Муж, мужчина, человек

Ei (указат. местоимение)

Они

Medicus, i m

Врач

Doctus, a, um

Ученый

Magister, tri m

Учитель

Miser, misera, miserum

Несчастный, жалкий

Ago, ere

Вести

Pugno, are

Сражаться

Arma, orum n

оружие


Примечание: Если слово отсутствует в списке, ищите его в “Лексическом минимуме”.


  1. Объясните значение и происхождение следующих слов (при выполнении задания необходимо пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями):

Приватизация, либеральный, легальный, прокурор, адвокат, криминалистика, юстиция, юриспруденция, дивиденды, паритет.


Образец: Аграрный – земельный, относящийся к землевладению, землепользованию (от лат. ager, agri m
– поле, пашня, земля).


Вариант 2

^ 1. Просклоняйте словосочетания. Переведите все падежные формы:

а) nostra terra maxima – наша великая страна

б) jus civile - гражданское право

в) manus militaris – вооруженный отряд


^ 2. Проспрягайте глагол videre 2 (видеть, смотреть) в Praesens, Imperfectum, Futurum I действительного залога. Переведите каждую форму.


  1. Переведите текст «De servis Romanorum».

Romani magnum numerum servorum habebant. Servi in villis Romanorum laborabant. Alii servi, praecipue Graeci, non in agris laborare debent, ei sanabant et liberos educabant, pueros grammaticae, philosophiae et litteris docebant. Narrabant pueris de claris poetis Graecorum, ut de Homero, et de claris philosophis, ut de Democrito et Socrate, et de aliis viris doctis.


^ Слова к тексту:


de (предлог с abl.)

О, об

Servus, i m

Раб

Romanus, i m

римлянин

Romanus, a, um

римский

magnus, a , um

большой, огромный

habeo, ere

иметь

Liberi, orum m

дети

Consto, are

состоять

Villa, ae f

поместье

Laboro, are

работать, трудиться

Praecipue

особенно

alius, a, um

другой

Graecus, i m

грек

Ei (указат. местоимение)

они

Debeo, ere

быть должным, обязанным

Sano, are

лечить

Educo, are

воспитывать

Puer, pueri m

мальчик, ребенок

narro, are

рассказывать

Littera, ae f

буква, во мн. ч. - литература

Poeta, ae m

поэт

ut

как, например

Philosophus, i m

философ

Doctus, a, um

ученый

Vir, viri m

муж, мужчина, человек


Примечание: Если слово отсутствует в списке, ищите его в “Лексическом минимуме”.


  1. Объясните значение и происхождение следующих слов (при выполнении задания необходимо пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями):

Криминология, республика, коррупция, реклама, филиал, кодекс, альтернатива, фальсификация, консенсус, презумпция.


Образец: Репатриант – лицо, возвращающееся на родину из эмиграции, плена и т.д. (от лат. приставки ’’re” – назад + patria, ae f – родина).


Вариант 3


^ 1. Просклоняйте словосочетания. Переведите все падежные формы:

а) vester collega doctus – ваш ученый товарищ

б) homo sapiens – человек разумный

в) status magnus – огромное государство


^ 2. Проспрягайте глагол dividere 3 (разделять) в Praesens, Imperfectum, Futurum I действительного залога. Переведите каждую форму.


3. Переведите текст «De vita servorum Romanorum».


Misera et plena laborum erat servorum vita in civitate Romana. Dominus in servos vitae et necis potestatem habebat. Servi libertatem suam vindicare temptabant et seditiones concitabant. Noti sunt clari duces servorum: Eunus in Sicilia, Spartacus in Italia. Proverbium erat: «Inter dominum et servum nulla amicitia est».


^ Слова к тексту:


de (предлог с abl.)

о, об

servus, i m

раб

Romanus, a, um

римский

miser, misera, miserum

несчастный, жалкий

plenus, a , um

полный

labor, oris m

работа; трудность, лишение

erat, erant

имперфект глагола “быть” в ед. и мн.ч.

civitas, atis f

государство

in (предлог с Acc., Abl.)

в, на, в отношении, по отношению

nex, necis f

смерть

potestas, atis f

возможность, право

habeo, ere

иметь

libertas, atis f

свобода

vindico, are

защищать

tempto, are

пытаться

seditio, onis f

восстание

clarus, a, um

знаменитый, известный

sunt

презенс глагола “быть” во мн.ч.

concito, are

поднимать

notus, a, um

знаменитый, известный

dux, ducis m

вождь, предводитель

proverbium, i n

пословица

nullus, a, um

никакой

amiсitia, ae f

дружба


Примечание: Если слово отсутствует в списке, ищите его в “Лексическом минимуме”.



  1. Объясните значение и происхождение следующих слов (при выполнении задания необходимо пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями):

Максимальный, минимальный, партия, прогресс, облигация, конституция, консерватор, плюрализм, популярный, император.


Образец: Коммуна – коллектив людей, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда (от лат. communis, e – общий, совместный).


6. ВОПРОСЫ

к зачету по латинскому языку


  1. Что называется диграфом? Что называется дифтонгом? Назовите латинские диграфы и дифтонги. Как они произносятся? Приведети примеры.

  2. Назовите изменяемые и неизменяемые части речи.

  3. Что такое склонение?

  4. Какие части речи являются склоняемыми?

  5. Какие существительные относятся к:

А.  склонению

Б.  склонению

В.  склонению

Г. IV склонению

Д. V склонению.

Приведите примеры существительных.

  1. Сколько склонений имеют прилагательные?

  2. Как образуются степени сравнения прилагательных?

  3. Как образуются производные наречия?

  4. Как образуются степени сравнения наречий?

  5. С какими падежами употребляются предлоги?

  6. Какова функция падежей?

  7. Сколько и какие основные формы и основы имеет глагол?

  8. По какому признаку глаголы относятся к тому или другому спряжению?

  9. Какие глаголы относятся к :

А.  спряжению

Б.  спряжению

В.  спряжению

Г. IV спряжению.

  1. Какие глагольные формы образуются от основы инфекта?



  1. Какие глагольные формы образуются от основы перфекта?

  2. Какие глагольные формы образуются от основы супина?

  1. Назовите основные характеристики глагольных форм.

  2. Что такое наклонение? Назовите, какие наклонения существуют.

  3. Назовите а. времена системы инфекта (несовершенного вида); б. времена системы перфекта (совершенного вида).

  4. Как образуются времена системы инфекта действитеотного и страдательного залога?

  5. От какой основы образуются времена:

а). системы инфекта действительного и страдательного залогов;

б). системы перфекта действительного залога?

23. Как образуются времена системы перфекта действительного залога?

  1. Как образуются времена системы перфекта страдательного залога?

  2. Перечислите неличные формы глагола.

  3. Дайте классификацию причастий.

  4. Как образуются: а. действительное причастие настоящего времени; б. страдательное причастие прошедшего времени; в. действительное причастие будущего времени.

  5. Назовите виды местоимений и особенности их склонения.

  6. На какие группы делятся числительные?

  7. Назовите особенности образования и склонения числительных.

  8. Какие слоги считаются долгими? Приведите примеры. Какие слоги считаются краткими? Приведите примеры.

  9. Сформулируйте правила латинского ударения.



^ 7. Индивидуальные задания

Задания на закрепление правил грамматики


1 – 2 склонения. Притяжательные местоимения.

Указательные местоимения is, iste, ille


Составьте и просклоняйте словосочетание:


  1. тот древний город (is, ea, id; oppidum, i n; antiquus, a, um)

  2. этот греческий пират (ille, a, ud; pirata, ae m; Graecus, a, um)

  3. этот знаменитый перс (iste, a, ud; Persa, ae m; clarus, a, um)

  4. наш ученый товарищ (noster, tra, trum; collega, ae m; doctus, a,um)

  5. тот хороший друг (is, ea, id; amicus, i m; bonus, a, um)

  6. наш городской житель (noster, tra, trum; incola, ae m; urbanus, a, um)

  7. мой первый учитель (meus, a, um; magister, tri m; primus,a,um)

  8. тот хороший пример (is, ea, id; exemplum, i n; bonus, a, um)

  9. этот неизвестный остров (iste, a, ud; insula, ae f; ignotus, a um)

  10. та долгая война (is, ea, id; bellum, i n; longus, a, um)

  11. наш римский поэт (noster, tra, trum; poeta, ae m; Romanus, a,um)

  12. то большое письмо (is, ea, id; epistula, ae f, magnus, a, um)

  13. это свободное слово (ille, a, ud; verbum, i n; liber, era, erum)

  14. ваш трудолюбивый земледелец (vester, tra, trum; agricola, ae m; laboriosus, a um)

  15. та чистая доска (is, ea, id; tabula, ae f; rasus, a, um).


Глагол

Повелительное наклонение.

Настоящее время изъявительного наклонения действительного залога.

Определите спряжение глагола. Проспрягайте в praesens ind. act. Образуйте формы (4) повелительного наклонения.

  1. scribere- писать

  2. venire- приходить

  3. numerare- считать

  4. legere- читать

  5. servire- служить

  6. struere- строить

  7. studere- заниматься

  8. narrare- рассказывать

  9. agere- действовать

  10. sentire- чувствовать

  11. habere- иметь, держать

  12. colere- почитать

  13. administrare- управлять

  1. audire- слушать

  2. ornare - украшать

Времена системы инфекта изъявительного

наклонения обоих залогов.


Проспрягайте глагол в praesens ind. act. et pas.; imperfectum ind. act. et pas.; futurum I ind. act. et pas. Переведите 3 л. ед. ч.


  1. colere- почитать

  2. amare- любить

  3. tangere- трогать

  4. salutare- приветствовать

  5. ponere- ставить, класть

  6. finire- заканчивать, определять

  7. ornare- украшать

  8. mittere- посылать, отправлять

  9. audire- слушать

  10. pellere- толкать, бить

  11. movere- двигать

  12. legere- читать

  13. monstrare- показывать

  14. regere- управлять

  15. videre- видеть, смотреть


3 склонение. Указательные местоимения


Составьте и просклоняйте словосочетания:

  1. этот простой закон (ille, a, ud; lex, legis f; simplex,-icis)

  2. та трудная работа (is, ea, id; labor,-oris m; difficilis,e)

  3. это гражданское право (iste, a, ud; jus, juris n; civilis,e)

  4. то огромное государство (is, ea, id; civitas,-atis f; ingens,-entis)

  5. это лесное животное (ille,a,ud; animal,-alis n; silvester,-tris,-tre)

  6. то счастливое время (is, ea, id; tempus,-oris n; felix,-icis)

  7. этот сладкий голос (iste, a, ud; vox, vocis f; dulcis,e)

  8. эта быстрая нога (ille, a, ud; pes, pedis m; celer, -eris, -ere)

  9. то храброе сердце (is, ea, id; cor, cordis n; fortis,e)

  10. этот знаменитый город (iste,a,ud; urbs,is f; celeber, bris, bre)

  11. этот разумный человек (ille, a, ud; homo,inis m; sapiens,-ntis)

  12. та короткая ночь (is, ea, id; nox, noctis f; brevis,e)

  13. этот пеший воин (iste, a, ud; miles, -itis m; pedester,-tris,-tre)

  14. та смелая девушка (is, ea, id; virgo,-inis f; audax,-acis)

  15. этот знаменитый царь (ille, a, ud; rex, regis m; nobilis,e)



Времена системы перфекта изъявительного

наклонения обоих залогов.


Проспрягайте глагол в perfectum ind. act. et pas.; plusquamperfectum ind. act. et pas.; futurum II ind. act. et pas.


  1. colo, colui, cultum, ere - почитать, обрабатывать

  2. amo, avi, atum, are - любить

  3. instruo, xi, ctum, ere - наставлять, учить

  4. saluto, avi, atum, are - приветствовать

  5. pono, posui, positum, ere - ставить, класть

  6. finio, ivi, itum, ire - заканчивать, определять

  7. orno, avi, atum, are - украшать

  8. mitto, misi, missum, ere - посылать, отправлять

  9. audio, ivi, itum, ire - слушать

  10. pello, pepulli, pulsum, ere - толкать, бить

  11. moveo, movi, motum, ere - двигать, волновать

  12. lego, legi, lectum, ere - собирать, читать

  13. monstro, avi, atum, are - показывать

  14. rego, xi, ctum, ere - управлять

  15. video, vidi, visum, ere - видеть, смотреть


Образуйте все формы причастий от глаголов:

  1. nomino, avi, atum, are – называть

  2. moveo, movi, motum, ere - двигать

  3. scribo, psi, ptum, ere - писать

  4. audio, ivi, itum, ire - слушать

  5. numero, avi, atum, are - считать

  6. mitto, misi, missum, ere - посылать

  7. punio, ivi, itum, ire - наказывать

  8. duco, duxi, ductum, ere - вести

  9. deleo, evi, etum, ere - разрушать

  10. facio, feci, factum,ere - делать

  11. amo, avi, atum, are - любить

  12. promitto, misi, missum, ere - обещать

  13. servo, avi, atum, are - сохранять

  14. struo, xi, ctum, ere - строить

  15. frango, fregi, fractum, ere – ломать


Переведите, определите форму сказуемого:

  1. Leo rex animalium est.

  2. Victoria concordia gignitur.

  3. Mala herba cito crescit.

  4. Terra circum solem movetur.

  5. Graeci Trojam ceperunt.

  6. Urbs capta erit.

  7. Cicero orator clarus fuit.

  8. Trojani in Italiam fugerunt.

  9. In luna vita non est.

  10. Suus rex reginae placet.

  11. Roma condita est a fratribus.

  12. Pax mater artium est.

  13. Troja a Graecis capta est.

  14. Omnis ars naturae imitatio est.

  15. Ille id fecerit.


Переведите, определите форму сказуемого:

  1. Una hirundo non facit ver.

  2. Suus rex reginae placet.

  3. Victoria concordia gignitur

  4. Leo rex animalium est.

  5. Plenus venter non studet libenter.

  6. Romulus primus rex Romanorum fuit.

  7. Vita brevis, ars longa est.

  8. Troja a Graecis capta est.

  9. Cicero orator clarus fuit

  10. Roma condita est a fratribus.

  11. Mala herba cito crescit.

  12. Urbs capta erit

  13. Luna circum terram movetur.

  14. Caesar multas urbes expugnavit.

  15. Manus manum lavat.



Глагол


Времена системы инфекта и перфекта.


1 в.

  1. Определите форму: amavit.

  2. Найдите форму Perf. Ind. pas.: amaturus est; amaverit; amatus est; amavi.

  3. Раскройте скобки: (Любите) patriam nostram!


2 в.

  1. Определите форму: dixerit.

  2. Найдите форму Plusquamperf. Ind. act.: dictus est; dixit; dixerat; dicet.

  3. Раскройте скобки: (Не говори), si nescis.


3 в.

  1. Определите форму: vivet.

  2. Найдите форму perf. ind. act.: vixit; vixisse; vixerit; vivebat.

  3. Раскройте скобки: Tum (был жив) pater meus!


4 в.

  1. Определите форму: audiverit.

  2. Найдите форму imperf. ind. pass.: audiebat; auditur; auditus est; audiverat.

  3. Раскройте скобки: (Мы выслушаем) et alteram partem!


5 в.

  1. Определите форму: victus est.

  2. Найдите форму plusquamperf. ind. act.: vixerat; vixit; victus est; vicit.

  3. Раскройте скобки: (Победит) fortissimus!


6 в.

  1. Определите форму: tacetur.

  2. Найдите форму praes. ind. act.: tacuisset; taceat; tacet; tacuerit.

  3. Раскройте скобки: (Если бы ты промолчал), philosophus mansisses.


7 в.

  1. Определите форму: fuit.

  2. Найдите форму plusquamperf. ind. act.: est; sit; fuerit; fuerat.

  3. Раскройте скобки: (Я был) felix, amice!


8 в.

  1. Определите форму: defensi sumus.

  2. Найдите форму praes. ind. act.: defendemus; defendimus;

defenderimus; defendamus.

  1. Раскройте скобки: (Мы защитим) patriam nostram!


9 в.

  1. Определите форму: habebant.

  2. Найдите форму imperf. ind. pass.: habere; habentur; habebantur; habiti essent.

  3. Раскройте скобки: (Я имел тогда) hunc librum.


10 в.

  1. Определите форму: canet.

  2. Найдите форму perf. ind. pass.: cantus est; cantus sit;

cantus erat; canit.

  1. Раскройте скобки: Ante victoriam (ты воспеваешь) triumphum!



^

Задания на закрепление крылатых выражений

Упражнение №1:


Найдите правильный перевод выражения:

1 Сasus belli

  1. Состояние войны

  2. Состав преступления

  3. Повод к войне

2 Dura lex, sed lex

  1. Не царь закон

  2. Суров закон, но (это) закон

  3. Закон есть царь
^

3 Sine ira et studio


  1. Без гнева и пристрастия

  2. Через тернии к звездам

  3. Опасность в промедлении

4 Periculum est in mora

  1. Без гнева и пристрастия

  2. Изменение к худшему

  3. Опасность в промедлении
^

5 Reformatio in pejus


  1. Юридически и фактически

  2. Изменение к худшему

  3. Из многих – единое

Упражнение № 2:


Закончите выражения:

  1. Через тернии к звездам – Per aspera …

  1. pro reo

  2. ad astra

  3. status quo

  1. Жизнь коротка, искусство вечно – Vita brevis…

  1. ars longa

  2. suprema lex

  3. o mores

  1. Благо народа – высший закон – Salus populi…

  1. de facto

  2. nota bene

  3. suprema lex

  1. Никто не должен быть дважды наказан за одно преступление - Nemo debet bis puniri…

  1. post factum

  2. reformatio in pejus

  3. pro uno delicto

  1. Пусть будет выслушана и другая сторона – Audiatur…

  1. e pluribus unum

  2. status in statu; с) et altera pars



Оригинал-макет рабочей программы дисциплины

ННОУ КИЭП


Подписано в печать АКТ № 8 « 28 » января 2005 г.


Формат 60 х 90/16

Объем - 2,31 п.л. Тираж 100 экз.


Стоимость руб.


Бумага многофункциональная офисная

Отпечатано в копировально-множительном отделе.

Кузбасского института экономики и права



Скачать 259.3 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты